Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивные аспекты межкультурной коммуникации




 

Влияние культуры на восприятие

Первичное восприятие человека часто является решающим факто­ром для последующего взаимодействия с ним. Общение с незнакомым человеком требует использования определенного запаса знаний для оценки возможных результатов и последствий от контактов с ним. Здесь обычно в качестве критериев берутся собственные культурные нормы, на основе которых оцениваются его внешность, внутренние качества, поведение. Опираясь на субъективные представления о том, «как должно быть», делаются соответствующие выводы и даются оценки. При этом возникает вопрос о соответствии этих выводов и оценок реальной действительности, поскольку восприятие других лю­дей зачастую происходит неосознанно, автоматически.

Получая информацию из окружения, человек систематизирует и упорядочивает ее в удобной для себя форме. Это означает, что вос­принимаемые вещи, люди, отношения, события и явления подразде­ляются на соответствующие группы, классы, виды, то есть категории. Категоризация помогает упростить действительность, сделать ее более понятной и доступной, что позволяет легче справиться с огромным потоком информации о людях, явлениях, событиях. Кроме того, с по­мощью категоризации становится возможным строить предположения и предсказания, структурировать и устанавливать связь между нашими знаниями о людях и окружающем мире, описывая типичные образцы поведения и отдельные поступки людей, давая им характеристику.

При восприятии и оценке окружающего мира человек руко­водствуется своими представлениями о красоте, дружбе, свободе, справедливости и т. д. Эти представления зависят от предыдущего жизненного опыта, личных интересов, воспитания, социально-экономических факторов и т.д. В силу действия всех этих факторов мир человеку открывается самыми разными сторонами: от наиболее благоприятных для него до несущих угрозу его существованию. Это означает, что восприятие действительности человеком обусловлено культурными, социальными и личностными характеристиками.

Механизм восприятия каждого человека своеобразен и неповто­рим, однако это совсем не означает, что способность воспринимать мир определенным образом дается человеку от рождения. Восприятие формируется через активное взаимодействие человека с окружающей его культурной и естественной средой и зависит от целого ряда факто­ров, таких, как пол, опыт, воспитание, образование, потребности и т. д. Но не только эти характеристики оказывают влияние на формирование восприятия. Культурная и социальная среда, в которой проходит ста­новление человека, играет значительную роль в способе восприятия им окружающей действительности. Влияние культурной составляю­щей восприятия можно видеть особенно отчетливо, когда мы общаем­ся с людьми, принадлежащими к другим культурам.

Другой культурной детерминантой, определяющей восприятие че­ловеком реальности, является язык, на котором он говорит и выражает свои мысли. В свое время ученые задались вопросом: действительно ли люди одной языковой культуры видят мир иначе, чем другой? В результате наблюдений и исследований этого вопроса сложились две точки зрения: номиналистская и релятивистская,

Номиналистская позиция - восприятие человеком окружающего мира осуществляется без помощи языка, на котором мы говорим. Язык является просто внешней «формой мысли». Поэтому в ходе мысли­тельной деятельности в сознаний всех людей формируются одинако­вые образы реальности, которые могут быть выражены различными путями на разных языках.

Релятивистская позиция - структура языка определяет особен­ности мышления, восприятие реальности, структурные образцы куль­туры, стереотипы поведения и т.д. Эта позиция хорошо представлена уже упоминавшейся гипотезой Э. Сепира и Б. Уорфа, согласно кото­рой любая языковая система является не только инструментом для воспроизведения мыслей, но и фактором, формирующим человече­скую мысль, становится программой и руководством мыслительной деятельности индивидуума. То есть формирование мыслей является частью того или иного языка и различается в различных культурах

Язык имеет первостепенное значение по отношению к культуре, однако существует и другой подход, который заключается в том, что именно культура оказывает влияние на выражение понятий и катего­рий в языке, то есть ей (культуре) отдается первостепенное значение. По мнению Э. Холла, парадокс культуры заключается в том, что язык — это система знаний, наиболее часто используемая для описания культуры.

 

Понимание в общении. Коммуникативное понимание — относи­тельно постоянная, типичная для данной личности ориентация на оп­ределенный способ общения в разнообразных ситуациях.

Коммуникативное понимание имеет позитивные корреляции с одиночеством, публичным самосознанием, социальной изоляцией, догматизмом, утратой самоконтроля, нетерпимостью к неопределен­ности и негативные - с самоуважением, индивидуальностью, саморас­крытием, ответственностью и восприимчивостью.

Стиль общения — способ выражения сообщений, указывающий на то, как смысл послания должен быть подан, интерпретирован и по­нят.

Было выделено 10 основных коммуникативных стилей:

1. доминантный (стратегия, направленная на снижение роли дру­гих в коммуникации);

2. драматический (преувеличение и эмоциональная окраска со­держания сообщения);

3. спорный (агрессивный или доказывающий);

4. успокаивающий (стратегия, направленная на снижение тре­вожности);

5. впечатляющий (стратегия, нацеленная на то, чтобы произвести впечатление на собеседника);

6. точный (на целенный на точность сообщения);

7. внимательный (высказывание интереса к тому, что говорят другие);

8. воодушевленный (частое использование невербального пове­дения);

9. дружеский (тенденция поощрения других и заинтересован­ность в их вкладе);

10. открытый (тенденция выражать свое мнение, чувства, лично­стные аспекты своего Я).

На формирование стиля накладывают отпечаток культурные и индивидуально-характерологические виды ожиданий.

 

Локус контроля. Основное положение теории Д.Роттера о локусе контроля гласит: если человек воспринимает себя ответственным за все с ним происходящее, то позитивные последствия его поведения усиливают, а негативные - ослабляют возможность подобного поведе­ния в сходных ситуациях в будущем. Если он воспринимает последст­вия поведения как независящие от его контроля, а зависящие от судь­бы, случая или других людей, тогда предшествующий способ поведе­ния не получает подкрепления вообще.

Локус контроля, являясь, без сомнения, глубоко личностной чер­той, тем не менее зависит от культуры, к которой принадлежит чело­век. Данные кросс-культурных исследования по локусу контроля весьма противоречивы, и эта проблема ждет своего изучения. Этот и другие факты делают очевидным то, насколько сложной и тонкой должна быть интерпретация кросс-культурных различий в личностных проявлениях.

 

Мыслительные процессы и культура

Трудность изучения мышления состоит в том, что исследователи не имеют возможности непосредственно наблюдать, что происходит в голову у другого человека. Все, что можно объяснить, - это реакция индивидов на предъявляемые стимулы, на основании которых делают­ся заключения об особенностях когнитивных процессов.

Наиболее интересным для детального анализа может служить ин­теллект или интеллектуальная деятельность. В рамках западных научных учений интеллект определяется как умственные способности, проявляющиеся в вербальных и математических навыках. Определе­ние интеллекта в значительной степени отражает ценности культуры.

Если говорить о понятии интеллекта в сравнительно-культурной перспективе, следует отметить, что во многих языках нет даже слова, означающего интеллект в западном понимании. Поэтому очень трудно найти единое основание для сравнения интеллекта в разных общест­вах, так как в различных культурах ценятся разные личностные черты, способствующие успешному поведению, тем более что и понятия ус­пешного поведения тоже очень разные.

Исследования интеллекта, проводившиеся многими учеными, при­вели к выводам о существовании когнитивного единства человечества, которое означает, что мыслительные процессы (в частности, логиче­ские) не различаются в разных культурах. Единственное, что различ­но, это:

- содержание этих процессов (то, о чем человек думает);

- ситуация (условия среды, отбирающие тот или иной тип мышления);

- исходные посылки (или культурные мифы), которые считают­ся истинными или ложными в данной культуре.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 2598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.