КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Циркуляция элит 1 страница
Аристократии не вечны. Каковы бы ни были причины, неоспоримо то, что через какое-то время они исчезают. История - это кладбище аристократий... Некоторые аристократии приходят в упадок не только в количественном, но и в качественном отношении, поскольку в них ослабевает энергия и изменяются пропорции ресурсов, благодаря которым они завоёвывали власть и удерживали её. [...] Правящий класс восстанавливается не только численно, но, что более важно, и качественно: благодаря семьям из низших классов, приносящим энергию и ресурсы, необходимые для удержания власти. Он восстанавливается также и благодаря тому, что теряет своих наиболее деградировавших членов. Если один из этих процессов прекратится или, что ещё хуже, прекратятся оба, правящий класс придёт к упадку, часто влекущему за собой упадок всей нации. Это мощная причина, нарушающая равновесие: накопление высших элементов в низших классах и, напротив, низших элементов в высших классах. Если бы человеческие аристократии были подобны отборным видам животных, которые в течение длительного времени воспроизводят себе подобных примерно с теми же признаками, история человечества была бы иной. В результате циркуляции элит правящая элита находится в состоянии постоянной и медленной трансформации, движется подобно реке; сегодня она уже не та, что была вчера. Время от времени происходят неожиданности и жестокие потрясения, подобные наводнениям; затем новая правящая элита вновь начинает постепенно меняться: река, вошедшая в свое русло, возобновляет обычный путь. Революции происходят, поскольку с замедлением циркуляции элиты или по какой- либо другой причине в высших стратах общества накапливаются деградировавшие элементы, которые более не обладают ресурсами, необходимыми для удержания власти, которые избегают применения силы, в то время как в низших стратах возрастает число элементов высшего качества, обладающих потенциалом, необходимым для выполнения функции управления, и склонных к использованию силы.
(В. Парето) 30. Задание 30 № 3472. Автор пишет, что «в результате циркуляции элит правящая элита находится в состоянии постоянной и медленной трансформации, движется подобно реке; сегодня она уже не та, что была вчера». Опираясь на изученный материал по курсу отечественной и всеобщей истории, обществоведческие знания, приведите три примера, иллюстрирующие процесс постепенной трансформации элит.
31. Задание 31 № 3473. Опираясь на материал курса обществознания, укажите три любых канала рекрутирования современной политической элиты, поясните кратко значение каждого из них.
32. Задание 32 № 4946. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «государственный бюджет»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формировании государственного бюджета, и одно предложение о состоянии бюджета. 33. Задание 33 № 3549. Укажите любые три источника финансирования бизнеса, каждый из которых проиллюстрировав примером. 34. Задание 34 № 1700. Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство. 35. Задание 35 № 1183. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Право в системе социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 36. Задание 36 № 4372. Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных ниже высказываний (С9.1—С9.3). Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
С9.1 Философия: «Уверенность в существовании внешнего мира, независимого от познающего субъекта, лежит в основе всего учения о природе». (А. Эйнштейн) С9.2 Экономика: «Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточится не на покупателях, а на конкурентах». (Д. Безос) С9.3 Социология, социальная психология: «Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных». (Сенека) С9.4 Политология: «Все люди равны в демократических государствах; они равны и в деспотических государствах: в первом случае - потому, что они - всё, во втором - потому, что все они - ничто». (Ш. Монтескьё) С9.5 Правоведение: «Правосудие - основа государства». (Латинское юридическое изречение) 1. Задание 1 № 5457. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется
1) прогрессом 2) революцией 3) контрреформой 4) эволюцией Ответ: 2 2. Задание 2 № 1113. Укажите наиболее общее значение понятия «культура».
1) воспитанность, цивилизованность человека 2) все виды преобразовательной деятельности человека 3) исторически обусловленный уровень развития общества 4) деятельность в сфере искусства и науки Ответ: 2 3. Задание 3 № 3856. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Понятие «общество» используется для обозначения группы людей,объединившихся для выполнения совместной деятельности. Б. Понятие «общество» используется для обозначения периода истории человечества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 3
4. Задание 4 № 4473. Теорема Пифагора — одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Её открытие произошло на основе наблюдений. 2) Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости. 3) Для её описания использован метод теоретического объяснения. 4) Она изложена специальным языком математики. 5) Она сложна для самостоятельного изучения. 6) Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные. Ответ: 1346
5. Задание 5 № 3596. Какой из приведённых признаков характеризует рыночную экономическую систему?
1) экономическая свобода производителя 2) регулирование объёмов производства обычаями 3) централизованное распределение ресурсов 4) доминирование производителя над потребителем Ответ: 1
6. Задание 6 № 3294. К негативным последствиям международного разделения труда и отмены таможенных барьеров можно отнести
1) облегчение конкуренции на мировых рынках с иностранными производителями товаров и услуг 2) выгоды и преференции национальных экспортноориентированных производств 3) неконкурентноспособность отдельных отраслей национальной экономики вследствие более высокой себестоимости продукции 4) снижение цен на импортную продукцию для массового потребителя Ответ: 3
7. Задание 7 № 3486. На рисунке отражена ситуация на рынке услуг частных клиник: линия предложения S переместилась в новое положение S1. (Р — цена товара, Q — объём предложения). Это перемещение может быть связано прежде всего с (со)
1) существенным ростом доходов населения 2) возрастанием государственных требований к лицензированию врачебной практики 3) отменой ввозных пошлин на фармацевтические средства зарубежных производителей 4) снижением доступности и качества медицинских услуг в государственных клиниках Ответ: 2
8. Задание 8 № 4832. Верны ли следующие суждения о прямых налогах?
А. Прямые налоги взимаются в казну с доходов граждан и фирм. Б. Прямые налоги поступают только в федеральный бюджет.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 1
9. Задание 9 № 3802. Найдите в приведённом списке операции центрального банка. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) кредитование банков 2) открытие депозитных вкладов 3) эмиссия денег 4) определение учётной ставки 5) консультирование граждан по финансовым вопросам 6) приём коммунальных платежей Ответ: 134
10. Задание 10 № 2587. В какой из ситуаций были применены неформальные позитивные санкции?
1) Новое произведение молодого композитора было встречено бурными аплодисментами и овациями публики. 2) Ученый получил престижную международную премию за исследования в области энергосберегающих технологий. 3) За победу в конкурсе «Лучший в профессии» рабочий получил в подарок ключи от нового автомобиля. 4) Военнослужащий досрочно был произведен в новое воинское звание. Ответ: 1
11. Задание 11 № 826. Верны ли следующие суждения об оценке положения человека в обществе?
А. Авторитет — это оценка обществом социальных позиций, занимаемых личностью. Б. Престиж — это степень признания окружающими личных и деловых качеств человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 4 12. Задание 12 № 5312. Найдите в приведённом списке этнические общности, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) молодёжь 2) россияне 3) трудящиеся 4) украинцы 5) парижане 6) русские Ответ: 46
13. Задание 13 № 832. К органам исполнительной власти в РФ относится
1) Самарская областная Дума 2) Администрация Президента РФ 3) Совет Федерации РФ 4) Министерство образования и науки РФ Ответ: 4 14. Задание 14 № 458. Что из перечисленного является исключительным признаком демократического государства?
1) наличие правоохранительных органов 2) суверенитет в определенных территориальных границах 3) исключительные права, в том числе на принятие законов, взимание налогов, использование мер государственного принуждения 4) парламентаризм Ответ: 4 15. Задание 15 № 3531. Верны ли следующие суждения о мажоритарной избирательной системе?
А. При мажоритарной избирательной системе в избирательных округах на один мандат могут претендовать несколько кандидатов. Б. Победу на выборах по мажоритарной системе одерживает та партия, которая получает по представленному ей списку кандидатов большинство голосов.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 1
16. Задание 16 № 505. Найдите в приведенном списке функции государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 123 17. Задание 17 № 1460. Совокупность обязательных к исполнению правил (норм), устанавливаемых государством. Какому понятию соответствует это определение?
1) гражданство 2) политика 3) власть 4) право Ответ: 4 18. Задание 18 № 3796. Участника гражданского процесса, который предъявляет требования, называют
1) истцом 2) ответчиком 3) экспертом 4) свидетелем Ответ: 1
19. Задание 19 № 1204. Верны ли следующие суждения о юридической ответственности?
А. Юридическая ответственность может налагаться лишь за деяния, которые запрещены законом. Б. Не допускается повторное наказание лица за одно и то же правонарушение.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 3 20. Задание 20 № 4879. Гражданин С. сознательно нанёс значительные повреждения автомобилю гражданина В., к которому испытывал личную неприязнь, но был задержан сотрудниками полиции. Кем будет являться гражданин В. в ходе судебного разбирательства по данному делу?
1) потерпевшим 2) ответчиком 3) свидетелем 4) истцом Ответ: 1
21. Задание 21 № 2595. К числу политических прав граждан России, установленных Конституцией РФ, относится право
1) избирать и быть избранным в органы государственной власти 2) на получение бесплатного образования 3) на получение профессии в соответствии со своими способностями 4) на неприкосновенность частной жизни и переписки Ответ: 1
22. Задание 22 № 4021. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ответ___________. Ответ: материальное
23. Задание 23 № 1064. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
Ответ: 3 24. Задание 24 № 3463. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют постиндустриальное общество.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 12
25. Задание 25 № 4506. Установите соответствие между социальными фактами и историческими типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ: 32121
26. Задание 26 № 3914. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Связь между ростом инфляции и обострением проблемы бедности имеет причинно-следственный характер. (Б) Особую тревогу вызывает ухудшение положения в условиях инфляции семей с фиксированным доходом. (В) Многие семьи пытаются спасти свои сбережения путём покупки валюты. (Г) Подобная практика крайне вредна для развития экономики. (Д) Важно понимать, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответ: 32122 27. Задание 27 № 5200. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальный контроль – механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определённых правил, __________(А) которых наносит ущерб функционированию социальной системы. В этом качестве выступают __________(Б) и право, обычаи, административные решения и др. Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных __________(В) к нарушителям принятых социальных норм. Одновременно социальный контроль предполагает поощрение за __________(Г) социальных норм. Социальный контроль выступает как органический элемент любой __________(Д) управления социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа. Социальный контроль можно обнаружить в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда роль социального контроля возрастает, а его структура усложняется. Возникают социальные __________(Е), занимающиеся почти исключительно социальным контролем (например, судебные органы). Вместе с тем функции социального контроля осуществляет практически любой социальный институт».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ: 231458 28. Задание 28 № 4765. Чем, по мнению автора, характеризуется отношение большинства людей к представителям государственной власти? Опираясь на текст, приведите положение, обосновывающее эту позицию.
Из сочинения Г. Спенсера «Личность и государство» Различным влияниям, действующим сверху, соответствуют надежды и прошения, возносящиеся снизу вверх. Люди, несущие тяжёлый труд и обременённые обстоятeльcтвами, составляющие громадное большинство, а тем более люди неспособные, получающие постоянно помощь и жаждущие ещё более широкой помощи, поддерживают все проекты, от которых ожидают того или иного благополучия при посредничестве административного вмешательства. Такие люди верят всякому, кто говорит, что эти благодеяния могут и должны быть им оказаны. <…> По мере того, как усиливается вмешательство государства в общественные интересы, растёт между гражданами и уверенность, что всё должно делаться для них и ничего не требуется от них. Мысль о том, что данная цель должна быть достигнута личной энергией или ассоциациями частной инициативы, делается с каждым поколением всё более и более чуждой людям, тогда как убеждение в том, что эта цель должна быть достигнута при помощи правительства, становится всё более привычным, и, наконец, <…> начинает считаться единственным практическим способом. Так как люди, которых уверяют, что будущее социальное преобразование принесёт им громадные благодеяния, обладают избирательным правом, то результат получается следующим: чтобы овладеть их голосами, кандидат должен по меньшей мере воздержаться от того, чтобы доказать им ложность их верований <…>. Даже главы партий <…> наперерыв друг перед другом стараются приобрести приверженцев. Каждый добивается популярности, обещая больше, чем его противник. <…> Некоторые настолько бессовестны, что подают голос за предложения, которые они считают дурными в принципе, потому что нужды партии и желание быть переизбранным требуют, чтобы они поступали так. Таким образом, плохую политику защищают даже те, кто видит её недостатки. 29. Задание 29 № 1362. Чем объясняется важность религии и науки в жизни общества? Используя текст и знания обществоведческого курса, приведите три объяснения.
Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.
Религия и наука — два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем недолгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает всё более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека. Религия и наука находятся в давнем противоборстве, но до последнего времени наука неизменно оказывалась в положении победителя. Однако возникновение новых религий, оснащённых благодаря самой науке новыми возможностями для проповеднической деятельности, сделало соотношение сил неясным, поэтому сегодня приходится снова обращаться к выяснению причин и истории той войны, которую традиционная религия вела против науки. С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Помимо теоретического аспекта имеется ещё и основанная на науке техника, создающая удовольствия и удобства, которые были невозможны или слишком дорого стоили в донаучную эпоху. Именно техника придаёт науке большую значимость, далее в глазах далёких от неё людей.
С социальной точки зрения религия представляет собой более сложное явление, чем наука. В каждой из великих исторических религий присутствуют три элемента: 1) церковь, 2) вера, 3) кодекс личной морали. Относительная важность каждого из этих элементов изменялась с течением времени и была разной у различных народов. <...> Тем не менее, все три элемента — пусть в неодинаковых пропорциях — существенны для религии как социального феномена. Религия вступает в конфликт с наукой именно по той причине, что имеет социальное значение. Личная религия, не делающая утверждений, которые наука могла бы опровергнуть, спокойно существует и в научную эпоху.
Источником конфликта между религией и наукой является различие в убеждениях, однако острота противоречий обусловлена тем, что убеждения связаны с церковью и моральным кодексом. Сомнение в вере ослабляет авторитет церкви; кроме того, всегда считалось, что сомнение подрывает мораль, поскольку моральный долг выводится именно из убеждений. Поэтому не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов учёных.
(В.Рассел) 30. Задание 30 № 1363. Назовите три «великие исторические религии». Используя знания обществоведческого курса и личный социальный опыт, приведите три положения «кодекса личной морали» любой из названных вами религий (сначала назовите религию, а затем приведите соответствующие положения).
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 3138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |