КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комментарии 4 страница
Изучая проявление образа жизни в тождестве и различии отдельных видов деятельности, мы тем самым изучаем его самого. Образ жизни как отрицательное отношение с собой есть реальная система различий субъектов, которая актуализируется в процессе деятельности. Как жизнь «соотносится с собой»? Дело в том, что деятельностные различия субъектов образа жизни положены как определенные деятельности, как моменты, стороны образа жизни. Это означает, в частности, что различные деятельности изменяются по отношению друг к другу, и это изменение не может быть безразличным, внешним для образа жизни. В той мере, в какой изменяется одна деятельность, изменяется другая, и наоборот. Но отношение деятельностей есть отношение субъектов. Поскольку различие в образе жизни оказывается различием двух деятельностей, постольку оно является и различием двух субъектов. Образ жизни является здесь единством обоих (в общем случае — многих) субъектов. Субъекты, если они выступают независимо друг от друга, не представляют собой полюсов отношения своих деятельностей. В этом случае образ жизни не существовал бы. Если субъекты взяты как изолированные, то целостность и единство образа жизни представляют собой лишь пустые названия. Но в силу того, что существует целостность образа жизни, обе деятельности оказываются присущими обоим субъектам, обе деятельности распределяются между сторонами отношения, и каждая деятельность вступает в соотношение с другой деятельностью в образе жизни каждого субъекта. В образе жизни субъекты нераздельны и каждый из них имеет реальность только в деятельностном отношении с другим. Деятель-ностная определенность каждого субъекта представляет собой субъективную деятельность; она определяется данным субъектом. И поэтому каждый из субъектов находится в «деятельностном равновесии» с другим. Однако это равновесие неустойчиво и непрочно. Изменение детельностей друг по отношению к другу есть реализация образа жизни и в то же время развертывание его противоречия — системы различий субъектов. Образ жизни неотделим от деятельностного равновесия субъектов. В этом смысле образ жизни есть деятельностный механизм снятия различий субъектов, то есть образ жизни представляет собой процесс разрешения своего внутреннего противоречия. Так как деятельностное равновесие само снимает свое противоречие, то оно перманентно переходит из одного состояния в другое. Это как раз и означает, что образ жизни есть отрицательное отношение с собой. Образ жизни внешним образом соединяет в некое целое существующих друг вне друга самостоятельных социальных субъектов. В образе жизни нет никакого другого содержания, кроме самого явления. Образ жизни есть отвлеченное понятие общего свойства социальных субъектов, собирающее все явления деятельности под одно общее понятие. Главное в определении — это связь с деятельностью. Ограничиваясь понятием образа жизни для характеристики деятельности социальных субъектов, мы тем самым выражаем свое незнание сущности этих процессов. Образов жизни можно установить столько, сколько существует типов организации социального взаимодействия субъектов. Точнее говоря, образ жизни обозначает наличие определенного типа организации социального взаимодействия. Образ жизни походит на идиоматическое выражение, полное смысла и глубины только в породившем его языке деятельности и целостности, но становящееся бессмысленным при дословном переводе.
1 Капустин Б. Г. Неомарксистская социология: поворот или кризис? // Со-циол. исслед. 1986, № 3. С. 71. 2 М а r х К. Das Kapital // Marx К., Engels F. Gesamtausgabe: MEGA Berlin, Diedz, 1987. Abt. 2. Bd. 6. S. 106. 3 Левыкин И, Т., Дридзе Т: М., Орлова Э. А. и др. Теоретико-методологические основы комплексного исследования социалистического образа жизни // Вопросы философии. 1981, № 11. С. 53. 4 Социалистический образ жизни // Абалкин Л. И., Алексеева В. Г. Вишневский С. С. и др.; редкол.: Вишневский С. С., Руткевич М. Н., Тощенко Ж. Т 2-е изд., доп. М., 1984. С. 12. 5 Образ жизни в условиях социализма (Теоретико-медотологическое исследование) // Арнольдов А. И. (отв. ред.), Ципко А. С., Орлова Э. А. — М., 1984. С. 45. 6 Weber M. Die “Objektivitat” sozialwissenschaftler und sozialpolitischer Erken-ntnis // Gesammelte Aufsatze zu Wissenschaftslehre von Max Weber. — Tubingen: Verlag I. C. B. Mohr (Paul Siebeck), 1951, S. 208. 7 A dor no Th. W. Negative Dialektik. — Frankfurt am Main: Surkamp, 1966. S. 1. 8 Lukacs G. Geschichte und Klassenbewusstsein. Studien uber marxistische Dialektik. — Berlin: Malik, 1923. S. 157. 9 Ibid., S. 36. 10 M a m a p д а ш в и л и М. К. Сознание и цивилизация // Как я понимаю философию. М., 1990. С. 110.
Уильям Аутвейт. *© William О u t h w a i t e. Realism and Social Science. PP. 45—60//2 d e m. New Philosophies of Social Science. L.: Macmillan Education, 1987. Каковы импликации очерченного в предыдущей главе подхода для практики социального исследования? Ответ на этот вопрос мы можем начать с обзора некоторых уже упомянутых реалистских принципов. В сфере онтологии у нас имеется: 1. Различение между транзитивными и нетранзитивными объектами науки: между нашими понятиями, моделями etc. и реальными сущностями, отношениями и так далее, что составляет природ-ный и социальный мир. 2. Дальнейшее расслоение реальности на сферы реального, актуального и эмпирического. Последнее находится в неоднозначном (contingent) отношении к первым двум; существовать (для сущности, структуры или события) не значит быть воспринимаемым. 3. Понимание каузальных отношений как тенденций, основой которых являются взаимодействия порождающих механизмов; эти взаимодействия могут вызвать или не вызвать события, которые в свою очередь могут или не могут наблюдаться. 4. В дополнение к этим трем онтологическим утверждениям и в связи с первым из них у нас имеется неприятие и эмпиризма и рассмотренного выше конвенционализма. Практическим выражением этой эпистемологической позиции является понятие реального определения. Реальные определения, которые важны и для реалистской, и для рационалистической философии науки, не суть ни резюмирование существующего обычного словоупотребления, ни соглашения о том, что какой-то термин мы должны использовать каким-то определенным образом. Хотя они, конечно, выражены в словах, они суть утверждения об элементарной (basic) природе некоторой сущности или структуры. Таким образом, реальным определением воды было бы то, что ее молекулы состоят из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Это открытие людей касательно воды получает выражение как ее свойство по определению. 5. Наконец, а также в связи с тем, что выше было сказано в пункте 3, реалистское понимание объяснения предполагает посту-лирование объяснительных механизмов и попытку продемонстрировать их существование. Рассматривая импликации этих принципов для социальных наук, важно помнить о различении между философской и научной онтологией. Философская онтология того рода, что обрисована здесь, не говорит нам, каковы именно те структуры, сущности и механизмы, которые составляют мир; это — предмет отдельных наук. Например, в случае социальных наук реалистская метатеория сама по себе не даст нам возможности сделать выбор между концепцией, которая ограничивает себя изучением индивидуальных действий, и концепцией, которая формулирует свои объяснения в терминах более крупных социальных структур. И тогда нам в первую очередь нужно спросить, какое понимание (account) социальной реальности исключило бы реалистскую программу очерченного выше вида? Вообще говоря, реализм окажется неприложим, если: (а) нет нетранзитивных объектов социальной науки, нет объектов, поддающихся реальному определению и (б) нет ничего, что может быть объяснено в терминах порождающих механизмов. Рассмотрим сначала пункт (а). Нетранзитивность, напомним, означает, по существу, что «вещи наличествуют и действуют независимо от наших описаний»1, где «наши» относится к человеческим существам вообще. Кажется, совершенно ясно, что этот принцип нуждается в модификации в случае человеческих действий и социальных структур, где понятия (conceptions) действующего не суть нечто внешнее описываемым фактам, но составляют по меньшей мере часть реальности этих фактов. Например, ссора не может быть адекватно описана без ссылки на восприятие участниками их ситуации как ситуации враждебности. Если они не воспринимают ситуацию таким образом, они просто симулируют ссору. Иными словами, для участников ссора «концептуально зависима» так, как этого не бывает в случаях столкновения двух астероидов или двух субатомных частиц. Однако эта концептуальная зависимость социальных феноменов не исключает их нетранзитивности. Первая мировая война или китайско-советская распря в конце 50-х как таковые имеют место независимо от того, что я пишу о них сегодня. Анти-реалисту требуется более радикальный аргумент, который отрицает, что в таких делах можно сделать поддающиеся обоснованию утверждения (any fact of the matter about such matters). Самый убедительный способ такой аргументации — сказать что-нибудь вроде: 1) социальные ситуации не существуют независимо от способа, каким они интерпретируются включенными в них людьми или внешними наблюдателями; 2) такие интерпретации по существу произвольны. Конечно, этот аргумент в принципе не отличается от радикального конвенционализма применительно к природному миру. Но в объяснении нуждается как раз его явно большая убедительность в качестве описания социального. Возьмем три утверждения относительно «общества». 1. Общество ненаблюдаемо. 2. Общество имеет теоретический характер (is theoretical). 3. Любое утверждение относительно общества стоит одно другого. Первое утверждение, несомненно, должно быть принято. Конечно, мы можем изучать национальное сообщество или группу, наблюдая происходящее, задавая вопросы etc., но тут нет ничего подобного наблюдению общества как такового. Границы французского общества не суть государственные границы Франции не только потому, что Франция еще где-то в мире располагает территориями и влиянием, но потому, что «французское общество» — это теоретическое понятие, причем «теоретическое» означает нечто большее, чем только ненаблюдаемое. Это можно лучше всего проиллюстрировать, обратившись к истории термина «общество» и различным способам его применения, начиная, примерно, с XVIII в. Иными словами, говорить о скоплении людей — в одной или более географических областях, с разнообразными формами материального оснащения etc. — как об «обществе» значит вступить в особую языковую игру, в которой разрешаются одни теоретические ходы и не разрешаются другие, и в частности вводится элемент абстракции. В настоящее время в эмпиризме есть остаточный элемент истинности, состоящий в том, что применение абстрактных или теоретических терминов должно быть узаконено таким образом, какой не требуется для вокабулярия «низшего уровня». Например, современное понятие общества должно быть втиснуто в часть концептуального пространства, занятого более ранним и несколько более конкретным термином «государство»2. Существовавшее вначале сопротивление введению этого термина было совершенно очевидно политическим: «общество» считалось как-то связанным с третьим сословием и потенциально угрожающим государству. В наше время эта политическая враждебность к понятию общества в большинстве случаев принимает форму индивидуализма: «индивид и общество». Но этот этический или политический индивидуализм является лишь одним из аспектов подхода, самым острым теоретическим инструментом которого является редукционистский тезис о «методологическом индивидуализме». Высказывается претензия, что болтовня об обществе, или о социальном целом вообще — всего лишь стенографическая или суммарная запись (redescription) того, что в конечном счете должно описываться и объясняться в терминах индивидуального действия. Как сформулировал Д. С. Милль, «законы феноменов общества не суть и не могут быть ничем иным, кроме как действиями и страстями человеческих существ, соединенных вместе в общественное состояние»3. Но можем ли мы действительно обойтись без понятия общества? Как мы видели, наиболее предпочитаемой альтернативой является онтология индивидуальных лиц и их действий, и тут социальные структуры суть по отношению к ним просто суммарные, метафорические вторичные описания (redescriptions). Выгода состоит в том, что критерии идентичности людей непроблематически задаются их телами, которые почти всегда явно отличны от других тел. Оказывается, однако, что это продвигает нас не весьма далеко, так как более интересны те человеческие действия, которые предполагают сеть социальных отношений. И если эти социальные отношения являются непременным условием индивидуальных действий, то странно, видимо, было бы мыслить их как нечто сколько-нибудь менее реальное, чем эти действия. Что правильно, конечно, так это то, что мы точно не знаем, как эти отношения характеризовать, и что наши характеристики окажутся пробными, соотнесенными с частными целями объяснения и так далее. Но это не означает, что какая-то совокупность реальных социальных отношений не является необходимым условием для всех, исключая самые банальные, человеческих действий. Ковырять в носу я могу вполне самостоятельно, но я не могу получить по чеку деньги, писать книги или объявлять войну безотносительно к существованию и действиям других людей. В объяснении же нуждается то, почему в нашем обществе большинство людей примет на веру любое конфиденциально высказанное утверждение, скажем, о структуре ДНК, но скептически отнесется к утверждению о социальной структуре современной Британии, — и почему они правы, поступая так. Сказать, что биохимия — наука «зрелая», а социология — нет, значит очень мало помочь делу. Ссылки на точность измерения тоже бьют несколько мимо цели. Проблема состоит не в том, что мы не можем в общественных науках произвести точные измерения, но в том, что мы не уверены, какой цели они служат, поскольку интересующие объяснительные структуры и даже их explananda кажутся безнадежно неясными. Может показаться, что такого рода соображения имеют целью конвенционалистское понимание социальных наук, где все их важные термины окружены паническими кавычками, а все их утверждения предварены имплицитным «все происходит, как если бы»4. Но это значит слишком сильно уступить скептикам. Имеется ряд феноменов, таких, как тенденция социальной позиции родителей оказывать влияние на успехи детей в учебе, феноменов, столь реальных и всеобщих, как и можно было бы разумным образом ожидать, хотя, конечно, нам еще требуется исследовать механизм, их производящий. Тот факт, что процессы интерпретации лежат в основе всех этих терминов, как и наших постулированных объяснений связи между ними, не исключает реалистического истолкования этих теорий. Вместо этого, как я буду доказывать в этой главе ниже, отсюда напрашивается вывод, что общественные науки более тесно связаны с мышлением на основе здравого смысла, чем естественные науки; они не столько сообщают радикально новое знание, сколько дают более адекватные формулировки наших интуиции относительно социальных обстояний (affairs). [Здесь в книге после стр. 144 сразу идет стр. 161. - прим. OCR ] методологии может оказаться неуместной. И все же любая адекватная социальная теория безусловно должна быть чувствительной к нашей интуиции в том, например, что при написании этой книги яменее ограничен в своих действиях, чем некто, вынужденный работать под дулом пистолета. Первый шаг к этому — признать то, что Гидденс называет «дуальностью структуры»: «Структуры следует концептуализировать не просто как налагающие ограничения на человеческую деятельность, но как обеспечивающие ее возможность... В принципе всегда можно изучать структуры на основе их структурации как ряда воспроизводимых практических обычаев. Исследовать струк-турацию практики — значит объяснять, как структуры формируются благодаря действию и, обратно, как действие оформляется структурно» 8. Более конкретно, это требует признания, «что понятие действия логически связано с понятием власти, если последнюю истолковать в широком смысле как способность добиваться результатов» 9. Гидденс предлагает анализировать власть, исходя из категории «ресурсов»: «Действующие субъекты черпают ресурсы в производстве взаимодействия, но эти ресурсы выступают как структуры господства. Ресурсы — это средства, с помощью которых используют власть в обычном сложившемся порядке социального действия; но одновременно они суть структурные элементы социальных систем, возобновляемые в ходе социального взаимодействия. Социальные системы складываются как упорядоченные виды практики, воспроизводимые во времени и пространстве, во власти и пространстве; тем самым власть в социальных системах можно трактовать как явление, требующее воспроизводимых отношений автономии и зависимости в социальном взаимодействии» (там же). Здесь налицо по виду обещающая попытка заново переосмыслить в понятиях отношения между действием и структурой в социальной жизни 10. Как могла бы реалистская метатеория опереться на этот и другие теоретические подходы? Как я доказывал на протяжении всей книги и особенно в гл. 3, было бы ошибкой прямо переходить от метатеории к субстантивной, предметной теории, выдавая фальшивую метатеоретическую гарантию для конкретной формы теории. Но в то же время реалистская позиция явно повышает опасность в противопоставлении структуры и деятельности. Настаивая на реалистском толковании теории, можно усилить искушение свести одну к другой. Сведение деятельности к структуре или деятелей к «носителям» структурных свойств правильно отождествляли с центральной проблемой в переформулировке марксизма Альтюссером, но Джон Урри в ряде текстов предполагал, что, возможно, эта опасность внутренне присуща реалистскому истолкованию марксизма или, в том же отношении, всякой другой социальной теории.В марксизме производство и присвоение прибавочной стоимости толкуется как скрытый механизм, который «создает цены, заработки, доходы, прибыль, ренту и т. п. феноменальные формы. Однако такая концепция проблематична в двух отношениях. Во-первых, она может приводить к взгляду на такие общества как на характеризуемые некоей «выраженной совокупностью» свойств, все аспекты или элементы которой — просто феноменальные формы определенной внутренней сущности или механизма. И, во-вторых, она не дает точного описания тех видов практики, в которые должны включиться индивиды, чтобы с необходимостью породить эти феноменальные формы. Многие аспекты капиталистического общества не являются непосредственным выражением его центрального механизма. Они — результат тех форм социальной практики и борьбы, которыми вынуждены заниматься самостоятельные субъекты» 12. Все это реальные недостатки, но они кажутся мне недостатками марксизма13 и, более точно, определенных современных интерпретаций его, особенно западногерманскими «логиками капитала» (которые, насколько я знаю, не в восторге от реализма), а не дефектами, внутренне присущими реалистской метатеории как таковой. Лекарство против этих недостатков отчасти содержится в собственном, не менее реалистском анализе тем же Урри «социального пространства (в котором складываются и воспроизводятся конкретные субъективности), различных форм и эффективности социальной борьбы, характера государства» 14. Противоположная тенденция растворять структуры в действии и взаимодействии может показаться более естественным следствием реалистской позиции. Реализм в естественных науках часто опирался на предполагаемую реальность сущностей, постулированных научными теориями, а не на истинность самих теорий. Теории электрона приходят и уходят, но мы знаем об электронах слишком много и слишком хорошо умеем управлять ими, чтобы сомневаться в их реальности. Говоря словами Яна Хакинга, «если вы можете рассеивать их, то они реальны» 15. Но в самом ли деле мы хотим сказать подобное о таких «сущностях», как протестантская экономическая жизнь, «habitus» Бурдье, бессознательное Фрейда и т. д.? Не следует ли говорить, вместе с Ромом Харре, о социетальных символах? Согласно взгляду, который я намерен защищать, общество и институты внутри него не должны восприниматься как независимо существующие реалии, о которых мы порождаем символы. Скорее они сами — символы, которые мы описываем при объяснении определенных проблемных ситуаций. Так, понятие тред-юниона или университета следует трактовать как теоретическое понятие, оправдываемое его объяснительной силой, а не как описательное понятие, оправдываемое его соответствием независимой реальности. Формы социального и естественнонаучного объяснений одинаковые, но их онтологические предпосылки и метафизические структуры совершенно разные. За символами действительности, которые придуманы в целях объяснения в естественных науках, кроется реальный мир действенных вещей; но за символами, придуманными для объяснения социальных взаимодействий посредством социальных действий, не лежит ничего, кроме самих действователей, их приспособительного поведения и их идей» 16. Так, по Харре, классовая теория «описывает популярный образ или символ. Эхо не теория, которая описывает независимую реальность. Она создает базу для обширного ряда объяснений, в категориях которых можно сделать общепонятными разнообразные несходства между людьми... И, по моему убеждению, классы существуют лишь постольку, поскольку их мыслят существующими, и функция такого понятия — обеспечивать стандартное, готовое, легко принимаемое объяснение для понимания того, что случилось само собой»17. Проблема этой линии аргументации в том, что если термины «объяснение», «общепонятное», «лекго принимаемое» — все не относятся к чему-то большему, чем полагают в данном сообществе, то нам понадобятся критерии для опознания «хорошего объяснения», а это в свою очередь потребует некоей концепции реальности, которая (большей частью) независима от способа, каким мы воспринимаем и объясняем ее. Как я показал в гл. 3, Харре прав, отстаивая: (1) базисную роль индивидуальных социальных действий и (2) открытый, незаконченный характер теоретического объяснения в общественных науках. Но это не значит, что все ненаивные объяснения должны осуществляться на основе конкретных действий или что в социальной сфере «все сойдет» за процесс созидания символов. Первое положение Харре, видимо, удовлетворяет формулировке Бхаскара, что «социальные структуры, в отличие от природных, не существуют независимо от видов деятельности, которые они контролируют... [и]... от понимания субъектами того, что они делают»18. В действительности эта формулировка может слишком далеко завести по пути редуцирования структур. Мы вынуждены прибегать к мнимофактическим ссылкам на действие. Сказать, что я занимаю некую позицию силы, может означать или что я реально применяю силу, или что я мог бы так действовать, если б выбрал это. Второе положение, относительно открытого характера социальной теории, я подробно обсуждал в гл. 2. Направить это обсуждение в русло учения реализма о сущностях значило бы, я думаю, допустить ошибку неуместной конкретности. Ясно, что сущности, постулированные обществоведением, отличны от сущностей, постулированных естествознанием, но главный интерес не в этом, а скорее в универсальных различиях между теоретизированиями в Двух областях и, в частности, в гораздо меньшей способности социальной теории к открытию. Отказаться от притязания, что социальная наука когда-нибудь сможет обеспечить «того же рода чувственную ясность и объяснительную мощь, уже достигнутую науками о природе»19, не значит отрицать всякую объяснительную способность у социальной теории. Это не обязывает нас также говорить вместе с Бурдье, будто всем объяснительным высказываниям в общественных науках надо предпосылать ограничительную оговорку, что «всё происходит, как если бы...»20. Краткое обсуждение теории действия и методологического ин-Дивидуализма может помочь нам прояснить эти темы. Основные усилия реалистской критики позитивистской и неокантианской метатеории направлены против их тенденции сводить онтологию к гносеологии и обе, в конечном счете, к методологии. Мне кажется, однако, что раз мы правильно поняли категории онтологических отношений между действием и структурой согласно линиям, намеченным гидденсовскои концепцией «дуальности структуры» и «трансформационной моделью социальной деятельности» Бхаскара, то мы сможем увидеть проблемы редукции в теории действия и методологическом индивидуализме в надлежащем свете, а именно как методологические вопросы о целесообразных уровнях абстракции, осуществляемых в каждом отдельном случае практиками исследовательского процесса. Другими словами, если верно, что система отнесения к категории действия — это «попросту подход, более глубоко и точно проникающий в суть того, каким образом общество существует только в индивидах, находящихся в определенных социальных отношениях» 21, то это не потому, что структуры не реальны и только теория действия имеет законную опору в базисной персоналистской онтологии Стросона22, но потому, что для определенных целей это подходящий уровень абстракции, на котором можно работать. Данное онтологическое взаимоотношение между структурой и действием не есть только дело методологии, но эти два измерения — методология и онтология — могут и должны быть аналитически разведены. Методологический индивидуализм следует рассматривать просто как метод целесообразный в одних контекстах и неуместный в других; путаница возникает, когда индивидуалисты пытаются идти дальше и фундировать свою методологическую программу в эмпирической реалистской онтологии, о чем сигнализируют такие термины, как «базис», «объяснение на твердой фактической основе» и т. п. (Проявление этой путаницы — идеологическое клеймо, будто всякий, кто возражает методологическому индивидуализму, приговорен к презрению как проводник идей, логически ведущих к созданию концентрационных лагерей.) Содержательные проблемы индивидуализма, противопоставляемого холизму, имеют чрезвычайно широкий разброс и не могут быть затронуты здесь, но важно остановить эту тенденцию смешивать методологию и философию. Недавно в своей превосходной книге Сюзан Джеймс показала, что методологическое противопоставление индивидуализма холизму нужно освободить от логически непоследовательного философского спора о возможности сведения высказываний о социальных структурах к высказываниям об индивидах. Согласно Джеймс, оставить аргументацию на этом уровне — значит пренебречь разнообразием социальных теорий и различными интеллектуальными (объяснительными) интересами, которые они предназначены удовлетворять. «Сосредоточиваясь на идее редукции, традиционный спор пропускает более глубокое и важное разделение: холизм и индивидуализм основаны на соперничающих воззрениях на природу индивидов, каждое из которых дает начало отличительной программе, как объяснять социальный мир. В свете этой интуиции проблему можно увидеть по-новому. Вместо того, чтобы заниматься разнообразными критериями сводимости теорий, изучают отношения между собой и сравнительную силу двух родов причинного анализа: с одной стороны, того, который апеллирует к свойствам социальных целостностей, дабы объяснить черты индивидов, а с другой — того, который стремится объяснять характеристики социальных целостностей как результат индивидуальных черт» 23. Таким образом, Джеймс показывает, что спор между холизмом и индивидуализмом — это «спор между равными партнерами», руководимыми разными интересами, с которыми они подходят к данному предмету. Поэтому, даже когда однодумный редукционизм, с одной стороны, и идеологическая подозрительность, с другой, исключены из обсуждения, остаются причины для неудовлетворенности «индивидуалистов» объяснениями в категориях социальных целостностей — безразлично, видят ли они их как образования, содержащие незаконную реификацию абстрактных сущностей или просто как неполные объяснения. Холисты, наоборот, остаются неудовлетворенными объяснениями, которые подчеркивают значение автономного выбора, делаемого индивидами, доказывая, что этот выбор причинно маловажен и что истинно важны структурные давления, формирующие действия индивидов, кем бы они ни были. Здесь не место анализировать в деталях, как и чем соперничающие полярные подходы, холизм и методологический индивидуализм, привлекают конкретных социальных теоретиков либо в общем, либо в специальном плане. Формы индивидуалистских и холистских объяснений слишком разнообразны, чтобы допустить какой-либо простой принцип классификации. Я полагаю очевидным, что индивидуалистские формы объяснения надо оценивать по их достоинствам, а не по какому-то общему редукционистскому тезису, укорененному в эмпирической онтологии. Ясно, что человеческие индивидуальности имеют в социальной теории особый онтологический статус. Это четко формулирует Барри Хиндес: «Человеческие индивидуальности могут и не быть главными определяющими субъектами общественной жизни, но они — единственные действователи, чьи действия не требуют действий других субъектов постоянно»24. Надо признать как факт, что структурные понятия вроде «класса» — понятия «теоретические» и открытые для обсуждения. Но из этого не следует ничего особенного для подтверждения их «первичности» в объяснении. Многие из наиболее интересных объяснений в истории и общественных науках, если они вообще возможны, вынуждены принимать холистскую форму в том смысле, что настаивание на индивидуалистской редукции может показаться невыносимо искусственным. Объяснять вековое падение стоимости Фунта стерлингов исходя из индивидуальных решений маклеров, «Роводящих операции с иностранной валютой, — все равно что «тонко» объяснять сырой август в Англии, вычерчивая траектории Дождевых капель. (И наоборот, там, где, как это часто случается в обычной экономической теории, имеются отсылки к «типическому» индивиду, можно сомневаться, есть ли это действительно индивидуалистская форма объяснения в любом серьезном смысле 25.Возьмем другой пример, который я уже кое-где использовал-дискриминация при найме на работу — это, в конечном счете результат индивидуальных или коллективных решений принять, уволить, продвинуть и т. д. Было бы интересно исследовать, почему отдельные работодатели, возможно, предпочтут претендентов из белых мужчин среднего класса черным женщинам из рабочего класса, обладающим равной квалификацией. Но такое исследование не скажет нам ничего интересного о более глубоких систематических процессах дискриминации, действующих через механизмы системы образования, якобы открытой для всех. Можно, конечно, подробно проанализировать сами эти процессы, но с точки зрения исследования дискриминации в сфере труда они действуют как основополагающие структурные условия, которые нельзя убрать из объяснения.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |