Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование представлений о критериях здоровья 2 страница




Адаптационные резервы в общем виде представляют собой возможности кле­ток, тканей, органов, систем органов и целостного организма противостоять воз­действию различного вида нагрузок, адаптироваться к этим нагрузкам, миними­зируя их воздействие на организм и обеспечивая должный уровень эффективности деятельности человека. Адаптационные резервы организма — это, по существу, критерий физического здоровья.

Следует выделять структурные (морфологические) и функциональные резервы.

Структурные резервы — особенности строения отдельных элементов организ­ма (клеток, тканей, органов и систем органов), проявляющиеся в развитии и проч­ности мышечной и костной ткани, в особенностях строения миофибрилл и мышеч­ных волокон, в прочности связочного и подвижности суставного аппарата, в ха­рактере васкуляризации скелетных и сердечной мышц, в развитии межнейронных связей и т. д., которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на функ­циональные возможности организма.

В качестве структурных резервов организма выступает парность ряда органов, обеспечивающая викарное замещение функций (почки, легкие, уши, глаза, неко­торые железы внутренней секреции и т. п.). Каждый из этих органов при выходе из строя своего «напарника» может обеспечить нормальное функционирование организма в обычных условиях, а в ряде случаев и при выраженных нагрузках. Для эндокринной системы эти возможности особенно выражены: даже небольшая часть одной из парных желез внутренней секреции может полностью обеспечить нормальное состояние организма. К глубоким и мощным структурным резервам организма относится резистентность его клеток и тканей к различным внутрен­ним изменениям условий их функционирования.

Функциональные резервы представляют собой возможности изменения функ­циональной активности структурных элементов организма, возможности взаи­модействия их, используемые организмом для достижения результата деятель­ности человека, для адаптации к физическим, психоэмоциональным нагрузкам


и воздействию на организм различных факторов внешней среды. Эти возможно­сти проявляются в изменении интенсивности и объема протекания энергетичес­ких и пластических процессов обмена на клеточном и тканевом уровнях, в изме­нении интенсивности протекания физиологических процессов на уровне органов, систем органов и организма в целом, в повышении физических (сила, быстрота, выносливость) и улучшении психических (осознание цели, готовность бороться за ее достижение и т. д.) качеств, в способности к выработке новых и совершен­ствованию уже имеющихся двигательных и тактических навыков и т. д. Функци­ональные резервы организма включают три относительно самостоятельных вида резервов: биохимические, физиологические и психические, интегрирующиеся в систему резервов адаптации организма.

Биохимические резервы — это возможности увеличения скорости протекания и объема биохимических процессов, связанных с экономичностью и интенсивно­стью энергетического и пластического обмена и их регуляцией. Биохимические резервы определяются мощностью энергетических систем организма: анаэробной фосфагенной (алактатной) и лактацидной (гликолитической) и аэробной (кисло­родной, окислительной), а также биохимическими процессами, направленными на восполнение энергетических ресурсов организма и воспроизводство разрушен­ных при адаптации и вновь синтезируемых клеточных структур. Индуцирование наиболее нагруженных структурных и ферментных белков, увеличение общей ме-таболизирующей массы тканей и возникновение специфических структурных пе­рестроек приводит к увеличению морфологических (структурных) резервов орга­низма. В результате мобилизации и использования биохимических резервов при адаптации поддерживается динамическое постоянство внутренней среды организ­ма. Если в организме накапливаются продукты обмена веществ, включаются гу­моральные механизмы сохранения гомеостазиса. Таким образом, биохимические резервы обеспечивают не только энергетический и пластический обмен, но и го-меостаз организма и связаны в основном с клеточным и тканевым уровнями.

Физиологические резервы представляют собой возможности органов и систем органов изменять свою функциональную активность и взаимодействовать между собой с целью достижения оптимального функционирования организма в конк­ретных условиях. Материальными носителями физиологических резервов явля­ется органы и системы органов, а также механизмы, обеспечивающие поддержа­ние гомеостазиса, переработку информации и координацию вегетативных функ­ций и двигательных актов. Это обычные механизмы регуляции физиологических функций, которые используются организмом в качестве резервов адаптации в процессе приспособления его к изменяющимся условиям внешней среды, а также для нивелирования сдвигов во внутренней среде.

Психические резервы могут быть представлены как возможности психики, связанные с проявлением таких качеств, как память, внимание, мышление и т. д., с волей и мотивацией деятельности человека и определяющие тактику его пове­дения, особенности психологической и социальной адаптации. Психические резер­вы можно рассматривать как переходное звено функциональных возможностей человека, которое соединяет его организм с окружающей средой. Это дает осно­


вание рассматривать психические резервы человека как фактор, определяющий надежность деятельности, под которой понимается интегральное качество эффек­тивно и стабильно выполнять поставленные задачи в экстремальных условиях.

Функциональные резервы организма могут быть представлены в виде сложной системы резервов, фундамент которой — биохимические, а вершина — пси­хические резервы. Физиологические резервы за счет механизмов нейрогумо-ральной регуляции объединяют в единое целое систему функциональных ре­зервов. Системообразующим фактором выступает результат деятельности или результат адаптации. Отсутствие результата, как и систематически недостаточ­ный результат, могут не только стимулировать формирование системы функцио­нальных резервов, но и разрушать ее, прекращать ее функционирование в зависи­мости от воли, установок, системы ценностей и т. д.

Согласно теории функциональных систем, отдельное проявление скрытых воз­можностей организма человека не может быть оценено как резерв. Только отноше­ние данного функционального проявления к результату целостной деятельности позволяет говорить о собственно резервах адаптации. Из этого следует, что под ре­зервами адаптации организма понимаются такие изменения функциональной ак­тивности органов и систем органов, которые вносят вклад в достижение приспосо­бительного результата. Результат адаптации не может быть сведен к результатам функционирования отдельных органов, а выступает как интегративное образова­ние, определяющее и формирующее ту своеобразную организацию физиолого-био-химических процессов, которая необходима для его достижения.

В процессе адаптации (например, к мышечной деятельности) в организме фор­мируется и совершенствуется система функциональных резервов (рис. 3.1), специ­фические черты которой определяются уровнем и характером адаптированное™ организма, его половыми, возрастными и конституциональными особенностями.

Отдельные части формирующейся сложной системы функциональных резер­вов взаимодействуют между собой. Некоторые из них обусловливают взаимные (двусторонние) положительные и отрицательные, т. е. стимулирующие и угнета­ющие, воздействия, а некоторые оказывают односторонние влияния (только по­ложительные или только отрицательные). Так, сенсорные системы могут активи­ровать или угнетать деятельность системы организации движений, в то время как на систему поддержания гомеостазиса они могут оказывать только активирующее влияние. Мышечная система, активируя систему поддержания гомеостазиса, мо­жет оказывать (как и система поддержания гомеостазиса) угнетающее воздей­ствие на систему организации движений и т. д.

Адаптация организма должна рассматриваться как двуединый процесс. С од­ной стороны, организм приспосабливается к удержанию жизненно важных кон­стант внутренней среды, а с другой — к выполнению специализированной дея­тельности или к воздействующим факторам внешней среды в условиях изменен­ного гомеостазиса путем вовлечения резервов различного уровня организации, поскольку предотвратить сдвиги гомеостазиса все равно часто не удается. В про­цессе адаптации происходит расширение диапазона резервных возможностей организма и повышается способность к их мобилизации и использованию.


 
 

Физиологические резервы можно классифицировать по разным признакам (классификаторам).

1. По соответствующим уровням организма могут быть выделены клеточные, тканевые, органные, системные, межсистемные резервы и резервы целост­ного организма, т. е. можно говорить о физиологических резервах клеток (мышечных, нервных и т. д.), тканей (нервной, мышечной, железистой и т. д.), органов (сердца, легких, почек и т. д.), систем органов (сердечно-сосуди­стой, дыхательной, выделительной и т. д.) и о приспособительных (адаптив­ных) резервах целостного организма.


2. По физическим качествам:

1) физиологические резервы силы — это включение дополнительных дви­гательных единиц в мышце, синхронизация возбуждения двигательных единиц в мышце, своевременное вытормаживание мышц-антагонистов, координация (синхронизация) сокращения мышц-агонистов, повышение энергетических ресурсов мышечных волокон, переход от одиночных со­кращений мышечных волокон к тетаническим, переход в сокращение их положения оптимального растяжения мышечных волокон;

2) физиологические резервы быстроты (скорости) — это время проведения возбуждения через синапсы, синхронизация возбуждения двигательных единиц, скорость перехода возбуждения в сокращение, скорость укоро­чения мышечных фибрилл, скорость переработки информации в соот­ветствующей ситуации;

3) физиологические резервы выносливости — это мощность и устойчивость механизмов, обеспечивающих поддержание постоянства внутренней среды (гомеостазиса), резервы энергетических веществ в организме и возмож­ность их использования, процессы биоэнергетики (анаэробные и аэроб­ные возможности организма), координация работы анимальных (сома­тических) и вегетативных систем.

3. По характеру (мощности, длительности) выполняемой мышечной работы:

1) физиологические резервы работы максимальной мощности: клеточные резервы, резервы поддержания гомеостазиса и энергетики, а также резер­вы скорости перехода возбуждения с нервной клетки на нервную или мышечную клетку (активность холинэстеразы, скорость деполяризации и рсполяризации мембран);

2) физиологические резервы работы субмаксимальной мощности: тканевые резервы поддержания гомеостазиса (буферные системы и резервная щелочность крови) и энергетики (гликолиз);

3) физиологические резервы работы большой мощности: органные и си­стемные резервы поддержания гомеостазиса (предельное усиление ра­боты прежде всего кардиореспираторной системы) и энергетики (аэроб­ные и анаэробные процессы, резерв глюкозы);

4) физиологические резервы работы умеренной мощности: резервы цело­стного организма поддержания гомеостазиса (терморегуляция, водно-солевой обмен) и энергетики (переключение на преимущественное ис­пользование жиров, глюкогенез).

4. По очередности мобилизации физиологические резервы могут быть под-
разделены на три эшелона. Первый эшелон резервов мобилизуется сразу же
при переходе от состояния покоя к привычной деятельности до появления
чувства усталости. Второй эшелон — в экстремальной ситуации, а третий —
в борьбе за жизнь, в агональном состоянии.


5. По степени специфичности физиологические резервы можно разделить на общие (неспецифические) и специальные. Первые реализуются через общие для всех видов деятельности качества и являются определяющими для фи­зического здоровья, вторые — через навыки в специфической деятельности.


В процессе адаптации происходит расширение диапазона резервных возмож­ностей организма и повышается способность к их мобилизации. Некоторые сдви­ги в функциях органов, рассматриваемые как возможный уровень мобилизации физиологических резервов организма, могут быть продемонстрированы на при­мере мышечной деятельности (табл. 3.1).


Двигательная активность и физическое здоровье

Общеизвестна роль физической культуры в здоровом развитии человека, и чем раньше мы начнем формировать у детей привычку начинать день с физзарядки, тем прочнее будет здоровье. Пример родителей ничем не заменим. К сожалению, лишь 6% семей в России начинают день с гигиенической зарядки. Для сравнения: в США - 78%, в Японии - 75%, в ФРГ - 68%.

Каждый человек должен знать одну неоспоримую истину: физкультура, утрен­няя гигиеническая зарядка должны «умыть» кровью 639 мышц, имеющихся у че­ловека (скелетных мышц). Врачи Древнего Востока говорили, что у сердца — «царственной мышцы» — есть 639 помощников (каждая — «малое сердце»). Пра­вило «639 + 1» человек должен знать с детства: помоги своему сердцу (1) работой всех скелетных мышц (639) — и ты проживешь долго.

Гиподинамия перекладывает все нагрузки на сердце, которое в этих условиях быстрее изнашивается, стареет, срывается. Физическая зарядка — это утвержде­ние долголетия и профилактика сердечно-сосудистой патологии.

Здоровье человека определяется множеством факторов, однако решающее зна­чение среди них принадлежит двигательной активности, которая зависит от че­ловека и может быть преобразована нашей волей и настойчивостью. Этот фактор в наиболее «очищенной» и концентрированной форме — основное средство, ис­пользуемое в физической культуре и спорте.

Работа мышц — не только механические действия, помогающие организму преодолевать силу тяжести. В каждом мельчайшем действии, в любом сокраще­нии волокон, из которых состоят скелетные мышцы, в каждом натяжении связок и сухожилий — источник нервных импульсов, направляющихся по нервам в цен­тральную нервную систему, а оттуда распространяющихся по всем без исключе­ния внутренним органам. Работа мышц, таким образом, — источник информации, которую воспринимает каждый орган и каждая ткань нашего организма. В резуль­тате этих импульсов улучшается состояние организма. Рефлекторные влияния от сокращающихся мышц и других звеньев двигательного аппарата — их называют моторно-висцеральными рефлексами — оказывают трофическое, т. е. стимулиру­ющее, повышающее жизнеспособность (от греч, trophe — питание) влияние на ткани и органы. В этом их исключительно важное значение для организма.

Итак, мышца и, более того, весь двигательный аппарат представляют собой са­мый крупный орган чувств — ведь только мышцы составляют почти половину (около 2/5) массы всего тела, а если учесть еще и кости, связки и сухожилия, то эта величина превысит 50%. Неверно думать, что моторно-висцеральные рефлек­сы не несут содержательной информации и смысл присущ только тем сигналам, которые имеют определенное выражение, — словесное, образное или музыкальное. Информация, поступающая от мышц, связок и сухожилий, имеет смысл, однако это смысл биологический, его «прочитывают» клетки, ткани и органы, «Язык», на ко­тором при выполнении физических упражнений мышцы обмениваются информа­цией с внутренними органами, на редкость насыщенный, причем это, вне всякого сомнения, самый древний из всех видов информации, это язык внутреннего об­щения органов и тканей между собой. Сигналы, поступающие от мышц — мотор-но-висцеральных рефлексов, — стимулируют обмен веществ и энергии, повыша­


ют экономичность жизнедеятельности тканей, их работоспособность и, в конеч­ном счете, улучшают состояние здоровья. Вот поэтому информация, возникающая в процессе мышечной деятельности, имеет жизненно важное значение.

Мышцы не только вырабатывают исключительно ценную в биологическом от­ношении информацию, но и преобразуют энергию. Известно, что всякая механиче­ская работа (а мышцы, как известно, — такие органы, которые производят такую работу) требует расходования энергии, поступающей в организм с пищей. Энергия питательных веществ, освобождаясь в организме, позволяет нам выполнять рабо­ту. Такая схема абсолютно верна, однако она отражает лишь одну, причем не самую главную, сторону дела. Гораздо важнее другое: потребляя, расходуя энергию, рабо­тающие мышцы накапливают ее в мышечных волокнах и во всем организме.

Мышцы — это мощный генератор энергии, организующий ее накопление во всех органах и тканях организма. Моторно-висцеральные рефлексы играют роль своеобразных «приводов», через которые тканям передаются стимулы, активиру­ющие энергетические процессы во всех тканях организма. Работая, утомляясь и восстанавливаясь, органы и ткани поднимаются на более высокий энергетический уровень. «Освоенная» нагрузка (т. е. воспринятая без ущерба для организма, ког­да величина мышечной работы не превышает его возможностей) приводит к по­вышению функционального состояния организма. Движущая сила этого повыше­ния — приток энергии.

Двигательная активность влияет на самые основы жизненных процессов.

«В основе жизни лежит сочетание трех потоков: потоков вещества, потока энергии и потока информации, — отмечал биохимик, академик В. А. Энгельгардт (1986). — Они качественно глубоко различны, но сливаются в некоторое единство высшего порядка, которое можно было бы охарактеризовать как "биотическое триединство", составляю­щее динамическую основу жизни.»

Все три составляющих жизнь потока подчиняются влияниям средств физиче­ской культуры. Двигательная активность способствует полноценному использова­нию веществ, поступающих в организм с пищей; физические упражнения обеспе­чивают использование этих веществ для повышения энергетического уровня, на котором реализуется жизнедеятельность организма; и наконец, упражнения вме­сте с закаливающими факторами приносят тканям организма ценнейшую в био­логическом отношении информацию, стимулирующую жизнедеятельность всех органов и тканей.

Таким образом, все три основных компонента биотического триединства на­ходятся под контролем и управлением физкультурной активности. Это, однако, не значит, что любое из средств физической культуры в равной мере стимулирует каждый из потоков энергии; напротив, каждая из групп и подгрупп этих средств, а также каждый определенный способ их воздействия на организм существенно отличаются результатами своего влияния. Так, воздействия из группы физиче­ских упражнений обеспечивают энергетические и пластические приобретения — в результате возрастает энергетический уровень организма (его способность про­тивостоять разрушающим влияниям), укрепляются клеточные структуры тканей и органов. Упражнения оказываются также своеобразными «катализаторами» на­копления ценных и устранения опасных веществ в организме. Закаливающие и другие физические факторы представляют собой мощные потоки информации,


которые повышают организованность, т. е. упорядоченность, качество взаимодей­ствия между отдельными органами и системами организма.

Все известное нам о влиянии средств физической культуры и спорта на орга­низм свидетельствует о том, что увеличение негэнтропии организма, его жизне­способности, сопротивляемости любым неблагоприятным воздействиям — след­ствие всех этих влияний.

 

Оценка и самооценка физического здоровья

На необходимость количественной оценки физического здоровья впервые обра­тил внимание известный хирург, академик Н. М. Амосов. Он считает, что «уро­вень здоровья» — это интенсивность проявлений жизни в нормальных условиях среды, которая определяется тренированностью структурных элементов организ­ма, а «количество здоровья» — это пределы изменений внешних условий, в кото­рых еще продолжается жизнь. Непосредственно «количество здоровья» можно выразить в понятии «резервные мощности». По Н. М. Амосову, здоровье — это максимальная производительность органов при сохранении качественных преде­лов их функций [2].

Очевидно, уровень жизнеспособности организма, его физическое здоровье должны определяться количественно. Количественная характеристика индиви­дуального физического здоровья — составная часть науки об индивидуальном здо­ровье человека.

Энергетическая концепция профилактики соматических заболеваний, предло­женная Г. Л. Апанасенко, — один из подходов, позволяющих осуществить это [4]. Эта концепция позволяет перейти от планирования мероприятий по предупреж­дению факторов риска к планированию систем укрепления здоровья. В качестве первого направления работы эта система предусматривает диагностический этап — скрининг уровня здоровья людей. В основе этой концепции лежит биологическая закономерность, заключающаяся в том, что существует некий обусловленный эво­люцией порог энергопотенциала биосистемы (резерв организма), выше которого у людей практически не регистрируются ни эндогенные факторы риска, ни хро­нические соматические заболевания. Ниже этого порога (если исчерпаны резерв­ные возможности) развиваются сначала эндогенные факторы риска, а затем и хро­нические соматические заболевания. Этот порог охарактеризован количественно по показателям максимальной аэробной способности, что позволяет при соответ­ствующих мероприятиях исключить сам риск возникновения заболеваний.

Помимо непосредственной количественной характеристики физического здо­ровья о нем можно судить и по физическому развитию (его характеристике), и по оценке физического состояния и физической работоспособности организма. Бе­зусловно, эти показатели несут информацию о состоянии физического здоровья. Все методические приемы оценки физического состояния раскрывают границы приспособительных реакций организма, но именно диапазон этих реакций харак­теризует здоровье. Поэтому для объективной оценки физического здоровья наи­более соответствуют методики балльной и процентной оценки состояния здоро­вья, в которые включены как морфологические, так и функциональные показате­ли и результаты нагрузочных тестов.


Очевидно, количественная оценка функциональных резервов организма весь­ма затруднительна. Предложены два пути исследования резервных возможностей организма: один связан с определением диапазона функций органа, системы органов и целостного организма при воздействии на организм тестирующих нагрузок, а вто­рой — с исследованиями способности организма человека совершать работу в усло­виях нарушения гомеостазиса (определение допустимых степеней гетеростазиса). Учитывая, что при любом функциональном тестировании организма мобилизуется лишь часть физиологических резервов, прямое определение потенциально имеющих­ся физиологических резервов невозможно. Однако поскольку изменения функций физиологических систем взаимосвязаны механизмами нейрогуморальной регуляции, для оценки функциональных резервов адаптации организма используются косвен­ные методы в виде дозированных и предельных физических нагрузок с регистра­цией различных показателей функционального состояния организма (частота сер­дечных сокращений, потребление кислорода, секреция гормонов, биопотенциалы головного мозга и т. д.). Такой подход позволяет количественно оценить реальный вклад тех или иных физиологических резервов в формирование физического со­стояния организма, а поскольку подсистема физиологических резервов является центральной в системе резервов адаптации и от ее функции зависит работа дру­гих подсистем, это позволяет приблизиться к оценке возможности мобилизации системы функциональных резервов адаптации организма в целом.

К методам оценки функциональных резервов организма, составляющих осно­ву физического здоровья, относят различные функциональные пробы. По мнению исследователей, для выявления диапазона функциональных резервов организма человека должны применяться интенсивные, кратковременные, строго дозирован­ные физические и умственные нагрузки.

Для оценки физического здоровья, в частности, рекомендуются функциональ­ные пробы, представленные в табл. 3.2.

При нагрузочном тестировании применяются главным образом «послерабочие» тесты, где в качестве нагрузок используются бег на месте или приседание. Основ­ной недостаток этих нагрузок заключается в неточности при дозировании упраж­нения. При повторном исследовании или сравнении полученных результатов это приводит к значительным погрешностям в количественной оценке данных.

Таблица 3.2

Функциональные пробы, используемые для оценки физического здоровья

Наименование пробы Характеристика пробы

Задержка дыхания Обследуемый в положении сидя делает глубокий вдох и выдох,

на вдохе (проба Штанге) затем снова вдох (в объеме приблизительно 80% от максималь-
ного), закрывает рот и одновременно зажимает пальцами нос,
задерживая дыхание. Измеряется максимальное время, в тече-
ние которого обследуемый может не дышать.
Задержка дыхания Обследуемый в положении сидя делает глубокий выдох, за-

иа выдохе (проба Генча) крывает рот и одновременно зажимает пальцами нос, задержи­вая дыхание. Измеряется максимальное время, в течение кото­рого обследуемый может не дышать.


Прололжение таблииы 3.2  
Наименование пробы Характеристика пробы
Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) Измерение ЖЕЛ проводится с помощью специального прибо­ра — спирометра или спирографа. Обследуемый предваритель­но делает глубокий вдох, а затем выдох. Еще раз, глубоко вздох­нув, берет наконечник спирометра в рот и медленно выдыхает в трубку до отказа.
Ортостатическая проба (по Морхаузу) Проба проводится при переходе из положения сидя в положе­ние стоя. В ходе пробы измеряется частота сердечных сокраще­ний (ЧСС) в положении сидя на стуле (ЧССсд), затем обследу­емый встает и ЧСС измеряется в конце первой минуты после подъема (ЧССст). Рассчитывается величина разности ЧССст — ЧССсд.
Оценка аэробной выносливости (сит-тест) Аэробная выносливость оценивается по данным ЧСС с помо­щью сит-теста, представляющего собой циклическое движение «сесть-встать», в течение 3 минут в темпе, задаваемом метро­номом. Высота сиденья стула подбирается в соответствии с ро­стом испытуемого таким образом, чтобы угол между бедрами и голенью в положении сидя составлял 90е Уровень аэробной (кардиореспираторной) выносливости оценивается по величи­не индекса (в условных единицах).
Проба Мартинета Проба позволяет оценивать способность сердечно-сосудистой системы к восстановлению после физической нагрузки. В ка­честве нагрузки, в зависимости от контингента обследуемых, могут применяться 20 приседаний за 30 с и приседания в том же темпе в течение 2 мин. В первом случае период восстанов­ления длится 3 мин, во втором — 5. Перед нагрузкой и спустя 3 (или 5) мин после ее окончания у испытуемого измеряется ЧСС, систолическое и диастолическое артериальное давление (АД). Оценка пробы проводится по величине разности иссле­дуемых показателей до и после нагрузки.
Стоваттная проба Проба выявляет скрытые формы сердечной недостаточности. Методика проведения: после 4-минутного отдыха человек в по­ложении лежа на протяжении 6 мин выполняет велоэргомет-рическую нагрузку в 100 Вт при скорости вращения 50 об/мин До, во время и после нагрузки у обследуемого измеряются ве­личины АД и ЧСС. Во время работы измерение показателей проводится в конце 2-й, 4-й, 6-й минут. Оценка переносимости стоваттной нагрузки проводится по изменениям ЧСС и АД во время нагрузки.
Гарвардский степ-тест С помощью степ-теста количественно оценивается физическая работоспособность. При степ-тесте физическая нагрузка задает­ся в виде восхождений на ступеньку высотой 50 см (для взрос­лых мужчин). Обследуемому предлагается на протяжении 5 мин совершать восхождение на ступеньку с частотой 30 раз в мину­ту. Каждое восхождение и спуск слагаются из 4 двигательных компонентов: 1 — подъем одной ноги на ступеньку, 2 — испыту­емый встает на ступеньку двумя ногами, принимая строго вер­тикальное положение, 3 — опускает на пол ногу, с которой на­чал восхождение, 4 — опускает другую ногу на пол. Для строго­го дозирования частоты восхождений на ступеньку и спуска с нее используется метроном (частота ударов — 120 уд./мин) В этом случае каждое движение будет соответствовать одному

Окончание таблицы 3.2  
Наименование пробы Характеристика пробы
  удару метронома. Физическая работоспособность обследуемо­го оценивается путем подсчета ЧСС. Сразу после окончания восхождения на ступеньку испытуемый садится. Регистрация частоты пульса ведется на 2,3 и 4-й минуте восстановительно­го периода. При этом подсчитывается сумма пульсовых ударов за первые 30 с каждой минуты. Результаты тестирования вы­ражаются в виде индекса Гарвардского степ-теста.
Проба PWC170 Проба PWCl70 позволяет оценить физическую работоспособ­ность, которая выражается в величинах той мощности физиче­ской нагрузки, при которой ЧСС достигает 170 уд./мин. Выбор именно этой частоты основан на следующих двух положениях. Первое заключается в том, что зона адекватного функциониро­вания кардиореспираторной системы с физиологической точ­ки зрения ограничивается диапазоном частот от 100-110 до 170-180 уд./мин. Следовательно, с помощью этой пробы мож­но установить ту интенсивность физической нагрузки, которая «выводит» деятельность сердечно-сосудистой системы, а вме­сте с ней и всей кардиореспираторной системы в область опти­мального функционирования. Второе положение базируется на том, что взаимосвязь между ЧСС и мощностью выполняемой физической нагрузки имеет линейный характер у большинства здоровых людей, пока пульс не превысил 170 уд/мин. При бо­лее высокой частоте пульса линейный характер зависимости между ЧСС и мощностью физической нагрузки нарушается.

Следует отметить, что нагрузки, применяемые в двигательном тестировании, должны отвечать следующим требованиям:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.