Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Любой хорошей комедии нужна ключевая шутка, и в нашем случае ее соль вот в чем: мы сами — ответ на наши молитвы! 24 страница




Ну и какое отношение имеет ко всему этому любовь? Как рассказывает Ласков в своей книге «Исцеление с любовью», его намерение состояло не в том, чтобы разрушить раковые клетки, а в том, чтобы помочь им стать гармоничной частью всего мироздания. Он поясняет, что любовь представляет собой «импульс к единству, к стиранию границ, к целостности. Любовь может принимать различные формы, однако ее сущностью является всеобщая взаимосвязанность». Ласков полагает, что противоположностью любви является не ненависть, а разделенность. Есть много различных способов подключаться к целительной энергии и использовать ее, но метод Ласкова подразумевает единение с преодолеваемым болезненным состоянием, а не противостояние ему.

Когда нас мучит заболевание или какое-то другое нежелательное состояние, наш первый порыв — отринуть его. Мы склонны видеть в болезни внешнего агрессора, который на нас напал, а не нечто, сотворенное нами же. Однако что произойдет, если мы искренне признаем свою роль в развитии болезненного состояния? Все очень просто — в этом случае мы станем со-творцами собственной судьбы. Понимая, что наш ум влияет на биологические процессы внутри организма, мы можем осознать, что способны изменить собственные мысли (содержимое ума) и в результате оздоровить биологическую систему своего организма.

Учитывая все, что мы сейчас знаем о клеточном разуме, возможно, настало время смиренно попросить прощения у граждан своего внутреннего мира и поблагодарить их за то, что они терпят нас! Осознанно решая любить свои клетки, мы тем самым подтверждаем, что являемся со-творцами и участниками жизни, а не ее жертвами!

Заболевание есть признак того, что внутри нас что-то деформировалось. Таким образом, исцеление представляет собой трансформацию, направленную на изменение дисфункциональной формы. Ласков предлагает простой четырехшаговый процесс целительной трансформации:

— Шаг первый: информируй себя о том, что уже обрело форму. Сказать себе правду — первый шаг на пути к ответственности за свое здоровье.

— Шаг второй: отнесись к состоянию болезни конформистски, то есть прими его, вместо того чтобы отторгать. Входя в резонанс с формой, ты получаешь возможность влиять на ее структурную организацию.

— Шаг третий: расформируй состояние болезни, отпустив его. «Не что иное, как намерение наблюдателя, — пишет Ласков, — преобразует плотную материю в волновую форму, а волны — обратно в материю».

— Шаг четвертый: реформируй высвобожденную энергию так, чтобы она соответствовала твоим целям и желаниям. Это — момент освобождения, когда мы без всякой привязанности посылаем свое намерение во Вселенную.

Даже тогда, когда ты отпускаешь от себя состояние болезни, между вами — связь, а не разделение. Ласков пишет: «Когда ты принимаешь и начинаешь любить те части себя, которые хотел отвергнуть или изменить, ты тем самым создаешь возможность обнаружить таящуюся за ними позитивную жизненную силу». Старое библейское слово atonement («искупление») можно интерпретировать как at-one-ment («пребывание в единстве»), когда мы сознательно обретаем единство с любым состоянием, которое люди обычно стремятся отвергнуть.

В квантовой Вселенной, где все взаимосвязано, любовь — тот самый клей, который объединяет все вещи. Ласков пишет: «Любовь — универсальная конфигурация резонансной энергии». В этом смысле два или три камертона, вибрирующих вместе, влюблены друг в друга — точно так же, как двое или больше людей могут резонировать в осязаемом поле единства, радости и даже экстаза. Недаром любовь называют «универсальной гармонией».

Работы Леонарда Ласкова ставят перед нами интригующий вопрос. Если мы можем «залюбить раковые клетки до смерти» или по меньшей мере до такой степени, чтобы они стали безвредными, то не можем ли мы с помощью той же любви обезвреживать террористов и других психопатов? Вероятно, перспектива новой квантовой политики состоит в том, чтобы принимать этих индивидуумов, группки и даже целые народы как проявления нашей собственной потребности в исцелении.

Одна идея Передовая наука предполагает, что следующая стадия нашей эволюции будет характеризоваться осознанием того, что мы все представляем собой взаимозависимые клетки сверхорганизма под названием «человечество». И подобно ученому из притчи, который, взобравшись на гору Знания, обнаружил на вершине Будду, мы, выпарив едва ли не любую религиозную философию до ее драгоценной сути, неизбежно обнаруживаем одну и ту же идею. Эта почти универсальная идея, выдвигаемая большинством духовных систем мира, состоит в том, что нам следует практиковать Золотое Правило Единения.

Ниже мы приводим лишь некоторые примеры того, как формулируют это Золотое Правило крупнейшие религии мира:

— Буддизм: «Не причиняйте другим того, от чего больно вам самим» (Удана-Варга 5,18).

— Христианство: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф 7:12).

— Конфуцианство: «Не делай другим то, чего не хочешь себе. И тогда не затаит на тебя обиды ни семья, ни государство» (Аналекты Конфуция, 12:2).

— Индуизм: «В этом высшее проявление долга; не делай другим того, что не хотел бы, чтобы они сделали тебе» (Махабхарата 5:1517).

— Ислам: «Не называй верным того, кто не желает своему брату того же, чего желает себе» (Сунна).

— Иудаизм: «Что ненавистно тебе, того не делай и собрату своему. В этом — весь закон, а все остальное лишь комментарий» (Талмуд, Шаббат 3id).

— Даосизм: «Относись к удаче ближнего, как к своей удаче, к потерям ближнего, как к своим потерям» (Тай Шанг Кан Йинг Пиен).

— Зороастризм: «Лишь тот по природе благ, кто воздерживается делать другим то, что не хорошо для него самого» (Дадистан-и-Диник, 94:5).

Может быть, все эти духовные традиции и вправду пытаются донести до нас что-то ценное? Наверное, самое важное различие между детьми Божьими и Божьими взрослыми состоит как раз в том, что дети поклоняются подателю закона, тогда как взрослые стараются по этому закону жить.

И хотя Золотое Правило — всего лишь идея, но она основана на опыте. Специалист по буддизму, профессор Колумбийского университета Роберт Турман подчеркивает: «Буддизм — не религия. Буддизм — практика». «А практику делает практикой то, что она работает», — продолжает он.

Турман утверждает — буддизм основан на рационализме, поскольку буддисты верят, что судьбу человека определяет не Бог, но причинно-следственная система под названием карма. По словам Турмана, «в кармической системе один тип действий успешнее другого лишь постольку, поскольку он улучшает существование индивидуума».

 

Осознавая взаимосвязанность всех вещей, мы видим, что действия влекут за собой определенные последствия. Буддистское понимание кармы перекликается как с наставлением Христа любить ближнего своего, так и с иудейской концепцией тиккун олам — «исцеление мира».

Благодаря усилиям великих духовных учителей операционная система Золотого Правила Единения прошла через века, вплоть до наших дней, но под влиянием запугивания, манипулирования и обессиливающего программирования люди делают все возможное, чтобы она не работала. Сейчас, когда на кону выживание самого нашего вида, мы обязаны раз и навсегда признать, что опостылевший спор между наукой и религией больше не должен мешать нам признать собственную силу и ответственность сознательных со-творцов реальности.

Те граждане планеты, которые заражены вирусом властолюбия, ухитрились убедить всех остальных, будто бы их собственная бесчеловечность — естественная составляющая человеческой природы. Однако теперь, когда мы начали понимать, как работают наши скрытые программы, и увидели, насколько широкий спектр поведенческих моделей доступен людям, у нас есть возможность выбирать, какими нам быть.

Есть такая старая притча. Однажды старый индеец сказал своему внуку: «Во мне сражаются два волка. Один — волк мира и любви, а другой — волк войны и гнева». «И какой же из них победит?» — спросил мальчик. «Тот, которого я покормлю», — ответил дед.

В определенном смысле все хитросплетения человеческой истории, которые мы пытаемся распутать на страницах «Спонтанной эволюции», сводятся к этому простому выбору. Мы можем отвлекать и обманывать себя ожиданием какого-то внешнего мессии с волшебной палочкой или же просто отвергнуть царящее в мире зло. И, конечно, неплохо бы присмотреться к буддистам, старающимся следовать примеру бодхисаттв. Кто такие бодхисаттвы? О, это такие ребята, которые уже одной ногой в нирване, но не спешат туда, поскольку сочувствуют тем, кто остается в объятиях страданий, — они хотят спасти не только себя, но всех остальных. Эти духовные подвижники, которых Роберт Турман называет «действующими мессиями», стремятся принести благополучие, свободу и счастье всем живым существам. Бодхисаттвы сделали Небеса своей практикой, а не целью.

У буддистов есть медитативная техника под названием тонглен, что по-тибетски означает «принятие и дарение». Она состоит в том, чтобы переваривать внутри себя все яды мира и трансформировать их в благую пищу для волка любви и примирения, который обитает в каждом из нас. Это визуализация того, как мы вбираем внутрь себя страдания окружающих и излучаем в мир свое умиротворение, любовь и счастье.

Заметим, что, высказывая такую идею, мы отнюдь не пытаемся распространять буддизм как религию — даже Далай-Лама подчеркивает, что это не религия, а практика. Духовная практика представляет собой самое частное и интимное из всех дел — тут и речи нет о какой-то там самопровозглашенной праведности, которая на деле всегда оказывается праведностью лишь во благо себе.

Попробуйте воспринять практику любви к своему ближнему как один из инструментов мессианского набора «сделай сам», который, вне всяких сомнений, является такой же частью нашего наследия, как и якобы непреодолимая склонность человека к злу. Все, что от нас требуется, — набраться смелости перейти от комфортного дискомфорта положения жертвы на более высокий уровень продуктивного дискомфорта положения со-творца.

В оставшихся главах «Спонтанной эволюции» мы рассмотрим, что означает на практике жить в нашем сложном физическом мире, приняв в качестве своей новой операционной системы одну идею — Золотое Правило Единения. Мы рассмотрим, как экономика может приблизиться к клеточной мудрости тела и стать такой же эффективной, как и сама Природа. Мы увидим, как политические и социальные взаимоотношения могут отражать высшую истину квантовой Вселенной, которая состоит в том, что мы должны держаться вместе. И еще мы предложим вам некоторые соображения по поводу того, каким образом можно получить доступ ко вселенскому полю сострадательной мудрости, чтобы переработать и «удалить из себя токсичные верования в неизбежность господства, эксплуатации, страха, манипуляций, несправедливости и запрограммированного невежества, — верования, переданные нам через тысячелетия.

И наконец, мы бросим взгляд в будущее — туда, где вместо старых мифов мы создадим новые — для себя, для своих детей и для всего мира. Это будет время, когда миром станет управлять исполненная духовности власть, олицетворяющая самые здоровые силы человечества, — власть, уходящая своими корнями в сообщество свободных и равных граждан — как это было задумано нашими пращурами ирокезами.

Намерены ли вы принять одну идею — что мы все принадлежим к неделимому Единству. Если да, приготовьтесь, ибо Небо готово прийти на Землю.

Глава 14

Здоровое содружество

В экономике Природы работает Золотое Правило, а не Право Золота.

Свами Бияндананда В черновом варианте этой главы содержалось предостережение о неизбежном финансовом обвале и опасности крушения мировой экономики. Осенью 2008 года перед самым завершением рукописи этот негативный сценарий стал реализовываться: наша экономика кредитных карточек, основанная на неограниченном кредитовании и макулатуре долларов, начала рушиться.

И хотя возникает понятное опасение, что надвигающийся глобальный кризис угрожает самой нашей жизни, мы вскоре увидим, что это — родовые схватки, свидетельствующие о рождении высшей эволюционной версии человечества, исповедующего одну идею: мы должны держаться вместе.

В этой главе мы исследуем интереснейшую концепцию по-настоящему естественной экономики в противоположность экономической структуре, основанной на устаревшей и нелепой парадигме, в рамках которой имеет смысл лишь то, что материально, и выживает наиболее приспособленный.

Однако для того, чтобы трансформировать кризис в возможность, нужно вначале разобраться с некоторыми старыми моделями экономического мифовосприятия. Само слово «экономика» повергает многих из нас в ментальный ступор — мы тут же вспоминаем тягомотные теории, которые нам преподносили на уроках в старших классах школы или в вузе. Для других все сложности экономики сводятся к фразе известного юмориста, выступающего в образе священника, отца Джидо Сардуччи: «Покупаешь подешевле — продаешь подороже».

Аристотель был первым, кто определил экономику как науку об управлении домашним хозяйством, обеспечивающим выживание индивидуума и семьи. Когда домашние хозяйства стали объединяться в сообщества, для обеспечения их коллективного выживания и процветания принципы семейной экономики были расширены и применены в отношении целых деревень. Деревни с успешной экономикой выросли в города, а еще через некоторое время эволюционировали в города-государства, где, по существу, использовались те же самые экономические принципы, что и на уровне семьи. Сейчас города-государства эволюционировали в новый глобальный организм под названием «человечество», и теперь мы все совместно владеем ограниченными ресурсами одной планеты — так что нам необходимо опять пересмотреть и расширить наше понимание экономики.

Так уж исторически сложилось, что сфера экономики всегда ассоциировалась с динамикой обмена собственностью между членами человеческих сообществ. Однако во фрактальной Вселенной те же экономические принципы применяются по отношению ко всем живым системам — будь то домашние хозяйства, народы, бизнес-сообщества или сообщества клеток, составляющих тело человека.

Естественная экономика: а что бы сделали наши клетки? В течение последних трех тысячелетий не раз поднимались и рушились цивилизации. При этом экономическая система человечества воспроизводила одну и ту же повторяющуюся структуру: рост, гибель и обновление. Нынешний глобальный экономический кризис знаменует окончание очередного цикла — очередную смерть. И мы с болезненной ясностью понимаем, что нашей цивилизации невдомек, как построить экологически рациональную стабильную экономику, которая могла бы послужить основой для следующего обновления.

К счастью, передовая наука, объединившись с древней мудростью, способна указать нам пути решения текущих экономических проблем. Прошлое даровало нам истину: «Ответы, которые мы ищем, — внутри нас». Как ни парадоксально, но то же говорит и передовая наука. Фрактальная геометрия подсказывает нам, что моделью успешной экономики для всего человечества могут служить фундаментальные свойства того успешного сообщества из 50 триллионов клеток, каким является человеческое тело.

Клеточная экономика доказала свою эффективность хотя бы тем, что она обеспечивала выживание человеческого тела на протяжении миллионов лет. Кроме того, экономика тела продемонстрировала большую прочность и гибкость — ведь она способствовала адаптации человека к самым разнообразным вызовам среды. Поэтому логично утверждать, что понимание принципов экономического обмена в клеточном сообществе тела поможет нам разработать более успешную модель управления экономикой всего человечества.

На своем базовом уровне наука экономика клеток изучает то, как живые системы используют энергию и обмениваются ею, чтобы обеспечивать собственное развитие и продуктивность. В экономике единицы обмена могут быть разными — доллары, ракушки, булочки… но, так или иначе, все сводится к обмену проделанной работой, которая, естественно, равнозначна энергии.

Чтобы поддерживать себя и обеспечивать свои функции, тело расходует энергию. Оно тратит ее на производство и переработку пищи (мы подробно говорили об этом в главе 12 «Самое время углубиться в себя»). Клетки извлекают из пищи энергию и запасают ее в виде стабильных молекул АТФ, которые являются клеточным эквивалентом денег. Монетки АТФ ходят в клеточном сообществе в качестве оплаты за энергию, израсходованную в ходе выполнения таких работ, как пищеварение, дыхание, обработка нейроимпульсов, движение, размножение и выведение отходов.

Богатство по определению означает ту часть произведенной телом энергии, которая превышает его потребности. Тело трансформирует излишки в богатые энергией жировые клетки, которые хранятся про запас — наподобие сберегательного счета в банке. Тело кладет молекулы АТФ на депозит и снимает их оттуда, чтобы обеспечивать нормальный оборот АТФ-денег и финансировать такие функции клеточного сообщества, как рост и ремонт тела.

Здоровая экономика может существовать лишь тогда, когда сообщество индивидуумов генерирует богатство, вырабатывая больше энергии, чем потребляя. Например, чтобы фермер сделал свой вклад в экономику деревни, он должен вначале произвести достаточно пищи, чтобы прокормить свое домашнее хозяйство. Производя больше пищи, чем ему нужно, он создает излишек, который по определению является богатством. Циркуляция фермерского богатства стимулирует дальнейшее производство, потребление и передачу энергии между остальными жителями деревни, обладающими другими умениями.

Учитывая то, насколько наша культура озабочена материальной сферой, не удивительно, что мы измеряем богатство в терминах физического имущества, в частности денег. Аристотель более двух с половиной тысяч лет назад предвидел проблему, которую таит в себе приравнивание денег к богатству. Он писал: «Кто богат монетами, все равно может испытывать недостаток в необходимой пище». Иными словами, Аристотель понимал, что люди, одержимые алчностью и ищущие денег просто ради денег, путают инструмент богатства (деньги) с самим богатством.

Так что же в действительности представляет собой богатство? Само английское слово wealth («богатство») происходит от староанглийского weal, которое означает «благополучие». В своем изначальном контексте богатство — это комфорт, здоровье, счастье и удовлетворение. Отцы-основатели ясно осознавали значение слова «богатство», когда писали в Декларации независимости, что все люди «наделены их Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относятся право на жизнь, свободу и стремление к счастью».

 

Сопоставляя успешную экономику клеток с нынешней несостоятельной глобальной финансовой системой, мы можем выделить четыре фундаментальных экономических принципа, которыми руководствуются клетки, и увидеть, насколько отклоняется от этих принципов человеческая экономика.

Принцип первый: богатство — это благополучие В своем трактате о человеческой экономике Аристотель писал, что город рождается для обеспечения базовых потребностей выживания, а затем существует для того, чтобы люди жили хорошо. То же самое касается и человеческого тела. Клеточное сообщество, составляющее нашу кожу, кости, кровь и так далее, рождается для обеспечения базовых потребностей выживания отдельных клеток, но затем существует ради общего благополучия тела.

Фундаментальное различие между успешной экономикой тела и провальной экономикой человечества состоит в диаметрально противоположном понимании того, что такое благополучие. Когда клетки собирались в сообщества (жизненные формы), их экономика была сориентирована не на обогащение индивидуумов, но на благополучие коллектива, то есть на богатую жизнь всего сообщества.

Хотя отцы-основатели ценили индивидуальную свободу, они понимали, что для процветания всех отдельных индивидуумов необходимо создать здоровое содружество — форму правления, где власть принадлежит народу. К сожалению, за полтора столетия доминирования научного материализма и дарвинизма идея содружества была отброшена и уступила место совокупности конкурирующих между собой индивидуумов, каждый из которых стремится к богатству только для себя.

Богатство здоровой экономики измеряется в терминах изобилия, то есть способностью общества производить больше, чем ему нужно для выживания. В природной экономике клеточное сообщество становится богатым лишь после того, как удовлетворены базовые потребности каждой отдельной клетки-гражданина. Не бывает так, чтобы клетки одного органа копили для себя энергию, тогда как клетки другого органа голодают.

Если говорить об этом фундаментальном принципе клеточной экономики, то человеческая экономика бьет мимо цели — она грешит, подобно лучнику. Наша противопри-родная экономическая политика окрашена дарвинистскими иллюзиями, будто жизнь представляет собой бесконечную борьбу за выживание. Такой агрессивный подход выделяет конкуренцию между индивидуумами как основную движущую силу эволюции. Будучи запрограммированной в нашу систему верований, эта иллюзия оправдывает и поощряет эгоистическое поведение отдельных людей в ущерб сообществу. Экономика, движимая уверенностью в том, что выживают только наиболее приспособленные, видит своих кумиров в таких индивидуумах, как индийский промышленник Лакшми Миттал и телекоммуникационный магнат из Мексики Карлос Слим Элу, которые накопили для себя по 50 миллиардов долларов, тогда как 80 % жителей планеты вынуждены выживать менее чем на десять долларов в день.

Нынешняя ситуация в человеческой экономике в корне противоречит успешному клеточному принципу, согласно которому первым делом инвестиции идут на обеспечение здоровья и социального благополучия всех граждан. Клеточная логика проста: здоровое счастливое население неизбежно производит еще больше богатства для всех. Последствия того, что экономическая система не в состоянии сделать благополучие общества своим первейшим приоритетом, представляют серьезную угрозу для выживания человечества.

Войны, кризис здравоохранения, непропорционально большое количество граждан в тюрьмах — все это проявления недостатка благополучия в обществе. Падение производительности из-за утраты гражданами трудоспособности и колоссальные расходы на поддержание военной машины еще больше ограничивают и истощают богатство Америки.

 

Наш экономический коллапс усугубляется культурным программированием, которое отождествляет благополучие с процветанием экономики, а собственное достоинство с личным капиталом. Такое поведенческое программирование на подсознательном уровне толкает нас к приобретению все большего количества материальных ценностей в попытке обеспечить свое счастье и удовлетворенность жизнью.

Состоятельность такого программирования была серьезно поставлена под вопрос, когда британский журнал New Scientist опубликовал неожиданные результаты всемирного ценностного опроса, проведенного в 2003 году в шестидесяти пяти странах мира. По результатам оказалось, что самыми счастливыми странами в мире являются Пуэрто-Рико и Мексика. Несмотря на тяжелое экономическое положение этих стран, их жители больше всего удовлетворены жизнью. А кичащаяся своим богатством Америка заняла в этом списке лишь шестнадцатое место! Очевидно, экономическое процветание не эквивалентно благополучию.

У всех народов, которые оказались самыми счастливыми (по материалам опроса), есть одна общая черта: сильное ощущение общинного единства — то, что и является показателем истинного содружества. Более того, исследования показывают, что, когда базовые потребности людей удовлетворены (уверенность в завтрашнем дне, безопасность и здоровье), их счастье и удовлетворенность в наибольшей степени зависят от личных взаимоотношений — с самим собой, с партнером, с родными, друзьями и соседями.

Данные этого исследования — плохая новость для ориентированных на потребление жителей Запада, поскольку демонстрируют, что потребление не облегчает поиск счастья, но, вполне возможно, гонит счастье от нас. Одержимые экономическим процветанием, люди работают целыми днями, чтобы заработать денег на приобретение вещей в надежде, что те сделают их счастливыми. При этом они так озабочены погоней за деньгами, что у них просто не остается времени на межличностные взаимоотношения, которые на самом деле и обеспечивают благополучие.

Принцип второй: экология и экономика — одно и то же В течение последних 1200 лет цивилизация Запада программировала себя верить, что мы, люди, отдельны и отличны от среды, в которой живем. Такое мнение обусловлено мнимыми истинами предыдущей монотеистической парадигмы, согласно которой люди пришли на эту планету в результате особого акта божественного вмешательства — уже после сотворения всех остальных животных и растений.

Когда формированием базовой парадигмы занялся научный материализм, дарвинизм предложил совсем другую историю происхождения человека, но вывод из этой истории следовал ничем не лучший: мы оказались на планете по чистой случайности в результате произвольной последовательности произвольных мутаций.

Это искаженное восприятие своих корней, поощряемое как монотеистической теорией божественного творения, так и научной теорией эволюции, подразумевает, что люди отделены от среды, в которую погружены. Тогда как монотеизм учит, что якобы человеку дана власть над биосферой, научный материализм усугубляет нашу отделенность от среды утверждением, что миссией науки является управление Природой и контроль над ней.

Ложное мнение, что мы будто бы независимы от среды, стало причиной опасных изъянов в наших методах управления экономикой. В частности, мы не смогли осознать, что основой всякого богатства является именно среда. Подлинный источник наших денежных накоплений — энергия солнца, питающая рост жизни в биосфере, и ограниченные ресурсы Земли, которые возникли в результате процессов, лежащих вне человеческого рынка, — они не часть нашей экономики и не финансируются ею.

Говоря словами бывшего экономиста, ныне переключившегося на естественные науки, Фредерика Содди, «первым капиталистом был хлорофилл». Молекулы хлорофилла осуществляют фотосинтез — процесс, посредством которого солнечная энергия преобразует воду и двуокись углерода в питательные молекулы сахара. Клетки растений накапливают заряженные солнцем молекулы сахара и используют их как в качестве строительного материала для своих метаболических структур, так и в качестве источника энергии собственного жизнеобеспечения.

Рост кукурузного стебля, от побега и до растения высотой со взрослого слона, возможен благодаря богатству (питательным веществам), которое было произведено хлорофиллом этого растения. Почти вся жизнь на планете, включая нас с вами, зависит от произведенных в процессе фотосинтеза молекул сахара.

Экономисты Карл X. Уилкен и Чарльз Уолтере продемонстрировали, что абсолютно все богатства изначально входят в нашу экономику в виде сырья, поставляемого Природой. Уилкен утверждает: «Все богатство приходит из земли». Плоды на деревьях, лесные ягоды и урожай пшеницы на поле; дикие животные и подземные минералы — все, что обладает осязаемой ценностью, можно найти на земле и в земле или же оно произрастает из земли. И даже в условиях современной киберэкономики без продуктов земли жизнь погибла бы.

Чарльз Уолтере в своей книге «Непрощенные» приводит внушительный пример того, как Природа производит богатство. Представьте себе, что весной вы сажаете в почву кукурузное зернышко. Если будет достаточно солнца и дождя, то через несколько месяцев вырастет стебель кукурузы с нескольким початками, на каждом из которых будут сотни семян с таким же потенциалом воспроизводства. Ну как еще можно увеличить свое богатство в несколько тысяч раз за такой короткий промежуток времени? Наша среда воистину представляет собой рог изобилия, вечно производящий богатство.

Уолтерс, издающий журнал «Акр» для постоянно сокращающегося сообщества фермеров, в течение своей жизни стал свидетелем фактического исчезновения семейных ферм. Их все больше вытесняют агропромышленные предприятия. Эти предприятия сосредоточиваются на какой-то одной культуре и тупо выращивают ее, пренебрегая ритмами Природы и потребностями почвы. В результате получается ненатуральная пища и куча токсичных отходов. В то же время наука и технология дали цивилизации возможность безрассудно изымать из Геи минеральные богатства ради того, чтобы обеспечивать излишества монетарной экономики людей.

Наше непонимание того, что представляет собой хрупкая сеть жизни, делает людей слепыми к тому, какой чудовищный вред и опустошение мы причиняем Земле, когда разграбляем ее ресурсы, а затем наносим еще один удар по биосфере, загрязняя планету своими отходами.

Богатство биосферы, как и любого другого живого организма, является прямым отражением ее здоровья. Уничтожение дождевых лесов, открытые раны сырьевых карьеров, исчезновение целых биологических видов, токсичный смог, отравленные фармацевтами водоемы, могильники радиоактивных отходов и многие, многие другие рукотворные катастрофы подорвали благополучие Геи и ослабили ее способность производить богатство. Своими неуклюжими и нелепыми попытками властвовать над Природой мы, сами того не желая, нарушили естественный экологический баланс и вызвали в среде кризис, который сейчас угрожает нашему выживанию.

С точки зрения холистической парадигмы (а именно к ней мы ныне переходим) невозможно больше отделять свои денежные игры под названием «экономика» от последствий этих игр для планеты — особенно когда такие последствия губительны для окружающей среды. Природа обеспечивает человеческое сообщество жизненно важными дарами, которые экономисты могли бы классифицировать как товары и услуги. Базовые товары — пища для жизни и строительные материалы для жилищ. Базовые услуги — очищение, хранение и распределение воды, ассимиляция отходов, обеспечение баланса между кислородом и двуокисью углерода в атмосфере и управление климатическими силами. Товары и услуги, предоставляемые средой, обозначаются термином услуги экосистемы. И хотите верьте, хотите нет, но благополучие человечества полностью зависит от непрерывных поставок услуг экосистемы, осуществляемых Природой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.