КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глоссарий основных определений дисциплин (модуля)
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Рекомендуется проведение тренингов, ролевых и деловых обучающихся игр по тематике учебно-образовательнымх модулей. Тематика занятий с использованием форм активного обучения представлена в таблице10.
Авторитет - признание достоинств, преимуществ, способностей личности, группы, организации. Социально-психологической основой авторитета является наличие определенных заслуг, качеств, престижность исполняемой социальной роли, ответственность поведения. Агрессивность - кратковременное эмоциональное состояние или черта характера человека. Выражается в гневе, злости, действиях против других людей. Адаптация - приспособление организма, личности к изменившимся условиям жизни в целом. Адекватность - соответствие, равнозначность. Активность личности - инициативное воздействие на окружающую среду, на других людей и себя. Акцентуации характера - чрезмерная выраженность его отдельных черт. При неблагоприятных обстоятельствах могут приводить к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности. Амбиция - самовлюбленность, надменность, самоуверенность, завышенная самооценка своего "Я". Амбициозное поведение свидетельствует о деформированном самосознании, недооценке других людей. Аутизм - крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. Аутогенная тренировка - активный метод психотерапии, сочетает самовнушение и саморегуляцию, ее приемы помогают управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность. Аффект - кратковременное сильное эмоциональное состояние (гнев, страх, ужас, экстаз, радость и др.). При аффекте действия подчиняются эмоциям, а не логическому мышлению. Валеология - наука о здоровье человека, предпосылках и факторах здорового образа жизни. Внимание - активная направленность сознания на определенный объект при одновременном отвлечении от других предметов и явлений. Волевые действия - сознательно контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленной цели. Воля - сознательное управление субъекта своим поведением, способность мобилизовать силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели. Воображение - психический процесс создания новых образов на основе имеющихся представлений, знаний, опыта. Воспитание - в широком смысле - деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, в узком - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, обеспечивающих необходимые условия для его развития. Восприятие - психический познавательный процесс, отражение предметов и явлений в совокупности их свойств, частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Депрессия - субъективное состояние подавленности, пессимизма, угнетенности духовных сил. Возникает вследствие реакции на тяжелые ситуации (смерть близких людей, неудача, потеря жизненной перспективы, разочарование в чем-либо или в ком-либо). Деятельность - активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Защитные механизмы - сознательные и неосознанные способы преодоления отрицательных психических состояний. Индивидуальность - проявление индивидуальных качеств человека во внешнем облике, телосложении, выразительных движениях, в чертах направленности характера, темперамента, в особенностях потребностей и способностей, познавательных, волевых и эмоциональных процессов, психических состояний, жизненного опыта. Инсайт - интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении ее решения. Интеллект - в широком смысле - умственные способности человека, совокупность всех познавательных процессов; в более узком - ум, мышление. Интуиция - познание без видимого, осознанного участия, рассуждения, логических доказательств. Позволяет быстро, почти "внезапно" находить правильное решение проблемы. Катарсис - освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, соблюдения ритуалов. Один из методов психотерапии. Лидер - член группы, за которым она признает преимущества в статусе и право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Личность - системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Менталитет - направленность и склад мышления личности, группы. Мозговой штурм - условное название методов активизации группового поиска идей, решения проблемы. Мотив - фактор (причина) побуждающие к деятельности, связанной с удовлетворением определенной потребности. Мотивация - совокупность мотивов, побуждающих к достижению цели. Мотивацию следует отличать от мотивировки - объяснения человеком целесообразности и необходимости своих действий. Мышление - психический процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира, высшая форма творческой активности человека. Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих человека на выполнение поставленных задач. Настроение - относительно слабо выраженное, но длительное эмоциональное состояние человека, которое оказывает влияние на все его психические процессы и деятельность. Общение - специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности. Одаренность - наличие у человека благоприятных задатков и способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности. Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на формы чувств. Память - процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Представления - образы предметов или явлений, которые ранее воздействовали на органы чувств, но в данный момент непосредственно не воспринимаются. Психика - свойство животных и человека, выполняющее ориентирующие, контролирующие, приспособительные, побуждающие и смысло-образующие функции в поведении и деятельности. Рефлексия - самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни. Самосознание - система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и сообразно этому относится к себе. Самовоспитание - сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Самооценка - суждение человека о наличии, отсутствии или слабости у него тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом, эталоном. Самопознание - изучение человеком своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности. Сензитивность - повышенная чувствительность к происходящим событиям. Обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций. Совместимость (психологическая) - взаимодополняемость, оптимальное единство и непротиворечивость психологических свойств двух или нескольких людей. Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые определяют успешность обучения тем или иным видом деятельности. Стресс - состояние психического и физиологического напряжения, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Темперамент - индивидуально своеобразная совокупность динамических проявлений личности. Толерантность - отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Убеждение - личностное образование, представляющее собой оценочное отношение человека к действительности. Установка - готовность к реализации актуальной в данной ситуации потребности. Фрустрация - психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, связанное с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели. Характер - индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих отношения человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках. Ценностные ориентации - разделяемые и внутренне принятые личностью материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Чувства - одна из форм переживания человеком своего отношения к действительности, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. Эйфория - состояние приподнятого настроения, беспечности, довольства, не соответствующее объективным условиям.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г.РАЗУМОВСКОГО
Кафедра «Промышленная экология и охрана труда»
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |