Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логико-интуитивные методы исследования систем управления 141




. интуитивно-целевой поиск (сочетание интуитивного и целевого).

Особенности стратегий интуитивного поиска в зависимости от их вида приведены в табл. 5.1. Каждую из этих стратегий надо выбирать и использовать с учетом влияния на них логики и интуиции.

Таблица 5.1 Особенности стратегий интуитивного поиска при исследовании систем управления

 

Виды стратегии Особенности стратегии
Характер проблемы Что делать Какие средства использо­вать Как делать
Целевой поиск Опреде­ленный Определить цели обработки информа­ции и классифици­ровать ее по целе­вым факторам Логику, опыт, ти­повые ме­тодики Ограничивать поиск целями
Системати­зированный поиск Множест­венность решений Систематизировать варианты Логику, интеллект Анализировать варианты
Интуитив­ный поиск Сложный, поскольку проблема новая Определять и нака­пливать идеи Интуицию Мотивировать использование интуиции
Интуитивно-целевой поиск Достиже­ние цели Связать проблему с целью исследования Цели, ин­туицию Ограничивать поиск целью

На рис 5.1. показано, как влияют на выбор стратегии исследо­вания систем управления логика и интуиция.

кРоль логики
Целевой поиск Стратегия интуитивно-целевого поиска
Систематизированный поиск Интуитивный поиск
Роль интуиции

Рис. 5.1. Возможные стратегии исследования систем

Наиболее часто в исследовательской работе используются такие логико-интуитивные методы, как экспертный метод, метод творче­ских совещаний («мозговой» штурм и его разновидности), синекти-ки (соединение коллективного творческого потенциала с неосоз­нанным при сознательном исследовании) и др.

Глава 5

5.2. Экспертные методы исследования систем управления

СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРТНЫХ РАБОТ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Наиболее широко при исследовании СУ используются эксперт­ные методы. Это обусловлено большим числом возникающих при исследовании противоречий в системах социально-экономического характера, которые невозможно изучить объективными методами. Эти методы применяются также при невозможности использовать моделирование и описание исследуемых объектов формализован­ными математическими способами, отсутствии достаточно досто­верной информации, информационной неопределенности иссле­дуемых объектов, разработке средне- и долгосрочных прогнозов влияния новых законов и закономерностей на СУ, тенденций раз­вития управления, рыночной среды, а также при наличии экстре­мальных ситуаций в управлении. В таких случаях непереоценимое значение приобретает использование профессионального опыта и сформированной на его основе интуиции специалистов-экспертов.

Экспертный (в том числе и органолептический) метод предпо­лагает использование мнений экспертов. Термин «эксперт» опреде­ляется в дословном переводе с латинского языка означает «опыт­ный». Данный метод следует применять в тех случаях, когда невоз­можно использовать объективные методы исследований (например метод эксперимента или тесно связанный с ним расчетный метод).

Методы, использующие мнения экспертов, были разработаны относительно недавно. Один из первых получил название метод «Дельфи». Изначально он предназначался для составления прогно­зов в науке и технике и определения тенденций в развитии мира на основе последовательного неоднократного анкетирования индиви­дуальных суждений (оценок) экспертов, а затем стал применяться в других областях, в том числе в управлении и исследовании СУ.

К основным положениям использования метода «Дельфи» сле­дует отнести:

• осуществление научно обоснованного отбора экспертов, со­став которых должен быть относительно стабильным и рациональ­ным по численности;

• составление четко сформулированных и однозначно воспри­нимаемых анкет, обеспечивающих принятие экспертных оценок преимущественно в количественной форме;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.