КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи финансового прогнозирования и финансового планирования в неплатежеспособной организации. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия 35 страница
На практике многие современные аукционы не достигают своей цели — определение справедливой и эффективной цены. Это связано с объективными трудностями доведения всей информации до всех заинтересованных покупателей. Так, западные аукционы по первичному размещению акций среди публики редко достигают успеха сразу. Андеррайтеры осуществляют первичное размещения акций по меньшим ценам, чем они позднее котируются на фондовой бирже. Аукционы европейских правительств по предоставлению лицензий для компаний мобильной связи третьего поколения также проводятся с издержками. Чтобы выжить, многие телекоммуникационные фирмы переплачивают значительные суммы за такие лицензии и в результате попадают в зону кризиса. Покупатели на аукционах, пытаясь угадать, что назначат их конкуренты, владеющие возможно большей информацией в борьбе за стандартный актив, вынуждены корректировать свои заявки. Как следствие, возрастает риск, особенно при сделках с финансовыми активами или приносящим доход имуществом — типа ’ Geroski P., Gregg P. Coping with Recession: UK Company Performance in Adversity 2002. P. 18. •кций, производных бумаг или месторождений нефти, драгоценных металлов и пр. Если бы у всех потенциальных покупателей была бы одинаково полная информация об аукционе и товаре, то устойчивых отклонений от справедливой цены сделки не было бы. Однако именно на аукционах по продаже стандартных активов эти нарушения в ценообразовании, как правило, имеют место. Любопытно, но практика западных аукционов свидетельствует, что наиболее оптимистично настроенный и наименее информированный покупатель часто выигрывает аукцион. Понимая закономерности кривых закона спроса и предложения, они становятся более консервативными в намерениях по мере роста числа покупателей имущества. Часто ценообразование может привести к снижению цены, ведь каждый участник опасается, что его соперники знают что-то больше об объекте продажи. Так, более опытные продавцы компаний при поглощениях часто соглашаются с максимальным предложением первого покупателя без учета дальнейшего участия многих других потенциальных поглотителей. Последние станут объективно сдержанней при предложении своей цены до уровня полной стоимости.
Проблемой проведения аукционов является постоянное стремление покупателей к сговору и координации, что препятствует нормальному ценообразованию. В последние годы получили развитие новые технологии распоряжения активами неликвидных предприятий, позволяющие рассчитывать на их лучшую эффективность с точки зрения целей и задач антикризисного управления, нежели привычные аукционы. 44.2.1. УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ И КОНЕЧНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ Компании по управлению активами группируют принятые на себя активы. В этой работе могут принимать участие арбитражные управляющие, кредитные специалисты, которые определяют — ликвидировать или управлять активом. В последнем случае, возможно, вырабатывается новый график обслуживания и погашения кредита, оформляются условия обмена («свопа») долга на акции, обратной перепродажи кредита банкам или переупаковка ссуд для продажи на вторичном рынке. Если принимается решение о продаже активов, то для этого разрабатывается специальная стратегия реализации, которая базируется на рыночных принципах максимизации ликвидационной стоимости и минимизации издержек управления. В этой связи управляющие могут затратить дополнительные средства для улучшения физического актива, например завершить строительство здания, находящегося под управлением, или, что чаще всего происходит, провести косметический ремонт здания или транспортного средства и т.п. для увеличения продажной цены. Главный принцип — реализовать вначале тот актив, который нельзя улучшить или который быстрее всего изнашивается.
Мировая практика выработала различные способы реализации нефункционирующих активов. В настоящее время наиболее актуальными являются аукционы (открытые и закрытые), «балковая» распродажа, секьюритизация активов и т.д. Их применяют для конкретных видов имущества, например «балковая» распродажа эффективна при соединении малопривлекательных активов с активами хорошего качества. Секьюритизация может быть проведена при наличии стандартных качеств разных активов и т.д. Продажа некачественных активов очень часто является решающим элементом управления такими активами. На практике применяются различные приемы: от простых до более сложных. В литературе пока не нашла отражение оценка их сравнительной эффективности, однако в целом предполагается, что она зависит от определенных видов продаваемого имущества, уровня развития инфраструктуры конкретного рынка, конкретных целей продажи. 44.2.2. СЕКЬЮРИТИЗАЦИЯ АКТИВОВ Обычные рынки качественных активов, особенно в периоды финансовых кризисов, бывают неспособны поглотить и реализовать большие массы активов плохого качества. На эффективное решение этой реальной проблемы для большинства стран направлены усилия государственных и рыночных институтов, лучших экономистов и практиков. Интенсивная деятельность финансовых участников в этом направлении воплотилась сравнительно недавно в создании и функционировании так называемого рынка эмитированных ценных бумаг, обеспеченных активами. Данный процесс так называемой секьюритизации заключается в перекомбинировании активов с обычно хорошо прогнозируемыми денежными потоками и оформлении их в ценные бумаги с процентными выплатами, учитывающими их рыночные и инвестиционные качества. В США секьюритизация коснулась в первую очередь рынков ипотечной недвижимости для резидентов США, а затем рынков коммерческой недвижимости. Впоследствии финансовые инженеры перешли более или менее успешно к со- зданмю своеобразных пулов слабостандартизированных активов с неравномерным режимом денежных притоков, обеспеченных разными видами залогового имущества.
Обычно секьюритизация активов возникает в ходе так называемой структурированной финансовой сделки. С целью увеличения ликвидности банк или предприятие продают свои активы трастовому фонду или другому специализированному учреждению, которые, в свою очередь, предлагают эмиссию ценных бумаг, обеспеченных активами, для заинтересованных посредством публичного андеррайтинга (подписки) или частного предложения инвесторов. Естественно, что для секьюритизации наиболее подходят активы с предсказуемыми будущими денежными потоками, а также активы с незначительным количеством нарушений по уровню правопорядка. Кроме того, желательно, чтобы залоговое имущество имело высокую ликвидационную стоимость. Поэтому необходимо более тщательное конструирование эмиссии ценных бумаг, обеспеченных активами, для нефункционирующих активов, которые без сомнения плохо вписываются в вышеназванные характеристики. В результате продажи ценных бумаг, обеспеченных активами, создаются денежные фонды, которые защищают инвесторов от возможных потерь от нарушений по обслуживанию первичного долга и потерь при реализации ликвидационной стоимости этих активов. Оценщики сравнивают стоимость нефункционирующих активов с комбинациями объема резервных фондов, субординированных финансовых инструментов, дополнительной залоговой стоимости в процессе расчетов эффективности будущей секьюритизации. В результате продавцы плохих активов получают доступ к большему числу инвесторов. Если секьюритизации подвергнуты активы, находящиеся во владении государства, то иногда повышение их общей кредитоспособности может обеспечиваться гарантиями разных уполномоченных государственных органов. Рынки ценных бумаг, обеспеченных активами, пока получили распространение в некоторых развитых странах, например в США, Швеции. В конце 1999 г. оценщики из инвестиционного банка Моргана впервые оценили стоимость японских облигаций, связанных с нефункционирующими ипотечными ссудами в недвижимость (с низким уровнем использования и небольшими положительными денежными потоками).
Для развивающихся стран предпринимаются попытки уменьшить валютный риск секьюритизации путем эмитирования ценных бумаг, деноминированных, например, в долларах США. В таких случаях важно иметь развитую структуру финансовых рынков в стране для проведения операций хеджирования на валютном рынке форвардов и свопов. Особую роль в управлении нефункционирующих активов в процессе их секьюритизации играют оценщики и рейтинговые агентства. Ведь многие инвесторы ориентируются как на обобщенные рейтинги кредитных агентств, так и на индивидуальные независимые оценочные услуги в ходе управления или инвестирования в проблемные активы с высоким риском. Многие национальные оценщики активно вовлекаются в процесс финансового конструирования. На основе их оценок управляющие компании периодически раскрывают финансовую информацию об эмиссии ценных бумаг, обеспеченных активами. Оценщики систематически проводят работы для определения, насколько максимизирована стоимость активов. 44.2.3. ТЕХНИКА ПРОДАЖИ БОЛЬШИХ ГРУПП АКТИВОВ - «ПАРТНЕРСТВО В КАПИТАЛЕ» В некоторых странах компании по управлению активами с государственным участием испытывают трудности в квалифицированном управлении активов частных компаний. В ряде таких случаев они привлекают к совместному управлению частные структуры, заключая с ними выгодные контракты в форме партнерства в капитале новых совместных предприятий. Их особенностью является сохранение за продавцами плохих активов прибыли от так называемых «улучшений на неэффективных рынках или от непредсказуемых доходов». В США государственная структура выступает в форме партнера с ограниченной ответственностью, а частные инвесторы, включая частные компании по управлению активами, - в качестве общих партнеров. Государство вносит в капитал партнерства рыночную стоимость управляемых активов. Разделение в совместном предприятии, как правило, таково: общие партнеры инвестируют наличность и управляют активами, а государство формирует их пул и обеспечивает финансирование партнерства. Общие партнеры не имеют права на автономные сделки без разрешения государственной структуры. Они полностью отвечают за ежедневное ведение дела партнерства, включая управление, обслуживание, в том числе оценочную деятельность, и распродажу активов из портфеля. Иногда партнерское соглашение разрешает привлекать сторонние организации при управлении, распродаже и поддержке проектов, в том числе на субконтрактной основе. Активно используются услуги независимых оценщиков и аудиторов. Партнерство погашает затраты любого партнера в соответствии с заключенными контрактами. Государственная структура наделена правом исключения общего партнера в случае наступления специальных событий или нарушений определенных договоренностей. После реализации активов выручка направляется на погашение всех долгов и лишь затем делится между партнерами в пропорции их участия в капитале партнерства и без иерархии интересов. В результате государственная структура может рассчитывать на удержание процентов, если реальная программа реструктуризации активов пройдет лучше, чем прогнозировалось вначале. Подобно технике эмиссии ценных бумаг, обеспеченных активами, схема «партнерство в капитале» показало свою эффективность в обслуживании больших пулов имущества в течение короткого времени. Однако если для системы эмиссии ценных бумаг, обеспеченных активами, характерно управление узким набором относительно однородных активов, то партнерство в капитале продемонстрировало свою ценность в управлении различными типами имущества. В 1999 г. корейская компания по управлению активами разработала стратегию партнерства в капитале для организации продажи нефункционирующих кредитных активов общей стоимостью в 565 млрд корейских вонгов по номинальной стоимости. Партнерство финансировалось на 70% наличными и на 30% долевыми бумагами. Впоследствии 70% акций было перепродано американскому инвестиционному фонду «Лон Стар». Выручка от реализации активов распределялась между корейской компанией и американским инвестиционным фондом в пропорции 40: 60. 44.2.4. ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВОВ Если владелец нефункционирующих активов смог захватить залоговое имущество, то у него есть несколько вариантов управления залогом. Самое простое — сразу его реализовать. Однако неблагоприятные текущие рыночные условия и отсутствие опыта в процедурах реализации могут заставить кредитора самого управлять им для улучшения качества и стоимости залогового имущества и получения возможных будущих денежных потоков от его использования. Кроме того, финансовое комбинирование данных активов с другими, находящимися в управлении, может позволить кредитору сформировать под такую комбинацию специальную компанию либо для ее последующей продажи, либо для листинга ее акций на фондовой бирже. В любом варианте шведская модель предполагает применение большой оценочной деятельности для успешного менеджмента активов. Вместе с тем шведская практика этой модели в 1990-е годы показала ее недостатки по сравнению с вышеизложенными стратегиями. Эта модель может обслужить не очень большую массу активов, и главное — только однородного характера. В 1993 г. фирма «Секурум» сформировала четыре региональные компании для обслуживания ипотечных ссуд с целью захвата залогового имущества под эти ссуды. Целью этих компаний стало улучшение активов посредством управления данной недвижимостью. Когда же увеличение его рыночной стоимости исчерпывалось, активы продавались. «Секурум» удалось предложить инвесторам акции одной своей компании в форме так называемого «первого публичного предложения» на фондовой бирже Стокгольма. Было реализовано около 60% стоимости компании благодаря гарантии «Секурум» выкупить обратно акции по заранее определенной цене на определенную дату. Оставшаяся часть акций была затем распродана в два этапа. В 1997 г. «Секурум» продала частным инвесторам тем же способом другую свою компанию. Глава 45 ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Ликвидация неэффективных или неплатежеспособных предприятий служит важным социально-экономическим механизмом оздоровления любой рыночной экономики. Ликвидация является действенным способом выхода из бизнеса. Причины ликвидации предприятия могут быть разнообразными — от фундаментальных, связанных с неплатежеспособностью и неэффективностью управления финансово-экономической деятельностью до субъективных, включая желание собственников фирмы бросить бизнес и перевести инвестиции в другие отрасли и рынки. В любом случае кризисное состояние производства, финансов и реализации продукции, хроническая необеспеченность материальными, финансовыми и людскими ресурсами может быть основанием для принятия решения о ликвидации фирмы. Государство должно создать благоприятные условия как для входа в отрасли хозяйственной деятельности (например, низкие барьеры, простой и либеральный режим регистрации предприятий), так и для выхода из них в процессе перераспределения капиталов внутри экономики страны. Такие условия способствуют росту общественного богатства и снижению социальных издержек по ведению бизнеса. 45.1. ПРОЦЕДУРА ЛИКВИДАЦИИ Гражданский кодекс РФ регулирует основные этапы процесса ликвидации предприятия в гл. 4, посвященной юридическим лицам. В ст. 61 дается определение ликвидации предприятия как прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Устанавливается, что юридическое лицо может быть ликвидировано, во-первых, по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа юридического лица. Решение принимается в связи с истечением срока деятельности предприятия, достижением поставленной цели, признанием судом недействительности регистрации. Во-вторых, по решению суда при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или запрещенной законом, или с нарушениями законодательства и т.д. Требование о ликвидации может быть предъявлено в суд уполномоченным государственным органом, например иск налоговой инспекции в связи с регулярным непредставлением обязательной финансовой отчетности. Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требования кредиторов, оно может быть ликвидировано только в рамках законодательства о несостоятельности (банкротства). В таком случае по решению суда в соответствии со ст. 65 Кодекса предприятие может быть признано несостоятельным (банкротом), что влечет его ликвидацию. Юридическое лицо может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и добровольной ликвидации. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает ликвидацию предприятия, признанного банкротом, через процедуру конкурсного производства, а ликвидацию предприятия по решению его собственников — через упрощенную процедуру банкротства ликвидируемого должника (при оговоренном выше условии недостаточности стоимости имущества должника для удовлетворения всех требований кредиторов). Следует также особо отметить упрощенную процедуру банкротства для отсутствующего должника, фактически прекратившего свою деятельность, чей руководитель отсутствует или его место нахождения не представляется возможным установить. В современной российской хозяйственной практике таких отсутствующих должников, настоятельно требующих своей ликвидации, подавляющее большинство из числа подлежащих ликвидации фирм. Гражданским кодексом РФ в ст. 62 предусмотрено незамедлительное извещение государственного регистрирующего органа о принятом решении о ликвидации предприятия. Принявшие такое решение собственники назначают по согласованию с государственным регистрирующим органом ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации, предусмотренные ст. 63. Ликвидационная комиссия в составе одного или нескольких человек осуществляет обязательную публикацию в уполномоченных печатных средствах массовой информации о ликвидации предприятия, порядке и сроках (два месяца со дня публикации) предъявления требований его кредиторами. Кроме того, ликвидационная комиссия выполняет следующие функции: • принимает меры по установлению кредиторов и письменно их извещает о ликвидации; • добивается получения дебиторской задолженности; • продает имущество на торгах; • после окончания срока предъявления требований кредиторов составляет и согласовывает с уполномоченным государственным органом (например, с Центральным банком России для кредитных организаций) промежуточный ликвидационный баланс, включающий все виды сохраненного и найденного имущества и сведенные в единый реестр признанные требования кредиторов; • осуществляет расчеты с кредиторами в порядке установленной законодательством очередности удовлетворения требований; • после завершения расчетов с кредиторами составляет и согласовывает с уполномоченным государственным органом ликвидационный баланс; • помогают сняться с учета в налоговом органе и во внебюджетных фондах и др. Ликвидация предприятия считается завершенной, а предприятие — прекратившим свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Для этого ликвидационная комиссия представляет в уполномоченный государственный орган ликвидационный баланс, справки о снятии с учета в органах статистики и внебюджетных фондах и налоговой инспекции; справку о передаче документации в архивные учреждения; справку об уничтожении печати и т.п. Гражданский кодекс РФ регулирует в гл. 4 в самых общих чертах процесс ликвидации юридических лиц, учрежденных в разных формах. Например, согласно ст. 104 акционерное общество может быть ликвидировано по решению общего собрания акционеров. Современная российская практика показывает, что срок ликвидации может значительно растянуться для предприятий разных размеров — часто более года. Срок может быть сокращен, однако руководство и ликвидационная комиссия предприятий могут понести еще большие издержки, если прибегнут к услугам по ликвидации специальных юридических фирм. Кроме того, за последнее десятилетие появились нелегальные или полулегальные схемы ускоренной ликвидации фирм, однако эти процедуры выходят за рамки настоящего учебного пособия. 45.2. РАСЧЕТ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ С ЛИКВИДАЦИЕЙ Для эффективной ликвидационной работы требуются определенные виды и объем затрат. Первая группа — разовые затраты, связанные с начальным этапом функционирования ликвидационной комиссии: • оплата услуг нотариата, изготовление печати, штампов и т.п.; • публикация о ликвидации предприятия в определенных СМИ; • приобретение (аренда) вычислительной и иной офисной техники, программного и информационного обеспечения; • приобретение (аренда) мебели, канцелярских товаров; • прочие начальные хозяйственные расходы. Вторая группа — текущие обязательства, необходимые для осуществления деятельности ликвидируемого предприятия: • оплата коммунальных и эксплуатационных услуг — электричество, газ, тепло, вода и т.п.; • оплата труда остающихся после начала ликвидации предприятия работников предприятия. Их деятельность подразделяется на два основных направления — завершение основной производственной деятельности и удержание активов предприятия до момента ликвидации; • иные связанные с производственной деятельностью затраты, включая расходы по экологии и поддержанию безопасности производства. Третья группа — расходы, связанные с продолжением и окончанием деятельности ликвидационной комиссии: • оплата труда специалистов, привлеченных ликвидационной комиссией в свою команду на постоянной или разовой основе, — юристов, бухгалтеров, оценщиков, реестродержателя, риэлтора; • оплата услуг связи — почта, телефон, факсимильная связь, электронная почта; • командировочные расходы; • накладные расходы, включая канцелярские и прочие офисные расходы; • оплата налогов; • расходы на аренду имущества; • затраты по страхованию активов; • затраты по охране активов; • затраты по консервации активов; • демонтаж неликвидного оборудования; • подготовка архивов и их сдача; • оплата оценочных и аудиторских услуг; • оплата специализированной организации — организатора торгов имущества предприятия, аукциониста; • транспортные расходы и т.д. 45.3. РАСЧЕТ ЛИКВИДАЦИОННОИ СТОИМОСТИ Ликвидация предприятия означает выход из бизнеса. Процесс выхода всегда характеризуется чертами разрушительной вынужденности и чрезвычайности. Именно эти черты свойственны ценообразованию на ликвидируемые активы. Определение ликвидационной стоимости важно для решения принципиального вопроса при принятии решения о ликвидации предприятия. Достаточно ли у предприятия имущества, чтобы полностью удовлетворить требования кредиторов? На этот вопрос ликвидационная комиссия может ответить в процессе проведения инвентаризации имущества и последующего финансового анализа, включая привлечение независимого оценщика. В «Стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности», утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г, № 519, во втором разделе приводится определение ликвидационной стоимости. «Ликвидационная стоимость объекта оценки — стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов». В принципе процесс ликвидации предприятия должен проходить в короткий срок, что в целом отвечает интересам должника и кредиторов. Ликвидация в этом случае носит вынужденный характер, продажа имущества или даже всего предприятия носит своеобразный пожарный характер. Поэтому для этого случая предусмотрена ликвидационная стоимость вынужденной распродажи активов вследствие быстрой ликвидации. В российской экономической и оценочной литературе на основе работ американского экономиста Пратта описаны еще два вида ликвидационной стоимости: упорядоченной и в случае прямого уничтожения активов для создания на их месте новых. Ликвидационная стоимость, упорядоченная законодательством о банкротстве, определяется для ликвидируемого предприятия, находящегося в процедуре конкурсного производства. Эта упорядоченная ликвидационная стоимость рассчитывается в том случае, когда распродажи всех активов проводятся в течение разумного периода времени. В частности, для конкурсного производства процедура ликвидации предприятия предусмотрена сроком в один год с его возможным продлением еще не более чем на шесть месяцев согласно ст. 124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В результате установленного срока конкурсный управляющий (ликвидатор) может выбрать наиболее выгодные время и конъюнктуру для реализации даже относительно малоликвидных объектов. По сути дела и по оп- ределению, упорядоченная ликвидная стоимость, в отличие от вынужденной ликвидационной стоимости, по большинству характеристик приближается к своему родовому основанию — рыночной стоимости. По-видимому, наиболее важное отличие здесь — качество отчуждаемого актива. В случае упорядоченной ликвидации это, как правило, не функционирующий, тем более не приносящий доход актив и даже ликвидируемое предприятие. Возможно, поэтому в Законе нет ссылки на ликвидационную стоимость, в том числе даже для конкурсного производства, а есть лишь ссылка на рыночную стоимость (см., например, ст. 110). При ситуации прямого уничтожения ненужных активов с целью создания на их месте новых, более эффективных возможны два варианта. Первый связан с обычной реструктуризацией относительно нормально функционирующего предприятия, избавляющегося столь радикально от своих нефункционирующих активов без последующей их реализации. Для этого варианта ликвидационная стоимость уничтожения активов отрицательна и равна убытку предприятия в размере затраченных на ликвидацию средств разрушения. Второй вариант означает прямое уничтожение всего предприятия с возведением на нулевой основе другого бизнеса. Для второго варианта расчет ликвидационной стоимости должен учитывать не только все затраты по разрушению, но и возможное погашение кредиторской задолженности прежнего предприятия прежним собственником. Для расчета вынужденной или упорядоченной ликвидационной стоимости применяются все три подхода к оценке бизнеса. Наиболее адекватен в этих случаях затратный (имущественный) подход, в рамках которого достаточно разработан метод ликвидационной стоимости. Иногда необходимо пользоваться доходным подходом с его методами капитализации доходов и дисконтирования денежных потоков. Они применяются в том случае, когда у ликвидируемого предприятия не все активы — не функционирующие, а напротив, имеются активы среднего или даже высокого качества, способные отдельно или в сочетании приносить определенные доходы. Именно их можно посчитать и конвертировать в ликвидационную стоимость с помощью доходного подхода. Кроме того, оценщику понадобится рассчитать ставку дисконта с учетом риска инвестирования в это предприятие. Фрагментарно также можно оценить активы ликвидируемого предприятия, если они имеют массовое распространение. В таком случае неизбежно эффективное использование сравнительного (рыночного) подхода. Рассмотрим основные этапы применения метода ликвидационной стоимости (в рамках затратного подхода). Итогом его применения является расчет текущей (на дату оценки) стоимости выручки, очищенной от расходов в ходе ликвидационной продажи всех активов предприятия (возможно частичное прямое уничтожение части имущества) и продисконтированной на дату оценки объекта оценки. Первый этап. Получение оценщиком (в соответствии с законом об оценочной деятельностью) необходимой внешней и внутренней информации о предприятии, включая баланс на дату оценки или на ближайшую к ней дату. На этом этапе также крайне необходимо проведение инвентаризации ликвидируемого имущества и обязательств совместно с ликвидационной комиссией корректировок балансового отчета в ходе его нормализации, в том числе установление размера требований кредиторов в реестре требований. Второй этап. Разработка календарного графика ликвидации активов в ходе их распродажи и/или прямого уничтожения части имущества. Разработка графика возможна после установления вида ликвидации активов (вынужденной с ограниченным сроком экспозиции или упорядоченной с разумным сроком, и/или с частичным уничтожением имущества) в результате финансового и экономического анализа. Разработка графика необходима, поскольку разные активы имеют разную ликвидность и срок экспозиции. Третий этап. Определение прогнозной величины выручки от реализации каждого актива в соответствии с календарным графиком и в ходе сравнительного анализа рынков данных активов. Если на втором этапе оценщик определил для расчета вынужденный вид ликвидационной стоимости согласно принятому управленческому решению ликвидационной комиссии о соответствующем виде ликвидации с коротким сроком экспозиции, то он применяет поправку на вынужденность быстрой продажи к вероятной оценочной выручке на третьем этапе. Четвертый этап. Очищение выручки от реализации от прямых затрат, связанных с реализацией каждого актива (группы активов). Расчет ставки дисконта с учетом риска инвестирования в предприятие. Дисконтирование (в месяцах) скорректированной выручки от реализации каждого актива (группы активов) для расчета текущей стоимости каждой выручки. Определение текущей стоимости общей выручки от реализации всех активов путем их сложения. Пятый этап. Прибавление текущей стоимости денежных потоков от возможной производственной деятельности ликвидируемого предприятия (уменьшение - от убытков).
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |