Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы операционного анализа в антикризисном управлении. Определение порогов рентабельности, необходимого маржинального дохода для покрытия долгов, запаса финансовой прочности




Операционный анализ — это элемент управления затратами пред­приятия, исследующий влияние структуры затрат и выручки на формирование операционной прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции (работ, услуг)) и направленный на изыс­кание резервов увеличения ее суммы. Он позволяет путем мате­матического моделирования отыскать наиболее выгодное соотно­шение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства. Распространены и другие названия операционного анализа: анализ безубыточности, CVP- анализ (costs—volume—profit — анализ «затраты-объем—прибыль»). Эффективность операционного анализа для выработки управлен­ческих решений определяется тем, что такой анализ сводит вое­дино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый ана­лиз и производственное планирование.

Следует подчеркнуть, что величина операционной прибыли лишь косвенно отражает суммарный денежный поток от опера­ционной деятельности. Напомним, что наличие операционной прибыли в конкретный период времени (см. параграф 33.3) еще не означает, что предприятие будет иметь положительный денеж­ный поток, так как величина денежного потока определяется так­же динамическим состоянием оборотных средств и задолженнос­тей предприятия. То есть наличие операционной прибыли явля­ется необходимым, но не достаточным условием способности предприятия генерировать деньги. В данной главе мы будем ана­лизировать и планировать исключительно операционную прибыль.

Как можно оптимизировать производственную программу предприятия с точки зрения издержек с целью приведения их структуры к оптимальной? Для ответа на этот вопрос требуется применение эффективного метода калькулирования затрат. Суще­ствует множество методов калькулирования в зависимости от ка- кого-либо критерия. По способу отнесения затрат либо на про­дукт, либо на период существует два метода калькулирования:

• «absorption costing» («абзорпшен костинг») — метод калькулиро­вания себестоимости продукции с распределением всех затрат меж­ду реализованной продукцией и остатками продукции на складе;

• «direct costing» («директ-костинг»') — метод калькулирования себестоимости продукции, при котором все затраты разделяются на постоянные и переменные и постоянные затраты полностью относятся на реализованную продукцию. Именно этот способ калькулирования целесообразно использовать при проведении операционного анализа.

При данном способе калькулирования все затраты разделяют­ся на постоянные и переменные. Переменные затраты — это та­кие затраты, которые меняются (в целом) приблизительно прямо пропорционально увеличению или уменьшению объема производ­ства (в предположении, что издержки на единицу продукции ос­таются почти постоянными, стабильными). К ним относятся зат­раты на сырье и материалы, энергию и коммунальные услуги (ис­пользуемые в процессе производства), комиссионные с продаж (если они определяются объемом продаж), сумма выплат зарпла­ты рабочим (при условии, что она может быть увеличена или уменьшена при увеличении или уменьшении объема производ­ства). Следует сделать два важных замечания относительно пере­менных издержек. Первое — говоря о связи переменных издержек с объемом выпускаемой продукции, мы не утверждаем, что здесь имеет место жестко прямая связь: объем производства стал боль­ше в 2 раза, следовательно, и величина издержек, связанных с приобретением сырья, выросла тоже в 2 раза. Это не так, мы хо­тим подчеркнуть только то, что направление связи прямое. Это легко доказывается. Например, фирма резко увеличила закупку сырья, что, скорее всего, означает, что продавец предоставит не­которую скидку в цене покупаемого сырья, или, предположим, что фирма смогла провести известное рационирование в потреблении сырья, при этом при росте производства в 2 раза потребление сырья выросло только в 1,95 раза. Второе — связь между объемом производства и издержками действует в двух направлениях, т.е. рост объема производства предполагает увеличение издержек, свя­занных с оплатой труда, в случае снижения объема производства мы будем иметь дело со снижением затрат по оплате труда. Пос-

' Термин «директ-костинг» (direct costing), введенный в 1936 г. американцем Д. Харрисом и буквально означающий «учет прямых затрат», в некотором смысле условен. На первых этапах практического применения этой системы в себестои­мость включали действительно только прямые расходы, общая сумма которых со­впадала с суммой переменных расходов, а все виды косвенных расходов списыва­ли непосредственно на финансовые результаты. В настоящее время «директ-кос­тинг» предусматривает учет себестоимости не только в части прямых перемен­ных, но и в части косвенных переменных затрат (поэтому термин «variable costing» более точно отражает суть метода). При анализе информации, полученной на ос­нове системы «директ-костинг», условно принимается, что объем производства равен объему продаж.

леднее чрезвычайно важно в условиях антикризисного управле­ния. Существуют примеры, когда при значительном сокращении объемов производства предприятие, производящее стандартную, не подверженную качественному изменению продукцию, в то же время увеличило численность персонала на 50%, при сохранении условий оплаты труда, что и явилось одним из факторов, привед­ших предприятие к кризису.

Постоянные затраты — это такие затраты, которые не меня­ются, когда меняется уровень производства за какой-то опреде­ленный период времени (например, год). Примерами постоянных затрат являются затраты на амортизацию зданий и оборудования, аренду и лизинг (которые не изменяются при изменении объема продаж и объема производства), проценты по кредитам, заработ­ная плата служащих, управляющих, контролеров (которая по пред­положению не изменяется при изменении уровня производства), общие административные расходы.

Подразделяя расходы на переменные и постоянные, нужно использовать понятие «область релевантности», в котором сохра­няется особая взаимосвязь запланированных соотношений выруч­ки и затрат. Так, постоянные расходы постоянны относительно конкретного периода, например одного года, но со временем из- за воздействия внешних факторов могут увеличиться или умень­шиться (изменение ставки налога на имущество и пр.).

Как было отмечено выше, главным достоинством операцион­ного анализа является возможность простого и эффективного моделирования влияния на размер прибыли, получаемой предпри­ятием, изменения сразу нескольких факторов:

• объема и структуры производства и реализации;

• состава и величины затрат;

• цен на продукцию.

Такое моделирование и анализ («что если», «what-if») необхо­димы для выбора рациональных решений в управлении и плани­ровании.

Операционный анализ, проведенный по основным видам про­дукции, позволяет ответить на ключевые вопросы ведения бизнеса:

• какая продукция либо направление бизнеса приносят наи­большую прибыль, а какие убыточны?

• производство какой продукции целесообразно расширять и финансировать, а производство какой продукции сворачивать?

• каковы оптимальные цены на продукцию?

• какие затраты наиболее значительны и по какому виду про­дукции?

• каким образом можно воздействовать на статьи затрат?

Процесс операционного анализа не является жестко закреплен­ной схемой действия, но в то же время необходимо при его про­ведении сохранять определенную логику анализа (А. Браун). Ниже представлены приблизительные схемы, описывающие данный процесс, в разрезе подразделений предприятия (рис. 33.2) и по ви­дам производимой продукции (рис. 33.3). Следует отметить, что конкретный состав и объем работ зависят от специфики учетной политики, особенностей бухгалтерского и управленческого учета конкретного предприятия.

Ключевыми элементами анализа соотношения «затраты— объем-прибыль» выступают маржинальный доход, порог рента­бельности (точка безубыточности), запас финансовой прочности.

Маржинальный доход (валовая маржа) — это разница между вы­ручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат. Существует еще один способ опреде­ления величины маржинального дохода: путем сложения посто­янных затрат и прибыли предприятия.

Порог рентабельности (точка безубыточности) (break-even point) — это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, ус­луг) равна всем его совокупным затратам, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка. Как только достигнута точка безубыточности, каждая дополнительно про­данная единица продукции приносит дополнительную прибыль, рав­ную маржинальному доходу на единицу продукции.

Запас финансовой прочности — это отклонение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) от пороговой выручки (порога рентабельности), которое может измеряться как в процентах, так и в рублях.

Используя методы математической статистики, графические методы, можно определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей, стро­ить сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от объема, рассчи­тывать критическую точку объема производства, прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зави­симости от факторов объема или мощности оборудования, т.е. решать стратегические задачи управления предприятием.

Остановимся более подробно на ключевых элементах операци­онного анализа и их значении в антикризисном управлении.

При проведении мероприятий по финансовому оздоровлению, при антикризисном управлении анализ точек безубыточности яв­ляется способом классификации продукции с точки зрения ее доходности и перспектив развития производства. В этом случае выделяют наиболее существенные факторы, определяющие себе­стоимость производимых изделий, и анализируют рыночную конъюнктуру. Кроме того, вопросы анализа точек безубыточнос­ти интересны с точки зрения нынешнего состояния дел на пред­приятии и прогноза его будущего состояния, т.е. планировании безубыточности. На основе сделанных прогнозов осуществляется расчет плана производства.

 

 

Рис. 33.2. Операционный анализ по подразделениям предприятия

 


Рис. 33.3. Операционный анализ по видам продукции (услуг)

 

 

При проведении анализа безубыточности следует принимать во внимание следующие допущения:

1. Предполагается, что вся произведенная продукция будет продана в течение анализируемого периода времени и ее цена ос­тается неизменной.

2. Величина постоянных расходов остается постоянной в ана­лизируемом периоде.

3. В качестве критерия для анализа принимается прибыль до выплаты налогов, т.е. операционная прибыль, а не чистая при­быль.

Рассмотрим график безубыточности, представленный на рис. 33.4. Этот график показывает объем произведенной продук­ции в натуральном выражении на горизонтальной оси (штуки, метры, килограммы и т.п.) и величину дохода или издержек в сто­имостном выражении на вертикальной оси (руб., тыс. руб. и т.п.). Отметим, что можно построить аналогичный график, откладывая по горизонтальной оси объем выпуска в процентах к полной мощ­ности.

Рис. 33.4. Графическое представление точки безубыточности:

 

АС - линия совокупных издержек; ОD - линия дохода. Линия АВ, показывающая постоянные издержки, которые не меняются в зависимости от объема реализации, проходит парал­лельно оси X. Вертикальное расстояние между линией АВ и ли­нией АС при любом заданном объеме реализации характеризует совокупные переменные издержки производства и реализации данного объема продукции. Вертикальное расстояние между го­ризонтальной осью ОХ и линией АСпри любом заданном объеме производства характеризует совокупные издержки производства и реализации данного объема продукции. Когда продукция не произ­водится и, соответственно, не реализуется, совокупные издержки равны не нулю, а величине отрезка ОА. Когда объем выпуска равен X, совокупные издержки представлены отрезком СХ=ХВ+ ВС, где ХВ — фиксированные элементы издержек (то же, что ОА); ВС — переменные элементы издержек.

Для расчета точки безубыточности используются соотношения, основанные на балансе выручки:

Выручка = Переменные издержки +

+ Постоянные издержки + Прибыль.

Точка безубыточности по определению соответствует значению прибыли, равному 0. Запишем соотношение в виде формул

Вр = Цр • Qпр, (1)

где Вр - выручка от реализации продукции при объеме продаж Qnp единиц по цене Цр за единицу.

Цр • Q6 = Зпост + Зпер — условие безубыточности при объеме реализации Q6 единиц и сумме постоянных (Зпост) и перемен­ных (Зпер) затрат.

Выразим общие переменные затраты через переменные затра­ты на единицу реализованной продукции

Зпер = Qпp • Зперуд,

где Зперуд — переменные затраты на единицу продукции.

Отсюда получим:

Цр • бб = Зпост + Зперуд • Qб;

Qб = Зпост / (Цр — Зпер / Q) = Зпост / Мвуд. (2)

Отметим, что в знаменателе формулы (2) присутствует вели­чина удельной валовой маржи, которая отражает вклад единицы изделия в покрытия постоянных затрат и получение прибыли. Выразим уравнение безубыточности следующим образом:

 

где Вр — выручка от реализации; Qб — объема продукции в точке безубыточности; Цр — цена реализации единицы продукции; Мв — полученный маржинальный доход; Кмв — коэффициент ва­ловой маржи.

Соотношение (Мв / Вр) не зависит от объема реализации (?, т.е. сохраняется при любом Q. Поэтому приведенное выражение определяет порог рентабельности (точку безубыточности) в удоб­ной стоимостной форме. Данное соотношение называют коэффи­циентом валовой маржи, который показывает долю маржинально­го дохода в выручке от реализации продукции (работ, услуг).

Обычно производственные предприятия в своей практической деятельности для расчета объема выручки, покрывающего посто­янные и переменные затраты, используют именно коэффициент валовой маржи (норму маржинального дохода) и удельную вало­вую маржу (удельную норму маржинального дохода).

Рассмотрим определение выручки в точке безубыточности (по. рог безубыточности) и объема производства, обеспечивающего данную выручку на конкретном примере.

Пример 33.1. ООО «Лютик» по итогам своей работы за первый год ♦заработало» 5 млн руб. убытков от основной производственной ятельности. Показатели работы приведены в табл. 33.10.

Необходимо определить:

1) Какова величина порога безубыточности ООО «Лютик» при производстве данного изделия?

2) Какое количество изделий должно производить ООО «Лютик» для достижения порога безубыточности (цена реализации неизмен-

Таблица 33.10

Показатель Условное обозначение Единица измерения Значение
Фактические объемы производства продукции Qnp шт.  
Цена реализации единицы продукции Цр тыс. руб.  
Выручка от реализации продукции Вр тыс. руб. 12 000
Переменные затраты на производство продукции Зпер тыс. руб.  
Постоянные затраты на производство продукции Зпост тыс. руб.  
Прибыль (+) / Убытки (-)   тыс. руб. -5000

 

Необходимый объем производства можно определить и иным спо­собом, разделив выручку в точке безубыточности на цену реализации единицы изделия: 32 000/3 = 10 667 шт.

Таким образом, мы определили, что выручка ОАО «Лютик» в точ­ке безубыточности составляет 32 млн руб. и для получения данной выручки необходимо произвести 10 667 единиц продукции, т.е. уве­личить объем производства в 2,7 раза при условии неизменной цены реализации и сохранении величины постоянных затрат.

Следует отметить, что анализ «затраты—объем—прибыль» в ан­тикризисном управлении имеет ряд особенностей, поскольку в процессе производства необходимо обеспечить не только маржи­нальный доход, покрывающий постоянные затраты и обеспечи­вающий прибыльность, но и предусмотреть дополнительный мар­жинальный доход для погашения накопленной задолженности. С этой целью при расчете необходимого объема выручки от реа­лизации и объема производства, реализация которого обеспечит расчетную выручку, в числителе помимо величины постоянных затрат учитывают величину накопленных долгов.

Формулы для расчетов приведены ниже:

Врд = (Д + Зпост) / Квм (4)

QД = (Д + Зпост) / Мвуд. (5)

где Д — величина накопленных долгов.

Рассмотрим решение данной задачи на конкретном примере.

Пример 33.2. ООО «Ромашка» по итогам своей работы в преды­дущем году накопило непогашенных долгов на сумму 3 млн руб. Кро­ме того, деятельность предприятия в отчетном году убыточна и убы­ток составил 1 млн руб. Показатели работы приведены в табл. 33.11.

Необходимо определить:

1) Какую выручку от реализации должно иметь ООО «Ромашка» для погашения накопленных долгов за счет дополнительного маржи­нального дохода?

2) Какое количество изделий необходимо производить для полу­чения требуемой величины дополнительного маржинального дохода (цена реализации неизменна)?

1. Для решения поставленных вопросов необходимо определить коэффициент валовой маржи (см. формулу (3))

(10 000 - 6000)/10 000 = 0,4.

То есть доля маржинального дохода в выручке от реализации со­ставила 40%.

2. Очевидно, что для погашения накопленных долгов маржиналь­ный доход ООО «Ромашка» должен быть увеличен на 4 млн руб. (сум­ма накопленных долгов в отчетном и предыдущем периодах). В этом случае размер выручки от реализации Врд, необходимый для пога-


Показатель Условное обозначение Единица измерения Значение
Фактические объемы производства продукции Опр шт.  
Цена реализации единицы продукции Цр тыс. руб.  
Выручка от реализации продукции Вр тыс. руб. 10 000
Переменные затраты на производство продукции Зпер тыс. руб.  
Постоянные затраты на производство продукции Зпост тыс. руб.  
Прибыль (+) / Убытки (-)   тыс. руб. -1000
Непогашенные долги за предыдущий период Д тыс. руб.  

 

шения накопленных долгов за счет дополнительного маржинально­го дохода, в соответствии с формулой (4) будет равен

Врд = (4000 + 5000)/0,4 = 22 500 тыс. руб.

3. Для определения необходимого объема производства определим удельную валовую маржу (см. формулу (2)), которая составляет в анализируемом периоде:

5 - 6000/2000 = 2 тыс. руб.

4. Используя формулу (5), определим объем продукции, который необходимо произвести для получения дополнительного маржиналь­ного дохода

Од = (4000 + 5000)/2 = 4500 шт.

Таким образом, для погашения накопленных долгов в отчетном и предыдущем периодах в размере 4 млн руб. ООО «Ромашка» долж­но в 2,5 раза увеличить объем реализации продукции, доведя его до 4500 единиц, и получить выручку в размере 22 500 тыс. руб. (при не­изменной цене реализации).

Важной характеристикой успешной работы предприятия явля­ется величина запаса финансовой прочности, которая показывает в относительных единицах, насколько выше точки безубыточности работает предприятие по данному виду продукции:

 

где Врб — выручка, соответствующая порогу рентабельности про­дукции; Вр — выручка от реализации в отчетном периоде.

Чем выше этот показатель, тем безопаснее себя чувствует пред­приятие перед угрозой негативных изменений (уменьшения вы­ручки или увеличения издержек). Величину запаса финансовой прочности (Зфп) можно определить, не вычисляя выручку в точ­ке безубыточности, а с использованием коэффициента валовой маржи (Кмв) по следующей формуле:


Зфп = Пр / Кмв, (7)

где Пр ” прибыль, полученная предприятием в анализируемом периоде.

В данном случае полученное значение отражает стоимостную оценку запаса финансовой прочности.

Следует отметить, что о запасе финансовой прочности можно говорить только в том случае, если предприятие преодолело по­рог безубыточности и получило прибыль. В противном случае зна­чение показателя будет отрицательным и показывает дефицит фи­нансовой прочности предприятия, т.е. показывает, на сколько процентов необходимо увеличить выручку для достижения поро­га безубыточности.

В условиях ограниченности финансовых и материальных ре­сурсов перед руководством предприятия встает вопрос, какое ко­личество изделий можно снять с производства, но при этом не получить убыток. Определить количество изделий, составляющих запас финансовой прочности (Qзфп), можно с использованием удельной валовой маржи (Мвуд) по следующей формуле:

Qзфп = Пр / Мвуд. (8)

Рассмотрим расчеты данных показателей на примере.

Пример 33.3. ООО «Колокольчик» по итогам своей работы за пер­вый год получило 2 млн руб. прибыли. Показатели работы приведе­ны в табл. 33.12.

Необходимо определить:

1) Каков запас финансовой прочности ООО «Колокольчик»?

2) Какое количество изделий можно снять с производства без воз­никновения убытков для предприятия (цена реализации неизменна)?

Таблица 33.12

Показатель Условное обозначение Единица измерения Значение
Фактические объемы производства продукции Опр шт.  
Цена реализации единицы продукции Цр тыс. руб. 6,25
Выручка от реализации продукции Вр тыс. руб. 25 000
Переменные затраты на производство продукции Зпер тыс. руб. 15 000
Постоянные затраты на производство продукции Зпост тыс. руб.  
Прибыль (+) / Убытки (-) Пр тыс. руб.  

 

1. Для определения запаса финансовой прочности рассчитаем коэффициент валовой маржи: (25 000 — 15 000) /25 ООО = 0,4.

2. По формуле (7) рассчитаем запас финансовой прочности, который составил: 2000/0,4 = 5000 тыс. руб.

3. Можно рассчитать величину запаса финансовой прочности в относительных величинах: 5 000/25 ООО • 100 = 20%.

4. Для определения количества изделий, составляющих запас фи­нансовой прочности, рассчитаем удельную валовую маржу (см. фор­мулу (2)): (6,25 - 15 000/4000) = 2,5 тыс. руб.

5. По формуле (8) рассчитаем количество изделий, составляющих запас финансовой прочности: 2000/2,5 = 800 шт.

Таким образом, рассчитав коэффициенты, мы определили, что

ООО «Колокольчик» имеет достаточно высокий запас финансовой прочности, равный 20%, что составляет 5 млн руб., и, сняв с произ­водства 800 единиц продукции, предприятие не получит убытков при неизменной цене реализации продукции.

Механизмом, позволяющим управлять прибылью предприятия в зависимости от изменений объема реализации продукции (ра­бот, услуг), является операционный леверидж. Он позволяет опре­делить, во сколько раз изменяется прибыль при увеличении (уменьшении) выручки.

Операционный леверидж — это механизм управления операци­онной прибылью предприятия, основанный на оптимизации со­отношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно также определить точку безубыточности. Чем выше удель­ный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Для лучшего понимания эффекта операционного левериджа рассмотрим схемы, изображенные на рис. 33.5.

На этом рисунке изображены графики безубыточности для двух предприятий, выпускающих аналогичные изделия, реализуемые по одной и той же цене. Разница заключается в затратах на их производство (табл. 33.13). У первого предприятия более высокие постоянные, но более низкие переменные издержки, у второго — наоборот.

 

 


 

 

Таблица 33.13
Предприятие 1   Предприятие 2  
Цена реализации единицы продукции, руб.   Цена реализации единицы продукции, руб.  
Переменные затраты на единицу продукции, руб.   Переменные затраты на единицу продукции, руб.  
Постоянные затраты, тыс. руб.   Постоянные затраты, ты с. руб.  

 

 

У первого предприятия с более высокими фиксированными расходами график безубыточности сдвинут вверх. Критический объем продаж (т.е. объем продаж в точке безубыточности) для пер­вого предприятия равен 17 143 изделий [1200/(100 — 30)], а для вто­рого — 16 667 изделий [(500/(100 — 70)]. После прохождения точки безубыточности предприятия полностью покрывают свои постоян­ные издержки и начинают получать операционную прибыль.

Сравнивая между собой углы, под которыми пересекаются ли­нии полной себестоимости и выручки, можно заметить, что для второго предприятия с более низкими фиксированными издерж­ками этот угол более острый и величина α1 больше величины α2. То есть расширение зоны прибыли происходит значительно мед­леннее, чем у первого предприятия с более высокими постоянны­ми затратами. Получается, что в данной ситуации высокий уро­вень фиксированных издержек как рычаг усиливает влияние даже небольшого прироста объема продаж.

Величины углов β характеризуют скорость расширения облас­ти убытков при падении объема продаж ниже критической точ­ки. Заметим, что величины углов α1 и β1 равны между собой и ве­личины углов α2 и β2 также равны, следовательно, β1 > β2. То есть с такой же силой операционный рычаг будет ускорять и увеличе­ние убытков, которое будет значительно интенсивнее у первого предприятия с более высокими постоянными издержками.

Какие бы причины ни обусловили изменение объемов продаж, первое предприятие является более рискованным, так как изме­нение операционной прибыли будет у него большим. Углы α и β отражают степень интенсивности изменения операционной при­были в ответ на изменение объема продаж.

Для оценки влияния операционного рычага используются сле­дующие коэффициенты.

Коэффициент операционного левериджа, определяемый как со­отношение постоянных и переменных операционных затрат пред­приятия:

Кол = Зпост / Зпер.

Чем выше значение коэффициента операционного левериджа, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объе­ма реализации продукции. Иными словами, при одинаковых тем­пах прироста объема реализации продукции предприятие, имею­щее больший коэффициент операционного левериджа при прочих равных условиях, всегда будет в большей степени приращивать сумму своей операционной прибыли в сравнении с предприяти­ем с меньшим значением коэффициента.

Эффект операционного левериджа, определяемый как отношение темпов прироста операционной прибыли к темпу прироста выруч­ки от реализации. Формула для вычисления показателя имеет вид:

 

где Пр — операционная прибыль; Вр - выручка от реализации; верхние индексы 1 и 0 означают соответственно отчетный и ба­зисный периоды.

Выразим темпы прироста прибыли и выручки через объемы про­изводства, цену реализации, переменные и постоянные затраты.

Напомним, что операционную прибыль можно определить как разницу между валовым маржинальным доходом и постоянными затратами:

Пр = Мв — Зпост.

Выразим валовой маржинальный доход через удельный маржи­нальный доход (маржинальный доход на единицу продукции):

Мв = Q • (Цр — Зперуд) = QМвул,

где Мвуд — удельный маржинальный доход.

Тогда операционная прибыль будет равна

Пр = Q • Мвуд — Зпост.

Тогда темп прироста операционной прибыли будет равен:

где ∆Q = Q1 - Q0

 

Темп прироста выручки от реализации будет равен:

Подставив полученные выражения темпов прироста прибыли (формула 10) и выручки (формула 11) в формулу 9, получим следующее выражение:

Таким образом, для количественного измерения эффекта опе­рационного рычага используют соотношение маржинального до­хода и операционной прибыли за один и тот же период.

Задавая тот или иной темп роста (снижения) реализации про­дукции, используя данную формулу, можно определить, в каких размерах возрастет (уменьшится) маржинальный доход при сло­жившемся уровне операционного левериджа.

Пример 33А. Рассчитаем эффект операционного левериджа для рассмотренных выше двух предприятий (рис. 33.5). Объем выпуска у двух предприятий одинаковый и составил 18 тыс. изделий. Исполь­зуя формулу (12), рассчитаем эффект операционного левериджа для первого предприятия

Эол = (100 - 30) • 18 / ((100 - 30) • 18 - 1200) = 21%.

Для второго предприятия:

Эол = (100 - 70) • 18 / ((100 - 70) • 18 - 500) = 13,5%.

Таким образом, при изменении объема продаж на 1% изменение прибыли у первого предприятия составит 21%, а у второго — 13,5%. В обоих случаях значения операционного левериджа достаточно ве­лики, однако у первого предприятия оно заметно выше, следователь­но, и деловой риск первого предприятия выше, чем у второго.

Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма операционного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:

1. Положительное воздействие операционного левериджа на­чинает проявляться лишь после того, как предприятие преодоле­ло точку безубыточной своей деятельности.

Для того чтобы положительный эффект операционного леве­риджа начал проявляться, предприятие вначале должно получить достаточный размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж. Поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубы­точности своей деятельности. В связи с этим пока предприятие не обеспечило безубыточность, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным «грузом» на пути к достижению точки безубыточности.

1. После преодоления точки безубыточности каждый последу­ющий процент прироста объема продаж будет приводить к нара­стающему темпу прироста суммы прибыли. Понимание этого ме­ханизма особенно важно для кризисных предприятий, поскольку практически каждое из них при восстановлении платежеспособ­ности проходит «стадию малой прибыли».

По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект операционного левериджа начи­нает снижаться. Так, для рассматриваемых предприятий на рис. 33.5 при объеме продаж, равном 25 тыс. изделий, операционный леверидж для первого предприятия составит 3,182% ((100 — 30) •25 / ((100 — 30) • 25 — 200)), а для второго предприятия 3% ((100 -70) • 25 / ((100 — 70) • 25 — 500). Это объясняется снижением доли постоянных расходов в общей выручке от реализации по мере ее роста.

2. Механизм операционного левериджа имеет и обратную на­правленность — при любом снижении объема продаж в еще боль­шей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.

3. Между операционным левериджем и прибылью предприя­тия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль пред­приятия, тем ниже эффект операционного левериджа, и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что операционный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня до­ходности и уровня риска в процессе осуществления производ­ственной деятельности.

4. Эффект операционного левериджа проявляется только в корот­ком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты пред­приятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприя­тию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или при­спосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект операционного левериджа про­является в новых условиях хозяйствования по-новому.

Понимание механизма проявлении операционного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности произ­водственно- хозяйственной деятельности при различных тенден­циях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.

Для кризисных предприятий, для которых характерно сниже­ние объемов продаж вследствие неблагоприятной конъюнктуры рынка, а также при убыточности основного производства, когда не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии оп­ределенного запаса прочности требования к осуществлению режи­ма экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаб­лены. В такие периоды предприятие может значительно расши­рять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.

При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отрас­левыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциа­цию уровня механизации и автоматизации труда. Для выявления данного фактора при вычислении эффекта операционного леве­риджа из состава постоянных затрат вычитают величину аморти­зации основных фондов. Данное преобразование позволяет уточ­нить причину высокого удельного веса постоянных затрат. Если в их составе преобладают амортизационные отчисления, то опе­рационный леверидж обусловлен высокой фондоемкостью произ­водства, наличием дорогостоящего оборудования в составе основ­ных фондов. Это характерно для высокотехнологичных отраслей: машиностроение, электроника, авиатранспорт. Однако для пред­приятий, находящихся в кризисном финансовом состоянии, при­чина возникновения такого левериджа зачастую иная — непропор­ционально большие затраты на содержание аппарата управления.

Кроме того, следует отметить, что постоянные затраты в мень­шей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предпри­ятия, имеющие высокое значение операционного левериджа, те­ряют гибкость в управлении своими затратами.

Однако несмотря на эти объективные ограничители, на каж­дом предприятии, в том числе кризисном, имеется достаточно воз­можностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести: суще­ственное сокращение накладных расходов (расходов по управлению); продажу части неиспользуемого оборудования и нематери­альных активов с целью снижения потока амортизационных от­числений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема потребляемых коммунальных услуг и др.

При управлении переменными затратами основным ориенти­ром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж су­ществует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту маржинального дохода, что позволяет быстрее преодолеть эту точ­ку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести: снижение численности работников основ­ного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размеров запасов сы­рья, материалов и готовой продукции в периоды снижения объе­мов продаж; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и др.

Использование механизма операционного левериджа, целенап­равленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся усло­виях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирова­ния прибыли предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.137 сек.