КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи финансового прогнозирования и финансового планирования в неплатежеспособной организации. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия 1 страница
ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ Прогнозирование в общем смысле — это попытка заглянуть в будущее. Традиционно в прогнозировании используются три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?), направление (каковы тенденции будущего?) и величина (как велики будут перемены?). Планирование включает в себя разработку способов и методов реализации разработанных прогнозов, т.е. планирование — процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем для использования ресурсов и получения доходов. Финансовое прогнозирование и планирование отличаются от обычного способом отражения результатов прогнозов. Прогнозы и планы излагаются в форме финансовых документов, и многие показатели, используемые для оценки, носят ярко выраженный финансовый характер. Кроме того, подготовка прогнозных финансовых документов — наиболее распространенный метод финансового прогнозирования, поскольку отличается гораздо более широким масштабом охвата событий и фактов. Финансовые прогнозы в общем случае служат для оценки будущих потребностей предприятия в финансировании. Основными целями финансового прогнозирования и планирования неплатежеспособной организации являются: * определение и обоснование возможности или невозможности восстановить платежеспособность в установленные законодательством сроки; • определение и обоснование возможности или невозможности обеспечить финансовое равновесие предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Отметим, что период, на который составляется финансовый прогноз, в антикризисном управлении является важнейшим параметром, который надо определить. В том случае если неплатежеспособное предприятие находится в процедуре банкротства, сроки восстановления платежеспособности ограничены. Так, в соответствии со ст. 92 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 16 октября 2002 г. № 27-ФЗ совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. При составлении прогноза также необходимо учитывать сезонные факторы, оказывающие влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, а также периодичность налоговых платежей (например, налога на имущество). Исходя из этого следует составлять прогнозы на ежемесячной основе, по крайней мере на первый год. На последующие периоды рекомендуется готовить прогнозы на год или квартал, поскольку с увеличением прогнозируемого периода растет неопределенность, и данные с помесячной детализацией будут менее достоверными. На некоторых предприятиях могут происходить значительные оггоки денежных средств в середине месяца, например, если заработная плата выплачивается еженедельно, а все клиенты стараются расплатиться в конце месяца. В этих обстоятельствах, возможно, следует готовить еженедельные прогнозы, по крайней мере на краткосрочный период, например, первые три месяца. Отправной точкой для разработки прогнозов и планов служит текущее финансовое состояние предприятия. И конечно же, прогноз будущего состояния предприятия основывается на ретроспективном анализе финансового состояния предприятия, о методах и способах проведения которого рассказано в предыдущих главах учебного пособия. Напомним, что финансовый план и прогноз — это конечный результат планирования и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, который тесно связан и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы и прогнозы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия. Условия, от которых зависит эффективность финансового планирования, вытекают из самих целей этого процесса и требуемого конечного результата. В этом смысле выделяют три основные условия финансового планирования: 1. Прогнозирование. Финансовые планы должны быть составлены при как можно более точном прогнозе определяющих факторов. При этом прогнозирование может основываться на исторической информации, с использованием аппарата математической статистики (математического ожидания, линии тренда и т.д.), результатов моделей прогнозирования (статистических моделей, учитывающих взаимосвязь факторов друг с другом и внешними факторами), экспертных оценок и др. 2. Выбор оптимального финансового плана. Очень важный момент для менеджеров предприятия. На сегодняшний день не существует модели, решающей за менеджера, какую из возможных альтернатив следует принять. Решение принимается после изучения альтернатив, на основе профессионального опыта и, возможно, даже интуиции руководства. 3. Контроль над воплощением финансового плана в жизнь. Достижение долгосрочных планов невозможно без текущего планирования, подчиненного этим долгосрочным планам, и контроля за ходом их реализации. Более того, информация, полученная в результате контрольных мероприятий, позволяет отследить возникшие отклонения и вовремя скорректировать текущие планы предприятия. Сформулируем основные технологические принципы финансового планирования. Принцип соответствия состоит в том, что приобретение текущих активов (оборотных средств) следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников. Другими словами, если предприятие планирует закупку партии товаров, прибегать для финансирования этой сделки к эмиссии облигаций не следует. Необходимо воспользоваться краткосрочной банковской ссудой или коммерческим кредитом поставщика. В то же время для проведения модернизации парка оборудования следует привлекать долгосрочные источники финансирования. Принцип постоянной потребности в рабочем капитале (собственных оборотных средствах) сводится к тому, что в прогнозируемом балансе предприятия сумма оборотных средств предприятия должна превышать сумму его краткосрочных задолженностей, т.е. нельзя планировать «слаболиквидный» баланс предприятия. Данный принцип имеет ярко выраженный прагматичный смысл — определенная часть оборотных средств предприятия должна финансироваться из долгосрочных источников (долгосрочной задолженности и собственного капитала). В этом случае предприятие имеет меньший риск испытать дефицит оборотных средств. Следует иметь в виду, что для предприятий, находящихся в кризисе, допустимо планирование «слаболиквидного» промежуточного баланса, но с улучшающейся динамикой, однако баланс, соответствующий окончанию срока финансового оздоровления, безусловно должен быть ликвидным. Принцип избытка денежных средств предполагает в процессе планирования «не обнулять» денежный счет, а иметь некоторый запас денег для обеспечения надежной платежной дисциплины в тех случаях, когда какой-либо из плательщиков просрочит по сравнению с планом свой платеж. В том случае, когда в реальной практике сумма денег предприятия становится чрезмерно большой (выше некоторого порогового значения), предприятие может прибегнуть к покупке высоколиквидных ценных бумаг. Одним из простых, но при этом эффективных методов прогнозирования и планирования финансовых показателей предприятия является увязка многочисленных показателей основных финансовых документов с будущими продажами. В основе этого подхода лежит тенденция к прямой зависимости издержек, текущих активов и текущих пассивов от продаж. Кроме того, потребуются определенные независимые прогнозы для индивидуальных статей, связанных с инвестиционной и финансовой деятельностью предприятия. Тем не менее этот метод действительно обеспечивает простую и логичную оценку многих важных финансовых параметров. Сначала необходимо определить, какие именно статьи финансовых документов меняются пропорционально продажам. Это позволит поставить данные статьи в пропорциональную зависимость от продаж. Очень важно как можно более точно оценить будущие продажи. Напомним, что исходными данными для финансового планирования и прогнозирования будущих продаж являются маркетинговый и производственный планы предприятия. Теперь необходимо определить отдельные статьи финансовых документов. Например, если запасы в прошлом составляли около 15% продаж, если стоимость продаж будущего периода прогнозируется на уровне 10 млн руб., то нам следует ожидать, что запасы будут оцениваться в 1,5 млн руб. Однако не все так просто для неплатежеспособной организации. Например, одним из пунктов антикризисной программы может являться сокращение сверхнормативных запасов к концу будущего периода. В этом случае пропорциональное соотношение будет другим. То же самое касается и других зависящих от объема продаж статей финансовых документов. То есть при составлении финансового прогноза должны быть учтены результаты планируемых мер по выводу предприятия из кризиса, связанных с операционной деятельностью (снижение себестоимости продукции, продолжительности операционного цикла, увеличение оборачиваемости дебиторской задолженности и, как следствие, ее уменьшение, снижение доли бартерных сделок и т.п.). Для пояснения метода рассмотрим конкретный пример с учетом некоторых предположений и допущений. Допустим, что ОАО «Альфа» с 2003 г. находится в процедуре банкротства. Сумма задолженности предприятия, попавшая под мораторий, составляет 3500 тыс. руб., в том числе задолженность перед поставщиками и подрядчиками — 900 тыс. руб., задолженность по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды — 2700 тыс. руб. В табл. 34.1 представлены выборочные статьи финансовых документов предприятия ОАО «Альфа» за 2001—2003 гг. Таблица 34.1
Предположим, что в результате разработанных мероприятий в 2004 г. планируется: • увеличить объем продаж на 25%; относительно объема продаж: снизить себестоимость продукции на 3%; установить предел увеличения коммерческих и управленческих расходов на производство и реализацию продукции не более чем на 1%; величину запасов оставить на прежнем уровне от объема продаж; снизить уровень дебиторской задолженности до 10%; увеличить сумму денежных средств и их эквивалентов до 5%; установить предел увеличения текущей кредиторской задолженности не более чем на 1%; • сумму отчислений в фонды оставить на прежнем уровне; • обеспечить накопление нераспределенной прибыли. В табл. 34.2 представлены значения выборочных статей финансовых документов в процентах от продаж за 2001—2003 гг. и прогноз на 2004 г. Таблица 34.2
Применив метод прогнозирования финансовых показателей в процентах от объема продаж, мы получим финансовые документы на 2004 г. (табл. 34.3). В отчете о прибылях и убытках требует пояснения запись о процентах, начисленных за кредит, величина которых увеличилась с 90 тыс. до 110 тыс. руб. Это связано с ростом банковского кредита в 2004 г. А рост банковского кредита напрямую связан с запланированными мероприятиями. Поясним на примере. По
прогнозу величина активов предприятия должна составить 8509,5 тыс. руб. При запланированных изменениях в текущих пассивах предприятия мы видим, что собственных источников финансирования в виде нераспределенной прибыли недостаточно и величина пассивов (без учета банковского кредита) и собственного капитала предприятия составляет 7386,3 тыс. руб. Нам «не хватает» для покрытия величины активов 1123,2 тыс. руб. (8509,5 — —7386,3), это и есть величина банковского кредита. Эту величину еще называют PLUG, что в переводе с английского означает «вставка, пробка, затычка». Кредит должен быть «вставлен» в баланс таким образом, чтобы общие активы равнялись сумме пассивов и собственного капитала предприятия. Рассмотрим величину нераспределенной прибыли, которая по итогам за 2004 г. планируется в размере 417,5 тыс. руб. Поскольку величина отчислений в фонды запланирована как фиксированная в размере 160 тыс. руб., то Нераспределенная прибыль (2004 г.) = = Нераспределенная прибыль (2003 г.) + + Чистая прибыль (2004 г.) — Отчисления в фонды (2004 г.); 5 + 571,5 — 160 = 417,5 тыс. руб. Нераспределенная прибыль — это основное связующее звено между отчетом о прибылях и убытках и балансом предприятия. По мере роста прибыли увеличивается нераспределенная прибыль, а потребность в кредите падает. Третий документ на прогнозируемый период — отчет о движении денежных средств — содержит все предполагаемые источники поступления денежных средств (притоки) и направления их использования (оттоки). Основной целью его разработки является прогнозирование во времени валового и чистого денежного потоков предприятия в разрезе отдельных видов деятельности и обеспечение платежеспособности на всех этапах планового периода. Форма и структура документа приведена в гл. 33. Напомним, что он включает в себя поступление и расходование денежных средств по трем видам деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой. Отрицательная разница между притоками и оттоками денежных средств составляет PLUG (вставку), которая должна быть профинансирована извне (учтена в финансовом разделе плана). Положительная разница означает накопление денежных средств предприятием, и ее величина определяет возможность погашения накопленной задолженности и сроки ее погашения. При ежемесячном прогнозировании плана движения денежных средств по операционной деятельности необходимо помнить, что существует временной лаг между моментом реализации и моментом получения денег, между моментом закупок и моментом оплаты. Период погашения дебиторской задолженности (период инкассации) равен отношению остатка дебиторской задолженности предприятия (ДЗ) в рассматриваемом периоде к сумме однодневного оборота по реализации продукции в том же периоде (00). Ппдз = ДЗ/О0. В рассматриваемом примере средний период погашения дебиторской задолженности равен 36 дням (2125/21250 • 360) и означает, что имеет место средний временной разрыв в 36 дней между продажей в кредит (торговым кредитом) и получением денежных средств. Соответственно, инкассация денежных средств в любом месяце равняется продажам в кредит за 36 дней до того. Аналогичный лаг для покупок составляет 10 дней ((1465,8 — 900)/ 21250 • 360). Остаток денежных средств на конец месяца становится запасом на начало следующего месяца. Сравнение остатка денежной наличности на конец периода с минимальным резервом дает оценку ежемесячного излишка или дефицита денежных средств предприятия по операционной деятельности. Дефицит соответствует PLUG в прогнозных документах компании. Это объем денежных средств, которые необходимо привлечь тем или иным способом на прогнозную дату для покрытия расходов и формирования денежного излишка. Прогнозируемый излишек денежных средств — это как раз те средства, которые предприятие должно накопить для погашения задолженности по долгам. Отметим, что сумма амортизации отражается не по операционной деятельности, а как приток денежных средств по инвестиционной деятельности. Аналогичным образом формируется раздел отчета по инвестиционной деятельности предприятия с учетом временных разрывов, связанных с вложением средств, продажей активов, свертыванием инвестиционных проектов. Раздел, отражающий финансовую деятельность предприятия, должен содержать данные согласно графику выплат по предоставленным кредитам, в том числе налоговым. В табл. 34.4 представлен сводный прогноз денежных потоков на 2004 г. для рассматриваемого предприятия ОАО «Альфа» при условии постоянных фиксированных активов, сформированный с использованием косвенного метода (см. параграфы 33.4—33.5). Он представляет собой перечисление всех предполагаемых источников поступления денежных средств (денежных притоков) и направлений их использования (денежных оттоков) за прогнозируемый период. Разница между притоками и оттоками денег (cash flow) и составляет PLUG (вставку), которая должна быть профинансирована извне. Таблица 3U
Итак, мы построили прогноз и выяснили, что для осуществления разработанных антикризисных мероприятий при увеличе- нии объема продаж на 25% предприятию необходимо получить банковский кредит в размере 1,1 млн руб. С одной стороны, дебиторская задолженность прогнозируется в размере 2,1 млн руб., и это хорошее обеспечение займа в 1,1 млн руб. С другой стороны, предприятие находится в процедуре банкротства, что значительно снижает кредитное доверие банка. Варианта два: либо предприятие находит банк, готовый предоставить заем при таких условиях, что маловероятно, либо менеджеры должны признать, что разработанных антикризисных мероприятий недостаточно для решения задачи накопления денежных средств для погашения долгов и, пересмотрев программу действий, найти резервы уменьшения PLUG. Предположим, что выбранный нами вариант антикризисных мероприятий по операционной (основной) деятельности был оптимистическим, предусматривающим самое благоприятное развитие событий, и резервов уменьшения PLUG по основной деятельности у предприятия нет. Напомним, что в рамках прогнозирования операционной деятельности ОАО «Альфа» мы оставляли величину фиксированных активов без изменений. Поскольку все резервы по основной деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, исчерпаны и за счет основной своей деятельности предприятие не способно накопить необходимые денежные средства, рассмотрим состав фиксированных активов с целью выявления тех из них, которые можно реализовать (превратить в денежные средства) без ущерба для производственной деятельности и разработанной программы производства и сбыта продукции. Величина фиксированных активов в рассматриваемом примере равна 2900 тыс. руб. Предположим, что в соответствии с планом инвестиционной деятельности предприятия в 2004 г. предполагается реализовать долгосрочные финансовые вложения, балансовая стоимость которых составляет 500 тыс. руб., и часть основных средств, балансовая стоимость которых — 800 тыс. руб. Мы видим, что реализация данных активов (1300 тыс. руб.) «перекрывает» потребность в банковском кредите (1123 тыс. руб.) и позволяет направить часть средств (177 тыс. руб.) на погашение накопленной ранее задолженности. Конечно, фактически реализация активов будет происходить не по балансовой, а по рыночной стоимости, которая может отличаться от балансовой. Данное обстоятельство также необходимо учесть при разработке планов. Возможен еще один подход к оценке величины реализации фиксированных активов предприятия — оценке денежного потока от инвестиционной деятельности. С одной стороны, мы знаем наибольшую величину денежного потока от операционной деятельности (напомним, что наш прогноз оптимистический) и величину денежного потока от финансовой деятельности по уже взятым кредитам. С другой стороны, нам известна величина накопленной предприятием задолженности, которую предприятие должно погашать либо в соответствии с согласованным графиком погашения задолженности (если это процедура финансового оздоровления), либо по истечении определенного срока (если это процедура внешнего управления). То есть у нас определена минимальная необходимая величина денежного оттока предприятия. Разница между минимальной необходимой величиной совокупного денежного потока, величинами денежных потоков от операционной и финансовой деятельности и будет составлять необходимый денежный поток от инвестиционной деятельности. Затем необходимо оценить возможность, очередность, сроки реализации фиксированных активов предприятия, а также их рыночную стоимость. Еще одним важным моментом составления прогнозов является анализ чувствительности (ситуационный анализ) — формализованное определение серии вопросов типа «что если». Что если продажи возрастут на 15% вместо запланированных 25%? Что если себестоимость реализованной продукции составит 84% вместо запланированных 82%? Анализ чувствительности подразумевает смену предпосылок (хотя бы одной из них), на которых строятся прогнозные документы, и наблюдение за тем, как меняются при этом прогнозы. Таким образом, у менеджеров появляется возможность определить диапазон колебаний возможных результатов. Именно с этой целью в антикризисном управлении целесообразно составлять три вида финансовых планов: пессимистический, реалистический и оптимистический. Кроме того, анализ чувствительности позволяет определить, какие предпосылки оказывают наиболее сильное воздействие на прогноз, а какие являются второстепенными. Например, что окажет большее влияние на финансовый результат, снижение объема продаж на 5% или невозможность реализовать запланированный к продаже актив в намеченный срок? Это позволяет правильно концентрировать усилия менеджеров, сосредоточить их внимание на факторах, имеющих особое значение для вывода предприятия из кризиса. Большинство финансовых моделей, которые применяются менеджерами предприятий, относятся к методам моделирования, направленным на прогнозирование последствий альтернативных финансовых стратегий при разных исходных допущениях. Эти модели включают как модели общего характера, практически не очень сложные, так и модели, содержащие сотни уравнений и взаимосвязанных переменных.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |