Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практика культурных измерений




Попытки типологизировать культуры, создать некую систему, раз­работать культурную классификацию предпринимались учеными с середины XX века.

Типологизация культур - метод научного познания, с помощью которого все огромное многообразие существующих на Земле культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы (множества, группы) культур. Как научный метод, используемый в культурологии, типологизация есть расчленение социокультурных объектов и их группировка по некоторым общим основаниям, призна­кам, создание некоторой идеализированной типологической модели культуры или типа.

Тип культуры - это сходство, общность, то, что объединяет куль­турные единицы в одно множество культур (а не одна культура) и от­личает это множество культур от всех других.

Одним из первых ее предпринял Стюард Джулиан Хейнс - антро­полог, этнолог. Он проанализировал все существовавшие концепции культурно-исторического процесса и определил три основных типа: концепция однолинейной эволюции (эволюционизм 19 в.), последовате­ли которой выделяли стадии поступательного развития культур; кон­цепция общей (универсальной) эволюции Л. Уайта, Г. Чайлда, которая позволяла вскрывать общие закономерности эволюции культуры; кон­цепция многолинейной эволюции, действие которой ограничивается рамками отдельных регионов, исторической повторяемостью и про­цессами параллельного развития. Этим культурный тип отличался от культурного ареала, поскольку в описании последнего учитываются все элементы культуры. В 1955 Стюард несколько изменил свой под­ход и определил культурный тип как совокупность черт, образующих ядро культуры, возникающих как следствие адаптации к среде и ха­рактеризующих одинаковый уровень интеграции. На этом этапе ана­лиза ученый сделал серьезную попытку выявить исторические типы связей, которые дают возможность классифицировать и сравнивать культуры.

 

Категоризация культур по Э.Холлу

У каждой культуры есть своя логика и свое представление о мире. То, что значимо в одной культуре, может быть несущественным в дру­гой. Поэтому важно всегда с уважением смотреть на своего партнера -представителя иной культуры. Каждая культура содержит в себе це­лый рад ключевых элементов - культурных категорий, которые явля­ются определяющими в способах общения и поведения индивидов. Знание и учет этих категорий при межкультурных контактах состав­ляют основу концепции «культурной грамматики» Э. Холла.

 

Время

Во всех культурах категория времени служит важным показателем темпа жизни, ритма деятельности. От того, какова ценность времени в культуре, зависят типы и формы общения людей. Так, если западная культура четко измеряет время и опоздание в ней рассматривается как провинность, то в арабских странах в Латинской Америке и в некото­рых странах Азии опоздание никого не удивит. Более того, для нор­мального и эффективного общения там принято потратить какое-то время на произвольную беседу. При этом не должно проявляться ни­зкой поспешности, так как может возникнуть культурный конфликт.

 

Жизненный ритм культуры

Наконец обнаружилось, что все человеческие процессы зависимы от времени и регулируются временным ритмом. Постепенно времен­ной ритм приобрел и культурное значение, поскольку стал регулиро­вать и определять течение и характер многих культурных процессов.

Ритм жизни может связывать людей между собой или изолировать их друг от друга. В одних культурах этот ритм очень медленный, в других — очень быстрый. Люди с различными жизненными ритмами с трудом понимают друг друга, так как они живут асинхронно. Способ­ность изменять собственный временной ритм, согласуй его с ритмом партнера, является важнейшей предпосылкой для успешной коммуни­кации и совместной работы.

Люди с более медленным жизненным ритмом чувствуют давление, если они контактируют с теми, кто привык к более высокому темпу. Однако люди с более быстрым ритмом не становятся спокойнее, если им приходится общаться с представителями культур с более медлен­ным ритмом жизни. Они чувствуют давление и внутренне противятся ему. Это не приводит к желаемым результатам ни одну из сторон. Практические действия человека осуществляются во времени. Следст­вием этого является планирование времени. Без планирования времени было бы немыслимо функционирование современного общества. Что­бы выяснить, что является наиболее важным, нужно посмотреть, что должно быть сделано в первую очередь. То есть временем регулиру­ются приоритеты и предпочтения людей. Важным показателем того, как обходятся со временем в разных культурах, служит отношение людей к пунктуальности. Во многих странах пунктуальности придает­ся большое значение.

Другим очень важным аспектом является основная временная пер­спектива, существенно различающаяся от культуры к культуре. Это означает, что некоторые культуры и страны могут быть ориентирова­ны в прошлое, настоящее или будущее. Например, Иран, Индия и не­которые страны Дальнего Востока ориентированы в прошлое; США ориентированы в настоящее и в недалекое будущее. Для России, ско­рее всего, характерна ориентация на прошлое и будущее. Причем, максимальное внимание уделяется будущему, а настоящему придается не столь большое значение.

 

Монохронные и полихронные культуры

По способу использования времени культуры принято разделять на два противоположных вида: в одних культурах время распределяет­ся таким образом, что в один и тот же отрезок времени возможен только один вид деятельности, поэтому одно идет за другим, как зве­нья одной цепи. Культуры, в которых доминирует такой вид распреде­ления времени, называются монохронными, так как в них за один пе­риод времени выполняется только одно дело. В других культурах вре­мя распределяется таким образом, что в один и тот же отрезок времени возможен не один, а сразу несколько видов деятельности. Такие куль­туры называются полихронными, поскольку сразу несколько дел вы­полняются одновременно.

В монохронных культурах время понимается как линеарная систе­ма, наподобие длинной прямой улицы, по которой люди движутся вперед или остаются в прошлом. В них время можно экономить, те­рять, наверстывать, ускорять. Полихронное время является полной противоположностью монохронному. В культурах этого типа боль­шую роль играют межличностные, человеческие отношения, а обще­ние с человеком важнее, чем принятый план деятельности. К типич­ным полихронным культурам относятся Латинская Америка, Ближний Восток и государства Средиземноморья, а также Россия. Пунктуаль­ности и распорядку дня в этих культурах не придается большого зна­чения. Как правило, ни один контакт между людьми, принадлежащими к различным временным системам, не обходится без стресса. При этом очень сложно избежать негативных эмоций, если приходится под­страиваться под другую временную систему.

 

Культуры «высокого» и «низкого» контекста

Культурные различия можно анализировать по многим парамет­рам, но для эффективного международнонго общения наиболее важны степень сложности характера культуры и фактор ее разнообразия. Под первым подразумевается тот совместный исторический опыт, который унаследовали и разделяют все члены общества и который позволяет им однозначно понимать определенные ситуации и обстоятельства («читать контекст»).

 

Категоризация культур по Г.Хофстеде

В силу индивидуальных особенностей психики, социального ок­ружения и соответствующих черт культуры каждый человек по­своему воспринимает окружающий мир, является носителем опре­деленного образа мыслей и потенциальных действий. Подавляющее большинство социальных моделей поведения людей формируется в детском возрасте, поскольку именно в детстве человек наиболее вос­приимчив к процессам обучения. Как только определенные ощущения, формы мышления и способы действий возникают и закрепляются в сознании индивида, они консервируются и слабо поддаются новациям. Ведь для этого сначала нужно отказаться от старых образцов, чтобы потом усвоить что-то новое. А отказ от привычных ощущений, мыслей и моделей поведения дается всегда труднее, чем обучение с «чистого листа». Такие механизмы формирования ощущений, мыслей и поведе­ния называются в культурной антропологии ментальными програм­мами. Источниками ментальных программ являются культура и соци­альное окружение, то есть те условия, в которых происходит социали­зация и инкультурация человека. Это означает, что ментальные про­граммы определяются так называемыми измерениями культуры, включающими в себя:

■ дистанцию власти;

■ коллективизм — индивидуализм;

■ маскулинность — феминность;

■ избегание неопределенности.

 

Дистанция власти

Измерение «дистанция власти» показывает, какое значение в раз­ных культурах придается властным отношениям между людьми и как варьируются культуры относительно данного признака. Некоторые культуры имеют преимущественно иерархическую или вертикальную структуру, в то время как в других культурах иерархия выражена не так сильно или наблюдается горизонтальная структура построения властных отношений. В иерархических обществах с высокой дистан­цией власти всем вышестоящим лицам, начальникам или родителям оказывается подчеркнутое уважение и демонстрируется послушание.

В культурах с низкой дистанцией власти наибольшее значение придается таким ценностям, как равенство в отношениях и индивиду­альная свобода. Поэтому коммуникация здесь менее формальна, ра­венство собеседников подчеркивается сильнее, а стиль общения носит более консультативный характер, чем в культурах с высокой дистан­цией власти. В культурах с низкой дистанцией власти эмоциональная дистанция между вышестоящими персонами и подчиненными незна­чительна. Например, сотрудники всегда могут подойти к своему шефу с вопросом или высказать критические замечания. В культурах с вы­сокой дистанцией власти устанавливается сильная зависимость между начальниками и подчиненными.

Способ распределения власти обычно исходит из поведения наде­ленных этой властью членов общества, то есть из когорты руководи­телей, а не из остальной массы руководимых. Однако здесь важно учи­тывать то, что авторитет может возникнуть только там, где он встреча­ет послушание и покорность. В культурах с большой дистанцией вла­сти эта власть видится как некая данность, имеющая фундаментальные основы. Те или иные конкретные культуры находятся где-то в сере­дине этого континуума.

 

Индивидуализм - коллективизм

Если дети вырастают в больших семьях (семейных кланах), то они учатся воспринимать себя как часть «мы-группы». «Мы-группа» отли­чает себя от других групп в обществе и является источником создания собственной идентичности. Между индивидом и группой изначально развиваются отношения зависимости. «Мы-группа» служит защитой для индивида, от которого в ответ требуется постоянная лояльность в отношении группы. В большинстве коллективистских культур прямая конфронтация с другими людьми считается невежливой, нежелатель­ной. В таких обществах не существует «личного мнения».

Если дети вырастают в малых семьях, то они быстро учатся вос­принимать свое «я» отдельно от других людей. Это «я» определяет личную идентичность человека и отделяет его от других «я». Причем, в основе классификации других людей лежит не их групповая принад­лежность, а индивидуальные признаки. Цель воспитания в том, чтобы сделать ребенка самостоятельным, то есть научить независимости, в том числе и от родителей. Более того, ожидается, что как только цель воспитания будет достигнута, ребенок покинет родительский дом. Нередко случается, что, уходя из дома, дети сводят контакты с роди­телями до минимума или даже прерывают совсем. В таких обществах от физически здорового человека ожидается, что он ни в каком отно­шении не будет зависеть от группы.

 

Маскулинность - феминность

Понятия маскулинность и феминность, согласно Хофстеду, опре­деляют социальные, заранее определенные культурные роли. Однако относительно того, что считать «мужским», а что «женским», в каждой конкретной культуре существуют различные мнения. Поэтому в каче­стве критерия разделения маскулинных и феминных культур Хофстеде предлагает традиционное разделение общества. То есть мужчинам приписывается твердость, ориентация на конкуренцию, соперничество и стремление быть первым. Женщинам приписывается ориентация на дом, семью, социальные ценности, а также мягкость, эмоциональность и чувственность. Естественно, что эти понятия не являются абсолют­ными. Некоторые мужчины могут иметь черты женского поведения, а женщины — мужского, но это рассматривается как отклонение от нормы.

Согласно такому разделению в маскулинных культурах цент­ральное место занимают работа, сила, независимость, материальный успех, открытость, конкуренция и соперничество и существует ясное разграничение мужских и женских ролей. В феминных культурах эти признаки считаются не столь важными. На первом плане здесь нахо­дятся эмоциональные связи между людьми, забота о других членах общества, сам человек и смысл его существования. Например, кон­фликты в таких культурах пытаются решать путем переговоров и дос­тижения компромисса, в то время как в маскулинных культурах кон­фликты решаются в свободной борьбе, по принципу «пусть победит лучший».

Соответственно в маскулинных культурах у детей поощряется чес­толюбие, дух соревнования, самопрезентация. В работе здесь больше ценится результат, и награждение происходит по принципу реального вклада в работу. В феминных культурах при воспитании детей боль­шее значение придается развитию чувства солидарности и скромности. Культуры феминного типа - Швецию, Норвегию, Нидерланды, Данию, Финляндию... Россия... К маскулинным культурам относятся Япония, Австрия, Венесуэла, Италия, Швейцария, Мексика, Великобритания, Германия.

 

Избегание неопределенности

В культурах с высоким уровнем избегания неопределенности в си­туации неизвестности индивид испытывает стресс и чувство страха. Высокий уровень неопределенности, согласно Хофстеде, ведет не только к повышенному стрессу у индивидов, но и к высвобождению у них большого количества энергии. Поэтому в культурах с высокой степенью избегания неопределенности наблюдается высокий уровень агрессивности, для выхода которой в таких обществах создаются осо­бые каналы. Это проявляется в существовании многочисленных фор­мализованных правил, регламентирующих действия, которые дают возможность для людей максимально избегать неопределенности в поведении. Например, в обществах с высоким уровнем избегания не­определенности в организациях создаются особенно подробные зако­ны или неформальные правила, которые устанавливают права и обя­занности работодателя и наемных работников. В таких культурах по­стоянная спешка является нормальным явлением, а люди не склонны к принятию быстрых изменений и препятствуют возможным нововведе­ниям.

В культурах с низким уровнем избегания неопределенности люди в большей степени склонны к риску в незнакомых условий и для них характерен более низкий уровень стрессов в неизвестной ситуации. Молодежь и люди с отличающимся поведением и образом мыслей воспринимаются в таких обществах позитивнее, чем в обществах с высоким уровнем избегания неопределенности. В странах с низким уровнем избегания неопределенности наблюдается отчетливое проти­воборство относительно введения формализованных правил, которое чаще всего эмоционально окрашено. Поэтому правила устанавливают­ся только в случае крайней необходимости. В таких обществах люди считают, что они способны решать проблемы и без множества фор­мальных правил. Они в состоянии много работать, если необходимо, но при этом не чувствовать потребности быть постоянно активными.

 

Модель Клакхона-Стродбека

В модели выделяется шесть основных показателей, по которым оцени­ваются разные культуры.

 

Отношение к окружению

Подчинены ли люди окружению, находятся с ним в гармонии или способны доминировать над ним. Во многих странах Ближнего Восто­ка жизнь считается предопределенной и все происходящее - волей Бога. Американцы и канадцы, напротив, считают, что могут управлять природой. Промежуточное положение занимает позиция в гармонии с окружением, специфичная для стран Дальнего Востока.

Эти три подхода хорошо различаются, например, в постановке це­лей. В подчиненной окружению позиции цели ставятся редко, ибо предполагается, что для их достижения мало что можно сделать. Средний подход согласует цели с окружением, а коррекция целей или их недостижение достаточно распространены и не наказываются. До­минирующая позиция предполагает постановку целей, ожидание их достижения и наказание за недостижение.

Российский (советский) подход предполагал доминирование над окружением. «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их -наша задача». «Нет таких крепостей, которых не брали бы большеви­ки». Несоответствие реальных результатов мифической всесильности, особенно в достижении стратегических целей привело сейчас к высо­кому уровню социальной апатии и связанному с ней распространению альтернативного - подчиненного - подхода.

 

Отношение ко времени

Отношение разных обществ ко времени также различно. В некото­рых обществах достигнутое в прошлом неважно. Более важно знать, что планируется сделать в будущем. В других обществах то, что дос­тигнуто в прошлом более впечатляет, чем то, что происходит сегодня. Уважаемый американцами self-made-man - во французском обществе -нувориш, который менее почтенен, чем честный небогатый торговец в четвертом или пятом поколении. Американцы, шведы и датчане вос­принимают время как линейное, в то время как для многих стран Азии время циклично.

На чем фокусируется культура - на прошлом, настоящем или бу­дущем? Западные культуры рассматривают время как ограниченный ресурс. Время - деньги и должно быть использовано эффективно. Американцы фокусируются на настоящем и ближайшем будущем. Это хорошо видно по оценке деловых качеств. В большинстве американ­ских фирм аттестация проводится раз в полгода или год. Японцы склонны к более дальней перспективе. Японские рабочие могут ждать десять лет оценки своего труда. Некоторые культуры фокусируются на прошлом. Так, итальянцы высоко ценят традиции и склонны сохранять свою историческую практику.

Оценка этого параметра помогает оценить, насколько в данной стране важны конечные сроки и долговременное планирование. Мож­но понять, почему в других странах медленно прививаются такие средства экономии времени, как планировщики дня, ночная доставка писем, электронная почта, факсы и др., привычные для Северной Аме­рики.

Российский подход предполагает линейное время и фокусирова­ние культуры на будущем, причем зачастую на далеком будущем, «послезавтрашнем дне». Такой подход, по контрасту, не предполагает рационального расходования текущего времени - до далекого будуще­го все равно далеко. Отсюда некорректность расписаний, несоблюде­ние сроков.

 

Природа человека

Рассматривает ли культура человека как хорошего, плохого или как некоторую смесь? В большинстве развитых стран человека счита­ют в основном хорошим и заслуживающим доверия.

В зависимости от подхода, выбирается способ управления. Дове­рительный подход выражается в широком использовании коллектив­ного принятия решений и доверительного стиля управления. Противо­положный подход отражается в автократическом стиле руководства. Промежуточный вариант предполагает большой уровень самостоя­тельности, но достаточно жесткий контроль результатов.

Российский подход часто предполагает поиск неких объективных характеристик, позволяющих отделить плохих от хороших. Несколько десятилетий советской власти использовался так называемый классо­вый подход, при котором человек считался тем лучше, чем ближе его происхождение было к рабочему классу. Этой же цели иногда служи­ли национальные критерии, приоритеты и веса которых менялись в достаточно широких пределах, в том числе и по знаку. Современный подход более склонен к автократическому.

 

Ориентация деятельности

В разных культурах деятельность может быть ориентирована на:

• действие,

• бытие (переживание момента)

• контроль.

Североамериканцы живут в обществе, ориентированном на дейст­вие. Они много работают и рассчитывают на вознаграждение продви­жением, служебным ростом или другими формами признания. Мекси­канцы, напротив, ориентированы на бытие. Послеобеденная сиеста с наслаждением неспешной жизнью хорошо отражает эту особенность. Французы ориентируются на контроль и высоко ценят логику и ра­циональность жизни.

Этот параметр не имеет точного описания для российской культу­ры. Традиционная крестьянская культура, тесно связанная с сезонны­ми работами, предполагала чередование чрезвычайно интенсивного коллективного труда - действия - в летний период и низкой интенсив­ности - переживания момента - зимой. Многими исследователями отмечается сознательное непревышение работниками минимально необходимых для жизни результатов. Национальная традиция не предполагает дополнительных усилий для получения излишка про­дукции. Современный российский работник в разной степени сочетает ориентацию на бытие и действие, чаще с превалированием первого.

 

Направленность ответственности

Еще один параметр классификации. Американцы высоко индиви­дуалистичны. Они считают человека ответственным за самого себя. В странах типа Малайзии и Израиля ответственность направлена на группу. Британцы и французы ориентированы на иерархические от­ношения. Группы в этих странах иерархичны и эта расстановка сохра­няется достаточно долго. Иерархические общества во многом аристо­кратичны.

Этот параметр культуры влияет на проектирование работ, под­ходы к принятию решения, образцы коммуникаций, системы возна­граждения и формирование кадров организации. Так, в индивидуа­листических обществах формирование идет по личным характери­стикам, широко распространены резюме кандидатов и не одобряет­ся непотизм (прием на работу родственников).

Значение этого параметра для России также однозначно не оп­ределено. Крестьянская традиция апеллировала к сельской общине, круговой поруке - т.е. к коллективной ответственности. К настоя­щему времени этот институт разрушен полностью. Советская тра­диция во многом опиралась на коллективные решения и коллектив­ную ответственность, но к настоящему времени подавляющим яв­ляется мнение о том, что коллективная ответственность есть сино­ним безответственности, и ответственность должна быть индивиду­альной. Иерархичность отношений распространена и действенна.

 

Концепция пространства

Последний параметр подхода Клакона-Стродбека относится к принадлежности пространства. Часть культур открыта и предпочитает работать прилюдно. Противоположный вариант предполагает приват­ную работу. Много обществ используют смешанный вариант.

Японское общество в этом плане открыто, редко использует инди­видуальные кабинеты, менеджеры и служащие работают в одном по­мещении без перегородок между их столами. Североамериканские фирмы используют кабинеты и приватность для демонстрации статуса работника. Важные собрания проводятся за закрытыми дверями. В некоторых обществах используется смешанный подход, в частности используются небольшие перегородки высотой в 1.5-1.8м, обеспечи­вающие «ограниченную приватность». Концепция пространства суще­ственна при проектировании работ и коммуникаций. Российская тра­диция предполагает использование величины и доступности простран­ства в первую очередь для демонстрации статуса работника.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.