Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи финансового прогнозирования и финансового планирования в неплатежеспособной организации. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия 35 страница




На практике многие современные аукционы не достигают своей цели — определение справедливой и эффективной цены. Это связа­но с объективными трудностями доведения всей информации до всех заинтересованных покупателей. Так, западные аукционы по первич­ному размещению акций среди публики редко достигают успеха сра­зу. Андеррайтеры осуществляют первичное размещения акций по меньшим ценам, чем они позднее котируются на фондовой бирже. Аукционы европейских правительств по предоставлению лицензий для компаний мобильной связи третьего поколения также проводятся с издержками. Чтобы выжить, многие телекоммуникационные фир­мы переплачивают значительные суммы за такие лицензии и в ре­зультате попадают в зону кризиса.

Покупатели на аукционах, пытаясь угадать, что назначат их конкуренты, владеющие возможно большей информацией в борь­бе за стандартный актив, вынуждены корректировать свои заяв­ки. Как следствие, возрастает риск, особенно при сделках с фи­нансовыми активами или приносящим доход имуществом — типа

’ Geroski P., Gregg P. Coping with Recession: UK Company Performance in Adversity 2002. P. 18.

•кций, производных бумаг или месторождений нефти, драгоцен­ных металлов и пр. Если бы у всех потенциальных покупателей была бы одинаково полная информация об аукционе и товаре, то устойчивых отклонений от справедливой цены сделки не было бы. Однако именно на аукционах по продаже стандартных активов эти нарушения в ценообразовании, как правило, имеют место.

Любопытно, но практика западных аукционов свидетельству­ет, что наиболее оптимистично настроенный и наименее инфор­мированный покупатель часто выигрывает аукцион. Понимая за­кономерности кривых закона спроса и предложения, они стано­вятся более консервативными в намерениях по мере роста числа покупателей имущества. Часто ценообразование может привести к снижению цены, ведь каждый участник опасается, что его со­перники знают что-то больше об объекте продажи. Так, более опытные продавцы компаний при поглощениях часто соглашают­ся с максимальным предложением первого покупателя без учета дальнейшего участия многих других потенциальных поглотителей. Последние станут объективно сдержанней при предложении сво­ей цены до уровня полной стоимости.

Проблемой проведения аукционов является постоянное стрем­ление покупателей к сговору и координации, что препятствует нормальному ценообразованию.

В последние годы получили развитие новые технологии распо­ряжения активами неликвидных предприятий, позволяющие рассчи­тывать на их лучшую эффективность с точки зрения целей и задач антикризисного управления, нежели привычные аукционы.

44.2.1. УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ И КОНЕЧНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

Компании по управлению активами группируют принятые на себя активы. В этой работе могут принимать участие арбитражные управляющие, кредитные специалисты, которые определяют — ликвидировать или управлять активом. В последнем случае, воз­можно, вырабатывается новый график обслуживания и погашения кредита, оформляются условия обмена («свопа») долга на акции, обратной перепродажи кредита банкам или переупаковка ссуд для продажи на вторичном рынке.

Если принимается решение о продаже активов, то для этого разрабатывается специальная стратегия реализации, которая бази­руется на рыночных принципах максимизации ликвидационной стоимости и минимизации издержек управления.

В этой связи управляющие могут затратить дополнительные средства для улучшения физического актива, например завершить строительство здания, находящегося под управлением, или, что чаще всего происходит, провести косметический ремонт здания или транспортного средства и т.п. для увеличения продажной цены. Главный принцип — реализовать вначале тот актив, кото­рый нельзя улучшить или который быстрее всего изнашивается.

Мировая практика выработала различные способы реализации нефункционирующих активов. В настоящее время наиболее акту­альными являются аукционы (открытые и закрытые), «балковая» распродажа, секьюритизация активов и т.д. Их применяют для конкретных видов имущества, например «балковая» распродажа эффективна при соединении малопривлекательных активов с ак­тивами хорошего качества. Секьюритизация может быть проведена при наличии стандартных качеств разных активов и т.д.

Продажа некачественных активов очень часто является реша­ющим элементом управления такими активами. На практике при­меняются различные приемы: от простых до более сложных. В литературе пока не нашла отражение оценка их сравнительной эффективности, однако в целом предполагается, что она зависит от определенных видов продаваемого имущества, уровня разви­тия инфраструктуры конкретного рынка, конкретных целей про­дажи.

44.2.2. СЕКЬЮРИТИЗАЦИЯ АКТИВОВ

Обычные рынки качественных активов, особенно в периоды финансовых кризисов, бывают неспособны поглотить и реализо­вать большие массы активов плохого качества. На эффективное решение этой реальной проблемы для большинства стран направ­лены усилия государственных и рыночных институтов, лучших экономистов и практиков. Интенсивная деятельность финансовых участников в этом направлении воплотилась сравнительно недавно в создании и функционировании так называемого рынка эмити­рованных ценных бумаг, обеспеченных активами.

Данный процесс так называемой секьюритизации заключает­ся в перекомбинировании активов с обычно хорошо прогнозиру­емыми денежными потоками и оформлении их в ценные бумаги с процентными выплатами, учитывающими их рыночные и ин­вестиционные качества. В США секьюритизация коснулась в пер­вую очередь рынков ипотечной недвижимости для резидентов США, а затем рынков коммерческой недвижимости. Впоследствии финансовые инженеры перешли более или менее успешно к со- зданмю своеобразных пулов слабостандартизированных активов с неравномерным режимом денежных притоков, обеспеченных раз­ными видами залогового имущества.

Обычно секьюритизация активов возникает в ходе так называ­емой структурированной финансовой сделки. С целью увеличе­ния ликвидности банк или предприятие продают свои активы трастовому фонду или другому специализированному учрежде­нию, которые, в свою очередь, предлагают эмиссию ценных бу­маг, обеспеченных активами, для заинтересованных посредством публичного андеррайтинга (подписки) или частного предложения инвесторов.

Естественно, что для секьюритизации наиболее подходят ак­тивы с предсказуемыми будущими денежными потоками, а так­же активы с незначительным количеством нарушений по уровню правопорядка. Кроме того, желательно, чтобы залоговое имуще­ство имело высокую ликвидационную стоимость. Поэтому необ­ходимо более тщательное конструирование эмиссии ценных бу­маг, обеспеченных активами, для нефункционирующих активов, которые без сомнения плохо вписываются в вышеназванные ха­рактеристики.

В результате продажи ценных бумаг, обеспеченных активами, создаются денежные фонды, которые защищают инвесторов от возможных потерь от нарушений по обслуживанию первичного долга и потерь при реализации ликвидационной стоимости этих активов.

Оценщики сравнивают стоимость нефункционирующих акти­вов с комбинациями объема резервных фондов, субординирован­ных финансовых инструментов, дополнительной залоговой сто­имости в процессе расчетов эффективности будущей секьюрити­зации. В результате продавцы плохих активов получают доступ к большему числу инвесторов.

Если секьюритизации подвергнуты активы, находящиеся во владении государства, то иногда повышение их общей кредито­способности может обеспечиваться гарантиями разных уполномо­ченных государственных органов.

Рынки ценных бумаг, обеспеченных активами, пока получили распространение в некоторых развитых странах, например в США, Швеции. В конце 1999 г. оценщики из инвестиционного банка Моргана впервые оценили стоимость японских облигаций, свя­занных с нефункционирующими ипотечными ссудами в недвижи­мость (с низким уровнем использования и небольшими положи­тельными денежными потоками).

Для развивающихся стран предпринимаются попытки умень­шить валютный риск секьюритизации путем эмитирования цен­ных бумаг, деноминированных, например, в долларах США. В таких случаях важно иметь развитую структуру финансовых рынков в стране для проведения операций хеджирования на ва­лютном рынке форвардов и свопов.

Особую роль в управлении нефункционирующих активов в процессе их секьюритизации играют оценщики и рейтинговые агентства. Ведь многие инвесторы ориентируются как на обоб­щенные рейтинги кредитных агентств, так и на индивидуальные независимые оценочные услуги в ходе управления или инвести­рования в проблемные активы с высоким риском. Многие наци­ональные оценщики активно вовлекаются в процесс финансово­го конструирования. На основе их оценок управляющие компа­нии периодически раскрывают финансовую информацию об эмиссии ценных бумаг, обеспеченных активами. Оценщики сис­тематически проводят работы для определения, насколько макси­мизирована стоимость активов.

44.2.3. ТЕХНИКА ПРОДАЖИ БОЛЬШИХ ГРУПП АКТИВОВ - «ПАРТНЕРСТВО В КАПИТАЛЕ»

В некоторых странах компании по управлению активами с го­сударственным участием испытывают трудности в квалифициро­ванном управлении активов частных компаний. В ряде таких слу­чаев они привлекают к совместному управлению частные струк­туры, заключая с ними выгодные контракты в форме партнерства в капитале новых совместных предприятий.

Их особенностью является сохранение за продавцами плохих активов прибыли от так называемых «улучшений на неэффектив­ных рынках или от непредсказуемых доходов». В США государ­ственная структура выступает в форме партнера с ограниченной ответственностью, а частные инвесторы, включая частные компа­нии по управлению активами, - в качестве общих партнеров. Го­сударство вносит в капитал партнерства рыночную стоимость уп­равляемых активов.

Разделение в совместном предприятии, как правило, таково: общие партнеры инвестируют наличность и управляют активами, а государство формирует их пул и обеспечивает финансирование партнерства. Общие партнеры не имеют права на автономные сделки без разрешения государственной структуры. Они полнос­тью отвечают за ежедневное ведение дела партнерства, включая управление, обслуживание, в том числе оценочную деятельность, и распродажу активов из портфеля.

Иногда партнерское соглашение разрешает привлекать сторон­ние организации при управлении, распродаже и поддержке про­ектов, в том числе на субконтрактной основе. Активно использу­ются услуги независимых оценщиков и аудиторов. Партнерство погашает затраты любого партнера в соответствии с заключенны­ми контрактами. Государственная структура наделена правом ис­ключения общего партнера в случае наступления специальных событий или нарушений определенных договоренностей.

После реализации активов выручка направляется на погашение всех долгов и лишь затем делится между партнерами в пропорции их участия в капитале партнерства и без иерархии интересов. В результате государственная структура может рассчитывать на удержание процентов, если реальная программа реструктуризации активов пройдет лучше, чем прогнозировалось вначале.

Подобно технике эмиссии ценных бумаг, обеспеченных акти­вами, схема «партнерство в капитале» показало свою эффектив­ность в обслуживании больших пулов имущества в течение корот­кого времени. Однако если для системы эмиссии ценных бумаг, обеспеченных активами, характерно управление узким набором относительно однородных активов, то партнерство в капитале продемонстрировало свою ценность в управлении различными типами имущества.

В 1999 г. корейская компания по управлению активами раз­работала стратегию партнерства в капитале для организации про­дажи нефункционирующих кредитных активов общей стоимостью в 565 млрд корейских вонгов по номинальной стоимости. Парт­нерство финансировалось на 70% наличными и на 30% долевыми бумагами. Впоследствии 70% акций было перепродано американ­скому инвестиционному фонду «Лон Стар». Выручка от реализа­ции активов распределялась между корейской компанией и аме­риканским инвестиционным фондом в пропорции 40: 60.

44.2.4. ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВОВ

Если владелец нефункционирующих активов смог захватить залоговое имущество, то у него есть несколько вариантов управ­ления залогом. Самое простое — сразу его реализовать. Однако неблагоприятные текущие рыночные условия и отсутствие опыта в процедурах реализации могут заставить кредитора самого управ­лять им для улучшения качества и стоимости залогового имуще­ства и получения возможных будущих денежных потоков от его использования.

Кроме того, финансовое комбинирование данных активов с другими, находящимися в управлении, может позволить креди­тору сформировать под такую комбинацию специальную компа­нию либо для ее последующей продажи, либо для листинга ее ак­ций на фондовой бирже. В любом варианте шведская модель пред­полагает применение большой оценочной деятельности для успешного менеджмента активов.

Вместе с тем шведская практика этой модели в 1990-е годы по­казала ее недостатки по сравнению с вышеизложенными страте­гиями. Эта модель может обслужить не очень большую массу ак­тивов, и главное — только однородного характера. В 1993 г. фир­ма «Секурум» сформировала четыре региональные компании для обслуживания ипотечных ссуд с целью захвата залогового имуще­ства под эти ссуды. Целью этих компаний стало улучшение акти­вов посредством управления данной недвижимостью.

Когда же увеличение его рыночной стоимости исчерпывалось, активы продавались. «Секурум» удалось предложить инвесторам акции одной своей компании в форме так называемого «первого публичного предложения» на фондовой бирже Стокгольма. Было реализовано около 60% стоимости компании благодаря гарантии «Секурум» выкупить обратно акции по заранее определенной цене на определенную дату. Оставшаяся часть акций была затем рас­продана в два этапа. В 1997 г. «Секурум» продала частным инвес­торам тем же способом другую свою компанию.


Глава 45 ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ликвидация неэффективных или неплатежеспособных пред­приятий служит важным социально-экономическим механизмом оздоровления любой рыночной экономики. Ликвидация являет­ся действенным способом выхода из бизнеса. Причины ликвида­ции предприятия могут быть разнообразными — от фундаменталь­ных, связанных с неплатежеспособностью и неэффективностью управления финансово-экономической деятельностью до субъек­тивных, включая желание собственников фирмы бросить бизнес и перевести инвестиции в другие отрасли и рынки. В любом слу­чае кризисное состояние производства, финансов и реализации продукции, хроническая необеспеченность материальными, фи­нансовыми и людскими ресурсами может быть основанием для принятия решения о ликвидации фирмы.

Государство должно создать благоприятные условия как для входа в отрасли хозяйственной деятельности (например, низкие барьеры, простой и либеральный режим регистрации предприя­тий), так и для выхода из них в процессе перераспределения ка­питалов внутри экономики страны. Такие условия способствуют росту общественного богатства и снижению социальных издержек по ведению бизнеса.

45.1. ПРОЦЕДУРА ЛИКВИДАЦИИ

Гражданский кодекс РФ регулирует основные этапы процесса ликвидации предприятия в гл. 4, посвященной юридическим ли­цам. В ст. 61 дается определение ликвидации предприятия как прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей к другим лицам.

Устанавливается, что юридическое лицо может быть ликвиди­ровано, во-первых, по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа юридического лица. Решение принима­ется в связи с истечением срока деятельности предприятия, дос­тижением поставленной цели, признанием судом недействитель­ности регистрации.


Во-вторых, по решению суда при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или запрещенной законом, или с нарушениями законодательства и т.д. Требование о ликвидации может быть предъявлено в суд уполномоченным государственным органом, например иск налоговой инспекции в связи с регулярным непредставлением обязательной финансовой отчетности.

Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требования кредиторов, оно может быть лик­видировано только в рамках законодательства о несостоятельнос­ти (банкротства). В таком случае по решению суда в соответствии со ст. 65 Кодекса предприятие может быть признано несостоятель­ным (банкротом), что влечет его ликвидацию. Юридическое лицо может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и добровольной ликвидации.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает ликвидацию предприятия, признанного банкротом, через процедуру конкурсного производства, а ликвидацию предпри­ятия по решению его собственников — через упрощенную процеду­ру банкротства ликвидируемого должника (при оговоренном выше условии недостаточности стоимости имущества должника для удов­летворения всех требований кредиторов). Следует также особо отме­тить упрощенную процедуру банкротства для отсутствующего дол­жника, фактически прекратившего свою деятельность, чей руково­дитель отсутствует или его место нахождения не представляется возможным установить. В современной российской хозяйственной практике таких отсутствующих должников, настоятельно требующих своей ликвидации, подавляющее большинство из числа подлежащих ликвидации фирм.

Гражданским кодексом РФ в ст. 62 предусмотрено незамедли­тельное извещение государственного регистрирующего органа о принятом решении о ликвидации предприятия. Принявшие такое решение собственники назначают по согласованию с государ­ственным регистрирующим органом ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации, пре­дусмотренные ст. 63.

Ликвидационная комиссия в составе одного или нескольких человек осуществляет обязательную публикацию в уполномочен­ных печатных средствах массовой информации о ликвидации предприятия, порядке и сроках (два месяца со дня публикации) предъявления требований его кредиторами. Кроме того, ликвида­ционная комиссия выполняет следующие функции:

• принимает меры по установлению кредиторов и письменно их извещает о ликвидации;

• добивается получения дебиторской задолженности;

• продает имущество на торгах;

• после окончания срока предъявления требований кредито­ров составляет и согласовывает с уполномоченным государствен­ным органом (например, с Центральным банком России для кре­дитных организаций) промежуточный ликвидационный баланс, включающий все виды сохраненного и найденного имущества и сведенные в единый реестр признанные требования кредиторов;

• осуществляет расчеты с кредиторами в порядке установлен­ной законодательством очередности удовлетворения требований;

• после завершения расчетов с кредиторами составляет и со­гласовывает с уполномоченным государственным органом ликви­дационный баланс;

• помогают сняться с учета в налоговом органе и во внебюд­жетных фондах и др.

Ликвидация предприятия считается завершенной, а предпри­ятие — прекратившим свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Для этого ликвидационная комиссия представляет в уполномоченный государственный орган ликвидационный баланс, справки о сня­тии с учета в органах статистики и внебюджетных фондах и на­логовой инспекции; справку о передаче документации в архивные учреждения; справку об уничтожении печати и т.п.

Гражданский кодекс РФ регулирует в гл. 4 в самых общих чер­тах процесс ликвидации юридических лиц, учрежденных в разных формах. Например, согласно ст. 104 акционерное общество может быть ликвидировано по решению общего собрания акционеров.

Современная российская практика показывает, что срок лик­видации может значительно растянуться для предприятий разных размеров — часто более года. Срок может быть сокращен, однако руководство и ликвидационная комиссия предприятий могут по­нести еще большие издержки, если прибегнут к услугам по лик­видации специальных юридических фирм. Кроме того, за после­днее десятилетие появились нелегальные или полулегальные схе­мы ускоренной ликвидации фирм, однако эти процедуры выходят за рамки настоящего учебного пособия.

45.2. РАСЧЕТ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ С ЛИКВИДАЦИЕЙ

Для эффективной ликвидационной работы требуются опреде­ленные виды и объем затрат.

Первая группа — разовые затраты, связанные с начальным эта­пом функционирования ликвидационной комиссии:

• оплата услуг нотариата, изготовление печати, штампов и т.п.;

• публикация о ликвидации предприятия в определенных СМИ;

• приобретение (аренда) вычислительной и иной офисной тех­ники, программного и информационного обеспечения;

• приобретение (аренда) мебели, канцелярских товаров;

• прочие начальные хозяйственные расходы.

Вторая группа — текущие обязательства, необходимые для осу­ществления деятельности ликвидируемого предприятия:

• оплата коммунальных и эксплуатационных услуг — электри­чество, газ, тепло, вода и т.п.;

• оплата труда остающихся после начала ликвидации предпри­ятия работников предприятия. Их деятельность подразделяется на два основных направления — завершение основной производствен­ной деятельности и удержание активов предприятия до момента ликвидации;

• иные связанные с производственной деятельностью затраты, включая расходы по экологии и поддержанию безопасности про­изводства.

Третья группа — расходы, связанные с продолжением и окон­чанием деятельности ликвидационной комиссии:

• оплата труда специалистов, привлеченных ликвидационной комиссией в свою команду на постоянной или разовой основе, — юристов, бухгалтеров, оценщиков, реестродержателя, риэлтора;

• оплата услуг связи — почта, телефон, факсимильная связь, электронная почта;

• командировочные расходы;

• накладные расходы, включая канцелярские и прочие офис­ные расходы;

• оплата налогов;

• расходы на аренду имущества;

• затраты по страхованию активов;

• затраты по охране активов;

• затраты по консервации активов;

• демонтаж неликвидного оборудования;

• подготовка архивов и их сдача;

• оплата оценочных и аудиторских услуг;

• оплата специализированной организации — организатора тор­гов имущества предприятия, аукциониста;

• транспортные расходы и т.д.


45.3. РАСЧЕТ ЛИКВИДАЦИОННОИ СТОИМОСТИ

Ликвидация предприятия означает выход из бизнеса. Процесс выхода всегда характеризуется чертами разрушительной вынуж­денности и чрезвычайности. Именно эти черты свойственны це­нообразованию на ликвидируемые активы.

Определение ликвидационной стоимости важно для решения принципиального вопроса при принятии решения о ликвидации предприятия. Достаточно ли у предприятия имущества, чтобы полностью удовлетворить требования кредиторов? На этот вопрос ликвидационная комиссия может ответить в процессе проведения инвентаризации имущества и последующего финансового анали­за, включая привлечение независимого оценщика.

В «Стандартах оценки, обязательных к применению субъекта­ми оценочной деятельности», утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г, № 519, во втором разделе приводится определение ликвидационной стоимости. «Ликвида­ционная стоимость объекта оценки — стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок мень­ше обычного срока экспозиции аналогичных объектов».

В принципе процесс ликвидации предприятия должен прохо­дить в короткий срок, что в целом отвечает интересам должника и кредиторов. Ликвидация в этом случае носит вынужденный ха­рактер, продажа имущества или даже всего предприятия носит своеобразный пожарный характер. Поэтому для этого случая пре­дусмотрена ликвидационная стоимость вынужденной распродажи активов вследствие быстрой ликвидации.

В российской экономической и оценочной литературе на ос­нове работ американского экономиста Пратта описаны еще два вида ликвидационной стоимости: упорядоченной и в случае пря­мого уничтожения активов для создания на их месте новых. Ликвидационная стоимость, упорядоченная законодательством о банкротстве, определяется для ликвидируемого предприятия, находящегося в процедуре конкурсного производства. Эта упо­рядоченная ликвидационная стоимость рассчитывается в том случае, когда распродажи всех активов проводятся в течение ра­зумного периода времени. В частности, для конкурсного произ­водства процедура ликвидации предприятия предусмотрена сро­ком в один год с его возможным продлением еще не более чем на шесть месяцев согласно ст. 124 Федерального закона «О не­состоятельности (банкротстве)». В результате установленного


срока конкурсный управляющий (ликвидатор) может выбрать наиболее выгодные время и конъюнктуру для реализации даже относительно малоликвидных объектов. По сути дела и по оп- ределению, упорядоченная ликвидная стоимость, в отличие от вынужденной ликвидационной стоимости, по большинству характеристик приближается к своему родовому основанию — рыночной стоимости. По-видимому, наиболее важное отличие здесь — качество отчуждаемого актива. В случае упорядоченной ликвидации это, как правило, не функционирующий, тем более не приносящий доход актив и даже ликвидируемое пред­приятие. Возможно, поэтому в Законе нет ссылки на ликвида­ционную стоимость, в том числе даже для конкурсного произ­водства, а есть лишь ссылка на рыночную стоимость (см., на­пример, ст. 110).

При ситуации прямого уничтожения ненужных активов с це­лью создания на их месте новых, более эффективных возможны два варианта. Первый связан с обычной реструктуризацией отно­сительно нормально функционирующего предприятия, избавля­ющегося столь радикально от своих нефункционирующих акти­вов без последующей их реализации. Для этого варианта ликви­дационная стоимость уничтожения активов отрицательна и равна убытку предприятия в размере затраченных на ликвидацию средств разрушения.

Второй вариант означает прямое уничтожение всего предпри­ятия с возведением на нулевой основе другого бизнеса. Для вто­рого варианта расчет ликвидационной стоимости должен учиты­вать не только все затраты по разрушению, но и возможное пога­шение кредиторской задолженности прежнего предприятия прежним собственником.

Для расчета вынужденной или упорядоченной ликвидацион­ной стоимости применяются все три подхода к оценке бизнеса. Наиболее адекватен в этих случаях затратный (имущественный) подход, в рамках которого достаточно разработан метод ликвида­ционной стоимости. Иногда необходимо пользоваться доходным подходом с его методами капитализации доходов и дисконтиро­вания денежных потоков. Они применяются в том случае, когда у ликвидируемого предприятия не все активы — не функциони­рующие, а напротив, имеются активы среднего или даже высоко­го качества, способные отдельно или в сочетании приносить оп­ределенные доходы. Именно их можно посчитать и конвертиро­вать в ликвидационную стоимость с помощью доходного подхода. Кроме того, оценщику понадобится рассчитать ставку дисконта с учетом риска инвестирования в это предприятие.

Фрагментарно также можно оценить активы ликвидируемого предприятия, если они имеют массовое распространение. В таком случае неизбежно эффективное использование сравнительного (рыночного) подхода.

Рассмотрим основные этапы применения метода ликвидаци­онной стоимости (в рамках затратного подхода). Итогом его при­менения является расчет текущей (на дату оценки) стоимости выручки, очищенной от расходов в ходе ликвидационной прода­жи всех активов предприятия (возможно частичное прямое унич­тожение части имущества) и продисконтированной на дату оцен­ки объекта оценки.

Первый этап. Получение оценщиком (в соответствии с законом об оценочной деятельностью) необходимой внешней и внутренней информации о предприятии, включая баланс на дату оценки или на ближайшую к ней дату. На этом этапе также крайне необходимо проведение инвентаризации ликвидируемого имущества и обяза­тельств совместно с ликвидационной комиссией корректировок ба­лансового отчета в ходе его нормализации, в том числе установле­ние размера требований кредиторов в реестре требований.

Второй этап. Разработка календарного графика ликвидации активов в ходе их распродажи и/или прямого уничтожения части имущества. Разработка графика возможна после установления вида ликвидации активов (вынужденной с ограниченным сроком экс­позиции или упорядоченной с разумным сроком, и/или с частич­ным уничтожением имущества) в результате финансового и эко­номического анализа. Разработка графика необходима, посколь­ку разные активы имеют разную ликвидность и срок экспозиции.

Третий этап. Определение прогнозной величины выручки от ре­ализации каждого актива в соответствии с календарным графиком и в ходе сравнительного анализа рынков данных активов. Если на втором этапе оценщик определил для расчета вынужденный вид ликвидационной стоимости согласно принятому управленческо­му решению ликвидационной комиссии о соответствующем виде ликвидации с коротким сроком экспозиции, то он применяет поправку на вынужденность быстрой продажи к вероятной оце­ночной выручке на третьем этапе.

Четвертый этап. Очищение выручки от реализации от прямых затрат, связанных с реализацией каждого актива (группы активов). Расчет ставки дисконта с учетом риска инвестирования в предприя­тие. Дисконтирование (в месяцах) скорректированной выручки от реализации каждого актива (группы активов) для расчета текущей стоимости каждой выручки. Определение текущей стоимости общей выручки от реализации всех активов путем их сложения.

Пятый этап. Прибавление текущей стоимости денежных пото­ков от возможной производственной деятельности ликвидируемо­го предприятия (уменьшение - от убытков).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.