Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ рентабельности продукции




В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сум­му прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Если прибыль относится к абсолютным показателям и на ее основе нельзя сравнивать деятельность предприятий с различным производственным потенциалом, то показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовой эффек­тивности предприятия. В связи с этим они используются для срав­нительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные виды продукции в разных объе­мах. Показатели рентабельности относят к обязательным элемен­там анализа и оценки финансового состояния предприятия.

Общий смысл понятия рентабельности — определение суммы прибыли, получаемой с одного рубля вложенного капитала. Сущ­ность рентабельности как финансово-экономической характерис­тики предприятия раскрывается через систему показателей. По­скольку показатели рентабельности являются относительными, они могут быть выражены как в коэффициентах, так и в процентах.

Основные показатели рентабельности можно объединить в сле­дующие группы:

• показатели рентабельности продукции;

• показатели рентабельности капитала (активов и пассивов).

Первая группа — показатели рентабельности продукции — ши­роко используется менеджерами предприятия для организации управления затратами, ценообразованием, при решении вопроса о сужении или расширении объема производства и сбыта, т.е. для разработки маркетинговой стратегии. Кроме того, своевременный и регулярный контроль за уровнем рентабельности позволяет сни­зить влияние инфляции на финансовые результаты предприятия.

Вторая группа — показатели рентабельности капитала — позво­ляет оценить способность предприятия приносить доход на вло­женный в него (предприятие) капитал и оценить эффективность использования оборотных и внеоборотных активов. Показатели рентабельности активов и пассивов применяются при выборе структуры финансовых ресурсов, при расчете рыночной цены предприятия, т.е. по существу при выборе финансовой политики предприятия в предстоящий период. Для инвесторов показатели рентабельности активов и пассивов важны с точки зрения эффек­тивности вложений средств в предприятие.

Остановимся более подробно на расчете основных показателей из указанных групп.

Первая группа. Оценка рентабельности продукции, выпускае­мой предприятием, может производиться с помощью показателей рентабельности основной деятельности (окупаемость издержек) и рентабельности продаж. Исходной информацией для расчета по­казателей является форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Рентабельность основной деятельности определяется как отно­шение прибыли (убытка), полученной от реализации продукции, к затратам на ее производство и реализацию (полной себестоимо­сти) и показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждо­го рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Рп = Ппр

где П — прибыль (убыток) от продаж по стр. 050 формы № 2; 3 - затраты на производство и реализацию продукции, работ, ус­луг, равные сумме значений стр. 020, 030, 040 формы № 2.

Данный показатель может быть рассчитан и для отдельных видов продукции как отношение прибыли (убытка) от реализации данного вида изделий к себестоимости реализованного изделия. В этом случае используются данные внутрихозяйственного учета.

Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибы­ли (убытка) от продаж к сумме полученной выручки

Рпр = Ппр/В.

Данный показатель характеризует эффективность производ­ственной деятельности, т.е. показывает, сколько прибыли (убытка) организацией получено на 1 руб. выручки. Помимо этого, показа­тель отражает изменения в политике ценообразования и способ­ность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции, т.е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов, возникающих в ходе производственно-хозяй­ственной деятельности, выплаты налогов, относимых на себестои­мость, и т.д. Отрицательная динамика коэффициента может свиде­тельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления конт­роля за использованием материально-производственных запасов.

Отрицательное значение показателя означает, что в результате реализации продукции организация получила убыток.

Очевидно, что на изменение рентабельности продаж оказыва­ют влияние те же самые факторы, что и на изменение прибыли от продаж: изменения объема реализованной продукции, цены продукции и ее структуры, а также затрат на ее производство и реализацию. Количественно оценить их влияние на показатель можно с помощью методов факторного анализа, аналогично опи­санным выше.

Для расчета показателя по отдельным видам продукции использу­ются данные внутрихозяйственного учета по прибыли й выручке, по­лученной в результате реализации конкретного вида продукции.


По своей экономической сущности показатель очень близок к показателю затрат на 1 руб. реализованной продукции, который также используется для анализа эффективности основной деятель­ности предприятия.

Показатель затрат на 1 руб. реализованной продукции непосред­ственно связан с прибылью от продаж и характеризует уровень затрат на производство и реализацию обезличенной продукции в целом по предприятию. Он определяется как отношение затрат на производство и реализацию продукции к выручке от реализации в отчетном периоде по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»:

31рп = 3/В,

где 3 — затраты на производство и реализацию продукции, вычис­ляемые как сумма стр. 020, 030, 040 формы № 2; В — выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость и аналогичных обязательных платежей), равная сумме по стр. 010 формы № 2.

Очевидно, что 31рп + Р = 1.

Снижение показателя 31рп характеризует рост эффективности производственной деятельности организации, который может быть достигнут, с одной стороны, в результате проводимой поли­тики экономии затрат, а с другой — в результате оптимизации структуры реализованной продукции и маркетинговой политики организации.

В настоящее время на большинстве предприятий планирова­ние затрат на 1 руб. продукции не ведется, для сравнения можно использовать «естественное граничное» значение этого показате­ля. Оно рассчитывается из условия компенсации неизбежных те­кущих затрат предприятия его минимальной выручкой. К таким затратам следует отнести:

• все затраты, включаемые в себестоимость продукции;

• финансируемые из прибыли (например, затраты на содержа­ние объектов соцкультбыта);

• косвенные налоги (например, НДС, акцизы и т.п.).

Если предположить, что затрат, финансируемых из прибыли, у предприятия нет, а косвенные налоги ограничить НДС, то «ес­тественное» граничное значение показателя затрат на 1 руб. реа­лизованной продукции будет равно 0,833.

Следует отметить, что при этом не будут учитываться налоги, относимые на финансовый результат: налог на имущество, сборы на нужды образовательных учреждений и др. В противном случае граничное значение показателя было бы несколько ниже.

Если при анализе затрат на 1 руб. реализованной продукции в состав выручки от реализации не включать косвенные налоги,


«естественное» граничное значение показателя будет равно 1. Это означает, что затраты на производство и реализацию продукции в отчетном периоде равны полученной выручке от ее реализации. В данном случае прибыль от продаж продукции (работ, услуг) равна нулю. Превышение граничного значения свидетельствует об убыточности основной деятельности предприятия.

Вторая группа. На основе различных видов капитала и показа­телей прибыли можно рассчитать целый ряд показателей рента­бельности (или прибыльности) в зависимости от целей проводи­мого ими анализа (табл. 31.6).

 

Таблица 31.6

Вид капитала Вид прибыли
Внеоборотные активы Прибыль (убыток) от продаж продукции (работ, услуг)
Оборотные активы Прибыль (убыток) до налогообложения
Собственный капитал Прибыль (убыток) от обычной деятельности
Инвестированный капитал (собственный капитал плюс долгосрочные обязательства) Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода)
Заемный капитал  

 

В общем виде формулу для расчета показателей рентабельнос­ти капитала можно представить в следующем виде:

Рентабельность капитала =

= Прибыль / Средняя за период величина капитала.

Как было отмечено в предыдущих разделах, для предприятий, находящихся в кризисном финансовом состоянии, оценивать рен­табельность деятельности целесообразно по конечному финансо­вому результату — чистой прибыли (убытку).

Ниже приведены формулы для расчета и трактовки основных показателей рентабельности капитала предприятия по чистой при­были (убытку).

Рентабельность активов рассчитывается как отношение чис­той прибыли к среднегодовой стоимости всех активов организа­ции,

Ра = Пчср

где Пч — чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода по стр. 190 формы № 2; Аср — среднегодовая стоимость всех активов организации, определяемая как средне­арифметическая величина валюты бухгалтерского баланса (стр. 300 формы № 1) на начало и конец периода.

Этот показатель отражает, сколько прибыли (убытка) предпри­ятие в среднем получило в отчетном периоде на 1 руб. вложен­ных средств независимо от источника их привлечения. Он отра­жает эффективность использования имущества предприятия. Сни­жение показателя также может свидетельствовать о падающем спросе на продукцию фирмы и о излишнем накоплении активов. Помимо этого, сравнивая рентабельность всех активов анализи­руемого предприятия со среднеотраслевым показателем, можно определить уровень его конкурентоспособности.

Значение показателя меньше нуля определяет, какой убыток предприятие получило на 1 руб. вложенных средств.

Рентабельность оборотных активов вычисляется как отноше­ние чистой прибыли к среднегодовой величине оборотных акти­вов предприятия.

Роа = Пч/ Аоср,

где А — среднегодовая стоимость оборотных активов организа­ции, определяемая как среднеарифметическая величина на нача­ло и конец периода (стр. 290 формы № 1).

Данный показатель показывает, сколько прибыли предприятие получило на 1 руб. вложенных оборотных средств, и характери­зует эффективность их использования.

Для определения факторов, влияющих на значение показате­ля, несколько преобразуем формулу:

Роа = Пчоср = (Пч/В).(В/Аоср),

где В — выручка от реализации продукции (работ, услуг), равная сумме по стр. 010 формы № 2.

Из формулы очевидно, что на прибыльность оборотных акти­вов влияет, с одной стороны, ценовая политика предприятия и сложившийся на нем уровень затрат на производство и реализа­цию продукции, а с другой стороны — деловая активность пред­приятия, измеряемая оборачиваемостью активов. Из формулы видны возможные пути повышения рентабельности активов пред­приятия и, по сути, пути увеличения прибыльности капитала — при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускоре­нию оборачиваемости производственных активов. Отрицательным моментом является ситуация, когда прибыль, получаемая на 1 руб. активов, меньше средней процентной ставки по заемным сред­ствам. Она отражает неспособность предприятия использовать свои денежные средства более эффективно, чем если бы они ле­жали на счете в банке.

Рентабельность инвестиций рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме среднегодовых величин собственного капитала и долгосрочных кредитов.

Роа = Пч/(Скср + До), где Скср,

До - среднегодовая стоимость собственного капитала и долгосрочных обязательств предприятия, определяемая как сред­неарифметическая величина на начало и конец периода (стр. 490, 590 формы № 1).

Данный показатель определяет, сколько прибыли получило предприятия на 1 руб. собственных вложенных средств. Он харак­теризует эффективность использования капитала, инвестирован­ного собственниками на длительный срок, и дает возможность сравнить полученную прибыль с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. Рост показа­теля означает, что предприятие эффективно применяет и соб­ственные средства, и долгосрочные кредиты.

Вероятность получения более высокой рентабельности активов при использовании заемных средств обычно связывают с макси­мально жестким подходом к выбору проектов, финансируемых за счет кредиторов. Отбирают лишь те проекты, которые обеспечива­ют экономическую рентабельность выше средней цены кредитов. Поскольку проценты за кредит, учитываемые в операционных рас­ходах предприятия, уменьшают налогооблагаемую прибыль, ис­пользование долгосрочных заемных средств предприятием зачастую более выгодно, чем использование собственных источников финан­сирования.

При отсутствии долгосрочных кредитов значение показателя рентабельность инвестиций определяет эффективность использо­вания собственного капитала.

Рост значения показателя свидетельствует о росте финансовой устойчивости предприятия, что является, несомненно, позитив­ным фактором.

У предприятий, конечным финансовым результатом деятель­ности которых является убыток, все показатели рентабельности капитала будут иметь отрицательное значение. В данном случае показатели используются в большей степени для отслеживания динамики их изменения и оценки прогнозируемых результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Ниже рассмотрен пример анализа рентабельности ОАО «Боль­шие машины».

Пример 31.6. Результаты расчетов представлены в табл. 31.7.

Все показатели рентабельности, несмотря на некоторое улучше­ние, свидетельствуют о неэффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия как в отчетном, так и в базисном перио­де. Так, в отчетном периоде на каждый рубль затрат на производство и реализацию продукции предприятие получило 11 коп. убытка и 13 коп. убытка на 1 руб. выручки от ее реализации.

 

Показатель Базисный период Отчетный период
Валюты баланса 574 254 606 682
Оборотные активы 92 087 134 310
Собственный капитал 262 378 155 169
Долгосрочные обязательства    
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) 438 764 575 565
Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) 512 147 647 807
Прибыль (убыток) от продаж -73 383 -72 242
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода -102 920 -102 696
 
Рентабельность основной деятельности, % -14 -11
Затраты на 1 рубль реализованной продукции 1,17 1,13
Рентабельность продаж, % -17 -13
Рентабельность активов, %   -4
Рентабельность оборотных активов, %   -23
Рентабельность инвестиций, %   -12

 

Отрицательные значения показателей рентабельности капитала также свидетельствуют о неэффективном использовании средств и невыгодности вложения в предприятие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 6731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.