Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи финансового прогнозирования и финансового планирования в неплатежеспособной организации. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия 32 страница




Характерным примером такой реструктуризации является гра­фик погашения задолженности должника в ходе процедуры фи­нансового оздоровления. График погашения задолженности утвер­ждается собранием кредиторов по представлению должника, его участников (учредителей) или третьих лиц, заявивших ходатайство о применении в отношении должника процедуры финансового оздоровления, должен предусматривать погашение всех требова­ний кредиторов, включенных в реестр, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также по­гашение требований кредиторов первой и второй очередей не по­зднее шести месяцев с даты введения финансового оздоровления. Если же процедура финансового оздоровления вводится арбитраж­ным судом вопреки воле большинства кредиторов (такая возмож­ность предусмотрена Федеральным законом о банкротстве), к гра­фику погашения задолженности предъявляются специальные требования: он должен предусматривать начало погашения задол­женности не позднее чем через один месяц, и погашение требо­ваний кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными доля­ми в течение года с даты начала удовлетворения требований кре­диторов.

Аналогичной по своему характеру является реструктуризация кредиторской задолженности должника при заключении мирово­го соглашения. Решение о заключении мирового соглашения со стороны кредиторов принимается собранием кредиторов. Миро­вое соглашение должно содержать порядок и сроки исполнения обязательств должника в денежной форме, т.е., по сути, тот же график погашения задолженности, что и в процедуре финансового оздоровления. Однако процедура мирового соглашения предусмат­ривает также возможность по согласованию с отдельными креди­торами осуществить прекращение обязательств должника путем предоставления отступного, обмена долгов на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации и иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга или иным способом, предусмотренным законодательством. Лишь бы такой способ прекращения обязательства должника перед со­ответствующим кредитором не нарушал права иных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

Наконец, нельзя не остановиться на таком способе реструкту­ризации кредиторской задолженности должника, как возможность исполнения обязательств должника его собственником, участни­ками (учредителями) или третьими лицами. Закон о банкротстве позволяет использовать эту возможность и в процедуре внешнего


управления, и в ходе конкурсного производства, и при заключе­нии мирового соглашения. Особенностью этого способа, который, по сути, представляет собой не что иное, как перевод долга в силу закона, является предусмотренная законом обязанность кредито­ра принять такое исполнение в погашение своего требования к должнику.


Глава 43

АНТИКРИЗИСНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

43.1. МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

Инвестиции — это помещение, вложение капитала, денежных средств с целью получения доходов в будущие периоды.

Инвестиционная политика определяет и задает общую направ­ленность инвестиционной деятельности предприятия.

Инвестиционая стратегия представляет собой систему мер, план действий в области инвестиционной деятельности предприятия.

Инвестиционная политика является частью общей финансовой политики предприятия и заключается в выборе наиболее эффек­тивных форм инвестирования, доступных данному предприятию, организации.

Инвестиционная политика предприятий, находящихся в фи­нансово-экономическом кризисе, отличается от инвестиционной политики благополучных предприятий. Прежде всего это связа­но с тем, что приоритетной целью финансовой политики предпри­ятия в состоянии кризиса является восстановление платежеспо­собности, а такие цели, как обеспечение высоких темпов разви­тия, расширение экономического потенциала и т.п., характерные для благополучных предприятий, временно отходят на второй план.

Главное отличие антикризисной инвестиционной стратегии от стратегии предприятий благополучных заключается в жестком ог­раничении сроков окупаемости инвестиционных проектов рамка­ми сроков проведения процедур восстановления платежеспособ­ности. Какими бы замечательными ни были инвестиционные про­екты неплатежеспособного предприятия, если они не могут достаточно быстро начать приносить доход, то скорее всего реа­лизовывать эти проекты в долгосрочной перспективе будет не на что и некому.


Реализация инвестиционного проекта проходит следующие спщии.

1. Предынвестиционная стадия — разработка инвестиционной стратегии.

2. Стадия инвестирования — реализация стратегии.

3. Стадия эксплуатации — получение эффекта от инвестиций.

Рассмотрим общие вопросы формирования инвестиционной

стратегии. Выше при рассмотрении основ финансового менедж­мента было отмечено, что в процессе хозяйственной деятельнос­ти предприятие формирует входящий (приток) и выходящий (от­ток) денежные потоки. В случае когда приток больше оттока, воз­никает положительный чистый денежный поток, максимизация которого в каждый конкретный период времени является основ­ной задачей финансового менеджмента. Однако надо всегда по­мнить, что приток денежных средств не возникает сам по себе, он выступает следствием осуществленных ранее затрат в той или иной форме, т.е. оттока денежных средств. В свою очередь, отток мо­жет быть осуществлен при наличии достаточного поступления (притока) денежных средств. Отмеченные обстоятельства харак­теризуют причинно-следственные связи между финансовыми опе­рациями и их последствиями. В связи с этим можно сказать, что инвестиционными являются те операции по формированию оттока денежных средств, которые направлены на реализацию новых про­ектов с целью обеспечить получение предприятием выгод в тече­ние некоторого будущего периода времени.

Наличие временного лага между проведением инвестиций и получением отдачи и служит причиной того, что разработка ин­вестиционной стратегии и тактики всегда является предметом финансово-экономического прогнозирования.

В практике инвестиционной деятельности принято различать следующие типы инвестиций.

1. Инвестиции в физические активы (здания и сооружения, ма­шины, оборудование, производственные запасы и т.д.), т.е. в ма­териальное производство. Данный вид инвестиций иногда в ли­тературе называют реальными инвестициями.

2. Инвестиции в денежные активы, под которыми понимают права на получение денежных средств от других лиц, например акции, облигации, депозиты банков и другие ценные бумаги. Дру­гое название этих инвестиций — финансовые, портфельные.

3. Инвестиции в нематериальные активы, под которыми пони­мают ценности, приобретаемые в результате переобучения, повы­шения квалификации персонала, приобретения прав, лицензий, ноу-хау и т.п.

В качестве основных типов инвестирования рассматриваются реальные и финансовые инвестиции.

Формами реальных инвестиций являются:

• приобретение имущественного комплекса другого предпри­ятия с целью, например, создания и использования преимуществ горизонтальной или вертикальной интеграции;

• строительство нового объекта с законченным технологичес­ким циклом, например с целью резкого увеличения объемов про­изводства, использования преимуществ товарной, отраслевой или региональной диверсификации (возможно, с созданием филиалов, дочерних фирм);

• реконструкция имущественного комплекса предприятия в целях комплексного изменения технологии производства продук­ции, повышения производительности труда и качества продукции;

• модернизация, представляющая собой совершенствование основных средств с целью приведения активов в состояние, соот­ветствующее современному уровню и требованиям рынка;

• обновление отдельных видов оборудования без изменения общей схемы технологического процесса;

• увеличение объемов производственных запасов, например с целью расширения производственной деятельности.

Инвестиционная операция увеличения производственных за­пасов используется также тогда, когда на рынке сырья, материа­лов и комплектующих складывается неблагоприятная ситуация, в будущем возможны перебои с поставками или повышение цен. В этом случае предприятие может стремиться обезопасить себя за счет проведения инвестирования средств в прирост запасов мате­риальных оборотных активов. ^

Формами финансовых инвестиций являются:

• вложения в уставные капиталы других предприятий, что позволяет укрепить необходимые в стратегическом плане хозяй­ственные связи с поставщиками и/или потребителями, расширя­ет возможности сбыта и проникновения на новые рынки и т.п. Целью такого инвестирования обычно является не получение высокой инвестиционной прибыли, а именно установление форм финансового влияния на другие предприятия для стабилизации получения высокой операционной прибыли;

• вложение капитала в доходные виды фондовых инструмен­тов, т.е в различные виды ценных бумаг, свободно обращающих­ся на фондовом рынке. Основная цель таких инвестиций заклю­чается в получении высокой инвестиционной прибыли за счет операций на фондовом рынке — управления своим «портфелем». При приобретении контрольного или достаточно весомого паке- га акций других предприятий данная форма финансовых инвес­тиций может использоваться для решения стратегических задач развития бизнеса;

• вложение капитала в доходные виды денежных инструмен­тов. Обычно используется в форме депозитного вклада в коммер­ческие банки. Основная цель — получение инвестиционной при­были путем вложения временно свободных денежных средств.

Кроме отмеченного выше жесткого ограничения сроков, раз­работка антикризисной инвестиционной стратегии чаще всего отличается еще тем, что она осуществляется в условиях дефицита финансовых ресурсов.

Поэтому финансовые инвестиции, которые обычно рассматрива­ются как форма повышения эффективности временно свободных де­нежных средств, не часто используются в практике антикризисного управления. Очевидной причиной служит отсутствие свободных средств. Сказанное выше не отвергает в принципе использование возможностей вложения денег в денежные активы в рамках антикри­зисного управления. Однако такое инвестирование не может рассмат­риваться щк стратегический компонент антикризисного управления.

Инвестиционная стратегия кризисного предприятия обычно разрабатывается как план инвестиций в реальные и нематериаль­ные активы с целью формирования и увеличения положительной разницы между притоком и оттоком денежных средств.

При этом инвестиции в нематериальные активы носят вспо­могательный, обеспечивающий характер. Например, инвестици­онная стратегия кризисного предприятия включает продажу не­используемых активов и закупку на вырученные средства нового высокопроизводительного оборудования (инвестиции в матери­альные активы). Однако для работы на этом оборудовании необ­ходимо реализовать программу повышения квалификации ряда работников (инвестиции в нематериальные активы).

Рассмотрим подробнее методологию разработки инвестицион­ной стратегии. В общем виде она включает проведение следую­щих работ.

1. Поиск возможных инвестиционных концепций.

На этом этапе формируются только укрупненные идеи инвес­тиционных проектов, направления действий, которые учитывают правовые условия инвестирования, «общий инвестиционный кли­мат», текущую конъюнктуру инвестиционного рынка. Работа на этом этапе включает следующие направления деятельности.

1.1. Выбор и формирование отдельных направлений инвес­тирования исходя из потребностей предприятия и для реа­лизации его планов.


1.2. Анализ и учет условий внешней инвестиционном сре­ды.

2. Предварительная подготовка инвестиционного проекта.

Задачей этой стадии разработки стратегии служит создание

инвестиционного бизнес-плана, который является промежуточ­ным вариантом того документа, который в последствии войдет в качестве инвестиционного раздела в общий план работы предпри­ятия, будь то обычный план развития или план восстановления платежеспособности (включая планы финансового оздоровления и внешнего управления предприятием). Работа на этом этапе включает следующие направления деятельности.

2.1. Поиск и подбор отдельных объектов инвестирования. Рассмотрение возможностей приобретения объектов имуще­ства, нематериальных активов, возможностей использования различных форм финансового инвестирования.

2.2. Ранжирование и отбор вариантов инвестиционных про­ектов с учетом:

• эффективности проектов;

• обеспечения минимального уровня рисков;

• обеспечения максимального уровня ликвидности в случае изменения внешних условий и возникновения не­обходимости прекращения реализации проекта (безбо­лезненного выхода из проекта).

2.3. Определение объема требуемых инвестиционных ресур­сов, источников ресурсов и оптимизация их структуры, включая нахождение оптимального соотношения собствен­ных и заемных источников инвестиционных ресурсов.

3. Окончательная формулировка проекта и оценка его техни­ко-экономической и финансовой приемлемости. Финальное рас­смотрение и принятие решения по проекту.

На этом этапе должен быть сформирован окончательный ва­риант инвестиционной стратегии предприятия, которая, как уже было сказано, может рассматриваться в качестве инвестиционно­го раздела общего плана работы предприятия. При наличии не­скольких направлений инвестирования все инвестиционные про­екты складываются в единый «инвестиционный портфель», кото­рый оценивается уже в комплексе по уровням доходности, риска и ликвидности. Определяются пути ускорения реализации инве­стиционных проектов — ускорения окупаемости, что крайне важ­но для предприятий в состоянии кризиса.

Если для благополучных предприятий разработка инвестици­онной стратегии включает рассмотрение возможностей инвести­ций, как за счет собственных средств, так и за счет средств заем­ных, то антикризисная стратегия должна опираться на собствен­ные ресурсы. Это объясняется трудностью привлечения дополни­тельного финансирования для предприятия в кризисном состоя­нии.

Финальное рассмотрение учитывает возможные правовые, по­литические, социальные факторы, которые могут повлиять на выполнение разработанной инвестиционной стратегии.

Таким образом, главной составной частью разработки инвес­тиционной стратегии является составление бизнес-плана проек­та, т.е. решение задачи, характерной для начала любой новой ком­мерческой деятельности (общие вопросы разработки бизнес-пла­нов рассмотрены в параграфе 41.5).

Итак, можно сделать следующие выводы по особенностям раз­работки инвестиционной стратегии для кризисных предприятий.

1. Цель проведения инвестиций — накопление максимально возможного количества денежных средств для расчета по долгам с кредиторами.

2. Сроки окупаемости инвестиций ограничены сроками про­ведения процедур восстановления платежеспособности. Это или сроки, установленные судом при проведении процедур банкрот­ства, или, если меры осуществляются вне судебных процедур, — сроки, в течение которых кредиторы согласны ждать.

3. Инвестиционная стратегия разрабатывается и осуществляется в условиях дефицита финансовых ресурсов и опирается в основ­ном на собственные ресурсы в связи с трудностью привлечения заемных средств предприятием, находящимся в кризисном поло­жении.

43.2. РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ

Вместе с тем в зависимости от вида инвестиционных проектов дифференцируются требования к их разработке. Для относитель­но некрупных инвестиционных проектов (обычно финансируемых предприятием за счет внутренних ресурсов) обоснование может осуществляться по сокращенному кругу разделов и показателей. Такое обоснование может содержать лишь цель осуществления инвестиционного проекта, его основные параметры, объем необ­ходимых финансовых средств, план реализации и показатели эф­фективности[22].


Но в общем случае инвестиционный предпринимательским проект представляет собой бизнес-план и должен отразить все его необходимые составные части:

• описание продукта (услуги);

• анализ рынка;

• план маркетинга;

• план производств;

• кадровое обеспечение;

• источники и объем требуемых средст;

• детальный финансовый план (бюджет)

Продукт. Основная часть проекта начинается с описания това­ра или услуги (далее товара), которые будут предложены покупа­телям и ради производства которого и осуществляется разработка проекта. Производство данного товара или дополнит уже суще­ствующую деятельность предприятия, или заменит ее, но в лю­бом случае это должно стать тем делом, которое позволит пред­приятию в заданные сроки получить ощутимый финансовый ре­сурс.

Важное значение для успеха инвестиционного проекта имеет обеспечение конкурентоспособности предлагаемого товара (услу­ги). Как правило, факторами конкурентоспособности являются следующие обстоятельства.

1. Устойчивость позиций на рынке поставщиков сырья и ком­плектующих изделий для производства данного вида товара.

2. Устойчивость позиций на рынке покупателей данного вида товара.

3. Деятельность предприятий, предлагающих такие же или ана­логичные товары.

4. Деятельность предприятий, которые предлагают покупате­лям товары-заменители.

5. Степень открытости рынка для появления новых конкурен­тов.

Фактор открытости рынка, т.е. высота барьеров для выхода в данный сегмент рынка, особо значим при рассмотрении возмож­ности получать в результате реализации инвестиционного проек­та долговременные конкурентные преимущества. При формиро­вании антикризисной инвестиционной стратегии основную роль играют первые четыре фактора.

Рынок. Оценка рынка сбыта является важнейшей частью ин­вестиционного проекта. При разработке этого раздела исследует­ся потенциальная емкость рынка товара, который будет предла­гаться покупателям, т.е. общая стоимость товаров, которую поку­патели данного региона потенциально могут купить за прогнозный период (месяц, год). Эта величина зависит от множества факто­ров: экономических, региональных, социальных и т.д. Одновре­менно оценивается доля рынка, которую можно надеяться захва­тить, и определяется возможная сумма продаж данного товара за месяц, год.

Возможный объем реализации не может быть достигнут в пер­вый же месяц предложения товара на рынок. Процесс «вхожде­ния» обычно является в той или иной степени постепенным. По­этому необходимо оценить объемы продаж при имеющихся усло­виях деятельности, уровне цен, затратах на продвижение товаров и т.п., а также оценить, как будет изменяться объем продаж от одного периода к другому.

Оценка рынка не может обойтись без анализа возможных кон­курентов. В инвестиционном проекте обычно отражается инфор­мация о производителях товаров, качестве товаров, их ценах, пре­имуществах и недостатках конкурентов и т.д. Необходимо указать на те недостатки деятельности конкурентов или товаров, которые они предлагают и которые позволяют добиться положительного результата при реализации инвестиционного проекта.

План маркетинга. Здесь приводятся механизмы продвижения и распространения товаров — схема распространения, ценооб­разование, реклама, способы стимулирования продаж, органи­зация послепродажного обслуживания и т.п. Более подробно вопросы маркетинга рассмотрены в параграфах 41.1—41.3. К числу наиболее важных вопросов относится формирование цены товара. При разработке любого предпринимательского проекта приходится принимать решение о том, какого резуль­тата необходимо добиться с помощью политики цен. Что инте­ресует больше? Привлечение наибольшего количества покупа­телей, захват наибольшей доли рынка или же получение наи­большей прибыли от продажи каждого отдельного изделия. В теории ценообразования рассматривают зависимости, кото­рые определяют, сколько можно продать товаров при различ­ных уровнях цен (кривая спроса) и сколько можно предложить на рынок товаров в зависимости от уровня себестоимости и ка­питалоемкости производства (кривая предложения). Типичный вид этих кривых представлен на рис. 43.1.

Совмещенные в одной системе координат кривые спроса и предложения позволяют определить цену товара, которая балан­сирует спрос и предложение, — так называемую цену рыночного равновесия. Используя данную модель, можно рассмотреть раз­ные варианты предпринимательской стратегии. Можно оценить, сколько единиц товара можно продать при том или ином уровне

товаров Рис. 43.1

 

цены. При этом чем ниже цена, по которой предприятие может предложить свои товары (зависит от уровня издержек), тем более полого будет проходить кривая предложения и тем ниже она пе­ресечет кривую спроса. Проекция точки пересечения на горизон­тальную ось покажет возрастающее количество продукции, кото­рую можно реализовать. Таким образом, существуют сценарии, при которых предприятие может отказаться от части прибыли на единицу продукции, но получить выигрыш в общем количестве продаж, и наоборот. Окончательное решение по формированию цены продукции может быть принято после проведения операци­онного анализа (анализа безубыточности), который позволяет свя­зать между собой объем реализации продукции, затраты и цену.

Кроме того, при формировании цены продукции необходи­мо по возможности учесть цены конкурентов, которые обычно известны на уровне цен предложения. Вместе с тем эти цены мо­гут заметно отличаться от цен реальных поставок из-за использо­вания конкурентами системы разнообразных скидок.

На этапе определения окончательных цен также решаются за­дачи создания собственной системы скидок и коррекции цен в связи с инфляцией и другими факторами.

Любая система скидок основывается на экономии затрат по производству и реализации продукции — либо за счет экономии выплат банку, либо за счет уменьшения частоты переналадки обо­рудования (при заказе больших партий одинаковых изделий), либо за счет сокращения складских расходов (при покупках сезонной продукции до начала сезона) и т.п.

План производства. В этом разделе инвестиционного проекта не­обходимо привести обоснованные ответы на следующие вопросы: Для производства товара будет использоваться имеющееся пред­приятие или вновь создаваемое? Требуется ли проведение строи­тельных работ? Какое потребуется оборудование и где его приоб­рести? Где, у кого и в каких количествах будет приобретаться сырье, материалы и комплектующие?

Большое значение для любого проекта имеет выбор вариантов обеспечения материалами и комплектующими. Как правило, су­ществует альтернатива производить самостоятельно или покупать у внешнего поставщика. Если самостоятельно, то на своем или арендуемом оборудовании и т.д.

Обосновывается схема организации производства (например, в одном или нескольких зданиях, на одной или нескольких пло­щадках). Может возникать проблема складирования полуфабри­катов, их доставки и т.п., что приводит к затратам. Полезно при­вести в инвестиционном проекте схему организации производ­ственных потоков, где показываются «источники» и «потребители» (цеха, участки) всех видов сырья, комплектующих, полуфабрика­тов и куда будет поставляться продукция предприятия. Решается задача рационализации схемы организации производства с целью сокращения затрат труда, времени и материалов.

При необходимости ведения нового строительства в инвести­ционный проект включаются план и график строительства.

Кадры. Подбор персонала, кадровое обеспечение нового това­ра — это неотъемлемая и очень важная часть инвестиционного проекта. Практически вопрос стоит о том, кто и как будет вопло­щать в жизнь данный проект.

Отправной точкой служат квалификационные требования: про­филь специалистов, образовательный уровень, опыт работы, уро­вень необходимой оплаты. Полезно привести организационную схему предприятия, на которой показать, какие подразделения и как будут функционировать, кто и как будет их координировать и контролировать. Целесообразно привести сведения по вопросам оплаты и стимулирования труда руководящего персонала.

Источники инвестирования рассматриваются ниже. Вопросы составления финансового плана (бюджета) для реализации про­изводственной программы, а также определения требуемых объе­мов финансовых средств были рассмотрены ранее.

43.3. ОЦЕНКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Финансово-экономическая оценка инвестиционных проектов служит главным обоснованием при выборе вариантов вложения средств при операциях с реальными активами.


Общие критерии оценки коммерческой привлекательности инвестиционного проекта можно условно разделить на два направ­ления[23]:

• финансовая состоятельность;

• эффективность.

Оба подхода взаимно дополняют друг друга. На рис. 43.2 по­казана данная классификация методов оценки инвестиционных проектов.

Рис. 43.2. Классификация методов оценки инвестиционных проектов

 

Рассмотрим различные критерии оценки инвестиционных про­ектов более подробно.

Критерий оценки по чистой текущей стоимости основан на том, что затраты, осуществленные в разное время, имеют неодинаковую сто­имость. Чистая текущая стоимость (net present value — NPV) — это разница между суммой денежных поступлений от реализации инве­стиционного проекта, приведенных к нулевому (начальному) момен­ту времени, и суммой дисконтированных затрат, необходимых для реализации этого проекта.

Формула для расчета чистой текущей стоимости имеет следу­ющий вид:


 

где I0 — первоначальное вложение средств в реализацию проекта; CF(cash flow) — денежный поток в конце периода: t — 1,2,п — периоды поступления средств.

Ставка дисконтирования к представляет собой ожидаемую рен­табельность инвестиционного проекта. Для оценки величины к можно использовать ставки доходности по альтернативным вло­жениям капитала в общедоступные финансовые институты (бан­ки, финансовые компании). Подробно понятие ставки дисконти­рования рассмотрено в разделе IV настоящего учебного пособия.

Если чистая текущая стоимость проекта NPV положительная, то это значит, что в результате реализации проекта ценность пред­приятия вырастет, инвестирование пойдет на пользу и проект приемлем для реализации.

Формула (1) выведена из предположения, что разовые вложе­ния средств будут приносить результаты в течение довольно дли­тельного времени. Однако на практике чаще встречается ситуация, когда инвестиции необходимо осуществлять не одномоментно, а по частям в течение нескольких периодов времени. В этом случае формула для NPVпринимает следующий вид:

где It — инвестиционные затраты в периоды времени t.

 

Чистая текущая стоимость как критерий оценки инвестицион­ной привлекательности широко распространена из-за своей ин­вариантности к различным комбинациям начальных условий, что позволяет в большинстве случаев находить экономически рацио­нальные решения.

Критерий оценки инвестиций по уровню их рентабельности так­же связан с изложенными подходами. Рентабельность инвестиций (profitability index — Рl) — это показатель, позволяющий определить, в какой мере возрастает ценность фирмы в расчете на 1 руб. ин­вестиций. Для случаев единовременного инвестирования и инве­стирования в течение нескольких периодов времени соответствен­но формулы для Р/имеют следующий вид:



При положительном NPV показатель РI будет больше едини­цы. Превышение показателя над единицей представляет некото­рый «запас прочности» инвестиционного проекта.

Критерий внутренней нормы прибыли основан на решении об­ратной задачи по уравнению (1) или (2). Внутренняя норма при­были (internal rate of return - IRR) — это то значение параметра к в формулах (1) и (2), при котором параметр NPV = 0.

Функция NPV = f(k) представляет алгебраическое уравнение степени п. Для решения этого уравнения необходимо зафиксиро­вать срок реализации проекта от его начала до момента t = n и воспользоваться специальными математическими вычислительны­ми методами.

Экономический смысл данного критерия оценки заключается в возможности его сравнения с показателем стоимости авансиро­ванного капитала (СС). Предприятие финансирует свою деятель­ность (в том числе инвестиционную) из различных источников. Плату за авансированные средства составляют дивиденды, про­центы по кредитам и т.д. То есть предприятие несет расходы по поддержанию своего экономического потенциала. Показатель СС вычисляется как средневзвешенная величина оплаты за авансиро­ванный капитал и отражает сложившийся на предприятии мини­мум возврата на вложенный в его деятельность капитал (рента­бельность).

Таким образом, если IRR > СС, проект может быть принят.

Если IRR < СС, проект должен быть отклонен.

Если IRR = СС, проект не принесет дополнительного дохода.

Основная проблема при расчете IRR— множественность кор­ней уравнения NPV = 0.

При антикризисном управлении показатель NPV vожно трак­товать как сумму дополнительных денежных поступлений к мо­менту времени t = п. Эти денежные поступления могут быть на­правлены на погашение накопленных долгов или их части. В этой трактовке, зная требуемый размер выплат по долгам и других не­обходимых затрат предприятия, можно определить сроки t, в ко­торые удастся рассчитаться по долгам за счет реализации инвес­тиционного проекта (решая еще одну обратную задачу расчета текущего времени t по заданному уровню NPV).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.