КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Причины успехов и неудач внедрений
Управление изменениями и концепция внедрения Чтобы эффективно управлять организационными изменениями, связанными с эксплуатацией новой информационной системы, необходимо тщательно изучить процесс ее внедрения. Внедрение включает все организационные процедуры, нацеленные на освоение, управление и использование таких инноваций, как информационные системы, в повседневной практике организации. В этом случае системный аналитик выступает в роли агента изменений. Он не только разрабатывает технические решения, но и перестраивает конфигурацию программного обеспечения, процедуры, методики выполнения работ, а также взаимосвязи между различными организационными объектами. Аналитик является своеобразным Change agent (внедрение) Организационные процедуры, нацеленные на освоение, управление и использование инновации в повседневной практике. User-designer (агент изменений) В контексте внедрения — сотрудник, исполняющий роль катализатора процесса организационных изменений, помогающий удостовериться в том, что процесс адаптации новой системы или технологии прошел успешно. «катализатором» процесса, попутно он должен удостовериться, что процесс адаптации новой системы или технологии проходит успешно. Агент изменений общается с пользователями, улаживает конфликты между различными группами внутри организации и следит за тем, чтобы все организационные изменения были завершены до запуска новой системы. Одной из известных моделей процесса внедрения является модель организационных изменений Кольба/Фромена (Kolb/Frohman). Здесь процесс изменений разбит на семь этапов, а также представлен на основе взаимосвязей между консультантом и его клиентом. (Консультант выступает в роли посредника между разработчиком информационной системы, заказчиком и пользователями.) Успешность изменений зависит от деятельности консультанта и клиента на каждом этапе внедрения. Другие модели основываются на связях между разработчиками проекта, клиентами и сотрудниками, принимающими решение, которые несут ответственность за достижение баланса между производительностью и практичностью системы (Swanson, 1988). Современные работы по внедрению новых систем выявили необходимость более гибкого подхода и импровизации со стороны участников процесса, которые больше не ограничены жесткими рамками инструкций (Markus, Benjamin, 1997; Orlikowski, Hofman, 1997). Результаты внедрения во многом определяются следующими факторами: • роль пользователей в процессе внедрения; • степень поддержки руководством работ по осуществлению внедрения; • уровень сложности и рискованности всего проекта; • качество управления внедрением. Основные поведенческие и организационные аспекты отображены на рис. 11.5. Участие пользователей и их влияние на процесс внедрения Вовлечение пользователей в процессы проектирования и внедрения информационных систем связано с несколькими положительными моментами. Во-первых, если пользователи участвуют в процессе разработки системы, они обладают большими возможностями в настройке системы в соответствии со своими целями и задачами и могут контролировать результаты работ. Во-вторых, они более позитивно реагируют на внедрение новой системы, поскольку активно участвуют в соответствующих организационных изменениях. Зачастую бывает сложно привлечь пользователей к участию в новом проекте из-за того, что у них просто нет на это времени. Но даже в том случае, если роль пользователей ограничена, прак- тический опыт работы с системой позволяет им предоставлять полезные рекомендации для ее модернизации и улучшения (De, Ferrat, 1998). Объединение знаний пользователей и технических экспертов приводит к появлению лучших решений. Однако пользователи часто обладают предвзятым и узким взглядом на проблему и могут не увидеть некоторые возможности улучшения бизнес-процессов или новые способы применения информационных технологий. Поэтому при создании новой системы требуются профессиональные разработчики, которые выступают в роли главных «архитекторов на стройке» (Markus, Keil, 1994). Взаимоотношения между техническим консультантом и клиентами традиционно являются источником проблем при внедрении новых информационных систем. Пользователи и специалисты по информационным системам обладают различными квалификацией, интересами и приоритетами. Это часто приводит к их взаимному непониманию. Подобные различия приводят к различным позициям, занимаемым по отношению к организации, разным подходам к решению проблем и определению понятий. Специалисты по информационным системам, к примеру, делают акцент на техническом подходе к решению стоящих перед ними проблем. Они стараются выбирать красивые и сложные технические решения, оптимизируя эффективность работы оборудования и программного обеспечения, зачастую в ущерб эффективности работы организации в целом. Пользователи User-designer/Communications gap (взаимное непонимание между пользователями и проектировщиками /коммуникативная неудача) Различия в квалификации, интересах и приоритетах, препятствующие совместной работе конечных пользователей и специалистов по информационным системам.
предпочитают системы, ориентированные на решение бизнес-проблем или выполнение организационных задач. Зачастую приоритеты обеих групп настолько различны, что они «говорят на разных языках». Эти различия описаны в табл. 11.3, где отражены позиции конечных пользователей и технических специалистов, занимаемые по отношению к новой информационной системе. Непонимание между конечными пользователями и проектировщиками является основной причиной того, что не все пользовательские требования учитываются при создании систем. Процесс разработки системы подвергается очень большому риску, если пользователи и технические специалисты преследуют только собственные интересы (обратите внимание на врезку в начале главы). В такой ситуации пользователи могут «выпадать» из процесса разработки. Поскольку они не могут найти общий язык с проектировщиками, пользователи приходят к решению, что лучше оставить весь проект «на их совести». В данной ситуации сложно ожидать, что система будет полностью соответствовать задачам и целям организации. Поддержка руководства Если информационный проект опирается на поддержку руководства и менеджеров компании, то он будет более позитивно восприниматься как пользователями, так и техническим персоналом. Обе группы сотрудников будут уверены в том, что их участие в проекте привлекает пристальное внимание начальников и обладает высокой значимостью для всей организации. Они получат награду в какой-либо форме за то, что затратили свое личное время и силы (Doll, 19851; Ein-Dor, and Segev, 1978). Однако поддержка руководства иногда вызывает обратный эффект. Руководители могут уделять проекту слишком много внимания (в ущерб другой работе) и вкладывать в него слишком много средств, что приведет к нерентабельности новой системы (Newman, and Sabherwal, 1996). Уровень сложности и риск Информационные системы сильно отличаются друг от друга размером, охватом, уровнем сложности, а также организационными и техническими компонентами. Некоторые проекты связаны с большим риском, чем остальные. Исследователи определили три основных фактора, влияющих на рискованность проекта (McFarlan, 1981). В их число входят размер проекта, его структура и уровень технической подготовки сотрудников предприятия. Размер проекта. Чем крупнее проект, оцениваемый с точки зрения финансовых затрат, количества занятых сотрудников, времени, необходимого на его выполнение, и количества организационных объектов, подверженных его влиянию, тем выше риск. Следовательно, проект, на который необходимо потратить $8 млн и два года работы 120 сотрудников из 5 отделов, будет более рискованным, чем проект, который могут выполнить два человека за два месяца, потратив на него $30 тыс. Другим фактором риска является опыт организации в реализации проектов такого масштаба. Если компания привыкла внедрять крупные и дорогостоящие системы, то степень риска при выполнении восьмимиллионного проекта будет не столь уж высокой. Риск будет даже ниже, чем в случае фирмы, которая решится на внедрение системы стоимостью в $200 тыс., когда до этого она ограничивалась суммами затрат в $50 тыс. Тем не менее крупномасштабные проекты на 50-75% опаснее, чем проекты «малого и среднего калибра», поскольку они очень сложны и не всегда поддаются контролю. Поведенческие характеристики системы (характер владельца системы и его влияние на бизнес-процессы) усложняют крупномасштабный проект не меньше, чем такие технические характеристики, как количество строк программного кода, время выполнения проекта и его бюджет (The Concours Group, 2000; Laudon, 1989; U.S. General Services Administration, 1988). Структурированность проекта. Некоторые проекты являются более структурированными, чем другие. Требования, предъявляемые к ним, четко определены и однозначны, поэтому результаты их работы легкопредсказуемы. Пользователи точно знают, чего они хотят от системы и что она должна делать; при этом их предпочтения не изменяются. Такие проекты подвергаются гораздо меньшему риску, чем те, требования к которым заранее четко не определены и постоянно меняются, а пользователи не могут прийти к соглашению о том, что им самим нужно. Техническая практика. Рискованность проекта возрастает, если команда разработчиков и технический персонал предприятия не обладают должной технической квалификацией. Если разработчики не имеют опыта работы с предоставленным оборудованием, программным обеспечением или системой управления базами данных, то, вероятно, возникнут технические трудности в реализации проекта и на его выполнение понадобится больше времени. В отдельных проектах факторы риска присутствуют в различных комбинациях. В табл. 11.4 представлены 8 возможных комбинаций этих факторов, а также степень риска, соответствующая каждому из них. Чем выше степень риска, тем меньше вероятность успешного завершения проекта. Управление процессом внедрения Разработка новой системы должна находится под управлением и тщательным контролем руководства предприятия. Зачастую забываются даже основы успешного ведения проекта. Обучению персонала также не всегда уделяется должное
внимание, и это приводит к тому, что их потребности и предпочтения не соответствуют готовой системе. Такое часто бывает в том случае, если бюджет проекта сильно ограничен и средства на обучение выделить невозможно (Bikson et al., 1985). Неясности и конфликты имеют место в любом проекте, однако они особенно ярко проявляются в том случае, когда процесс плохо организован и практически неуправляем. Как показано на рис. 11.6, результаты неправильного управления проектом могут быть следующими: • перерасход средств; • неожиданное затягивание сроков разработки; • технические недостатки, ведущие к снижению производительности; • невозможность получения ожидаемых выгод и преимуществ. Насколько плохо обстоят дела с управлением проектами? Как правило, в частном секторе бюджетные и временные затраты недооцениваются наполовину. Огромное число проектов завершается созданием систем с неполной функциональностью (дополнительные возможности планируется реализовать в следующих версиях). Около 30-40% всех проектов выходит из-под контроля и значительно выходит за пределы запланированных бюджетов и графиков, созданные системы иногда имеют мало общего с тем, что указывается в заранее подготовленных спецификациях (Keil, Mann, and Rai, 2000). Почему же эти проекты так плохо управляются и что можно предпринять в подобных ситуациях? Здесь мы рассмотрим несколько возможностей. Незнание и оптимизм. Технологии оценки временных затрат, необходимых для анализа и разработки системы, пока несовершенны. Большинство приложений создаются «на пустом месте» (т. е. у организации нет опыта создания и внедрения подобных систем). Чем больше масштаб системы, тем сильнее проявляются ничем не оправданные неосведомленность и оптимизм сотрудников. В результате оценка затрат и будущих выгод нередко оказывается излишне оптимистичной. При этом предполагается, что все процессы будут протекать наилучшим образом, чего в реальной жизни никогда не происходит. Этот загадочный «человеко-месяц». Традиционной единицей измерения, используемой системными проектировщиками для оценки временных затрат, является человеко-месяц. Однако привлечение дополнительных сотрудников не всегда приводит к ускорению реализации проекта (Brooks, 1974). В отличие от простых процессов (например, уборки хлопка) анализ систем включает множество процессов, которые выполняются последовательно и не могут протекать изолированно друг от друга, но требуют интенсивной коммуникации и обучения. Привлечение дополнительных трудовых резервов может замедлить процессы коммуникации, обучения и повысить расходы на координирование работы всех участников проекта. Для сравнения, представим себе, что произойдет, если пятерых зрителей добавить в команду профессиональных баскетболистов. Естественно, команда, состоящая только из профессионалов, будет играть гораздо лучше, чем такой смешанный коллектив. Плохие новости распространяются медленно. Зачастую сотрудники, участвующие в проекте, не сообщают высшему руководству о возникающих задержках, ошибках и сбоях системы до тех пор, пока не становится слишком поздно (Keil and Robey, 2001). Классическим примером такой ситуации является проект под названием CONFIRM. В ходе его выполнения была разработана крупномасштабная информационная система, призванная объединить отдельные системы заказа авиабилетов, бронирования номеров и аренды автомобилей. Проект финансировался компаниями Hilton Hotels, Budget Rent-a-Car и Marriott Corporation и разрабатывался под руководством AMR Information Services, Inc., дочерней компании American Airlines Corporation. Это был амбициозный, а также технически сложный проект, над его осуществлением работали около 500 сотрудников. Члены команды разработчиков CONFIRM не доложили руководству вовремя о том, что проект начинает испытывать трудности из-за сложности координирования различных операций. Заказчики продолжали инвестировать средства в уже провалившийся проект, потому что они не знали о существующих проблемах, связанных с базами данных, поддержкой принятия решений и совместимостью различных технологий. Man-month (человеко-месяц) Традиционная единица измерения, используемая системными проектировщиками для оценки времени, необходимого для реализации проекта. Представляет собой объем работ, выполняемой отдельным сотрудником за один месяц. Трудности управления изменениями при внедрении корпоративных систем и реинжиниринге бизнес-процессов Учитывая трудности, с которыми приходится сталкиваться при внедрении новых систем, нет ничего удивительного в том, что велика вероятность сбоев проектов реинжиниринга бизнес-процессов и корпоративных систем. Дело в том, что в этом случае предполагаются масштабные изменения в структуре и работе организации, а также замена устаревших систем, поддерживающих выполнение множества бизнес-процессов (Lloyd, Dewar, and Pooley, 1999). Результаты многих исследований показали, что 70% всех проектов по реинжинирингу бизнес-процессов потерпели крах. Более того, большое число проектов, связанных с планированием ресурсов предприятий, так и не было внедрено или не принесло желаемых результатов даже спустя три года после их запуска (Gilloly, 1998). Масса проектов по разработке новых корпоративных систем и реинжинирингу процессов потерпели крах на стадии внедрения или изменения процедур управления, поскольку не были учтены требования и предпочтения пользователей. Страхи и беспокойство сотрудников организации; преодоление сопротивления менеджеров; внесение изменений в методики работ, иерархию должностей и принципы найма и обучения персонала представляют собой гораздо более серьезную угрозу успеху проекта, чем трудности, с которыми сталкиваются компании в техническом плане или при планировании новых бизнес-процессов. Корпоративные системы создают множество взаимосвязей между различными бизнес-процессами и данными для обеспечения обмена информацией между различными объектами, а также в целях устранения избыточных операций. При этом возникает необходимость проводить масштабные изменения внутри организации. Весь массив информации, который раньше обслуживался различными системами и разными отделами предприятия, теперь должен быть объединен в одно целое. Бизнес-процессы также должны быть интегрированы в новую систему, рабочие процессы перестроены, при необходимости создаются новые процедуры. Зачастую сотрудники попросту не готовы к таким кардинальным реформам (Davenport, 1998, 2000). Слияние предприятий: что происходит с информационными системами? Слияния компаний и приобретение ими других предприятий происходят в последнее время все чаще и чаще, поскольку это является одним из основных способов расширения бизнеса. Теоретически фирмы могут значительно сократить свои расходы, объединившись со своими конкурентами, уменьшить степень риска своего бизнеса, расширив сферу своей деятельности и интересов на другие отрасли (так называемая конгломерация), и аккумулировать огромные объемы полезной информации, объединив свои усилия в этом направлении с другими фирмами, присутствующими на рынке. Можно сэкономить и время: вместо того чтобы всеми способами пытаться занять свою долю на новом рынке, бывает быстрее и проще приобрести компанию, которая ею владеет. Хотя некоторые компании, такие как General Electric, успешно провели довольно много операций по слиянию и приобрели множество других предприятий, исследования показывают, что более 70% таких операций снижает стоимость акций компаний, приводя в дальнейшем к изъятию капиталовложений (Braxton Asso- dates, 1997; Economist, 1997). Основной причиной таких неудач являются сложности, возникающие при объединении различных корпоративных информационных систем. На процесс объединения компании большое влияние оказывают их организационные характеристики и информационная инфраструктура. Комбинирование информационных систем двух различных компаний обычно требует значительных организационных изменений и внедрения сложных системных проектов; если при этом все процессы не будут находиться под контролем, то в результате может получиться мешанина из старых и новых систем, несовместимых друг с другом. В таком случае ожидаемые выгоды вряд ли будут получены, и более того, в результате неудачного слияния компания не сможет нормально функционировать и потеряет своих клиентов. Когда выбрана компания для приобретения, информационные менеджеры предприятия должны реалистично подойти к оценке затрат на интеграцию; для того чтобы достичь поставленных целей в области экономии, масштаба деятельности и скорости работы, необходимы первоначальные вложения. Кроме того, руководство компании должно заранее предвидеть необходимость перестройки информационной инфраструктуры и модернизации существующих систем. В «Окне управления» показано, как эти задачи решила компания TransCanada. 11.3. Управление внедрением Не все аспекты процесса внедрения могут быть заранее запланированными и находиться под полным контролем (Alter, Ginzberg, 1978). Шансы на успех могут быть повышены путем предупреждения известных проблем и применения соответствующих корректирующих стратегий. Для решения отдельных категорий проблем были разработаны специальные процедуры управления, идентификации требований и планирования. Были разработаны стратегии, необходимые для того, чтобы быть уверенными, что пользователи играют необходимую роль в соответствии с вышеперечисленными процедурами в процессе организационных изменений. Управление факторами риска Проектировщики должны быть готовы к возникновению непредвиденных обстоятельств и использованию в таких ситуациях соответствующих методик устранения проблем (McFarlan, 1981). Управление технической сложностью Проекты, главную роль в которых играют высокотехнологические компоненты, получают выгоду от использования инструментов внутренней интеграции. Успешность таких проектов зависит от управления их технической сложностью. Руководителям проектов обычно присущ достаточно большой технический и административный опыт работы. Они должны уметь предвидеть многие проблемы и налаживать тесные связи с техническими специалистами. Члены команды должны часто проводить совещания, на которых обсуждаются ключевые решения. Если сотрудники не обладают необходимыми- навыками и квалификацией, то необходимо обратиться за помощью к сторонней организации. 1:11111311111111 Компания TransCanada: управление слиянием Компания TransCanada Pipelines является ведущей компанией — транспортировщиком газа в Северной Америке, ежедневно переправляя 275 млн м3 природного газа через Канаду и Соединенные Штаты. Компания также явилась инициатором самого крупного слияния за всю историю Канады, когда 1 июля 1998 г. объединились TransCanada PipeLines Ltd. и Nova Corp. Оба предприятия являлись гигантами канадской газовой индустрии. Получившаяся в результате компания (также носящая название TransCanada PipeLines Ltd. и расположенная в Калгари) обладала годовым доходом в 17 млрд канадских долларов и насчитывала 4500 работников. Самым сложным для Русса Уэллса (Russ Wells), главного информационного менеджера компании TransCanada, было объединить информационные структуры обеих компаний. Организационные различия между двумя компаниями были огромными. С одной стороны, 250 специалистов по информации компании TransCanada были по большей части распределены по различным отделам, каждый из которых обслуживался отдельной информационной системой. Все они использовали архитектуру и стандарты, установленные в главном офисе, при этом последний поддерживал все общие сервисы, такие как телекоммуникации. С другой стороны, Nova поручила практически всю работу по информационному обслуживанию сторонним компаниям. Ее собственный информационный отдел состоял всего из 18 сотрудников, которые занимались управлением и архитектурой системы. Хотя обе компании использовали одинаковые программные средства для настольных систем, таких как Microsoft Office и Windows NT, их информационные инфраструктуры значительно отличались друг от друга. Компания Nova использовала программы Oracle, Microsoft Internet Explorer, Windows NT и Visual Basic и находилась в процессе внедрения программного комплекса от компании SAP. Компания TransCanada использовала Forte и Java-приложения от Sun Microsystems, а также программы от таких фирм, как Sybase, Novell и Netscape Communications. У компании TransCanada не было единой информационной корпоративной системы, вместо этого она использовала в каждой области отдельные приложения. Уэллс был вынужден планировать и проводить изменения в жизнь еще до того, как высшее руководство выработало четкую позицию по отношению к предстоящему слиянию компаний. Его план предусматривал объединение Инструменты формального планирования и контроля Крупные проекты должны целиком использовать преимущества формального планирования и специальных инструментов контроля. Такие методики, как PERT (система планирования и руководства разработками) или диаграммы Гантта, помогают в разработке подробных планов. Диаграмма PERT содержит список действий, которые и составляют проект, перечисленных в порядке их выполнения. Диаграммы Гантта отображают последовательность и временные рамки выполнения различных задач и требования, предъявляемые к ресурсам. Данные технологии управления проектом помогают менеджерам^ в нахождении слабых звеньев проекта, а также в определении того, какое влияние возника- систем и платформ в течение первого года, а их реструктуризация должна была начаться в дальнейшем. Несмотря на то что он отложил реализацию изменений на год, сотрудники информационных отделов заранее начали беспокоиться относительно выполняемых ими работ и занимаемых должностей. У многих из них развилась настоящая паранойя. Ходили слухи о том, что новая компания будет функционировать на принципах аутсорсинга или что новая информационная система от SAP установит новые стандарты, в результате чего многие сотрудники останутся «за бортом». Уэллс отреагировал на сложившуюся ситуацию, создав специальный комитет, включающий руководителей объединяющихся компаний. Члены комитета совместно обсуждали принимаемые решения, касающиеся будущей информационной инфраструктуры компании, которые в основном базировались на принципах экономии. Затем специальная комиссия оценивала все предложенные альтернативы. Сотрудники адекватно воспринимали принятые решения, поскольку они видели, каким образом эти решения принимались. Уэллс старался как можно быстрее создать план реорганизаций, использующий преимущества обеих компаний и их информационных систем, а также сохранить максимальное число сотрудников на своих рабочих местах. Консультанты, ранее работавшие с Nova, по-прежнему решали поставленные задачи, но перешли под управление внутреннего отдела компании TransCanada. Фирма TransCanada предпочитала собственные стратегические и архитектурные решения. Обеспечение компании компьютерным и телекоммуникационным оборудованием было поручено фирме IBM, которая ранее занималась этим в Nova. Новая информационная структура была создана в феврале 1999 г. Основной урок, который Уэллс и TransCanada вынесли из этого процесса, — это необходимость информирования сотрудников обо всех стадиях выполнения проекта. Руководство компании TransCanada пришло к выводу о том, что новая информационная инфраструктура работает отлично. Компания смогла реализовать несколько важных проектов вовремя, при этом затраты в 2000 г. по сравнению с 1998 г. снизились на 12,5%. Информация к размышлению. Укажите управленческие, организационные и технические аспекты слияния компаний TransCanada и Nova? Оцените роль Уэллса в этом процессе. Источники: Kathleen Melymuka. «Rules of Engagement», Computerwor/d, July 24, 2000; «Cisco and TransCanada», Cisco Systems, January 24, 2001. ющие проблемы окажут на сроки его выполнения. Они могут также пригодиться при разбиении процесса внедрения на отдельные сегменты, лучше поддающиеся управлению, результат внедрения которых более предсказуем (Fishman, Moses, 1999). Стандартные технологии контроля могут использоваться для отображения прогресса выполнения всего проекта в целом и выявления случаев отклонения от общего плана. Вовлечение пользователей в проект и преодоление их сопротивления В процессе внедрения слабоструктурированных проектов имеет смысл привлекать пользователей для участия на всех этапах их выполнения, активно участву- ющих в выборе наиболее подходящей альтернативы. Инструменты внешней интеграции представляют собой способы связи работы команды проектировщиков с пользователями на всех организационных уровнях. К примеру, пользователи могут становиться активными членами такой команды, занимать в ней лидирующие позиции и активно участвовать в процессах внедрения и обучения. К сожалению, системная разработка не всегда представляет собой полностью рациональный процесс. Пользователи, участвующие в процессе проектирования, часто применяют занимаемое положение для преследования собственных целей вместо того, чтобы решать поставленные задачи (Franz, Robey, 1984). Из-за этого их участие не всегда приносит реальную пользу. Вовлечения пользователей в процесс внедрения новой системы может оказаться недостаточно для преодоления их сопротивления. Внедрение системы предполагает изменения в структуре организации. Многие пользователи могут неадекватно воспринять перемены, поскольку последние касаются непосредственно их работы. Несмотря на то что некоторые сотрудники отнесутся к новой системе положительно, поскольку она принесет им определенные выгоды, другие могут сопротивляться изменениям из-за того, что они не соответствуют их интересам. Если использование новой системы является делом добровольным, пользователи могут отказаться с ней работать; в случае обязательного перехода на новое программное обеспечение пользовательское сопротивление может вылиться в повышенное число ошибок, сбоев и повторов отдельных операций, при этом возможны даже случаи сознательного саботажа. Поэтому стратегия внедрения должна не только вовлекать пользователей в этот процесс, но и обращать внимание на «про-тивовнедрение» (Keen, 1981). Противовнедрение — это предупредительная стратегия, направленная против внедрения новой системы или инноваций в организации. Стратегии, используемые для преодоления негативной реакции пользователей, включают в себя привлечение пользователей к процессу внедрения (позволяющее к тому же улучшить параметры системы), их обучение, приказы руковод- Internal integration tools (инструменты внутренней интеграции) Технология управления проектом, позволяющая убедиться, что команда специалистов работает как «единый организм». Formal planning tools (инструменты формального планирования) Методика управления проектом, структурирующая задания и определяющая последовательность их выполнения, может служить для оценки требуемых для реализации проекта ресурсов. Formal control tools (инструменты формального контроля) Методика управления проектом, помогающая отслеживать прогресс выполнения проекта и отмечать достижение поставленных целей. External integration tools (инструменты внешней интеграции) Технология управления проектом, устанавливающая взаимосвязь между командой разработчиков и пользователями на всех уровнях организации. Counterimplementation (противовнедрение) Предупредительная стратегия, направленная на противодействие внедрению новой системы в организации и возврат к старым приложениям и метоДам. ства и новые политики управления, предоставляющие дополнительные выгоды для сотрудников, работающих над новой системой. Система может стать более «дружественной» благодаря использованию усовершенствованного пользовательского интерфейса. Пользователи лучше воспримут новшества, если большинство организационных проблем будет решено до запуска новой системы. Разработка проекта для организации Поскольку целью новой системы является повышение эффективности работы организации, процесс разработки такой системы должен учитывать пути перестройки организации, связанные с внедрением нового программного обеспечения, компьютерных сетей и интернет-приложений. Все изменения в процедурах, рабочих функциях, организационной структуре, ее взаимосвязях и поведении должны быть заранее запланированы. Когда технологические новшества приводят к непредвиденным последствиям, необходима определенная «импровизация», позволяющая извлечь выгоду из открывающихся новых возможностей. Специалисты по информационным системам, менеджеры и конечные пользователи должны творчески относиться к своим новым обязанностям, не ограничиваясь простым следованием правилам (Orlikowski, Hofman, 1997; Markus, Benjamin, 1997). В табл. 11.5 показаны организационные аспекты, которые должны учитываться в процессах планирования и внедрения большинства новых систем. Хотя анализ системы и ее проектирование и включают анализ влияния изменений на организацию, им часто пренебрегают. Анализ влияния на организацию показывает, как предлагаемая система будет воздействовать на структуру организации, ее позицию, принятие решений и операции. Чтобы успешно интегрировать в организацию новые информационные системы, такие заключения должны быть сделаны и подробно задокументированы до того, как начнется процесс внедрения. Учет человеческого фактора Качество информационных систем может оцениваться по пользовательским критериям, а не на основе заключений технического персонала. В дополнение к таким параметрам, как объем памяти, скорость доступа и время обработки информации система должна соответствовать и пользовательским стандартам. Например, новые формы для ввода данных должны быть настолько простыми для восприятия, чтобы клерки научились работать с ними за полдня. Взаимодействие пользователей с системой должно быть тщательно продумано с учетом эргономических требований. Эргономика занимается вопросами взаимодействия людей и машин в процессе выполнения работ. Она рассматривает
Organizational impact analysis (анализ влияния на организацию) Изучение влияния новой системы на структуру организации, ее позицию, принятие решений и операции. Ergonomics (эргономика) Взаимодействие людей и машин в процессе выполнения работ; сюда входят технология выполнения работ, забота о здоровье и безопасности сотрудников и пользовательский интерфейс информационных систем. и вопросы технологии выполнения работ, обеспечения безопасности сотрудников и проектирования пользовательских интерфейсов. Влияние системы на рабочее окружение и методики выполнения работ должно быть тщательно оценено. Заслуживающее внимания исследование, проведенное Администрацией социального обеспечения США, показало, что оценщики ущерба, имеющие интерактивный доступ к данным об авариях, испытывают в работе больший стресс, чем те, которые получают информационные сводки по телетайпу. Несмотря на то что интерактивный интерфейс работает быстрее и обладает большей функциональностью по сравнению с телетайпом, пользователи относились к нему отрицательно. Представители, работающие с ним, могли обслуживать большее число клиентов в течение рабочего дня, что изменило условия их работы. Реструктуризация работы — появление новых задач, повышение требований к качеству работы и производительности — обладает гораздо большим влиянием, чем новая технология сама по себе (Turner, 1984). Социотехнический дизайн Большинство современных технологий создания информационных систем учитывают предпочтения пользователей, но заставляют их играть крайне пассивную роль по отношению к таким группам, как технические специалисты и менеджеры. Манифест, провозглашенный Европейским социал-демократическим рабочим движением, призывает пользователей играть более активную роль в определении места информационных систем в их рабочем окружении (Clement, Van den Bes-selaar, 1993). Концепция «активного» проектирования подразумевает влияние отдельных индивидуумов на создаваемую систему. Это перекликается с концепцией социо-технического или социально-технологического дизайна. При социотехническом подходе пользовательские предпочтения реализуются в новой системе, что приводит к повышению удовлетворенности сотрудников своей работой. Проектировщики прямо вводят отдельные наборы технических и социальных решений. Социальные планы имеют отношение к структуре рабочих групп, распределению заданий и методикам выполнения отдельных работ. Предлагаемые технические решения сравниваются с социальными. Комбинирование социальных и технических решений приводит к появлению социотехнических решений. Для оконча- Sociotechnica! design (социотехнический дизайн) Проектирование информационных систем, которые совмещают техническую эффективность с удовлетворением нужд пользователей. *• тельного проекта выбирается альтернатива, наиболее полно соответствующая социальным и техническим целям (Mumford, Weir, 1979). Результатом такого подхода является социотехническое проектирование, позволяющее создавать системы, сочетающие в себе техническую эффективность с учетом организационных и человеческих потребностей. Управление проектами четвертого поколения Традиционные технологии управления проектами решают проблемы размера и сложности проектов, разбивая крупные проекты на небольшие подпроекты, каждый из которых обладает собственными атрибутами (включая ответственных сотрудников). При этом основной упор делается на механику функционирования проекта, а не на достижение поставленных результатов в деловом плане. Данные методики не подходят для промышленных систем и других крупномасштабных проектов, требующих решения сложных проблем, касающихся координирования работы организации и изменения принципов руководства ею. Новое, четвертое поколение методик управления проектами предназначено решить эти проблемы. В данной модели планирование проекта предполагает широкий взгляд на деятельность предприятия вкупе со стратегическим подходом и учетом технологической архитектуры. Менеджеры проекта и подпроектов должны концентрировать усилия на решении проблем и встречающихся затруднений, вместо того чтобы просто следовать через контрольные точки проекта. В таких случаях может оказаться полезным создание специального отдела по управлению подпроектами и их согласованию с другими текущими проектами, со стратегией фирмы, ее информационной инфраструктурой и бизнес-процессами (The Concours Group, 2000).
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |