КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комментарии 2 страница. Так или иначе, кризис философии науки поставил под сомнение исследовательский инструментарий, а не идеологию 15
Так или иначе, кризис философии науки поставил под сомнение исследовательский инструментарий, а не идеологию 15. Наиболее ясно это видно у Куна даже в процитированном выше высказывании. К тому же критика равнодушного отношения к исследовательской практике реальной науки естественно вела к обращению с этой практикой (включая и рецепт сциентизма) с преувеличенной почтительностью. С одной стороны, это усиливало тенденцию считать науку «бесспорной ценностью» (если воспользоваться определением сциентизма, предложенным Стефаном Амстердамским), а с другой — склоняло людей отождествлять вопрос о науке с вопросом «Как они (ученые) ее делают?», понимаемым по канонам стандартной эмпирической социологии. Таким образом, философия науки в конце концов пошла дорогой эмпирической дисциплины. Во всяком случае к такому заключению приводит анализ ее теоретической ситуации. Послепопперовская философия науки далее не способна сохранять себя в неопределенной зоне между классической эпистемологией и современной наукой о науке. Очевидно это не значит, что не существует попыток законсервировать status quo. Теоретическая необходимость настройки инструментов исследования соответственно его цели не ведет к нужным действиям автоматически, даже если эта необходимость осознана и включена в программу. Лакатос, Уоткинс и Лодан дают отличные подтверждения этому тезису. Например, разделение на внутреннюю и внешнюю историю науки оказывается теоретической операцией, нейтрализующей программный «поворот к истории науки», который выдыхается в поверхностное дополнение философской конструкции исторической информацией 16. Операции такого рода надо рассматривать как понятную и естественную самозащиту против последствий собственного выбора программы. Сдвиг в исследовательском методе философии науки был навязан не извне, но имманентным развитием этой дисциплины. Тем не менее он остается в вопиющем противоречии с традицией философского рассуждения (если не касаться исследовательского опыта философов науки) и в этом смысле является искусственной операцией. Но, по-видимому, этой операции так же трудно избежать как и осуществить ее. В существующих условиях, после пережитого кризиса, философия науки может либо радикально отступить на позиции классической эпистемологии (что означает отказ от сциен-тистской идеологии и от лозунгов реконструкции), либо, совершив подлинную революцию в своих методах, предпринять исследование науки во всей полноте возможностей современных общественных наук. Трудно сказать, сознают ли эту дилемму сами философы науки. Все же можно говорить, что в данный момент их дисциплина подвешена в теоретической пустоте: она не хочет быть философией, но еще не способна стать наукой. В самом ли деле она не способна? А как же Кун и все умственное движение, которое он начал? Иегуда Элкана пишет, что «»Структура научных революций» Куна важна тем, что это столько же социология, сколько история или философия» 17. Барри Барнз, один из ведущих защитников так называемой «сильной программы» в социологии знания, идет даже дальше, утверждая, что Кун заложил основы современной социологии знания18. Это неизолированные мнения, и они не совсем безосновательны. Исследовательская программа Куна, содержащаяся в его работах о науке и в программных размышлениях, поистине революционна, если понимать научную революцию согласно его, Куна, мысли. Обсуждение этой программы здесь нецелесообразно, хотя стоит упомянуть, что ее можно разделить на две неравные части: деструктивную (в лучшем смысле слова) и конструктивную. Деструктивная работа Куна сводится к тезису, что «в деле выбора теории сила логики и наблюдения в принципе не может быть принудительной» 19, и к оправданию этого тезиса, равно опирающегося и на логическую аргументацию, и на конкретный исторический материал. Не стоит разбирать, больше или важнее вклад в эту область Куна, чем, например, Фейерабенда. Что бы мы ни говорили об этом, совсем не случайно, что имя Куна символизирует конец эпохи «логической реконструкции науки» в той или иной форме (от «логического анализа языка науки» до «логики научного открытия»). Конструктивная часть программы Куна много скромнее. Ее сердцевину составляет тезис, который можно изложить словами Куна же: «Каким бы ни был научный прогресс, мы должны объяснять его, изучая природу научной группы, узнавая, что она ценит, что только терпит и что презирает» 20. Этот тезис привел некоторых к убеждению, что Кун «сводит философию науки к психологии науки» (Лакатос) или подменяет методологию «законом толпы» (Поппер). С другой стороны, кто-то видит в работах Куна социологическую теорию развития науки и программу вывода философии науки из тупика «логицизма» на широкую дорогу социально-психологических исследований науки. Сам Кун поощряет интерпретации второго рода. Сразу после цитированного выше заявления он пишет: «Эта позиция — сущностно социологическая и, как таковая, сильно отходит от канонов объяснения, разрешенных традициями, которые Лакатос называет «фальсификационизмом» и «прямым подтверждением» (justificationism) и которые обе догматичны и наивны (курсив мой. — Э. М.)»21. До некоторой степени это самоопределение верно. Вместо традиционных «канонов объяснения» исследовательской практики Кун лредлагает объяснение в социальных категориях: по меньшей мере в этом смысле его подход связан с социологией. Приведем еще одно из его программных высказываний: «Нам ясно, что объяснение в конечном счете должно быть психологическим и социологическим. Т. е. оно должно быть описанием некоей ценностной системы, идеологии в сочетании с анализом институтов, благодаря которым эта система передается и проводится в жизнь. Зная, что ученые ценят, мы можем надеяться понять, какой выбор они сделают и какими проблемами займутся в конкретных обстоятельствах и конфликтах»22. Это высказывание Куна, возможно, дальше всего идет в направлении социологии. Даже в языке чувствуется социологический жаргон. Однако объяснение в этих или других социальных категориях самих по себе еще не составляет социологического объяснения. Ибо последнее относится не столько к отдельным социальным категориям, сколько через эти категории — к полной системе социологического знания. Только тогда объяснение приобретает известную ценность. И здесь мы касаемся ключевой темы для понимания сущности революции, которую совершил Кун в философии науки. Это больше поворот «от», чем поворот «к». Это поворот от ясно определенного и понятного «логического анализа» к неопределенному социальному анализу. Кун пытается как-то пояснить последний: это анализ, который открывает черты научных групп, их системы ценностей, идеологии и т. д. Однако это определение подвешено в пустоте и, следовательно, социальный анализ оказывается «объяснением на вере». Единственный достоверный элемент в куновском повороте к социологии — это заявленный выбор социологической дискурсии в качестве базиса для объяснения развития науки. Это поистине революционный выбор, подразумевающий коренное изменение в интеллектуальном портрете философии науки. Однако у Куна этот выбор основан, по существу, на негативных соображениях: мы знаем, почему традиционная философская дискурсия не удалась, но мы не знаем, почему социологическая дискурсия открывает лучшие перспективы. Почему, собственно, нахождение таких характеристик научных групп, как системы ценностей этих групп, позволяет нам лучше понять развитие науки, чем Реконструкция «логики научного открытия»? Объясняет ли вообще что-нибудь в действительной природе развития науки обнаружение социальных характеристик научных групп? Лакатос утверждает, что последовательность парадигм в теории Куна есть результат некоего мистического обращения в новую веру и что «Кун, признав несостоятельность и прямого подтверждения и фальсификационизма в обеспечении рациональных основ научного роста, теперь, по-видимому, отступает к иррационализму» 23. Лакатос отождествляет рациональность с логицизмом, и вот почему он толкует работы Куна как поворот к иррационализму. Хотя, с другой стороны, Кун не дает никаких опор для отражения этого обвинения. Ибо его работы не содержат ответа (конкурирующего с логикой науки), почему и на основании каких предпосылок исследовательская практика вообще и смена парадигм в особенности должны считаться рациональными. Ответ на этот вопрос не может прийти от социологии, которую рекомендует Кун, поскольку ее даже при самой благосклонной интерпретации можно в лучшем случае назвать эмпирической социологией малых (здесь академических) групп. И Кун оказывается беспомощным перед обвинением в поощрении «закона толпы» и принципа «истина держится на силе». Он защищается от этого обвинения единственным оружием, которое имеет, а именно, если перефразировать Лакатоса, отступает на позиции логики открытия24. Философия науки строилась на традиционном допущении, что науку делает отдельный индивидуальный субъект. Кун, по-видимости, подрывает это допущение и вместо индивидуального вводит нечто вроде группового субъекта. Но в его работе нет места общественному субъекту, нет даже предпосылок, которые открывали бы перспективу введения такой категории. Групповой субъект есть некое множество индивидуальных субъектов, вступающих друг с другом в социальные (более точно, межличностные) отношения конкретного вида. Групповой субъект в этом смысле является производным от индивидуального субъекта, а его суждения — производными от индивидуальных суждений. Куновская научная группа — эпистемологически лишняя категория: решения группы основаны на решениях ее членов и получают силу только от них. Даже если Кун рассуждает на уровне научной группы, он ставит проблему общезначимости знания на индивидуальном уровне. Он апеллировал и апеллирует к этому уровню (особенно в «Размышлениях о моих критиках»), чтобы отразить обвинение в иррационализме и поддержке «закона толпы». Нет, говорит Кун, это ни иррационализм, ни поощрение «закона толпы» или принципа «сила делает право». Ибо толпа отбрасывает ценности, на которые ее члены по отдельности вообще ориентируются, тогда как члены научной группы руководствуются (как это понятно из «Структуры научных революций») партикулярными, частными ценностями и соображениями, когда они принимают научные решения, например выбирают теорию. Более того, это те самые ценности, которые обычно описывает философия науки: точность, полнота, простота, плодотворность и т. п. в терминологии Куна. Заключение в его защитительной речи красноречиво, и потому стоит привести егополностью: «Итак, я не отрицаю ни существования хороших намерений (good reasons), ни того, что эти намерения очень распространенного сорта. Я, однако, настаиваю, что такие намерения вводят в действие ценности, используемые в самих актах выбора, а не правилах выбора. Ученые, которые разделяют общие ценности, могут тем не менее делать различный выбор в одинаковой конкретной ситуации. В глубине здесь действуют два фактора. Первый: во многих конкретных ситуациях различные ценности (хотя все они участвуют в формировании добрых намерений) диктуют различные выводы, разный выбор. В таких случаях конфликта между ценностями (например, одна теория проще, зато другая точнее) относительный вес различных ценностей у разных индивидов может играть решающую роль в индивидуальном выборе. Более важно то, что, хотя ученые разделяют эти ценности и должны продолжать действовать соответственно, если науке суждено выжить, не все из них применяют ценности одинаково. О простоте, полноте, плодотворности и даже точности разные люди могут судить очень различно (что не значит судить произвольно). И, кроме того, не нарушив ни одного принятого правила, они, возможно, будут отличаться в своих выводах»25. Какова тогда сущность отклонения Куна от ортодоксальной философии науки? Он не оспаривает ни ее занятий, ни ее результатов. Напротив, он принимает эти результаты в обоих их аспектах: эпистемологическом и описательном. С другой стороны, он оспаривает веру в то, что философская реконструкция науки объясняет реальную исследовательскую практику. Какой новый вклад в этом отношении могут сделать «социологические» исследования научной группы, если философская реконструкция науки (в принципе?) правильно определяет методологические соображения и намерения, которым ученый следует в своей исследовательской практике? Ответ содержится во втором предложении вышеприведенной цитаты: новизна заключается в трактовке методологических соображений как ценностей, а не как правил. Это не точный ответ, но его общий смысл достаточно ясен: ценности не предопределяют выбора, поэтому нельзя однозначно предсказать ни конкретных индивидуальных решений, ни, особенно, конкретных групповых решений. Между ценностями и решениями научной группы имеется еще некий психо-социальный процесс, который надо принять в расчет, чтобы понять и адекватно объяснить развитие науки. Этот психо-социальный процесс, однако, может от хороших ценностей приводить к плохим результатам. Кун не дает ответа на этот классический аргумент философии науки. Посему обвинение в иррационализме остается в силе. Также сохраняется особая версия этого обвинения, которая утверждает, что смена парадигм у Куна имеет все черты мистического обращения, а развитие науки как целого подчиняется закону толпы, за исключением того, что, как мы знаем после куновского разъяснения, члены этой специфической толпы Руководствуются добрыми намерениями. Опровержение этого обвинения невозможно без использования понятия общества (а не академической группы), т. е. без введения общественного субъекта Однако это потребовало бы социологии, далеко выходящей за рамки той основанной на здравом смысле социологии малых групп, которую фактически продвигает Кун. Кризис философии науки не породил новых парадигм. «Поворот к истории» был нейтрализован 26, методологический анархизм Фейерабенда не развился в новую теорию познания, поворот к социологии (как я пытался показать в этой статье) потерпел неудачу. Пределы более социологичной перестройки философии науки очерчены в работах Куна, и не в самых последних. Наиболее «социологическая» работа Куна — это, бесспорно, «коперниканская революция», которая в некоторых отрывках напоминает социологическое монографическое исследование, основанное на исторических материалах. Со времен «Структуры научных революций» Кун постепенно отходил на позиции, все более близкие к ортодоксальной философии науки. Работы Куна, Фейерабенда, Тулмина и целого созвездия более или менее исторически ориентированных философов науки не прошли бесследно. Напротив, послекризисная философия науки больше не является и не может быть тем, чем она была до кризиса. С другой стороны, она не стала принципиально иным занятием, она не изменила своей природы, не решила основных противоречий между своим рабочим инструментарием и исследовательской целью, несмотря на то, что именно это противоречие привело к кризису. Как я пытался показать, однако, это противоречие есть внутреннее свойство философии науки, которое означает, что эта дисциплина не может устранить указанное противоречие, не теряя своего лица. Поппер был прав, когда утверждал, что критика Куна и Фейерабенда ставит под вопрос само основание для существования философии науки, а не те или другие из ее тезисов. Хотя логически философия науки поставлена перед выбором между возвратом к эпистемологии и эволюцией в направлении «социальной науки» о науке, практически она обречена на блокирование своих возможностей развития в обоих направлениях. Литература прошедшего десятилетия, видимо, подтверждает этот тезис. Судя по всему, этот период в философии науки закончился «смелыми догадками и опытами их тщательного опровержения». Пришло время консолидации и попыток переопределить теоретическое поле дисциплины. Характерно, что теперь так много усилий уходит на проведение границ между философией, историей, социологией и психологией науки. Парадоксально, что после полувека блестящего развития философия науки очутилась в ситуации, подобной положению социологии на заре ее академической карьеры, в то время, когда эта дисциплина в поисках своей собственной теоретической сферы пыталась выделить специфически социологические явления. «Принцип арациональности» Лодана — это содержательный и функциональный аналог «биосоциальной гипотезы» Е. де Роберти27 Но проблема разделения сфер интересов и границ в академических дисциплинах такова, что, когда к этим границам приближаются, их никто не уважает. И поэтому, ни «принцип арациональности», ни любые другие демаркационные линии не предохранят философию науки от назойливых вопросов со стороны различных социальных течений в исследованиях науки, которые исключительно разрослись в недавние годы. 1 L a u d a n L. Progress and its problems: Toward a theory of scientific growth. LABoston: Routledge & Kegan Paul, 1977. 2 Mannheim K. Ideology and Utopia. N. Y.: Brace &World, 1936. P. 1. 3 Feyerabend P. K. On the critique of scientific reason // Essays in memory of Imre Lakatos. Ed R. S. Cohen et al. Dordrecht: Reidel 1976. P. 113. 4 S i e m e k M. J. “Nauka” i “naukowosc” jako ideologiczne kategorie filozofii // Studia filozoficzne, 1983. No 5—6. PP. 72—73. 5 Nagel E. The structure of science. N. Y.: Harcourt, Brace, 1961. P. VIII. 6 Reichenbach H. Experience and prediction: An analysis of the foundations and the structure of knowledge. Chicago, 1961. P. 3. 7 Ibid. PP. 5—6. 8 Popper K. Replies to my critics // The philosophy of Karl Popper. Book II, P. A. Schilpp ed. La Salle Illinois, 1974. P. 997. 9 «Он думал, подобно лучшим ученым своего времени, что теория Ньютона, хотя и опровергнутая, была великолепным научным достижением; что теория Эйнштейна была еще лучше и что астрология, фрейдизм и марксизм XX века — это псевдонауки. Его задачей было найти определение науки, которое давало бы эти «основные суждения» относительно конкретных теорий» (Lakatos I. History of science and its rational reconstruction, Boston studies in the philosophy of science, 8. P. 110). 10 Habermas J. Erkenntnis und Interesse. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1968. 11 К u h n T. S. Reflections on my critics. // Criticism and the growth of knowledge. Ed. I. Lakatos and A. Musgrave. Cambridge: Camb. Univ. Press, 1970. P. 264. 12 Здесь я имею в виду прежде всего некоторые работы Мери Дуглас, Иегуды Элканы, Клиффорда Гирца и группы ученых, пропагандирующих так называемую «сильную программу» в социологии знания (Барри Барнз, Дэвид Блур, Стивен Шейнин и др.). 13 Feyerabend P. К. Op. cit. P. 137. 14 Эта тема требует отдельного обсуждения. Особенно рекомендуем в этом контексте работы Клиффорда Гирца. См.: G e e r t z С. Interpretation of cultures. N. Y.: Basic Books, 1973; его же: Local knowledge. N. Y.: Basic Books, 1983. См. также: Science and cultures. Ed. E. Mendelsohn and Y. Elkana, Dordrecht: Reidel. 1981. 15 Очевидное исключение здесь — Фейерабенд, который оспаривает и то и другое и чьи вопросы «Что такого великого в науке?» и «Что великого в логике?» суть самые философские вопросы, к которым шла (но не дошла) философия науки на протяжении полувека своего развития. Эти вопросы возмущают, но если прооигнорировать их социальную провокационность, они попросту выступают как вопросы о рациональности науки и логики, следовательно, как особые случаи основного эпистемологического вопроса. 16 Я писал об этом более подробно в: The philosophy of science and sociology. L.: Routledge & Kegan Paul, 1983. Ch. 2. 17 Elkana Y. A programmatic attempt at an anthropology of knowledge //Ed E. Mendelsohn and Y. Elkana. Op. cit. P. 3. 18 В а г n e s В. Т. S. Kuhn and social science. N. Y.: Columbia Univ. Press., 19 К u h n T. S. Op. cit. P. 234. 20 Ibid. P. 238. 21 Ibid. P. 238. В другом месте Кун определяет свою позицию как социально-психологическую, и одна из его важнейших статей озаглавлена «Логика открытия или психология исследования?». 22 К u h n Т. S. Logic of discovery or psychology of research? // Ed. I. Lakatos and A. Musgrave. Op. cit. P. 21. 23 Lakatos I. Falsification and the methodology of scientific research programmes // Ed. 1. Lakatos and A. Musgrave.Op. cit. P. 93. 24 Ср.: Kuhn T. Reflections on my critics... 25 Ibid. P. 262. 26 Ср.: Mokrzycki E. Philosophy of science and sociology. L.: Routledge and Kegan Paul. 1983. Ch. 2. 27 Принцип арациональности гласит: «Социология знания может вторгаться в объяснение убеждений, если и только если эти убеждения нельзя объяснить, исходя из их рациональных качеств» (Laud an L. Op. cit. P. 202).
Ю.Л. Качанов. * © Ю. Л. К а ч а н о в. Бытие социального процесса есть реальность, данная в мышлении, но тем не менее имеющая доказуемое объективное значение. Социология усматривает свои собственные определения в этом бытии. Предмет социологии обнаруживает себя не как неопределенная в бытийном отношении активность познания, но как конкретное существование. Поэтому исходной точкой социологического анализа должен быть не некий фундаментальный принцип, а невыводимая из принципов «фактичность». Началом развертывания социологической теории выступает «само непосредственное» — специфическая определенность социального процесса, как он выделен в качестве предмета социологического познания на данной исторической стадии развития. То, что мы пытаемся познать, в некоторой степени нам уже известно, поэтому ориентиром социологической теории является нечто, заключающееся в самом процессе познания. Бытие социального процесса не выступает чем-то «положенным» индивидами. Несводимым к полаганию моментом человеческой коллективности является ее фактичность. Укорененность общества в бытии позволяет интерпретировать рефлексивность социологической теории как ее «открытость» этому бытию. Поэтому бытие социального процесса в «нормальной» социологической теории не есть нечто сначала определенное, а потом открываемое: «открытость» означает возможность единства бытия до разделения на противоположность субъекта и предмета. Понятие бытия социального процесса как «прафеномен» социологических понятий доказывает единство общества и научного знания. Предметом марксистской социологии фактически является не «социальный процесс», а определенный вид реальности — система общественных отношений. Конечно, не дело саморефлексии социологии отвечать на вопрос, что есть общество. Но ее обязанность — объяснить, как связаны или как должны быть связаны социологические понятия с фундаментальной онтологией. Развитие социологических понятий во многом определяет уровень разработки научных проблем, реальные возможности социологии в анализе социального процесса. По этой причине концептуальный инструментарий социологии нуждается в постоянном внимании как самих социологов, так и методологов науки. То, что казалось простым, интуитивно ясным, в результате рефлексии зачастую оказывается сложным и проблематичным. Мы попытаемся продемонстрировать это на примере понятия «образ жизни». Образ жизни относится к социологическим понятиям, раскрывающим деятельный аспект социального процесса. В этом плане он отражает формы и способы жизнедеятельности как общества в целом, так и отдельной личности. Согласно общепринятой в марксистской литературе точке зрения, необходимость понятия образа жизни всякий раз ощущается там, где анализ социального процесса развертывается в границах непосредственно фиксируемой картины общественной жизни как целостного единого потока конкретных действий людей. Образ жизни придает существованию общества индивидуальные черты и соединяет личность с обществом, т. к. непосредственная деятельность людей в значительной мере предопределена условиями, созданными прошлой деятельностью, среди которых главная роль принадлежит общественным отношениям. Понятие образа жизни акцентирует единство деятельности и общественных отношений, способ интериоризации индивидом социальных условий своего существования. Даже беглое знакомство с обширной литературой, посвященной образу жизни, позволяет сделать вывод о противоречивости его природы: с одной стороны, проблемным полем данного понятия служит непосредственное эмпирическое осуществление жизнедеятельности людей, а с другой — логика познания образа жизни раскрывается на основе теоретического отражения общества как целостности. Понятие «целое» часто встречается в социологическом словаре К. Маркса. Так, предметом исследования в «Капитале» служит общественно-определенное «производство индивидов», выступающее «органическим целым» (Totalitat). Органическая целостность («тотальность») есть такое конкретно-историческое единство, в котором каждый из его моментов (предметно-вещественные компоненты общества, индивиды, их деятельность и отношения) обусловлен в своем существовании другими и конкретно-исторические формы существования которого предстают как результат взаимо-полагания и соотнесенности как этих моментов между собой, так и их определенных состояний во времени. Органическая целостность обладает субстанциональным характером и не может рассматриваться в отвлечении от своего субстрата. При этом целое, части которого находятся в упорядоченной, субординированной связи, обладает такими характеристиками, которых нет ни у каждого в отдельности, ни у их суммы, но которые возникают в результате их взаимодействия. Реальность, отражаемая понятием «органическая целостность» («тотальность»), есть в первую очередь множество — единство от-дельностей, имеющих собственную структуру. «Тотальность» необходима К. Марксу для следующего: если обществу дается характеристика тотальности, то началом и основанием мысли об обществе будет само целое; общество (органическая целостность) мыслится в виде множества связанных определенным образом частей, его специфика есть главным образом специфика образующих ансамбль отношений. Механизм превращения ансамбля общественных отношений в органическую целостность предстает в социальной философии марксизма как универсальное разделение труда, обусловленное порождением общественных потребностей и развитием предметного содержания деятельности. На определенном историческом этапе, в своем зрелом виде ансамбль общественных отношений представляет собой существенную и всеобщую форму деятельности общества, всеобщий способ организации и функционирования совокупной деятельности людей. В качестве закона организации целостности общества ансамбль отношений есть всеобщий способ дифференциации и кооперации деятельности общностей и индивидов, а в качестве закона функционирования целостности он постоянно воспроизводится как необходимое условие и предпосылка деятельности людей в обществе. В социологической теории ансамбль общественных отношений играет роль своего рода «кристаллизации», «квинтэссенции» социума: он выступает как историческая форма, фиксирующая определенную ступень развития человеческой деятельности, выражающая ее специфическую, историческую определенность. Иными словами, органическая целостность полагается фундаментальной реальностью общества, через которую можно объяснить все остальное. В русле такой методологии задача социологии заключается не в том, «чтобы прийти к целостности общества, исследуя связь отдельных его сфер, которые при таком подходе полагаются изначально самостоятельными, но напротив — вывести из движения целого специфику его составляющих...»1. Использование понятия образа жизни дает возможность объяснить органическую целостность во всем многообразии общественных и межличностных отношений людей, которые характеризуют общество как исторически определенный тип и способ многообразной человеческой жизнедеятельности. Стало быть, образ жизни отражает личностно-деятельный срез существования общества и в силу этого выступает как система жизнедеятельности. В качестве способа жизнедеятельности образ жизни реализуется посредством определенного отношения человека к миру и обществу. Основой такого отношения является трудовая деятельность — практическая, предметно-продуктивная деятельность, выполняющая функции воспроизводства условий совместного существования людей. Трудовая деятельность — источник, предпосылка и условие существования общества. Трудовая деятельность является простейшим и исторически первым моментом по отношению к другим сторонам и связям общества, ибо эти стороны отношения и связи возникли, развивались и заняли соответствующее место в общественной целостности под непосредственным воздействием трудовой Деятельности, ее изменения и развития. Именно поэтому возможно, выявив трудовую деятельность как основу и представив ее в развитии, объяснить из нее другие стороны общественной жизни и установить между ними необходимую взаимозависимость. Но только объяснить, так как между видами деятельности не могут быть установлены отношения «непосредственной выводимости», связи «простого», переходящего в «сложное». Здесь мы сталкиваемся с проблемой логически последовательного развертывания одновременно существующих, взаимополагающих определений образа жизни, между которыми нет и не может быть хронологически измеряемой абсолютной первичности. Общественные формы и предметные виды деятельности выступают важнейшими моментами общественного разделения деятельности, которое развивается в двух направлениях — в направлении расширения сферы деятельности человека и возникновения новых способов ее общественной организации. Исследование на этом уровне абстракции процесса предметного содержания трудовой деятельности, положенной в границах определенного способа производства, привело К. Маркса к выводу, что разделение совокупного общественного труда на фиксированные его формы и виды «постоянно приводится к своей общественно пропорциональной мере», которая выражает историческую необходимость распределения труда в определенных пропорциях и существует всегда в определенной общественно-исторической форме, обусловленной способом общественного производства2. Совокупность типических видов деятельности общности, общества в целом — моментов естественно выросшего общественного разделения деятельности — и составляет предмет понятия «образ жизни».
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |