КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи финансового прогнозирования и финансового планирования в неплатежеспособной организации. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия 33 страница
Считается, что критерии на основе методов дисконтирования денежных поступлений и затрат дают самую точную оценку приемлемости инвестиционных проектов. Несмотря на это, широко используются другие критерии оценки, которые исторически появились раньше. К их числу относятся срок окупаемости и бухгалтерская норма прибыли. Срок окупаемости представляет собой период времени, в который суммарные денежные поступления сравняются с суммой затрат на реализацию инвестиционного проекта. Легче всего пояснить процедуру вычисления этого параметра на примерах. Пример 43.1. Инвестиционный проект предполагает единовременное инвестирование 60 млн руб. и получение в течение двух лет дополнительной прибыли в размере 15 млн руб. ежеквартально. Легко подсчитать, что срок окупаемости составит 60/15 = 4 квартала = 1 год. Весь второй год предприятие будет получать чистый доход от инвестиционного проекта. Если предполагается, что прибыль от инвестиционного проекта будет поступать неравномерно, то возможно использование другого подхода. Пример 43,2. Инвестиционный проект предполагает инвестирование 70 млн руб. в течение первых трех кварталов и получение дополнительной прибыли, которая должна нарастать от периода к периоду. Квартал Затраты Прибыль 1- й 40 млн руб. 5 млн руб. 2- й 20 млн руб. 10 млн руб 3- й 10 млн руб. 20 млн руб. 4- й — 25 млн руб. 5- й — 30 млн руб. и т.д. Сумма прибыли сравняется с суммой инвестированных средств в промежутке между 4-м и 5-м кварталами. После 4-го квартала сумма прибыли составит 60 млн руб. Оставшиеся 10 млн руб. будут получены в 5-м квартале, причем, поскольку прибыль в 5-м квартале должна составить 30 млн руб., срок окупаемости инвестиционного проекта равен 4— квартала, т.е. 13 месяцев. Критерий бухгалтерской нормы прибыли (return on investment — RO ccI) заключается в вычислении соотношения бухгалтерской прибыли (обычно прибыли после налогообложения) и средней стоимости активов, приобретенных в результате реализации инвестиционного проекта. Средняя стоимость активов определяется как среднее арифметическое от начала до конца реализации инвестиционного проекта: где Пр - прибыль до налогообложения; Н - ставка налога на прибыль; Сан и Сак — стоимость активов на начало и конец периода соответственно. Пример 43.3. Инвестиционный проект заключается в закупке нового оборудования на сумму 1000 млн руб. с расчетным сроком эксплуатации 10 лет. Это должно обеспечить дополнительную ежегодную прибыль 200 млн руб. Ставка налога на прибыль составляет 24%. Величина годовой бухгалтерской прибыли составит 200(1—0,24) = 152. Продажа прежнего оборудования не планируется, а новое должно быть списано в амортизацию полностью за 10 лет. Следовательно, ROI = 152 / ((1000 - 0) / 2) = 0,304 = 30,4%. Применение критерия ROI, кроме возможности сравнить между собой различные инвестиционные проекты, позволяет сопоставить полученные значения со стандартными для этого предприятия уровнями рентабельности активов или утвержденными уровнями рентабельности инвестиций, если предприятие установило для себя такой порог. Если рассчитанный уровень ROI превышает стандарт, то такой инвестиционный проект может быть принят как приемлемый для реализации. Еще один критерий коммерческой оценки инвестиционных проектов на основе финансовой состоятельности основан на вычислении чистого потока платежей. С финансовой точки зрения потоки текущих доходов и расходов, а также чистый денежный поток (их разница) полностью характеризуют инвестиционный проект. Критерием для сравнения являются реализуемость проекта и величина превышения потока текущих расходов над доходами. Вопросы прогнозирования денежных потоков и реализуемости производственной программы подробно описаны ранее при рассмотрении проблематики финансового менеджмента на неплатежеспособных предприятиях. Особое значение для оценки инвестиционного проекта имеет выделение «границ» инвестиционного проекта, т.е. четкого определения того, что относится к инвестиционному проекту, а что не относится. Это бывает достаточно трудно сделать на действующем производстве (что характерно для антикризисного управления) в связи с тем, что надо разносить издержки и доходы на относящиеся и не относящиеся к инвестиционному проекту. Для выделения «границ» инвестиционного проекта можно применить следующую процедуру (рис. 43.3). 1. Просчитывается чистый поток платежей, прогнозируемый при реализации инвестиционного проекта.
2. Просчитывается чистый поток платежей при отклонении (не осуществлении) проекта. 3. Из первого потока вычитается второй, и определяется тот поток, который вызван оцениваемым инвестиционным проектом. Применение данного метода обеспечивает учет всех изменений платежей и доходов. Есть дополнительные вопросы, связанные с проведением оценки чистого потока платежей. Это определение и учет безвозвратных затрат, т.е. тех затрат, которые связаны с разработкой и оценкой самого инвестиционного проекта. Данные затраты уже не изменятся вне зависимости от того, будет проект принят или отклонен. Эти затраты можно не принимать во внимание при расчете графиков потока платежей. Влияние на другие проекты. Практически любой новый проект может повлиять на другую деятельность предприятия, и это влияние требуется учитывать при расчете графика потока платежей при осуществлении проекта. Альтернативные варианты. Имеющиеся ресурсы могут быть использованы по-иному. При этом будут другими затраты и доходы. Корректный анализ инвестиций должен учитывать все альтернативные варианты. 43.4. ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ Ограниченные возможности привлечения финансовых ресурсов являются одной из главных особенностей инвестиционной деятельности в условиях антикризисного управления. Ранее в этой главе уже говорилось, что финансовые ресурсы могут быть как внешние, так и внутренние. В кризисной или предкризисной ситуации привлечение внешних инвестиций всегда является сложной задачей, поскольку риск инвестирования в такие предприятия выше, чем обычно. В том случае, если инвестор не преследует других целей, кроме цели выгодного вложения средств для получения в будущем дохода от вложенного капитала, он скорее всего может найти более надежные и безопасные варианты инвестирования. Необходимо отметить, что в кризисной ситуации структура источников финансирования деформируется, «нормальные» источники могут исчезать, могут появляться случайные источники и источники, связанные с «чрезвычайными» мерами по восстановлению платежеспособности, в том числе за счет продажи части имущества, экономии затрат на содержание активов, остановки части инвестиционных проектов. В любом случае возможные ресурсы для проведения инвестиционной деятельности — это собственные средства, заемные средства и в некоторых случаях — средства государственной поддержки. Для предприятий, находящихся в кризисном финансовом состоянии, при желании реализовать инвестиционный проект очень важно найти способы мобилизации денежных средств. К числу таких способов относится реформирование (реструктуризация) активов. При этом денежные средства будут получены путем перевода активов предприятия в денежную форму или путем экономии затрат на содержание тех или иных объектов и поддержание тех или иных программ. Продажа краткосрочных финансовых вложений — наиболее простой и сам собой напрашивающийся шаг для мобилизации денежных средств. Однако, как правило, на кризисных предприятиях он уже совершен. Кроме того, надо учитывать, что дисконт при быстрой продаже ценных бумаг планировать трудно — они (бумаги) идут по той цене, по которой их готовы купить. Почти аналогичная ситуация с возможной продажей запасов готовой продукции и избыточных производственных запасов. Быстрая продажа предполагает продажу с убытками. Продажа дебиторской задолженности предпринимается в настоящее время многими предприятиями. Специфика этой меры в условиях ограниченности стабилизационных процедур во времени заключается в том, что дисконты здесь также могут быть очень значительными. Как и в случае с краткосрочными финансовыми вложениями, это означает продажу по любой предлагаемой цене. Более цивилизованным методом восстановления своих оборотных активов, ликвидации кассовых разрывов выступает использование факторинга. Однако он редко бывает доступен для кризисных предприятий. Факторинг — это комплекс финансовых услуг, оказываемых обычно предприятиям, которые выступают оптовыми поставщиками товаров и услуг. В соответствии с законодательством РФ сегодня факторинговые услуги могут оказывать пока только банки, хотя в рыночной экономике этим видом бизнеса чаще занимаются специализированные факторинговые фирмы. Факторинг гарантирует бесперебойное обеспечение торгующей компании оборотными средствами сразу после поставки. В соответствии с договором факторингового обслуживания, заключаемым между банком, оказывающим факторинговые услуги, и поставщиком, а также гл. 24 и 43 Гражданского кодекса РФ, поставщик (клиент) уступает банку (финансовому агенту) право денежного требования по своим поставкам в адрес оговоренного ряда покупателей, а банк обязуется оплатить эти поставки. Различные финансовые агенты по-разному трактуют понятие оплаты поставок клиента и факторинга в целом. Некоторые банки приобретают денежные требования по цене значительно ниже их номинала (например, за 80%). В этом случае факторинг сводится к простому дисконтированию долгов дебиторов. Такая форма работы значительно ограничивает круг тех поставщиков товаров и услуг, которые могли бы воспользоваться факторингом, ибо не каждый поставщик согласится финансировать свои оборотные средства ценой 20% от оборота. Для предприятий в кризисном состоянии такая форма может быть полезна как временная мера. Более прогрессивный подход к пониманию факторинга демонстрируют те банки, которые обязуются выплачивать определенную сумму от номинала поставки (как правило, большую, например до 85%) в виде авансового платежа сразу после фактической отгрузки, а остаток средств (от 15% соответственно, за вычетом комиссии) поставщик получает от банка на свой расчетный счет по мере того, как покупатель фактически оплатит поставку на специально открываемый банком транзитный (факторинговый) счет. Иными словами, поставщик получает 85% сразу, а 15% — после оплаты поставки покупателем. Банк получает комиссию, размер которой зависит от риска работы с данным покупателем. Таким образом, поставщик получает возможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи уверенным в безусловном поступлении средств из банка. Кроме того, банк берет на себя части рисков поставщика и выступает в качестве страховщика. Конечно, факторинг не является какой-либо специализированной формой проведения антикризисных мероприятий. Наоборот, такая форма взаимоотношений скорее характерна для успешных компаний, стремящихся удержать покупателей и предоставляющих им в качестве льготы отсрочку платежа. Возможные при этом кассовые разрывы и нехватка оборотных средств покрываются за счет факторинга. Вместе с тем при наличии возможности построения такой схемы взаимоотношений с покупателями и банком проведение антикризисных мероприятий может быть существенно облегчено. Продажа инвестиций (деинвестирование) может заключаться в остановке уже ведущихся инвестиционных проектов с последующей продажей объектов незавершенного строительства и не установленного оборудования, а может выступать как выход из участия в других предприятиях (продажа долей). Решение о деинвестировании принимается на основании анализа сроков и объемов возврата средств на вложенный капитал. При этом стратегические соображения не играют определяющей роли — если конкретный инвестиционный проект начнет давать отдачу за пределами возможных сроков антикризисного управления, он может быть спокойно ликвидирован. Сохранение долгосрочных инвестиционных проектов в условиях кризиса — непозволительная роскошь. Продажа, сдача в аренду, передача в залог и списание неиспользуемых активов. Продажа неиспользуемых основных фондов имеет преимущество, так как предполагает получение значительной суммы денежных средств. Недостатком является безвозвратная потеря части основных фондов, а следовательно, утрата возможности быстро (без новых капиталовложений) увеличить объем производства. Возможна передача части основных фондов на основании договора аренды. В качестве объектов аренды могут выступать производственные и непроизводственные основные фонды. При этом из их состава исключается часть непроизводственных активов, например функционирующий жилой фонд, коммерческое использование которого запрещается, а также невыгодно сдавать в аренду активы, приносящие собственнику доход, превышающий величину возможной арендной платы. Передача части имущества в возмездное пользование позволяет возместить расходы на содержание имущества, улучшить структуру баланса и повысить рентабельность активов, получать доходы на имущество, не принимая на себя риски хозяйственной деятельности. Продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы — наиболее сложная задача, предполагающая особый подход. Часть нерентабельных производственных объектов, как правило, входит в основную технологическую цепочку предприятия. Какие из нерентабельных производственных объектов имеет смысл сохранить, а какие в любом случае следует ликвидировать, корректно определить можно только в результате детального анализа, осуществляемого в рамках реструктуризации бизнеса. Для того чтобы минимизировать риск от подобного шага, необходимо ранжировать производства по степени зависимости от них технологического цикла предприятия. Ранжирование в сжатые сроки осуществляется преимущественно экспертным методом, с учетом следующих правил: • в первую очередь продаже подлежат объекты непроизводственной сферы и вспомогательные производства, использующие универсальное технологическое оборудование (например, ремонтно-механические и строительно-ремонтные цеха). Их функции передаются внешним подрядчикам; • во вторую очередь ликвидируются вспомогательные производства с уникальным оборудованием (цеха подготовки производства, отдельные ремонтные подразделения). Отсутствие этих производств в будущем можно будет компенсировать как за счет покупки соответствующих услуг, так и их воссоздания в экономически оправданных масштабах при необходимости; • в третью очередь избавляются от нерентабельных объектов основного производства, находящихся в самом начале технологического цикла (например, литейные и кузнечно-прессовые цеха). Их функции также передаются внешним поставщикам. В некоторых случаях объекты второй и третьей очередей целесообразно поменять местами; • в четвертую (последнюю) очередь отказываются от нерентабельных производств, находящихся на конечной стадии технологического цикла. Причем такая мера скорее приемлема для предприятий, обладающих не одной, а несколькими технологическими цепочками, а также для предприятий, полуфабрикаты которых имеют самостоятельную коммерческую ценность. Особенно если эти полуфабрикаты более рентабельны, чем конечный продукт; • ликвидация объектов основного производства в жестких условиях антикризисного управления весьма нежелательна и допустима только в качестве крайней меры. Продажу основных фондов скорее всего придется производить по цене ниже их балансовой стоимости. Для оптимального использования имущества предприятия и снижения непроизводительных затрат, связанных с избыточными фондами, рекомендуется после инвентаризации имущества провести реструктуризацию имущественного комплекса, которая предполагает реализацию следующих мероприятий: • выделение вспомогательных и иных производств в самостоятельные структурные подразделения (дочерние предприятия); • сдача в аренду и вывод неиспользуемых основных фондов, в том числе земель (вывод неиспользуемых основных фондов, предназначенных для оборонной и экономической безопасности страны, а также потенциально опасных производств и объектов производится по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством); • снижение расходов на содержание избыточных производственных мощностей, консервация неиспользуемого имущества; • передача объектов социально-бытового и культурного назначения в ведение органов местного самоуправления. Остановка нерентабельных производств. Если убыточное производство нецелесообразно или его невозможно продать, то его нужно остановить, чтобы немедленно предотвратить дальнейшие убытки. Исключение составляют объекты, остановка которых приведет к остановке всего предприятия. Критерии ранжирования производств здесь те же, что и при их ликвидации. Часть производства продолжает эксплуатироваться в связи с отсутствием средств на его консервацию. Если производство необходимо остановить, но нет возможности провести консервацию, то оно должно быть остановлено без нее (исключение составляют лишь те ситуации, когда данная акция может вызвать аварию). При этом, возможно, что оборудование придет в негодность. Однако восстанавливать оборудование придется, только если повторный пуск производства будет стратегически и экономически оправдан. Выведение из состава предприятия затратных объектов является еще одним способом снять непроизводительные издержки на объекты, которые пока не удалось продать. Оно осуществляется, например, в форме учреждения дочерних обществ. Всякое дальнейшее финансирование выведенных объектов исключается, что стимулирует предпринимательскую инициативу персонала последних. В тех случаях, когда совершение возмездной сделки затруднено по каким-либо причинам, может быть экономически целесообразной безвозмездная передача имущества. Выигрыш заключается в том, что сокращаются затраты на содержание имущества. Теперь обратимся к рассмотрению возможных источников финансирования инвестиционных проектов за счет реформирования собственного капитала предприятия и урегулирования кредиторской задолженности. Увеличение собственного капитала может произойти за счет целевого финансирования деятельности предприятия со стороны других лиц без изменения структуры собственности (состава и долей собственников предприятия). Представляется возможным оказание такой помощи со стороны государства предприятиям, имеющим стратегическое или национальное значение, а также предприятиям, входящим в холдинговые структуры со стороны головной компании. Иные мероприятия по реструктуризации собственного капитала затрагивают структуру собственности. Эмиссия акций акционерного общества представляет собой инструмент получения внешнего финансирования хозяйственной деятельности. Дополнительно эмитированные акции могут бьггь проданы на вторичном рынке ценных бумаг. Продажа акций осуществляется самим хозяйственным обществом. Полученные средства пополняют уставный капитал, а предприятие получает дополнительные оборотные средства без увеличения своих долгосрочных и краткосрочных обязательств, что помимо всего улучшает его финансово-экономические показатели. В этом случае происходит изменение состава и/или долей собственников предприятия. При появлении новых акционеров у прежних собственников уменьшается доля собственности, а следовательно, они теряют часть своего влияния на предприятие. Такая реструктуризация капитала имеет значительный положительный потенциал для организации, так как помогает не только кардинально улучшить финансово- экономическое состояние предприятия, получить новое оборудо* вание, технологии, но и найти для себя так называемого «стратегического собственника», который заинтересован в развитии предприятия. Операции по эмиссии акций и их размещению позволяют получить дополнительные финансовые ресурсы для хозяйственной деятельности общества. При этом финансовые средства новых акционеров обмениваются на право собственности на предприятие и право участия в формировании решений пропорционально количеству купленных акций. Очевидно, что предприятия неприбыльные, имеющие существенные проблемы в финансовой сфере, вряд ли могут рассчитывать на размещение своих акций среди сторонних лиц без передачи существенных прав по контролю над деятельностью предприятия. Если данный бизнес интересен для других, например с целью его включения в холдинговую структуру, то представляется наиболее вероятным проведение инвестиций в обмен на контроль над предприятием. В этом случае реструктуризация капитала представляет собой форму продажи бизнеса. Заемные средства переданы предприятию на возвратной основе и представляют собой обязательства предприятия. Как обязательства заемные средства выступают в виде финансовых обязательств по взятым кредитам и займам, а также в виде обязательств по товарным кредитам других предприятий (сырье, материалы, комплектующие, полученные от других предприятий, но еще не оплаченные). К числу обязательств предприятий относятся также те, которые не связаны с кредитованием, а возникают в процессе хозяйственной деятельности как обязательства перед персоналом предприятия (по зарплате) и государством (по налогам и взносам в различные фонды). Меры по урегулированию кредиторской задолженности играют особую роль при антикризисном управлении предприятием. Эти меры обеспечивают условия для применения других мероприятий, поскольку без урегулирования взаимоотношений предприятия и его кредиторов (хотя бы временного) проведение других мероприятий и разговоры о реализации какой-либо инвестиционной политики могут оказаться бесполезным. Главная задача мер по урегулированию задолженности заключается в том, чтобы снять долговую напряженность в деятельности предприятия и дать ему возможность «относительно спокойно» проводить мероприятия в производственной, управленческой и других сферах. Кроме того, урегулирование даже на время кредиторской задолженности позволяет предприятию использовать эти временно освободившиеся ресурсы для проведения инвестиций в производственной сфере. Недаром одной из самых сильных мер для восстановления платежеспособности в судебных процедурах банкротства является мораторий на выплаты задолженности. Ниже рассматриваются меры, направленные на урегулирование долгов вне процедур банкротства или при реализации мирового соглашения с кредиторами. При проведении мер по урегулированию задолженности целью организации служит получение различного рода уступок со стороны кредиторов. Взамен организация может предложить свои активы либо новые соглашения о долгах, которые значительно увеличивают вероятность платежей по задолженности и этим могут быть привлекательны для кредиторов. Уступки кредиторов могут включать отсрочки и рассрочки платежа, сокращение общей суммы задолженности, освобождение от уплаты процентов, сокращение процентной ставки и т.д. Урегулирование задолженности возможно в форме обмена долгов на имущество организации. Применение такой меры может быть оправдано в том случае, если данное имущество не является необходимым для хозяйственной деятельности в настоящий момент, не предполагается его использование в ближайшем будущем, если это имущество не может быть продано предприятием по приемлемой цене, а также если затраты на содержание и хранение имущества велики. На такие меры могут согласиться кредиторы, у которых есть возможность либо использовать, либо продать полученное имущество. При разработке и реализации данной формы урегулирования задолженности предприятия должно принимать во внимание любые активы, находящиеся в его распоряжении. Это могут быть готовая продукция, производственные запасы, основные фонды, активы непроизводственного характера, в том числе объекты социальной сферы, акции других предприятий, векселя банков, обязательства местной администрации. Одним из главных вопросов, который необходимо решить, является вопрос, не будет ли выгоднее продать активы по сравнению с их использованием для обмена. Еще одна форма обмена — предложение пакета акций, находящегося на балансе предприятия, в обмен на уступки кредиторов. Данное соглашение заключается между кредитором и собственниками предприятия, которые готовы уступить часть акций предприятия в обмен на улучшение его финансового состояния. Кредитор в этом случае становится собственником предприятия, может принимать участие в его деятельности, влиять на управление предприятием. На этот вид урегулирования кредиторской задолженности могут согласиться кредиторы, имеющие значительную долю совокупного долга предприятия, а также кредиторы, желающие расширить сферу своей деятельности за счет приобретения пакетов акций и участия в управлении другим предприятием. Необходимо учитывать, что собственники в данном случае утрачивают свое влияние на деятельность предприятия. У предприятия могут быть встречные требования к ее кредиторам, т.е. задолженности двух сторон друг другу. В этом случае возможно применение взаимозачета долгов. Взаимозачет может быть многосторонним, когда в расчет принимаются обязательства друг перед другом целого ряда предприятий. Указанный метод является наиболее эффективным и быстрым, так как здесь не происходит обмена денежными или основными средствами. Зачет может быть осуществлен в одностороннем порядке путем уведомления второй стороны (ст. 410, 411 части первой Гражданского кодекса РФ). Данный метод может быть привлекательным для взаимного урегулирования части задолженности организаций, которые работают в смежных отраслях с замкнутым циклом, например, когда угледобывающая компания — дебитор транспортной компании, являющейся дебитором предприятия, предоставляющего коммунальные услуги, которое, в свою очередь, — дебитор угледобывающей компании. При применении данного способа урегулирования задолженности необходимо помнить, что в соответствии с налоговым законодательством прекращение обязательства зачетом признается оплатой товаров, работ, услуг и является моментом определения налоговой базы. Таким образом, при проведении зачета возникают обязательства по уплате налогов, как если бы сделка проводилась обычным способом. Если у предприятия нет встречных требовании к кредитору, их можно попытаться купить у кредиторов своего кредитора, желательно со значительным дисконтом, с целью в последующем осуществить 100%-ный взаимозачет. Этот способ может быть проще и выгоднее, чем создание цепочек для многостороннего взаимозачета. Однако у предприятия должны быть свободные средства для выкупа. Еще одним методом снижения долгового бремени является получение уступок кредиторов под обеспечение долга. Задолженность предприятия перед кредиторами часто ничем не обеспечена. В соответствии со ст. 329 Гражданского кодекса РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. При возмещении долга в судебном порядке через процедуру банкротства в отсутствие обеспечения риск получения части долга или вообще ничего выше, чем при наличии обеспечения, так как права кредиторов с обеспеченными требованиями к должникам больше прав «необеспеченных» кредиторов. В связи с этим кредиторам может быть предложено переоформление задолженности в обеспеченные обязательства в обмен на сокращение суммы долга, процентов или увеличение срока погашения долга. Кредитору может быть предложено обеспечение в виде гарантии или поручительства третьей стороны, в соответствии с которой третья сторона обязуется погасить задолженность предприятия, при невозможности предприятия сделать это самостоятельно. Этот вид возможен для предприятий, имеющих недвижимость, не являющуюся предметом залога. В случае тяжелого финансового состояния на грани банкротства или добровольной ликвидации предприятия может предложить своим кредиторам переоформить задолженности в вексельные обязательства. При этом предприятие расплачивается по своей текущей задолженности своими векселями — ценными бумагами, которые представляют собой, по сути, новое обязательство. Это новое обязательство должно быть исполнено в иные сроки с иными условиями, например по процентам, что освобождает предприятие от уплаты долга в данном периоде и способствует улучшению финансовых показателей деятельности. Несмотря на то что получатели векселей по-прежнему остаются «необеспеченными» кредиторами, тем не менее они приобретают некоторые преимущества. Например, вексель предприятия можно продать третьим лицам и таким образом получить платеж по данным обязательствам раньше установленного времени. Вместе с тем ликвидность векселя предприятия на грани банкротства крайне мала и, соответственно, у кредиторов мала вероятность продать такой вексель третьему лицу, если только оно не заинтересовано в получении контроля над предприятием. Известна схема реструктуризации задолженности, при которой множество необеспеченных обязательств перед разными кредиторами заменяется на обеспеченное обязательство перед одним кредитором. В случае наличия у организации активов, которые можно использовать в качестве залога по кредиту, а также хороших отношений со стабильным банком с безупречной репутацией предприятие может заключить с банком договор на предоставление кредита, обеспеченного залогом имущества, гарантией, поручительством и др. Банк выдает кредит своими векселями, которые имеют высокую ликвидность, а предприятие расплачивается ими с кредиторами и требует (взамен высокой ликвидности данного средства платежа) сокращения задолженности и уступок со стороны кредиторов. Таким образом, предприятие, расплатившись с кредиторами, получает нового кредитора, обязательства перед которым являются обеспеченными обязательствами.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |