с. 91 ¦ Сопоставляя рукописи XII века с манускриптами XI-го, мы сразу видим снижение качества. XII век был для византийской книжной иллюстрации эпохой упадка и застоя. В это время почти отсутствуют такие виртуозные по блеску исполнения рукописи, как например, Paris. gr. 74, Mosq. gr. 2 и Leningr. gr. 214. Прежде всего грубеет орнаментика. Она теряет былую легкость, детали выписываются с меньшей тщательностью, исчезает каллиграфическая острота отделки, которая столь типична для орнаментики XI века. Все чаще всплывают звериные мотивы, получающие широкое распространение и в самой столице. В колорите появляются кричащая яркость и пестрота, не свойственные предшествующей эпохе, когда употреблялись нежные краски, нередко приближавшиеся к неопределенным полутонам. Теперь палитра строится на резких, сильно подчеркнутых акцентах. Трактовка приобретает неприятную сухость, живописные элементы совершенно отступают на второй план перед линейными. Одеяния распадаются на сотни мелких складочек, нередко образующих чисто орнаментальное плетение линий. Сухие лица, с тяжелыми зелеными тенями, не моделируются путем постепенного перехода одного тона в другой. Расчлененные при помощи сложной системы линий, они подвергаются сильнейшей стилизации. Выражение лиц становится строгим и отвлеченным, преобладает восточный тип. Фигуры утрачивают объем, они кажутся сотканными из одних линий. Пространственный момент остается почти невыраженным. Схематизированные ландшафты и строения отличаются плоским характером. Будучи сведенными к немногим композиционным формулам, они обнаруживают большое однообразие. В целом стиль миниатюр XII века знаменует высшую точку в развитии отвлеченных тенденций византийской живописи.
252. Заставка с изображением евангелиста Матфея и фигурный инициал с изображением царицы Елены. 1122 г. Библиотека Ватикана, Рим. Лист из Евангелия Urbin. gr. 2
Серия столичных рукописей XII века открывается Евангелием из Ватикана (Urbin. gr. 2), исполненным для Иоанна II Комнина и его сына Алексея в 1122 году36. Оба заказчика даны в торжественных фронтальных позах. Над их портретами представлен сидящий на троне Христос, позади которого помещены аллегории Правосудия и Милосердия. Несмотря на то, что рукопись вышла из царской мастерской, здесь ясно видно, как портится стиль книжной иллюстрации (табл. 252). Орнаментика выдает небрежное исполнение, линия утрачивает былую легкость, она становится тяжелой и жесткой, колорит базируется на ярких красках, среди которых выделяются красный, синий, фиолетовый, зеленый, коричневый и сиреневый тона, образующие чистую, но страдающую от излишней пестроты гамму. Как изображения евангелистов, так и сцены из жизни Христа и Крестителя лишены пространственной глубины. Отдельные элементы композиции искусственно связываются друг с другом, распластываясь по плоскости наподобие орнаментальных мотивов. Вместо того чтобы располагать фигуры и предметы по горизонтали, миниатюрист располагает их по вертикали, из-за чего пространственный момент остается совершенно неподчеркнутым.
36Кондаков, 253–254; Beissel. Vaticanische Miniaturen, 22–24, Taf. XIV; Venturi, II, 476–477; C. Stornajolo. Miniature delle Omelie di Giacomo Monaco (cod. Vat. gr. 1162) e dell'Evangeliario greco Urbinate (cod. Vat. Urbin. gr. 2). Roma 1910; Millet. Iconographie de l'Evangile, 154, 175–176, 207, 592; Peirce, Tyler. Byzantine Art, 52, pl. 89; Friend, fig. 181–184; M. Bonicatti. Per l'origine del Salterio Barberiniano greco 372 e la cronologia del Tetraevangelo Urbinate greco 2. — RivCCM, II (1960) 1, 41–61. На л. 2 имеется позднейшая приписка, датирующая Евангелие 1128 годом. Но, как доказал М. Боникатти, точная дата изготовления cod. Urb. gr. 2 — 1122 год.
253–255. Миниатюры из Слов Иакова Коккиновафского gr. 1162. Вторая четверть XII века. Библиотека Ватикана, Рим.
253. История Иакова
254. История Адама и Евы
255. Троица
256. Заставка с изображением кончины Василия Великого и фигурный инициал с изображением Григория, который произносит речь над гробом Василия. Конец XII века. Национальная библиотека, Париж. Лист из Слов Григория Назианзина gr. 550
Из той же мастерской, где было изготовлено ватиканское Евангелие, вышло еще несколько столичных рукописей второй четверти XII века. Это Евангелия в Париже (gr. 75 и 71)37 и Лондоне (Burney 19)38 и Омилии Иакова Коккиновафского в Ватикане (gr. 1162)39. Они образуют замкнутую стилистическую группу, дающую хорошее представление о столичной книжной иллюстрации первой половины XII века. Видное место занимают Омилии монаха Иакова — одна из интереснейших рукописей эпохи Комнинов (табл. 253–255). В основе этого манускрипта лежит старая сирийская редакция, подвергнутая, однако, радикальной переработке. Манера исполнения отличается близостью к Евангелию из Ватикана: то же преобладание жестких, резких линий, то же распластывание композиций по плоскости путем искусственного сочетания отдельных эпизодов, та же схематизация отвлеченного пустынного ландшафта, то же сведение архитектурных кулис к немногим основным типам, та же сухость трактовки и единообразие восточных лиц, похожая яркая гамма красок из красных, зеленых, синих, фиолетовых, розовых, белых, коричневых и золотых тонов. В иконографическом отношении миниатюры представляют большой интерес, давая возможность ознакомиться с рядом нигде более не встречающихся сцен из жизни Марии, восходящих к апокрифическим источникам. Новая черта для столичной орнаментики — звериные мотивы, которые щедро применяются в заставках. Эта развитая звериная орнаментика является характернейшим элементом книжной с. 91 с. 92 ¦ иллюстрации XII века, достигая особого богатства в провинциальных рукописях, как об этом свидетельствуют Слова Григория Назианзина в Париже (gr. 550)40(табл. 256), фрагмент Евангелия в Публичной библиотеке в Ленинграде (греч. 296)41 и Евангелие в Дионисиате на Афоне (cod. 4)42.
37Кондаков, 251; Bordier, 28, 136–137; Millet. Iconographie de I'Evangile, 175–176, 179, 209, 592; Omont, 46–47, pl. LXXXVII; Grabar. Miniatures byzantines de la Bibliothèque Nationale, fig. 50–52; Byzance et la France médiévale, n°37, 23; Beckwith. Art of Constantinople, 115. Стиль и иконография миниатюр находят себе ближайшие параллели в cod. Vat. Urbin. gr. 2.
38Dalton, 476, fig. 429; J. A. Herbert. Illuminated Manuscripts, 64, pl. IV; Beckwith. Art of Constantinople, 128; L'art byzantin, art européen, n°314.
39Кондаков, 220–229; A. Kirpičnikov. Zur byzantinischen Miniaturmalerei. — BZ, IV 1895 1, 109–124; Beissel. Vaticanische Miniaturen, 25–26, Taf. XV; Venturi, II, 468–475; A. Baumstark. Zu den Miniaturen der Marienfestpredigten des Jakobos von Kokkinobaphos. — OrChr, IV 1905, 187–190; Millet. L'art byzantin, 247–248; С. Stornajolo. Miniature delle Omelie di Giacomo Monaco (cod. Vat. gr. 1162). Roma 1910; Dalton, 478–479; Н. Покровский. К иконографии Богоматери. — Светильник, 1914 1, 3–18; Wulff, 538; L. Bréhier. Les miniatures des homélies du moine Jaques et la théâtre religieux à Byzance. — MonPiot, XXIV 1921, 101 et suiv.; Diehl, 639–640; Ἀ. Ξυγγόπουλος. Ἡ προμετωπὶς τῶν ϰωσίϰων Βατιϰανοῦ 1162 ϰαὶ Παρισινοῦ 1208. — ΕΕΒΣ, 13 1937, 158–178. В Национальной библиотеке в Париже хранится слегка видоизмененная копия ватиканской рукописи, относящаяся ко второй половине XII века (gr. 1208). Предположение А. И. Кирпичникова и О. Вульфа, будто бы обе рукописи принадлежат одной руке, ни на чем не основано. Парижский кодекс отличается не только худшим качеством, но и более сухим исполнением. См.: Ebersolt, pl. XXV, XXVI; Grabar. Miniatures byzantines de la Bibliothèque Nationale, fig. 47–49; Byzance et la France médiévale, n°36; Beckwith. Art of Constantinople, 116.
40Bordier, 198–203; Millet. Iconographie de 1'Evangile, Index: Paris, 746; Omont, 52–54, pl. CVI–CXV; Grabar. Miniatures byzantines de la Bibliothèque Nationale, fig. 53–55; Byzance et la France médiévale, n°40; Beckwith. Art of Constantinople, 126; L'art byzantin, art européen, n°346. Рукопись изготовлена, вероятно, в одном из провинциальных монастырей, но в подражание столичным образцам.
41 Отрывок состоит из двух листов с таблицами канонов (Гранстрем. Каталог греческих рукописей. — ВВ, XIX 1961, № 269).
42S. Lambros. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos, I. Cambridge 1895, 319, n°3538; Wulff, 540, Abb. 474; Brockhaus, 222–223.
257. Алексей I Комнин пред Христом. XII век. Библиотека Ватикана, Рим. Миниатюра из Догматического Паноплия Евфимия Зигабена gr. 666
258. Христос Еммануил с символами евангелистов и пророками Исаией и Иезекиилем (Видение пророка Иезекииля). Первая половина XII века. Библиотека Марчиана, Венеция. Миниатюра из Евангелия gr. Z540
259. Евангелист Иоанн с учеником Прохором. Начало XII века. Исторический музей, Москва. Миниатюра из Евангелия греч. 41
Перечисленные столичные рукописи принадлежат к лучшему, что дала византийская иллюстрация на протяжении XII века. Все другие константинопольские манускрипты отличаются худшим качеством и еще большим схематизмом исполнения. В трактовке лиц появляется наведенная белилами линейная разделка (Послания апостолов, Апокалипсис и другие сочинения в Париже gr. 224, ранний XII век43, Догматический Паноплий Евфимия Зигабена в Ватикане gr. 666 (табл. 257), XII век44, Евангелие в Венеции Marc. gr. Z540 (табл. 258), ранний ХII век45), стилизация ландшафта достигает чисто гротесковых форм (Евангелие в Историческом музее в Москве греч. 41 (табл. 259), начало ХII века46), рисунок становится все более небрежным (Октатевх в Топкапы Сарай в Стамбуле 8, исполненный во второй четверти ХII века для Исаака Комнина47).
43Omont, 49, pl. CI, CXV; Byzance et la France médiévale, n°25. Происходит из Серальской библиотеки в Константинополе. А. Омон датирует рукопись XI веком, но по стилю она не может быть раньше начала XII века. Ср. с Евангелием в Мельбурне (cod. 710/5).
44Кондаков, 259; Venturi, II, 462–464, fig. 323. Сочинение Зигабена было написано по повелению Алексея I Комнина (1081–1118). Приложенные к рукописи портреты последнего не могут служить точкой опоры при датировке манускрипта, поскольку они встречаются также в аналогичной рукописи Исторического музея в Москве (греч. 337), относящейся ко второй половине XII века.
45Millet. L'art byzantin, 233; Friend, fig. 144–147; L'art byzantin, art européen, n°316. В люнетах над евангелистами изображены Рождество Христово, Крещение, Рождество Иоанна Предтечи и Сошествие во ад.
46Архимандрит Владимир. Систематическое описание рукописей московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки, 1. Рукописи греческие. Москва 1894, № 85.
47Millet. L'art byzantin, 220; Ф. Успенский. Константинопольский Серальский кодекс Восьмикнижия. София 1907 (= ИРАИК, XII) и Константинопольский Серальский кодекс Восьмикнижия. Альбом к XII тому Известий Русского Археологического института в Константинополе. Мюнхен 1907; G. Millet. L'octateuque byzantin d'après une publication de l'Institut russe à Constantinople. — RA, 1910 II, 71–80; Dalton, 464; Wulff, 530–531; A. Muñoz. Alcune osservazioni intorni al Rotulo di Giosuè e agli Ottateuchi illustrati. — Byzantion, I 1924, 475 ss.; Diehl, 617–620; M. Alpatoff. Rapport sur un voyage à Constantinople. Peinture byzantine. — REG, XXXIX 1926, 302–306; K. Weitzmann. The Octateuch of the Seraglio and the History of Its Picture Recension. — Actes du X Congrès international d'études byzantines. Istanbul 1957, 183–186; Talbot Rice. Arte di Bisanzio, 94–95, tav. XVIII–XXI; L'art byzantin, art européen, n°276. Переделка предисловия (Послание Аристея к Филократу) принадлежит Исааку Комнину, который упоминается между 1138 и 1152 годами. Качество миниатюр далеко не первоклассное. В стиле есть некоторое сходство с Vat. gr. 1162. Октатевхи из Ватикана (gr. 746) и Евангелической школы в Смирне (A I) выдают близость к константинопольской рукописи. Но они ни в коем случае не принадлежат, вместе с последней, одному художнику, как это думал А. Муньос. Данные манускрипты были, вероятно, исполнены в провинции, о чем говорит их жесткий примитивный стиль. См.: В. Н. Виноградский. Миниатюры ватиканской библейской рукописи XII века. — Сборник на 1873 год, изданный Обществом древнерусского искусства при московском Публичном музее. Москва 1873, 135–150; Отчет о деятельности Русского Археологического института в Константинополе в 1897-м году. — ИРАИК, III 1898, 201–202 (отчет О. Вульфа); Кондаков, 185–193; J. Strzygowski. Der Bilderkreis des griechischen Physiologus, des Kosmas Indikopleustes und Oktateuch nach Handschriften der Bibliothek zu Smyrna. Leipzig 1899 (= ByzArch, 2), 113–126, Taf. XXI–XL; II rotulo di Giosuè, cod. Vaticano Palatino greco 431, riprodotto in fototipia e fotocromografia. Milano 1905, tav. A–K; Miniatures de l'Octateuque grec de Smyrne. Préface de D. C. Hesseling. Leyde 1909. Смирнский Октатевх сгорел в 1922 году.
260. Заставка и фигурный инициал с изображением Рождества Христова. 1143–1181 гг. Монастырь св. Екатерины, Синай. Лист из Слов Григория Назианзина cod. 339
261. Евангелист Марк и Крещение. Вторая половина XII века. Исторический музей, Москва. Миниатюра из Евангелия греч. 519
С середины XII века доминируют совершенно плоские формы, в композициях появляется ремесленный штамп, застылые движения сухих фигурок выдают минимальное разнообразие, лица моделируются при помощи тяжелых зеленых тонов, поверх которых накладываются в виде тонких линий белила, архитектурные и пейзажные фоны настолько упрощаются, что теряют почти всякую связь с реальностью. Типичными образцами стиля второй половины XII века являются две близкие друг к другу рукописи Слов Григория Назианзина во Флоренции и на Синае (Laur. Plut. VII, 32 и Sinait. 339)48 и Евангелия в Москве (греч. 519)49(табл. 261) и во Флоренции (Plut. VI, 23)50. Синайский манускрипт изготовлен по заказу игумена «царского» монастыря Пантократора для одного из монастырей на острове Лемнос. Вкомпонованные в заставки различные сцены и фигуры святых исполнены в ремесленной манере (табл. 260). Орнамент грубый, фигурные инициалы утратили тонкость отделки. Не многим лучше и флорентийское Евангелие, которое послужило Г. Милле одним из источников для реконструкции александрийской редакции евангельской иллюстрации. Фигуры евангелистов изображены на фоне совершенно плоских, условных архитектурных сооружений. Отдельные здания сопоставлены согласно принципу неорганического суммирования, типичному для композиционных решений XII века. Разбросанные в тексте и на полях евангельские сцены располагаются в виде фризовых лент (табл. 262–263). Яркие сухие фигурки покрыты тонкой золотой штриховкой. Но стоит их сравнить с аналогичными фигурками в рукописях XI века, как сразу бросается в глаза разница в стиле: все, что было изящным, легким, полным свежей творческой оригинальности, становится вымученным, тривиальным, стандартным51. с. 92 ¦
262–263. Миниатюры из Евангелия Plut. VI 23. Вторая половина XII века. Библиотека Лауренциана, Флоренция.
262. Сцены из жизни Христа
263. Сцены из жизни Христа
48Кондаков, 203–204; Его же. Синай, 143–152; Millet. L'art byzantin, 245; Id. Iconographie de l'Evangile, 176, n. 8; Monumenta Sinaitica, табл. 31, 32; Ebersolt, 38–39; Ἀ. Ξυγγόπουλος. Ἡ μιϰρογραϕὶα ἐν άρχῆ τοῦ Σιναϊτιϰοῦ ϰώδιϰος 339. — EEBΣ, 16 1940, 128–137; K. Weitzmann. Mount Sinai's Holy Treasures. — NG, 1964 January, 124–125. Упоминаемый в записи синайской рукописи игумен Иосиф является, без сомнения, тем же лицом, при котором была привезена из Фессалоник, «во времена» императора Мануила Комнина (1143–1180), прославленная икона Димитрия Солунского.
49Кондаков, 252; Wulff, 532. Неправильно, как это думает ряд исследователей, связывать символы евангелистов с западным влиянием. Они часто встречаются в византийских рукописях XI–XII веков, восходя к старой восточной традиции.
51 Упомяну еще следующие рукописи ХII века: Афины, Византийский музей: Евангелие (G. Daux. Chronique des fouilles et découvertes archéologiques en Grèce en 1962. — BCH, LXXXVII 1963, 692), Евангелие 2, Книга Иова 62 (С. Osieczkowska. Note sur un manuscrit grec du Livre de Job: n°62 du Musée Byzantin d'Athénes. — Byzantion, VI 1931, 223–228); Национальная библиотека: Псалтирь с одами 7 (Buberl, Taf. XVII–XIX; L'art byzantin, art européen, n°285), Евангелие 163 (Buberl, Taf. XIV, XV), Евангелие 68 (ibid., Abb. 56–63), Евангелие 160 (ibid., 26), Евангелие 76 (ibid., Abb. 64–66), Евангелие 2645 (L'art byzantin, art européen, n°338), Литургический свиток 2759 (ibid., n°358); Библиотека Сената: Евангелие 2 (Delatte, 7–8); Собрание П. Канеллопулоса: миниатюра с полуфигурами двенадцати апостолов (L'art byzantin, art européen, n°313); Афон, Ватопед: Псалтирь 762 (Brockhaus, 209–210; Кондаков, Иконография Богоматери, II, рис. 156; S. Der Nersessian. A Psalter and New Testament Manuscript at Dumbarton Oaks. — DOP, 19 1965, 176, fig. 56, 57), Евангелие от 1128 года 736, Евангелие 694, Евангелие 713, Евангелие 757, Комментарии на Книгу Иова 590/503 (Dölger. Athos, 184–185), Лествица 376 (Martin, 168–169, fig. 16, 17); Дионисиат; Новый Завет от 1133 года 8 (Brockhaus, Taf. 21; Friend, fig. 9–12; Dölger. Athos, 194–197), Евангелие 20, Евангелие 23, Евангелие 38; Дохиар: Евангелие 39 (Dölger. Athos, 206–207), Евангелие 52; Ивер: Евангелие 1 (Brockhaus, 225–227, Taf. 25; Dölger. Athos, 176–177; это Евангелие, отнесенное С. Лампросом к VIII веку, не могло быть украшено ранее ХII века, о чем свидетельствует стиль миниатюр); Лавра: Евангелие 97 А, Диоcкорид 75 Ω (К. Weitzmann. Ancient Book Illumination, 13, fig. 15), Евангелие 130 A (S. Der Nersessian. Two Images of the Virgin in the Dumbarton Oaks Collections. — DOP, 14 1960, 84, fig. 13); Пантократор: Новый Завет, Псалтирь и другие сочинения 234 (Brockhaus, 210–211; L'art byzantin, art européen, n°727); Протат: Евангелие 11; Балтимор, Walters Art Gallery: Евангелие 527 (Walters Art Gallery, Exhibition 1947, 141, pl. XCVI), Евангелие 522 (ibid., 141), листы с изображениями евангелистов Матфея и Марка 530 d, e (ibid., 142, pl. XCVI; близки по стилю к cod. Vatic. Urb. gr. 2, Paris. gr. 75 и 71, Panteleim. 25), Деяния и Послания апостолов 533 (ibid., 142, pl. XCVII); Берлин, Государственная библиотека: Евангелие qu. 39; Брешиа, Библиотека Квериниана: Евангелие А VII, 26 (A. Muñoz. Miniature bizantine nella biblioteca Queriniana di Brescia. — Miscellanea Ceriani. Milano 1910, 169–179); Вашингтон, Галерея Фрир: Лествица De Ricci 10 (Martin, 192, fig. 14, 15), фрагмент Евангелия (Ch. Morey. Studies in Early Christian and Roman Art. New York 1918, 31–62); Вена, Национальная библиотека: Евангелие от 1109 года suppl. gr. 164 (Buberl, Gerstinger, 46–49, Taf. XIX–ХХII; L'art byzantin, art européen, n°340); Венеция, Марчиана: Слова Иоанна Златоуста Cl. II, cod. 27, Псалтирь gr. 565 (M. Bonicatti. Un Salterio greco miniato del periodo comneno. — BAPI, 2–3 1956–1957, 117–123), Евангелие gr. I 8 (L'art byzantin, art européen, n°305; только изображения четырех евангелистов относятся к XII веку); Гроттаферрата: Менологий от 1101 года Δ α V; Иерусалим, Библиотека Греческого патриархата: Евангелие Ἁγίου Τάϕου 31 (Hatch. Greek and Syrian Miniatures in Jerusalem, 76–79, pl. XIX–XXII, миниатюры поновлены), Апостол Ἁγίου Τάϕου 38 (ibid., 80, pl. ХХIII), Евангелие Ἁγίου Τάϕου 49 (ibid., 81–84, pl. XXIV–XXVII), Евангелие Ἁγίου Τάϕου 56 (ibid., 85–88, pl. XXVII–XXXI), Апостол Ἁγίου Τάϕου 47 (A. Baumstark. Ein byzantinischer Buchschmuck des Praxapostolos und syropalästinensische Vorlage. — OrChr, VI 1906, 412–436; Hatch. Op. cit., 97–107, pl. XL–L; L'art byzantin, art européen, n°295), Евангелие Φωτίου Παρθενίου 28 (Hatch. Op. cit., 110–112, pl. LIII–LV), Менологий Ἁγίου Σάβα 63 и 208 (A. Baumstark. Ein illustriertes griechisches Menaion des Komnenenzeitalters. — OrChr, I 1927, 67–79); Кембридж, Университетская библиотека: фрагмент Повести о Варлааме и Иоасафе из Янины Add. 4451 (S. Der Nersessian. L'illustration du Roman de Barlaam et Joasaph. Paris 1937, 21–23, pl. CI, СII); Копенгаген, Королевская библиотека: Аскетический трактат Василия Великого Gl. Kongl. Saml. 1343 (Greek and Latin Manuscripts in Danish Collections. London 1921, 3, pl. 11); Ленинград, Публичная библиотека: Евангелие греч. 53 (Амфилохий, 13–14; вшитые миниатюры с изображениями трех евангелистов XII века, миниатюра с изображением Луки исполнена не ранее XVI–XVII веков), Евангелие греч. 98 (Амфилохий, 51–54), Евангелие греч. 118 (только миниатюры с евангелистами), Евангелие греч. 210, Евангелие греч. 223, Евангелие греч. 696, фрагмент Апостола от 1101 года греч. 321 (отрывок из cod. Paris. suppl. gr. 1262), Псалтирь греч. 663, Литургия Василия Великого греч. 672; Библиотека Академии наук СССР: Литургический свиток 1 (из бывшего собрания Русского Археологического института в Константинополе, столичная, константинопольская, работа, см.: Б. В. Фармаковский. Византийский пергаменный рукописный свиток с миниатюрами, принадлежащий Русскому Археологическому институту в Константинополе. — ИРАИК, VI 2–3 1901, 253–359); Лондон, Британский музей: Евангелие Add. 4949, Евангелие от 1179 года Add. 22736, Евангелие Add. 35030 (Dalton, fig. 162), Евангелие Add. 39591 (L'art byzantin, art européen, n°312), Евангелие Harley 1810 (Dalton, fig. 157, 161, 261, 414; Id. East Christian Art, pl. LVII–2; Millet. Iconographie de l'Evangile, Index: Londres, 742); Мадрид, Эскориал: Евангелие X, IV, 17 (Friend, fig. 136–139); Манчестер, Джон Райлендс Лайбрери: Евангелие gr. 17; Мегаспелайон (Пелопоннес), монастырь: Евангелие 1 (L'art byzantin, art européen, n°725), Евангелие 8 (ibid., n°726), Евангелие 7 (A. Frantz. A Lost Manuscript from Megaspelaion. — ArtB, XVII 1935 3, 397, эта рукопись сгорела); Мельбурн, Национальная галерея Виктории: Евангелие 710/5 (H. Buchthal. An Illuminated Byzantine Gospel Book of about 1100 A.D. — Special Bulletin of National Gallery of Victoria, Centenary Year, 1961, 1–13; L'art byzantin, art européen, n°311, столичная работа, близкая к cod. Marc. gr. Z540); Милан, Амброзиана: Псалтирь М54 sup. (Gengaro, Leoni, Villa. Codici dell'Ambrosiana, 136–137, tav. L–LII), Евангелие и Послания апостолов Z34 sup. (ibid., 159–161), Евангелие М48 sup. (ibid., 167–168), Слова Иоанна Златоуста А172 sup. (Е. К. Редин. Рукописи с византийскими миниатюрами в библиотеках Венеции, Милана и Флоренции. — ЖМНП, 1891 декабрь, 307; Gengaro, Leoni, Villa. Codici dell'Ambrosiana, 152–153, tav. LIII), Евангелие H13 sup. (ibid., 132–135, tav. XLI–XLIX); Москва, Гос. Библиотека СССР имени В. И. Ленина: Евангелие ф. 270, I А, 8, Евангелие ф. 181, 9, Евангелие ф. 304, III, 28; Исторический музей: Евангелие греч. 220, Апостол Муз. 3648 (часть миниатюр вшита позже, другая часть сильно переписана), Евангелие греч. 511 (миниатюры с изображениями двух евангелистов, исполненные в XII веке, происходят из другой рукописи), Евангелие от 999 года Муз. 3644 (миниатюры с изображениями четырех евангелистов относятся к XII веку), Евангелие от 1199 года греч. 278; Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана: Евангелие М 647 (Friend, fig. 125–128), Евангелие около 1160 года 692 (Walters Art Gallery. Exhibition 1947, 141, pl. XCII); Оксфорд, Бодлейянская библиотека: Евангелие Auct. Т. infra I.3, Псалтирь от 1105 года Barocci 15 (Pächt. Byzantine Illumination, 9, fig. 20), Новый Завет Auct. Т. infra I.10 (ibid., 7, fig. 3, 8, 9b, 11, 17; Beckwith. Art of Constantinople, 125; L'art byzantin, art européen, n°296, столичная работа раннего XII века), Слова Григория Назианзина Canon. gr. 103 (Pächt. Byzantine Illumination, 7, fig. 7, 25, 26, 29; L'art byzantin, art européen, n°347); Christ Church Library: Евангелие 32 (столичная работа), Слова Григория Назианзина от 1081 года 6, Евангелие 14; Охрид, Народный музей: Евангелие 78 (Minijatura u Jugoslaviji. Zagreb 1964, n°117), Евангелие 55 (ibid., n°118), Евангелие 27 (ibid., n°120), Послания и Апокалипсис 43 (ibid., n°121); Париж, Национальная библиотека: Лествица gr. 1158 (Martin, fig. 12), Лествица Coislin 262 (ibid., 172, fig. 20), Евангелие от 1164 года suppl. gr. 612 (Byzance et la France médiévale, n°45; Beckwith. Art of Constantinople, 128), Евангелие gr. 189 (Bordier, 181–182; Omont, pl. LXXXVIII, LXXXIX; Byzance et la France médiévale, n°38, столичная работа), Евангелие suppl. gr. 914 (Bordier, 221–222; Millet. Iconographie de I'Evangile, Index: Paris, 747; Grabar. Miniatures byzantines de la Bibliothèque Nationale, fig. 57, 58), Слова Иоанна Златоуста gr. 806 (Bordier, 192–194; Ebersolt, pl. XLVII, LVI; Byzance et la France médiévale, n°32, столичная работа), Евангелие от 1168 года gr. 83 (Byzance et la France médiévale, n°63), Апостол gr. 102 (ibid., n°31), Псалтирь gr. 41 (ibid., n°35), Деяния апостолов от 1101 года suppl. gr. 1262 (ibid., n°33; Beckwith. Art of Constantinople, 124); Французское Библейское общество: Евангелие (Byzance et la France médiévale, n°42, столичная работа); Патмос, монастырь Иоанна Богослова: Евангелие 80 (Jacopi, fig. 67–70, tav. VII–X; L'art byzantin, art européen, n°321), Евангелие 79 (Jacopi, fig. 62–66), Слова Григория Назианзина 45 (ibid., fig. 28, tav. V), Евангелие 75 (ibid., fig. 55–60, tav. VI; L'art byzantin, art européen, n°339), Ефрем Сирин 106 (ibid., fig. 161), Евангелие 274 (ibid., fig. 129–135; L'art byzantin, art européen, n°315, эта рукопись вышла из той же столичной мастерской, где были украшены cod. Vatic. Urbin. gr. 2 и Vat. gr. 1162); Принстон, Университетская библиотека: Евангелие Garret 5 (из скита св. Андрея на Афоне, см.: К. Weitzmann. Die armenische Buchmalerei des 10. und beginnenden 11. Jahrhunderts, Abb. 6; Walters Art Gallery. Exhibition 1947, 140, рl. ХCIII), Евангелие от 1136 года Garret 3 (Walters Art Gallery. Exhibition 1947, 141); Музей истории искусств: лист с изображениями Распятия и Сошествия во ад acc. 30.20 (ibid., 140, pl. XCVII); Рим, Библиотека Валличеллиана: Евангелие В133 (Muñoz. Codici greci delle minori biblioteche di Roma, 65–74); Библиотека Ватикана: Лествица gr. 1754 [ J. J. Tikkanen. Eine illustrierte Klimax-Handschrift der Vatikanischen Bibliothek. Helsingfors 1893 (= ActaSSFenn, XIX, 2); Martin, 181–183 fig. 237–277], Евангелие gr. 1229 (Beissel. Vaticanische Miniaturen, Taf. XI), Евангелие gr. 1625, Слова Григория Назианзина с комментариями псевдо-Нонна gr. 1947 (К. Weitzmann. Greek Mythology in Byzantine Art, 9, 12, 144, 154, 156, fig. 3, 10, 13, 18, 21, 24, 27, 32, 34, 37, 44, 48, 53, 63, 67, 71, 75, 79, 82, 90, 91), Акты собора, состоявшегося под председательством императора Мануила I Комнина относительно истолкования евангельского стиха «Отец Мой есть больший Меня», gr. 1176, около 1166/1167 (F. Chalandon. Les Comnènes. Etudes sur l'empire byzantin au XIе et XIIе siècles, II. Paris 1912, ил. к с. 212), Евангелие Barb. gr. 461, Евангелие от 1153 года Barb. gr. 449, Псалтирь от 1177 (?) года Barb. gr. 320 (Venturi, II, fig. 311, 314; Tikkanen. Psalterillustration, 128, Abb. 1–9; K. Weitzmann. Constantinopolitan Book Illumination in the Period of the Latin Conquest. — GBA, XXV 1944 April, 212), Евангелие от 1173 (?) года gr. 758, Псалтирь gr. 1927 (E. Т. De Wald. The Illustration in the Manuscripts of the Septuagint, III. Psalms and Odes, 1: Vaticanus graecus 1927. Princeton 1941), Книги царств gr. 333 (J. Lassus. Les miniatures byzantines du Livre des Rois. D'après un manuscrit de la Bibliothèque Vaticane. — MélRome, XLV 1928, 38–74; A. Grabar. Un pyxide en ivoire à Dumbarton Oaks. — DOP, 14 1960, 132–134, в этой рукописи находится одно из древнейших изображений Древа Иессеева); Сиена, Коммунальная библиотека: Евангелие gr. X. IV. I (A. Muñoz. Byzantinische Kunstwerke in der «Mostra dell'antica Arte Senese». — BZ, ХIII 1904 3–4, 707); Синай, монастырь св. Екатерины: Лествица 418 (Кондаков. Синай, 153–155; Martin, 187–189, fig. 174–216), Менологий 500, Евангелие 153, Евангелие 154, Евангелие 166, Евангелие 233, Апостол 275; Стамбул, Библиотека Топкапы сарай: Псалтирь 13 (Ф. И. Успенский. Константинопольская Серальская рукописная Псалтырь с толкованиями. — ВВ, ХХIII (1917–1922) 1923, 118–133; A. Muñoz. Tre codici miniati della Biblioteca del Serraglio a Costantinopoli. — StB, I 1924, 5–7; M. Alpatoff. Rapport sur un voyage à Constantinople. — REG, XXXIX 1926, 306–309, столичная работа), Евангелие 21 (A. Muñoz. Tre codici miniati della Biblioteca del Serraglio a Constatinopoli, 3–5); Библиотека Греческого патриархата: Евангелие 3 (Les Trésors de Turquie. Genève 1966, 119, 123); Флоренция, Лауренциана: Евангелие Plut. VI, 14, Новый Завет Plut. VI, 36 (Е. К. Редин. Рукописи с византийскими миниатюрами в библиотеках Венеции, Милана и Флоренции. — ЖМНП, 1891 декабрь, 308–316), Евангелие Conv. soppr. 160 (там же, 316–317; Millet. Iconographie de l'Evangile, fig. 495, 582; кроме изображений евангелистов, все остальные миниатюры, относящиеся к X веку, вплетены позднее); Холкэм (Англия), Библиотека графа Лейчестера: Евангелие Ms. 4 (W. O. Hassall. Byzantine Illumination of Holkham. — The Connoisseur, CXXXIII March 1954, 87, 89, 90); Янина (Эпир), Школа Ζωσιμαία: Повесть о Варлааме и Иоасафе (A. Xyngopoulos. Un nouveau manuscrit illustré de Barlaam et Joasaph. — IIIе Congrès international d'études byzantines. Compterendu. Athènes 1932, 235 et suiv.; S. Der Nersessian. L'illustration du Roman de Barlaam et Joasaph, 21–23, pl. CI, CII); фрагмент из этой рукописи — в Кембридже Add. 4451).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление