Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идея системности в толковании понятия здоровья




К началу XX в. в недрах философии, естественно-научных и гуманитарных дис­циплин уже сложились необходимые предпосылки для формирования системно­го мировоззрения. Системы существуют вовсе не в природе, а только в уме людей, как заметил известный французский физиолог К. Бернар (Введение к изучению опытной медицины. — СПб., 1866). И тем Не менее именно системное мышление стало одной из характерных черт научного познания в нынешнем столетии. Фун­даментальные положения системной методологии были описаны А. А. Богдано­вым в его трехтомном труде «Всеобщая организационная наука (тектология)», который начал издаваться в 1913 г. Его концепция справедливо считается исто­рически первым вариантом общей теории систем. Принципиальный вклад в

разработку системных представлений внесла психология. Эта тема заслуживает от­дельного разговора, поэтому здесь только подчеркнем, что сильнейшее влияние на становление системной теории оказало научное наследие академика В. М. Бехтере­ва и его последователей: А. Ф. Лазурского, М. Я. Басова, В. Н. Мясищева, Б. Г. Ана­ньева и др. Ни в какой другой психологической школе идея целостного, комплек­сного рассмотрения человека не была столь ярко и убедительно реализована в ме­тодологическом и экспериментальном планах. Заслуга обращения к системности на современном этапе отечественной психологии принадлежит Б. Ф. Ломову. Он не просто «вернул» интерес специалистов к этому вопросу, но и внес в него соб­ственное творческое начало. Первой попыткой в этом плане можно считать его статью «О системном подходе в психологии» (Вопросы психологии. 1975. № 2), в которой автор достаточно подробно раскрыл теоретические предпосылки станов­ления системного подхода и сформулировал основные его принципы примени­тельно к психологии. Системный подход, отмечает Ломов, — та единственная методологическая основа, на которой только и может быть рассмотрена приро­да психического в том множестве внутренних и внешних отношений, в которых она существует как целостная система. Взгляды автора но этому коренному воп­росу методологии современной психологии получили дальнейшее развитие в его монографии [5]. Надо сказать, что идея системности сейчас довольно живо обсуж­дается в психологии. В этом смысле позиция Ломова выгодно отличается своей конструктивностью от целого ряда авторских точек зрения. На наш взгляд, одной из самых сильных сторон концепций системного подхода, предложенной Ломо­вым, является попытка автора выделить и раскрыть смысл тех обязательных прин­ципов, которых следует придерживаться специалисту-психологу, если он не на словах, а на деле хочет подойти к изучению психического как целостной системы. Один из наиболее важных среди них — принцип иерархичности. В соответствии с ним человек предстает как сложная живая система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функциони­рования. В самом общем приближении можно выделить три достаточно специфич­ных уровня рассмотрения: биологический, психологический и социальный. Имен­но так еще в 1916 г. В. Н. Мясищев определил свою исследовательскую позицию в изучении личности, трактуя ее как био-психо-социальное единство1. Впоследствии в этом же смысле достаточно определенно высказался А. Н. Леонтьев:

Мы без труда выделяем, — пишет он, — разные уровни изучения человека: уровень биологический, на котором он открывается в качестве телесного, природного существа, уровень психологический, на котором он выступает как субъект одушевленной дея­тельности, и, наконец, уровень социальный, на котором он проявляет себя как реали­зующий объективные общественные отношения, общественно-исторический процесс (Деятельность, сознание, личность. — М., 1975. — С. 231).

И на каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности сво­его проявления.

Кратко, но достаточно точно основную сущность здоровья на биологическом (организационном) уровне определяет индийский врач, специалист в области йоги Ашок Тхакер1, понимая под ним динамическое равновесие всех внутренних орга­нов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Соответствен­но нарушение равновесия, неадекватная реакция организма на факторы окружа­ющей среды представляют собой не что иное, как болезнь.

Понятно, что особый интерес ученых сосредоточен на выявлении тех механизмов, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма. Жизнь каждого организма, заметил Г. Спенсер, есть непрерывное приспособление его внутрен­них сил к внешним воздействиям (Основания психологии. — СПб., 1876). В ходе эволюции адаптационные возможности организма человека постоянно совер­шенствовались, и этот процесс сопровождался формированием целой системы защитных механизмов, назначение которых состоит в сохранении относитель­ной устойчивости всех жизненно важных функций. В 1857 г. Клод Бернар сформу­лировал фундаментальную мысль о постоянстве внутренней среды, т. е. о способ­ности организма человека поддерживать в определенных пределах свои жиз­ненно важные функции в ответ на возмущающие воздействия внешней среды. С помощью внутренних, присущих ему «защитительных систем» организм до известной степени сохраняет независимость от внешней, «космической» среды, оберегая свое функционирование от «изменений и возмущений», обусловлен­ных внешними влияниями (указ. соч.). Бернар считал, что на сохранение внут­ренней среды, ее биологических констант направлена деятельность всех виталь­ных механизмов, но он не раскрывал содержание этих механизмов. Содержание их было описано в работах Уолтера Кэннона, одного из последовательных уче­ников Бернара, автора учения о «гомеостазе». Этот термин был предложен им в 1929 г. Кэннон подчеркивал, что механизмы гомеостаза выполняют защитную функцию организма, они не даны ему изначально, а сформированы в процессе раз­вития живого и имеют фило- и онтогенетический аспекты рассмотрения. Крупней­ший русский ученый, врач и хирург XIX в. Н. И. Пирогов, опираясь на собствен­ный богатейший опыт научной и практической деятельности, тоже подошел к пониманию роли защитных механизмов, отмечая, что в живом организме все химические реакции, все отправления, все функции (в конечном счете — весь процесс развития), — все целесообразно и все подчинено сохранению, поддер­жанию бытия и противодействует разрушениям (Сочинения Н. И. Пирогова. СПб., 1887).

Сущность гомеостатического механизма, как ее понимал Кэннон, заключается в противодействии организма какому-либо воздействию, нарушающему нормаль­ное протекание жизненных процессов. Иначе говоря, этот механизм приводится в действие с тем, чтобы вернуть систему в равновесное состояние. Таким образом, как мы сказали бы сегодня, в основе работы гомеостатического механизма зало­жен принцип саморегуляции. Заметим, что учение о гомеостазе получило даль­нейшее развитие на современном этапе. Речь уже идет о создании обобщающей науки «гомеостатики», опирающейся на опыт системных исследований биологии, медицины, психологии, философии, социологии и др. Гомеостатика нацелена на изучение общих механизмов управления гомеостатического типа применительно к сложным системам различной природы — от-клетки живого организма до соци­альных образований1.

Очевидна близость понятий «здоровье» и «надежность». В том и другом слу­чае предполагается отсутствие каких-либо значимых нарушений в функциониро­вании организма и составляющих его частей. Немало общего и в способах восста­новления утраченной нормы. Так, согласно концепции «надежности биологической системы», предложенной А. А. Маркосяном2, под надежностью физиологической системы понимается такой уровень регулирования и такое соотношение элемен­тов самого процесса, когда обеспечивается его оптимальный ход с резервными возможностями, взаимозаменяемостью звеньев, быстрым возвратом к исходному состоянию, достаточной лабильностью или пластичностью, гарантирующей бы­строе приспособление и перестройку. По мнению, Маркосяна, надежность — обще­биологический закон живого, лежащий в основе конструкции всего организма. Наряду со сказанным выше надежность биосистемы обеспечивается также ее способностью к адаптации и компенсации на этой основе нарушенных функций, совершенства и быстроты использования обратных связей, динамичности взаи­модействия входящих в нее звеньев саморегулирующихся подсистем3. Биологиче­ская надежность формируется в процессе филогенетического и онтогенетическо­го развития организма человека. В последнем случае она проходит этапы станов­ления, относительной стабильности и нарушения, которые в значительной мере обусловлены возрастными этапами онтогенеза. Для зрелого возраста характерно наличие четко выраженной надежности физиологической системы. Однако в дальнейшем возникают нарушения в функционировании физиологической си­стемы, обусловленные появлением инертности регуляторных механизмов, нару­шением биосинтетических процессов, а также процессов утилизации. Отмечен­ные нарушения, в свою очередь, вызывают приспособительные явления, которые имеют весьма важное значение для нормального функционирования организма в пожилом возрасте.

Организм человека, его здоровье неизбежно подвергаются воздействию про­цессов старения. Все большее число исследователей приходит к выводу о том, что в основе старения лежит нарушение процессов саморегуляции на разных уровнях жизнедеятельности организма. Но наряду с необратимыми процессами старения в организме человека возникают и приспособительные механизмы, благодаря ко­торым гомеостатический уровень регуляции ряда жизненно важных параметров организма4 может поддерживаться до глубокой старости. Это явление можно рас­сматривать в целом как диалектику надежности организма, выражающуюся в про­тиворечивости двух тенденций: с одной стороны — в снижении надежности из-за патологических процессов в организме, наличия вредных мутаций и др., а с дру­гой — в повышении надежности, в тенденции к сбалансированию дефектов и вос­становлению нарушенного равновесия1.

Если вопросы профилактики здоровья, укрепления защитных сил организма и лечение болезней, можно сказать, с давних пор находятся в поле внимания тра­диционной медицины, то наши современные представления о сущности и путях обеспечения здоровья, связанного с психологическим уровнем, пока еще далеки от желаемой ясности и в целом не могут быть признаны удовлетворительными. Вопросы здоровья, относящиеся к этому уровню, так или иначе связаны с лично­стным контекстом рассмотрения, в рамках которого человек предстает как психи­ческое целое. Ответы, верно найденные на них, в конце концов помогут нам понять главное: что такое здоровая личность, как формируется личность человека в ран­нем детстве, какие определенные стадии проходит в своем развитии. Наибольшую устойчивость, надежность черты сформировавшейся личности приобретают в пе­риод зрелости. Затем, в старости, структура личности подвергается ряду изменений в нисходящем направлении. В целом же личность на всем протяжении жизни мо­жет подвергаться временным или стойким измененртям различного рода при забо­леваниях, в том числе и психических. Чем более гармонично, писал С. С. Корсаков, соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем она более устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее цельность (Корсаков С. С Курс психиатрии. — М., 1901).

Учебники по медицинской психологии и психиатрии дают достаточное пред­ставление о разнообразии известных на сегодня видов психического нездоровья. Они связаны с теми или иными нарушениями в психическом статусе личности. В общем случае это может выразиться в ненормальном течении познавательных процессов и, как следствие, в неадекватном отражении действительности. Напри­мер, утрата критичности мышления, известная в психопатологии как одна из форм нарушения мыслительной деятельности, проявляется уже не только в отсутствии у больных самоконтроля за собственными действиями при выполнении конкрет­ного задания, но и в их некритичности к себе как личности, в нарушении «подкон­трольности» своего поведения в целом. Расстройства в эмоциональной сфере, ут­рата равновесия в этой сфере, навыков самообладания существенно изменяют и сам стиль поведения человека, подчас делая его непредсказуемым. Известно, что длительные и интенсивно выраженные аффективные переживания могут стать причиной патологического развития личности, ее дезинтеграции. Благополучие в психическом здоровье личности может быть нарушено доминированием опре­деленных и негативных по своей сути черт характера, дефектами в нравственной сфере, неправильным выбором ценностных ориентации.

Вместе с тем, как и в случае организма (высший уровень), на психологическом уровне тоже функционируют механизмы, нацеленные на обеспечение надежнос­ти личности, поддержания ее здоровья [6]. Проиллюстрируем сказанное на при­мере механизмов компенсации и психологической защиты.

Понятие компенсации, принятое в психологии, сохраняет преемственность с уже сложившейся трактовкой функционального назначения этого механизма в физиологии. Под компенсацией психических функций имеется в виду возмеще­ние недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Одна из закономерностей пси­хического развития человека в онтогенезе связана с развитием его компенсатор­ных возможностей. Это находит отражение в усиленном развитии других функ­ций вместо ослабленного или дефектного развития какой-либо психической функ­ции. Типичный пример компенсации в сфере психических процессов относится к работе памяти. Компенсация слабой механической памяти может быть осуществ­лена за счет ассоциативной, что в итоге не приводит к нарушению памяти в це­лом. Слабое развитие или нарушение памяти можно компенсировать путем запи­сывания или более четкой организацией деятельности. Недостаточное распреде­ление внимания можно компенсировать за счет его переключения. Определенные дефекты зрения могут частично компенсироваться усилением развития слуха. При отсутствии зрения и слуха, но при сохранности мозговых функций человек может компенсировать и развить свои речевые способности. В самом же процессе речевого управления компенсация дефектного механизма может осуществляться заменой одних сенсорных и двигательных элементов другими. О возможностях компенсации в личностной сфере говорил А. Ф. Лазурский (Классификация лич­ностей. — Л., 1925), «Компенсирующие» склонности, по выражению автора, гаран­тируют общественное здоровье личности и удержание ее в границах социальных норм. Позже эта мысль нашла подтверждение и у других авторов. Личность, отме­чает Л. Л. Рохлин, обладает большими потенциальными возможностями к сохране­нию собственной устойчивости и сопротивлению вредным влияниям, связанным с психическими заболеваниями. В основе их лежит способность к замещению одних качеств другими. В свою очередь, способность к компенсации и замещению, пояс­няет автор, определяется прежде всего высокой пластичностью мозга. Эффект ком­пенсации проявляется и в формировании характера, когда при ослаблении какой-то одной черты характера развивается другая, как бы возмещая этот дефект (Рох­лин Л. Л. Проблема личности в психиатрическом аспекте // Проблемы личности. — М., 1970). Роль «закона компенсации» в сфере нравственного воспитания подчер­кивает Б. Перэ (Дитя от трех до семи лет. — М., 1913). Например, всякий успех, говорит он, в развитии благожелательных чувств достигается в ущерб зависти. А практика трудовой деятельности показывает, что снижение нервно-мышечных функций в результате старения может успешно возмещаться более эффективным и рационально организованным планированием деятельности.

Что же касается психологической защиты, то осознанно или интуитивно, но человек постоянно прибегал к ее помощи на всем пути своего исторического раз­вития. Описание разнообразных форм ее проявления приводилось сначала в фи­лософских трактатах, художественной литературе, а позднее и в психологических исследованиях. Пожалуй, только в психоанализе эта тема стала предметом специ­ального рассмотрения, правда, с позиций, достаточно односторонних. Идея лич­ностной защиты, разрабатываемая в психоаналитическом варианте, не свободна

 

от ложных интерпретационных установок в отношении личности1. Справедливо также замечание, что психологическая защита — вполне нормальный и повседнев­но применяемый психологический механизм, рассмотрение которого, как это де­лается в психоанализе, не может ограничиваться рамками дезорганизации психи­ческой деятельности только в условиях конфликта сознания и бессознательного2.

В принципе, психологическая защита выступает как определенная характери­стика надежности личности, ее способности противостоять собственному распа­ду, дезинтеграции, различным нарушениям в функционировании психики.

Переход от психологического к социальному уровню достаточно условен. Пси­хологические свойства личности, отмечает Б. Ф. Ломов [5], просто не существу­ют вне системы общественных отношений, в которую эта личность включена. Иначе говоря, человек предстает на этом уровне прежде всего как существо об­щественное и, соответственно, здесь на передний план выходят вопросы влияния социума на здоровье личности. Известно, что на психическое здоровье воздейству­ют различные социальные связи, в том числе семьи, общения с друзьями и род­ственниками, работы, досуга, принадлежности к религиозным и другим организа­циям и др. Причем последствия этих воздействий могут носить как благотворный, так и негативный характер. Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными участниками в социальной системе, а само душевное здоровье при­нято определять как вовлеченность в общение, в социальное взаимодействие. За­пущенность воспитания и неблагоприятные условия окружающей среды стано­вятся причиной различных форм неадекватного поведения человека в обществе, криминального развития личности, иными словами, причиной снижения ее соци­ального здоровья и надежности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 2021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.