КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ценности государственных служащих
Понятие организационной культуры Организационная культура и ее роль в формировании дееспособного коллектива государственного органа
Организационная культура понимается как характеристика системы взаимоотношений, связывающей индивидов, принадлежащих к определенной группе, персоналу и через это — к общей культуре данной организации. Каковы бы ни были отношения по службе, по вертикали и горизонтали взаимодействия персонала, они не могут быть бескультурными, поскольку все, что предпринимается в сфере управляющего воздействия на людей, прямо относится к культуре. Иной вопрос — какова характеристика этой культуры, каков ее уровень. Можно принудить человека к какому-то действию, но можно увлечь его идеей этого действия, мобилизовать его через стимулирование и убеждение. Осознание организационной культуры как способа управленческой деятельности требует подчеркнуть, что она имеет предпосылки в коллективном «самосознании», архетипы которого влияют на организационное поведение. В подсознании руководителей управления (политических и административных должностных лиц, специалистов всех категорий, менеджеров, работников технического обеспечения) выстраиваются все основные идеи и модели участия в управленческой деятельности, определяющие эффективность работы государственной организации. Уровень организационной культуры во многом, если не в основном связан с тем, как организована деятельность персонала, какова степень включенности в нее творчества служащих и каков его результат, каково самочувствие человека, занятого управленческим трудом, и каково влияние результатов его труда на самочувствие других людей, какими нормами и ценностями руководствуются служащие и каковы результаты, производимые ими, — все это производное организационной культуры государственного учреждения и профессиональной культуры служащих как составной ее части. Итак, организационная культура государственного учреждения — это сложная система, компонентами которой являются: — ценности, носителями которых являются члены коллектива, и прежде всего служащие; — нормы, правила, традиции, которым они следуют; — взаимо(со)действие, которое они выстраивают и поддерживают; — результаты деятельности, производимые ими; — определенный образ жизни членов данной организации.
Чиновники часто оказываются в таком положении, когда приходится проявлять предпочтение или решать одни назревшие проблемы раньше других. Каких ориентиров должны придерживаться чиновники в этих случаях: должны ли они руководствоваться какими-то общими правилами или своей интуицией? Наверное, ответ связан с тем, каких ценностей придерживаются государственное учреждение и чиновники, конкретные лица, принимающие решения. Разумеется, широкие обобщения вряд ли возможны, поскольку государственные учреждения имеют дело с огромным разнообразием проблем, решений, инструкций, видов деятельности. Законы часто относятся к совершенно конкретным организациям (например, к местному самоуправлению или природоресурсам) и могут быть применены только к конкретным органам. Различные организационные нормы разрабатываются конкретными учреждениями и, следовательно, меняются в зависимости от того, какое учреждение их разработало. Учреждения, группы учреждений развивают свою собственную культуру, свои нормы и ценности, что оказывает влияние на «конечный продукт» этих учреждений. Дифференцированность государственной сферы означает, что в работе государственных учреждений существуют значительные вариации, и поэтому невозможно сформулировать некие общие правила. Ценности, свойственные государственным учреждениям, могут отчасти рассматриваться как производные от ценностей общества в целом. Однако можно выявить некоторые идеи, положенные в основу управленческих теорий. Доминирующие ценности как фактор организационной культуры. Ценности — это набор наиболее важных предпочтений, принимаемых членами организации и задающих людям ориентиры их поведения и действий. В свое время известный социолог Питирим Сорокин утверждал, что «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры»1 [59] Основу культуры государственной службы составляют ценности, имеющие долговременное значение, они не сводятся к количественным показателям, а характеризуют в большей степени качественно, задают смысл деятельности госслужащих. Их значение острее всего проявляется в критические моменты, когда особую роль играет моральный фактор. Ведущую роль в культуре органов управления играют организационные ценности, т. е. предметы, явления и процессы, направленные на обеспечение деятельности госслужащих и признающиеся в качестве таковых большинством членов организации: коммуникабельность, профессионализм, культура делового общения, гласность, система принятых на государственной службе представлений, норм поведения, ритуалов. Ценности субъективного характера, или ценностные ориентации, которых придерживается госслужащий в своей деятельности, — одна из ведущих категорий организационной культуры. Идейно-политические цели, нравственные приоритеты ориентируют служащего на то, какое поведение в организации является допустимым или недопустимым. Ценности, ценностные ориентации трансформируются в принципы государственного служащего и отражают факт его высокой гражданской и профессиональной зрелости. Честность и некоррумпированность. К сожалению, Россию относят к числу стран, в которых существует высокий уровень политической и управленческой коррупции, к которой отношение у власть предержащих и у многих потребителей государственных услуг весьма снисходительное. Всем понятно, что коррупция — источник дестабилизации государственной власти. Сегодня между тем формы и разновидности коррупции усложнились и сделались трудно фиксируемыми. Это приглашение к круизу, подарки к юбилею, прикрепление к элитным санаториям и поликлиникам, большие гонорары за консультации, издание книг и т. д. К тому же нужно учесть и то, что в системе власти задействовано большое число низкооплачиваемых служащих, которые стремятся компенсировать низкую заработную плату путем использования служебного положения. Именно потому власть привлекательна даже на нижних этажах аппарата, где служащие непосредственно соприкасаются с гражданами и принимают решения повседневно либо готовят проекты решений. Вот почему проблема административной этики касается не только руководителей различных уровней, это проблема государственных и муниципальных служащих вообще. Поскольку от государственных учреждений в принципе требуется предоставление услуг соответственно принципу равноправия граждан, значит, ценностной ориентацией государственного (муниципального) служащего в его публичном администрировании является равенство прав при предоставлении им услуг, а точнее — императив справедливости. Действительно, трудно установить, как равенство будет выглядеть в каждом конкретном случае. К примеру, в одних районах Москвы списки лиц, стоящих в очереди на сложные хирургические операции, значительно длиннее, чем в других. Это объясняется децентрализо-ванностью управления здравоохранения. Люди, находящиеся в одинаковых обстоятельствах, но живущие в разных регионах страны, наталкиваются на неодинаковый уровень обслуживания. Учитывая это, имеет смысл дополнить понятие «равенство прав», которое предполагает некую стандартизированность (одинаковость) понятием «справедливость», гораздо более тесно связанное с честностью в выполнении тех или иных законов, норм и правил. Взаимное доверие как ценность можно понять таким образом: если государственное учреждение сравнить с «большой деревней», где каждый знает каждого (или почти каждого), то взаимное доверие — это «валюта», при помощи которой ее жители ведут дела между собой. Нейтральность как условие объективности, рациональности при принятии решений. Собственные убеждения, политические пристрастия есть у каждого чиновника. На их основе он может давать советы политическим деятелям, но не занимать чью-либо позицию, отодвигать собственные убеждения в сторону в интересах профессионального решения, общего блага. Таким образом, нейтральность означает, что чиновник может иметь дело с любым политическим деятелем. Профессиональная честь и неподкупност ь. Кодекс административной этики включает такие качества, как служение обществу, государственному, а не частному, корыстному интересу, беспристрастность и гордость за хорошо выполненную работу, толерантность (лояльность) и правозаконность в отношениях с людьми, ответственность и надежность. В знак высшего одобрения о служащем говорят, что у него чистые руки, что с ним «в разведку можно идти» и т. д. Более всего дезорганизует коллектив, создает коммуникационные повреждения разрыв в ценностях, конфликт ценностей, наблюдающийся в государственных учреждениях, присущий отдельным его работникам. Например, глава одной из районных управ, представляя программу и регламент органа местного самоуправления, сделал заявление, что он действует в соответствии с законом, всегда проявляет заботу о населении, несет ответственность за нужды, чаяния и решения людей, стимулирует их активное участие. Однако в этом же районе местный чиновник страдал предубеждениями (национальными, религиозными), испытывал недоверие к мигрантам, решая вопросы их регистрации, трудовой занятости, искусственно волокитил, требуя взятки, или вообще решал не в их пользу. Ясно, что общество ожидает от представителей публичной власти совершенно иного поведения. Каждая государственная (муниципальная) организация сталкивается с парадоксом: средства, используемые в управлении для достижения поставленных публично значимых целей, не всегда облегчают эффективное достижение этих целей. Средства вовлекают людей, у которых могут быть свои цели и ценности, не всегда совпадающие с целями и ценностями тех, кто управляет ими. Известно, например, что наибольшее признание у госслужащих получают ценности объективного организационного характера, связанные с функциональным предназначением госслужбы: наличие правовой основы деятельности, четкое разграничение полномочий, профессиональная компетентность, гласность и демократичность в процессе принятия публично значимых решений и взаимодействия с общественностью. Но при этом одни сотрудники органов власти молча мирятся с такими проявлениями низкой организационной культуры, как слабость правовой базы, бюрократизм, карьеризм, коррупция, другие активно борются с этим, а третьи причастны к подобным аномалиям. 35% опрошенных госслужащих оценивают гласность как «очень важную» составляющую управления, а каждый десятый считает, что гласность не имеет никакого отношения к процессу принятия решений и продолжает рассматривать государственный орган управления как некое «закрытое» для гражданского общества учреждение. Не способствует формированию целостного коллектива конфликт поколений, он заметен во многих организациях и напрямую связан с противоречиями в ценностных ориентациях людей. Старшему поколению руководителей и служащих чаще, чем молодым присуще реликтовое, бюрократическое мышление, желание навязать обществу строго определенные модели поведения, кем-то признанные правильными. Отсюда попытки мелочной регламентации всех сторон общественной, а нередко и частной жизни граждан. Дело не в какой-то изначальной зловредности, ущербности этой группы служащих. Аппарат вызревал в лоне административной системы и несет на себе все ее пороки. Перестройка деятельности аппарата происходит, но далеко не всегда в нужном направлении. Слишком глубоко «внедрен» стереотип, что органы управления — это такие «надобщественные» структуры, призванные «управлять» населением. Молодежь, пришедшая в сферу государственного (муниципального) управления, — активная, прагматичная, ориентирована на достижение целей. Она сравнительно мало обращает внимания на правила, традиции, процедуры, ограничения. Ее вдохновляет дух развития, роста, возможность быстрой карьеры. Получив современное профессиональное образование, молодые специалисты в большинстве своем владеют основами экономики, права, политики, знают о социальной психологии и т. д., знакомы с теорией и практикой зарубежного социального менеджмента, знают иностранные языки, компьютер. Если в одной организации сталкиваются усталость, бездействие геронтократии (власть старых людей — термин древних греков) и активность, дерзание (порой до дерзости) юности — конфликт может получить заряд разрушительной силы. Уместно здесь вспомнить высказывание Фрэнсиса Бэкона: «Достоинства каждого возраста могут исправить недостатки другого». Впрочем, понятие «поколение» далеко не всегда имеет возрастное «содержание». Встречаются и старцы душой молодые, а маловозрастные — старые душой. Какие симптомы позволяют судить о профессионально-нравственном старении должностных лиц, служащих в органах власти? Перечислим те, что должны быть под контролем организации: — ослабление готовности к переменам, трудности с внедрением новых методов, технологий, боязнь идти на риск; — тенденция к сохранению привилегий, рост их числа; — предпочтение узкой специализации; — протекционизм; — ориентация на получение краткосрочных прибылей; — рост потребительских расходов; — негативное отношение к добропорядочным творческим работникам. Эти и другие симптомы усталости и старения коллектива, отдельных его членов — вполне возможны в жизни организации, лишь бы они не накапливались до критической массы. Тогда разрушение может коснуться не только культуры коллектива, но самого бытия, существования организации. Таким образом, мы вводим очень динамичную переменную величину — людей. Они в различной мере могут идентифицировать себя с целями организации. Одни могут быть лояльными к ним до определенной степени, другие же поддерживают их только при успешном ходе дел. Для третьих мотивировкой служит только размер материального вознаграждения, а моральное удовлетворение черпается вне работы — в семье, среди друзей. Такие ситуации порождают сбои в работе государственных органов и вместо ожидаемого целедостижения имеют место результаты, парализующие рациональную и эффективную деятельность учреждения.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 8040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |