КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Устранение препятствий к общению
. ПРЕПЯТСТВИЯ К ОБЩЕНИЮ МЫ СЛЫШИМ ЛИШЬ ТО, ЧТО ХОТИМ УСЛЫШАТЬ То, что мы слышим или понимаем, когда кто-то обращается к нам, зависит в основном от нашего опыта и окружения. Вместо того чтобы слышать, что люди рассказали нам, мы слышим то, что наш мозг подсовывает нам под видом их слов. У нас есть предвзятые мнения о том, что люди собираются нам сообщить, и если то, что они говорят, не вписывается в нашу систему взглядов, мы подправляем сказанное ими до тех пор, пока оно не впишется. (Советы о том, как слушать, приведены в настоящей главе ниже.) общение • 43
Как правило, мы пытаемся игнорировать или отбрасывать сообщения, которые противоречат нашим мнениям. Если они не отвергаются, изобретается способ исказить или подогнать их значение под наши предубеждения. Если сообщение идет вразрез с существующими мнениями, получатель отвергает его действительность, уклоняется от дальнейших попыток вернуться к нему, с легкостью забывает о нем и искажает все услышанное в своей памяти. ОТНОШЕНИЕ К ГОВОРЯЩЕМУ Трудно отделить то, что мы слышим, от наших чувств по отношению к говорящему. Мы способны приписывать ему несуществующие мотивы. Если человек нам нравится, мы гораздо более склонны принять то, что он говорит, - независимо от того, правильно это или нет, - чем если человек нам не нравится. ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ Группа, с которой мы отождествляем себя, влияет на наши отношения и чувства. То, что слышит группа, зависит от ее интересов. Сотрудники гораздо охотнее выслушают коллег, которые делятся своим опытом, чем "чужаков", таких как менеджеры или представители профсоюза. ДЛЯ РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ ОДНИ И ТЕ ЖЕ СЛОВА ИМЕЮТ РАЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Язык, по существу, это способ использования символов для передачи фактов и чувств. Строго говоря, мы не можем передать значение, мы можем лишь донести слова. Не полагайтесь на то, что, если нечто имеет определенное значение для вас, оно передаст то же значение и кому-нибудь другому. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ Когда мы пытаемся понять значение того, что нам говорят, мы слушаем слова, но используем другие ключи, передающие значение. Мы обращаем внимание не только на то, что говорят, но и на то, как это сказано. Мы создаем представление на основе того, что называют языком жестов, мы судим по глазам, форме рта, мышцам лица и даже позе. У нас бывает впечатление, что все они рассказывают гораздо больше о том, что на самом деле говорит человек, чем слова, которые он при этом использует. Но здесь заложены широчайшие возможности для неверной интерпретации. 44 • КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ эмоции Эмоции окрашивают наши способности передавать или принимать правильное сообщение. Если мы неуверенны или обеспокоенны, то, что мы слышим, кажется нам более опасным, чем когда мы полны уверенности и находимся в гармонии с окружающим миром. Если мы рассерженны или подавленны, то, как правило, стремимся отклонить то, что при других условиях могло показаться нам разумной просьбой или удачной идеей. Во время жаркого спора многое из сказанного может быть не понято или искажено до предела. ШУМ Любое вмешательство в общение является "шумом". Это может быть буквальный шум, который не позволяет услышать сообщение, или фигуральный - в форме отвлекающей или сбивчивой информации, которая искажает или затемняет значение. МАСШТАБЫ Чем крупнее и сложнее организация, тем больше проблем с общением. Чем больше в ней уровней управления и контроля, через которые должно проходить сообщение, тем больше существует возможностей его искажения или неправильного понимания. ПРИСПОСОБЬТЕСЬ К МИРУ ПОЛУЧАТЕЛЯ СООБЩЕНИЯ Попытайтесь спрогнозировать воздействие того, что вы собираетесь написать или сказать, на чувства и отношения получателя вашего сообщения. Адаптируйте свое сообщение в соответствии с лексикой, интересами и ценностями получателя. Попытайтесь понять, какое неправильное толкование может получить информация из-за предубеждений, влияния других людей и склонности людей отвергать то, чего они не хотят слышать. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ Позаботьтесь о том, чтобы получить от адресата сообщение, из которого можно заключить, насколько правильно он понял вашу информацию. ОБЩЕНИЕ • 45 ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЛИЧНОЕ ОБЩЕНИЕ При любой возможности разговаривайте с людьми, а не обращайтесь к ним письменно. Именно так можно получить обратную связь. В зависимости от реакции человека вы можете уточнять или изменять свое сообщение. Кроме того, вы можете излагать его в более человечной или доступной форме, - это поможет преодолеть предубеждения. Устная критика зачастую излагается в гораздо более конструктивном ключе, чем письменное неодобрение, которое всегда кажется резче. ИСПОЛЬЗУЙТЕ УСИЛЕНИЕ Возможно, вам понадобится представить свое сообщение несколькими разными способами, чтобы четко донести свою мысль. Еще раз акцентируйте важные моменты и переходите к последующему изложению. ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ЯСНЫМ, ПРОСТЫМ ЯЗЫКОМ Это кажется очевидным. Но многие засоряют свою информацию, перегружая ее жаргонизмами, длинными фразами и чрезмерно конкретизированными предложениями. СОГЛАСУЙТЕ ДЕЙСТВИЯ СО СЛОВАМИ Чтобы общение было эффективным, оно должно быть основано на доверии. Нет ничего хуже, чем наобещать горы, а затем не выполнить обещанного. Если вы говорите, что собираетесь сделать что-то, - сделайте. В следующий раз у вас будет больше шансов, что.вам поверят. ИСПОЛЬЗУЙТЕ РАЗНЫЕ КАНАЛЫ Некоторые сообщения необходимо передавать в письменном виде, чтобы они дошли быстро и не претерпели изменений в зависимости от того, кто и как их передаст. Но письменные сообщения следует по возможности дополнять устными. И наоборот, устные беседы нужно подкреплять письменными документами. УМЕНЬШЕНИЕ МАСШТАБНОСТИ По возможности уменьшите количество уровней управления. Поощряйте неформальное общение в разумных пределах при внутреннем обмене информацией. Проследите за тем, чтобы деятельность была сгруппирована по видам для облегчения общения по вопросам, представляющим интерес для нескольких организационных единиц. 46 • КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ УМЕНИЕ СЛУШАТЬ Есть множество отличных писателей и ораторов, но немного найдется хороших слушателей. Большинство из нас фильтруют адресованные нам слова устных выступлений, так что мы воспринимаем лишь некоторые из них, зачастую те, которые хотим услышать. Умение слушать - это искусство, которое культивируется немногими. Но это чрезвычайно необходимое искусство, так как человек, умеющий слушать, получит больше информации и достигнет большего взаимопонимания с другим человеком. И оба эти результата, которые приносит владение искусством слушать, имеют основополагающее значение для хорошего общения. Люди не слушают, как следует, потому что они: • не могут сосредоточиться, независимо от причины; • чрезмерно заняты собственной персоной; • слишком озабочены тем, что собираются сказать; • не уверены в том, что слышат, или не знают точно, зачем они • не способны следить за доводами или аргументами, представ • им просто неинтересно то, о чем говорят. Эффективные слушатели: • концентрируются на выступающем, следя не только за словами, • быстро реагируют на замечания оратора, даже если такая реак • часто задают вопросы, чтобы прояснить значение и дать воз • высказывают свое мнение по поводу поднятых говорящим воп • делают краткие записи ключевых положений, даже если запи • постоянно оценивают высказанные сообщения, чтобы убедить общение • 47 всегда готовы уловить нюансы того, о чем говорит выступающий; не разваливаются в креслах - они наклоняются вперед, выказывают интерес и поддерживают контакт устными ответами и с помощью языка жестов; готовы предоставить оратору возможность продолжать изложение, перебивая его лишь в крайне редких случаях. 48 • КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ Управление конфликтами
Конфликты в организациях неизбежны, поскольку цели, ценности и потребности групп и отдельных лиц не всегда совпадают. Конфликт может служить признаком здоровой организации. Вежливое согласие по всем вопросам выглядело бы неестественно и расслабляло бы сотрудников. В организациях должны происходить столкновения идей по поводу задач и проектов, и разногласия нельзя подавлять. Они должны высказываться открыто, поскольку это единственный способ, гарантирующий изучение проблем и разрешение конфликтов. Есть такое понятие, как творческий конфликт, - новые или измененные идеи, понимания, подходы и решения можно выработать при совместном пересмотре различных точек зрения, если только он будет основан на объективном и рациональном обмене информацией и идеями. Но конфликт становится препятствием к достижению целей и мешает продуктивной работе, если в основе его лежит столкновение личностей или если к нему относятся как к недостойной возне, которую необходимо немедленно прекратить, а не видят в нем проблему, требующую разрешения. Разрешение конфликтов может относиться как к конфликтам между группами, так и к конфликтам между отдельными личностями. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ • 49 РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ГРУППАМИ Существует три основных способа разрешения конфликтов между группами: мирное сосуществование, компромисс и решение проблемы. МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ Цель данного метода состоит в сглаживании различий и акцентировании общих интересов. Людей поощряют к тому, чтобы они учились жить вместе; сюда входит и значительное количество информации, и многочисленные контакты и обмены мнениями, и возможность свободного передвижения между группами (например, между головным офисом и подразделениями на местах или между коммерческим отделом и производством). Это идеальный вариант с приятным исходом, но во многих ситуациях он может оказаться неприемлемым с практической точки зрения. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что конфликт не обязательно разрешается при сведении спорящих вместе. Более совершенная связь и такие методы, как брифинги в группах, могут быть удачными находками, но в них не будет никакого проку, если руководству нечего будет сказать из того, что хотят слышать люди. Кроме того, есть опасность, что реальные вопросы, которые на время зависли в атмосфере нарочитого дружелюбия, впоследствии вновь заявят о себе. КОМПРОМИСС Вопрос решается путем переговоров или заключения сделки, и ни одна из сторон не выходит ни победительницей, ни побежденной. Эта концепция деления поровну по сути своей пессимистична. Отличительный признак данного подхода - отсутствие "правильного" или "лучшего" ответа. Соглашения лишь сглаживают разногласия. Реальные вопросы вряд ли дождутся решения. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ Предпринимается попытка найти реальное решение проблемы, а не просто примирить разные точки зрения. Именно здесь проявляется очевидный парадокс "творческого конфликта". Конфликтные ситуации можно использовать с выгодой для нахождения лучших вариантов решений. Если решения должны быть найдены методом решения проблем, их должны вырабатывать те, кто несет ответственность за их действенность. Действия выполняются в такой последовательности: во-первых, заинтересованные лица работают над определением проблемы и согласованием целей, которые должны быть достигнуты при принятии решения; во-вторых, группа разрабатывает альтернативные решения и обсуждает преимущества каждого из них; в-третьих, вырабатывается соглашение о предпочтительном образе действий и порядке его осуществления. 50 • КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ОТДЕЛЬНЫМИ ЛИЦАМИ Разрешение межличностных конфликтов может оказаться даже более сложным делом, чем разрешение конфликтов между группами. Независимо от того, открыто ли враждебны стороны в конфликте или их конфликт тонко завуалирован, он может затрагивать сильные личные чувства. И все же, как сказали Джеймс Вэа и Луис Варне (64): "Способность эффективно управлять таким конфликтом является решающим фактором для успеха менеджера. Межличностные расхождения зачастую заостряются до предела, когда ставки организации представляются высокими, но практически все организации имеют свой процент незначительных вопросов, перерастающих в крупнейшие конфликты. Задача менеджера - использовать различие людей во взглядах и не допустить при этом, чтобы они подвергли опасности эффективность работы организации в целом, чувство удовлетворенности и рост". Вэа и Варне развивают свою мысль дальше и говорят, что межличностный конфликт, как и конфликт между группами, - это реалия для организаций, которую нельзя назвать ни хорошей, ни плохой. Конфликт может быть деструктивным, но он же может играть и продуктивную роль. "Проблемы возникают обычно тогда, когда назревающий конфликт искусственно подавляется, или когда он обостряется и выходит из-под контроля соперников или независимых посредников". Реакцией на межличностный конфликт может быть отзыв одной из сторон и предоставление поля действий другой. Это классическая ситуация победитель/побежденный. Проблема решается силовым методом, но это может быть не лучшее решение, если в нем представлена точка зрения одного лица, в которой игнорируются контраргументы и которая фактически подавила их. Победитель, возможно, будет торжествовать, но побежденный будет чувствовать себя оскорбленным, и либо будет демотивирован, либо будет решительно настроен вступить в борьбу в следующий раз. В конфликте наступит временное затишье, но на этом он не закончится. Другой подход заключается в том, чтобы сгладить различия и сделать вид, что никакого конфликта и нет, невзирая на то, что не было даже и попыток разобраться с истинными причинами. И этот подход тоже является неудовлетворительным. Вероятнее всего, вопрос возникнет вновь, и борьба возобновится. Еще один подход - заключение сделки с целью компромиссного решения. Это означает, что обе стороны готовы уступить, а также и выиграть в некоторых вопросах. Цель данного метода - добиться решения, приемлемого для обеих сторон. Однако заключение сделок включает в себя УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ • 51 всевозможные тактические игры, которые зачастую препятствуют достижению цели, и стороны часто гораздо сильнее стремятся найти приемлемый компромисс, чем выработать правильное решение. Вэа и Варне выделяют дополнительно еще два подхода к урегулированию межличностных конфликтов: контроль и конструктивная конфронтация. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ Контроль может включать в себя препятствование взаимодействию, либо структурирование форм взаимодействия, либо уменьшение или изменение внешнего давления. Препятствование взаимодействию. Эту стратегию следует применять, когда накаляются страсти. Конфликт контролируют, удерживая обе стороны на расстоянии в надежде, что, несмотря на продолжающиеся разногласия, у заинтересованных лиц будет время остыть и продумать более конструктивные подходы. Но это подходит лишь на некоторое время, а окончательная конфронтация могла бы быть даже более взрывоопасной. Структурирование форм взаимодействия может служить стратегией, когда стороны невозможно держать порознь. В таких ситуациях можно установить основные правила отношений в конфликте, которые касаются таких поведенческих аспектов, как передача информации или решение особых вопросов. Однако это также может быть временной стратегией, если сильные чувства, лежащие в основе конфликта, лишь подавляются, а не находят разрешения. Личное консультирование - это подход, который не разрешает сам конфликт, но обращен на то, как два человека реагируют на него. Личное консультирование предоставляет людям возможность дать выход сдерживаемому напряжению и может побудить их задуматься о новых способах урегулирования конфликта. Но данный метод не затрагивает сущностной природы конфликта, которая лежит в отношениях между двумя людьми. Вот почему конструктивная конфронтация подает самые большие надежды на долгосрочное решение. КОНСТРУКТИВНАЯ КОНФРОНТАЦИЯ Конструктивная конфронтация представляет собой метод сведения вместе участвующих в конфликте лиц, в идеале - при участии третьей стороны, в задачи которой входит оказание помощи в создании исследовательского климата, ориентированного на совместную работу. Конструктивная конфронтация преследует цель побудить стороны понять и изучить восприятия и чувства других людей. Это процесс выра- 52 • КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ ботки взаимопонимания для создания обоюдовыгодной ситуации. Стороны будут противостоять по вопросам, но сопоставление точек зрения будет проводиться на основе анализа (с привлечением третьей стороны) фактов, имеющих отношение к ситуации, и реального поведения заинтересованных лиц. Выйдут наружу чувства, но их анализ будет проводиться путем соотнесения с конкретными событиями и образом действий, а не при помощи выводов или умозрительных построений о мотивах. Третьи стороны играют в этом процессе ключевую роль, и роль эта не из легких. Им необходимо добиться соглашения об основных правилах обсуждения, направленных на предоставление фактов и минимизацию враждебного поведения. Они должны контролировать способы выражения отрицательных чувств и поощрять стороны к выработке новых формулировок проблемы и ее причины или причин, а также новых мотивов для достижения общего решения. Третьи стороны не должны поддаваться искушению сознательно поддержать или своими действиями фактически поддержать любую из сторон в споре. Они должны избрать политику консультирования, что означает: • внимательно слушать; • не только слушать, но и наблюдать; • помогать людям понять и определить проблему, задавая им воп • признавать чувства и давать возможность выразить их; • помогать людям определять проблемы для самих себя; • поощрять людей к поиску и анализу альтернативных решений; • побуждать людей к разработке собственных планов реализа ВЫВОДЫ По поводу конфликтов, как отмечалось выше, не стоит сокрушаться: конфликт есть неизбежная данность, которая сопутствует прогрессу и преобразованиям. Сожалеть стоит лишь о том, что не удается использовать их конструктивно. Как эффективное решение проблем, так и конструктивная конфронтация разрешают конфликты и открывают каналы для обсуждения и совместных действий. Много лет назад одна из первых авторов на тему менеджмента Мэри Паркер Фоллетт (20) писала об управлении конфликтами то, что сегодня так же справедливо, как и в момент написания: "Можно встать на разные позиции с пользой для общего дела, если такие разногласия разрешаются путем интеграции, а не господства или компромисса". УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ • 53 « Непрерывность улучшений Концепция непрерывности улучшений основана на предположении, что постоянное стремление к достижению все более высокого уровня в каждой структурной единице организации приведет к серии нарастающих успехов, которые позволят организации достичь в работе высочайшего уровня. В Японии этот процесс называют kaizen. Это сложное слово, состоящее из двух частей: kai, что означает изменение, nzen, что означает хороший или к лучшему. Сюда входят организации, которые создают обстановку, где все сотрудники могут делать вклад в улучшение показателей работы и способствовать повышению общей эффективности, и это является обычной и постоянной частью их должностных обязанностей. В среде, где все направлено на непрерывное улучшение, например, в такой, какая создана в компании "Nissan" (67), главная цель менеджеров и руководителей групп состоит в том, чтобы получить от своих сотрудников новые идеи и концепции. Их задача заключается в создании среды, в которой поощряется и приветствуется новое мышление. Руководство компании "Nissan" считает, что непрерывное улучшение должно быть частью ежедневной работы каждого. Этот принцип заложен в организации в 54 • КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ виде одной из главных ценностей не декларативно, а в виде практических мер, например цехов, в которых сотрудники могут проверить появившиеся у них идеи о новой технологической оснастке или о других изменениях. Предполагается, что супервайзер должен возглавить деятельность по решению проблем и непрерывному улучшению, но по мере накопления опыта и другие члены группы возьмут на себя ответственность по совершенствованию в группах. Менеджеры и супервайзеры признают, что они не владеют истиной в последней инстанции в вопросе о лучших методах выполнения работ или проведения улучшений. Это следует из того, что человек, фактически выполняющий работу, вероятнее всего, знает о проблеме гораздо больше, чем они. С помощью подобных методов и при постоянном акцентировании важности вопроса на всех уровнях непрерывные улучшения могут стать образом жизни в организации. Эта политика может и должна быть одной из ее ключевых ценностей, отраженной в действиях каждого сотрудника и подкрепленной такими процессами, как управление эффективностью работы и распределением вознаграждений, где способность стимулирования и достижения улучшений станет важным критерием оценки и вознаграждения результатов труда.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |