Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проверь себя. 1. Кадровая политика: понятие, цели




1. Кадровая политика: понятие, цели.

2. Социальные цели кадровой политики: понятие, характеристика.

3. Экономические цели кадровой политики: понятие, характеристика.

4. Факторы конкурентоспособности кадровой политики.

5. Факторы жизнеспособности кадровой политики.

6. Сфера кадровой политики.

 

 

ТЕМА 2. АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Аппарат управления предприятия: категории работников и характер их труда. Организация труда в аппарате управления. Оценка эффективности работы аппарата управления. Понятия «формальная» и «неформальная» группа. Персонал организации: цели и задачи управления персоналом.

 

Аппарат управления предприятия: категории работников и характер их труда

Работники, профессионально участвующие в управлении и составляющие аппарат управления, именуются управленческими кадрами. Они подразделяются на три основные категории: руководители, специалисты и технические исполнители. Все эти категории работников выполняют различные управленческие операции и процедуры и имеют разную профессиональную подготовку.

Операции и процедуры управления подразделяются на творческие, логические и технические.

Творческие процедуры – наиболее сложные, требующие высокой квалификации работников. Они включают в себя абстрагирование, сравнение, анализ, синтез, выводы, прогнозы, принятие решений, выработку стратегии.

Логические процедуры и операции выполняются по разработанному алгоритму (в определенной, заранее заданной последовательности.) Логические операции по классу сложности ниже творческих, но их выполнение также требует специальной подготовки.

Технические процедуры и операции в аппарате управления (ведение делопроизводства, доставка почты, разноска данных в картотеки, размножение документов) характеризуются наибольшей частотой повторения, более просты по исполнению и не требуют высокой квалификации работников.

Логические и технические операции могут быть на 60-80 % механизированы, но в настоящее время уровень механизации управленческого труда в нашей стране не так высок.

Руководители – менеджеры, возглавляющие организации, предприятия или их структурные подразделения. Они имеют высшее специальное образование и значительный практический опыт работы. Руководители направляют работу предприятия (подразделения), принимают управленческие решения и несут ответственность за их выполнение и результат работы предприятия (подразделения).

Специалисты - сотрудники аппарата управления, обладающие специальными знаниями, имеющие высшее или среднее образование. Специалисты привлекаются к разработке вариантов управленческих решений и несут ответственность за качество выполняемой работы. К специалистам относятся экономисты, бухгалтеры, технологи, юристы, социологи, маркетологи, товароведы и т.д.

Технические исполнители – персонал, обслуживающий процесс управления – секретари, лаборанты и т.д. Как правило, они не имеют высшего специального образования, но имеют специальную профессионально-техническую подготовку. Технические исполнители выполняют вспомогательные функции, но без их труда процесс управления невозможен.

Все эти категории работников, занятых в аппарате управления, тесно взаимодействуют, а их действия согласовываются и координируются для наилучшего достижения целей организации.

 

Организация труда в аппарате управления

От организации труда в аппарате управления зависит работа всего предприятия.

Организация управленческого труда представляет собой совершенствование трудовых процессов в аппарате управления в целях повышения эффективности его функционирования. В аппарате управления можно выделить ряд общих задач применительно к организации труда:

- снижение затрат живого труда в сфере управления, сокращение потерь рабочего времени, рационализация рабочих мест, оптимизация структуры управления;

- повышение качества и эффективности трудовых процессов в управленческом аппарате: повышение квалификации руководителей и специалистов, культуры деловых взаимоотношений.

Улучшение работы управленческого аппарата предполагает выполнение ряда принципов:

ü принцип специализации – углубленное разделение труда в аппарате управления;

ü принцип пропорциональности – соблюдение определенных соотношений между различными звеньями аппарата управления;

ü принцип прямоточности – установление кратчайшего пути движения информации и документации от места возникновения до места использования;

ü принцип непрерывности – сведение до минимума технологических перерывов в процессах управления;

ü принцип ритмичности – равномерная работа всех звеньев управленческого аппарата, подчинение трудового процесса определенному планомерному режиму;

ü принцип комплексного подхода к исследованию трудовой деятельности работников управленческого аппарата – привлечение к исследованию проблем организации труда специалистов различного профиля.

Дальнейшее совершенствование управления связано с улучшением организации труда работников, занятых в аппарате управления.

 

Оценка эффективности аппарата управления

Эффективность – это сопоставление затрат и результатов. Повысить эффективность – значит, получить лучшие результаты с наименьшими затратами.

Повышение эффективности аппарата управления зависит от различных факторов.

По содержанию факторы бывают:

a) организационные – функциональное разделение труда, правильный подбор и расстановка кадров, рациональный документооборот, трудовая дисциплина;

б) экономические – затраты на содержание аппарата управления, материальная ответственность и материальное стимулирование;

в) технические – механовооруженность управленческого труда, степень использования техники;

г) физиологические – санитарно-гигиенические условия труда;

д) социально-психологические – межличностные отношения, система моральной мотивации, авторитет руководителя.

По форме воздействия:

а) прямого воздействия – организация личной работы менеджера, их квалификация, правильность подбора и расстановка кадров;

б) косвенного воздействия – психологический климат коллектива, стиль управления, динамика формальных и неформальных групп.

По продолжительности воздействия:

а) кратковременного воздействия – нарушения трудовой дисциплины;

б) длительного – стиль управления и т.д.

По степени формализации:

a) количественно измеримые – уровень механизации, интенсивность информационных потоков;

б) неизмеримые – психологический климат, удовлетворенность трудовой деятельностью.

Управление эффективно настолько, насколько оно способствует повышению эффективности работы организации. Значит, результаты труда аппарата управления выражаются через конечные результаты деятельности системы управления любого уровня.

Однако, на эффективность работы аппарата управления предприятий торговли и общественного питания влияют и другие факторы: качество товаров и услуг, обеспеченность оборудованием, платежеспособный спрос и т.д. также, если мы оцениваем эффективность функционирования системы управления, необходимо сопоставить расходы на ее содержание с полезным результатом управленческой деятельности.

Критерии экономической эффективности управления многообразны.

Общий критерий – экономические результаты деятельности управляемой системы в целом, т.е. достижение наилучших результатов при наименьших затратах.

Группа частных локальных критериев: высокий уровень технической оснащенности; условия труда персонала, ведущие к снижению усталости, выполнение заказов в кратчайший срок, высокое качество оказываемых услуг; стабильность персонала; экологическая чистота.

Для оценки эффективности работы аппарата управления предприятий торговли и общественного питания используют такие показатели, как коэффициент товарооборота и прибыли, коэффициенты издержкоемкости товарооборота и прибыли, коэффициент интенсификации. Все эти показатели характеризуют эффективность работы аппарата управления косвенно, через результаты работы управляемого объекта.

 

Формальные и неформальные группы

Трудовой коллектив представляет собой специфическое социально-психологическое образование. Коллектив наполнен системой межличностных отношений, проявляющихся в виде групповой активности. Каждый из нас принадлежит одновременно к нескольким группам: трудовой коллектив на работе, семья, компания друзей и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.