Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хелена Козакевич. Реализм и социология: вышла ли социология из кризиса. 1 страница




(Заметки на полях книги У. Аутвейта «Новые философские концепции социальных наук. Реализм. Герменевтика и критическая теория»1)*

 

* Helena Kozakiewicz.

 

Есть три причины, которые позволяют рассматривать взгляды Уильяма Аутвейта в качестве диалога для постановки нескольких проблем, имеющих основополагающее значение для социологии как научной дисциплины. Во-первых, потому что автор «Новых фило­софских концепций социальной жизни» (известный также двумя другими своими работами, «Понимание социальной жизни2» и «Формирование понятий в социальной науке»3), представитель ново­го поколения обществоведов, в то же время имеет признанную ака­демическую позицию; его творчество очерчивает одну из возможных форм будущей социологии. Во-вторых, потому что рассуждения, изложенные в «Новых философских концепциях социальных наук», охватывают главные теоретические ориентации современной социологии и основную традицию классической науки. В-третьих, потому что У. Аутвейт предполагает, что социология нашла в конце концов свою метапарадигму, которая скрыто присутствовала во всей теоретической традиции и которая, будучи раскрытой и осознанной, завершает кризисную ситуацию «антипозитивистского перелома», позволяет вконец изнуренной внутренними распрями социологии начать систематическое построение содержательной теории общественного мира. Этой парадигмой является «новый реализм», который, следовательно, и будет контекстом для освеще­ния вопроса о состоянии современной и будущей социологии.

Интеллектуальную призму, сквозь которую рассматриваются эти вопросы, лучше всего определяют заключительные слова книги: «Несмотря на всю свою элитарность и политическую безответ­ственность, на весь свой консерватизм, современная наука, понятая как систематическое исследование и интеллектуальная основа по­литики, — единственный путь, дающий надежду на понимание раз­вития наших обществ и возможность сохранять влияние на него» 4

Приведенное положение выражает реалистическую позицию автора в отношении науки, — равно отстоящую от модернистского восхваления науки и от постмодернистского осуждения ее, — позво­ляет предположить неслучайную связь между «реализмом повсе­дневности», точкой зрения «золотой середины» и определенным вариантом философского реализма, метатеоретической точкой зрения. Впрочем, во «Введении» автор прямо говорит об этом: «Моя основная идея носит экуменический характер» 5.

Для того чтобы ответить на вопрос о последствиях такой позиции для «Современной социальной теории» *, попробуем ре­конструировать теоретическую основу метатеории, которую У. Аут­вейт назвал «новым реализмом», — реконструировать системати­чески и детально (насколько позволяет объем статьи), используя по возможности формулировки автора для того, чтобы свести к минимуму опасность недоразумений.

* Книга У. Аутвейта вышла в серии под этим названием.

 

Оставим на некоторое время выяснение вопроса, почему Аутвейт называет предлагаемый реализм «новым», приведем прежде всего его определение (автор дает его со ссылкой на концепцию Роя Бхаскара, разработанную в книге «Реалистская теория науки»6): «Существуют транзитивные объекты науки, которые созданы людьми для того, чтобы представлять нетранзитивные объекты науки, сущности и структуры действительности» 7. Это — «транс­цендентальный реализм», который в известной степени является опосредованием двух главных философских позиций и вместе с тем их отрицанием, в смысле «преодоления» их основных не­достатков.

У. Аутвейт, вновь опираясь на работы Бхаскара, дает характе­ристику ситуации, сложившейся в теории науки, следующими положениями:

«1. Классический эмпиризм: последними предметами научного познания являются элементарные события.

2. Трансцендентальный идеализм: предметами научного позна­ния являются модели, идеальные формы естественного порядка и т. п.... мир природы становится конструкцией человеческого разума, или, в современной интерпретации, конструкцией научного сообщества.

3. Трансцендентальный реализм: предметами научного позна­ния считает структуры и механизмы, которые порождают явления; и знание произведено внутри социальной практики науки. Предметы познания не являются ни просто феноменами (эмпиризм), ни конструкциями, которые навязаны явлениями (идеализм), но они есть реальные структуры, которые существуют независимо от наших знаний, от нашего опыта и от условий, обеспечивших к ним доступ»8.

Фундаментальное заблуждение двух первых позиций заключает­ся в редукции «...онтологии к эпистемологии, вопросов о бытии к вопросам о нашем познании бытия»9. Поэтому «...они... сохраняют неявно онтологию «эмпирического мира», и это то, что «...по терми­нологии Бхаскара, является общим у эмпирического релизма с классическим реализмом и трансцендентальным идеализмом»10. Особенно важным является проявление этой общности позиций в «—анализе оснований каузальных суждений: данное в опыте постоянство связей есть необходимое и достаточное условие для клас­сического эмпирического анализа и необходимое, но недостаточное условие для трансцендентального идеализма. Очевидное различие с точкой зрения трансцендентального идеализма заключается в том, что для него условие не является ни необходимым, ни доста­точным»». Последнее положение объясняет, в частности, и то почему «трансцендентальный реализм» оказывается также «новым» реализмом.

Развиваемая У. Аутвейтом на страницах книги концепция «науч­ного открытия» в границах «трансцендентального реализма» вклю­чает следующие моменты: «1. Идентифицируется и описывается результат. 2. Предлагается гипотетический механизм, который — если существует — может этот результат объяснить. 3. Предпри­нимается попытка показать существование и действие этого меха­низма: а) позитивно, при помощи экспериментов, попытаться вы­делить и в некоторых случаях прямо наблюдать механизм; б) нега­тивно, идя путем исключения альтернативных объяснений»12.

Опираясь на работы Бхаскара, Аутвейт утверждает, что такова действительная практика науки, которая была мистифицирована традиционными направлениями в философии науки (позитивизмом, а также конвенционализмом и прагматизмом, в которые трансфор­мировался первоначальный позитивизм). Он подчеркивает положе­ние Бхаскара о том, что «...трансцендентальная онтология вынужда­ется эмпирической практикой науки»13. (Для подтверждения по­ложения об «эмпирической практике» весьма пригодилось бы эмпирическое свидетельство, отсутствующее в книге Аутвейта. По-видимому, следует предполагать, что это положение достаточно обоснованно в работах Бхаскара.) Итак, поскольку реализм, со­гласно изложенной точке зрения, «это «позиция, естественная для ученых» (если только они не оказываются весьма неуверенными в отношении своих оснований в некой отдельной сфере или же пыта­ются согласовать свою практику с комплексом сверхутонченных фи­лософских категорий)»14, он действительно оказывается «филосо­фией для науки» (в противоположность позитивистской «филосо­фии науки», которая навязывает науке авторитарные модели научно­го познания). «Эмпиристские, конвенционалистские и прагматист-ские философские подходы — все они притязали быть философией для науки, но эмпиризм имел слишком ограничительный характер, а конвенционализм и прагматизм были слишком терпимы, чтобы предлагаемое ими руководство могло быть значительной помо­щью»15. В связи с этим в отношении «между наукой и философией реализм занимает промежуточную позицию между антифилософ­ской философией прагматистов и рационалистским пониманием философии как судьи науки»»16.

Именно эта позиция «золотой середины», предложенная реализ­мом как метатеория, создает, по мнению Аутвейта, перспективу особенно интересных теоретических поисков в области социальных наук, ибо они как раз оказываются в ситуации только что описанной, когда реализм не является естественной позицией ученых, поскольку «они не оказываются весьма неуверенными в Отношении своих оснований... или же пытаются согласовать свою практику с комплексом сверхутонченных, философских категорий». Основные усилия автор «Новых философских концепций со­циальных наук» сосредоточивает на том, чтобы показать преиму­щества «нового реализма» в области общественных наук, прежде всего социологии. Аутвейт пытается доказать, что реализм как философская метатеория является соответствующей философией для социальных наук и, по существу, первой действительной «фило­софией социальных наук». Особое внимание при этом обращается на социологию как предмет метатеоретических интересов реализма. Традиционная философия науки, от позитивизма до неопозити­визма, общественными науками не занималась, считая, что послед­ние таковыми не являются; они лишь протонауки, лишь то, что нау­кой еще должно стать, и тогда они, естественно, подчинятся общей модели научного познания, разработанной на основе физики. Тради­ционная философия науки, как ныне признано, потерпела пора­жение, не сумев найти конститутивные элементы, составляющие основание научного знания. Предпринимавшиеся ранее попытки подчинить социологию стандартам неопозитивистской модели являются, следовательно, анахронизмом. Трансформация оснований позитивизма на пути ослабления связи между теорией и опытом, предпринятая в конвенционализме и прагматизме, не является, согласно Аутвейту, удовлетворительным решением возникших проб­лем, ибо если ставится под сомнение научная ценность «правды, действительности, бытия»17, то наука становится бессмысленной деятельностью. Английская аналитическая философия, континен­тальная герменевтика и марксизм, которые способствовали уничто­жающему позитивистский эмпиризм «холистическому повороту» в философии науки, показывают иную, чем безоговорочное приня­тие трансцендентального идеализма, возможность понимания науки, формируют подход, который не превращает науку в бессмысленную деятельность и одновременно соответствует научной практике. Этим подходом и является трансцендентальный реализм. Специфика этого подхода особенно заметна в общественных науках, прежде всего в социологии, в которой возникла метатеоретическая рефлек­сия как результат экспансии 60—70-х гг. в социологию философ­ской герменевтики, марксизма и их сочетания в форме «кри­тической теории Франкфуртской школы». В качестве метатеоре-тической позиции они плодотворны для социологии лишь при условии возможности согласования своих положений с реалистской точкой зрения, что, по мнению Аутвейта, нетрудно. В Двух последующих разделах книги Аутвейт выполняет эту задачу, показывая, что существенные для герменевтики и критической теории (не говоря уже о марксизме) онтологические решения совпадают с бхаскаровским вариантом реализма. Последний в отно­шении общественных наук требует принятия следующих положе-иий: «общества несводимы к людям», «социальные формы являются необходимым условием любого интенционального акта», «их пред существование основывает их автономию как возможных объ­ектов научного исследования и... их причиняющая сила (causal power) основывает их реальность». «Это, в свою очередь, влечет за собой «трансформационную модель социальной активности»-общество есть и вездесущее условие (материальная причина) и непрерывно воспроизводимый результат человеческой деятель­ности... Это, в свою очередь, влечет за собой реляционную концеп­цию предмета социальных наук, согласно которой практика действу­ющих [людей] совершается внутри совокупности структурно (и следовательно, реляционно) определенных позиций»18.

Антинатурализм герменевтики и критической теории, согласно Аутвейту, — вопрос второстепенный, вытекающий из принятия нео­позитивистского видения естественных наук, видения, которое, что сегодня уже доказано, имеет немного общего с их адекватным описанием. После отклонения неопозитивистской точки зрения существование антинатурализма лишается оснований.

Трансцендентальный реализм, принимая результаты критики позитивистского эмпиризма, лучше всего выражает результаты и намерения новейших исследований науки: «Современные дебаты сосредоточиваются вокруг более слабого утверждения о методологи­ческом единстве науки в том смысле, что методы естественных наук могут быть, в общем, приложены к социальным наукам или, как формулирует это Бхаскар, «что можно предложить такое понимание науки, под которое бы подпадали собственные и более или менее специфические методы как естественных, так и социаль­ных наук». Натурализм в этом смысле «не отрицает, что имеются значительные различия в этих методах, основанные на реальных различиях их предметов и на тех отношениях, в каких находятся к ним науки о них». Здесь утверждение состоит именно в том, что социально-научному знанию может быть осмысленным образом дана реалистическая интерпретация»19.

Подлинной философией общественных наук («философией для общественных наук») оказывается, следовательно, «умеренный натурализм» («qualified naturalism»). Это — трансцендентальный реализм с тремя, предложенными Бхаскаром, «онтологическими ог­раничениями возможного натурализма»:

1) социальные структуры в отличие от природных структур не существуют независимо от видов деятельности, которые они регулируют;

2) социальные структуры в отличие от природных структур не существуют независимо от понимания (conceptions) деятелями того, что они совершают, осуществляя свою деятельность;

3) социальные структуры в отличие от природных структур могут быть лишь относительно устойчивыми (так что тенденции, в основе которых они лежат, не могут быть универсальными в том смысле, в каком универсален пространственно-временной инва­риант) 20.

Формирование принципов «умеренного натурализма» в качестве метатеории общественных наук, исследовательская практика которых в действительности направляется «трансцендентальным реализмом, позволяет далее Аутвейту установить то, что «...мы имеем дело не с взаимно несоизмеримыми теоретическими парадигмами, а0 с различием акцентов, с теоретическими, а не метатеоретическими расхождениями в рамках одной широко разделяемой концепции на природу задач общественной теории — концепции, которая субстанциально отлична от позитивистской, имеющей ранее консен­сус мнений и в своем основании технически более тонко раз­работанной, чем позитивистская»21. Это значит, что «мы являемся свидетелями появления определенной степени согласия с социаль­ной теорией и этот консенсус соответствует реалистической теории науки и концепции умеренного натурализма социальных наук»22.

Эта концепция образует ядро общественных наук. Она явно видна в них на современном уровне развития, но может быть легко установлена и в классической социологии, в трудах ее основоположников. Аутвейт предпринимает попытку «оценить со­циологическую традицию с точки зрения трансцендентального ре­ализма»23. Он пишет в книге: «Я сосредоточусь на Марксе, Дюркгейме, Максе Вебере и Парсонсе, так как считаю, что именно они в дальнейшем определили ключевые направления в социологии»24. Исходить следует из положения, что «в общественных науках имеет значение последующее очищение, суть которого в выделении пер­вичных элементов объяснения (explananda), предшествующих ка­ким-либо научным описаниям, которое должно выявить «повседнев­ные» концептуализации, производимые людьми, участвующими в об­щественной жизни»25.

Руководствуясь этими предпосылками «объяснения социологи­ческой теории», Аутвейт заявляет далее: «Я буду наводить на мысль, что в значительной степени скрытая метатеория Маркса является, по сути, реалистической, метатеория Вебера лучше подда­ется описанию в терминах конвенционалистских построений, в то время как позиция Дюркгейма оказывается где-то посредине»26. А вот результат проведенного разъяснения и оценки: 1. «Эти метатеоретические преимущества в большой степени предопределя­ют силу общей теории общества Маркса». 2. «Неясная комбинация реализма с эмпиризмом в позиции Дюркгейма... фактически вынуждает его формулировать неубедительные и несвязные объ­яснения»27. 3. «Намерения Вебера достаточно ясны и определенны. Он хочет сочетать субъективный характер общественных наук или наук о культуре с объективными критериями оценки их резуль­татов... Но даже если мы готовы разделить оптимизм Вебера отно­сительно объективности результатов, то все же остается открытой проблема места понятий — «идеальных типов», — которое колеб­лется между сферой результатов и сферой ценностно определенных интересов. Вебер хотел бы рассматривать их исключительно как инструменты, но не в состоянии это сделать последовательно, не впав в некоторого рода эмпиризм»28». 4. «Содержательная концепция Парсонса, основывающаяся на недоказанном положении о внутренне аналитическом характере социологии, опирается, в свою очередь, на позитивистское понимание отношения между наукой и ее предметом. Дух Дюркгейма присутствует в метатеории Парсонса равно как и в его субстанциальной теории» 29.

Вывод очевиден. Правда, на протяжении всей книги Аутвейт подчеркивает и особо акцентирует в заключении, что «...реализм вовсе не обязан льстиво возводить существующие специальные науки в ранг вещественных социальных и интеллектуальных форм в большей мере, чем конкретные теории и методы внутри этих наук. Притязания реализма слабее, но нам важно, что онтоло­гические обязательства, будь то со стороны общих гносеологии или специальных научных теорий, неизбежны и должны рассматри­ваться серьезно»30. Тем не менее несколько ранее он замечает, что, «однако, философская метатеория часто имеет существенные последствия» 31. Рассмотрению этого положения он посвятил целый раздел, обосновывая отношение между сознательным и последо­вательным метатеоретическим реализмом и познавательной плодот­ворностью некоторых социологических теорий, где, между прочим, высказано следующее мнение о творчестве Парсонса: «...итак, здесь мы имеем дело с одним из примеров сложного и запутан­ного пути, по которому невинные на вид метатеоретические установки о взаимоотношении науки и ее предмета отклоняют в определенную сторону всю субстанциальную социологическую теорию» 32.

Но если это так, то уже здесь следует поставить вопрос: в какую сторону отклоняет и куда ведет «умеренный натурализм» как разновидность «трансцендентального реализма»? Несмотря на оговорку на последних страницах книги, что «некоторые критики реалистской философии науки обвиняли ее в сходных тотали­тарных поползновениях, особенно когда эта философия порождает натуралистические предписания для общественных наук» 33, мы находим в «Заключении» прямой ответ на поставленный нами вопрос. «Ключевая тема реалистского натурализма — это смысл, придаваемый структурным понятиям в общественных науках. В отличие от редукционистских форм позитивистского натурализма, к которым склонен прибегать бихевиоризм, реалистский натурализм подчеркивает расслоение реальности в качестве общего метафизи­ческого принципа. В форме, отстаиваемой здесь, он принимает еще и «герменевтический» принцип: понятия и теории общественных наук должны иметь вещественную, реальную связь с теориями «действователей», действующих субъектов в жизненном мире. Тогда в центре нашей социальной онтологии должно стоять оправдываемое здравым смыслом представление о физически различных лицах, способных к независимому действию... и далее, «социологические понятия можно плодотворно классифицировать, исходя из видо­измененного различения Бхаскаром эмпирического реализма, транс­цендентального идеализма и трансцендентального реализма. Эм-пиристы либо настаивают на редукционистском анализе понятии типа общества или социальной структуры, либо, по моде эмпиричес­кого реализма, толкуют общество на базе биологических или системных аналогий как эмпирически данный, самостоятельно существу-,ощий объект. Теории трансцендентального идеализма, отвергая этот тип холизма, восстанавливают понятие общества как аб­страктный принцип общения, социации (Vergesellschaftung), реали­зуемый в действиях и восприятиях индивидов. Наконец, для транс­цендентального реализма «общество есть и вездесущее условие (материальная причина), и непрерывно производимый результат человеческой деятельности»» (курсив мой. — X. К.) 34. Первым тагом, который следует сделать для того, чтобы выяснить противо­поставление между «действием» и «структурой» или «системой», «одно из наиболее распространенных во всей традиции социального теоретизирования», является признание того, что Гидденс называет «дуальностью структуры»: «Структуры... в принципе всегда можно изучать на основе их структурации как ряда воспроизводимых практических обычаев» 35. Это, по мнению Аутвейта, есть «обеща­ющая попытка заново переосмыслить в понятиях отношения между действием и структурой в социальной жизни». Однако «было бы ошибкой прямо переходить от метатеории к субстантивной, пред­метной теории, выдавая фальшивую метатеоретическую гарантию для конкретной формы теории. Но в то же время реалистская по­зиция явно повышает опасность в противопоставлении структуры и деятельности. Настаивая на реалистском толковании теории, можно усилить искушение свести одну к другой». Поскольку, с одной стороны, «сведение деятельности к структуре или деяте­лей к «носителям» структурных свойств правильно отождествляли с центральной проблемой в переформулировке марксизма Альтюс-сером...». Но, с другой, «противоположная тенденция растворять структуры в действии и взаимодействии может показаться более естественным следствием реалистской позиции. Реализм в ес­тественных науках часто опирался на предполагаемую реальность сущностей, постулированных научными теориями, а не на истин­ность самих теорий». Но в общественных науках «в самом ли деле мы хотим сказать подобное о таких «сущностях», как протес­тантская экономическая жизнь, «habitus» Бурдье, бессознательное Фрейда и т. д.»? Не следует ли в общественных науках «говорить, вместе с Ромом Харре, о социетальных символах?... Общество и институты внутри него не должны восприниматься как независимо существующие реалии, о которых мы порождаем символы. Скорее они сами — символы, которые мы описываем при объяснении опре­деленных проблемных ситуаций»36. Аутвейт считает, что Харре прав, подчеркивая базисный статус индивидуальных общественных Действий и открытый, незаконченный характер теоретического объ­яснения в общественных науках. «Но это не значит, что все ненаивные объяснения должны осуществляться на основе конкрет­ных действий или что в социальной сфере «все сойдет» за процесс созидания символов». Дело в том, что «направить это обсуждение в Русло учения реализма о сущностях значило бы... допустить ошибку неуместной конкретности. Ибо, согласно правильной и четкой формулировке Барри Хиндеса, «человеческие индивидуальности могут и не быть главными определяющими субъектами общественной жизни, но они — единственные действователи, чьи действия не требуют действий других субъектов постоянно». И поэтому «надо признать как факт, что структурные понятия вроде «класса» — понятия «теоретические» и открытые для обсуждения Но из этого не следует ничего особенного для подтверждения их «первичности» в объяснении» 37. Перед нами весьма впечатляющий вывод.

Давайте еще раз резюмируем позицию Аутвейта, используя сделанное им «краткое обсуждение теории действия и методологи­ческого индивидуализма», которое «может помочь нам прояснить эти темы. Основные усилия реалистской критики позитивистской и неокантианской метатеории направлены против их тенденции сводить онтологию к гносеологии и обе, в конечном счете, к мето­дологии... Однако... раз мы правильно поняли категории онтоло­гических отношений между действием и структурой согласно ли­ниям, намеченным гидденсовской концепцией «дуальности струк­туры» и «трансформационной моделью социальной деятельности» Бхаскара, то мы сможем увидеть проблемы редукции в теории действия и методологическом индивидуализме в надлежащем свете, а именно как методологические вопросы о целесообразных уров­нях абстракции, осуществляемых в каждом отдельном случае прак­тиками исследовательского процесса». Правда, «данное онтологи­ческое взаимоотношение между структурой и действием не есть только дело методологии, но эти два измерения — методология и онтология — могут и должны быть аналитически разведены». Не следует забывать, что «содержательные проблемы индивидуализма, противопоставляемого холизму, имеют чрезвычайно широкий раз­брос... но важно остановить эту тенденцию смешивать методологию и философию». Речь идет о том, что «существенно то, что общест­венные науки требуют множественности методологических подхо­дов не меньше, чем естественные. О достоинствах этих подходов можно судить только по практике наук и по степени, в какой они, на взгляд обществоведов и публики, обогащают наше понимание социального мира» 38.

Если принять этот вывод, подытоживший представления «нового реализма» об общественных науках, как ответ на вопрос о теоре­тических и методологических последствиях реализма для «совре­менной социальной теории», то трудно сказать, чем, собственно, он мог бы быть полезен в качестве «философии для науки» в разра­ботке самой «общественной теории».

Оставляя за каждой теоретической точкой зрения свободу вы­бора онтологических установок и адекватных им методологических постулатов, утверждая, одновременно, что только реализм как метатеоретическая позиция создает возможность рациональной дискуссии относительно них (конкурентные метатеории, представ­ленные конвенциализмом и прагматизмом, такую дискуссию прекра­щают в силу деградации онтологической проблематики и сведения ее к сфере безапелляционных предметных дефиниций), Аутвеит запутывается в дебрях вопросов, экспликация которых, по моему мнению, может способствовать уточнению теоретических целей реализма, а также открываемых им теоретических возмож­ностей.

Я думаю, прежде всего следует решить, предопределяет ли метатеоретический выбор (хотя бы совершаемый имплицитно) теоретический (и методологический) выбор или не предопределяет и как следствие, зависит ли познавательная плодотворность теории От метатеоретических предпосылок или не зависит? С этой пробле­щи связан ряд основных вопросов, остающихся неясными и каса­ющихся «реалистской исследовательской программы» в социо­логии (или, шире, в общественных науках, о которых позже). В целом трудно понять намерение «реалистской теории науки», являющейся — как она сама себя определяет — реконструкцией правил эмпирической научной практики, если она не хочет быть еще одной «философией науки», предписывающей (как это делает широко понимаемый позитивизм) науке образцы рационального поведения, и также она не хочет быть еще одной занимающейся наукой философской концепцией, значимой лишь для самой фило­софии: ведь «реализм» хочет быть «философией для науки». Трудно также понять, чем может быть полезно науке (которую не собира­ются ни в чем поучать) доставляемое «реалистской философией науки» сознание того, что она поступает именно по правилам реализма.

Кому в таком случае адресован аргумент, что «притязания реализма не в том, чтобы любая конкретная наука в ее тепереш­нем виде действительно отразила бы объективные структуры при­родной или социальной реальности, но просто в том, что он осмысленно и прагматически полезно полагает существование таких структур как возможных объектов научного описания» 39. Чем отличается — хотя это вопрос иного уровня рефлексии — охаракте­ризованная так позиция от конвенционализма и прагматизма?

Складывается впечатление, что настойчивая неоднозначность по­зиции автора «Новых философских концепций социальных наук» в этих вопросах, систематически проиллюстрированная выше мно­гими и обширными цитатами, не является просто следствием позиции «золотой середины», которая неустойчива по самой своей природе. Я думаю, что главная причина (мета) теоретического замешательства — отсутствие последовательной концепции взаимо­связи онтологии с эпистемологией (и методологией). Связь эту, однако, необходимо последовательно продумать и сформулировать, если «новый реализм» притязает быть серьезной альтернативой традиционным метатеоретическим позициям.

До тех пор, пока это не сделано, требование «нового реализма» "вновь переместить акцент с теории познания на онтологию"40, по моему убеждению, не имеет шансов на реализацию, а содержание «Новых философских концепциях социальных наук» убедительных аргументов в пользу этого не доставляет. Более того, «новая формула кантовского вопроса» в виде: «Предполагая, что у нас есть научные теории и что в целом они кажутся неплохо функциони рующими как объяснение мира: каким должен быть мир, чтобы наука оказалась в нем возможной?» — не является, в сущности признанием приоритета за онтологическими вопросами, скорее напротив, является (перефразируя Гидденса) подходом «вдвойне эпистемологическим», вдвойне ставящим онтологические вопросу в зависимость от эпистемологического контекста. Может ли «транс­цендентальный реализм» в таком случае быть оппозицией по отношению к «эмпирическому реализму», присущему (как утвер­ждает Аутвейт вслед за Бхаскаром) как «классическому эмпи­ризму», так и «трансцендентальному идеализму», то есть двум основным глобальным метатеоретическим ориентациям традицион­ной философии науки, для которых общей является «редукция онтологии к эпистемологии», вопросов о бытии к вопросам о нашем познании бытия, следствием чего оказывается использование ими «онтологии эмпирического мира»? Однако находится ли в лучшей ситуации «трансцендентальный реализм» (в варианте, представлен­ном в книге У. Аутвейта), обвиняющий «эмпирический реализм» в применении скрытой, а следовательно, нерефлексивной и некри­тической онтологии, а значит, и использующий догматические пред-рассудки (и предубеждения) о природе мира? Разве, ставя «перевернутый» кантовский вопрос, трансцендентальный реализм не таит внутри себя скрытых, а значит, догматических эпистемологи-ческих предпосылок, являющихся онтологическими пред-рассуд-ками (пред-убеждениями) об: а) природе науки и б) ее познаватель­ных возможностях, «пред-рассудками» (пред-убеждениями), в за­висимость от которых попадает как разумность (обоснованность), так и содержание ответа на поставленный онтологический «вопрос о мире»? Эта трудность особенно ясно проявляется при рассмотре­нии общественных наук. Можно ли в этом случае говорить, что «у нас созданы научные теории, которые, как кажется, неплохо функционируют как объяснение мира»41? Сам Аутвейт в первой фразе «Введения» утверждает и прямо обратное: «Общественные науки... переживают драматические изменения в течение последних двадцати лет, изменения, затронувшие понимание собственной природы общественных наук и их методов». Несколько ниже он усиливает это утверждение: «Эта ситуация отражает распространен­ное среди социологов и представителей других общественных наук ощущение, что общественная теория требует радикального переосмысления» 42. Что в этом случае служит основанием исходной постановки вопроса: «Какие свойства обществ могли бы сделать их для нас возможными объектами познания» 43? Что нужно уже знать для того, чтобы поставить вопрос в данной форме?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.