КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи финансового прогнозирования и финансового планирования в неплатежеспособной организации. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия 5 страница
1. Определить основные источники риска. 2. Определить возможные потери, денежные и не денежные, наступления неблагоприятных обстоятельств. 3. Оценить вероятность наступления того или иного события. 4. Оценить наихудший вариант развития событий. 5. Оценить, не превышают ли возможные потери, ожидаемые от осуществления данного проекта, выгоды от его реализации. 6. Определить, можно ли снизить вероятность наступления неблагоприятного исхода и разработать систему соответствующих мероприятий. 7. Оценить, не породят ли эти действия новые риски, если да, то следует ли прибегать к такой защите. 34-3. АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОПТИМИЗАЦИИ АССОРТИМЕНТА Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен. Поэтому оценка ассортиментной политики предприятия как фактора, оказывающего непосредственное влияние на формирование прибыли, является важным условием эффективного управления процессом формирования финансовых результатов. Под ассортиментом понимают состав (соотношение) отдельных видов изделий в продукции предприятия с учетом их качества и сортности. Ассортиментная политика — это формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. В условиях рыночной экономики со стороны потребителя к товару предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, а от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели его деятельности. В этих целях ассортиментная политика является одним из главных направлений деятельности каждого предприятия. Ассортиментная политика может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Цель ассортиментной политики — оптимизация ассортимента, т.е. определение такого состава выпускаемой продукции, который обеспечит получение наибольшей прибыли в прогнозном периоде. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать спрос на данный вид продукции и стремиться к наиболее эффективному использованию тру- довых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других видов ресурсов, находящихся в его распоряжении. Трудность решения данной задачи заключается в многовариантности объединения перечисленных элементов для достижения конечной цели — оптимизации ассортимента с учетом поставленных перед предприятием стратегических рыночных целей. Задачами проведения ассортиментной политики являются: • определение перспективных и текущих потребностей покупателей; • оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой (планируемой к выпуску) продукции; • изучение жизненного цикла изделий и своевременное принятие мер для внедрения новых, более совершенных видов продукции; • изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных видов продукции; • оценка экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции. Задача управления ассортиментом делится на две составляющие: • стратегическое планирование ассортимента; • текущее управление ассортиментом. Типовой цикл планирования ассортимента включает оценку замысла, разработку спецификации, создание опытных образцов, проверку возможностей массового производства, рыночное тестирование товара для выявления его жизнестойкости, соответствия требованиям рынка и прибыльности. Стратегическое планирование должно базироваться на разработке ассортиментной концепции, в которой дается обоснованное представление о перспективном ассортименте предприятия. В своей основе оно должно опираться на прогнозные данные характера будущего спроса и учитывать потенциальные возможности предприятия по удовлетворению прогнозируемого спроса. Текущее управление подразумевает корректировку запланированного ассортимента в реальном времени, т.е. применительно к постоянно меняющимся внешним и внутренним факторам. К внешним факторам изменения плана по ассортименту относятся: • конъюнктура рынка; • изменение спроса на отдельные виды выпускаемой продукции; • состояние материально-технического обеспечения; • несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по не зависящим от него причинам. К внутренним факторам изменения плана по ассортименту относятся: • недостатки в организации процесса производства; • плохое техническое состояние оборудования, простои; • низкая культура производства (низкая профессиональная квалификация работников); • недостатки в системе управления и материального стимулирования труда. Эффективное управление ассортиментом предполагает наличие по каждому виду выпускаемой продукции информации о динамике: • цены; • продаж; • складских запасов; • средневзвешенной закупочной цены сырья; • себестоимости; • прибыли; • доли отдельных видов продукции в общем объеме реализации. Важным источником резервов увеличения суммы прибыли является оптимизация структуры товарной продукции, т.е. увеличение доли изделий, приносящих большую прибыль предприятию. Однако производственная программа не может быть сведена к выпуску одного самого доходного изделия или услуги. В связи с ограниченной емкостью рынка наилучший ассортимент — это практически всегда компромисс между выпуском высокорентабельной, средне- и малорентабельной продукции, а иногда даже убыточных видов продукции. Это связано с тем, что даже малоприбыльные или убыточные товары, будучи реализованными на рынке, покрывают часть общих затрат предприятия. В случае отказа от производства таких товаров необходимо увеличивать выпуск других товаров, однако это возможно, только если удается увеличить свой сегмент рынка или выйти на новые рынки. Для определения подходов к планированию оптимальной ассортиментной политики предприятия необходимо рассмотреть критерии оптимизации ассортимента. Критерии оптимизации ассортимента базируются на результатах: • анализа затрат; • анализа безубыточности по каждому виду выпускаемой продукции. В антикризисном управлении анализ точек безубыточности является способом классификации продукции предприятия с точки зрения ее доходности и перспектив развития производства. Классификация может быть проведена, например, на основе трех оценочных параметров: Q — объем производства продукции; Qnp — объем реализации за тот же период; Пб — точка безубыточности. На основании соотношения указанных параметров продукция разделяется на группы, по каждой из которой должны быть решены специфические задачи, позволяющие принять правильное решение по формированию ассортимента. Группировка осуществляется исходя из следующих условий: Группа 1. Пб < Q= Qnр - продукция реализуется полностью, объем выпуска превосходит порог рентабельности. Задачи формирования ассортиментной политики по этой группе продукции заключаются в проверке емкости рынка и производственной мощности предприятия с целью возможного увеличения объемов производства, а также в анализе эластичности рынка для выбора рациональной ценовой политики. Группа 2. Пб < Q > Qnp — наличие трудностей в реализации. В задачи формирования ассортиментной политики по этой группе входит выявление устаревших изделий, производство которых неперспективно, нахождение новых рынков, определение возможностей реализации модернизированной продукции, выработка ценовой политики в отношении данной продукции. Группа 3. Пб > Q > Qnp — для продукции этой группы характерны сложности в реализации и нерентабельность производства. При формировании ассортиментной политики необходимо решить вопрос о целесообразности выпуска этого товара. Однако если нерентабельность связана с освоением нового вида продукции, то задачей является ускорение выхода на рентабельные объемы производства, активное продвижение нового товара на рынок, рекламная кампания и т.п. Основным критерием при решении вопроса о том, выпуску каких изделий отдать предпочтение, является следующее. Чем больше величина удельного маржинального дохода (маржинальный доход на единицу изделия) и, следовательно, больше величина прибыли: mах Мвуд => max прибыль, тем большее предпочтение должно отдаваться производству этих видов изделий. Однако это условие является недостаточным, поскольку усложняется наличием ограничений, которые надо обязательно учитывать. К таким ограничениям относятся: • производственные мощности предприятия, • емкость рынка; • трудовые ресурсы предприятия (общее количество или по профессиям); • материальные ресурсы (недостаток материалов для изготовления продукции в необходимом количестве); • временные ограничения. Видоизмененный критерий выглядит следующим образом: шах Мвуд (с учетом факторов ограничений) => max прибыли. Принятие решений с учетом ограничений на ресурсы предусматривает определение удельного маржинального дохода, рассчитываемого на единицу ресурса, в котором предприятие испытывает недостаток. Предпочтение отдается производству тех видов продукции, которые обеспечивают более высокий удельный маржинальный доход на единицу ограниченного ресурса. Иными словами, если предприятие испытывает недостаток в каком-либо ресурсе, то производство продукции, обеспечивающей предприятию больший маржинальный доход на единицу такого ресурса, является более выгодным, поскольку позволит предприятию получить большую прибыль. Расчет максимизации величины прибыли с учетом трудовых ресурсов, сырьевых ресурсов и оборудования имеет одинаковую схему. Отличием является учет маржинального дохода в расчете на человеко-час, машино-час и т.д. Рассмотрим пример оптимизации ассортиментной политики предприятия. Пример 34.1. Предприятие производит и реализует изделия: А — объемом QnpA = 2000 шт. по цене 40 руб. за единицу изделия; Б - объемом QnpБ = 2400 шт. по цене 45 руб. за единицу изделия; В — объемом QnpB = 2800 шт. по цене 35 руб. за единицу изделия. Переменные издержки (Зпер) на производство и реализацию изделий составляют соответственно 66 000, 96 000 и 94 000 руб., постоянные издержки предприятия составили 23 000 руб. Производственные мощности предприятия рассчитаны на производство 8800 шт. изделий любого вида. Загрузка мощностей предприятия неполная и составляет 7200 шт. Проведем расчет затрат предприятия на производство и реализацию единицы каждого изделия с учетом того, что постоянные издержки (Зпост) условно распределены по видам продукции пропорционально объемам реализации продукции в денежном выражении. Как показывают данные табл. 34.11, при производстве и реализации изделия В возникает убыток. Прибыль от реализации всех изделий составляет 3000 руб.
Рассмотрим влияние решения отказаться от выпуска убыточного изделия В. В случае отказа от производства изделия В, производство и реализация которого является убыточной, выручка предприятия сократится и составит 188 ООО руб., при этом произойдет сокращение издержек на сумму переменных затрат, необходимых для производства изделия В, на величину 94 ООО руб. Сумма переменных затрат составит 162 ООО руб. Постоянные затраты не зависят от объема производства продукции, и поэтому отказ от производства изделия В не повлияет на их величину. Общие затраты предприятия без производства изделия В составят 189 ООО руб. В этом случае деятельность предприятия станет убыточной — убытки составят 1000 руб. Таким образом, решение о снятии с производства изделия В для предприятия - прямая потерянная прибыль в размере 3000 руб. и накопленные убытки в размере 1000 руб. Произведем расчет удельного маржинального дохода по каждому виду продукции (табл. 34.12). Таблица 34.12
Данные табл. 34.12 свидетельствуют о том, что у всех изделий удельный маржинальный доход является положительной величиной. При отказе от производства любого изделия предприятие теряет маржинальный доход. Так, например, при отказе от производства изделия Б предприятие потеряет 5 руб. удельного маржинального дохо да. Отказ от производства 2400 шт. изделия Б приведет к потерям в размере 12 ООО руб., следовательно, необходимо сохранить данное изделие в ассортименте выпускаемой продукции. Предположим наличие у предприятия возможности производить и реализовывать новое изделие Г в объеме 3000 шт. по цене реализации 30 руб. за единицу изделия. Удельные переменные издержки по этому изделию составляют 18 руб., величина удельного маржинального дохода по этому виду изделия - 12 руб. Увеличение прибыли предприятия от производства и реализации данного вида изделия составит 36 000 руб. Таким образом, выпуск изделия Г для предприятия выгоден. Производственные мощности предприятия рассчитаны на производство 8800 шт. изделий. При исходном ассортименте общий выпуск продукции предприятия составляет 7200 штук. При принятии решения по производству изделия Г возникает вопрос о необходимости отказа от производства 1400 шт. других изделий и надо решить, производство каких изделий следует сократить. Среди всех производимых предприятием изделий наименьшую величину удельного маржинального дохода имеет изделие В, при отказе от производства 1400 шт. которого предприятие потеряет 2002 руб. (1,43 * 1400), в то время как от выпуска всего объема изделия Г будет получено 36 000 руб. Выигрыш предприятия от изменения в ассортименте составит 33 998 руб. (36 000 - 2002). В результате обновления продукции прибыль предприятия вырастет с 3000 до 37 002 руб., о чем свидетельствуют данные табл. 34.13.
В данном примере постоянные затраты по каждому виду изделия были рассчитаны исходя из их условного распределения пропорционально объемам реализации. Однако следует иметь в виду, что применение любых методов распределения постоянных затрат может привести к ошибочным выводам. В раде случаев оценки, сделанные на основе тех или иных расчетов, могут существенно различаться и привести к неправильным выводам. Если при большом ассортименте выпускаемой продукции и небольших различиях в удельном весе каждого товара в выручке от реализации всего ассортимента такие противоречия незаметны, то при значительном различии во вкладе товаров в выручку возникают серьезные ошибки. Поэтому, проводя углубленный операционный анализ при обосновании ассортиментной политики предприятия, нельзя ограничиваться только одним вариантом расчетов, а следует рассмотреть результаты различных вариантов распределения постоянных затрат. Кроме того, необходимым условием является проведение углубленного операционного анализа, позволяющего определить величину удельного маржинального дохода по каждому виду выпускаемых изделий, что позволит определить вид изделий, выпуск которых обеспечивает предприятию получение максимальной прибыли. Рассмотрим еще один пример максимизации величины прибыли с учетом ограничения по трудовым ресурсам. Пример 34,2. ОАО «Круг» производит три вида изделий — А, Б, В, отдельные показатели производства и реализации которых за текущий год приведены в табл. 34.14. Необходимо определить оптимальную ассортиментную политику предприятия на следующий год с учетом ограничений по трудовым ресурсам (50 ООО чел.-ч) и достаточность планируемого маржинального дохода для покрытия накопленных долгов. Ниже приведен порядок расчетов, все показатели которого сведены в табл. 34.14: Таблица 34.14
[1] вычисляем величину удельного маржинального дохода Мвуд как разницу между ценой реализации и удельными переменными затратами; 2) вычисляем величину удельного маржинального дохода на единицу рабочего времени Мв.рвуд как частное от деления величины удельного маржинального дохода на удельные затраты рабочего времени на производство продукции; 3) определяем планируемые объемы производства по каждому виду изделия (Qпр.пл). Изделие В имеет более высокий удельный маржинальный доход, чем другие изделия. Однако производство изделий А и Б обеспечивает больший удельный маржинальный доход на единицу рабочего времени и их должно быть выпущено столько, сколько требует спрос, а остальное время будет использовано для выпуска изделия В; 4) затраты рабочего времени на выпуск изделия А и Б с учетом максимальной емкости рынка составляют: ЗрвА = ЗрвАуд * Vmах = 9 * 2200 = 19 800 тыс. руб., ЗрвБ = ЗрвБуд • Vmах = 5 • 4000 = 20 000 тыс. руб.; 5) величина фактора ограничения по трудовым ресурсам - 50 000 чел.-ч, находим величину остатка рабочего времени для производства изделия В: ∆Зрв = 50 000 - (19 800 + 20 000) = 10 200 чел.-ч;
7) вычисляем планируемый маржинальный доход (Мв.пл); 8) определяем маржинальный доход, необходимый для покрытия долгов (Мд), как сумму постоянных затрат и величины непогашенных долгов. Поскольку планируемый маржинальный доход превышает маржинальный доход, необходимый для покрытия долгов, то его сумма является достаточной для покрытия накопленных долгов. Экономическим эффектом от оптимизации ассортиментной политики является прибыль в размере 5400 тыс. руб, часть которой в размере 3000 тыс. руб. может быть направлена на погашение долга. Расчеты представлены в табл. 34.15.
Иногда в процессе производственной деятельности предприятия требуется принять решение о производстве и продаже изделий по цене ниже их себестоимости. Такая необходимость может возникнуть при спаде производства, если предприятие не сумело сформировать портфель заказов и его производственные мощности используются недостаточно полно. Чтобы избежать убытков, предприятие должно стремиться найти выход из создавшейся ситуации. В это время поступающие предложения от заказчиков на производство продукции, требующей несколько иной технологии и, соответственно, дополнительных постоянных затрат, могут быть приняты даже по ценам ниже себестоимости в случае, если дополнительный заказ имеет гарантированную оплату. Производство продукции по дополнительному заказу даже по цене ниже себестоимости может быть выгодно для предприятия при условии покрытия всех переменных и дополнительных постоянных затрат на его производство, а также части общих постоянных затрат предприятия. В этом случае происходит снижение доли постоянных затрат на единицу прибыльной продукции предприятия, что влечет за собой увеличение общего размера прибыли. Таким образом, даже при невыгодных условиях исполнение дополнительного заказа может значительно снизить себестоимость единицы продукции за счет наращивания объемов производства и вместо убытка получить прибыль. Однако окончательный вывод об экономической оправданности для предприятия заказа на выпуск продукции ниже себестоимости можно сделать только после проведения технико-экономи- ческих расчетов. Рассмотрим пример принятия предприятием решения по выполнению заказа по цене ниже себестоимости.
При прогнозном объеме реализации предприятие завершит год с убытками, равными 6000 руб., что объясняется высоким удельным весом постоянных издержек в выручке. Для того чтобы избежать убытков, предприятие может принять предложение на выпуск 300 шт. изделий по цене 110 руб., что ниже их плановой себестоимости, равной 120 руб. Выпуск данного вида продукции требует несколько другой технологии и, соответственно, дополнительных постоянных затрат. Поэтому предприятие должно дополнительно израсходовать 5000 руб. на конструкторско-техноло- гическую подготовку производства. Расчеты технико-экономического обоснования возможности принятия данного решения приведены в табл. 34.18. Таблица 34.18
Дополнительная выручка покрывает все переменные затраты и конструкторские расходы по производству дополнительного заказа, а также часть общих постоянных затрат. В этом случае результатом производственно-хозяйственной деятельности предприятия является прибыль в размере 4000 руб. Текущее планирование подразумевает контроль разработанных предприятием мер по антикризисному управлению, а следовательно, подразумевает оценку результатов хозяйственной деятельности предприятия. При определении результатов хозяйственной деятельности необходимо дать оценку выполнения плана по ассортименту выпускаемой продукции для возможности дальнейшей корректировки ассортиментной политики предприятия. Оценка выполнения плана по ассортименту продукции производится с использованием коэффициента выполнения плана по ассортименту продукции (Квп), который рассчитывается как частное от деления общего фактического объема выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции.
Будем считать, что продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.
Увеличение объема производства и реализации одних видов продукции и сокращение других видов приводит к изменению структуры продукции, которое оказывает значительное влияние на такие показатели, как выручка, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Расчет влияния изменения структуры производства (т.е. соотношения объемов отдельных видов продукции в общем объеме производства) на уровень перечисленных показателей можно провести способом цепной подстановки, использование которого позволяет исключить влияние всех факторов, кроме структуры продукции.
где ВПф — фактический выпуск товарной продукции; ВПусл — фактический выпуск товарной продукции при условии сохранения плановой структуры товарной продукции. ВПусл получают умножением плановых показателей выпуска продукции в стоимостном выражении по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию (Квп). Пример 34.5. По данным, приведенным в табл. 34.20, провести анализ структуры товарной продукции с целью оценки проводимой предприятием программы финансового оздоровления. Таблица 34.20
ВПусл = ∑(Vф.o6щ • УДiпл • Цiпл) = 32 086 млн руб. ВПф = ∑(Vф общ • УДiФ * Цiпл) = 31 400 млн руб. Изменение объема производства за счет изменения структуры выпуска продукции составило: ДВП = BПф - ВПусл = 31 400 - 32 086 = -686 млн руб. стр ф усд Данные графы 6 - выпуск продукции при условии сохранения плановой структуры, получены умножением показателя графы 5 - плановая товарная продукция, на коэффициент выполнения плана товарной продукции в целом по предприятию (Квп):
При равномерном перевыполнении плана по всем видам продукции на 109,08% и ненарушении плановой структуры выпуска товарной продукции общий объем производства в плановых ценах составил бы 32 086 млн руб. Однако при фактической структуре объем производства ниже на 686 млн руб., что свидетельствует о значительном снижении доли одного из дорогих видов продукции в общем объеме выпуска продукции. Снижение удельного веса высокорентабельной продукции привело к невыполнению плана по ассортименту, что в свою очередь повлекло за собой снижение размера прибыли и рентабельности предприятия.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |