Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи финансового прогнозирования и финансового планирования в неплатежеспособной организации. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия 7 страница




4. Обеспечение мотивации. Реализуется через информацию о роли структурных подразделений в успехе или неудаче выполне­ния программ предприятием и увеличении материальной заинте­ресованности работников предприятия.

Типы бюджетов можно классифицировать по следующим при­знакам:

1. По направлению движения бюджетной информации от испол­нителей к руководству на этапе формирования, согласования и утверждения:

• подход «снизу вверх»;

• подход «сверху вниз»;

• итеративный подход.

Поход «снизу вверх» предполагает составление бюджета пред­приятия исходя из планов деятельности структурных подразделе­ний и проектов, передаваемых наверх для определения по ним агрегированных результирующих показателей в целом для пред­приятия. Составленный таким способом бюджет предусматрива­ет сбор и фильтрацию бюджетной информации от руководителей нижнего уровня к руководству предприятием. Такой подход по­зволяет руководителям нижних звеньев, принимая участие в под­готовке своих бюджетов, применять все накопленные знания и увеличивает мотивацию достижения запланированных целей. Недостатком данного подхода является длительность процедуры согласования бюджетов отдельных единиц.

Подход «сверху вниз» предполагает составление бюджета исхо­дя из целевых показателей, поставленных руководством предпри­ятия. Целевые показатели определяются на основе экономических прогнозов и стратегии предприятия. Данный подход требует от руководства предприятия четкого понимания основных особен­ностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз на планируемый период. Такой подход лучше обеспечи­вает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позво­ляет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т.п. для оценки эффективности работы подразделений.

Итеративный подход предполагает пошаговое согласование бюджета. Данный подход представляется наиболее приемлемым. Сначала сверху спускаются целевые финансовые показатели, а после формирования всей системы бюджетов предприятия по на­правлению «снизу вверх» следует их анализ на соответствие по­ставленным руководством целевым показателям.

При обнаружении расхождений полученных целевых показа­телей с желаемыми происходит подготовка следующей версии бюджетов. Итерации повторяются до достижения приемлемой версии, принимаемой в качестве утвержденной. После чего бюд­жет из проектного становится директивным и рассылается всем менеджерам предприятия для выполнения и контроля.

2. По периоду планирования различают оперативный, текущий и перспективный (стратегический) бюджет. Наиболее правильным представляется применение одновременно двух или даже трех бюджетов, различающихся по своим срокам и целям.

3. По непрерывности планирования. Широкое распространение получили непрерывные бюджеты, сущность которых заключается в том, что по мере окончания месяца или квартала составляется но­вый бюджет, чем обеспечивается непрерывность планирования. Не­прерывное бюджетирование мобилизует работу менеджеров. Мож­но использовать вариант непрерывного бюджета, когда бюджет, со­ставленный на определенный временной отрезок (год или квартал), корректируется каждый месяц по результатам прошедшего периода.

4. По номенклатуре затрат разделяют функциональный и ком­плексный бюджеты. Первый разрабатывается по одной или не­скольким статьям, например бюджет оплаты труда. Второй раз­рабатывается по широкой номенклатуре затрат, например бюджет коммерческих и административных расходов.

Выбор предприятием техники составления бюджета зависит от сложившейся на конкретном предприятии ситуации и может осу­ществляться по следующим схемам:

• бюджеты «от достигнутого» или приростные, составляемые на основании статистики прошлых периодов с учетом возможно­го изменения условий деятельности предприятия (общехозяй­ственные расходы обычно планируют «от достигнутого»);

• бюджеты с проработкой дополнительных вариантов, отличи­ем которых является проведение анализа различных вариантов

развития событии, влияющих, например, на сокращение или уве­личение суммы затрат;

• бюджеты «с нуля», разрабатываемые исходя из предположе­ния о том, что бюджет составляется впервые, что может позволить избавиться от ошибок, допущенных в прошлые периоды;

• бюджет гибкий, предусматривающий установление планиру­емых текущих или капитальных затрат не в фиксированных сум­мах, а в виде норматива расходов в привязке к соответствующим объемным показателям деятельности.

34.5.1. ОБЩИЙ БЮДЖЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ.

ОПЕРАЦИОННЫЙ И ФИНАНСОВЫЙ БЮДЖЕТ

Бюджет — это не один большой документ, а совокупность до­кументов, охватывающих все сферы деятельности предприятия.

Общий бюджет предприятия представляет собой скоординиро­ванный по всем подразделениям план денежных поступлений и затрат всего предприятия и состоит из двух бюджетов первого уровня — операционного и финансового. Общий бюджет предпри­ятия имеет ступенчатую иерархическую структуру, представлен­ную на рис. 34.3.

Операционный бюджет предприятия создается для планирова­ния будущих расходов и доходов от текущих операций.

Операционный бюджет состоит из ряда бюджетов второго уровня:

• бюджета продаж;

• бюджета производства;

• бюджета затрат на основные материалы;

• бюджета общепроизводственных расходов;

• бюджета затрат на оплату труда основного персонала;

• бюджета коммерческих и административных расходов.

В зависимости от масштабов деятельности предприятия, а зна­чит, и многообразия хозяйственных операций некоторые бюдже­ты второго уровня складываются из бюджетов третьего уровня, которые в свою очередь могут складываться из бюджетов четвер­того уровня и т.д.

Исходными данными для составления бюджета являются сле­дующие прогнозы:

1. Прогноз изменения цен. Для его разработки необходимо составить перечень цен по основным статьям бюджета предприя­тия: сырье и материалы, готовая продукция, энергия и т.д. и дать прогноз колебаний этих цен. Наиболее важной задачей этого эта­па является определение ценовой политики предприятия для ук­репления его позиций на рынке.

Рис. 34.3. Общий бюджет предприятия

 


2. Прогноз инфляции. Инфляция оказывает заметное воздей­ствие на результаты финансовой деятельности предприятия, что определяет необходимость постоянного учета влияния этого фак­тора. При формировании бюджета необходимо отразить реальную стоимость активов предприятия и денежных потоков, а также предусмотреть возмещение потерь доходов из-за инфляционных процессов. Основой для учета фактора инфляции являются такие показатели, как темп инфляции и индекс инфляции.

3. Прогноз реализации. При формировании бюджета необхо­димо определить основные направления коммерческой деятель­ности, положение предприятия на рынке, проработать состав по­тенциальных покупателей продукции предприятия. Данный про­гноз является основой для определения количества продукции, которое может быть реализовано.

4. Прогноз складских запасов и незавершенного производства. Правильное определение норматива запасов необходимо для оп­тимального обеспечения потребностей бесперебойной работы предприятия, поскольку занижение нормативов ведет к производ­ственным или финансовым затруднениям, а сверхнормативные остатки запасов требуют дополнительных складских расходов.

5. Прогноз производственных мощностей предприятия. В ходе данного прогноза определяются максимальные возможности пред­приятия по выпуску продукции в зависимости от мощностей ис­пользуемого оборудования.

В отличие от операционного бюджета финансовый бюджет отра­жает структуру и величину поступлений и расходов предприятия.

В состав финансового бюджета входит:

• инвестиционный бюджет;

• бюджет денежных средств.

Инвестиционный бюджет (бюджет капитальных вложений) яв­ляется составной частью финансового бюджета и отражает вопро^ сы обновления и выбытия основных средств предприятия. Он формируется на основе прогноза инвестиций. В рамках разработ­ки данного бюджета происходит сметное планирование капиталь­ных затрат, определение текущих закупок оборудования для обеспечения выполнения производственной программы предпри­ятия на краткосрочный период (квартал) и составление долгосроч­ного бюджета развития предприятия, охватывающего несколько краткосрочных бюджетных периодов. Инвестиционные решения обусловливают отток денежных средств.

В результате составления бюджета могут быть составлены сле­дующие прогнозные документы:

• прогноз финансовых результатов деятельности предприятия, который является итоговой формой операционного бюджета;


• прогноз движения денежных средств, который является ито­говой формой финансового бюджета;

• прогноз инвестиций, который является итоговой формой инвестиционного бюджета (бюджета капитальных вложений).

Отчет о прибылях и убытках и прогнозный баланс являются ин­тегральными итоговыми документами финансового плана, отражаю­щими результаты деятельности предприятия при выполнении разра­ботанного плана развития. Прогнозный отчет о прибылях и убытках является первым документом финансового плана предприятия и по­казывает, какой доход получит предприятие в прогнозном периоде и какие затраты при этом оно понесет. Прогнозный баланс является формой финансовой отчетности и содержит информацию о будущем состоянии предприятия на конец прогнозного периода. Прогнозный баланс позволяет вскрыть финансовые проблемы предприятия (напри­мер, снижение ликвидности). На его основе выполняется расчет фи­нансовых показателей, характеризующих деятельность предприятия.

Процесс подготовки общего бюджета является трудоемким и включает следующие этапы:

1. Подготовка прогноза и определение бюджета продаж.

2. Составление бюджета производства.

3. Составление бюджета затрат на основные материалы.

4. Составление бюджета затрат на оплату труда основного пер­сонала.

5. Составление бюджета общепроизводственных затрат.

6. Определение себестоимости продукции.

7. Составление бюджета коммерческих и административных расходов.

8. Составление прогнозного отчета о прибылях и убытках.

9. Расчет инвестиционных потребностей.

10. Расчет денежных потоков (составление отчета о движении денежных средств).

11. Составление прогнозного баланса.

12. Расчет дополнительных источников финансирования (при дефицитности бюджета).

Рассмотрим эти этапы более подробно.

1. Работа над общим бюджетом предприятия начинается с со­ставления бюджета продаж, который является важнейшим элемен­том планирования деятельности предприятия и показывает, какой объем конкретного вида продукции предприятие может реализо­вать в течение определенного периода времени.

Бюджет продаж является исходным бюджетом для любого предприятия, и от его корректного формирования зависит эффек­тивность всего бюджетного планирования.

Вместе с бюджетом продаж составляется график поступления денежных средств, учитывающий размер поступления выручки по периодам и возврат дебиторской задолженности, т.е. выручки, отложенной к поступлению, существующей на начало прогнозного периода. Сумма неполученных от дебиторов средств на конец прогнозного периода фиксируется в прогнозном балансе как де­биторская задолженность.

Бюджет продаж и график поступления денежных средств со­ставляются на основе прогноза продаж и цен на готовую продук­цию. Очевидно, наличие и достоверность этих данных зависят от эффективности работы маркетинговой службы предприятия.

Специфика предприятия определяет методы, используемые при составлении бюджета продаж. Объем продаж может быть установлен:

• на основе условий уже заключенных договоров и договоров, планируемых к заключению. Этот метод может быть применен на предприятиях, осуществляющих работу по индивидуальным заказам;

• на основе текущего объема производства и рыночной конъ­юнктуры цен на готовую продукцию. Этот метод может приме­няться на предприятиях массового производства;

• на основе проведения операционного анализа и установления планового уровня отпускных цен, обеспечивающего наибольшую прибыль от реализации данного вида продукции. Этот метод при­меняется для предприятий с небольшой номенклатурой выпускае­мых видов продукции, а также имеющих возможности оперативно­го изменения объемов и ассортимента выпускаемой продукции.

2. После составления бюджета продаж определяется количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести в различные периоды, чтобы обеспечить запланированный объем продаж и требуемый уровень запасов готовой продукции на скла­де для обеспечения бесперебойного снабжения потребителей го­товой продукцией.

Объем продаж, объем выпускаемой продукции и объем запа­сов являются взаимосвязанными величинами:

Qnp = Озап0 + QB - 0запк,

где Qnp — объем продаж; Озап0 — запасы готовой продукции на начало периода; QB - объем производства продукции; Qзапк — за­пас готовой продукции на конец периода.

Здесь и далее по разделу единицами измерения величин в фор­мулах являются рубли.

Частным случаем расчета уровня конечных запасов являются предприятия с серийным и массовым производством, для кото­рых уровень конечных запасов определяется технологическими факторами и рассчитывается как разница между объемом продаж и объемом производства продукции. Для других предприятий приоритетное значение имеет выбор оптимального уровня запа­сов готовой продукции. Критерием выбора уровня запасов гото­вой продукции является:

• минимизация совокупных издержек, связанных с хранени­ем запасов;

• установление достаточного уровня запасов готовой продук­ции в целях оперативного удовлетворения возникающего спроса.

В результате определяются плановые объемы выпуска по видам продукции, и формируется план производства предприятия на бюд­жетный период. На формирование плана производства оказывают влияние технологические особенности производства. Поскольку производственный процесс обычно является непрерывным, на на­чало каждого периода существуют определенные объемы незавер­шенного производства как по отдельным видам продукции, так и по отдельным заказам. Кроме того, существуют предприятия, выпол­няющие заказы, длительность осуществления которых может превы­шать бюджетный период. В этом случае величина выпуска товарной продукции по данному заказу может быть равна 0, а затраты отнесе­ны на незавершенное производство. Таким образом, валовой выпуск отличается от объема производства продукции на величину остатков незавершенного производства за период.

Связь указанных показателей выражается следующим образом:

QBB = Qnp — Онпр0 + Онпрк,

где QBB — объем валового выпуска продукции; Qнпр0 — объем не­завершенного производства на начало периода; Qnp — объем про­изводства; Qнпрк — объем незавершенного производства на конец периода.

3. На основе планового валового выпуска по видам продукции производится расчет потребности в основных материалах, т.е. со­ставляется бюджет затрат на основные материалы.

Исходя из технологии производства определяются удельные прямые затраты (в килограммах и человеко-часах) на единицу вы­пуска. Если предприятие небольшое и номенклатура выпускаемой продукции часто изменяется, обычно используется упрощенный метод, суть которого состоит в сопоставлении динамики прямых затрат и динамики объемов выпуска за ряд прошедших периодов и исходя из этого вычисляется средняя величина удельных пря­мых затрат на единицу выпускаемой продукции.

Бюджет затрат на основные материалы составляется на основе производственного плана.


Используя норматив потребления сырья на единицу продук­ции, оценивается планируемый объем сырья для производства объема продукции, заданного для данного периода. Для обеспе­чения бесперебойной поставки сырья в производство планирует­ся запас сырья на конец каждого подпериода (квартал, месяц) прогнозного периода (год, квартал). Например, на конец каждо­го квартала запас сырья может быть определен как некоторый процент от общей потребности в сырье для следующего квартала. Зная необходимый объем сырья для выполнения плана производ­ства и учитывая объем запасов сырья на начало и конец периода, определяется необходимый объем сырья для основного производ­ства в натуральном выражении.

Умножая необходимый объем сырья в натуральном выражении на удельную цену сырья, получаем общие затраты на основные материалы в стоимостном выражении. Аналогичным образом рас­считываются затраты на сырье для всех подпериодов. Планируе­мый объем запасов на конец года рассчитывается индивидуаль­но, а не в составе общих расчетов.

4. Следующим этапом является составление бюджета затрат на оплату труда основного персонала, который осуществляется на базе:

• плана валового выпуска в стоимостном выражении;

• технологического нормирования прямых трудовых затрат (в человеко-часах);

• стоимости одного человеко-часа работы основных производ­ственных рабочих в соответствии с разрядностью работ (тарифная сетка предприятия).

Этот бюджет определяет необходимое рабочее время в часах, тре­буемое для выполнения запланированного объема производства, ко­торое рассчитывается умножением количества единиц продукции (ус­луг) на удельные затраты рабочего времени для производства данно­го вида продукции. Бюджет труда определяет также затраты труда в денежном выражении путем умножения необходимого рабочего вре­мени на соответствующие часовые ставки оплаты труда. В результате планируется бюджет времени и оплаты труда основного персонала.

Если бюджетирование проводится помесячно, суммы денег, начисленные и уплаченные, могут не совпадать. Например, при выплате заработной платы 10-го числа каждого месяца сумма за­работной платы, начисляемая, например, в марте, будет заплани­рована к выплате в апреле.

5. Следующим этапом составления бюджета является расчет об­щепроизводственных затрат. Состав общепроизводственных зат­рат разнообразен. Их учет и планирование требуют значительной аналитической работы.

Общепроизводственные затраты делятся на переменные и по­стоянные. Для расчета переменных общепроизводственных затрат используется метод увязки величины расхода вспомогательных материалов с отдельными физическими и стоимостными показателями объема выпуска, производственными возможностями предприятия, прямыми затратами. На основе производственной статистики определяется ставка начисления, которая характеризует соотношение расхода вспомогательного материала с объемом производства или отдельной статьи прямых затрат.

Планирование переменных общепроизводственных затрат про­водится путем умножения ставки начисления на плановую величину показателя базы начисления. Например, если в качестве 6азового показателя используется объем затрат труда основного персонала (в часах), то проводится предварительный анализ, 0 результате которого устанавливается величина норматива перемен­ных затрат (в рублях) на час работы основного персонала. Исходя из затрат труда основного персонала и норматива переменных общепроизводственных затрат планируются суммарные переменные общепроизводственные затраты. Сами производственные нормы отражают потребности предприятия в ресурсах для произ­водства продукции с учетом сложившихся технологий.

Величина постоянных общепроизводственных затрат определяет­ся на основе анализа хозяйственной деятельности предприятия. Часто расчет постоянной составляющей величины общепроизвод­ственных затрат производится через утверждение сметы общехо­зяйственных затрат каждого производственного подразделения. Составление смет постоянных затрат структурных подразделений предназначено для детального определения потребности каждого подразделения в различных ресурсах, необходимых для нормаль­ной работы в течение прогнозного периода.

Данные этого бюджета входят в прогнозный отчет о денежных средствах, поэтому необходимо объем общепроизводственных зат­рат уменьшить на величину амортизации оборудования и соору­жений производственного назначения, поскольку амортизацион­ные отчисления не являются оттоком денежных средств. Аморти­зационные отчисления включаются в отчет о прибылях и убытках и уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Общая потребность предприятия в каждом из видов материа­лов производится суммированием плановых величин расхода ма­териалов, после чего составляется общий бюджет закупок с уче­том остатка запасов материалов на складе на начало и конец бюд­жетного периода:

Qзк.м = Qп.м. — Озп.м0 + 0зп.мК,

где Qзк.м — объем необходимой закупки материалов; Qзп.м° — объем запасов материалов на начало периода; Qп.м — необходи­мый объем материалов; Qзп.мк — объем запасов материалов на конец периода.

В стоимостном выражении бюджет закупок составляется на основе рассчитанной потребности в закупках и плановых цен за­купок по видам материалов.

Бюджет закупок показывает потребность предприятия в сырье и материалах для выполнения производственной программы с учетом определения закупок у конкретных поставщиков.

После определения общего объема закупок составляется гра­фик расчетов с поставщиками.

Выбор конкретных поставщиков осуществляется с учетом сле­дующих обстоятельств:

• на основании рассчитанной величины потребности в мате­риалах и времени ее возникновения проводится анализ существу­ющих предложений поставщиков;

• при наличии нескольких поставщиков одного вида ресурсов предпочтение отдается поставщику, параметры контракта которо­го являются наиболее выгодными для предприятия. Данными параметрами являются цена ресурсов, возможность отсрочки пла­тежа, качество предлагаемых ресурсов, стабильность поставок, гарантийные обязательства и т.д.;

• если предложения поставщиков ограничены временными ус­ловиями, анализируются возможность и издержки закупки значи­тельного объема ресурсов для создания сверхнормативных остатков, обеспечивающих потребности предприятия в будущих периодах;

• если конкретные поставщики неизвестны, может быть сде­лано допущение о возможности приобретения ресурсов в период возникновения потребности в них в нужном количестве и по ба­зовым ценам.

Расчет графика выплат производится так же, как и расчет графи­ка поступления денежных средств. Здесь должны найти отражение погашение кредиторской задолженности поставщикам за сырье, ко­торая существовала на начало прогноза, и оплата закупок сырья в самом прогнозном периоде. Остаток неоплаченного сырья и мате­риалов на конец прогнозного периода станет кредиторской задолжен­ностью предприятия и будет отражен в прогнозном балансе по ста­тье «Задолженность поставщикам и подрядчикам».

6. Следующим этапом составления общего бюджета является расчет себестоимости продукции, которая представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства про­дукции сырья и материалов, топлива, энергии, основных фондов,


трудовых ресурсов и других затрат на производство и реализацию продукции. Определение себестоимости продукции необходимо для составления отчета о прибылях и убытках.

На основе данных по затратам производится расчет плановой се­бестоимости выпускаемой продукции, что может быть использова­но в целях оценки рентабельности каждого вида продукции и при­были от основной деятельности предприятия. Наиболее важным в расчете является точный учет затрат, а также определение влияния прогнозных колебаний стоимости основных затратных статей.

Если предприятие работает по заказам, себестоимость выпус­каемой продукции рассчитывается по каждому выполняемому за­казу (после подписания акта сдачи-приемки) как сумма всех зат­рат по данному заказу:

С = Qн.пр0 + QBB,

где С — себестоимость продукции; 0н.пр° — незавершенное про­изводство на начало периода; QBB — валовой выпуск продукции за период.

Если производство серийное, удельная себестоимость рассчи­тывается как средневзвешенная величина по условным единицам продукции:

Суд = УЕ° + УЕВВ,

где Суд — удельная себестоимость единицы товарного выпуска; УЕ° — количество условных единиц на начало периода; УЕВВ — количество условных единиц в валовом выпуске.

Величина общепроизводственных расходов распределяется меж­ду себестоимостью выпуска и остатком незавершенного производ­ства на конец периода пропорционально полным прямым затратам.

Совокупная себестоимость выпускаемой продукции складыва­ется из величин себестоимости по отдельным видам выпускаемой продукции.

Калькуляция удельной себестоимости осуществляется в соот­ветствии с гл. 25 части второй Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организации» на основе группировки затрат по статьям.

7. Следующим этапом является расчет бюджета коммерческих и административных расходов, который представляет собой дета­лизированный план текущих операционных расходов, не входя­щих в расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией. В частности, такие расходы необходимы для поддер­жания деятельности предприятия в будущем периоде. Данные из этого бюджета нужны для подготовки бюджета денежных средств и в целях контроля указанных расходов. Эта информация исполь­зуется и для определения финансового результата деятельности предприятия в планируемом периоде.

Коммерческие и административные расходы предприятия так­же могут быть как переменными, так и постоянными. На данном этапе составляется проект бюджета переменных коммерческих и административных расходов на основе определения плановой ставки начисления, привязанной к отдельным показателям объе­ма продаж, с последующим распределением по видам реализуе­мой продукции.

Постоянная часть коммерческих и административных расходов определяется в результате сметного планирования по подразделениям предприятия, которые осуществляют такие расходы. Следует отме­тить, что обычно большинство элементов бюджета коммерческих и административных расходов составляют постоянные затраты.

В дополнение к сформированным бюджетным показателям прогнозируются прочие расходы, к которым относятся:

• расходы от прочей реализации (от продажи основных средств и материальных активов) и по внереализационным операциям (про­центы к уплате, списания задолженности, уценка активов и пр.);

• налоги и другие обязательные платежи (расчет происходит на основании прогнозных параметров с учетом различных льгот, имеющихся у конкретного предприятия);

• выплаты из чистой прибыли (проценты по кредитам, не- включаемые в себестоимость, расходы на содержание социальной сферы, начисление премиального фонда персонала, выплаты ди­видендов и др.).

Конечным финансовым результатом деятельности предприя­тия является нераспределенная прибыль или убыток.

Сформированные бюджетные показатели используются для составления прогнозного отчета о прибылях и убытках.

Данные прогнозного отчета о прибылях и убытках использу­ются для определения налога на прибыль, учитываемого в расход­ной части бюджета денежных средств предприятия.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках в бюджетном плани­ровании рекомендуется составлять как в сводном варианте, где происходит фиксация агрегированных показателей доходов и рас­ходов, так и в разрезе отдельных видов продукции.

В разрезе отдельных видов продукции прогнозный отчет о при­былях и убытках строится исходя из выручки, переменных затрат и маржинального дохода отдельных видов выпускаемой продук­ции. Это позволяет определить рентабельность отдельных видов выпускаемой продукции, сопоставлять переменные затраты и выручку по каждому виду выпускаемой продукции, что имеет важ-

ное значение для текущего и перспективного планирования дея­тельности предприятия.

Следует учитывать, что отчет о прибылях и убытках существен­но отличается от бюджета денежных средств, поскольку величи­на поступлений от покупателей отличается от выручки от реали­зации на величину дебиторской задолженности. Расходная часть бюджетного отчета о прибылях и убытках отличается от суммы платежей предприятия вследствие наличия кредиторской задол­женности (отсрочка платежа) и запасов материальных ресурсов.

8. На основании данных операционного бюджета составляется финансовый бюджет. Финансовый бюджет отражает предполага­емые источники финансовых средств и направление их исполь­зования в будущем периоде.

Бюджет инвестиций является составной частью финансового бюджета.

Величина инвестиционных расходов по долгосрочным инвес­тиционным проектам на текущий бюджетный период определя­ется на основе смет по данным программам с учетом фактичес­кого выполнения графика освоения средств на начало бюджетно­го периода.

Информация о долгосрочных капиталовложениях влияет на:

• бюджет денежных средств, так как является расходной ста­тьей бюджета (затрагивает вопросы на приобретение, строитель­ство, выплаты процентов за кредиты);

• прогнозный отчет о прибылях и убытках, поскольку, являясь расходной статьей, уменьшает величину прибыли предприятия;

• прогнозный баланс, так как изменяется остаток на счетах основных средств и других долгосрочных активов.

Помимо инвестиционного бюджета финансовый бюджет вклю­чает в себя бюджет денежных средств предприятия.

Бюджет денежных средств является итоговым бюджетом, объ­единяющим все числовые финансовые показатели каждого част­ного бюджета из состава операционного и финансового бюджетов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.