Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь с другими науками




Прежде всего, полагает упоминавшийся выше Дж. Матараццо, следует принять во внимание наиболее естественные и плодотворные связи психологии здоровья с другими психологическими дисциплинами. К ним относятся эксперименталь­ная и клиническая психология, психиатрия и педиатрия, социальная психоло­гия, психология развития, психофизиология и др. Есть общие точки пересече­ния с диетологией, фармакологией, биологией и социальной работой. Следую­щие четыре области, по мнению этого же автора, имеют особое значение в плане информационного насыщения психологии здоровья и определения ее исследова­тельского контекста.

 

1. Эпидемиология изучает распространение и частоту возникновения тех или иных заболеваний. Специалисты в этой области определяют возникновение болезни среди населения и оценивают полученные данные по критериям возраста, пола, расовой и культурной принадлежности; кроме того, прини­маются во внимание время и территории распространения болезни. Затем они пытаются ответить на основной вопрос: почему то или иное заболева­ние распространяется именно так, а не иначе. Описывая полученные дан­ные, эпидемиологи используют ряд основных понятий: смертность, заболе­ваемость, распространение, охват, эпидемия. Некоторые из этих терминов употребляются в сочетании со словом коэффициент, который придает их значению некоторую численную меру.

2. Другая дисциплина, имеющая большое значение для психологии здоро­вья, — общественное (социальное) здоровье. Эта область связана с сохра­нением и укреплением здоровья населения посредством организованных соответствующих мероприятий. Специалисты, работающие в этом направ­лении, разрабатывают и реализуют программы по иммунизации, санитарии, просвещению в вопросах здоровья. Эта область исследует болезнь и здоро­вье в контексте сообщества как социальной системы. Успешность реализа­ции этих программ и особенности реагирования на них тех, для кого они предназначены, представляют большой интерес для специалистов по пси­хологии здоровья.

3. Медицинская социология изучает широкий спектр проблем, связанных со здоровьем, в том числе влияние социальных взаимоотношений на распро­странение болезней, культурные и социальные реакции на них, социоэко-номические факторы обращения за медицинской помощью и особенности организации медицинских служб.

4. Медицинская антропология ориентирована на проведение кросс-культур­ных исследований по вопросам здоровья и болезни. Ее, например, интересу­ет, как люди, принадлежащие к различным культурам, реагируют на болезнь и какие методы они используют для лечения болезней; как у них устроена система здравоохранения и др. Если бы психологи здоровья не располагали ответами на эти вопросы, их представления о здоровье и болезни были бы существенным образом ограничены.

Несмотря на изначальную преемственность психологии здоровья с психоана­литической и психосоматической традицией, а также ее «генетическую связь» с медициной, она, тем не менее, остается, как подчеркивает И. Н. Гурвич, прежде всего психологической наукой, основанной на общей теории психологии и тесно связанной с рядом ее отраслей. К ним относятся:

♦ психофизиология;

♦ детская и возрастная психология;

♦ медицинская психология;

♦ социальная психология;

♦ инженерная и промышленная психология;

 

♦ психология спорта;

♦ авиационная психология;

♦ дефектология.

Прямой интерес для психологии здоровья, продолжает автор, представляют различные разделы социологии: девиантное поведение, культура, массовая куль­тура, социальная медицина и др.

Очевидна близость целей и задач исследования психологии здоровья и психо­гигиены. Некоторые авторы даже не склонны различать эти понятия, считая их синонимичными. Психогигиена определяется ими как наука об обеспечении и сохранении психического здоровья, т. е. наука, включающая в себя систему меро­приятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья че­ловека. Тесно взаимодействуя с профилактикой и психотерапией, психогигиена представляет собой самостоятельный раздел медицинской науки. Она включает такие разделы: возрастная психогигиена, психогигиена труда и обучения, психо­гигиена быта, психогигиена семьи и половой жизни, психогигиена больного. И все-таки полное отождествление этих научных направлений нельзя признать оправданным. Понятие «психология здоровья» значительно шире, чем психоги­гиена или психопрофилактика. Психология здоровья включает теорию и практи­ку предупреждения развития различных заболеваний (нервно-психических, сома­тических), однако этим не ограничивается. В сферу ее интересов входят вопросы: создания личностных условий индивидуального развития; обеспечения психоло­гической адаптации личности в обществе, что предусматривает развитие личност­ных свойств, которые нужны индивидууму для установления гаргмоничных соци­альных связей; самореализации и всестороннего совершенствования человека, повышения его качества жизни, в том числе оказания психологической помощи при завершении жизненного пути и ухода из жизни.

Представители валеологии предлагают в качестве синонимов «психологии здо­ровья» такие понятия, как валеопсихология, валеологическая психология. В соот­ветствии с этой логикой сама психология здоровья трактуется как один из разделов валеологии, нацеленный на совершенствование механизмов психосаморегуляции для повышения психоэмоциональной устойчивости, стрессоустойчивости и упро­чения психического компонента здоровья. Несклонность отводить психологии здо­ровья основополагающую роль в ряду других научных дисциплин валеологическо-го направления объясняется опасением абсолютизации психического компонента здоровья в отрыве от его материальной (соматической) основы. Надо заметить, что такая позиция не является общепринятой в самой валеологии. Уместно напомнить, как подходил к этому вопросу И. И. Брехман, который считается одним из осново­положников валеологии. Он особо отмечал важность разработки эффективных ме­тодов обучения здоровью. Здесь, по его мнению, большие задачи возникают перед медициной, педагогикой и «главным образом перед психологией». Так, Брехман писал: «Есть основания думать, что в науке о здоровье, которая рождается на стыке ряда наук, психология здоровья должна занять центральное место» [3, с. 78]. И да­лее заключал: «Мы подчеркиваем крайнюю необходимость осознания нового науч­ного направления — психологии здоровья» [3, с. 78].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.