КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи финансового прогнозирования и финансового планирования в неплатежеспособной организации. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия 32 страница
Характерным примером такой реструктуризации является график погашения задолженности должника в ходе процедуры финансового оздоровления. График погашения задолженности утверждается собранием кредиторов по представлению должника, его участников (учредителей) или третьих лиц, заявивших ходатайство о применении в отношении должника процедуры финансового оздоровления, должен предусматривать погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очередей не позднее шести месяцев с даты введения финансового оздоровления. Если же процедура финансового оздоровления вводится арбитражным судом вопреки воле большинства кредиторов (такая возможность предусмотрена Федеральным законом о банкротстве), к графику погашения задолженности предъявляются специальные требования: он должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через один месяц, и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов. Аналогичной по своему характеру является реструктуризация кредиторской задолженности должника при заключении мирового соглашения. Решение о заключении мирового соглашения со стороны кредиторов принимается собранием кредиторов. Мировое соглашение должно содержать порядок и сроки исполнения обязательств должника в денежной форме, т.е., по сути, тот же график погашения задолженности, что и в процедуре финансового оздоровления. Однако процедура мирового соглашения предусматривает также возможность по согласованию с отдельными кредиторами осуществить прекращение обязательств должника путем предоставления отступного, обмена долгов на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации и иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга или иным способом, предусмотренным законодательством. Лишь бы такой способ прекращения обязательства должника перед соответствующим кредитором не нарушал права иных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Наконец, нельзя не остановиться на таком способе реструктуризации кредиторской задолженности должника, как возможность исполнения обязательств должника его собственником, участниками (учредителями) или третьими лицами. Закон о банкротстве позволяет использовать эту возможность и в процедуре внешнего управления, и в ходе конкурсного производства, и при заключении мирового соглашения. Особенностью этого способа, который, по сути, представляет собой не что иное, как перевод долга в силу закона, является предусмотренная законом обязанность кредитора принять такое исполнение в погашение своего требования к должнику. Глава 43 АНТИКРИЗИСНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 43.1. МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ Инвестиции — это помещение, вложение капитала, денежных средств с целью получения доходов в будущие периоды. Инвестиционная политика определяет и задает общую направленность инвестиционной деятельности предприятия. Инвестиционая стратегия представляет собой систему мер, план действий в области инвестиционной деятельности предприятия. Инвестиционная политика является частью общей финансовой политики предприятия и заключается в выборе наиболее эффективных форм инвестирования, доступных данному предприятию, организации. Инвестиционная политика предприятий, находящихся в финансово-экономическом кризисе, отличается от инвестиционной политики благополучных предприятий. Прежде всего это связано с тем, что приоритетной целью финансовой политики предприятия в состоянии кризиса является восстановление платежеспособности, а такие цели, как обеспечение высоких темпов развития, расширение экономического потенциала и т.п., характерные для благополучных предприятий, временно отходят на второй план. Главное отличие антикризисной инвестиционной стратегии от стратегии предприятий благополучных заключается в жестком ограничении сроков окупаемости инвестиционных проектов рамками сроков проведения процедур восстановления платежеспособности. Какими бы замечательными ни были инвестиционные проекты неплатежеспособного предприятия, если они не могут достаточно быстро начать приносить доход, то скорее всего реализовывать эти проекты в долгосрочной перспективе будет не на что и некому. Реализация инвестиционного проекта проходит следующие спщии. 1. Предынвестиционная стадия — разработка инвестиционной стратегии. 2. Стадия инвестирования — реализация стратегии. 3. Стадия эксплуатации — получение эффекта от инвестиций. Рассмотрим общие вопросы формирования инвестиционной стратегии. Выше при рассмотрении основ финансового менеджмента было отмечено, что в процессе хозяйственной деятельности предприятие формирует входящий (приток) и выходящий (отток) денежные потоки. В случае когда приток больше оттока, возникает положительный чистый денежный поток, максимизация которого в каждый конкретный период времени является основной задачей финансового менеджмента. Однако надо всегда помнить, что приток денежных средств не возникает сам по себе, он выступает следствием осуществленных ранее затрат в той или иной форме, т.е. оттока денежных средств. В свою очередь, отток может быть осуществлен при наличии достаточного поступления (притока) денежных средств. Отмеченные обстоятельства характеризуют причинно-следственные связи между финансовыми операциями и их последствиями. В связи с этим можно сказать, что инвестиционными являются те операции по формированию оттока денежных средств, которые направлены на реализацию новых проектов с целью обеспечить получение предприятием выгод в течение некоторого будущего периода времени. Наличие временного лага между проведением инвестиций и получением отдачи и служит причиной того, что разработка инвестиционной стратегии и тактики всегда является предметом финансово-экономического прогнозирования. В практике инвестиционной деятельности принято различать следующие типы инвестиций. 1. Инвестиции в физические активы (здания и сооружения, машины, оборудование, производственные запасы и т.д.), т.е. в материальное производство. Данный вид инвестиций иногда в литературе называют реальными инвестициями. 2. Инвестиции в денежные активы, под которыми понимают права на получение денежных средств от других лиц, например акции, облигации, депозиты банков и другие ценные бумаги. Другое название этих инвестиций — финансовые, портфельные. 3. Инвестиции в нематериальные активы, под которыми понимают ценности, приобретаемые в результате переобучения, повышения квалификации персонала, приобретения прав, лицензий, ноу-хау и т.п. В качестве основных типов инвестирования рассматриваются реальные и финансовые инвестиции. Формами реальных инвестиций являются: • приобретение имущественного комплекса другого предприятия с целью, например, создания и использования преимуществ горизонтальной или вертикальной интеграции; • строительство нового объекта с законченным технологическим циклом, например с целью резкого увеличения объемов производства, использования преимуществ товарной, отраслевой или региональной диверсификации (возможно, с созданием филиалов, дочерних фирм); • реконструкция имущественного комплекса предприятия в целях комплексного изменения технологии производства продукции, повышения производительности труда и качества продукции; • модернизация, представляющая собой совершенствование основных средств с целью приведения активов в состояние, соответствующее современному уровню и требованиям рынка; • обновление отдельных видов оборудования без изменения общей схемы технологического процесса; • увеличение объемов производственных запасов, например с целью расширения производственной деятельности. Инвестиционная операция увеличения производственных запасов используется также тогда, когда на рынке сырья, материалов и комплектующих складывается неблагоприятная ситуация, в будущем возможны перебои с поставками или повышение цен. В этом случае предприятие может стремиться обезопасить себя за счет проведения инвестирования средств в прирост запасов материальных оборотных активов. ^ Формами финансовых инвестиций являются: • вложения в уставные капиталы других предприятий, что позволяет укрепить необходимые в стратегическом плане хозяйственные связи с поставщиками и/или потребителями, расширяет возможности сбыта и проникновения на новые рынки и т.п. Целью такого инвестирования обычно является не получение высокой инвестиционной прибыли, а именно установление форм финансового влияния на другие предприятия для стабилизации получения высокой операционной прибыли; • вложение капитала в доходные виды фондовых инструментов, т.е в различные виды ценных бумаг, свободно обращающихся на фондовом рынке. Основная цель таких инвестиций заключается в получении высокой инвестиционной прибыли за счет операций на фондовом рынке — управления своим «портфелем». При приобретении контрольного или достаточно весомого паке- га акций других предприятий данная форма финансовых инвестиций может использоваться для решения стратегических задач развития бизнеса; • вложение капитала в доходные виды денежных инструментов. Обычно используется в форме депозитного вклада в коммерческие банки. Основная цель — получение инвестиционной прибыли путем вложения временно свободных денежных средств. Кроме отмеченного выше жесткого ограничения сроков, разработка антикризисной инвестиционной стратегии чаще всего отличается еще тем, что она осуществляется в условиях дефицита финансовых ресурсов. Поэтому финансовые инвестиции, которые обычно рассматриваются как форма повышения эффективности временно свободных денежных средств, не часто используются в практике антикризисного управления. Очевидной причиной служит отсутствие свободных средств. Сказанное выше не отвергает в принципе использование возможностей вложения денег в денежные активы в рамках антикризисного управления. Однако такое инвестирование не может рассматриваться щк стратегический компонент антикризисного управления. Инвестиционная стратегия кризисного предприятия обычно разрабатывается как план инвестиций в реальные и нематериальные активы с целью формирования и увеличения положительной разницы между притоком и оттоком денежных средств. При этом инвестиции в нематериальные активы носят вспомогательный, обеспечивающий характер. Например, инвестиционная стратегия кризисного предприятия включает продажу неиспользуемых активов и закупку на вырученные средства нового высокопроизводительного оборудования (инвестиции в материальные активы). Однако для работы на этом оборудовании необходимо реализовать программу повышения квалификации ряда работников (инвестиции в нематериальные активы). Рассмотрим подробнее методологию разработки инвестиционной стратегии. В общем виде она включает проведение следующих работ. 1. Поиск возможных инвестиционных концепций. На этом этапе формируются только укрупненные идеи инвестиционных проектов, направления действий, которые учитывают правовые условия инвестирования, «общий инвестиционный климат», текущую конъюнктуру инвестиционного рынка. Работа на этом этапе включает следующие направления деятельности. 1.1. Выбор и формирование отдельных направлений инвестирования исходя из потребностей предприятия и для реализации его планов. 1.2. Анализ и учет условий внешней инвестиционном среды. 2. Предварительная подготовка инвестиционного проекта. Задачей этой стадии разработки стратегии служит создание инвестиционного бизнес-плана, который является промежуточным вариантом того документа, который в последствии войдет в качестве инвестиционного раздела в общий план работы предприятия, будь то обычный план развития или план восстановления платежеспособности (включая планы финансового оздоровления и внешнего управления предприятием). Работа на этом этапе включает следующие направления деятельности. 2.1. Поиск и подбор отдельных объектов инвестирования. Рассмотрение возможностей приобретения объектов имущества, нематериальных активов, возможностей использования различных форм финансового инвестирования. 2.2. Ранжирование и отбор вариантов инвестиционных проектов с учетом: • эффективности проектов; • обеспечения минимального уровня рисков; • обеспечения максимального уровня ликвидности в случае изменения внешних условий и возникновения необходимости прекращения реализации проекта (безболезненного выхода из проекта). 2.3. Определение объема требуемых инвестиционных ресурсов, источников ресурсов и оптимизация их структуры, включая нахождение оптимального соотношения собственных и заемных источников инвестиционных ресурсов. 3. Окончательная формулировка проекта и оценка его технико-экономической и финансовой приемлемости. Финальное рассмотрение и принятие решения по проекту. На этом этапе должен быть сформирован окончательный вариант инвестиционной стратегии предприятия, которая, как уже было сказано, может рассматриваться в качестве инвестиционного раздела общего плана работы предприятия. При наличии нескольких направлений инвестирования все инвестиционные проекты складываются в единый «инвестиционный портфель», который оценивается уже в комплексе по уровням доходности, риска и ликвидности. Определяются пути ускорения реализации инвестиционных проектов — ускорения окупаемости, что крайне важно для предприятий в состоянии кризиса. Если для благополучных предприятий разработка инвестиционной стратегии включает рассмотрение возможностей инвестиций, как за счет собственных средств, так и за счет средств заемных, то антикризисная стратегия должна опираться на собственные ресурсы. Это объясняется трудностью привлечения дополнительного финансирования для предприятия в кризисном состоянии. Финальное рассмотрение учитывает возможные правовые, политические, социальные факторы, которые могут повлиять на выполнение разработанной инвестиционной стратегии. Таким образом, главной составной частью разработки инвестиционной стратегии является составление бизнес-плана проекта, т.е. решение задачи, характерной для начала любой новой коммерческой деятельности (общие вопросы разработки бизнес-планов рассмотрены в параграфе 41.5). Итак, можно сделать следующие выводы по особенностям разработки инвестиционной стратегии для кризисных предприятий. 1. Цель проведения инвестиций — накопление максимально возможного количества денежных средств для расчета по долгам с кредиторами. 2. Сроки окупаемости инвестиций ограничены сроками проведения процедур восстановления платежеспособности. Это или сроки, установленные судом при проведении процедур банкротства, или, если меры осуществляются вне судебных процедур, — сроки, в течение которых кредиторы согласны ждать. 3. Инвестиционная стратегия разрабатывается и осуществляется в условиях дефицита финансовых ресурсов и опирается в основном на собственные ресурсы в связи с трудностью привлечения заемных средств предприятием, находящимся в кризисном положении. 43.2. РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ Вместе с тем в зависимости от вида инвестиционных проектов дифференцируются требования к их разработке. Для относительно некрупных инвестиционных проектов (обычно финансируемых предприятием за счет внутренних ресурсов) обоснование может осуществляться по сокращенному кругу разделов и показателей. Такое обоснование может содержать лишь цель осуществления инвестиционного проекта, его основные параметры, объем необходимых финансовых средств, план реализации и показатели эффективности[22]. Но в общем случае инвестиционный предпринимательским проект представляет собой бизнес-план и должен отразить все его необходимые составные части: • описание продукта (услуги); • анализ рынка; • план маркетинга; • план производств; • кадровое обеспечение; • источники и объем требуемых средст; • детальный финансовый план (бюджет) Продукт. Основная часть проекта начинается с описания товара или услуги (далее товара), которые будут предложены покупателям и ради производства которого и осуществляется разработка проекта. Производство данного товара или дополнит уже существующую деятельность предприятия, или заменит ее, но в любом случае это должно стать тем делом, которое позволит предприятию в заданные сроки получить ощутимый финансовый ресурс. Важное значение для успеха инвестиционного проекта имеет обеспечение конкурентоспособности предлагаемого товара (услуги). Как правило, факторами конкурентоспособности являются следующие обстоятельства. 1. Устойчивость позиций на рынке поставщиков сырья и комплектующих изделий для производства данного вида товара. 2. Устойчивость позиций на рынке покупателей данного вида товара. 3. Деятельность предприятий, предлагающих такие же или аналогичные товары. 4. Деятельность предприятий, которые предлагают покупателям товары-заменители. 5. Степень открытости рынка для появления новых конкурентов. Фактор открытости рынка, т.е. высота барьеров для выхода в данный сегмент рынка, особо значим при рассмотрении возможности получать в результате реализации инвестиционного проекта долговременные конкурентные преимущества. При формировании антикризисной инвестиционной стратегии основную роль играют первые четыре фактора. Рынок. Оценка рынка сбыта является важнейшей частью инвестиционного проекта. При разработке этого раздела исследуется потенциальная емкость рынка товара, который будет предлагаться покупателям, т.е. общая стоимость товаров, которую покупатели данного региона потенциально могут купить за прогнозный период (месяц, год). Эта величина зависит от множества факторов: экономических, региональных, социальных и т.д. Одновременно оценивается доля рынка, которую можно надеяться захватить, и определяется возможная сумма продаж данного товара за месяц, год. Возможный объем реализации не может быть достигнут в первый же месяц предложения товара на рынок. Процесс «вхождения» обычно является в той или иной степени постепенным. Поэтому необходимо оценить объемы продаж при имеющихся условиях деятельности, уровне цен, затратах на продвижение товаров и т.п., а также оценить, как будет изменяться объем продаж от одного периода к другому. Оценка рынка не может обойтись без анализа возможных конкурентов. В инвестиционном проекте обычно отражается информация о производителях товаров, качестве товаров, их ценах, преимуществах и недостатках конкурентов и т.д. Необходимо указать на те недостатки деятельности конкурентов или товаров, которые они предлагают и которые позволяют добиться положительного результата при реализации инвестиционного проекта. План маркетинга. Здесь приводятся механизмы продвижения и распространения товаров — схема распространения, ценообразование, реклама, способы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания и т.п. Более подробно вопросы маркетинга рассмотрены в параграфах 41.1—41.3. К числу наиболее важных вопросов относится формирование цены товара. При разработке любого предпринимательского проекта приходится принимать решение о том, какого результата необходимо добиться с помощью политики цен. Что интересует больше? Привлечение наибольшего количества покупателей, захват наибольшей доли рынка или же получение наибольшей прибыли от продажи каждого отдельного изделия. В теории ценообразования рассматривают зависимости, которые определяют, сколько можно продать товаров при различных уровнях цен (кривая спроса) и сколько можно предложить на рынок товаров в зависимости от уровня себестоимости и капиталоемкости производства (кривая предложения). Типичный вид этих кривых представлен на рис. 43.1. Совмещенные в одной системе координат кривые спроса и предложения позволяют определить цену товара, которая балансирует спрос и предложение, — так называемую цену рыночного равновесия. Используя данную модель, можно рассмотреть разные варианты предпринимательской стратегии. Можно оценить, сколько единиц товара можно продать при том или ином уровне
цены. При этом чем ниже цена, по которой предприятие может предложить свои товары (зависит от уровня издержек), тем более полого будет проходить кривая предложения и тем ниже она пересечет кривую спроса. Проекция точки пересечения на горизонтальную ось покажет возрастающее количество продукции, которую можно реализовать. Таким образом, существуют сценарии, при которых предприятие может отказаться от части прибыли на единицу продукции, но получить выигрыш в общем количестве продаж, и наоборот. Окончательное решение по формированию цены продукции может быть принято после проведения операционного анализа (анализа безубыточности), который позволяет связать между собой объем реализации продукции, затраты и цену. Кроме того, при формировании цены продукции необходимо по возможности учесть цены конкурентов, которые обычно известны на уровне цен предложения. Вместе с тем эти цены могут заметно отличаться от цен реальных поставок из-за использования конкурентами системы разнообразных скидок. На этапе определения окончательных цен также решаются задачи создания собственной системы скидок и коррекции цен в связи с инфляцией и другими факторами. Любая система скидок основывается на экономии затрат по производству и реализации продукции — либо за счет экономии выплат банку, либо за счет уменьшения частоты переналадки оборудования (при заказе больших партий одинаковых изделий), либо за счет сокращения складских расходов (при покупках сезонной продукции до начала сезона) и т.п. План производства. В этом разделе инвестиционного проекта необходимо привести обоснованные ответы на следующие вопросы: Для производства товара будет использоваться имеющееся предприятие или вновь создаваемое? Требуется ли проведение строительных работ? Какое потребуется оборудование и где его приобрести? Где, у кого и в каких количествах будет приобретаться сырье, материалы и комплектующие? Большое значение для любого проекта имеет выбор вариантов обеспечения материалами и комплектующими. Как правило, существует альтернатива производить самостоятельно или покупать у внешнего поставщика. Если самостоятельно, то на своем или арендуемом оборудовании и т.д. Обосновывается схема организации производства (например, в одном или нескольких зданиях, на одной или нескольких площадках). Может возникать проблема складирования полуфабрикатов, их доставки и т.п., что приводит к затратам. Полезно привести в инвестиционном проекте схему организации производственных потоков, где показываются «источники» и «потребители» (цеха, участки) всех видов сырья, комплектующих, полуфабрикатов и куда будет поставляться продукция предприятия. Решается задача рационализации схемы организации производства с целью сокращения затрат труда, времени и материалов. При необходимости ведения нового строительства в инвестиционный проект включаются план и график строительства. Кадры. Подбор персонала, кадровое обеспечение нового товара — это неотъемлемая и очень важная часть инвестиционного проекта. Практически вопрос стоит о том, кто и как будет воплощать в жизнь данный проект. Отправной точкой служат квалификационные требования: профиль специалистов, образовательный уровень, опыт работы, уровень необходимой оплаты. Полезно привести организационную схему предприятия, на которой показать, какие подразделения и как будут функционировать, кто и как будет их координировать и контролировать. Целесообразно привести сведения по вопросам оплаты и стимулирования труда руководящего персонала. Источники инвестирования рассматриваются ниже. Вопросы составления финансового плана (бюджета) для реализации производственной программы, а также определения требуемых объемов финансовых средств были рассмотрены ранее. 43.3. ОЦЕНКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Финансово-экономическая оценка инвестиционных проектов служит главным обоснованием при выборе вариантов вложения средств при операциях с реальными активами. Общие критерии оценки коммерческой привлекательности инвестиционного проекта можно условно разделить на два направления[23]: • финансовая состоятельность; • эффективность. Оба подхода взаимно дополняют друг друга. На рис. 43.2 показана данная классификация методов оценки инвестиционных проектов.
Рассмотрим различные критерии оценки инвестиционных проектов более подробно. Критерий оценки по чистой текущей стоимости основан на том, что затраты, осуществленные в разное время, имеют неодинаковую стоимость. Чистая текущая стоимость (net present value — NPV) — это разница между суммой денежных поступлений от реализации инвестиционного проекта, приведенных к нулевому (начальному) моменту времени, и суммой дисконтированных затрат, необходимых для реализации этого проекта. Формула для расчета чистой текущей стоимости имеет следующий вид:
где I0 — первоначальное вложение средств в реализацию проекта; CF(cash flow) — денежный поток в конце периода: t — 1,2,п — периоды поступления средств. Ставка дисконтирования к представляет собой ожидаемую рентабельность инвестиционного проекта. Для оценки величины к можно использовать ставки доходности по альтернативным вложениям капитала в общедоступные финансовые институты (банки, финансовые компании). Подробно понятие ставки дисконтирования рассмотрено в разделе IV настоящего учебного пособия. Если чистая текущая стоимость проекта NPV положительная, то это значит, что в результате реализации проекта ценность предприятия вырастет, инвестирование пойдет на пользу и проект приемлем для реализации. Формула (1) выведена из предположения, что разовые вложения средств будут приносить результаты в течение довольно длительного времени. Однако на практике чаще встречается ситуация, когда инвестиции необходимо осуществлять не одномоментно, а по частям в течение нескольких периодов времени. В этом случае формула для NPVпринимает следующий вид:
Чистая текущая стоимость как критерий оценки инвестиционной привлекательности широко распространена из-за своей инвариантности к различным комбинациям начальных условий, что позволяет в большинстве случаев находить экономически рациональные решения. Критерий оценки инвестиций по уровню их рентабельности также связан с изложенными подходами. Рентабельность инвестиций (profitability index — Рl) — это показатель, позволяющий определить, в какой мере возрастает ценность фирмы в расчете на 1 руб. инвестиций. Для случаев единовременного инвестирования и инвестирования в течение нескольких периодов времени соответственно формулы для Р/имеют следующий вид: При положительном NPV показатель РI будет больше единицы. Превышение показателя над единицей представляет некоторый «запас прочности» инвестиционного проекта. Критерий внутренней нормы прибыли основан на решении обратной задачи по уравнению (1) или (2). Внутренняя норма прибыли (internal rate of return - IRR) — это то значение параметра к в формулах (1) и (2), при котором параметр NPV = 0. Функция NPV = f(k) представляет алгебраическое уравнение степени п. Для решения этого уравнения необходимо зафиксировать срок реализации проекта от его начала до момента t = n и воспользоваться специальными математическими вычислительными методами. Экономический смысл данного критерия оценки заключается в возможности его сравнения с показателем стоимости авансированного капитала (СС). Предприятие финансирует свою деятельность (в том числе инвестиционную) из различных источников. Плату за авансированные средства составляют дивиденды, проценты по кредитам и т.д. То есть предприятие несет расходы по поддержанию своего экономического потенциала. Показатель СС вычисляется как средневзвешенная величина оплаты за авансированный капитал и отражает сложившийся на предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитал (рентабельность). Таким образом, если IRR > СС, проект может быть принят. Если IRR < СС, проект должен быть отклонен. Если IRR = СС, проект не принесет дополнительного дохода. Основная проблема при расчете IRR— множественность корней уравнения NPV = 0. При антикризисном управлении показатель NPV vожно трактовать как сумму дополнительных денежных поступлений к моменту времени t = п. Эти денежные поступления могут быть направлены на погашение накопленных долгов или их части. В этой трактовке, зная требуемый размер выплат по долгам и других необходимых затрат предприятия, можно определить сроки t, в которые удастся рассчитаться по долгам за счет реализации инвестиционного проекта (решая еще одну обратную задачу расчета текущего времени t по заданному уровню NPV).
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |