Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б.4-1. Планирование и прогнозирование в функциональной структуре управления




Интеллектуальный капитал – это знания, информационные каналы, которые можно использовать, чтобы создавать богатство. Интеллектуальный капитал – это сумма всего того, что знают и какими навыками обладают работники и что формирует конкурентоспособность организации.

Б.3-2 Формирование и использование интеллектуального капитала.

В современном обществе знания становятся все более значимым фактором конкурентоспособности организации, стран и регионов, оно становится ключевым ресурсом развития. Существенным становится процесс не только создания новых знаний, но их передачи, тиражирования, трансформации и использования. Интеллект – это способность решать задачи

Эффективность общественного производства определяется степенью использования средств обработки информации (вычислительной техники, ксероксов, телефонов, программного обеспечения). Современное производство – это прежде всего воздействие ума, которое осуществляют инженеры, бухгалтеры, конструкторы, дизайнеры, специалисты по персоналу, сбыту и маркетингу.

Знания и информация имеют ряд специфических свойств, отличающих их от традиционных (материальных) ресурсов:

- знания и информация характеризуются нематериальными потоками, в отличие от традиционных ресурсов;

- знания увеличиваются, если они передаются, тиражируются и используются. Физические элементы капитала, наоборот, чем больше используются, тем в большей мере изнашиваются, уменьшая свою стоимость;

- традиционный ресурс представляет собой, как правило, частное благо, исключающее использование его другим потребителем. Знания не исключают возможности потребления многими потребителями, являясь общественным благом.

- традиционные ресурсы носят ограниченный характер. Информационные ресурсы, воспроизводимые людьми, часто неограниченны.

Интеллектуальный капитал можно классифицировать по следующим составляющим (основоположник Т.Стюарт):

Человеческий капитал - это знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности, моральные ценности, культура труда. Человеческий капитал важен при проведении инноваций и любого обновления.

Организационный капитал – это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, структура, патенты, культура организации. Он отвечает за то, как человеческий капитал используется в организационных системах.

Потребительский или клиентский капитал – это отношения с потребителями, поставщиками, конкурентами, бренды, торговые марки, имидж организации.

Все виды интеллектуального капитала взаимодействуют друг с другом, поддерживают друг друга, создавая синергетический эффект, когда происходит перекрестное влияние одних видов активов на другие.

Для интегральной оценки величины интеллектуального капитала применяется коэфф. Тобина – отношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов (зданий, сооружений, оборудования, запасов, остатков денег на счетах за вычетом долгов). Оценки отдельных составляющих интеллектуального капитал используются как инструмент представления положения дел в организации для внешних и внутренних потребителей (начиная персоналом и кончая инвесторами и акционерами).

Управление знаниями – это управленческая деятельность, направленная на эффективное использование всех видов интеллектуальных активов с целью увеличения производительности и эффективности и повышения конкурентоспособности организации. Управление знаниями – это комбинация отдельных аспектов управления персоналом, инновационного и коммуникационного менеджмента, а также использование новых информационных технологий в управлении организациями, в то числе и некоммерческих.

Стратегии управления знаниями направлены на создание новой стоимости, реализованной в продуктах, людях и процессах с помощью рационального формирования и использования знаний в организации. Основная цель этих стратегий – увеличение эффективности использования всех имеющихся ресурсов организации, получение лучших и более быстрых инноваций, улучшение обслуживания клиентов, снижение потерь от неиспользуемых интеллектуальных активов.


Термин «Прогноз» обозначает предвидение, предсказание о развитии чего-либо, основанное на определенных данных. Прогнозирование - это составление прогноза становления, развития чего-либо, на основании изучения тщательно отобранных данных.

Термин «планирование» (от латинского Planus - ровный, плоский) означает созданную разработку замысла, работы на определенный период, с указанием ее целей содержания, объема, последовательности, сроков, а часто и методов выполнения. Планирование как функция управления состоит в выборе оптимальной альтернативы текущего или перспективного развития объекта управления.

В бывшем СССР накоплен огромный положительный опыт по планированию социально-экономического развития страны. С самого начала возникновения страны органы государственного управления принимали стратегические и тактические планы дальнейшего развития (планы ГОЭЛРО, коллективизации, 5-летние планы). Разработку планирования социально-экономического развития огромной страны осуществлял специальный государственный орган – Госплан СССР.

Прогнозирование. Подходы и виды. Отличают 2 подхода:

- описания тенденций изменения объекта или процесса;

- формирования параметров, характеризующих объект или процесс.

В рамках первого вида выделяют трендовый -предполагает экстраполяцию выровненных значений динамического временного ряда прогнозируемого показателя. Прогноз-тренд - это прогноз, основанный на линейной экстраполяции сложившихся в прошлом тенденций, и факторный подходы предусматривает определение круга воздействующих на прогнозируемый показатель процесс факторов и формы их взаимосвязи. Основан на оценке влияния различных факторов на развитие и состояние объекта управления.

По второму подходу выделяют генетический (ресурсный) - позволяет прогнозировать устойчивые тенденции и представляет собой перенесение на будущее зависимостей, характерных для прошлого и настоящего и нормативный (целевой) - состоит в определении параметров воспроизводства для достижения заданных целей экономического роста подходы.

Генетический и нормативный подходы являются альтернативными.

Прогнозы различаются по срокам - краткосрочные, среднесрочные (3-5 и более лет) и долгосрочные (10-20 и более лет).

Планирование. Отличают 2 основных типа планирования:

Административное - действует в основном в пределах организаций, фирм. Опирается на создание и функционирование централизованной нормативно-правовой базы, жесткий контроль по обслуживанию бюджетов и использованию бюджетных средств.

Индикативное. Базовым понятием является индикатор – интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики процесса. Индикаторы определяются как параметры границ, в пределах которых система может устойчиво функционировать и развиваться. Индикаторы ограничивают предельные пороговые (мин. и макс.) значения, например, налоговых ставок, уровня прибыльности.

Формы экономического программирования: конъюнктурное (основывается краткосрочное программирование), частично структурное (д ля достижения краткосрочных и среднесрочных программных целей) и структурное (обеспечение экономического роста на длительный период).

Механизмы реализации система прогнозирования и планирования.

Нынешняя ситуация в сфере планирования и прогнозирования определяется ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в России» В соответствии с ФЗ формируется система государственных прогнозов на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Их разработку обеспечивает Правительство РФ. В ежегодном Послании Президента ФС содержится раздел, посвященный выполнения среднесрочных перспектив и уточнению данной программы с выполн. задач на предстоящий год. В краткосрочной перспективе Правительство разраб. систему прямых и косвенных регуляторов.

В сфере коммерческой деятельности основным инструментом планирования выступает бизнес-план.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.