Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий основных определений дисциплин (модуля)




Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Рекомендуется проведение тренингов, ролевых и деловых обучающихся игр по тематике учебно-образовательнымх модулей. Тематика занятий с использованием форм активного обучения представлена в таблице10.

 

Учебно-образовательный модуль. Цели применения активных форм обучения Темы и применяемые активные формы обучения и другие образовательные технологии  
 
Модуль 1 Цель: Формирование умений по оценке показателей индивидуального здоровья, по выявлению факторов риска и способов воздействия на них, по освоению практических навыков контроля индивидуального здоровья Тема 1.1. Введение в валеологию. Основные понятия и определения: научно-практическая конференция; дискуссия; метод мозгового штурма; метод конкретных ситуаций; дидактическое тестирование.    
Тема 1.2 Формирование здорового образа жизни: дискуссия, кейс-стади, деловая игра, метод конкретных ситуаций; дидактическое тестирование.  
Тема 1.3. Методы оценки соматического здоровья: метод мозгового штурма; метод конкретных ситуаций.  
Тема 1.4. Факторы здоровья: метод конкретных ситуаций, дискуссия.  
Тема 1.5. Основы здорового питания современного человека: научно-практическая конференция; дискуссия; метод мозгового штурма; метод конкретных ситуаций; дидактическое тестирование.  
Модуль 2 Цель: научить пользоваться современными методами оценки соматического, психического, психологического здоровья; сформировать у студентов мотивацию отказа от употребления наркотиков   Тема 2.1. Биосоциальная сущность человека: дискуссия, научно-практическая конференция.  
  Тема 2.2. Пограничные состояния психического здоровья: научно-практическая конференция; дискуссия; метод мозгового штурма; метод конкретных ситуаций.  
  Тема 2.3. Тип высшей нервной деятельности и темперамент: научно-практическая конференция; дискуссия; метод мозгового штурма; метод конкретных ситуаций; дидактическое тестирование.    
  Тема 2.4. Характер в норме и патологии: научно-практическая конференция; дискуссия; метод конкретных ситуаций; дидактическое тестирование.    
  Тема 2.5. Эмоциональный стресс и «синдром эмоционального выгорания»: дискуссия; метод мозгового штурма; метод конкретных ситуаций.  
  Тема 2.6. Стратегии психологической профилактики наркотической и алкогольной зависимостей: научно-практическая конференция; дискуссия; метод мозгового штурма; метод конкретных ситуаций; дидактическое тестирование; тематические видеоматериалы    

 

Авторитет - признание достоинств, преимуществ, способностей личности, группы, организации. Социально-психологической основой авторитета является наличие определенных заслуг, качеств, престижность исполняемой социальной роли, ответственность поведения.

Агрессивность - кратковременное эмоциональное состояние или черта характера человека. Выражается в гневе, злости, действиях против других людей.

Адаптация - приспособление организма, личности к изменившимся условиям жизни в целом.

Адекватность - соответствие, равнозначность.

Активность личности - инициативное воздействие на окружающую среду, на других людей и себя.

Акцентуации характера - чрезмерная выраженность его отдельных черт. При неблагоприятных обстоятельствах могут приводить к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности.

Амбиция - самовлюбленность, надменность, самоуверенность, завышенная самооценка своего "Я". Амбициозное поведение свидетельствует о деформированном самосознании, недооценке других людей.

Аутизм - крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний.

Аутогенная тренировка - активный метод психотерапии, сочетает самовнушение и саморегуляцию, ее приемы помогают управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность.

Аффект - кратковременное сильное эмоциональное состояние (гнев, страх, ужас, экстаз, радость и др.). При аффекте действия подчиняются эмоциям, а не логическому мышлению.

Валеология - наука о здоровье человека, предпосылках и факторах здорового образа жизни.

Внимание - активная направленность сознания на определенный объект при одновременном отвлечении от других предметов и явлений.

Волевые действия - сознательно контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленной цели.

Воля - сознательное управление субъекта своим поведением, способность мобилизовать силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели.

Воображение - психический процесс создания новых образов на основе имеющихся представлений, знаний, опыта.

Воспитание - в широком смысле - деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, в узком - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, обеспечивающих необходимые условия для его развития.

Восприятие - психический познавательный процесс, отражение предметов и явлений в совокупности их свойств, частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Депрессия - субъективное состояние подавленности, пессимизма, угнетенности духовных сил. Возникает вследствие реакции на тяжелые ситуации (смерть близких людей, неудача, потеря жизненной перспективы, разочарование в чем-либо или в ком-либо).

Деятельность - активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели.

Защитные механизмы - сознательные и неосознанные способы преодоления отрицательных психических состояний.

Индивидуальность - проявление индивидуальных качеств человека во внешнем облике, телосложении, выразительных движениях, в чертах направленности характера, темперамента, в особенностях потребностей и способностей, познавательных, волевых и эмоциональных процессов, психических состояний, жизненного опыта.

Инсайт - интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении ее решения.

Интеллект - в широком смысле - умственные способности человека, совокупность всех познавательных процессов; в более узком - ум, мышление.

Интуиция - познание без видимого, осознанного участия, рассуждения, логических доказательств. Позволяет быстро, почти "внезапно" находить правильное решение проблемы.

Катарсис - освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, соблюдения ритуалов. Один из методов психотерапии.

Лидер - член группы, за которым она признает преимущества в статусе и право принимать решения в значимых для нее ситуациях.

Личность - системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Менталитет - направленность и склад мышления личности, группы.

Мозговой штурм - условное название методов активизации группового поиска идей, решения проблемы.

Мотив - фактор (причина) побуждающие к деятельности, связанной с удовлетворением определенной потребности.

Мотивация - совокупность мотивов, побуждающих к достижению цели. Мотивацию следует отличать от мотивировки - объяснения человеком целесообразности и необходимости своих действий.

Мышление - психический процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира, высшая форма творческой активности человека.

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих человека на выполнение поставленных задач.

Настроение - относительно слабо выраженное, но длительное эмоциональное состояние человека, которое оказывает влияние на все его психические процессы и деятельность.

Общение - специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности.

Одаренность - наличие у человека благоприятных задатков и способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности.

Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на формы чувств.

Память - процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации.

Представления - образы предметов или явлений, которые ранее воздействовали на органы чувств, но в данный момент непосредственно не воспринимаются.

Психика - свойство животных и человека, выполняющее ориентирующие, контролирующие, приспособительные, побуждающие и смысло-образующие функции в поведении и деятельности.

Рефлексия - самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни.

Самосознание - система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и сообразно этому относится к себе.

Самовоспитание - сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

Самооценка - суждение человека о наличии, отсутствии или слабости у него тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом, эталоном.

Самопознание - изучение человеком своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности.

Сензитивность - повышенная чувствительность к происходящим событиям. Обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций.

Совместимость (психологическая) - взаимодополняемость, оптимальное единство и непротиворечивость психологических свойств двух или нескольких людей.

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые определяют успешность обучения тем или иным видом деятельности.

Стресс - состояние психического и физиологического напряжения, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Темперамент - индивидуально своеобразная совокупность динамических проявлений личности.

Толерантность - отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

Убеждение - личностное образование, представляющее собой оценочное отношение человека к действительности.

Установка - готовность к реализации актуальной в данной ситуации потребности.

Фрустрация - психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, связанное с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели.

Характер - индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих отношения человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках.

Ценностные ориентации - разделяемые и внутренне принятые личностью материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости.

Чувства - одна из форм переживания человеком своего отношения к действительности, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг.

Эйфория - состояние приподнятого настроения, беспечности, довольства, не соответствующее объективным условиям.

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г.РАЗУМОВСКОГО

 

 

Кафедра «Промышленная экология и охрана труда»

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.