Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исключен Законом РК № 484-IIот 25 сентября 2003 года




Государственный служащий, работник правоохранительного органа, сообщившие органу, ведущему борьбу с коррупцией, заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения в отношении другого государственного служащего, работника правоохранительного органа наказываются в дисциплинарном порядке вплоть до увольнения с должности или иного освобождения от выполнения соответствующих функций по представлению органа, ведущего борьбу с коррупцией.

В случае совершения коррупционного правонарушения либо правонарушения, создающего условия для коррупции, лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом дисциплинарное взыскание налагается не позднее трех месяцев со дня обнаружения проступка и не может быть наложено позднее одного года со дня совершения проступка.

В случае совершения депутатами Парламента Республики Казахстан или лицами, указанными в подпункте 2) пункта 3статьи 3настоящего Закона, какого-либо из указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи правонарушений органы, ведущие борьбу с коррупцией, уведомляют об этом соответствующую избирательную комиссию, которая обязана в течение пяти дней со дня поступления материалов довести их до сведения Парламента.

Совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицом, приравненным к нему, какого-либо из коррупционных правонарушений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, если оно не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет увольнение с должности или прекращение выполнения государственных функций.

Члены семьи лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица, приравненного к нему, не вправе принимать подарки и услуги, приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц, как иностранных, так и Республики Казахстан, с которыми указанное лицо связано по службе. Лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, или лицо, приравненное к нему, обязано в семидневный срок безвозмездно сдать незаконно полученные членами его семьи подарки в специальный государственный фонд и возместить стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовались члены его семьи, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет.

1. Комментируемый пункт состоит из четырех подпунктов, предусматривающих отдельные виды коррупционных правонарушений, связанных с противоправным получением благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним.

В этих четырех подпунктах указаны следующие виды коррупционных правонарушений:

1) принятие за исполнение своих государственных или приравненных к ним функций любого вознаграждения в виде денег, услуг и в иных формах от организаций, в которых лицо не выполняет соответствующие функции, а также от физических лиц;

2) принятие подарков или услуг в связи с исполнением своих государственных или приравненных к ним функций либо от лиц, зависимых от них по службе, за общее покровительство или попустительство по службе;

3) принятие приглашений во внутригосударственные и в зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц, как иностранных, так и Республики Казахстан, за исключением определенных поездок;

4) использование не предусмотренных законодательством преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества.

Все эти виды коррупционных правонарушений характеризуются такими обязательными признаками, как общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость. Они во многом сравнимы и схожи с получением взятки, имея между собой ряд общих признаков объекта, предмета, объективной стороны и субъективной стороны.

Объектом данных коррупционных правонарушений выступают установленный законами порядок отправления государственной власти и государственного управления, права и свободы человека и гражданина, интересы государственной службы.

Предмет данных коррупционных правонарушений образуют деньги, услуги, подарки, приглашения во внутригосударственные и зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки, преимущества в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества. Поскольку в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 комментируемой статьи признается противозаконным принятие за исполнение своих служебных функций любого вознаграждения лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, перечень видов и разновидностей предмета данных коррупционных правонарушений не ограничивается только указанными имущественными благами и преимуществами. Следовательно, предметом коррупционных правонарушений, связанных с противоправным получением благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, могут быть любые выгоды и преимущества имущественного характера, любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью, любое имущество (движимое или недвижимое), в том числе права на имущество, наделяющие лицо правомочиями владения, пользования и распоряжения собственностью и т.п.

Однако в отличие от имущественных благ и преимуществ, предметом данных коррупционных правонарушений не могут служить моральные ценности и блага, преимущества, например, публичная положительная оценка личности, выступление в средствах массовой информации, обращение с ходатайством о поощрении по службе, представление к награде и т.п.

Следует обратить особое внимание на то, что без достоверно установленного собственного предмета ни одно из данных коррупционных правонарушений не существует и потому не может быть зафиксировано и квалифицировано.

Объективная сторона рассматриваемых коррупционных правонарушений включает в себя противоправное деяние в виде незаконного принятия вознаграждения (подарка) за исполнение своих государственных или приравненных к ним функций уполномоченным лицом. Однако это противоправное деяние должно обязательно состоять из двух этапов или элементов. Во-первых, это деяние складывается из действия по получению или обнаружению вознаграждения (подарка) и, во-вторых, из последующего бездействия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица, приравненного к нему, в течение двух недель или семи дней, когда он обязан по закону сдать незаконно полученное вознаграждение (подарок) в специальный государственный фонд или же перечислить полученные деньги, стоимость предоставленных услуг в республиканский бюджет.

Незаконное получение вознаграждения (подарка) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицом, приравненным к нему, может быть осуществлено лично или через посредника, а действие по обнаружению вознаграждения (подарка) осуществляется только лично. Следствием получения либо обнаружения вознаграждения (подарка) является реальное обладание материальными ценностями или же фактическое пользование предоставленными услугами и вещами, врученными лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, или лицу, приравненному к нему.

При этом достоверно установленный факт получения либо обнаружения вознаграждения (подарка) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицом, приравненным к нему, служит бесспорным доказательством осведомленности данного лица о совершенном поступке. Действие лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или приравненного к нему лица, по получению или обнаружению вознаграждения (подарка), должно иметь место до последующего возможного противозаконного его бездействия. Тем самым время получения либо обнаружения вознаграждения (подарка) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицом, приравненным к нему, определяет начало срока, в течение которого данное лицо по закону обязано перечислить полученные или обнаруженные на счету денежные средства в республиканский бюджет (в течение двух недель) либо сдать полученные или обнаруженные подарки в специальный государственный фонд (в семидневный срок), оплатить противоправно оказанные ему услуги путем перечисления денег в республиканский бюджет (в семидневный срок).

Время получения либо обнаружения вознаграждения (подарка) может служить также началом отсчета срока последующего фактического бездействия лица. Однако никакого факта незаконного принятия вознаграждения (подарка) не возникает, если лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, или лицо, приравненное к нему, откажется от полученного либо обнаруженного вознаграждения (подарка) и перечислит денежные средства в республиканский бюджет в течение двух недель либо оплатит противоправно оказанные ему услуги путем перечисления денег в республиканский бюджет в семидневный срок, либо в семидневный срок сдаст незаконно полученный подарок в специальный государственный фонд.

Специальный государственный фонд образуют подарки, сданные в уполномоченный государственный орган согласно Правилам учета, хранения, оценки и дальнейшего использования имущества, обращенного (подлежащего обращению) в собственность государства по отдельным основаниям, которые утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 июля 2002 года № 833. Организация работы по учету, хранению, оценке и дальнейшему использованию подарков, переданных государственными служащими в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных обязанностей, а также членами их семей, подлежащих безвозмездной сдаче в специальный государственный фонд, возлагается на Комитет по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан и его территориальные органы.

Таким образом, в целом для фиксации факта противоправного принятия вознаграждения (подарка) в рамках коррупционных правонарушений, связанных с противоправным получением благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, закон предусмотрел два обязательных признака данного деяния. Это, во-первых, противоправное получение (обнаружение) вознаграждения (подарка) и, во-вторых, последующее противоправное бездействие, которое выражается в невыполнении установленной законом обязанности перечислить в республиканский бюджет средства, незаконно полученные лицом за исполнение своих государственных или приравненных к ним функций, либо в невыполнении обязанности сдать в специальный государственный фонд противоправно принятые подарки, оплатить противоправно оказанные услуги путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет.

Следовательно, факт незаконного принятия вознаграждения (подарка) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицом, приравненным к нему, может иметь место только по истечении двух недель или же семи дней после получения или обнаружения незаконного вознаграждения (подарка) данным лицом. При отсутствии любого из указанных обязательных признаков объективной стороны совершенного деяния в поведении лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица, приравненного к ним, нет никакого коррупционного правонарушения, связанного с противоправным получением благ и преимуществ за исполнение или в связи с исполнением служебных или приравненных к ним функций.

Противоправный результат рассматриваемых коррупционных правонарушений согласно основному признаку коррупции, данному в статье 2 комментируемого закона, заключается в незаконном получении имущественной выгоды за исполнение либо в связи с исполнением своих государственных или приравненных к ним функций лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицом, приравненным к нему. Следовательно, это незаконное получение имущественной выгоды как результат коррупционного правонарушения должно находиться в прямой или опосредованной причинно-следственной связи с практической деятельностью лица по исполнению своих государственных или приравненных к ним функций.

В силу многих причин процесс установления достоверной и бесспорной причинно-следственной связи между фактом исполнения лицом своих государственных или приравненных к ним функций и фактом незаконного получения имущественной выгоды является достаточно сложным. При выяснении данного вопроса следует исходить из того, что в целях противодействия коррупции закон налагает тотальный (всеобщий) запрет лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и лицам, приравненным к ним, принимать любые вознаграждения (подарки) от определенных категорий лиц, предусмотрев одновременно ряд исключений из данного правила. В частности, закон запрещает лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и лицам, приравненным к ним, принятие любого вознаграждения (подарка), если иное не предусмотрено законодательством, от следующих категорий лиц:

- организаций, в которых лицо не выполняет соответствующие функции;

- лиц, зависимых по службе;

- физических и юридических лиц, как иностранных, так и Республики Казахстан, с которыми указанное лицо связано по службе.

Кроме того, закон дает перечень случаев и условий, при которых нет причинно-следственной зависимости между фактом получения имущественной выгоды и фактом исполнения своих государственных или приравненных к ним функций лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицом, приравненным к нему. В частности, согласно подпункту 3) пункта 1 комментируемой статьи, для лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица, приравненного к нему, не является противоправным принятие приглашений во внутригосударственные и в зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки:

а) по приглашению супруга (супруги), родственников за их счет;

б) по приглашению иных физических лиц (с согласия вышестоящего должностного лица или органа), если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной деятельности приглашаемых;

в) осуществляемые в соответствии с международными договорами Республики Казахстан или на взаимной договоренности между государственными органами Республики Казахстан и государственными органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;

г) осуществляемые с согласия вышестоящего должностного лица либо органа для участия в научных, спортивных, творческих, профессиональных, гуманитарных мероприятиях за счет средств организаций, в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких организаций.

Согласно примечания к статье 366 Уголовного кодекса не является преступлением в силу малозначительности и преследуется в дисциплинарном или административном порядке получение впервые лицом, указанным в части первой настоящей статьи, имущества, права на имущество или иной имущественной выгоды в качестве подарка при отсутствии предварительной договоренности за ранее совершенные законные действия (бездействие), если стоимость подарка не превышала двух месячных расчетных показателей.

Однако в соответствии со статьей 509 Гражданского кодекса (Особенная часть) исключается из числа противоправных дарение государственным служащим, а также членам их семей в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей обычных подарков, стоимость которых не превышает размеров десяти месячных расчетных показателей, установленных законодательными актами.

Таким образом, имеет место несоответствие между нормами статьи 366 Уголовного кодекса и статьи 509 Гражданского кодекса (Особенная часть).

Установленный законом запрет на принятие вознаграждения (подарка) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, и лицом, приравненным к нему, в сочетании с определенными в законодательстве исключениями из данного правила позволяет определить критерии, на основе которых выявляется причинно-следственная связь между исполнением этими лицами своих государственных или приравненных к ним функций и фактом получения ими незаконной имущественной выгоды.

Такими критериями могут служить, например, правовой статус субъекта, который предоставляет вознаграждение (подарок), наличие или отсутствие согласия вышестоящего должностного лица или органа на поездку, соответствие международному договору Республики Казахстан или взаимной договоренности между государственными органами Республики Казахстан и государственными органами иностранных государств, а также другие, предусмотренные законодательством, критерии.

В силу того обстоятельства, что заранее невозможно предусмотреть все многообразие места, времени, обстановки и конкретных способов противоправного принятия вознаграждения (подарка) лицами за исполнение или в связи с исполнением государственных и приравненных к ним функций, закон не раскрывает и не конкретизирует эти признаки объективной стороны коррупционных правонарушений в каждом конкретном случае.

Место и время принятия предмета коррупционного правонарушения просто определить, когда вознаграждение (подарок) вручается деньгами или в виде другого движимого имущества непосредственно из рук в руки. Сложнее определить время или обстановку принятия вознаграждения (подарка), когда предметом являются другие выгоды имущественного характера.

В тех случаях, когда вознаграждение предоставляется в виде услуги или выгоды имущественного характера, вознаграждение можно считать полученным, но не принятым, с момента пользования этой услугой или имущественным благом. Однако для признания совершенным правонарушения в любом случае необходимо установить факт не просто предоставления и получения, а именно факт принятия вознаграждения (подарка) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицом, приравненным к нему. При этом принятие вознаграждения имеет место с момента принятия даже части вознаграждения, если оно принимается по частям.

С другой стороны, не будет принятия вознаграждения, если оно было принято посредником - представителем лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица, приравненного к нему, а не лично этим лицом.

Субъективная сторона коррупционных правонарушений, связанных с противоправным получением благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, характеризуется обычно прямым либо косвенным умыслом, корыстными мотивами и целью. Прямой умысел, корыстные мотивы и цель данных коррупционных правонарушений прямо не зафиксированы в тексте самого закона, однако они всегда предстают как «связанные с противоправным получением благ и преимуществ» и могут быть определены на основе анализа различных признаков объективной стороны деяния.

Вывод о вине субъекта устанавливается на основе всех собранных доказательств. При прямом умысле лицо осознает возможность и неизбежность получения имущественной выгоды им самим или другим лицом и желает наступления этого незаконного результата. При косвенном умысле лицо осознает возможность получения имущественной выгоды и сознательно допускает данный противоправный результат либо относится к этому безразлично.

При неосторожности субъект не желает и не допускает получения имущественной выгоды им самим или иным лицом, например, в случае противозаконного предоставления и получения вознаграждения (подарка) без ведома лица, уполномоченного на выполнение государственных функций лицом, или лица, приравненного к нему.

При самонадеянности лицо предвидит возможность получения имущественной выгоды, но без достаточных оснований легкомысленно рассчитывает на предотвращение этих последствий. Лицу при проявлении чрезмерной самонадеянности ставится в упрек то обстоятельство, что оно не осознавало и оценивало реальные условия развития причинной связи между принятием вознаграждения (подарка) и незаконным получением имущественной выгоды, хотя при активном напряжении своих сил и способностей оно вполне могло осознать возможность развития событий в том направлении.

Противоправная небрежность характеризуется тем, что лицо не предвидит возможности наступления незаконного получения имущественной выгоды, при наличии обязанности и возможности предвидеть таковой результат. При небрежности лицо, располагая реальной возможностью предвидения и предотвращения общественно опасных последствий совершаемых деяний, не проявляет в должной мере внимательности и предусмотрительности, не активизирует в достаточной степени свои интеллект и волю для недопущения и предотвращения последствий.

Мотив коррупционных правонарушений, связанных с противоправным получением благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, не указан в диспозиции комментируемой статьи. Причина этого состоит в том, что состав данных коррупционных правонарушения является во многом формальным и законодателю неважно, какими внутренними побуждениями руководствуются лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, или лица, приравненные к ним, при незаконном принятии вознаграждения (подарка) в связи исполнением соответствующих государственных или приравненных к ним функций. Поскольку мотив не является обязательным признаком состава данных коррупционных правонарушения, то он не влияет на их квалификацию. Поэтому эти коррупционные правонарушения признаются таковыми независимо от того, каким мотивом - политическим, низменным или лишенным такого характера - руководствуется субъект: корысть, стремление помочь близкому человеку и т.п.

Цель рассматриваемых коррупционных правонарушений: как то, к чему стремятся, чего добиваются лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, или лица, приравненные к ним, принимая незаконные вознаграждения (подарки) в связи исполнением соответствующих государственных или приравненных к ним функций, состоит в получении имущественной выгоды им самим или членом семьи. Эта цель не всегда является обязательным признаком состава и влияет на квалификацию правонарушения. Например, если лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, или лица, приравненные к ним, принимая незаконное вознаграждения (подарки) в связи исполнением соответствующих государственных или приравненных к ним функций, передали вознаграждения (подарки) в детский дом, цели получения имущественной выгоды им самим или членом семьи отсутствует. Однако нарушение закона в данном случае имеется.

Субъекты коррупционных правонарушений, связанных с противоправным получением благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, исчерпывающим образом определены в статье 3 комментируемого закона. При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 3 комментируемого закона к субъектам коррупционных правонарушений относятся не только сами лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, или лица, приравненные к ним, но и физические и юридические лица, осуществляющие подкуп должностных и иных лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, а равно предоставляющие им противоправно имущественные блага и преимущества.

В подпункте 2) пункта 1 комментируемой статьи особо выделены коррупционные правонарушения в виде принятия подарков или услуг от лиц, зависимых по службе, за общее покровительство или попустительство по службе лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним.

Однако сам закон не определяет и не ограничивает перечень действий (бездействия), в которых конкретно может выражаться общее покровительство и попустительство. На практике общее покровительство обычно понимается как совершение активных действий, направленных на создание благоприятных условий для деятельности зависимого лица в связи с его служебным положением, например, создание привилегированного положения по сравнению с другими служащими, как действия, связанные с незаслуженным поощрением, необоснованным продвижением по службе, повышением в должности, предоставлением дополнительных, особых прав (преимуществ), освобождением от обязанностей, как недопущение контроля, предупреждение о возможных проверках, защита интересов служащего перед другими лицами и органами и т.д.

К попустительству по службе обычно относят, наоборот, пассивное поведение или бездействие, например, непринятие предусмотренных законом мер за нарушения и упущения лица зависимого по службе, отсутствие должной активной реакции на неправомерные действия служащего и т.п.

При покровительстве или попустительстве по службе какие-либо конкретные действия до или после принятия вознаграждения (подарка) могут и не совершаться. Для квалификации данного коррупционного правонарушения важен тот факт, что лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, или лицо, приравненное к нему, обладает реальными полномочиями для совершения действий (бездействия) в пользу зависимого лица и осознавало назначение незаконно принятого вознаграждения (подарка). Для данного правонарушения не имеют значения также действия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или приравненного лица, других лиц, направленные на инициирование дачи вознаграждения (подарка).

Распространенными способами незаконного принятия подарков или услуг от лиц, зависимых по службе, за общее покровительство или попустительство по службе лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, являются: заключение пари, внесение ставок на ипподромах, совместное участие в азартных играх денежного или иного имущественного характера между вышестоящими и нижестоящими либо находящимися в иной зависимости по службе или работе лицами, личное или через посредника получение вознаграждения (подарка) от лица, зависимого по службе.

Лицо, зависимое по службе от лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица, приравненного к нему, понимается, в первую очередь, как подчиненное или подконтрольное либо поднадзорное лицо. При этом зависимое по службе лицо может работать как в одном государственном органе или организации с лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицом, приравненным к нему, так и в другом государственном органе, организации, находящихся в сфере действия властных полномочий уполномоченного лица.

2. Пунктом 2 комментируемой статьи для членов семьи лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица, приравненного к нему, устанавливается запрет принимать подарки и услуги, приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц, как иностранных, так и Республики Казахстан, с которыми указанное лицо связано по службе.

Лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, или лицо, приравненное к нему, может и не знать о факте незаконного получения подарка или услуги членом своей семьи. Однако, когда лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, или лицу, приравненному к нему, становится известным о незаконном получении подарка или услуги членом его семьи, у него возникает обязанность в семидневный срок безвозмездно сдать незаконно полученный подарок в специальный государственный фонд и возместить стоимость услуги, которой неправомерно воспользовался член его семьи, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет. В случае невыполнения этой установленной законом обязанности лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, или лицо, приравненное к нему, считается совершившим коррупционное правонарушение, связанное с противоправным получением благ и преимуществ.

При этом необходимо установить, что незаконное вознаграждение получено за счет физических и юридических лиц, как иностранных, так и Республики Казахстан, с которыми уполномоченное на выполнение государственных функций лицо, или лицо, приравненное к нему, связано по службе. Связанными по службе считаются лица, которые состоят на службе в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях различных организационно-правовых форм и в общественных объединениях, деятельность которых находится в прямой подчиненности, подконтрольна, подотчетна лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, или лицу, приравненному к нему, за исключением прямо установленных законодательством случаев.

Касательно понятия члена семьи, следует исходить из того, что в соответствии с примечанием к пункту 3-2 статьи 9 Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», под членами семьи лица, являющегося кандидатом на службу в специальный государственный орган, признаются супруг (супруга), совершеннолетние дети и лица, находящиеся на его иждивении и постоянно проживающие с ним. Можно полагать, что данное определение закона распространяется также на членов семей лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним.

3. В пункте 3 комментируемой статьи определена санкция для лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица, приравненного к нему, за совершение какого-либо из коррупционных правонарушений, указанных в пунктах 1 и 2 комментируемой статьи. Совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицом, приравненным к нему, какого-либо из коррупционных правонарушений, указанных в пунктах 1 и 2 комментируемой статьи, если оно не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет увольнение с должности или прекращение выполнения государственных функций.

4. В пункте 4 комментируемой статьи закреплена норма, которая регламентирует случаи совершения коррупционных правонарушений депутатами Парламента Республики Казахстан, а также гражданами, зарегистрированными в установленном законом порядке в качестве кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления.

В случае совершения названными лицами какого-либо из указанных в пунктах 1 и 2 комментируемой статьи коррупционных правонарушений органы, ведущие борьбу с коррупцией, уведомляют об этом соответствующую избирательную комиссию, которая обязана в течение пяти дней со дня поступления материалов довести их до сведения Парламента. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 комментируемого закона депутаты Парламента Республики Казахстан несут ответственность за совершение коррупционных правонарушений по основаниям и в порядке, предусмотренном Конституцией и законами Республики Казахстан.

Органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, определены в статье 6 комментируемого закона.

Статья 13-1. Сроки наложения дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции [23]

2. В случае прекращения досудебного расследования, но при наличии в деяниях лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, признаков коррупционного административного правонарушения или дисциплинар-ного проступка взыскание налагается в сроки, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи [24] .

1. Пункт 1 комментируемой статьи посвящен институту давности привлечения к ответственности, а именно определяет период времени, в течение которого лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения или правонарушения, создающего условия для коррупции. Перечень правонарушений, создающих условия для коррупции, перечислен в пункте 1 статьи 12 Закона (см. подр. комментарий к статье 12). Институт давности привлечения к ответственности также характерен и иным видам юридической ответственности (уголовной, административной). Его цель - достижение правовой определенности и стабильности правопорядка. Наличие данного срока, с одной стороны, побуждает должностных лиц соответствующих государственных органов дать юридическую оценку действий или бездействия лица и применить предусмотренные законодательством дисциплинарные взыскания, что гарантирует своевременное разрешение вопроса, исключает волокиту и бездеятельность руководящих работников. С другой стороны, временное ограничение возможности привлечения к ответственности ограждает сотрудников от «переоценки», изменения правовых позиций по достоверно известным фактам. Наличие в законодательстве срока давности обусловливается также затруднительностью по истечению продолжительного времени установления факта проступка, собирания подтверждающих данных, их надлежащего оформления.

Исходя из повышенной общественной опасности рассматриваемых правонарушений, предусматриваются более длительные сроки привлечения к дисциплинарной ответственности по сравнению с общими сроками, установленными статьей 74 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года, пунктом 18 Правил наложения дисциплинарных взысканий на политических государственных служащих[25] и пунктом 48 Правил наложения дисциплинарных взысканий на административных государственных служащих Республики Казахстан[26].

А. Привлечение к дисциплинарной ответственности предполагает соблюдение последовательных этапов, процедур возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений. Для привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции, необходимо, чтобы не истекли в совокупности два срока - три месяца со дня обнаружения проступка и один год со дня совершения проступка.

Правоприменитель для установления возможности привлечения к дисциплинарной ответственности за рассматриваемые правонарушения в первую очередь должен ответить на вопрос: не истек ли годичный срок с момента совершения правонарушения? В случае отрицательного ответа необходимо выяснить, не истек ли трехмесячный срок со дня обнаружения проступка.

Б. Определяющее значение имеет выявление момента начала течения указанных сроков и случаев их приостановления.

Факт, в том числе и момент, совершения и обнаружения дисциплинарного проступка должен быть зафиксирован в соответствующих документах. Это могут быть жалобы граждан и служащих; докладные, записки руководителей структурных подразделений государственных органов и других служащих; акты прокурорского реагирования; материалы о дисциплинарных проступках; служебные и иные материалы. Дополнительным подтверждающим документом в части момента совершения и обнаружения коррупционного проступка является письменное объяснение служащего об обстоятельствах дела.

В случае наличия сомнений, противоречий в данных о моменте совершения или обнаружения проступка кадровая служба соответствующих органов должна предпринять все возможные меры для прояснения и надлежащей фиксации рассматриваемых обстоятельств, в том числе провести служебное расследование.

В. Комментируемая статья не регламентирует приостановление срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения либо правонарушения, создающего условия для коррупции. В данном случае следует руководствоваться пунктом 3 статьи 28-1 Закона «О государственной службе», в котором отмечается, что течение годичного и трехмесячного сроков наложения дисциплинарного взыскания приостанавливается в соответствии с трудовым законодательством на время отсутствия государственного служащего на работе в связи с временной нетрудоспособностью, освобождением от работы для выполнения государственных или общественных обязанностей, нахождением в отпуске, командировке. Аналогичные нормативные положения содержатся в пункте 3 статьи 74 Трудового кодекса.

Г. При исчислении сроков, установленных настоящей статьей, следует руководствоваться общими правилами определения начала и окончания сроков (статья 13 Трудового кодекса, статьи 124, 125 Гражданского процессуального кодекса). Так, течение годичного срока начинается на следующий день с момента совершения проступка, а течение трехмесячного - на следующий день с момента обнаружения проступка. Таким образом, если проступок совершен 3 марта, то течение годичного срока начинается 4 марта, а в случае обнаружения проступка 27 марта течение трехмесячного срока начинается соответственно 28 марта.

Трехмесячный срок истекает в соответствующий месяц и число последнего месяца срока. Если конец данного срока приходится на такой месяц, который соответствующего числа не имеет, то срок истекает в последний день этого месяца. В случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день. Нерабочими днями являются праздничные и выходные дни. Так, если последний день срока приходится на 9 мая, а 10 и 11 мая являются выходными днями, то окончание данного срока переносится на 12 мая.

Отдельно следует акцентировать, что акт о наложении взыскания (приказ, распоряжение) должен быть вынесен до конца рабочего дня, установленного в данном органе или организации, а не до двадцати четырех часов.

Д. В действующем законодательстве имеются нормативные правовые акты, обладающие меньшей или большей юридической силой, в которых общественные отношения, подпадающие под действие данной статьи, регулируются иначе.

Статья 13-1 комментируемого Закона не регламентирует случаи приостановления сроков давности привлечения к ответственности. Положения Трудового кодекса (пункт 3 статьи 74) и Закона о государственной службе (пункт 3 статьи 28-1) выделяют три основания приостановления срока, а именно отсутствие работника на работе в связи:

- с временной нетрудоспособностью;

- с освобождением от работы для выполнения государственных или общественных обязанностей;

- с нахождением в отпуске, командировке.

2. Пункт 2 рассматриваемой статьи отдельно оговаривает сроки наложения дисциплинарного взыскания в случае прекращения досудебного расследования. В данном случае течение годичного и трехмесячного срока начинается с момента вынесения соответствующих процессуальных документов в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом.

Для практической реализации данного положения часть девятая статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса устанавливает обязанность органов уголовного преследования и судов в случаи прекращения уголовного дела при наличии в действиях лица признаков административного или дисциплинарного (коррупционного) правонарушения в течение десяти суток направить в уполномоченные органы (должностным лицам) материалы для решения вопроса о привлечении к административной или дисциплинарной ответственности.

Комментируемый пункт определяет срок наложения взыскания при наличии признаков коррупционного административного правонарушения. Вместе с тем в соответствии с частью первой статьи 8 Кодекса об административных правонарушениях «Административные правонарушения, меры административного взыскания, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и меры административно-правового воздействия определяются только настоящим Кодексом. Никто не может быть подвергнут административному взысканию, мерам административно-правового воздействия или мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных настоящим Кодексом». Отдельно следует отметить, что статья 62 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает сроки привлечения к ответственности за административные коррупционные правонарушения, отличные от установленных в комментируемой статье Закона РК «О борьбе с коррупцией».

Таким образом, установленные в пункте 2 рассматриваемой статьи сроки наложения взыскания за деяния, содержащие признаки административного правонарушения, являются правовой коллизией.

Наличие конкурирующих предписаний в публичном праве, в особенности при регулировании сроков давности привлечения к ответственности, следует оценивать негативно, так как это противоречит основополагающим принципам юридической ответственности - справедливости и формальной определенности, исключающей неоднозначное толкование и произвольное применение.

В указанных коллизионных ситуациях правоприменитель, на основании статьи 6 Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213 «О нормативных правовых актах», должен руководствоваться нормами, обладающими большей юридической силой в силу уровня нормативного правового акта, или – в отношении норм нормативных правовых актов одного уровня – применять нормы, позднее введенные в действие, а также руководствоваться общими принципами юридической ответственности.

Статья 14. Исключена Законом РК от 25 сентября 2003 года № 484-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам борьбыс коррупцией»

Исключение из закона статьи, предусматривающей ответственность физических и юридических лиц за совершение коррупционных административных правонару-шений, определено тем, что в Кодексе об административных правонарушениях и в Законе РК «О борьбе с коррупцией» имелись нормы, дублирующие друг друга. В связи с этим в целях их устранения было принято решение исключить комментируемую статью и внести соответствующие дополнения в Кодекс об административных правонарушениях.

Статья 15. Исключена Законом РК от 25 сентября 2003 года № 484-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией»

Исключение из комментируемого Закона статьи, предусматривающей ответственность за осуществление незаконной предпринимательской деятельности и получение незаконных доходов государственными органами и органами местного самоуправления, определено тем, что в Кодексе об административных правонарушениях и в Законе РК «О борьбе с коррупцией» имелись нормы, дублирующие друг друга. В целях их устранения было принято решение исключить данную статью.

Статья 16. Исключена Законом РК от 25 сентября 2003 года № 484-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией»

Исключение из комментируемого Закона статьи, предусматривающей ответственность за непринятие мер руководителями государственных органов по борьбе с коррупцией в отношении подчиненных им лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений, определено тем, что в Кодексе об административных правонарушениях и в Законе РК «О борьбе с коррупцией» имелись нормы, дублирующие друг друга. В целях их устранения было принято решение исключить данную статью.

Статья 17. Ответственность лиц, сообщивших заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения [27]

В соответствии с комментируемом законом, гарантии неприкосновенности, предусмотренные в статье 7, не распространяются на государственных служащих, работников правоохранительных органов, сообщивших органу, ведущему борьбу с коррупцией, заведомо ложную информацию о коррупционных правонарушениях.

В этом аспекте существует проблема проверки объективности информации о коррупционных правонарушениях.

Заявления, в которых выражается определенная точка зрения, сами по себе не являются ложной информацией и не рассматриваются правоохранительными органами в качестве таковой, если в них содержится разумный вывод или соответствующий действительности факт.

Если же государственный служащий, работник правоохранительного органа сообщает органу, ведущему борьбу с коррупцией, заведомо ложную информацию, т.е. информацию, не соответствующую объективной действительности, заведомо зная об этом, то он подлежит ответственности в дисциплинарном порядке.

Кроме того, в Уголовном кодексе в части 3 статьи 130 («Клевета»), предусматривается уголовная ответственность за клевету, соединенную с обвинением лица в совершении коррупционного, тяжкого или особо тяжкого преступления.

Отграничить данный состав преступления от административного правонарушения или дисциплинарного проступка можно только по характеру сведений, переданных органу, ведущему борьбу с коррупцией. Если ложные сведения касаются деяний, квалифицируемых Уголовным кодексом в качестве коррупционных преступлений, то их умышленная передача уполномоченным органам должна расцениваться как совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 130 Уголовного кодекса. Поскольку в комментируемый закон включены лишь составы правонарушений, за которые предусмотрено применение мер дисциплинарной ответственности, то применительно к комментируемой статье это касается сообщения заведомо ложных сведений именно о таких коррупционных правонарушениях.

Передача сведений может быть осуществлена в письменной или иной, в том числе устной, форме.

Не соответствующие действительности сведения о совершении коррупционного правонарушения умаляют честь и достоинство, деловую репутацию государственного служащего (сотрудника правоохранительных органов).

Честь – это общественная оценка лица, мера его духовных и социальных качеств.

Достоинство – внутренняя самооценка лицом собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения.

Деловая репутация – устойчивая положительная оценка деловых (производственных, профессиональных) достоинств лица общественным мнением.

Сообщение заведомо ложных сведений может быть произведено и через средства массовой информации, что придает дополнительную огласку.

Меры ответственности, которые могут быть применены по отношению к государственным служащим, работникам правоохранительных органов, виновным в предоставлении органу, ведущему борьбу с коррупцией, заведомо ложных сведений о причастности другого государственного служащего к совершению коррупционного правонарушения, в данном пункте определены следующим образом: «вплоть до увольнения с должности или иного освобождения от выполнения соответствующих функций».

На государственных служащих, в соответствии со статьей 28 Закона о государственной службе, могут налагаться следующие виды взысканий:

- замечание;

- выговор;

- строгий выговор;

- предупреждение о неполном служебном соответствии;

- понижение в должности;

- увольнение с занимаемой должности.

На сотрудников правоохранительных органов в соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 января 2011 года № 380-IV «О правоохранительной службе», помимо указанных, могут налагаться также такие дисциплинарные взыскания, как:

- понижение в специальном звании или классном чине на одну ступень;

- увольнение из правоохранительного органа;

- увольнение из правоохранительного органа с лишением почетных званий, нагрудных знаков, присвоенных или награжденных руководителями или уполномоченными руководителями правоохранительного органа.

Необходимо отметить, что увольнение является самой строгой мерой дисциплинарного взыскания. Соответственно, к виновным государственным служащим могут быть применены любые установленные действующим законодательством дисциплинарные взыскания.

ГЛАВА 3. УСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.