Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цир­ку­ля­ция элит 1 страница




Ари­сто­кра­тии не вечны. Ка­ко­вы бы ни были при­чи­ны, не­оспо­ри­мо то, что через какое-то время они ис­че­за­ют. Ис­то­рия - это клад­би­ще ари­сто­кра­тий... Не­ко­то­рые ари­сто­кра­тии при­хо­дят в упа­док не толь­ко в ко­ли­че­ствен­ном, но и в ка­че­ствен­ном от­но­ше­нии, по­сколь­ку в них осла­бе­ва­ет энер­гия и из­ме­ня­ют­ся про­пор­ции ре­сур­сов, бла­го­да­ря ко­то­рым они завоёвы­ва­ли власть и удер­жи­ва­ли её. [...]

Пра­вя­щий класс вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся не толь­ко чис­лен­но, но, что более важно, и ка­че­ствен­но: бла­го­да­ря се­мьям из низ­ших клас­сов, при­но­ся­щим энер­гию и ре­сур­сы, не­об­хо­ди­мые для удер­жа­ния вла­сти. Он вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся также и бла­го­да­ря тому, что те­ря­ет своих наи­бо­лее де­гра­ди­ро­вав­ших чле­нов.

Если один из этих про­цес­сов пре­кра­тит­ся или, что ещё хуже, пре­кра­тят­ся оба, пра­вя­щий класс придёт к упад­ку, часто вле­ку­ще­му за собой упа­док всей нации. Это мощ­ная при­чи­на, на­ру­ша­ю­щая рав­но­ве­сие: на­коп­ле­ние выс­ших эле­мен­тов в низ­ших клас­сах и, на­про­тив, низ­ших эле­мен­тов в выс­ших клас­сах. Если бы че­ло­ве­че­ские ари­сто­кра­тии были по­доб­ны от­бор­ным видам жи­вот­ных, ко­то­рые в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни вос­про­из­во­дят себе по­доб­ных при­мер­но с теми же при­зна­ка­ми, ис­то­рия че­ло­ве­че­ства была бы иной.

В ре­зуль­та­те цир­ку­ля­ции элит пра­вя­щая элита на­хо­дит­ся в со­сто­я­нии по­сто­ян­ной и мед­лен­ной транс­фор­ма­ции, дви­жет­ся по­доб­но реке; се­год­ня она уже не та, что была вчера. Время от вре­ме­ни про­ис­хо­дят не­ожи­дан­но­сти и же­сто­кие по­тря­се­ния, по­доб­ные на­вод­не­ни­ям; затем новая пра­вя­щая элита вновь на­чи­на­ет по­сте­пен­но ме­нять­ся: река, во­шед­шая в свое русло, воз­об­нов­ля­ет обыч­ный путь.

Ре­во­лю­ции про­ис­хо­дят, по­сколь­ку с за­мед­ле­ни­ем цир­ку­ля­ции элиты или по какой- либо дру­гой при­чи­не в выс­ших стра­тах об­ще­ства на­кап­ли­ва­ют­ся де­гра­ди­ро­вав­шие эле­мен­ты, ко­то­рые более не об­ла­да­ют ре­сур­са­ми, не­об­хо­ди­мы­ми для удер­жа­ния вла­сти, ко­то­рые из­бе­га­ют при­ме­не­ния силы, в то время как в низ­ших стра­тах воз­рас­та­ет число эле­мен­тов выс­ше­го ка­че­ства, об­ла­да­ю­щих по­тен­ци­а­лом, не­об­хо­ди­мым для вы­пол­не­ния функ­ции управ­ле­ния, и склон­ных к ис­поль­зо­ва­нию силы.

 

(В. Па­ре­то)

30. За­да­ние 30 № 3472. Автор пишет, что «в ре­зуль­та­те цир­ку­ля­ции элит пра­вя­щая элита на­хо­дит­ся в со­сто­я­нии по­сто­ян­ной и мед­лен­ной транс­фор­ма­ции, дви­жет­ся по­доб­но реке; се­год­ня она уже не та, что была вчера». Опи­ра­ясь на изу­чен­ный ма­те­ри­ал по курсу оте­че­ствен­ной и все­об­щей ис­то­рии, об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те три при­ме­ра, ил­лю­стри­ру­ю­щие про­цесс по­сте­пен­ной транс­фор­ма­ции элит.

 

31. За­да­ние 31 № 3473. Опи­ра­ясь на ма­те­ри­ал курса об­ще­ст­во­зна­ния, ука­жи­те три любых ка­на­ла ре­кру­ти­ро­ва­ния со­вре­мен­ной по­ли­ти­че­ской элиты, по­яс­ни­те крат­ко зна­че­ние каж­до­го из них.

 

32. За­да­ние 32 № 4946. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «го­су­дар­ствен­ный бюд­жет»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о фор­ми­ро­ва­нии го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та, и одно пред­ло­же­ние о со­сто­я­нии бюд­же­та.

33. За­да­ние 33 № 3549. Ука­жи­те любые три ис­точ­ни­ка фи­нан­си­ро­ва­ния биз­не­са, каж­дый из ко­то­рых про­ил­лю­стри­ро­вав при­ме­ром.

34. За­да­ние 34 № 1700. Ин­ду­стри­а­ли­за­ция в СССР при­ве­ла к раз­ви­тию со­вре­мен­ной про­мыш­лен­но­сти, но со­про­вож­да­лась ущем­ле­ни­ем прав граж­дан. Какое свой­ство об­ще­ствен­но­го про­грес­са ил­лю­стри­ру­ет­ся дан­ным при­ме­ром? При­ве­ди­те два своих при­ме­ра, ил­лю­стри­ру­ю­щих это свой­ство.

35. За­да­ние 35 № 1183. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Право в си­сте­ме со­ци­аль­ных норм». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему.

План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

36. За­да­ние 36 № 4372. Вы­пол­няя за­да­ние С9, вы мо­же­те про­явить свои зна­ния и уме­ния на том со­дер­жа­нии, ко­то­рое для вас более при­вле­ка­тель­но. С этой целью вы­бе­ри­те толь­ко одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний (С9.1—С9.3). Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (за­тро­ну­тую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к по­зи­ции, за­ня­той ав­то­ром; обос­нуй­те это от­но­ше­ние.

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт.

 

 

С9.1 Фи­ло­со­фия: «Уве­рен­ность в су­ще­ство­ва­нии внеш­не­го мира, не­за­ви­си­мо­го от по­зна­ю­ще­го субъ­ек­та, лежит в ос­но­ве всего уче­ния о при­ро­де». (А. Эйн­штейн)

С9.2 Эко­но­ми­ка: «Биз­нес может зайти в тупик, если со­сре­до­то­чит­ся не на по­ку­па­те­лях, а на кон­ку­рен­тах». (Д. Безос)

С9.3 Со­цио­ло­гия, со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: «Не­ко­то­рые не­пи­са­ные за­ко­ны твёрже всех пи­са­ных». (Се­не­ка)

С9.4 По­ли­то­ло­гия: «Все люди равны в де­мо­кра­ти­че­ских го­су­дар­ствах; они равны и в дес­по­ти­че­ских го­су­дар­ствах: в пер­вом слу­чае - по­то­му, что они - всё, во вто­ром - по­то­му, что все они - ничто». (Ш. Мон­те­с­кьё)

С9.5 Пра­во­ве­де­ние: «Пра­во­су­дие - ос­но­ва го­су­дар­ства». (Ла­тин­ское юри­ди­че­ское из­ре­че­ние)

1. За­да­ние 1 № 5457. Быст­рый скач­ко­об­раз­ный пе­ре­ход от од­но­го об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ско­го строя к дру­го­му на­зы­ва­ет­ся

 

1) про­грес­сом

2) ре­во­лю­ци­ей

3) контр­ре­фор­мой

4) эво­лю­ци­ей

Ответ: 2

2. За­да­ние 2 № 1113. Ука­жи­те наи­бо­лее общее зна­че­ние по­ня­тия «куль­ту­ра».

 

1) вос­пи­тан­ность, ци­ви­ли­зо­ван­ность че­ло­ве­ка

2) все виды пре­об­ра­зо­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка

3) ис­то­ри­че­ски обу­слов­лен­ный уро­вень раз­ви­тия об­ще­ства

4) де­я­тель­ность в сфере ис­кус­ства и науки

Ответ: 2

3. За­да­ние 3 № 3856. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об об­ще­стве?

 

А. По­ня­тие «об­ще­ство» ис­поль­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния груп­пы людей,объ­еди­нив­ших­ся для вы­пол­не­ния сов­мест­ной де­я­тель­но­сти.

Б. По­ня­тие «об­ще­ство» ис­поль­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния пе­ри­о­да ис­то­рии че­ло­ве­че­ства.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

Ответ: 3

 

4. За­да­ние 4 № 4473. Тео­ре­ма Пи­фа­го­ра — одна из ос­но­во­по­ла­га­ю­щих тео­рем Ев­кли­до­вой гео­мет­рии, уста­нав­ли­ва­ю­щая со­от­но­ше­ние между сто­ро­на­ми пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка. По каким ос­но­ва­ни­ям её можно счи­тать на­уч­ным зна­ни­ем? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Её от­кры­тие про­изо­шло на ос­но­ве на­блю­де­ний.

2) Её ис­тин­ность была уста­нов­ле­на путём обоб­ще­ния на­род­ной муд­ро­сти.

3) Для её опи­са­ния ис­поль­зо­ван метод тео­ре­ти­че­ско­го объ­яс­не­ния.

4) Она из­ло­же­на спе­ци­аль­ным язы­ком ма­те­ма­ти­ки.

5) Она слож­на для са­мо­сто­я­тель­но­го изу­че­ния.

6) Для под­твер­жде­ния её ис­тин­но­сти пред­ло­же­но до­ка­за­тель­ство, опи­ра­ю­ще­е­ся на опыт­но уста­нов­лен­ные дан­ные.

Ответ: 1346

 

5. За­да­ние 5 № 3596. Какой из при­ведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ет ры­ноч­ную эко­но­ми­че­скую си­сте­му?

 

1) эко­но­ми­че­ская сво­бо­да про­из­во­ди­те­ля

2) ре­гу­ли­ро­ва­ние объёмов про­из­вод­ства обы­ча­я­ми

3) цен­тра­ли­зо­ван­ное рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов

4) до­ми­ни­ро­ва­ние про­из­во­ди­те­ля над по­тре­би­те­лем

Ответ: 1

 

6. За­да­ние 6 № 3294. К не­га­тив­ным по­след­стви­ям меж­ду­на­род­но­го раз­де­ле­ния труда и от­ме­ны та­мо­жен­ных ба­рье­ров можно от­не­сти

 

1) об­лег­че­ние кон­ку­рен­ции на ми­ро­вых рын­ках с ино­стран­ны­ми про­из­во­ди­те­ля­ми то­ва­ров и услуг

2) вы­го­ды и пре­фе­рен­ции на­ци­о­наль­ных экс­порт­но­ори­ен­ти­ро­ван­ных про­из­водств

3) не­кон­ку­рент­но­спо­соб­ность от­дель­ных от­рас­лей на­ци­о­наль­ной эко­но­ми­ки вслед­ствие более вы­со­кой се­бе­сто­и­мо­сти про­дук­ции

4) сни­же­ние цен на им­порт­ную про­дук­цию для мас­со­во­го по­тре­би­те­ля

Ответ: 3

 

7. За­да­ние 7 № 3486. На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке услуг част­ных кли­ник: линия пред­ло­же­ния S пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние S1.

(Р — цена то­ва­ра, Q — объём пред­ло­же­ния). Это пе­ре­ме­ще­ние может быть свя­за­но пре­жде всего с (со)

 

1) су­ще­ствен­ным ро­стом до­хо­дов на­се­ле­ния

2) воз­рас­та­ни­ем го­су­дар­ствен­ных тре­бо­ва­ний к ли­цен­зи­ро­ва­нию вра­чеб­ной прак­ти­ки

3) от­ме­ной ввоз­ных по­шлин на фар­ма­цев­ти­че­ские сред­ства за­ру­беж­ных про­из­во­ди­те­лей

4) сни­же­ни­ем до­ступ­но­сти и ка­че­ства ме­ди­цин­ских услуг в го­су­дар­ствен­ных кли­ни­ках

Ответ: 2

 

8. За­да­ние 8 № 4832. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пря­мых на­ло­гах?

 

А. Пря­мые на­ло­ги взи­ма­ют­ся в казну с до­хо­дов граж­дан и фирм.

Б. Пря­мые на­ло­ги по­сту­па­ют толь­ко в фе­де­раль­ный бюд­жет.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

Ответ: 1

 

9. За­да­ние 9 № 3802. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке опе­ра­ции цен­траль­но­го банка. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) кре­ди­то­ва­ние бан­ков

2) от­кры­тие де­по­зит­ных вкла­дов

3) эмис­сия денег

4) опре­де­ле­ние учётной став­ки

5) кон­суль­ти­ро­ва­ние граж­дан по фи­нан­со­вым во­про­сам

6) приём ком­му­наль­ных пла­те­жей

Ответ: 134

 

10. За­да­ние 10 № 2587. В какой из си­ту­а­ций были при­ме­не­ны не­фор­маль­ные по­зи­тив­ные санк­ции?

 

1) Новое про­из­ве­де­ние мо­ло­до­го ком­по­зи­то­ра было встре­че­но бур­ны­ми ап­ло­дис­мен­та­ми и ова­ци­я­ми пуб­ли­ки.

2) Уче­ный по­лу­чил пре­стиж­ную меж­ду­на­род­ную пре­мию за ис­сле­до­ва­ния в об­ла­сти энер­го­сбе­ре­га­ю­щих тех­но­ло­гий.

3) За по­бе­ду в кон­кур­се «Луч­ший в про­фес­сии» ра­бо­чий по­лу­чил в по­да­рок ключи от но­во­го ав­то­мо­би­ля.

4) Во­ен­но­слу­жа­щий до­сроч­но был про­из­ве­ден в новое во­ин­ское зва­ние.

Ответ: 1

 

11. За­да­ние 11 № 826. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об оцен­ке по­ло­же­ния че­ло­ве­ка в об­ще­стве?

 

А. Ав­то­ри­тет — это оцен­ка об­ще­ством со­ци­аль­ных по­зи­ций, за­ни­ма­е­мых лич­но­стью.

Б. Пре­стиж — это сте­пень при­зна­ния окру­жа­ю­щи­ми лич­ных и де­ло­вых ка­честв че­ло­ве­ка. 

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

Ответ: 4

12. За­да­ние 12 № 5312. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке эт­ни­че­ские общ­но­сти, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) молодёжь

2) рос­си­я­не

3) тру­дя­щи­е­ся

4) укра­ин­цы

5) па­ри­жа­не

6) рус­ские

Ответ: 46

 

13. За­да­ние 13 № 832. К ор­га­нам ис­пол­ни­тель­ной вла­сти в РФ от­но­сит­ся

 

1) Са­мар­ская об­ласт­ная Дума

2) Ад­ми­ни­стра­ция Пре­зи­ден­та РФ

3) Совет Фе­де­ра­ции РФ

4) Ми­ни­стер­ство об­ра­зо­ва­ния и науки РФ

Ответ: 4

14. За­да­ние 14 № 458. Что из пе­ре­чис­лен­но­го яв­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­ным при­зна­ком де­мо­кра­ти­че­ско­го го­су­дар­ства?

 

1) на­ли­чие пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов

2) су­ве­ре­ни­тет в опре­де­лен­ных тер­ри­то­ри­аль­ных гра­ни­цах

3) ис­клю­чи­тель­ные права, в том числе на при­ня­тие за­ко­нов, взи­ма­ние на­ло­гов, ис­поль­зо­ва­ние мер го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния

4) пар­ла­мен­та­ризм

Ответ: 4

15. За­да­ние 15 № 3531. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о ма­жо­ри­тар­ной из­би­ра­тель­ной си­сте­ме?

 

А. При ма­жо­ри­тар­ной из­би­ра­тель­ной си­сте­ме в из­би­ра­тель­ных окру­гах на один ман­дат могут пре­тен­до­вать не­сколь­ко кан­ди­да­тов.

Б. По­бе­ду на вы­бо­рах по ма­жо­ри­тар­ной си­сте­ме одер­жи­ва­ет та пар­тия, ко­то­рая по­лу­ча­ет по пред­став­лен­но­му ей спис­ку кан­ди­да­тов боль­шин­ство го­ло­сов.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

Ответ: 1

 

16. За­да­ние 16 № 505. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке функ­ции го­су­дар­ства. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) по­ли­ти­че­ская 2) пра­во­охра­ни­тель­ная 3) со­ци­аль­ная
4) де­мо­кра­ти­че­ская 5) эт­ни­че­ская  

Ответ: 123

17. За­да­ние 17 № 1460. Со­во­куп­ность обя­за­тель­ных к ис­пол­не­нию пра­вил (норм), уста­нав­ли­ва­е­мых го­су­дар­ством. Ка­ко­му по­ня­тию со­от­вет­ству­ет это опре­де­ле­ние?

 

1) граж­дан­ство

2) по­ли­ти­ка

3) власть

4) право

Ответ: 4

18. За­да­ние 18 № 3796. Участ­ни­ка граж­дан­ско­го про­цес­са, ко­то­рый предъ­яв­ля­ет тре­бо­ва­ния, на­зы­ва­ют

 

1) ист­цом

2) от­вет­чи­ком

3) экс­пер­том

4) сви­де­те­лем

Ответ: 1

 

19. За­да­ние 19 № 1204. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о юри­ди­че­ской от­вет­ствен­но­сти?

 

А. Юри­ди­че­ская от­вет­ствен­ность может на­ла­гать­ся лишь за де­я­ния, ко­то­рые за­пре­ще­ны за­ко­ном.

Б. Не до­пус­ка­ет­ся по­втор­ное на­ка­за­ние лица за одно и то же пра­во­на­ру­ше­ние.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

Ответ: 3

20. За­да­ние 20 № 4879. Граж­да­нин С. со­зна­тель­но нанёс зна­чи­тель­ные по­вре­жде­ния ав­то­мо­би­лю граж­да­ни­на В., к ко­то­ро­му ис­пы­ты­вал лич­ную не­при­язнь, но был за­дер­жан со­труд­ни­ка­ми по­ли­ции. Кем будет яв­лять­ся граж­да­нин В. в ходе су­деб­но­го раз­би­ра­тель­ства по дан­но­му делу?

 

1) по­тер­пев­шим

2) от­вет­чи­ком

3) сви­де­те­лем

4) ист­цом

Ответ: 1

 

21. За­да­ние 21 № 2595. К числу по­ли­ти­че­ских прав граж­дан Рос­сии, уста­нов­лен­ных Кон­сти­ту­ци­ей РФ, от­но­сит­ся право

 

1) из­би­рать и быть из­бран­ным в ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти

2) на по­лу­че­ние бес­плат­но­го об­ра­зо­ва­ния

3) на по­лу­че­ние про­фес­сии в со­от­вет­ствии со сво­и­ми спо­соб­но­стя­ми

4) на не­при­кос­но­вен­ность част­ной жизни и пе­ре­пис­ки

Ответ: 1

 

22. За­да­ние 22 № 4021. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

ГРУП­ПА ОТ­РАС­ЛЕЙ ПРАВА ОТ­РАС­ЛИ ПРАВА
... право Кон­сти­ту­ци­он­ное право, граж­дан­ское право, тру­до­вое право, ад­ми­ни­стра­тив­ное право, эко­ло­ги­че­ское право, се­мей­ное право и др.
Про­цес­су­аль­ное право Граж­дан­ское про­цес­су­аль­ное право, уго­лов­но-про­цес­су­аль­ное право и др.

 

 

Ответ___________.

Ответ: материальное

 

23. За­да­ние 23 № 1064. Вы­бе­ри­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) об­суж­де­ние за­ко­но­про­ек­та в пар­ла­мен­те 2) за­ко­но­да­тель­ная ини­ци­а­ти­ва
3) за­ко­но­твор­че­ский про­цесс 4) пар­ла­мент­ские слу­ша­ния
5) от­кло­не­ние за­ко­но­про­ек­та  

Ответ: 3

24. За­да­ние 24 № 3463. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют пост­ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство.

 

1) вне­эко­но­ми­че­ское при­нуж­де­ние к труду 2) при­о­ри­тет кол­лек­ти­вист­ских цен­но­стей 3) ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние мик­ро­про­цес­сор­ных тех­но­ло­гий
4) пе­ре­ход к вы­пус­ку ма­ло­се­рий­ных из­де­лий 5) пре­вра­ще­ние ин­фор­ма­ции в фак­тор про­из­вод­ства 6) раз­ви­тие элек­трон­ных средств ком­му­ни­ка­ции

 

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

Ответ: 12

 

25. За­да­ние 25 № 4506. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­ци­аль­ны­ми фак­та­ми и ис­то­ри­че­ски­ми ти­па­ми об­ществ: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЕ ФАКТЫ   ИС­ТО­РИ­ЧЕ­СКИЕ ТИПЫ
А) аг­рар­но-сы­рье­вой тип хо­зяй­ства Б) по­яв­ле­ние мас­со­вой куль­ту­ры В) раз­ви­тие гло­баль­ных ком­пью­тер­ных сетей Г) со­зда­ние кон­вей­е­ра Д) ве­ду­щая роль науки в про­из­вод­стве   1) ин­фор­ма­ци­он­ное 2) ин­ду­стри­аль­ное 3) тра­ди­ци­он­ное

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д
         

Ответ: 32121

 

26. За­да­ние 26 № 3914. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.

 

(А) Связь между ро­стом ин­фля­ции и обост­ре­ни­ем про­бле­мы бед­но­сти имеет при­чин­но-след­ствен­ный ха­рак­тер. (Б) Осо­бую тре­во­гу вы­зы­ва­ет ухуд­ше­ние по­ло­же­ния в усло­ви­ях ин­фля­ции семей с фик­си­ро­ван­ным до­хо­дом. (В) Мно­гие семьи пы­та­ют­ся спа­сти свои сбе­ре­же­ния путём по­куп­ки ва­лю­ты. (Г) По­доб­ная прак­ти­ка край­не вред­на для раз­ви­тия эко­но­ми­ки. (Д) Важно по­ни­мать, что не вся­кое по­вы­ше­ние цен слу­жит по­ка­за­те­лем ин­фля­ции.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

 

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.

A Б В Г Д
         

Ответ: 32122

27. За­да­ние 27 № 5200. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«Со­ци­аль­ный кон­троль – ме­ха­низм, с по­мо­щью ко­то­ро­го об­ще­ство обес­пе­чи­ва­ет со­блю­де­ние опре­делённых пра­вил, __________(А) ко­то­рых на­но­сит ущерб функ­ци­о­ни­ро­ва­нию со­ци­аль­ной си­сте­мы. В этом ка­че­стве вы­сту­па­ют __________(Б) и право, обы­чаи, ад­ми­ни­стра­тив­ные ре­ше­ния и др. Дей­ствие со­ци­аль­но­го кон­тро­ля сво­дит­ся глав­ным об­ра­зом к при­ме­не­нию раз­лич­ных __________(В) к на­ру­ши­те­лям при­ня­тых со­ци­аль­ных норм. Од­но­вре­мен­но со­ци­аль­ный кон­троль пред­по­ла­га­ет по­ощ­ре­ние за __________(Г) со­ци­аль­ных норм.

Со­ци­аль­ный кон­троль вы­сту­па­ет как ор­га­ни­че­ский эле­мент любой __________(Д) управ­ле­ния со­ци­аль­ным про­цес­сом, как ме­ха­низм об­рат­ной связи, обес­пе­чи­ва­ю­щий вы­пол­не­ние ко­манд управ­ля­ю­ще­го ор­га­на.

Со­ци­аль­ный кон­троль можно об­на­ру­жить в самых ран­них об­ще­ствах. С раз­ви­ти­ем про­из­во­ди­тель­ных сил и раз­де­ле­ния труда роль со­ци­аль­но­го кон­тро­ля воз­рас­та­ет, а его струк­ту­ра услож­ня­ет­ся. Воз­ни­ка­ют со­ци­аль­ные __________(Е), за­ни­ма­ю­щи­е­ся почти ис­клю­чи­тель­но со­ци­аль­ным кон­тро­лем (на­при­мер, су­деб­ные ор­га­ны). Вме­сте с тем функ­ции со­ци­аль­но­го кон­тро­ля осу­ществ­ля­ет прак­ти­че­ски любой со­ци­аль­ный ин­сти­тут».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

Спи­сок тер­ми­нов:

 

1) санк­ция 2) на­ру­ше­ние 3) мо­раль
4) со­блю­де­ние 5) си­сте­ма 6) мо­биль­ность
7) огра­ни­че­ние 8) ин­сти­тут 9) ста­тус

 

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д Е
           

Ответ: 231458

28. За­да­ние 28 № 4765. Чем, по мне­нию ав­то­ра, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся от­но­ше­ние боль­шин­ства людей к пред­ста­ви­те­лям го­су­дар­ствен­ной вла­сти? Опи­ра­ясь на текст, при­ве­ди­те по­ло­же­ние, обос­но­вы­ва­ю­щее эту по­зи­цию.

 

Из со­чи­не­ния Г. Спен­се­ра «Лич­ность и го­су­дар­ство»

Раз­лич­ным вли­я­ни­ям, дей­ству­ю­щим свер­ху, со­от­вет­ству­ют на­деж­ды и про­ше­ния, воз­но­ся­щи­е­ся снизу вверх. Люди, не­су­щие тяжёлый труд и обре­менённые об­сто­ятeльcтвами, со­став­ля­ю­щие гро­мад­ное боль­шин­ство, а тем более люди не­спо­соб­ные, по­лу­ча­ю­щие по­сто­ян­но по­мощь и жаж­ду­щие ещё более ши­ро­кой по­мо­щи, под­дер­жи­ва­ют все про­ек­ты, от ко­то­рых

ожи­да­ют того или иного бла­го­по­лу­чия при по­сред­ни­че­стве ад­ми­ни­стра­тив­но­го вме­ша­тель­ства. Такие люди верят вся­ко­му, кто го­во­рит, что эти бла­го­де­я­ния могут и долж­ны быть им ока­за­ны. <…> По мере того, как уси­ли­ва­ет­ся вме­ша­тель­ство го­су­дар­ства в об­ще­ствен­ные ин­те­ре­сы, растёт между граж­да­на­ми и уве­рен­ность, что всё долж­но де­лать­ся для них и

ни­че­го не тре­бу­ет­ся от них. Мысль о том, что дан­ная цель долж­на быть до­стиг­ну­та лич­ной энер­ги­ей или ас­со­ци­а­ци­я­ми част­ной ини­ци­а­ти­вы, де­ла­ет­ся с каж­дым по­ко­ле­ни­ем всё более и более чуж­дой людям, тогда как убеж­де­ние в том, что эта цель долж­на быть до­стиг­ну­та при по­мо­щи пра­ви­тель­ства, ста­но­вит­ся всё более при­выч­ным, и, на­ко­нец, <…> на­чи­на­ет

счи­тать­ся един­ствен­ным прак­ти­че­ским спо­со­бом. Так как люди, ко­то­рых уве­ря­ют, что бу­ду­щее со­ци­аль­ное пре­об­ра­зо­ва­ние при­несёт им гро­мад­ные бла­го­де­я­ния, об­ла­да­ют из­би­ра­тель­ным пра­вом, то ре­зуль­тат по­лу­ча­ет­ся сле­ду­ю­щим: чтобы овла­деть их го­ло­са­ми, кан­ди­дат дол­жен по мень­шей мере воз­дер­жать­ся от того, чтобы до­ка­зать им лож­ность их ве­ро­ва­ний <…>. Даже главы пар­тий <…> на­пе­ре­рыв друг перед дру­гом ста­ра­ют­ся при­об­ре­сти при­вер­жен­цев. Каж­дый до­би­ва­ет­ся по­пу­ляр­но­сти, обе­щая боль­ше, чем его про­тив­ник. <…> Не­ко­то­рые на­столь­ко бес­со­вест­ны,

что по­да­ют голос за пред­ло­же­ния, ко­то­рые они счи­та­ют дур­ны­ми в прин­ци­пе, по­то­му что нужды пар­тии и же­ла­ние быть пе­ре­из­бран­ным тре­бу­ют, чтобы они по­сту­па­ли так. Таким об­ра­зом, плохую по­ли­ти­ку за­щи­ща­ют даже те, кто видит её не­до­стат­ки.

29. За­да­ние 29 № 1362. Чем объ­яс­ня­ет­ся важ­ность ре­ли­гии и науки в жизни об­ще­ства? Ис­поль­зуя текст и зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния.

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1—С4.

 

Ре­ли­гия и наука — два ас­пек­та об­ще­ствен­ной жизни, из ко­то­рых пер­вый был важен с са­мо­го на­ча­ла из­вест­ной нам ис­то­рии че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма, тогда как вто­рой, после со­всем не­дол­го­го су­ще­ство­ва­ния у гре­ков и ара­бов, воз­ро­дил­ся лишь в XVI веке и с тех пор ока­зы­ва­ет всё более силь­ное вли­я­ние на идеи и на весь образ жизни со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка. Ре­ли­гия и наука на­хо­дят­ся в дав­нем про­ти­во­бор­стве, но до по­след­не­го вре­ме­ни наука не­из­мен­но ока­зы­ва­лась в по­ло­же­нии по­бе­ди­те­ля. Од­на­ко воз­ник­но­ве­ние новых ре­ли­гий, оснащённых бла­го­да­ря самой науке но­вы­ми воз­мож­но­стя­ми для про­по­вед­ни­че­ской де­я­тель­но­сти, сде­ла­ло со­от­но­ше­ние сил не­яс­ным, по­это­му се­год­ня при­хо­дит­ся снова об­ра­щать­ся к вы­яс­не­нию при­чин и ис­то­рии той войны, ко­то­рую тра­ди­ци­он­ная ре­ли­гия вела про­тив науки.

С по­мо­щью на­блю­де­ния и рас­суж­де­ния наука уста­нав­ли­ва­ет факты и объ­еди­ня­ю­щие эти факты за­ко­ны, что поз­во­ля­ет в ряде слу­ча­ев успеш­но пред­ска­зы­вать бу­ду­щее. По­ми­мо тео­ре­ти­че­ско­го ас­пек­та име­ет­ся ещё и ос­но­ван­ная на науке тех­ни­ка, со­зда­ю­щая удо­воль­ствия и удоб­ства, ко­то­рые были не­воз­мож­ны или слиш­ком до­ро­го сто­и­ли в до­на­уч­ную эпоху. Имен­но тех­ни­ка придаёт науке боль­шую зна­чи­мость, далее в гла­зах далёких от неё людей.

 

С со­ци­аль­ной точки зре­ния ре­ли­гия пред­став­ля­ет собой более слож­ное яв­ле­ние, чем наука. В каж­дой из ве­ли­ких ис­то­ри­че­ских ре­ли­гий при­сут­ству­ют три эле­мен­та: 1) цер­ковь, 2) вера, 3) ко­декс лич­ной мо­ра­ли. От­но­си­тель­ная важ­ность каж­до­го из этих эле­мен­тов из­ме­ня­лась с те­че­ни­ем вре­ме­ни и была раз­ной у раз­лич­ных на­ро­дов. <...> Тем не менее, все три эле­мен­та — пусть в не­оди­на­ко­вых про­пор­ци­ях — су­ще­ствен­ны для ре­ли­гии как со­ци­аль­но­го фе­но­ме­на. Ре­ли­гия всту­па­ет в кон­фликт с на­у­кой имен­но по той при­чи­не, что имеет со­ци­аль­ное зна­че­ние. Лич­ная ре­ли­гия, не де­ла­ю­щая утвер­жде­ний, ко­то­рые наука могла бы опро­верг­нуть, спо­кой­но су­ще­ству­ет и в на­уч­ную эпоху.

 

Ис­точ­ни­ком кон­флик­та между ре­ли­ги­ей и на­у­кой яв­ля­ет­ся раз­ли­чие в убеж­де­ни­ях, од­на­ко остро­та про­ти­во­ре­чий обу­слов­ле­на тем, что убеж­де­ния свя­за­ны с цер­ко­вью и мо­раль­ным ко­дек­сом. Со­мне­ние в вере ослаб­ля­ет ав­то­ри­тет церк­ви; кроме того, все­гда счи­та­лось, что со­мне­ние под­ры­ва­ет мо­раль, по­сколь­ку мо­раль­ный долг вы­во­дит­ся имен­но из убеж­де­ний. По­это­му не толь­ко цер­ков­ные, но и свет­ские вла­сти имеют ос­но­ва­ния опа­сать­ся ре­во­лю­ци­он­ных взгля­дов учёных.

 

(В.Рас­сел)

30. За­да­ние 30 № 1363. На­зо­ви­те три «ве­ли­кие ис­то­ри­че­ские ре­ли­гии». Ис­поль­зуя зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, при­ве­ди­те три по­ло­же­ния «ко­дек­са лич­ной мо­ра­ли» любой из на­зван­ных вами ре­ли­гий (сна­ча­ла на­зо­ви­те ре­ли­гию, а затем при­ве­ди­те со­от­вет­ству­ю­щие по­ло­же­ния).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 3113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.132 сек.