КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Постановка проблемы
ЛЕКЦИЯ 1. ЛИТЕРАТУРНО-РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА (на материале английского и русского языков). 1. К истории вопроса. 2. Краткий очерк изучения проблемы ЛРР в СССР и за рубежом, состояние исследований ЛРР в настоящее время. 3. НТР и ее социальные последствия как основа выдвижения ЛРР на авансцену повседневного производственного и бытового общения. 1. Выше уже говорилось, что проблема ЛРР была фактически поставлена самой жизнью; темпами и характером общественного развития и масштабами современной устной коммуникации в условиях НТР; известной демократизацией общества, в силу которой на авансцену повседневной вербальной коммуникации все больше выходят «неканонизированные формы» кодифицированного литературного языка (КЛЯ); распространением ЛРР средствами радио, кино, телевидения, по телефону, а также в школах и вузах; увеличением удельного веса и престижности «разговорности» в речевых вкусах и привычках образованных кругов общества и у нас и за рубежом; соответствующим прогрессом науки (в частности, лингвистики) и некоторыми другими объективными и субъективными факторами. В известном смысле, по-видимому, можно говорить о бурном вторжении, широкой экспансии и утверждении ЛРР в повседневной речевой практике носителей современных развитых литературных языков. Подобные побудительные мотивы, естественно, не могли не стимулировать и действительно стимулировали научный интерес к ЛРР, вызывали к жизни проведение разносторонних исследований и экспериментов, затрагивающих различные аспекты, уровни и особенности этого явления, побудили в разных странах к осуществлению известной перестройки традиционных методов обучения и совершенствования знаний родного и иностранного языков с опорой на живой язык. Началом этого этапа изучения ЛРР обычно считаются 60-е годы, когда начали появляться первые основательные исследования ЛРР на материале русского, чешского, немецкого, английского, испанского и других развитых литературных языков, хотя следовало бы вспомнить при этом о трудах БА. Ларина, А.М. Селищева, ЕД. Поливанова, Г.О. Винокура, В.М. Жирмунского, Б. Гавранека, Э. Сэпира и других советских и зарубежных лингвистов 20 — 30-х годов, плодотворные идеи которых предвосхитили разработку некоторых современных концепций ЛРР (в частности, развиваемых ныне в рамках социо- и психолингвистики, теории речевой коммуникации и других наук). Выделение ЛРР в качестве самостоятельного объекта лингвистического исследования (хотя это произошло и «не вдруг» и до сих пор дебатируется, но уже на ином уровне изученности этого явления) вызвало оживленную полемику относительно природы этого явления, его роли в вербальной коммуникации, престижности и т.п. Атмосферу, окружающую эту полемику, иллюстрирует следующее высказывание исследователя русской разговорной речи: «Первые систематические записи (ЛРР) произвели смятение. Многим показалось, что это запись речи «некультурных людей». Тогда лингвисты, сделавшие эти записи, сообщили, что записана речь людей известных, с очень высокой культурой, профессоров, писателей, академиков. Понемногу филологи стали привыкать к мысли, что такая система (одна из форм литературного языка) действительно существует, причем стали замечать и за собой, что они также пользуются разговорной речью» (Белошапкова, 1981:28). С этим перекликается мнение, высказанное Флорианом Кулма, исследователем английской ЛРР, который утверждает, что «... за последние 10 — 15 лет стало возможным проследить за интересным развитием исследований речи. Назвать эти интенсивные исследования (не столь неожиданные для большинства и нежелательные для меньшинства) «языковой революцией» было бы, возможно, некоторым преувеличением ("a bit exaggerated"). Однако никто не в состоянии отрицать, что статус разговорной речи в качестве приоритетного объекта ("distinguished object") лингвистических исследований в значительной степени окреп» (Coulmas, 1981:VII). Первые же серьезные исследования ЛРР показали, что это явление гораздо более сложного характера, нежели предполагалось (не говоря уже о печально распространенном убеждении, что вся суть проблемы ЛРР укладывается в рамки «разг.» — "coll." или "infml." в словарях, о чем следует сказать особо). Как образно заметил Ф. Кулма, «... разговорную речь ни в коем случае не следует воспринимать в «легком жанре» (light-heartedly) и, конечно, она вовсе не легко дается всем и каждому». И далее:«... ошибочно и то, что она не подчиняется никаким правилам» (там же: IX). Замечание «не легко дается» здесь, на первый взгляд, противоречит спонтанности и непринужденности — основным характеристикам ЛРР, но мысль автора значительно глубже: ЛРР, — утверждает он, — не есть нечто аморфное, а потому «непринужденно используемое всеми и каждым» (там же). Напротив, это специфическая языковая система, функционирующая в соответствии с экстра- и интралингвистическими за-, кономерностями, условиями и целями общения в их сложном взаимодействии. По мере продвижения исследований ЛРР вглубь становится всё более очевидным, что собственно лингвистический компонент, лежащий на поверхности, не более чем верхушка айсберга, называемого «разговорность»: значительная часть информации, передаваемая говорящим в ходе коммуникативного акта (КА), помимо вер-бально реализованных высказываний, может быть понята слушающим лишь с учетом паралингвистических факторов, кинесики, социолингвистических данных, некоторых психических координат говорящего и тд. Не случайно поэтому современное изучение природы «разговорности» речи (чрезвычайно многопланового понятия) развивается по многим направлениям в рамках психолингвистики, физиологии речи, теории речевой коммуникации и речевой деятельности, информатики и прикладной лингвистики, социолингвистики, прагматики и других наук. У каждого из них свой особый объект и предмет исследования ЛРР. По мнению В Д. Девки на, в «разговорной речи сходится вся проблематика языкознания, ее касается почти любой теоретический вопрос» (Девкин, 1979:24). Аналогичная мысль была высказана еще раньше известным лингвистом Дж. Фэртом, который подчеркивал, что «в изучении разговорной речи... мы найдем ключ к лучшему пониманию того, что представляет собой язык и как он функционирует» (Firth, 1957:17-41). Объектом лингвистики, исследующей ЛРР, является реальная (в основном, устная) спонтанная, непринужденная, несколько сниженная речь образованных кругов носителей современного (в данном случае — английского) литературного языка во всей ее сложности, многосторонности ее структуры, функционирования и развития в основных сферах общения. Указанная формулировка «объекта» вытекает из известного положения диалектического материализма и, в частности, теории познания, о том, что следует четко различать, понимать действительные, реальные соотношения между тем, что познается, и тем, что формируется в процессе познания. Это не исключает, на определенном этапе развития науки, возникновения вторичного объекта1 лингвистики в виде более или 1 См. изложение этого вопроса в книге «Общее языкознание» (Березин и др., 1979:11 -18).
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |