Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б.5-2. Контроль как функция управления




Мотивация есть процесс побуждения человека к деятельности во имя достижения определенных целей. Мотивировать поведение означает уметь понимать и воспринимать внутренние потребности работника и побуждать людей к самостоятельному выбору действий по удовлетворению потребностей и достижению личных и коллективных целей.

Б.5-1. Мотивация и стимулирование в современном менеджменте.

Основные функции управления: анализ, целеполагание, прогнозирование и программирование, планирование, принятие решений, организация, координация, мотивация и стимулирование, коммуникация, учет и контроль

Мотив (от фр.- motiv) означает внутреннюю причину, побуждающую к какому-либо действию или системе действий (деятельности). Совокупность мотивов представляет сложный психологический комплекс, характеризующий личность человека социальной системе и предопределяющий его поведение и реакцию на воздействия. Мотивация - сугубо психологический аспект, сугубо индивидуальная вещь.

Стимул (от лат. stimulus - остроконечная палка, которой погоняли животных) - побуждение к действию. Стимулами можно считать внешние воздействия на человека. Экономические, политические, правовые, технико-технологические, социально-психологические и другие, так или иначе направленно влияющие на процесс результаты трудовой деятельности. Стимул - это не любое внешнее воздействие, а лишь такое, побуждающий эффект которого опосредован психикой человека, отвечает его мотивам. Стимул, прошедший через психику человека и усваиваясь им, становится мотивом. Мотивы и стимулы, выступая факторами, определяющими конечные результаты человеческой деятельности, не тождественны друг другу. Мотивы - это внутриличностные причины и двигатели, побуждающие работника действовать. Стимулы же, будучи внешними воздействиями, не всегда совпадает с личными устремлениями, предпочтениями работника. Более того, они могут как взаимоусиливаться, так и быть разнонаправленными.

Стимулирование - это процесс воздействия на работника факторов внешней среды с целью повышения его активности. Стимулировать поведение - значит создавать такие внешние условия воздействия на работника, которые побуждают или вынуждают их действовать в установленном, заданном режиме для достижения поставленных целей. На практике существует и стимулирующий и мотивирующий тип управления в их органическом единстве.

Под структурой мотивации как объекта управления понимаются составляющие ее и упорядоченные определенным образом элементы - потребности, интересы, способности, желания, ожидания, ценностные ориентации, установки. С точки зрения управления важнейшими являются три типа мотивации, обусловленных потребностями: в достижении цели; в присоединении (общении) и во власти. Иерархия потребностей: социальные потребности, Потребность в уважении, потребности в самовыражении.

Интерес - особая форма проявления потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание и достижение определенных целей деятельности. Личностные, индивидуальные ценности: жизненная позиция, привычки, традиции, уровень культуры. Цель – это осознанно предвосхищаемый результат деятельности. Правильно выбранная (поставленная), понятная работнику и принятая им цель мобилизует его на достижение результата. Ожидание. Характеристики процесса и результата деятельности зависят от того, в какой мере работник предвосхищает вознаграждение (стимул), а затем чувствует себя вознагражденным в связи с достижением цели.

Мотивация отражает сложный и непрерывный процесс выбора субъектом того или иного типа поведения, механизмов его «запуска» и оценки ожидаемых результатов по удовлетворению своих процессов.

Существующие теории мотивационного управления - содержательные и процессные - исходят из необходимости признания базовых элементов мотивации (потребностей, интересов, целевых установок, ожиданий и др.) и процесса их взаимосвязи с результатами деятельности. При этом поведение субъектов и его результат определяются уровнем взаимодействия стимулов и мотивов. Формирование практических механизмов оптимального взаимодействия процессов стимулирования труда и мотивации персонала – ключевое условие успешного развития организационных систем.


Основные функции управления: анализ, целеполагание, прогнозирование и программирование, планирование, принятие решений, организация, координация, мотивация и стимулирование, коммуникация, учет и контроль. Контроль это процесс, при помощи которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в известной корректировке.

Управляющее воздействие контроля проявляется в том, что под его влиянием поведение управляемой системы (объекта управления) удерживается или изменяется в рамках заданной цели, требований законов, нормативов, стандартов, регламентов. Действенность контроля утверждается применением различных санкций, «жесткость» которых зависит от «тяжести» допущенных нарушений. По своей сути контроль всегда направлен на улучшение и повышение эффективности управления.

При помощи обратных связей контроль позволяет субъекту управления выявить на раннем этапе негативное развитие ситуации и оперативно принять корректирующие меры. Обратная связь в процессе контроля – это данные о полученных результатах. Содержание прямых и обратных связей в контрольной деятельности раскрывается в следующих способах и процедурах ее осуществления:

- установление стандартов и критериев, которые выбираются на стадии планирования;

- сбор, обработка и анализ информации о фактическом положении дел;

- сравнение полученных данных с запланированными показателями, установленными нормативами, стандартами;

- выявление отклонений, нарушений и анализ причин их появления;

- разработка системы корректирующих действий, мероприятий, для удержания или изменения поведения объекта управления в рамках заданной цели;

Объектами контроля являются народное хозяйство, отдельные его отрасли, регионы, министерства, объединения и предприятия, а также их отдельные элементы или происходящие в них процессы.

Субъектами контроля являются: человек (операторский, самоконтроль, профессиональный, рабочий, ревизорский контроль); группы людей (семейный, групповой, классовый, социальный контроль); организации с участием человека (государственный осуществляется с использованием государственных полномочий; общественный, контрольные полномочия которого не носят юридически властного характера; таможенный и др.).

По характеру взаимоотношений субъекта и объекта контроля различают: линейный контроль осуществляется директором предприятия или начальником промышленного объединения по отношению к предприятию, входящему в ПО. В первом случае субъект контроля является внутренним, а во втором – внешним; функциональный контроль осуществляется в отношении определенной группы характеристик. Например, контроль осуществляется главным экономистом. Санэпидемстанция (внешний субъект для данного предприятия) проводит функциональный контроль частного характера; операционный контроль – контроль только одной какой-либо характеристики состояния и поведения предприятия (соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы).

Методы контроля: метод предварительного контроля используется до начала хозяйственной операции; текущий контроль включает в себя: метод направляющего контроля (постоянное слежение и управление ходом совершаемого действия от начала целеустремленных действий и до достижения требуемого результата); метод фильтрующего контроля, в результате которого действие может быть остановлено или продолжено в зависимости от того, соблюдены ли нормы, требования контроля; последующий или заключительный контроль проводится после того, как работа выполнена на основе сравнения ее результатов и других характеристик с существующими нормами контроля.

Различают следующие взаимосвязанные состояния контроля:

- бесконтрольность, когда субъект управления и контроля полностью теряет контроль над ситуацией, не может (не хочет) воздействовать на ее ход, в результате чего цели не достигаются, растет число нарушений правовых норм;

- полный (тотальный) контроль, когда даже мельчайшие изменения состояния находятся под вниманием субъекта контроля, все решается им (нерационально затрачиваются гигантские потоки энергии, превышающие затраты энергии на достижение цели);

- формальный контроль проводится для соблюдения внешней формы в ущерб существу дела. С одной стороны, он смыкается с бесконтрольностью, когда его форма полностью отрывается от содержания. С другой – он соприкасается с реальным контролем.

Реальный контроль основан на учете подлинных условий действительности, фактов, соответствующий целям практики, оказывающий нужное действие, имеющий силу. Такой контроль ориентирован преимущественно на будущие события. Он обеспечивает органы управления информацией о предстоящих событиях.

В условиях современной России необходимо существенно повысить статус и улучшить имидж контроля в обществе и его институтах (включая органы государственного и муниципального управления).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.