КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи финансового прогнозирования и финансового планирования в неплатежеспособной организации. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия 29 страница
В завершающей части финансового плана обычно присутствует анализ безубыточности, демонстрирующий, каким должен быть объем продаж для того, чтобы компания была в состоянии без посторонней помощи своевременно выполнять свои денежные обязательства. Важность и эффективность бизнес-плана заключается в его комплексности и направленности в будущее. Схема реализации плана позволит рационально учитывать сложившиеся реалии, предвидеть и вносить необходимые коррективы с учетом изменяющихся внешних и внутренних условий. При их резких изменениях бизнес-план дает возможность оценить, есть ли смысл продолжать работу в данном направлении или от него следует отказаться, чтобы минимизировать потери. 41.5. РАЗРАБОТКА ПЛАНА ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ. СОСТАВ И СТРУКТУРА ПЛАНА План финансового оздоровления кризисной компании представляет собой разновидность бизнес-плана. Его отличие от стандартного бизнес-плана развития заключается в том, что в нем необходимо определить и обосновать программу выхода из кризиса. Действующее законодательство различает три вида планов финансового оздоровления: • план финансового оздоровления в процедуре банкротства - финансовое оздоровление, подготавливаемый руководством компании или его собственниками, утвержденный собранием кредиторов для погашения долгов в соответствии с графиком; • план внешнего управления в процедуре банкротства - внешнее управление, который должен быть подготовлен арбитражным управляющим, утвержден кредиторами и судом; • план финансового оздоровления, подготовленный компанией (третьими лицами по заказу компании) и направленный на решение проблем компании вне судебных процедур. В данном разделе будут обсуждаться основы разработки плана финансового оздоровления преимущественно для последнего случая. Вместе с тем основные положения могут быть использованы также при подготовке планов и в первых двух случаях. Какие основные цели достигаются при подготовке плана финансового оздоровления? Прежде всего показать возможность выхода из кризиса, наличие идей и программы у руководства компании по данному поводу; несколько успокоить собственных акционеров и дать им возможность контролировать ход оздоровительных мероприятий; продемонстрировать кредиторам готовность компании к реорганизациям и совершению шагов для решения финансовых проблем; представить план в государственные органы и получить поддержку (финансовую или «моральную») для проведения мероприятий, получить отсрочку, рассрочку, реструктуризацию фискальной задолженности; привлечь возможных инвесторов для проведения процедур финансового оздоровления, которые могут быть заинтересованы в стабильной работе компании в будущем; продемонстрировать план прессе и общественным организациям с целью создания в общественном мнении положительного имиджа компании, которое испытывает временные финансовые трудности, но ведет целенаправленную работу по их преодолению. Но, пожалуй, главным положительным итогом грамотной разработки плана финансового оздоровления в случае его подготовки вне процедуры банкротства становится то, что высший менеджмент компании и ее собственники получают реальную возможность (часто впервые) увидеть сильные и слабые стороны своей компании, подняться над «текучкой» и заняться стратегией и тактикой управления. Структура плана финансового оздоровления может быть различной в зависимости от предпочтений руководства компании, специфики бизнеса, формы собственности и т.д. Вместе с тем существуют вопросы, отражение которых в плане является обязательным. В период проведения реструктуризации задолженности организаций перед бюджетами была разработана типовая структура программы финансового оздоровления компаний (приказ Минэкономразвития и ФСФО России от 28 июня 2001 г. № 211/295). В соответствии с данной типовой структурой в состав плана финансового оздоровления должны входить следующие разделы. 1. Титульный лист. 2. Исполнительское резюме. 3. Оглавление. 4. Описание компании — общая характеристика. 5. Описание бизнеса компании и состояния рынка выпускаемой продукции. 6. Анализ финансового состояния компании и причин необходимости его оздоровления. 7. Маркетинговый план. 8. Направления развития компании. 9. План производства. 10. Финансовый план. Приложения. Не останавливаясь подробно на деталях, отметим, что титульный лист — это то место, где указываются наименование компании, время составления плана и период, на который составлена программа. Эти данные важны для идентификации плана и его оценки. Не менее важно исполнительское резюме, где на одном-двух листах вкратце дается информация о том, что и за счет чего будет сделано на предприятии, чтобы человек, не имеющий возможность подробно изучить план, мог, прочитав только резюме, узнать суть предложений. В разделе «Общая характеристика» обычно даются сведения об организационно-правовой форме, форме собственности, структурных подразделениях, системе управления, численности работников, основных и вспомогательных производствах, непроизводственных объектах, объектах незавершенного строительства, видах деятельности и выпускаемой продукции, объемах и структуре выручки и т.д. При этом важно отразить те вопросы хозяйственной деятельности, которые повлияли на разработку вариантов вывода компании из кризиса, разработку производственной и сбытовой программы, финансового плана. Например, четкая характеристика имеющихся объектов производственной, непроизводственной сферы, незавершенного строительства позволяет оценить потенциал компании для реализации вариантов выхода из кризиса и обосновать выбранный в программе вариант как наиболее цел есообразн ы й. Полезно также привести сведения о профессиональном, образовательном и возрастном уровнях менеджеров высшего, среднего и низшего звеньев. В разделе «Описание бизнеса компании и состояния рынка выпускаемой продукции» целесообразно дать ее характеристику как звена технологических циклов выпуска продукции. Для этого необходимо привести сведения по основным поставщикам и потребителям продукции; основным видам продукции и объемам выпуска и поставок различным покупателям; загрузке производственных мощностей. Полезно позиционировать компанию на рынке выпускаемой продукции, охарактеризовать конкурентов и перспективы развития рынка. Здесь, так же как и в предыдущем разделе, важно отразить те вопросы хозяйственной деятельности, которые повлияли в дальнейшем на разработку программы выхода из кризиса. Например, наличие возможности дополнительной загрузки производственных мощностей позволяет решить проблему увеличения выпуска продукции, пользующейся спросом, без затрат на приобретение нового оборудования. Грамотно проведенный анализ финансового состояния является разделом, определяющим весь разрабатываемый план. Именно в этом разделе отражаются и формулируются те проблемы, которые и послужили причинами создания самого плана. Если проводить параллель с художественным произведением, то этот раздел — «драматическая завязка» всего последующего содержания плана. Рекомендуется привести результаты анализа финансового состояния компании в динамике за один-два года и на последнюю отчетную дату. Необходимо привести и основные показатели финансового состояния компании, структуры его баланса. Раздел должен содержать также анализ ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности компании, затрат по различным видам продукции и полученных финансовых результатов. Целесообразно привести анализ структуры себестоимости продукции (в том числе по основным видам). План финансового оздоровления будет выглядеть хорошо обоснованным, если он опирается на проведенный анализ постоянных и переменных затрат на производство продукции и определение точек безубыточности (порогов рентабельности) по каждому из основных видов выпускаемой продукции и предприятию в целом. Необходимо провести диагностику финансового состояния и сформулировать основные финансовые проблемы, определить «глубину» и «запущенность» имеющихся кризисных явлений. Это делается с целью определения основных направлений финансового оздоровления. При проведении анализа и диагностики финансово-экономического состояния компании даже в случае, когда оно само составляет план финансового оздоровления, будет полезно воспользоваться правилами проведения такого анализа, утвержденными Правительством РФ для арбитражных управляющих (постановление от 25 июня 2003 г. № 367). В этих правилах представлены основные требования к финансовому анализу, анализу положения компании на товарных и иных рынках, постатейному анализу активов и пассивов, а также анализу возможности безубыточной деятельности. В разделе «Маркетинговый план» важно определить тот сегмент рынка, который будет главным на время реализации плана финансового оздоровления. Выбор такого сегмента может зависеть не только от возможностей и предпочтений компании, но и остроты конкурентной борьбы, которая для одного типа продукции может быть слабее, для другого — сильнее. Важно определить непосредственных конкурентов, их сильные и слабые стороны, оценить потенциальную долю рынка каждого конкурента. Целесообразно также привести описание клиентуры покупателей и показать, что продукция компании может конкурировать с точки зрения качества, цены, распространения и других показателей. В этом разделе также описывается, каким образом предполагается продавать новый товар или услугу, какую за него назначить цену и как проводить рекламную политику. Рассматриваются такие вопросы, как цены, ценовая политика, торговая политика, каналы сбыта, реклама и продвижение продукции на рынке, политика поддержки продукции, проявление интереса со стороны вероятных покупателей, прогноз новой продукции. План по маркетингу конкретных видов продукции обычно составляется не более чем на год вперед. За выполнением необходимо следить и вовремя вносить поправки с учетом изменяющейся ситуации на рынке. В разделе «Направления развития компании» на основе проведенного анализа финансово-экономического состояния и маркетинговых исследований формулируются основные мероприятия, выполнение которых должно привести к исправлению ситуации. Дается описание необходимых действий, сроки и условия их проведения и ожидаемый от них эффект. Проводимые мероприятия могут быть направлены на совершенствование системы управления, повышение эффективности конкретного производства, увеличение выпуска конкурентной продукции, сокращение издержек. Могут применяться методы реструктуризации бизнеса, упорядочивания активов, урегулирования задолженности и т.д. и т.п. В разделе «План производства» следует описать вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом. Весьма желательно описание производственного процесса: как организована система выпуска продукции и как осуществляется контроль над производственными процессами, каким образом будут контролироваться основные элементы, входящие в стоимость продукции (например, затраты труда и материалов, как будет размещено оборудование). Если некоторые операции предполагается поручить субподрядчикам, следует дать о них сведения, включая название субподрядчика, его адрес, причины, по которым он был выбран, цены и информацию о заключенных контрактах. По тем операциям, которые предполагается выполнить собственными силами, необходимо дать схему производственных потоков, список производственного оборудования, сырья и материалов с указанием поставщиков (название, адрес, условия поставок), ориентировочную стоимость, а также список производственного оборудования, которое может понадобиться в будущем. В этом разделе должны найти отражение вопросы, насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции. Таким образом, главный смысл данного раздела заключается в том, что необходимо доказать производственные возможности компании по реализации плана финансового оздоровления. Последним среди обязательных разделов приводится финансовый план. В этом разделе необходимо доказать наличие финансового эффекта от реализации мероприятий. Исходными материалами являются предыдущие разделы, где определены потребности рынка в том или ином виде продукции, ее объеме и цене, а также возможности компании по выпуску продукции в соответствии с планируемыми направлениями оздоровления и производственными возможностями. В разделе необходимо состыковать ожидаемые финансовые потоки, поступающие от реализации товаров, работ, услуг, с налоговыми и иными обязательными платежами (налоговое планирование), а также с потребностями компании в материально-техническом обеспечении и иными затратами. Раздел должен содержать потребность в инвестициях и формировании источников финансирования, прогноз финансовых результатов на время реализации плана. Отправная точка прогноза — текущее финансовое состояние компании по его бухгалтерскому балансу на последнюю отчетную дату. Результатом являются прогнозируемые формы бухгалтерской документации, отражающие улучшение финансового состояния. Обычно прогнозные формы консолидированы, а степень их детализации уменьшается с увеличением длительности прогнозного периода. Составление прогнозных форм представляет собой важную часть финансового планирования, которое, в свою очередь, входит в процесс разработки плана финансового оздоровления. В основе финансового планирования лежит определение источников получения финансовых ресурсов и планирование их использования. При составлении финансового плана, часто возникают и должны быть решены типовые вопросы, сформулированные ниже. 1. Реализуема ли разработанная производственная программа при ограниченных финансовых ресурсах? 2. В случае когда собственных источников финансовых средств не хватает, надо заранее определить необходимое количество заемных средств — когда и на какой период? При отсутствии такой информации не исключены финансовые потери. Если окажется, что необходимо срочно брать кредит, то его условия могут оказаться невыгодными. Могут быть взяты излишние средства, за которые надо будет платить, и т.п. 3. Надо ли вообще брать кредит, полезно ли это? Укрепится ли финансовое положение компании или необходимость взятия кредитов приведет только к ухудшению положения и так называемой «кредитной ловушке»? По западным стандартам целесообразное соотношение между собственным и привлеченными капиталами должно составлять от 1:1 до 2:1. Привлечение новых кредитов улучшает положение компании только в том случае, если рентабельность использования средств превышает процентную ставку платы за кредит. В противном случае возникает отрицательный финансовый рычаг (левередж), который будет действовать только во вред предприятию. 4. При реализации инновационных проектов возникает вопрос сроков окупаемости, возвратности инвестиций. Приведем простой пример, который касается разработки прогнозного баланса. Пример 41.1. Задача состоит в разработке прогнозного баланса компании на следующий год. Для примера (числовые данные заимствованы из хрестоматийного учебника Р. Брейли и С. Майерса «Принципы корпоративных финансов») рассмотрим компанию, условия деятельности которой в текущем году были следующими: • налоги и платежи из прибыли составляют 50% от прибыли до налогообложения; • амортизационные отчисления равны 10% стоимости основных средств; • дивиденды собственникам составляют 60% чистой прибыли. Для упрощения будем считать, что условия деятельности в прогнозном периоде сохранятся. Кроме того, планируется увеличение выпуска продукции на 30%, поскольку она востребована рынком. В табл. 41.1 представлены результаты за текущий год, являющиеся исходными данными для планирования, а также прогнозные данные на планируемый будущий год. В таблице приводятся консолидированные данные по отчету о прибылях и убытках, источникам и использованию средств, бухгалтерскому балансу. Данные подобраны специально для примера, вычисления округляются. Из таблицы видно, что в текущем году в качестве источников средств не использовались займы, а была осуществлена эмиссия акций, в результате которой было привлечено инвестиций на сумму 64 ед. Собственные источники составили 90 ед. за счет чистой прибыли и 80 за счет амортизации. Средства были использованы на прирост основного (60) и оборотного капитала (40) и выплату дивидендов собственникам компании (54). Рассмотрим процесс составления прогнозных документов по порядку. 1. Увеличение выпуска уже освоенной продукции на 30% должно привести к увеличению выручки от реализации на 30%, а также себестоимости продукции на 30%. Соответствующие изменения отражены в прогнозе отчета о прибылях и убытках на будущий год. Возрастет прибыль от продаж, а прогнозная чистая прибыль составит 111 ед. с учетом планируемого сальдо от операционной и внереализационной деятельности. 2.Для увеличения выпуска продукции необходимо соответственно увеличить имеющиеся производственные мощности — основные и оборотные средства. Это отражено в прогнозном балансе на конец будущего года. Общий прирост составит 300 ед., так что валюта баланса на конец периода составит 1300 ед. стоимости. 3. Далее рассмотрим прогнозируемые источники финансовых средств. Чистая прибыль переносится из прогноза прибылей и убытков. Амортизация вычисляется как 10% от стоимости основных средств. Эмиссия в будущем году не планируется. Эти данные отражены в прогнозе источников средств.
4. Определим сумму средств, которые должны быть использованы в будущем году. В соответствии с прогнозом баланса прирост оборотного капитала составит 60 ед. стоимости. Дивиденды, как 60% от чистой прибыли, составят 66,6 ед. Инвестиции в основные средства должны покрывать амортизацию плюс прогнозный прирост основных средств, т.е. составляют 104 + 240 = 344 ед. стоимости. Та- ким образом, для реализации программы увеличения выпуска продукции должно быть использовано средств на сумму 470,6 ед. стоимости. 5. Собственные источники средств (см. п. 3) покрывают только часть необходимой суммы, равную 215 ед. Следовательно, необходимо дополнительно привлечь заемные средства на сумму еще 255,6 ед. В этом случае будет соблюден баланс источников средств и их использования. Прирост заемных средств отражается в прогнозном балансе. В результате, зная валюту прогнозного баланса, можно определить прирост собственного капитала, который составит 300 — 255,6 = 44,4. Отметим, что прирост собственного капитала составляет сумму чистой прибыли, средств, полученных в результате эмиссии акций, за вычетом уплаченных дивидендов. Глава 42 РЕСТРУКТУРИРОВАНИЕ КОМПАНИИ Как свидетельствует практика антикризисного управления, ни одна антикризисная программа (конечно, если речь идет о реально функционирующем предприятии, а не о компании-пустышке) не может обойтись без использования механизмов реструктуризации. И это неудивительно, поскольку в условиях основных функциональных ограничений, которые определяют специфику антикризисного управления (в первую очередь — крайне жесткие ограничения по временному и финансовому ресурсам), именно реструктуризация является наиболее эффективным антикризисным механизмом. В зависимости от внешних и внутренних факторов кризиса, в котором оказалась компания, антикризисный управляющий непременно будет использовать механизмы комплексного реструктурирования компании либо поэлементной реструктуризации. К сожалению, до настоящего времени еще не сложилось четкой и общепринятой терминологии, используемой при описании проблем реструктурирования компаний. В связи с этим периодически возникает путаница, поскольку одни и те же процессы в разных публикациях (а иногда и в рамках одной и той же работы) обозначаются совершенно разными терминами. Наиболее «ходовыми» и часто употребляемыми из них являются: «реструктуризация (реструктурирование)», «реорганизация», «реформирование». Попробуем расставить все по своим местам. В российском законодательстве наиболее четко формализовано понятие реорганизации юридического лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ под реорганизацией понимаются такие преобразования юридического лица, как слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу; условно такое преобразование можно выразить формулой: nt + П2 {+П....} = НП. При присоединении юридического лица (юридических лиц) к другому юридическому лицу к такому юридическому лицу пере- ходят права и обязанности присоединенного юридического лица (юридических лиц); такое преобразование отображается формулой: П1 + П2{+ Пi.} = П1'. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом; это преобразование может быть отображено формулой: СтП = НП1 + НП2 {+ НПi...} При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят те права и обязанности реорганизуемого юридического лица, которые передаются каждому из них в соответствии с разделительным балансом; это преобразование отображается формулой: СтП = СтП' + НП1 {+ НПi....}. Наконец, при преобразовании юридического лица в юридическое лицо с иной организационно-правовой формой к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Реорганизация может быть осуществлена добровольно, по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать такие решения. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения может быть осуществлена принудительно по решению уполномоченных государственных (например, антимонопольных) органов или решению суда. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае реорганизации в форме присоединения — с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Следует обратить внимание, что нельзя путать реорганизацию юридического лица в смысле Гражданского кодекса РФ и реорганизационные процедуры в понимании Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Законодательство о банкротстве обычно подразделяет все процедуры банкротства на две категории: ликвидационные (конкурсное производство) и реорганизационные (внешнее управление, финансовое оздоровление и иные процедуры, которые не влекут за собой ликвидацию компании). Однако в ходе «реорганизационных» процедур банкротства собственно реорганизация юридического лица — банкрота невозможна в силу ограничений, предусмотренных законом. И это правильно, ведь если, например, допустить разделение юридическо го лица в ходе процедуры внешнего управления, то продолжение дела о банкротстве становится просто невозможным в силу прекращения реорганизованного должника. Не менее сложные проблемы возникают и в случаях, если в ходе процедуры банкротства допустить слияние, присоединение или выделение с участием организации-должника (читателю будет полезно самостоятельно проанализировать, какие непреодолимые проблемы материальноправового и процессуального характера возникают при этом). Именно поэтому в последнее время термин «реорганизационные процедуры банкротства» утрачивает свое значение, а для обозначения совокупности указанных процедур используется термин «реабилитационные процедуры», применяемые в отношении организации-должника. Понятие «реформирование компаний и организаций» не имеет четкого законодательного определения и используется обычно тогда, когда речь идет о регулировании процессов функционирования и развития предпринимательских структур, осуществляемом государством при использовании своих властных полномочий. Такое регулирование может применяться государством как в отношении неопределенного круга компаний и организаций, так и в отношении конкретных отраслей экономики или регионов и выражается, как правило, в утверждении определенной государственной программы. Характерными примерами подобных государственных программ являются, например, утвержденная в 1997 г. «Концепция формирования отраслевых программ реструктуризации» и разработанные на ее основе программы реструктуризации предприятий и организаций отдельных отраслей, а также разработанная и принятая в том же году типовая программа реформирования предприятия, о которой следует сказать несколько подробнее. Типовая программа была разработана для применения в условиях, когда в экономике России уже преобладали рыночные отношения с различными формами собственности. В результате известных процессов возможности государства по непосредственному управлению хозяйствующими субъектами сокращались, ограничиваясь государственными унитарными предприятиями и (в определенной мере) акционерными обществами с контрольным пакетом акций у государства, а в отношениях с негосударственными организациями могли быть использованы только общие властно-распорядительные полномочия, что требует принятия соответствующих законодательных актов. Как следствие, типовая программа, разработанная Минэкономики России для предприятий любых форм собственности, предполагала необходимость выполнения комплекса обязательных мероприятий (тех, которые непосредственно вытекали из принятых законов), а также содержала большое количество иных мероприятий, имеющих рекомендательный характер. В соответствии с типовой программой основной целью реформы предприятия является обеспечение его успешной работы в условиях рыночной экономики путем реструктуризации, заключающейся в осуществлении комплекса мероприятий по приведению условий функционирования предприятия в соответствие с выработанной стратегией его развития: улучшение управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности. Основными задачами реформы являются: • защита прав участников (учредителей); • четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии (эффективным собственникам); • обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |