Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Позднеантичное искусство и истоки христианского спиритуализма 20 страница




17 Амфилохий, 22–27; Exempla codicum graecorum, I. Codices Mosquenses, ed. G. Cereteli et S. Sobolevski. Mosquae 1911, pl. XX; М. Алпатов. Царьградские миниатюры Апостола 1072 г. Университетской библиотеки в Москве. — Труды секции искусствознания Института археологии и искусствознания РАНИОН, II 1928, 108–112; Id. Un nuovo monumento di miniature della scuola costantinopolitana. — StB, II 1927, 103–108. Орнаментика рукописи крайне близка к cod. Vind. theol. gr. 336, а cтиль — к Vind. theol. gr. 154, особенно к Leningr. gr. 214 и к Евангелию в Дионисиате 587 (вероятно, работа той же мастерской).

18 И. А. Бычков. Приобретения библиотеки, А. Целые коллекции. — Отчет имп. Публичной библиотеки за 1882 г. С.-Петербург 1884, 13–16; В. Н. Лазарев. Царьградская лицевая Псалтирь XI в. — BB, III 1950, 211–218. На л. 1 изображена буква М, составленная из трех фигур с надписями. Посередине представлен Константин Порфирогенет мальчиком и автократисса Мария, но третья фигура почти целиком утрачена. Если она изображала отца Константина Михаила VII Дуку, то рукопись написана между 1074 и 1078 годами; если же здесь был изображен Никифор Вотаниат, то не позднее 1081 года. Во всяком случае, рукопись возникла не ранее 1074 года (год рождения Константина) и не позже 1093/1094 (когда последовала его смерть). Но так как в рукописи Константин представлен ребенком, а мать его Мария названа автократиссой, то наиболее вероятной датой исполнения рукописи являются 1074–1081 годы.

19 К. Weitzmann. The Narrative and Liturgical Gospel Illustrations. — New Testament Manuscript Studies, ed. by M. M. Parvis and A. P. Wikgren, 151–174, pl. XIV, XVI, XVII, XX, XXI, XXIV–XXVI, ХХХII; Grabar. Iconoclasme, 203, fig. 142; K. Weitzmann. Aus den Bibliotheken des Athos, 65–79.

215. Заставка и инициал с изображением апостола Иакова 216. Заставка и инициал с изображением апостола Петра 217. Апостол Павел 218. Апостол Павел
215–220. Миниатюры из Нового Завета греч. 2. 1072 год. Библиотека Университета, Москва. 219. Апостол Павел 220. Апостол Павел

Крохотный Новый Завет украшен изящными заставками с изображениями сидящих и стоящих апостолов (табл. 215–220). Фигурные инициалы образуют единое композиционное целое с заставками, заголовками и текстом. В данном отношении каждая страница этой замечательной рукописи представляет шедевр книжного искусства. Колористическая гамма отличается особой изысканностью: среди неярких, как бы пригашенных красок выделяются бледно-зеленые, нежно-синие, розовые, лиловые и серо-фиолетовые тона.

221. Олень и источник жизни 222. Фигурный инициал с изображениями Христа, ангела, Давида и пророка Нафана 223. Заставка и фигурный инициал с изображением Пляски Мариам 224. Заставка и фигурный инициал «М»
225. Инициал с изображением пророка Аввакума 226. Инициал с изображениями Христа, пророка Исайи, императора и императрицы 227. История Ионы 228. Заставка

 

221–229. Миниатюры из Псалтири греч. 214. Около 1080 г. Публичная библиотека, Ленинград. 229. Фигурный инициал с изображениями матери пророка Самуила Анны, благословляющего Христа и Самуила

Аналогичный стиль выдает Псалтирь в Ленинграде с ее тончайшими фигурными инициалами (табл. 221–229). Колорит обнаруживает здесь несколько большую яркость. Фиолетовые, синие, зеленые, красные, бледно-лиловые и желтые тона переливаются нежнейшими оттенками, эффектно контрастируя с золотом.

230–232. Миниатюры из Евангелия cod. 587. Третья четверть XI в. Монастырь Дионисиат, Афон. 230. Синедрион, Христос и апостолы 231. Сретение 232. Успение Богоматери
234–236. Миниатюры из Слов Григория Назианзина греч. 61. Третья четверть XI в. Исторический музей, Москва. 234. Юлиан Отступник с чиновниками 235. Крещение 236. Лист с заставкой и изображением крещения народа

 

233. Евхаристия. Миниатюра из Литургического свитка Ἁγίου Σταυροῦ 109. Третья четверть XI века. Библиотека Греческого патриархата, Иерусалим.

Столь же виртуозно исполнение заставок и фигурных инициалов Евангелия в Дионисиате (табл. 230–232), происходящего, несомненно, из той же придворной мастерской. Что фигурные инициалы достигли особого расцвета именно в третьей четверти XI века, доказывают Слова Григория Назианзина 1062 года в Ватикане (gr. 463), где в небольшие буквы заключены целые сцены, иллюстрирующие текст20. Такие же фигурные инициалы мы встречаем в Евангелии из Сан Джордже деи Гречи в Венеции21 и в Литургическом свитке из Библиотеки Греческого патриархата в Иерусалиме (Ἁγίου Σταυροῦ 109)22 (табл. 233). Изящный каллиграфический стиль 60–70-х годов в особенно чистой форме выступает в Словах Григория Назианзина из Исторического музея в Москве (греч. 61)23 (табл. 234–236). При сопоставлении этой рукописи с аналогичным манускриптом конца IX века в Париже (gr. 510) становится ясной та эволюция, которую проделала византийская книжная иллюстрация на протяжении двухсот лет. с. 89
с. 90 ¦

20 Кондаков, 204; Peirce, Tyler. Byzantin Art, 42–43, pl. 57; M. Bonicatti. Per una introduzione alla cultura mediobizantina di Costantinopoli. — RivIASA, IX 1960, 230.

21 Кондаков, 243–244; Wulff, 536.

22 Ἀ. Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. Ἱεροσολυμιτιϰὴ Βιβλιοθήϰη, III. Ἐν Πετρουπόλει 1897, 169–175; A. Grabar. Une rouleau liturgique constantinopolitain et ses peintures. — DOP, 8 1954, 161–199; L'art byzantin, art européen, n°357.

23 Фотографические снимки с миниатюр греческих рукописей, находящихся в Московской Синодальной, бывшей Патриаршей, библиотеке, III. Москва 1865, табл. 1–10; Кондаков, 204.

237. Император Никифор Вотаниат, Иоанн Златоуст и архангел Михаил. 1078–1081. Национальная библиотека, Париж. Миниатюра из Слов Иоанна Златоуста Coislin 79 238. Архангел Михаил. [Деталь миниатюры из Слов Иоанна Златоуста, табл. 237]

Если большинство из перечисленных выше рукописей было украшено крохотными миниатюрами в тексте и на полях, то Слова Иоанна Златоуста в Национальной библиотеке в Париже (Coislin 79) являются образцом чрезвычайно крупной книжной иллюстрации24. Эта большая рукопись была выполнена для императора Никифора Вотаниата (1078–1081). Ее занимающие весь лист миниатюры дают хорошее представление о стиле современной им монументальной живописи (табл. 237–238). Композиционные построения развертываются по плоскости, фигуры лишены минимального объема. Совершенно скрываясь за богатыми узорчатыми одеяниями, они выделяются яркими красочными пятнами на золотом фоне, импонируя прежде всего своим контуром. Движения застылы и условны, преобладает фронтальное положение, наиболее соответствовавшее придворному этикету. Лица выдают восточный, армянский тип. Эта черта, равно как и богатейшая орнаментика одеяний и контрастное сопоставление больших и маленьких фигур, указывает на сильное влияние Востока. От живописной традиции эллинизма не осталось и следа. Господствует линейный элемент, краски наложены ровными, спокойными плоскостями. Отличаясь большой определенностью, они напоминают глубиною своих оттенков драгоценные эмалевые сплавы. О таком же отходе от живописных традиций эллинизма свидетельствует Евангелие конца XI столетия из Бодлейянской библиотеки в Оксфорде (E. D. Clarke 10)25. Включенные в заставки евангельские сцены, хотя они и трактованы в каллиграфически тонкой манере, присущей рукописям третьей четверти XI века, обнаруживают уже несвойственную последним сухость исполнения.

24 Bordier, 128–132; Кондаков, 258; Millet. L'art byzantin, 247; Omont, 32–34, pl. LXI–LXIV bis; Grabar. Miniatures byzantines de la Bibliothèque Nationale, fig. 41–44; R. Devreesse. Bibliothèque Nationale. Catalogue de manuscrits grecs, II. Le fonds Coislin, 69–70; Й. Дуйчев. Образи на двама българи от XI век. — Изследвания в чест на акад. Д. Дечев. София 1958, 747–758; Byzance et la France médiévale, n°29; Talbot Ricе. Arte di Bisanzio, 95, tav. XXII, 163; Beckwith. Art of Constantinople, 116–117.

25 Pächt. Byzantine Illumination, 9, fig. 18; L'art byzantin, art européen, n°336.

Как уже было отмечено, рукописи третьей четверти XI века представляют высшую точку в развитии византийского книжного искусства. Никогда более орнаментика и инициалы не достигают такой ювелирной тщательности отделки, никогда более трактовка не выдает такую мягкость, никогда более краски не отличаются такой нежностью и деликатностью, никогда более художники не пользуются с таким искусством тончайшей, почти невесомой линией. К концу XI века создается еще ряд первоклассных рукописей, но они уже уступают в качестве манускриптам 60–70-х годов. Процесс измельчания форм получает дальнейшее развитие. Одеяния фигур все более стилизуются, в складках появляется что-то манерное и неспокойное, прихотливая игра линий нередко превращается в самоцель, усиливается сухость трактовки. Если в рукописях третьей четверти XI века миниатюры производили такое впечатление, как будто они написаны одними красками, к которым затем были присоединены линии, в рукописях позднего XI века они кажутся исполненными при помощи одних линий, расстояния между которыми заполнены краской. Иначе говоря, в миниатюрах всплывает тот стилистический оттенок, который сближает их с перегородчатой эмалью. с. 90
¦




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.