Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Н. Д. Кондратьев. Основные проблемы экономической статики и динамики 3 страница




Такое плачевное положение субъективной психологии за последнее десяти­летие вызвало к жизни направление, которое в лице одних авторов почти пол­ностью, в лице же других полностью порывает с традициями прежней психологии и на место субъективного выдвигает объективный метод изучения психологической жизни животных и человека. Это направление известно под названием или «бихе­виоризма», или объективной психологии, или рефлексе [логии] и представлено работами Торндайка, Паркера, Уотсона в Америке, Павлова с его школой и Бехте­рева — у нас, Кал< нрзб. > в Германии. Необходимо иметь в виду, что объективное направление не отрицает факта существования психики, психической деятельности и психических состояний. «Конечно, эти состояния есть для нас первостепенная действительность, — говорит один из самых блестящих и последо­вательных представителей этого направления И. П. Павлов. — Они направляют нашу ежедневную жизнь, они обусловливают прогресс человеческого общежития» (см.: Павлов И. П. Объективное изучение высшей нервной деятельности жи­вотных. Цит. соч., с. 157; см. там же: Первые шаги на пути нового исследования, с. 40. Дальнейшие шаги объективного анализа сложно-нервных явлений в сопостав­лении с субъективным пониманием тех же явлений см.: с. 64 и ел.). Речь идет лишь 0 Другом, объективном методе изучения явлений. Сущность этого метода состоит в том, что объективно и экспериментально устанавливаются связи между раздра­жениями организма со стороны внешнего мира, деятельностью центральной нервной системы и условными рефлексами или поведением организма (условными в отли­чие от безусловных, прирожденных и связанных с низшей нервной системой Рефлексами). Иначе говоря, связь устанавливается между явлениями, которые все доступны объективному наблюдению и анализу. Поэтому все понятия и терми­ны нового направления вращаются в сфере объективных внешних и физиоло­гических явлений. Что же касается того звена в цепи этих явлений, которое не поддается объективному наблюдению и которое называется психическими явлениями, то оно выключается как таковое из сферы непосредственного анализа «СР» Павлов И. П. Физиология и психология при изучении высшей нервной Деятельности животных. Цит. соч., с. 193 и ел. Исследование высшей нервной деятельности. Цит. соч., с. 160 и ел.). Новое направление в изучении высшей нервной деятельности животных и человека по всем данным и по тем выводам, которые оно уже имеет, обещает дать очень значительные результаты. Во всяком случае, нам кажется, что с научной точки зрения было бы целесообразнее при изложении в соответствующих пунктах встать целиком на его почву, избегая туманной и общей терминологии интроспективной психологии. Мы это и делаем в тексте. Однако мы сознательно делаем это лишь в меру возможности. Возможность же эта определяется фактическими успехами самого объективного метода. Дело в том, что на данной стадии развития он далеко еще не располагает уже сложившимся запасом понятий и закономерностей, которые позволили бы охватить собой все те психические явления, с которыми приходится сталкиваться нам при изложении. Поэтому там, где это возможно, мы обходимся совершенно без понятий субъек­тивной психологии. Там, где для соответствующих психических явлений нет интер­претации их с точки зрения объективного метода и где это достаточно без специального исследования, мы интерпретируем сами соответствующие термины в духе объективного метода. И только там, где такая интерпретация требовала бы специального исследования, где вместе с тем соответствующих исследований еще не произведено и где это не влечет за собой неясности в общем изложе­нии, мы пользуемся понятиями и терминами традиционной психологии.

 

Несомненно, психика человека, рассматриваемого как продукт естественно-органической эволюции, мало дифференцирована, синкретна, но все же в зачаточном состоянии обнаруживает корни всех основных психических способностей, свойственных уже общественному человеку. Она сложнее психики других животных, не исключая и тех, которые стоят к нему на лестнице органической эволюции наиболее близко.

Соответственно, многообразнее и сложнее и его реакции на воздействия как внутренних органических процессов, так и внеш­ней среды. Вопрос об этих реакциях человека или о его поведении имеет огромное значение. Реакции или акты поведения чело­века всегда являются ответом на те или иные его потребности. Ниже нам придется остановиться на вопросе о поведении человека подробнее. И для того чтобы сделать это последующее изложение достаточно ясным, необходимо уже здесь осветить вопрос о пот­ребностях, которые свойственны человеку и удовлетворению кото­рых служат акты его поведения.

Индивидуальная потребность есть специфическое состояние организма. Организм как целое состоит из частей или органов, между которыми и между функциями которых имеется определенное соответствие. Наряду с этим организм всегда находится в опре­деленной среде, которая воздействует на него, его органы и их функции. Между организмом и средой в общем также существует соответствие. Разумеется как внутри-органическое соответствие или равновесие, так и соответствие или равновесие между орга­низмом и средой по своему содержанию и характеру для каждого отдельного вида организма и для организма данного вида и на каждой стадии его развития специфично. Но в общем при прочих равных условиях это равновесие есть всегда такое состояние организма, которое отвечает потребностям его нормального функ­ционирования и борьбы за существование3.

3 Ср.: Павлов И. П. Естественнонаучное изучение так называемой душев­ной деятельности высших животных. Цит. соч. С. 41 и ел. Исследование высшей нервной деятельности. Цит. соч. С. 161.

Однако такое состояние соответствия или равновесия не является абсолютно устойчивым, неизменным. Наоборот, оно почти постоянно в большей или мень­шей мере нарушается. Оно нарушается как ходом внутренних про­цессов организма, так и под влиянием новых факторов влияния со стороны внешней среды. Но если оно нарушается, то тем самым как бы отпадают некоторые силы, наличие которых было необходи­мо, чтобы организм находился в безразличном недеятельном состо­янии удовлетворения. Теперь он начинает так или иначе действо­вать, реагируя на факт нарушения соответствия, и действует, пока не находит нового, смотря по обстоятельствам, более или менее отличного от состояния соответствия или равновесия. Состояние нарушенного соответствия или равновесия между отдельными час­тями организма (или их функциями) или между организмом и внешней средой и вытекающее отсюда состояние искания путей к восстановлению этого равновесия мы и обозначим общим понятием потребности. В этом широком смысле потребность является вполне объективным состоянием, которое можно наблюдать у любого организма, не исключая и растительного. Именно в этом смысле говорят о потребности растения во влаге, тепле, свете и т. д. Иначе говоря, потребность в широком смысле слова не предполагает необходимостью психического состояния неудовлетворенности и позыва устранить это состояние неудовлетворенности. Даже и у животных, обладающих в той или иной мере психической жизнью, потребности могут проявляться на чисто органической почве, не задевая поля сознания. Но совершенно ясно, что чем сложнее ор­ганизм, чем более развитой нервно-мозговой системой он распо­лагает, тем сложнее предпосылки его внутреннего и внешнего равновесия, тем легче они нарушаются, тем шире круг его потреб­ностей, тем, наконец, обычнее, что нарушение равновесия организ­ма находит то или иное отражение в сознании, выражается в нару­шении психического равновесия его, т. е. сопровождается психи­ческим состоянием неудовлетворенности и искания путей его устра­нения. Именно так обстоит дело у человека как наиболее высоко развитого вида организмов. Его потребности возникают не только в результате нарушения равновесия между его органами или их функциями, но и в его нервно-психической системе. Они возникают, далее, не только в результате нарушения равновесия между его организмом и внешней средой, но и в результате воздействия этой среды на его психику. Поэтому круг его потребностей шире, чем у других организмов. И в этом состоит существенное отличие человека от других животных. Но этого мало. На какой бы почве ни возникали отдельные потребности человека, большинство из них, и во всяком случае все важнейшие из них, в силу внутреннего единства организма находят отражение в его психике, сопровож­даются нарушением ее равновесия и являются поэтому осознанны­ми потребностями. Так как, далее, многие виды потребностей имеют достаточно регулярный характер или возникают достаточно часто, то чрезвычайно показательным для характеристики того или иного вида животного [является] его отношение к будущим потребностям. В связи с этим, мы, с одной стороны, знаем, что многие животные, стоящие значительно ниже человека по своему развитию, обнаруживают, правда, по-видимому, в большинстве случаев чисто инстинктивно, заботу об удовлетворении будущих потребностей (пчелы, муравьи, некоторые птицы). С другой сторо­ны, насколько нам известно, даже на первых этапах своей уже общественной жизни [человек] проявляет очень большую беспеч­ность к будущему. Но все же относительно благодаря более высокому уровню своей умственной организации человек характе­ризуется наиболее высокой способностью к сознательной предус­мотрительности в деле удовлетворения потребностей. Удовлетво­рение потребностей предполагает со стороны организма деятель­ность, какие-то акты поведения. И то, что несомненно особенно отличает человека от других животных, что, быть может, и имеет наиболее глубокую грань между человеком и прочими животными это его неизмеримо более высокая, чем у других животных, способ­ность находить средства удовлетворения потребностей и, в частности, его способность создавать необходимые для этого орудия.

Несомненно, в значительной мере именно эта способность его, связанная опять-таки с его более развитой нервно-мозговой сис­темой, обеспечила ему не только победу в борьбе за существование, но и то господство его над миром, которого он достиг. Поэтому представляется чрезвычайно глубокой и по существу верной мысль Франклина, что человек есть животное, умеющее производить орудия.

Однако выше было уже со всей определенностью отмечено, что человек вне общества, человек только как продукт природы — собственно абстракция. Реальный человек и реальные свойства его, с которыми мы имеем дело, изучая общество, это есть чело­век, уже живущий в обществе, это и есть его свойства, которые сложились не только под влиянием природы, но и культуры.

Выше мы пытались отметить некоторые существенные для нас черты психо-физической организации человека, рассматривая его именно как продукт естественно-органической эволюции, и следо­вательно, сознательно игнорируя все то, что привносится в эту организацию влиянием условий общественной жизни. Теперь мы должны восполнить как раз этот пробел и тем самым получить то представление о человеке, как атоме общества, каким он реально является. По выражению Аристотеля, человек — животное общест­венное, он живет в обществе. И если человек является исходным атомом общества, если без учета его психо-физических свойств нельзя понять общественную жизнь, то, с другой стороны, сама психо-физическая структура человека меняется под влиянием усло­вий общественной жизни. Космическая и органическая эволюция совершается медленно. Медленно меняется под влиянием ее и человек. В соответствии с этим с точки зрения масштабов длитель­ности общественно-исторического процесса человек как продукт космической и органической эволюции и его психо-физическая организация может рассматриваться как явление данное, достаточ­но устойчивое и мало изменчивое. Но то, что дано от природы под именем человека, как мы видели, — это животное существо, мало отличное от некоторых других видов животных, существо с примитивным уровнем психики, с ограниченным кругом пережи­ваний и потребностей, владеющее лишь простейшими естественны­ми способами их удовлетворения. Однако вместе с тем естественный или данный от природы человек, как показала его история жизни в обществе, представляет собой существо с огромными потенциаль­ными способностями к психо-физическому развитию и усовер­шенствованию, в значительной мере tabula rasa, на которой подхо­дящие условия могли выявить продукт сложного содержания, превратив его в аппарат весьма тонкой и многообразной деятель­ности. Такими условиями и явились именно условия общественной жизни человека. Сложные и изменчивые, именно эти условия по преимуществу актуализировали огромные потенциальные спо­собности человека к психическому развитию. Общественные усло­вия, несомненно, оказывают в известных пределах влияние и на биологические свойства человека. Но особенно значительно и глубоко их влияние на его психические способности. Можно счи­тать достаточно установленным, что именно в условиях общест­венной жизни и под влиянием их так дифференцировалась и усложнилась человеческая психика, развились его познаватель­ные и мыслительные, чувственно-эмоциональные и волевые способ­ности.

Изменяется под влиянием общественных условий и строй по­требностей человека. Отдельные, чисто естественные потребности отмирают, другие теряют свое прежнее значение, третьи трансфор-мируются, дифференцируясь, меняя свое содержание и формы выражения. В этом отношении для подтверждения достаточно указать на эволюцию таких потребностей, как потребность в пище, в одежде, половая потребность и т. д. Иначе говоря, влияние общественных условий испытывает [на себе] весь круг так назы­ваемых естественных или природных потребностей. Но вместе с тем под влиянием тех же общественных условий возникает и развивается целый ряд многочисленных новых, в особенности т [ак] наз [ываемых] духовных потребностей: познавательных, эс­тетических, религиозных и т. д. И если с индивидуальной точки зрения борьба за жизнь и за ее уровень сводится к борьбе за удов­летворение потребностей, то очевидно, что с развитием общест­ва задачи и содержание этой борьбы чрезвычайно усложняются.

Но условия общественной жизни меняют не только круг и строй потребностей человека, они еще в каждый данный период, как мы увидим, в значительной мере определяют то конкретное содержание, которое вкладывается людьми в различные потребности каждого данного рода, а также средства и пути их удовлетво­рения.

В самом начале настоящего параграфа мы сказали, что чело­век есть исходный атом общества. Теперь мы видим, что в полной мере оправдывается и другая мысль, высказанная там же, а именно, что в то же время человек есть и конечный атом ее. Если общество есть реальная совокупность людей и ее нельзя понять без учета психо-физических свойств человека, то с другой стороны, этот атом с его психо-физической природой сам испытывает влияние условий общественной жизни и меняется под воздействием их. Механизм этого воздействия позднее выясняется с большей оп­ределенностью. Но во всяком случае склонность психо-физической природы человека к изменчивости является одним из глубочайших условий изменчивости и пластичности самого общества.

Как было уже указано, удовлетворение потребностей предпо­лагает со стороны человека деятельность, те или иные акты. И т[ак] к[ак] общество есть совокупность, т. е. большое число людей, то по существу мы имеем здесь дело с массовой деятельностью.

Но общество — не просто совокупность, а реальная совокупность, которая предполагает известные связи и отношения между ее элементами. В обществе эти связи и отношения между людьми существуют прежде всего на почве их деятельности или поведения. И чтобы разобраться в строении общества и уяснить природу существующих в нем связей и отношений, необходимо рассмотреть вопрос об актах человеческого поведения.

Акты деятельности человека или, иначе, его поведение (beha­vior) понимаются здесь в общем и широком смысле слова. Под ними понимаются все виды реакций человека на те или иные потребности, откуда бы они ни исходили.

Акты человеческого поведения весьма многобразны и вступают между собой в многообразные сплетения. Поэтому в первую оче­редь рассмотрим их систематику в соответствии с различными принципами подразделения. Из предыдущего уже ясно, что те или иные акты поведения человека возникают не непроизвольно, а всегда в силу определенных условий. Иначе говоря, человеческое поведение представляется строго детерминированным совокуп­ностью соответствующих условий, является звеном цепи, которое, с необходимостью следуя за предшествующими звеньями и соче­таясь с совокупностью других условий, с такой же необходимостью влечет за собой последующие звенья цепи событий.

Если иметь в виду ближайшие условия, непосредственным от­ветом на которые является тот или иной акт поведения человека, то, как мы уже видели, такими условиями или мотивами поведения служат всегда потребности. Мы подчеркиваем, что потребности яв­ляются лишь ближайшими непосредственными мотивами поведе­ния, но никак не конечными и последними, т [ак] к [ак] очевидно всегда должны существовать какие-то условия, которые нарушают равновесие организма и порождают его потребности. В каждый данный момент человек может испытывать ряд потребностей. Но действовать он будет в соответствии с победившей или победившими потребностями. Эти действующие потребности различны и притом в различных отношениях. Поэтому конкретно будут различны, следовательно, мотивы поведения.

Потребности могут быть осознанными или неосознанными. К первым относятся те, возникновение, содержание и влияние которых проходит через тот или иной контроль сознания. Ко вторым, наоборот, [относятся] те, влияние которых остается вне поля сознания. В соответствии с этим все акты поведения можно раз­делить на сознательные и бессознательные. К группе бессозна­тельных относится бесчисленное множество актов поведения, но по самому существу своему они являются, как правило, простейшими, не затрагивающими обычное течение жизни человека сколько-нибудь глубоко и серьезно. Причем к ним принадлежат как различ­ные рефлекторные действия, так и действия, которые когда-то были сознательными, но потом в силу привычки превратились в бессознательные. Из последнего положения ясно, что сознательные акты в определенных условиях могут превращаться в бессознательные. Имеет место и обратное явление. Акты, бывшие бессознательными, при осложнении обычных привычных условии их протекания походят до сознания, становятся сознательными.

Обращаясь теперь к сознательным актам, нужно констатиро­вать, что характер контроля сознания в возникновении и влиянии потребностей и, соответственно, мотивов поведения далеко не однороден. Иногда удовлетворение тех или иных потребностей представляется как ясно осознанная определенная задача. В этом случае акт поведения совершается по схеме «для того, чтобы», и мотивация имеет телеологический характер. Причем по своей при­роде цели, которые здесь ставятся, могут быть или утилитарными, например получение наибольшей хозяйственной выгоды, или гедо­нистическими, например получение того или иного удовольствия, или, наконец, чисто объективными, например получение того или иного научного, технического, художественного и т. д. эффекта. Природа поставленной цели может иметь, разумеется, и сложный характер, т. е. включать в себя соображения утилитарного и ге­донистического, гедонистического и объективного и т. п. порядка. Но не менее часто и, строго говоря, может быть даже чаще удов­летворение потребности не осознается как определенная, ясно по­ставленная цель. И тогда акт поведения совершается не по схеме «для того, чтобы», а по схеме «потому, что». Такую схему мо­тивации можно назвать, в отличие от телеологической, консе-кутивной или еще алогической. Последняя, в свою очередь, не однородна и может быть разбита на подвиды. Во-первых, акты поведения на основе различных потребностей могут совершаться так, а не иначе в силу подражания или социального заражения. Так, нередко люди покупают платье данной моды, носят стрижку данного типа и даже примыкают к тем или иным политическим, религиозным, эстетическим течениям не в результате ясно осознан­ных целей или продуманных убеждений, а потому, что так делают другие, потому, что это модно, современно, соответствует духу времени и т. д.

Этот подвид консекутивной мотивации чрезвычайно распростра­нен и с особой ясностью наблюдается в случаях образования соци­альной толпы, возникновения социальных эпидемий, в эпохи рево­люций, войн и т. д. Его можно назвать предметной мотивацией. Во-вторых, сознательные акты поведения нередко совершаются не по телеологическим мотивам и даже иногда вопреки им в силу чисто принципиальных оснований и потребностей. Сюда относятся все поступки, которые совершаются независимо от их пользы, удо­вольствия, объективного эффекта лишь потому, что этого требует Долг, честь, правосознание и т. д. Такой подвид консекутивной мотивации называется принципиальной мотивацией. Наконец, в третьих, в огромном числе случаев сознательные акты поведения соверщаются не по телеологическим и не по принципиальным соображениям, и притом часто вопреки им, а по соображениям наличных повелительных и непреодолимых обстоятельств и побуждений. Сюда относятся акты, совершаемые вопреки рационально-целевым и принципиальным мотивам в силу страха, голода, зависти, ревности, усталости, лени и т. д. Нетрудно видеть, что в данном случае речь идет о поступках, которые в конечном счете бази­руются на наиболее примитивных, но и наиболее мощных эмоцио­нально чувственных переживаниях человека. Этот подвид консекутивной мотивации можно назвать основным *1*.

Т [аким] о [бразом], мы рассмотрели классификацию актов по­ведения в зависимости от того, какое отношение те или иные потребности как мотивы поведения имеют к сознанию и какой психический состав имеет место при проявлении тех или иных действующих потребностей. Но мы знаем уже, что независимо от этого потребности распадаются по определенным сферам человечес­кой жизни. В соответствии с ними и акты поведения, какова бы ни была схема их мотивации по признаку контроля сознания, распадаются (повтор) на определенные области. Так, мы различаем акты, связанные с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Первые могут быть связаны с удовлетворением потребностей в питании, в одежде, половых потребностей, по­требностей в самозащите. Вторые, в свою очередь, могут быть связаны с удовлетворением познавательных, религиозных, эстети­ческих потребностей, потребностей общения и т. д.

Но с каким бы видом потребностей ни было связано поведе­ние человека, непосредственно оно может состоять или в самом удовлетворении потребностей или, наоборот, лишь в создании условий, необходимых для их удовлетворения. Это подразделение актов человеческого поведения, как мы увидим совершенно отчет­ливо ниже, имеет огромное познавательное значение. Здесь же лишь заметим, что значительная часть человеческой деятельности состоит не в непосредственном удовлетворении потребностей, а именно в создании условий их удовлетворения, и что, чем выше уровень культурного развития человечества, тем шире сфера такой посредствующей деятельности.

Акты поведения различаются между собой и по внешней форме. Они являются или актами действия (facere) в узком смысле слова или, наоборот, актами недействия, воздержания от действия (non facere)*2*. При этом последние могут иметь один из двух оттенков. Или они являются актами простого воздержания от действия (abstinere), например актом воздержания от купли, продажи, актом воздержания от потребления алкоголя, от чтения какой-либо книги и т. д. Или же они являются актами воздержания в сознании задачи и долга терпения (pati). Таковы, например, акты воздержа­ния от действий в случае наносимых оскорблений и притеснений и притом воздержания в сознании, что так следует, нравственно и правильно поступ [ать].

Наконец, акты человеческого поведения непосредственно мо­гут быть направлены по различным адресам. Они могут быть направлены на внешнюю природу. Многие потребности, в особен­ности т[ак] называемые] материальные потребности, могут быть удовлетворены лишь в результате утилизации или, [говоря] шире, вовлечения в круг действия предметов внешней природы. Они могут быть направлены непосредственно на других людей. Это мы наблюдаем, например в случаях, когда читается лекция, выпус­кается газета, организуется профессиональный союз и т. д. Они могут быть адресованы тем или иным мистическим существам, отвлеченным началам и т. п., что имеет место при некоторых религиозных, магических и т. п. ритуалах. Они могут быть, наконец, обращены человеком к самому себе.

Если теперь объединить сказанное о систематике актов поведения, то мы получим следующую общую схему [см. схему].

Из всего изложенного выше мы видим, что акты человеческого поведения чрезвычайно многообразны. Если учитывать все их, от великого до ничтожного включительно, то легко видеть, что всякий человек ежедневно и еженедельно совершает бесчисленное множество их. Они располагаются у него при этом сложными связными сериями. Каждый человек известные виды и формы своего поведения считает как бы основными для себя и более или менее преемственно возобновляет их изо дня в день, из недели в неделю и т. д. Так почти каждый человек имеет те или иные регулярные занятия. Каждый человек ежедневно проделывает из­вестный цикл актов своего домашнего обихода, более или менее регулярно отдается отдыху, удовольствиям и т. д. Но в то же время каждая из таких цепей его регулярных актов поведения всегда осложняется и обогащается бесчисленным множеством мелких привходящих иррегулярных актов: например, он случайно встречает старого знакомого на улице и вступает с ним в разговор, обнару­живает в трамвае, что забыл кошелек дома и имеет инцидент с кондуктором, делается зрителем или даже участником какого-либо происшествия на площади, запаздывает на занятия и получает выговор от начальства и т. д. Иногда же регулярное течение цепей его поведения потрясается и даже совершенно прерывается и он становится участником громадных событий, как стачка, война, революция и т. д.

Не все акты поведения людей сами по себе имеют социальную природу или только социальную природу. Многие из них имеют чисто органические корни и только органическое значение. Актами социальной природы являются лишь те, которые или имеют соци­альные условия своего возникновения, или, имея иные источники происхождения, зависят от социальных условий по форме своего совершения, или, наконец, те, которые независимо от двух первых условий имеют определенные социальные последствия. И, строго говоря, они будут социальными каждый раз в той мере, в какой обязаны общественным условиям своим возникновением и своей формой или в какой оказывают воздействие на эти условия. Со­циальная или несоциальная природа актов поведения опреде­ляется тем, находятся ли эти акты поведения в связи и взаимо­действии с потоками актов поведения других людей данного общества.

Раз дана совокупность людей, раз эти люди совершают мно­гообразные акты поведения, то неизбежно на почве такого пове­дения они вступают между собою в различные связи. Именно в силу таких связей между людьми их совокупность и выступает как реальная совокупность, выступает как общество.

 

Характер связей, существующих в обществе, естественно всегда находится в тесном соответствии со структурой потребностей людей и с типом тех актов поведения, которые они предпринимают для удовлетворения потребностей. Вместе с тем эти связи в своем конкретном проявлении столь бесчисленно многообразны, столь обычны для нас, что, как и все многообразное и обычное, с трудом поддаются анализу и систематизации. Можно сказать, что связи между людьми могут возникать на почве актов поведения, проте­кающих по любой схеме мотивации, в связи с любой сферой потребностей и в любой форме. Поэтому их можно было бы систематизировать по тем же принципам, что и сами акты поведе­ния. Однако такой путь был бы не только ненужным повторением, но вместе с тем не позволил бы выявить некоторые специфические черты строения общественных связей, т. к. связи на почве актов поведения уже не суть просто акты поведения, а нечто новое и своеобразное. Между тем выявление специфических сторон строе­ния этих связей имеет решающее значение для понимания структу­ры всего общества.

В самом общем смысле социальная связь сводится к тому, что ее участники на почве актов своего поведения включаются в новую обстановку, в новую среду, к которой принадлежат другие участники этой связи с их актами поведения и результатами этого поведения, испытывают воздействие этой среды, в той или иной мере [воздействуют на нее]. И весь вопрос анализа сущности социальной связи состоит в том, чтобы выяснить, как происходит это включение, в чем состоит воздействие на среду и среды на участников связи. Прежде чем дать общий ответ на эти вопросы, рассмотрим важнейшие типы социальной связи *3*.

Связь между людьми, находящимися в данное время в данном месте и, следовательно, воспринимающими акты поведения друг Друга непосредственно своими органами чувств, можно считать непосредственной связью.

Такая непосредственная связь устанавливается на основе актов тРУДа физического и умственного в виде сотрудничества, на основе борьбы, игр, совершения ритуальных процессов и т. д. Возьмем Для более пристального анализа случай сотрудничества простого или сложного. Сотрудничество или выполнение общей работы на основе простого или сложного разделения труда имеет исключи­тельно широкое распространение и огромный удельный вес в жизни общества. Легко видеть, что сотрудничество, раз оно уста­новилось, в первую очередь есть материальная, физическая связь Между людьми. Выполняя совместно ту или иную работу путем физического воздействия на вещи, люди физически, материально связываются с ними, а через них и между собою4.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.