Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межкультурные барьеры и конфликты. Понятие культурного шока




Межкультурные контакты порождают множество проблем, кото­рые обусловлены несовпадением норм, ценностей, особенностей ми­ровоззрения партнеров и т. п. Они не могут быть элиминированы в процессе интеракции, поэтому успешность взаимодействия зависит от достижения консенсуса по поводу правил и схем коммуникации, не ущемляющих интересов представителей разных культур. Неизбежной становится адаптация традиционных моделей монокультурных инте­ракций к новой социальной среде на фоне сохранения культурного многообразия мира.

Затруднения и сложности, возникающие в процессе общения, в том числе представителей разных культур, получили название барье­ров - проблем, возникающих в процессе взаимодействия и снижаю­щих его эффективность. Одна из социологических трактовок комму­никативных барьеров может быть сведена к их определению через категории условий или факторов, затрудняющих интеракцию и пре­пятствующих обмену информацией. Существующие коммуникатив­ные проблемы трансформируются в барьеры при их устойчивом вос­производстве в течение определенного периода времени. Косвенным индикатором наличия барьеров может служить их отражение в созна­нии участников интеракции.

Традиционно выделяют следующие виды коммуникативных барь­еров, возникающих в процессе межкультурного взаимодействия:

 

Языковые барьеры в межкультурной коммуникации Представители разных культур используют различные модели восприятия социальной действительности посредством символических систем, что находит отражение в используемых языковых конструкци­ях, стилях устной и письменной коммуникации. В межкультурной среде лингвистическая компетентность как владение абстрактной сис­темой правил языка, используемого партнерами в качестве средства общения, выступает необходимым, но не достаточным условием эф­фективности интеракций. Кроме того, они должны обладать коммуни­кативной компетентностью - умением применять правила в конкрет­ных социальных ситуациях, а также когнитивной - способностью сло­вообразования и генерирования мыслей на языке общения (навыками речепроизводства).

Проблемы лингвистического характера часто становятся первы­ми (и вследствие этого наиболее запоминающимися) затруднениями при общении с представителями других культур.

 

Барьеры в невербальной коммуникации Невербальное поведение выполняет важные функции в процессе межкультурной коммуникации, однако используемые символы могут иметь различное значение для участников взаимодействия. Их несов­падение может оказывать влияние на эффективность интеракции.

Несмотря на очевидное различие невербального поведения пред­ставителей разных культур, оно не всегда воспринимается как серьез­ный барьер межкультурных взаимодействий. В большинстве случаев наблюдаемое несовпадение вызывает вначале удивление и беспокой­ство, немного шокирует, кажется странным и необычным. Однако со временем происходит привыкание к другой ситуации, воспроизводст­во (часто непроизвольное) знаков, заимствованных у партнеров.

 

Стереотипы как барьеры в межкультурных взаимодействиях Особенности национального и этнического сознания представи­телей разных культур часто выступают барьерами межкультурных взаимодействий. Особый интерес в этом контексте представляют сле­дующие аспекты сознания:

- наблюдаемая тенденция к этноцентризму - склонность негативно оценивать представителей другой культуры сквозь призму стандартов собственной;

- стереотипизация этнического сознания, проявляющаяся в формиро­вании упрощенных образов представителей своей и других культур;

- предрассудки как результат селективных (избранных) включений в процесс межкультурных контактов, в том числе чувственного воспри­ятия, негативного прошлого опыта и т.п.

Эти явления особенно важны как потенциальные барьеры меж­культурных взаимодействий на первых стадиях интеракции в ситуации неполной информации о личности партнеров.

 

Различия в ценностных ориентациях как препятствие меж­культурному общению

Различия ценностных ориентаций участников межкультурного взаимодействия, обусловленные дифференциацией систем ценностей, могут оказывать влияние на его эффективность. И основными барье­рами, которые снижают эффективность интеракций, являются разли­чия когнитивных схем, используемых представителями разных куль­тур. Наиболее ярко дифференциация моделей восприятия проявляется при столкновении с иным мировоззрением, мироощущением и т.п.

 

Конфликты

Возникновение конфликтов объясняется самыми разными причи­нами. В частности, существует точка зрения, что вражда и предубеж­денность между людьми извечны и коренятся в самой природе челове­ка, в его инстинктивной «неприязни к различиям». Исследования оп­ровергают эту гипотезу, доказывая, что как враждебность к иностран­цам, так и предубеждения против какой-то конкретной народности не являются всеобщими. Они возникают под влиянием причин социаль­ного характера. Этот вывод в полной мере относится и к конфликтам, носящим межкультурный характер.

Диапазон причин возникновения межкультурных конфликтов (как и конфликтов вообще) предельно широк: в основе конфликта могут лежать не только недостаточные знания языка и связанное с этим про­стое непонимание партнера по коммуникации, но и более глубокие причины, нечетко осознаваемые самими участниками. Возникающие конфликты нельзя рассматривать только лишь как деструктивную сто­рону процесса коммуникации, они имеют также и свои позитивные аспекты. Согласно теории позитивного конфликта, конфликты пони­маются как неизбежная часть повседневной жизни и не обязательно должны носить дисфункциональный характер.

Под конфликтом понимается любой вид противоборства или не­совпадения интересов. Конфликт имеет динамический характер и воз­никает в самом конце ряда событий, которые развиваются, исходя из имеющихся обстоятельств. (Положение вещей -¥ возникновение про­блемы -¥ конфликт.) Возникновение конфликта вовсе не означает пре­кращения отношений между коммуникантами; за этим, скорее, стоит возможность отхода от имеющейся модели коммуникации, причем, дальнейшее развитие отношений возможно как в позитивном, так и в негативном направлениях.

В процессе коммуникации с представителями других культур при­чинами напряженности и конфликта очень часто бывают ошибки ат­рибуции. Знание или незнание культурных особенностей, включая религиозные и идеологические аспекты, играют огромную роль в по­строении атрибуций. Обладание такой информацией позволяет многое прояснить относительно того, что является желательным и на что на­кладывается табу в конкретной культуре.

П. Куконков полагает, что переход от конфликтной ситуации к собственно конфликту идет через дознание противоречия самими субъектами отношений, то есть конфликт выступает здесь как осоз­нанное противоречие. Из этого вытекает важный вывод о том, что но­сителями конфликтов выступают сами социальные актеры. Только в том случае, когда вы сами для себя определяете ситуацию как кон­фликтную, можно говорить наличии конфликтной коммуникации.

Согласно Ю. Делхес, существуют три основные причины кон­фликтов в коммуникации: личные особенности коммуникантов, соци­альные отношения (межличностные отношения) и организационные отношения.

К личностным причинам конфликтов относятся ярко выраженное своенравие, фрустрированные индивидуальные потребности, низкая способность или готовность к адаптации, подавленная злость, несго­ворчивость, ярко выраженное честолюбие, карьеризм, жажда власти или сильное недоверие. Эти причины конфликтов обусловлены ис­ключительно личными качествами конкретного человека.

К социальным причинам возникновения конфликтов относятся сильно выраженное соперничество, недостаточное признание спо­собностей, недостаточная поддержка или готовность к компромиссам, противоречивые цели и средства для их достижения.

К организационным причинам конфликтов относят перегрузку ра­ботой, неточные инструкции, неясные компетенции или от­ветственность, противоречащие друг другу цели, постоянные измене­ния правил и предписаний для отдельных участников коммуникации, глубокие изменения или переструктуризацию укоренившихся позиций и ролей.

Возникновение конфликтов возможно в первую очередь среди лю­дей, которые находятся между собой в достаточно зависимых отноше­ниях. Чем теснее эти отношения, тем вероятнее возникновение кон­фликтов; причем, частота контактов с другим человеком повышает возможность возникновения конфликтной ситуации в отношениях с ним. Это верно как для формальных, так и для неформальных отноше­ний. Причинами коммуникативных конфликтов в межкультурном об­щении могут оказаться не только культурные различия. За этим часто стоят вопросы власти или статуса, социальное расслоение, конфликт поколений и т.д.

В реальной жизни «чисто» межкультурные конфликты не встре­чаются. Реальные отношения предполагают наличие одного множества взаимопроникающих конфликтов, и было бы ошибкой считать, что в основе любого конфликта между предстателями различных культур будет лежать незнание культурных особенностей партнера по комму­никации.

 

Культурный шок в процессе освоения чужой культуры и механизмы его преодоления

Стрессогенное воздействие новой культуры на человека специали­сты называют культурным шоком. Сходные понятия — шок перехода, культурная утомляемость. Шесть форм проявления культурного шока:

• напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения психо­логической адаптации;

• чувство потери из-за лишения друзей, своего положения, про­фессии, собственности;

• чувство одиночества (отверженности) в новой культуре, кото­рое может превратиться в отрицание этой культуры;

• нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;

• тревога, переходящая в негодование и отвращение после осоз­нания культурных различий;

• чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией.

Главной причиной культурного шока является различие культур. Симптомы культурного шока могут быть самыми разными: от преуве­личенной заботы о чистоте посуды, белья, качестве воды и пищи до психосоматических расстройств, общей тревожности, бессонницы, страха. Они могут вылиться в депрессию, алкоголизм или наркоманию и даже привести к самоубийству.

Разумеется, культурный шок имеет не только негативные послед­ствия. Современные исследователи рассматривают его как нормаль­ную реакцию, как часть обычного процесса адаптации к новым усло­виям. Более того, в ходе этого процесса личность не просто приобре­тает знания о новой культуре и о нормах поведения в ней, но и стано­вится более развитой культурно, хотя испытывает при этом стресс.

 

Механизм развития культурного шока

Выделятся пять ступеней адаптации. Первый период называют «медовым месяцем», потому что большинство мигрантов стремятся учиться или работать за границей, и, оказавшись там, они полны энту­зиазма и надежд. К тому же, часто к их приезду готовятся, их ждут, и на первых порах они получают помощь и могут иметь некоторые при­вилегии.

Но этот период быстро проходит, и на втором этапе непривычная окружающая среда и культура начинают оказывать свое негативное воздействие. Все большее значение приобретают психологические факторы, вызванные непониманием местных жителей. Результатом может быть разочарование, фрустрация и даже депрессия. Иными сло­вами, наблюдаются все симптомы культурного шока. Поэтому в этот период мигранты пытаются убежать от реальности, общаясь преиму­щественно со своими земляками и жалуясь им на жизнь.

Третий этап становится критическим, так как культурный шок достигает своего максимума. Это может привести к физическим и пси­хическим болезням. Часть мигрантов сдается и возвращается домой, на родину. Но большая часть находит в себе силы преодолеть культурные различия, учит язык, знакомится с местной культурой, обзаводится местными друзьями, от которых получает необходимую поддержку.

На четвертом этапе появляется оптимистический настрой, человек становится более уверенным в себе и удовлетворенным своим поло­жением в новом обществе и культуре. Приспособление и интег­рирование в жизнь нового общества продвигается весьма успешно.

Полная адаптация к новой культуре достигается на пятом этапе. Индивид и окружающая среда с этого времени взаимно соответствуют друг другу. В зависимости от факторов, влияющих на процесс адапта­ции, он может продолжаться от нескольких месяцев до 4-5 лет.

Когда успешно адаптировавшийся в чужой культе человек воз­вращается к себе на родину, он сталкивается с необходимостью прой­ти реадаптацию к своей собственной культуре. Первое время человек радуется возвращению, встречам с друзьями, но потом начинает заме­чать, что какие-то особенности родной культуры кажутся ему стран­ными и непривычными, и лишь постепенно он вновь при­спосабливается к жизни дома.

 

Факторы, влияющие на культурный шок и его преодоление

Степень выраженности культурного шока и продолжительность межкультурной адаптации зависят от очень многих факторов: внут­ренних (индивидуальных) и внешних (групповых).

В первой группе факторов важнейшими являются индивидуальные характеристики человека: пол, возраст, черты характера.

Поэтому в последнее время исследователи считают, что более важным для адаптации оказывается фактор образования. Чем оно вы­ше, тем успешнее проходит адаптация. Образование, даже без учета культурного содержания, расширяет внутренние возможности челове­ка. Чем сложнее картина мира у человека, тем легче и быстрее он воспринимает новации.

В связи с этими исследованиями учеными были предприняты по­пытки выделить некий универсальный набор личностных харак­теристик, которыми должен обладать человек, готовящийся к жизни в чужой стране с чужой культурой. Обычно называют следующие черты личности: профессиональная компетентность, высокая самооценка, общительность, экстравертность, открытость для разных взглядов, интерес к окружающим людям, склонность к сотрудничеству, терпи­мость к неопределенности, внутренний самоконтроль, смелость и на­стойчивость, эмпатия. Если культурная дистанция слишком велика, адаптация не будет протекать легче. К внутренним факторам адапта­ции и преодоления культурного шока относятся также обстоятельства жизненного опыта человека. Здесь важнее всего — мотивы к адапта­ции. Наличие знаний языка, истории и культуры, безусловно, облегча­ет адаптацию.

Если человек уже имеет опыт пребывания в инокультурной среде, то этот опыт способствует более быстрой адаптации. Поможет адапта­ции и наличие друзей среди местных жителей, с помощью которых можно быстрее овладеть необходимой для жизни информацией. Кон­такты с бывшими соотечественниками, также живущими в этой стра­не, с одной стороны, обеспечивают поддержку (социальную, эмоцио­нальную, иногда — даже финансовую), но, с другой стороны, есть опасность замкнуться в узком круге общения, что только усилит чув­ство отчуждения.

Среди внешних факторов, влияющих на адаптацию и культурный шок, прежде всего нужно назвать культурную дистанцию, то есть сте­пень различий между родной культурой и той, к которой идет адапта­ция. В этом случае важно отметить, что на адаптацию влияет даже не сама культурная дистанция, а представление человека о ней, его ощу­щение культурной дистанции, которое зависит от множества факто­ров: наличия или отсутствия войн или конфликтов, как в настоящем, так и в прошлом, знание чужого языка и культуры и т.д.

На процесс адаптации также влияют особенности культуры, к ко­торой принадлежат мигранты. Хуже адаптируются представители культур, в которых очень важно понятие «лица» и где боятся его поте­рять; представители так называемых великих держав, которые обычно считают, что приспосабливаться должны не они, а другие.

Очень важны для нормальной адаптации условия страны пре­бывания: насколько доброжелательны местные жители к приезжим, готовы ли помочь им, общаться с ними. Легче адаптироваться в плю­ралистическом обществе, чем в тоталитарном или ортодоксальном. Лучше всего, если политика культурного плюрализма провозглашена на государственном уровне, как, например, в Канаде или Швеции. Не­маловажную роль играет экономическая и политическая стабильность в принимающей стране. Еще один фактор — уровень преступности, от которого зависит безопасность мигрантов.

В ходе культурного шока идет личностный рост, ломка сущест­вующих стереотипов, для чего требуется огромная затрата физических и психологических ресурсов человека. Но результаты стоят того: новая картина мира, основанная на принятии и понимании культурного мно­гообразия, снятие дихотомии «мы — они», устойчивость перед новы­ми испытаниями, терпимость к новому и необычному.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 13387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.