Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Позднеантичное искусство и истоки христианского спиритуализма. [III.7. Греческие мозаики конца V — начала VI века: Хосиос Давид и Никополис] 12–14




[III.7. Греческие мозаики конца V — начала VI века: Хосиос Давид и Никополис]

12–14. Церковь Хосиос Давид, Салоники. Мозаики в апсиде. Конец V — начало VI века. 12. Апостол Павел (?) 13. Христос Еммануил 14. Апостол Петр (?)

Первый из этих памятников — мозаика апсиды в Хосиос Давид в Салониках, исполненная в конце V — начале VI века61. Представленная здесь сцена, которую ошибочно отождествляли с Видением Иезекииля, трактована в широкой, монументальной манере. В центре восседает на радуге юный Христос со свитком в левой руке. На свитке надпись: «Вот Он, Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас!..» (Исаия, XXV, 9). Величественная фигура Христа (табл. 13) выделяется на фоне ореола, окруженного четырьмя символами евангелистов. По сторонам представлены две фигуры без сопроводительных надписей. Обычно их принимали за Иезекииля и Аввакума, но А. Н. Грабар высказал не лишенное оснований предположение, что здесь изображены апостолы Павел (табл. 12) и Петр (табл. 14). Внизу виден холмик, из которого вытекают четыре райских реки, а левее дана мужская фигура — аллегория Иордана. В целом мозаика прославляет Христа как источник воды живой (fons aquarum viventium). По общему характеру своего стиля она обнаруживает близость к памятникам сирийского круга, как, например, мозаика Панагии Канакарии на Кипре.

61 J. Papadopoulos. Une mosaïque byzantine de Salonique. — CRAI, 1927, 215–218; Ch. Diehl. Une mosaïque byzantine de Salonique. — Ibid., 256–261; Ἀ. Ξυγγόπουλος. Τὸ ϰαθολιϰὸν τῆς μονῆς τοῦ Λατόμου ἐν Θεσσαλονίϰη ϰαὶ τὸ ἐν αὐτῆ ψηϕιδωτόν. — ΑρχΔελτ, 12 1929, 142–180; V. Grümel. La mosaïque du «Dieu Sauveur» au monastère de «Latome» à Salonique. — EO, XXXIII 1930, 157–175 (ср. критические замечания Э. Вейганда на статьи А. Ксингопулоса и В. Грюмеля: BZ, XXXI 1931 1, 194–195; XXXIII 1933 1, 211–215); Ch. Diehl. A propos de la mosaïque de Hosios David à Salonique. — Byzantion, VII 1932, 333–338; Ch. R. Morey. A Note on the Date of the Mosaic of Hosios David, Salonica. — Ibid., 339–346; Peirce, Tyler, II, 91–92, pl. 63c–67; Wulff. Bibliographisch-kritischer Nachtrag, 46; Bettini. Pittura bizantina, II1, 32–33; Grabar. Martyrium, 198–200; S. Der Nersessian. Рец. на кн.: Ch. R. Morey. Early Christian Art. Princeton 1942. — ArtB, XXV 1943 1, 84–85; Στ. Πελεϰανίδις. Παλαιοχριστιανιϰὰ μνημεῖα Θεσσαλονίϰης: Ἀχειροποίητος, Μονὴ τοὺ Λατόμου. Θεσσαλονίϰη 1949, 45, πίν. 12–17; G. De Francovich. L'arte siriaca e il suo influsso sulla pittura mediocvale nell'Oriente e nell'Occidente — Commentari, II 1951 2, 75–78; Ammann, 23–24; Kitzinger. Byzantine Art in the Period between Justinian and Iconoclasm, 23–24; Volbach. Frühchristliche Kunst, 70, Abb. 133–135; A. Grabar. A propos d'une icone byzantine du XIVe siècle. — CahArch, X 1959, 289–299; A. Grabar, M. Chatzidakis. Greece. Byzantine Mosaics. New York 1960, pl. IV, V; St. Pelekanidis. Gli affreschi paleocristiani ed i più antichi mosaici parietali di Salonicco. Ravenna 1969; F. Gerke. Il mosaico absidiale di Hosios David di Salonicco. — CorsiRav, 1964, 179–199. Попытку Ч. Морея датировать мозаику серединой VII века и трактовать ее как александрийскую работу следует признать несостоятельной. Гораздо убедительнее датировка А. Ксингопулоса (около 500). Наибольшую стилистическую близость салоникская мозаика обнаруживает с той группой мозаик в Сант Аполлинаре Нуово, которая относится к эпохе Теодориха (493–526). Мозаики Панагии Канакарии на Кипре и синайского монастыря св. Екатерины принадлежат уже к более поздней эпохе.

Другой памятник — два мозаических фрагмента из базилики B в Никополисе62. Эти мозаики, от которых сохранились две головы, в свое время украшали базу амвона. Вероятно, мы имеем здесь остатки изображений святых. Довольно сочные формы и свободное, живописное расположение кубиков не противоречат предложенной А. Ксингопулосом датировке мозаик началом VI века. Наиболее близкие стилистические аналогии эти фрагменты находят себе в мозаиках Мавзолея Галлы Плацидии и Хосиос Давид.

62 Γ. Σωτηρίου. Ψηϕιδωταὶ προσωπογραϕίαι ἐϰ Νιϰοπόλεως τῆς Ἠπείρου. — ΕΕΒΣ, ХХIII 1953, 519–523; Ἀ. Ξυγγόπουλος. Αἱ δύο ψηϕιδωταὶ προσωπογραϕίαι τῆς Νιϰοπόλεως. — ΑρχΔελτ, 22 1967, 15–20.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.