Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Любой хорошей комедии нужна ключевая шутка, и в нашем случае ее соль вот в чем: мы сами — ответ на наши молитвы! 25 страница




Все затраты на производство товаров и услуг окружающей среды полностью берет на себя наша Мать Земля. Если бы людям приходилось платить деньги за услуги экосистемы, то стоимость нашей жизни чудовищно возросла бы. Но поскольку стоимость товаров и услуг, поставляемых окружающей средой, не учитывается глобальной системой ценообразования, обновляемым услугам экосистемы часто уделяют очень мало внимания при формировании экономической политики.

Нравится нам это или нет, происходящие ныне глобальные кризисные процессы вынуждают нас адекватно оценивать интересы Природы при принятии экономических решений. Человечество начинает осознавать, что дальнейшее пренебрежение ролью услуг экосистемы в экономике может в конечном счете поставить под угрозу саму жизнь человека на этой планете.

В 1997 году журнал Nature опубликовал результаты фундаментального исследования, в котором принимали участие биологи, климатологи, экономисты и экологи, работающие в университетах во всех концах Соединенных Штатов. Исследователи сделали то, чего никто прежде не делал: повесили ценники на вклады естественной среды в нашу экономику. Отследив 17 важнейших услуг экосистемы, ученые пришли к выводу, что совокупный вклад среды в наше благосостояние по самым скромным оценкам составляет в денежном выражении 33 триллиона долларов ежегодно. Эта огромная пугающая сумма приблизительно вдвое превышает валовой национальный продукт (ВНП) всей мировой экономики. Выводя это астрономическое число, исследователи попытались оценить в денежном выражении стоимость вклада десяти экосистем, включая океаны, леса, болота, пустыни и — да-да! — даже городскую среду. Эти природные услуги, которые мы привыкли воспринимать как сами собой разумеющиеся факторы жизни, — это то, что делает экосистема для очищения воздуха, для распределения воды, для производства еды, для обеспечения нашего отдыха на природе и так далее.

Поскольку все экономические системы на планете просто рухнули бы без услуг, предоставляемых экологическими системами жизнеобеспечения, реальный вклад среды в экономику бесконечно велик. Или, пародируя рекламу кредитных карточек: «Стоимость биосферной системы жизнеобеспечения составляет 33 триллиона долларов; вклад Природы в наше существование бесценен».

Зная денежную стоимость экологических услуг, мы можем по-новому взглянуть на то, какие последствия имела бы их утрата. Самое время задуматься, стоят ли чьи-то потенциальные прибыли того, чтобы рисковать нашей общей экосистемой.

Чтобы создать экологически устойчивую экономику, цивилизации придется пойти по стопам наших предков-анимистов и научиться чтить Мать Землю, ухаживая за ее Садом. Ради собственного выживания нам нужно разработать экономические стратегии, которые принимали бы в расчет огромный вклад окружающей среды в наше хозяйство, а следовательно, включали бы в себя финансирование мер по восстановлению и сохранению планеты, которые будут способствовать богатству и благополучию человеческой цивилизации.

Принцип третий: эффективность — ключ к процветанию Живые системы — от клеток и до людей — и живые сообщества таких систем должны эффективно управлять своей энергетической экономикой, чтобы обеспечивать собственное выживание и в конечном счете процветать. Парафразируя отца Сардуччи, богатство организма основано на его способности вырабатывать больше энергии, чем он использует.

Как видно из индекса выживаемости, который мы вывели в главе 12 «Самое время углубиться в себя», успех любого организма, включая человечество, зависит от того, насколько эффективно он использует энергетические ресурсы. Для людей, запрограммированных верить, что природные ресурсы неограниченны, вопрос эффективности с практической точки зрения неактуален — ведь мы всегда можем взять еще ресурсов, говорят они. При экономике, где правит золото, при экономике, опирающейся на современную материалистическую парадигму, целые народы считают приемлемым добывать и расходовать невоспол-няемые природные ресурсы и определяют эту практику как экономический успех. Такая эгоистическая близорукость обусловила обособление нашей экономической системы от мира Природы, на который она опирается.

Но поскольку мы являемся частью Геи — живой Земли, то несем ответственность за все, что изымаем из ее недр и, наоборот, выбрасываем в биосферу. На протяжении многих тысячелетий мы не очень хорошо осознавали эту ответственность, поскольку наш биологический вид был не в силах изъять из природы достаточно много сырья или выбросить в нее достаточно много мусора, чтобы это оказало сколько-нибудь ощутимое влияние на наш огромный мир. Теперь все иначе. По данным отчета Всемирного фонда дикой природы и организации Глобальный экологический след, опубликованного в 2006 году, человечество пожирает природу с небывалой скоростью. Если нынешние тенденции сохранятся, то к 2050 году нам для обеспечения своего выживания потребуются ресурсы двух таких планет, как Земля. Генеральный директор Всемирного фонда дикой природы Джеймс Лип отметил в связи с этим: «А если бы все в мире жили так, как американцы, нам потребовалось бы пять планет».

Естественный предел столь неестественного роста наступает тогда, когда биологический вид обнаруживает, что сожрал всю доступную еду. Вот научный термин, описывающий такую ситуацию: вымирание.

Люди — самые расточительные организмы на планете. Вместо того чтобы разумно налаживать гармоничные взаимоотношения со средой, одержимые прибылью корпорации даже поощряют неэффективность, когда она способствует извлечению краткосрочной прибыли. Например, задумайтесь над поведением бандитов из топливной промышленности, которые спешно разоряют природные запасы нефти и заодно побуждают автопроизводителей выпускать все более жадные до бензина внедорожники — доходы растут, а жизнь страдает.

С другой стороны, мы можем сократить или даже выплатить свой долг перед природой, развивая технологии, способствующие нашей эффективности. Достаточно вспомнить времена до компьютеров, Интернета, сотовых телефонов и автоответчиков, чтобы понять, насколько современные технологии улучшили эффективность нашего труда и при этом снизили нагрузку на среду.

Фундаментальной движущей силой, лежащей в основе объединения людей в сообщества, является поиск благополучия — именно это отцы-основатели называли «стремлением к счастью». В противоположность этой благотворной тенденции и ради обеспечения собственного благополучия в ущерб всему остальному миру корпорации программируют людей верить, будто удовлетворенность жизнью зависит от того, сколько материальных богатств ты приобретешь и накопишь. Они твердят, будто бы все, что нам на самом деле нужно для счастья, — это «Феррари», «Ролекс» и обклеенная 18-каратными бриллиантами открывалка для пива. Но ничто из перечисленного не отображает, а тем более не обеспечивает нашего внутреннего ощущения благополучия. И если вы потратите свои деньги на приобретение этих вещей, они в действительности не сделают вас богатыми.

Реклама вкрадчиво спрашивает: «Может ли что-то лучше продемонстрировать твою любовь к ней, чем колечко с бриллиантом?» Но на практике выясняется, что любовное письмо или стихотворение глубже трогает сердце возлюбленной, чем бриллианты, которые к тому же на бытовом функциональном уровне ни на что не годны — разве что порезать стекло.

Вероятно, стоит подумать о том, что мы нуждаемся не в материальных вещах как таковых, но в той практической пользе, которую можно из них извлечь. Стоит нам это осознать, и мы поймем, что наиболее эффективна та экономика, которая извлекает максимум счастья и благополучия из каждого бакса затраченной энергии.

Принцип четвертый: валюта должна отображать реальное богатство

С тех пор как на этой планете развилась жизнь, организмам приходится поддерживать свое существование, инвестируя энергию в модели поведения, обеспечивающие еще больше жизненно важной энергии. Как только сообщества стали достаточно велики и появилось разделение труда, возникла необходимость в создании системы обмена, чтобы каждый индивидуум мог получать товары и услуги, созданные в результате энергетических вложений со стороны других индивидуумов сообщества.

Как гласит поговорка, «необходимость — мать изобретения». И в данном случае были изобретены деньги. Они представляют собой инструмент, используемый для оплаты товаров и услуг, а также погашения долгов. У денег есть три функции: они являются средством обмена, представляют собой единицу учета материальных благ и служат средством сбережения.

Давайте сравним эти функции с функциями молекул АТФ, которые, как вы помните, являются энергоемкой межклеточной валютой живого организма. В результате мы убедимся, что молекулы АТФ действительно являются первой валютой планеты, ибо они эффективно осуществляют все три ключевые функции денег.

Функция первая — средство обмена. АТФ — это средство обмена, которое можно транспортировать через пространство и через время. Как наличные деньги, так и АТФ удобны для обмена и помогают устранить неэффективность, характерную для бартерной торговли, что в равной степени касается как организма, так и общества. Вы только вообразите себе, насколько неудобно было бы обмениваться реальными товарами. Представьте себе рекламное объявление: «Смена масла и наладка двигателя — всего за три цыпленка и половинку форели!» Или: «Меняю три жировые молекулы на восемь пищеварительных ферментов».

Функция вторая — единица учета. Каждая молекула АТФ содержит строго определенное количество пригодной для потребления энергии. Следовательно, АТФ служит единицей учета, поскольку представляет собой естественную стандартную единицу измерения, которая может быть использована для рыночной оценки товаров и услуг, а также для других трансакций. Введение единиц учета облегчает процесс обмена: «Смена масла — 15 АТФ. Наладка двигателя — 35 АТФ. Сегодняшний бонус — скидка 10 % на обе услуги». Итого — всего 45 АТФ. Это проще, чем пытаться представить в числовом выражении половинку форели.

Функция третья — средство сбережения. АТФ также позволяет делать сбережения, — иными словами, эта молекула представляет собой продукт, который можно эффективно копить, хранить, а затем востребовать, и при этом после востребования она сохраняет свою полезность. Энергетическая ценность молекулы АТФ, которая хранилась где-нибудь в течение миллиона лет, в точности идентична энергетической ценности только что созданной молекулы. В противоположность этому цена доллара, франка, евро и иены изменяется едва ли не ежеминутно.

АТФ представляет собой товарные деньги, то есть валюту, стоимость которой определяется ценностью материала, из которого она производится. В противоположность этому валюты человеческой цивилизации задумывались как репрезентативные деньги (и таковыми одно время являлись), то есть они были связаны прямыми и фиксированными взаимоотношениями с обеспечивающими их материальными ценностями, однако не содержали эти ценности в себе. Репрезентативными деньгами некогда служили американские доллары, известные также как «серебряные сертификаты», поскольку они обеспечивались соответствующим количеством серебра, хотя сами банкноты были сделаны из бумаги.

Сегодня доллары США представляют собой декретные деньги. Это такая разновидность бумажной валюты, ценность которой определяется правительственными указами, или декретами. Функциональность подобных денег обусловлена не их естественной ценностью и не гарантиями, что их можно обменять на золото, серебро или другой драгоценный металл, а постановлением правительства, согласно которому граждане страны обязаны принимать эти бумажки в качестве платежей.

В большинстве стран давно уже ходят декретные деньги, не обеспеченные золотом или серебром, — средство обмена, не обладающее никакой самостоятельной ценностью. Если вы сомневаетесь, попробуйте питаться деньгами. Возможно, банкноты вашей страны и богаты клетчаткой, но питательных веществ в них очень мало. Но самое удивительное то, что банкнота в сто долларов обладает не большей питательной ценностью, чем долларовая бумажка!

Томас Джефферсон выразил свое беспокойство по поводу ценности репрезентативных денег так: «Бумага — это бедность… это лишь призрак денег, но не сами деньги». Джефферсон понимал, насколько незавидной будет судьба народа, использующего репрезентативные деньги, поскольку ценность и доступность этих денег определяется теми, и только теми людьми, которые их печатают.

Тут важно вспомнить, что колониальные чеки, о которых мы уже говорили в главе 9 «Дисфункция на перекрестке», тоже были бумажными деньгами, и все же эта декретная валюта (сама по себе ничего не стоящая) послужила ключевым фактором процветания колоний. Как так получилось? Хотя эти деньги не были обеспечены золотом или серебром, за ними стояло нечто более важное, чем драгоценные металлы, — подлинная ценность натуральных товаров и полезных услуг, которые хотели и могли производить жители американских колоний. Чтобы понять различие между этим естественным процветанием и той экономической ситуацией, в которой мы оказались ныне, нужно разобраться, откуда вообще берутся деньги.

Откуда берутся деньги Итак, откуда берутся деньги — будь то доллары, фунты, франки или евро? Ну как же — из Федерального резервного банка, Банка Англии, Швейцарского национально банка и Европейского Центробанка соответственно. Названия этих печатных предприятий звучат очень внушительно — возникает ощущение, что они представляют собой государственные институции, миссия которых состоит в обеспечении благополучия общества. Вовсе нет. Все они представляют собой частные корпорации, первейшая задача которых состоит в том, чтобы обеспечивать прибылью тех, кому подфартило стать их акционерами!

Чтобы понять, каким образом банк создает деньги, задумайтесь о том, что происходит, когда вы приходите в банк за займом. Возможно, вы полагаете, что берете взаймы сбережения другого человека, которые тот отнес в банк ради того, чтобы получить процент. Отнюдь. Банки, обладающие правом выпускать в обращение деньги, работают по системе частичного резервирования. Это означает, что они имеют право напечатать в десять раз больше денег, чем у них есть на клиентских депозитах. Другими словами, они в буквальном смысле создают 90 % своих денежных ресурсов из ничего!

А каким образом находящиеся в частных руках банки осуществляют свою корпоративную миссию получения прибыли? Они ссужают деньги под процент. Представьте, что вы берете у банка 1000 долларов в долг и за это удовольствие должны вернуть ему 1100 долларов. Откуда вы возьмете дополнительную сотню? Продадите другим людям свои товары и услуги. Верно, но откуда они возьмут деньги, чтобы вам заплатить? Ну как же, они могут занять в том же банке, где и вы, — под процент, конечно.

Предположим, население некоей страны составляет миллион человек и каждый гражданин берет у банка по 1000 долларов — деньги, необходимые стране для обеспечения функционирования экономики, основанной на денежном обмене. В результате банк ссужает жителям один миллиард долларов в банкнотах. При этом народ обязуется вернуть банку один миллиард долларов основной суммы кредита плюс сто миллионов долларов процентов. И откуда народ берет недостающие сто миллионов, чтобы вернуть банку? А ниоткуда. Негде брать. Ведь народ может только брать деньги взаймы и возвращать их, но не создавать — поскольку по закону создавать деньги могут только банки.

Ситуация, когда национальную валюту выпускают частные банки, приводит к возникновению экономики, основанной на долгах. При такой экономике в обращении никогда не бывает достаточно денег, чтобы выплатить основную сумму кредита плюс проценты. Лишь благодаря непрестанному экономическому росту и, соответственно, спросу на новые кредиты можно создавать достаточно денег, чтобы погашать прежние долги. Иными словами, долги порождают лишь новые долги.

Наращивание долгов неизбежно приводит к ситуации, когда несостоятельность заемщиков вынуждает банки лишать их права на выкуп заложенного имущества. Это имущество подлежит конфискации и распределению между акционерами банка. И поскольку ценность бумажек, которыми являются деньги, выданные людям взаймы, не сравнима с ценностью заложенного имущества, акционеры приветствуют лишение должников права на выкуп.

Этот безотказный механизм денежной игры был известен еще в Древнем Вавилоне. За много веков до того, как Иисус изгнал менял из храма, вавилонские жрецы Ваала прокручивали свои собственные денежные аферы. Каждую весну они выдавали крестьянам кредит на проведение посевных работ, ожидая выплат в период сбора урожая. И те же самые жрецы регулировали денежную эмиссию, внимательно следя за тем, чтобы в обороте никогда не было достаточно денег для оплаты всех выданных ими кредитов. В результате крестьянам приходилось просить их продлить кредит, и вследствие этого росли проценты. Эта схема повторялась из года в год. Как следствие, крестьяне неизбежно попадали в кабальную зависимость от жрецов, которые сами ничего не производили. Цивилизация Вавилона в конце концов рухнула — когда все производительные силы общества были низведены почти что до рабского статуса.

Экономист Ричард Котларц отмечает, что та же самая эксплуататорская схема, которая состоит в том, чтобы «ввести деньги в оборот путем выдачи кредитов, а затем требовать с должников больше денег, чем их есть в принципе, делая обслуживание долга невозможным», воспроизводилась в Персии, Греции и Риме — с одним и тем же результатом. Затем такая практика была возобновлена в эпоху колониализма и империализма. В наше время мы опять наблюдаем ее в монетарной политике Всемирного банка, Международного валютного фонда и других между-народных финансовых институций. Экономические киллеры эпохи глобализации безжалостно «мочат» развивающиеся страны, обещая им путь к свободе через кредиты на развитие, но на практике обращая в долговое рабство. Чем заканчивается такая политика? Тем, что господа банкиры рано или поздно убивают пресловутую золотую курицу, которая приносила им немереную прибыль.

Мы наблюдаем этот печальный сценарий, когда закрываются наши заводы. Их настоящее богатство (производственные ресурсы и трудолюбивые работники) никуда не девается, им не хватает лишь средств обмена (денег). На приобретение производственного сырья денег нет, на оплату труда денег нет. В результате люди остаются без работы.

Не удивительно, что такие провидцы, как Томас Джефферсон и Джеймс Мэдисон, выступали категорически против создания этой финансовой системы. Они понимали, что политическая свобода немыслима в условиях экономической эксплуатации. Без возможности выпускать свободную от долга валюту, основанную на стоимости природного богатства, общество обречено попасть в долговую яму — подобно крестьянам Древнего Вавилона.

Джефферсон пророчил: «Если американский народ когда-либо позволит банкам контролировать эмиссию валюты, тогда банки и корпорации (которые вырастут вокруг банков), используя вначале механизм инфляции, а затем механизм дефляции, примутся отнимать у людей имущество — до тех пор, пока дети не проснутся бездомными на континенте, завоеванном их отцами. Право выпускать деньги должно принадлежать не банкам, а Конгрессу и народу, избирающему этот Конгресс. Я искренне убежден, что право банков выпускать деньги представляет большую опасность для свободы, чем любые враждебные армии».

Как демонстрирует нынешний экономический кризис, количество имеющихся в обращении денег не обязательно отображает богатство общества. Например, задумайтесь над таким фактом: сельскохозяйственное производство в Америке в 1933 году (разгар депрессии) было приблизительно таким же, как и в 1929 году, до падения биржевого рынка. Но при этом совокупный доход всех фермерских хозяйств в денежном выражении в 1933 году был вдвое меньше, чем четырьмя годами ранее! Экономист Карл X. Уилкен обращает наше внимание на то, что урожай 1933 года содержал в себе столько же калорий, сколько и урожай 1929. Если бы наша валюта действительно служила средством сбережения, то цена продуктов сельского хозяйства не упала бы вдвое.

Такая переменчивость ценности наших денег значительно подрывает естественную экономику страны и порождает экономику совершенно неестественную. Дэвид Кортен, автор книги «Задачи новой экономики», прямо характеризует нашу нынешнюю финансовую систему как «денежную игру, в которой игроки используют деньги для того, чтобы делать деньги для людей, имеющих деньги, не производя при этом ничего ценного».

Цитируя книгу Кевина Филипса «Плохие деньги», Кортен сравнивает экономику Америки на пике ее глобального могущества (1950-е годы) с современной экономикой. В 1950 году производство составляло 29,3 % от валового внутреннего продукта страны (ВВП). К 2005 году доля производства упала до уровня 12 % от ВВП, тогда как так называемые финансовые услуги (что означает деньги, вложенные в рынок денег) составили более 20 % от ВВП.

Хеджевые фонды представляют собой рисковые предприятия, которые, по существу, занимаются тем, что используют взятые в долг деньги для того, чтобы брать в долг еще больше денег. Еще 20 лет назад данная финансовая услуга была едва заметна на экономическом ландшафте, а сейчас активы хеджевых фондов выросли до суммы в 1,8 триллиона долларов. При этом в 2006 году эти фонды распоряжались в общей сложности четырнадцатью триллионами долларов.

В наши дни взятые взаймы деньги называют термином «кредитное плечо». Так вот, кредитное плечо ныне разорившегося и дискредитировавшего себя банка Lehman Brothers составляло 35 к одному, то есть это учреждение взяло взаймы по 35 долларов на каждый доллар своего капитала! Банкротство Lehman Brothers повлекло за собой 200 миллиардов долларов потерь для кредиторов.

В мире денежного маркетинга краткосрочная прибыль для финансовых воротил неизбежно означает убытки для страны в целом в долгосрочной перспективе. Кортен сообщает, что в течение последних трех десятилетий «доходы от роста производительности в производственном секторе экономики практически в полном объеме перекочевали в карманы игроков Уолл-стрит — в качестве процентов, дивидендов и платы за финансовые услуги».

Пытаясь свести концы с концами в условиях экономики, где происходит стремительное падение реальной ценности доллара, американцы стали брать деньги в долг, чтобы платить за потребительские товары. Смотрите-ка, вы можете даже в забегаловках быстрого питания расплачиваться по кредитной карте, наращивая долг вместе с жирком. Финансовые институции увеличивали кредиты очень охотно, и к 2007 году общий долг простых граждан по ипотеке и по кредитным картам составлял 13,8 триллиона долларов, что сопоставимо с ВВП того же года! Самое время отнимать у людей залоговое имущество!

Преодолеть неудовлетворенность и жадность — реальные деньги, опирающиеся на реальное богатство В отрезвляющем свете нынешних финансовых потрясений вполне естественно задаться вопросом, кто несет ответственность за плачевное положение дел. Нужно ли винить банкиров, капиталистов, корпорации или политиков? Несомненно, финансовая машина под названием «корпорации» несет определенную ответственность — поскольку корпорации очень удобно для себя абстрагировали свою прибыль от того, в какую цену обходится их доходная деятельность окружающей среде. Но если мы сейчас просто назовем поименно несколько таких злодеев, то не усвоим главный урок: по существу, все люди несут коллективную ответственность за сложившуюся ситуацию, поскольку раз за разом мы все соглашались с происходящим.

 

Это особенно верно в современном обществе, где бедняки мечтают выиграть в лотерею, представители среднего класса используют кредитные карточки, чтобы немедля удовлетворять свои желания, а богачи накапливают намного больше богатства, чем им когда-либо понадобится в жизни.

Благодаря вбитой в наши головы вере, что якобы «выживают лишь наиболее приспособленные», страх, будто нам чего-то не хватит, настолько проник во все сферы жизни, что людям сложно даже представить любое другое состояние бытия. Этот запрограммированный страх накопился в наших мозгах подобно долговым процентам. К тому же материалистическая наука и дарвинисты предоставляют нам массу исторических свидетельств того, что неудовлетворенность и жадность являются неотъемлемой частью человеческой природы — ведь именно так они твердят, верно?

Человеческая цивилизация шла на поводу у денег в течение трех тысячелетий. А как хорошо было бы сделать так, чтобы именно деньги приспосабливались к потребностям человеческой жизни. К счастью, сейчас среди экономистов появляется все больше имагинальных клеток человеческого сообщества. Они помогают нам увидеть то, что находится за пределами существующей денежной матрицы, и пытаются разработать что-то новое. Например, Стефан Зарленга предложил проект денежной реформы, который в равной мере созвучен программам как консервативных популистов, так и либералов и к тому же не противоречит идеям основателей Америки:

1. Прекратить печатание денег частным предприятием «Федеральный резервный банк» и вместо этого ввести свободные от долгов деньги, соответствующие ценности совокупного богатства страны.

2. Прекратить использование банковской системы частичного резервирования и позволять банкам зарабатывать деньги только путем предоставления кредитов из тех денег, которые у них есть на руках.

3. Добавлять новые деньги в систему не в качестве чьих-то долгов, но в качестве государственных грантов на восстановление инфраструктуры и на создание рабочих мест, позволяющих производить реальные ценности.

План Зарленги может показаться радикальным — и это действительно так. Однако мы сейчас находимся в весьма опасной ситуации и нам нельзя мешкать — слишком многое поставлено на кон. Поскольку мы уже осознаем необходимость демонтажа других бесполезных парадигм, почему бы нам заодно не избавиться от устаревших верований, касающихся того, что представляют собой деньги и какова их функция?

И, если уж мы обсуждаем большие перемены, самое время вспомнить предложение Ричарда Котларца вновь ввести практику юбилеев. В Ветхом Завете описана традиция объявлять каждый пятидесятый год юбилейным. В юбилейный год прощались все долги, а рабы получали свободу. Это делалось для того, чтобы ткань общества не ветшала в силу слишком большого имущественного неравенства.

Введение юбилеев сегодня стало бы настоящим торжеством. Очень своевременным торжеством. Представьте себе, как расцветет всемирный потенциал экономической самодостаточности, творчества и истинного жизнеобеспечивающего предпринимательства, когда будет снято бремя долгов. Вполне возможно, что в результате у нас высвободятся необходимые ресурсы для того, чтобы и вправду восстановить Сад Земли.

В дополнение к долгосрочной денежной реформе мы можем принять три краткосрочные стратегии оздоровления общества: использование альтернативных валют, стимулирование экономической самодостаточности местных общин и поощрение экономики, ориентированной на рост счастья.

Альтернативные валюты. Репрезентативные деньги, которые не имеют реальной ценности и основаны на долге, являют собой важный порождающий фактор нынешнего кризиса мировой экономики. Парафразируя Эйнштейна: мы не можем решить экономические проблемы, используя те же деньги, которые их породили. Для создания жизнеспособной и экологичной экономики необходимо ввести более функциональную валюту. Пытаясь решить эту задачу, передовые экономисты выдвигают революционные идеи по поводу новых единиц обмена, которые могли бы избавить мир от современных валютных проблем.

В своей книге «Доступ к богатствам человечества — деньги без жадности и нужды» Бернар Литер (бельгийский экономист, принимавший участие в создании евро) предлагает в качестве краткосрочного решения наших экономических проблем ввести иньскую валюту. Иньская валюта призвана служить дополнением к доминирующей ныне янской валюте, которая представлена долларом, иеной, франком, евро и так далее.

Литер подчеркивает, что эффективные и благотворные деньги по природе своей опираются на взаимное соглашение членов общества. Поэтому люди свободны создавать свои собственные валюты в дополнение к янской денежной системе. Мы и так постоянно используем дополнительные валюты, сами этого не осознавая. Литер приводит в качестве примера иньской валюты так называемые «мили полета», предоставляемые многими авиакомпаниями своим постоянным пассажирам[72], — это самая настоящая дополнительная валюта, основанная на взаимном соглашении.

Ныне почти 4000 общин в мире используют иньские валюты. Чаще всего это практикуется в сообществах, где не хватает янских денег на оплату социального обслуживания. Характерный пример иньской валюты — японские фурвай киппу, что в переводе означает «билет заботы». Вместо того чтобы полагаться на дорогие дома престарелых, японцы создали валюту фурвай киппу, которую пожилые люди могут использовать для оплаты за услуги, не предусмотренные государственной системой социального обеспечения.

Работает это следующим образом. Предположим, на вашей улице живет старик, которому уже тяжело самостоятельно ходить по магазинам. Вы делаете для него покупки, готовите ему пищу, помогаете во время ритуального принятия ванны, которое является важной частью японской культуры, и так далее. А взамен вы получаете кредиты, которые можно положить на своего рода сберегательный счет фурвай киппу. Вы можете использовать эти кредиты сами, когда состаритесь, или же перевести их на счет своей пожилой матери, живущей в другом городе, чтобы она, в свою очередь, могла заплатить ими за уход другому человеку.

Исследования показывают, что пожилые японцы предпочитают платить за услуги билетами фурвай киппу, а не иенами, потому что эта иньская валюта больше способствует налаживанию сердечных взаимоотношений в сообществе. Любопытно, что само английское слово community (сообщество) происходит от латинского словосочетания cum munere. Munere означает «давать», а cum — «между собой». Слова community и фуреай киппу имеют одно и то же значение: «давать друг другу».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.