Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование представлений о критериях здоровья 4 страница




В перечне чувств мы выделяем такой их вид, как интеракционные (диспози-ционные) чувства, регулирующие межличностное взаимодействие субъекта, и два их подвида — сближающие и удаляющие. Самые важные в этом перечне — девять пар противоположных друг другу чувств, выделенных на основе принятия друго­го человека и стремления сблизиться (уменьшить межличностную дистанцию) либо, наоборот, непринятия и стремления удалиться от него (табл. 4.1).

Таблииа 4.1

Интеракиионные чувства личности

 

  Сближающие чувства Удаляющие чувства
  Единство (общность) с человеком (людьми) Одиночество
  Дружелюбие Отвращение (или неприязнь)
  Добросердечие Злоба, злость
  Уверенность в собственной правоте Вина (или раскаяние)
  Собственная достаточная значимость Зависть
  Гордость (за себя) Стыд (или смущение)
  Признательность (какому-либо человеку Обида
  или людям)  
  Уважение (по отношению какому-либо Презрение (по отношению
  человеку или людям) к какому-либо человеку
    или людям)
  Любовь Ненависть (по отношению
    к этому человеку)

Гармония возможна при достаточно выраженных сближающих чувствах, превы­шающих по силе удаляющие чувства. Вероятно, чем больше сближающих чувств, тем полнее, совершеннее гармония личности. Но даже одно сильное удаляющее чувство может разрушить гармонию при выраженных сближающих чувствах.

Сила сближающих чувств должна быть соразмерной, а не чрезмерной. Безмер­ное заострение отдельных сближающих чувств может нарушать гармонию. Един­ство приводит к потере собственной индивидуальности, дружелюбие — к нераз­борчивости в межличностных отношениях и в оценках людей, добросердечие —


ко всепрощенчеству (беспринципности), уверенность — к неадекватной самоуве­ренности или уверенности в собственной непогрешимости, собственная значи­мость — к собственной сверхценности; гордость переходит в гордыню, признатель­ность — в утрированную благодарность и неадекватное восхваление, уважение — в культовое преклонение и идолопоклонство, любовь — в любовную слепоту (не­способность видеть и воспринимать что-либо иное, кроме объекта любви, фикси-рованность с обеднением всей гаммы чувств).

Уважение, перешедшее в культовое преклонение, порождает сильные удаляю­щие чувства по отношению ко многим окружающим, инициирует ряд удаляющих чувств: презрение, отвращение, ненависть. Преклонение при фиксированное™ на одном объекте может перейти в фанатизм. Он особенно опасен, поскольку лиша­ет личность способности к эмпатии, сопереживанию из-за предельной центри­рованности на чем-то, из-за иррационального принятия кого-либо, преданнос­ти чему-то (делу, идее). В последнем случае он позволяет обрести в кругу подоб­ных чувство принадлежности. Если снизить значимость остальной части социума (родителей, учителей, правительства), то для полного принятия себя и самоува­жения может хватить включенности в группу фанов того или иного эстрадного певца, футбольной команды, толкиенистов и т. д. Остальные, не входящие в круг своих, при этом начинают восприниматься и оцениваться как недалекие (ограни­ченные, неспособные проникнуться...)

В любой страсти есть свое очарование, притягивающие людей. Истовость, рев­ностность, рьяность имеет красоту силы. Это то природное явление, на которое в человеке отзываются глубинные струны. Вероятно, немалая часть этого объясня­ется достаточно просто — феноменом индукции (психической заразительности), идущей от человека с повышенной силой внушения. У истероидной личности энергия появляется благодаря обратным токам, идущим от окружающих. Этой энергией лидер с горящими глазами и подпитывается.

 

Гармония развития личности

Еще один аспект гармонии личности — согласованность развития и функциони­рования основных сфер личности. Начиная со средних веков в западной цивили­зации (к которой в большей степени принадлежит Россия) доминируют ценно­сти развития когнитивной сферы личности. Однако обилие знаний автоматически не делает человека ни более гармоничным, ни более благополучным, ни более сча­стливым. Такое одностороннее развитие привело в XX в. к научно-технической революции без адекватных, соразмерных продвижений в гуманитарном развитии. Именно в этом кроется причина разрушения экологии планеты и «топтания» в духовной сфере. Во многих обществах и у большинства индивидов усилилась тен­денция не тратить время на чувства, эмоции, должное внимание к витальным по­требностям. Это не способствует духовному и физическому здоровью человека: накопившиеся чувства и желания, вырываясь на волю, вносят разрушительный элемент в устоявшуюся жизнь, приводят к дефицитарному развитию эмоциональ­но-чувственной сферы, к невротизации общества и снижению жизненного тону­


са людей во многих, в том числе и высокоразвитых (технологически), странах. На контроль и сдерживание эмоций тратится много энергии.

Будучи живым существом, человек теряет в себе живое. О какой гармонии от­ношений может идти речь, если ценности конкуренции доминируют и во многих обществах, и в человеческом сообществе в целом? Открытость миру, сближающие чувства прорываются часто лишь в моменты трагедий.

Сейчас нередко обсуждается доминирование в российских этносах ценностей индивидуализма — коллективизма, рассматриваемых в качестве полюсов одной шкалы. Две эти ценности, скорее всего, можно рассматривать как противополож­ные. В российских этносах заметно определенное продвижение в сторону инди-видуалистичности. Учитывая опасность и повышенную неустойчивость крайно­стей, можно относиться к перемещению от полюса коллективизма как к поло­жительному явлению. Однако здесь надо выделить два существенных момента. Во-первых, нежелательна другая крайность. Во-вторых, более конструктивным и в личностном и в социальном масштабе было бы продвижение не к индивидуали-стичности, а к полноценной индивидуальности каждого члена социума. К этому может вести прежде всего ориентация на ценности самопринятия, более полного принятия своей индивидуальности и принятие индивидуальности других. В лич­ностном плане это связано с усилением ощущения самодостаточности, а в со­циальном — продолжении личностного — это проявится в таких остро необходи­мых аспектах отношения к другому человеку, другому этносу, другому обществу, другой религии, как терпимость, толерантность. Индивидуализм без индивиду­альности — вариант дисгармонии и на уровне личности, и на уровне межлично­стных отношений. Можно полагать, что отход от коллективистских ценностей спо­собствовал бы сокращению «базы» для возникновения чувства ненависти между отдельными социальными группами, в частности привел бы к уменьшению числа сектантских общий.

К сожалению, действительность не вселяет пока большого оптимизма отно­сительно продвижения человечества по этому пути. Вместо продвижения к ин­дивидуальности, не отрицающей многие ценности коллективизма (участие в жиз­ни других, готовность прийти на помощь и надежда на помощь, ощущение об­щей судьбы, чувство общности в адлеровском смысле), мы наблюдаем скорее обратное — стандартизацию. Возьмем, к примеру, пандемию похудания, пора­зившую огромное количество девушек и молодых женщин от 13 до 30 лет на За­паде (заметим, что она обошла стороной женскую часть государств третьего мира). Эта навязчивая идея все чаще принимает форму психического расстройства (ис­кажение образа собственного тела, страх перед лишними килограммами), при­водящего к отказу от еды и серьезной — иногда необратимой — потере веса. Сре­ди причин этого недуга называют погоню за идеалом (стандартным), которым в современной западной культуре является стройная и даже худая фотомодель, а также моду на «мальчиковую» одежду, обувь и оформление внешности. Того же плана и новые веяния у представительниц юго-восточных этносов, например, японок: менять посредством косметических операций разрез глаз с восточного на европейский.


Духовное бытие и смысл жизни личности

Выше мы уже говорили, что бытие личности многопланово, три его стороны вы­деляют как основные: физическое (телесное), психическое (душевное) и духов­ное бытие. Потребность находить, понимать или переживать смысл своего бытия занимает, возможно, центральное место в духовном пространстве личности.

Отечественный психолог и философ С. Л. Франк утверждал, что вопрос о смысле жизни волнует и мучает в глубине души каждого человека:

Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузить­ся с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах или в какие-либо сверх-личные страсти и «дела» — в политику, борьбу партий и т. п., — но жизнь уже так уст­роена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неиз­бежных ее предвестников — старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей пашей жизни со всей иллю­зорной значительностью ее интересов — этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону вопроса о смысле жиз­ни (Смысл жизни // Вопросы философии. — 1990. — № б).

Вопросы духовности длительные годы не считались проблемами научной пси­хологии. Основная причина этого заключается в том идеологическом контроле, которому была подчинена отечественная психологическая наука в советское вре­мя. Для официальной пропаганды смысл жизни для всех граждан страны был определен в «Моральном кодексе строителя коммунизма». Все другие толкования данной темы «любителей пофилософствовать», «гурманов гуманитарной мысли» вытеснялись из общественного сознания. Слабая разработанность этих вопросов в гуманитарных науках имеет свои негативные последствия до сих пор.

В настоящее время в понятии духовности не усматривают какого-либо мисти­ческого контекста, оно не воспринимается как образное выражение. К нему отно­сят освоенные личностью богатства духовной культуры человечества, основные ценности общества, нравственные принципы и правила, понимание и пережива­ние смысла жизни.

Смысл жизни и духовность личности многие века были предметом размышле­ний отечественных ученых, писателей, религиозных деятелей. Ученые прошлого и современности находили и находят решение узловых проблем духовности в христианском учении. Многие века нравственные принципы людей самых разных слоев населения опирались именно на религиозные нормы. Лучшие умы России принимали это не только умом, но и сердцем. Вспомним Ф. Тютчева:

Растленье душ и пустота, Что гложет ум и в сердце пост, — Кто их излечит, кто прикроет? Ты, риза чистая Христа...

Духовное бытие можно рассматривать не только как одну из сторон бытия, но и как высшую форму личного существования, характеризующуюся освобождением


от давления обыденной жизни, от соблазна влечений и пристрастий собственной самости, а также признанием приоритета духовных ценностей над остальными.

Духовное бытие — это процесс постоянного духовного развития, процесс фор­мирования духовных потребностей и процесс их удовлетворения, ненасыщаемо-го удовлетворения. В ходе этого развития человек обнаруживает наиболее близ­кие ему ценности общества (добро, красота, истина) и приобретает представления о нравственных принципах и правилах. Духовные потребности присущи каждо­му человеку — не только тому, кого принято называть духовной личностью. Любой человек имеет собственные представления о добре и зле, нравственном и безнравственном, красоте и уродстве, истине и заблуждении, любви и ненависти, о главных ценностях со-бытия — совместного бытия в обществе. Разумеется, ост­рота этих потребностей весьма различна, человеческая индивидуальность прояв­ляется и в этой сфере.

У большинства людей сильна потребность в самореализации (самоактуализа­ции, самоутверждении) — освоении социального пространства. В этом освоении человек непременно опирается на те или иные духовные ценности, учитывает эту важную сторону общественной жизни.

И духовное развитие, и личностное развитие в целом, и формирование инди­видуальности возможны в спонтанном, свободном поведении, в деятельности, позволяющей проявлять творческие наклонности. Свобода без ответственности за себя, за свои решения и поступки превращается в иллюзию свободы. Ответ­ственность без свободы выбора превращается в рабство. Положение раба исклю­чает возможность самореализации личности, саморазвития, духовного и социаль­ного роста.

Людей, имеющих «скромные» духовные потребности, — меньшинство. Боль­шинство же ощущает их достаточно сильно и ищет способы их удовлетворения. Человеческая индивидуальность в этом аспекте проявляется в том, что далеко не все ищущие имеют достаточный ресурс терпения и выносливости на этом нелег­ком пути. Не все ищущие понимают, что вопрос о смысле жизни не имеет простых, общих или универсальных решений. Смысл жизни, конечно, в той или иной мере может быть сходным у разных людей. Но в любом случае путь обретения смысла человек должен пройти самостоятельно. Возвращаясь к значению индивидуаль­ности, необходимо подчеркнуть, что и по этой характеристике — ощущению ду­ховного голода — люди весьма различаются. Одни понимают или, точнее, чувству­ют, что некоторая неудовлетворенность решением будет сопровождать всю жизнь, что известная неопределенность нормальна и неизбежна. Ведь иначе трудно пред­ставить себе источник энергии для саморазвития. Другие же ждут простых, одно­значных, быстрых решений. И находятся люди, предлагающие эти быстрые реше­ния, которые нередко преподносят деструктивные культы. Последние наносят огромный вред духовному и душевному здоровью. В культовых сетях часто ока­зываются молодые люди.

Для молодых людей с обостренной потребностью в самореализации деструк­тивные культы имеют дополнительные привлекательные стороны, поскольку в них взращивается идея избранности, высокого предназначения каждого последо­


вателя, что дает возможность ощутить свой резко возросший статус. Привлека­тельность этого столь высока, что мешает рассмотреть обман. Предназначение «спасти человечество» в деструктивных культах часто странным образом ужива­ется с нетерпимостью и агрессивностью в отношении к непосвященным: «Кто не с нами, тот против нас». Если бы деструктивные культы действительно способ­ствовали развитию личности и духовному совершенству, то у адептов рядом с верой в то, что они могут служить образцом для подражания, жила бы терпимость, доброе отношение «к младшим братьям» — отстающим в своем духовном росте. Верный признак духовного совершенства — терпимость. Но ее-то и нет в деструк­тивных культах.

Добавим аргумент, подтверждающий иллюзорное удовлетворение духовных потребностей в деструктивных культах. Разуверившиеся в православии или ка­толицизме, конфуцианстве или буддизме молчаливо оставляют церковь, отходят от одной веры и начинают искать другую. Кто-то ищет новую религиозную веру, кто-то нечто иное, вселяющее надежду и укрепляющее душевные силы. Однако многие покинувшие секты становятся активными разоблачителями их деятель­ности. Почему это так? Потому что им становится ясно, что они были обмануты, они хотят уберечь от обмана других людей.

К распространению деструктивных культов в значительной мере привело раз­рушение общинного образа жизни в России и других странах (по ряду причин неизбежное), ограничение возможности полноценно переживать чувство социаль­ной принадлежности. Эти культы производят разрушающее воздействие на лич­ность, семью и общество. В деструктивных культах отсутствует свобода личнос­ти. В них намеренно и направленно принижают значение интеллекта, препятству­ют попыткам адептов самостоятельно и рационально осмыслить то воздействие, которое на них обрушивается. Любому существу для роста необходимо жизнен­ное пространство, свобода, причем свобода в разных смыслах и аспектах: свобода выбора образа жизни и рода занятий, свобода в мыслях и в общении...

Свобода личности и действительное удовлетворение духовных потребностей возможны, если человек ответствен за свои действия и поступки, решения, если он сохраняет критичность мышления и осуществляет все личиостно значимые выборы самостоятельно, если у него сохраняется ясность сознания.

В традиционных религиях человека нацеливают на постоянную внутреннюю работу и духовное развитие. Этого нельзя сказать о деструктивных культах. Они весьма разнообразны и по идейной, мировоззренческой направленности, и по форме. Объединяет их то, что все они обращаются к духовным потребностям че­ловека — потребностям ощущать смысл жизни, понимать свое место в обществе, стремиться к совершенству, надеяться на бессмертие души. К сожалению, для современной России характерен идейный вакуум, отсутствие ясных и привлека­тельных духовных ценностей и ориентиров. Эти составляющие общественного сознания вызревают вместе с формированием гражданского общества благодаря активно функционирующим общественным институтам, профиль которых позво­ляет включаться в поиск таких ориентиров.


Контрольные вопросы

1. Назовите подходы к трактовке понятия гармония в истории гуманитарной мысли.

2. Перечислите и охарактеризуйте различные аспекты гармонии личности.

3. Перечислите сближающие и удаляющие чувства.

4. Охарактеризуйте значение духовного бытия для личности.

 

Литература

1. Васильева О. С. Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2001.

2. Куликов Л. В. Психогигиена личности: Основные понятия и проблемы: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

3. Реан А. А. Социальная педагогическая психология. — СПб., 1999.


Глава 5

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ

 

Человек постоянно преодолевает какие-либо трудности, однако далеко не все они оказывают разрушительное воздействие на психику. Не каждая личностная пробле­ма, внутриличностный или межличностный конфликт, ощущение кризиса неиз­бежно приводят к стрессу. Сохранять ровное настроение и внутреннюю гармонию позволяет психологическая устойчивость личности.

Определение здоровья во многом опирается на понятие «благополучие». Благо­получие, как и «позитивное здоровье», предполагает реализацию физических и ду­ховных потенций человека [11]. Без сохранения психологической устойчивости реализация физических и духовных потенций невозможна. Следовательно, не­возможно и удовлетворение от процесса самореализации, невозможно ощуще­ние умственного и социального благополучия. В принятой видными специалиста­ми медицинской науки концепции здоровья подчеркивается важность субъектив­но оцениваемого здоровья. Если допустить, что достаточно осознать отсутствие болезней или физических дефектов, чтобы чувствовать себя благополучным, то тогда мы возвратимся к пройденному этапу — к попытке определить здоровье по­средством исключения негативного начала, уходя от конструктивного, затушевы­вая ключевые понятия.

Вопросы психологической устойчивости личности имеют огромное практиче­ское значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и лич­ностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психи­ческого здоровья, высокой работоспособности. Дезинтеграцию личности понимают как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей. Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье.

 

Понятие «психологическая устойчивость»

Слово «устойчивый» во многих языках мира означает «стабильный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В «Словаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, равновесие» [18].

Термин stability переводится как: 1) устойчивость, стабильность, состояние равновесия; 2) постоянство, твердость; a mental stability — психическая стабиль­ность (устойчивость) [15].


В словаре А. Ребера [17] «устойчивый» понимается как характеристика инди­вида, поведение которого относительно надежно и последовательно. Его анто­ним — термин «неустойчивый», имеющий в психологии несколько смыслов. Два основных таковы:

1. индивид, демонстрирующий беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения;

2. индивид, склонный демонстрировать невротические, психотические или просто опасные для других модели поведения.

Во втором значении этот термин используется как своего рода неформальный психиатрический диагноз.

«Стабильный» в этом словаре объясняется как черта (в теориях личности), ха­рактеризующаяся отсутствием чрезмерных эмоциональных изменений. В этом слу­чае часто используется уточняющее слово «эмоциональная» (стабильность). В ан­глийском, немецком, французском и испанском языках слово «устойчивость» — синоним слова «стабильность».

Возможны различные подходы к трактовке психологической устойчивости. Она может быть понята как соразмерность постоянства и изменчивости личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике хмотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации. При таком рассмотрении подчеркивается, что в основе психологической устойчи­вости личности лежит взаимодополняющее сочетание, гармоническое единство постоянства личности и динамичности. На фундаменте постоянства выстраива­ется жизненный путь личности, без него невозможно достижение целей жизни. Оно поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как лич­ности и индивидуальности. Динамичность и приспособляемость личности тесней­шим образом связаны с самим развитием и существованием личности. Развитие невозможно без изменений, которые происходят в отдельных сферах личности и в личности в целом, они обусловлены как внутренней динамикой, так и средовы-ми воздействиями. По сути, развитие личности и представляет собой совокуп­ность ее изменений.

В психологической устойчивости важен еще один аспект — соразмерность при­ятных и неприятных чувств, сливающихся в чувственном тоне, соразмерность меж­ду ощущениями благополучия и переживаниями радости, счастья, с одной сторо­ны, и ощущениями неудовлетворенности жизнью и своими делами, собой, чув­ствами грусти и печали, страданиями — с другой. Без тех и других вряд ли возможно чувство полноты жизни, ее содержательной наполненности.

Для психологической устойчивости личности необходима способность к само­развитию, формированию собственной индивидуальности. У Л. Н. Толстого есть такие слова:

Нам кажется, что настоящая работа — это работа над чем-нибудь внешним — произво­дить, собирать что-нибудь: имущество, дом, скот, плоды, а работать над своей душой — это так, фантазия, а между тем всякая другая, кроме как работа над своей душой, усво­ение привычек добра, всякая другая работа — пустяки (Дневник. 1899, 28 июня).


Устойчивость не следует понимать как фиксированность психических качеств, застылость психических механизмов. Это совокупность адаптационных процес­сов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения. Стабильность выполнения не обязательно предусматривает стабильность структуры функций, но скорее пред­полагает ее достаточную гибкость.

Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. К составляющим психологической устойчивости необходимо отнести:

♦ способность к личностному росту со своевременным и адекватным разре­шением внутриличностных конфликтов (ценностных, мотивационных, ро­левых);

♦ относительную (не абсолютную) стабильность эмоционального тона и бла­гоприятного настроения;

♦ развитую волевую регуляцию.

Сущность воли заключается в сознательном преодолении человеком трудно­стей (препятствий) на пути к поставленной цели. Особенности волевой сферы человека проявляются в процессах психического самоуправления, саморегулиро­вания, самоконтроля. При таком взгляде психологическая устойчивость объеди­няет целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений.

Мы не будем касаться вопросов надежности функционирования деятельно­сти. Они достаточно глубоко исследованы и описаны Г С. Никифоровым [12-14]. Заметим лишь, что уровень психологической устойчивости личности так или иначе проявляется и в ее трудовой деятельности, в надежности работника, профессионала. С другой стороны, успешная профессиональная деятельность для многих является базисом полноценного переживания самореализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на настроение и психологическую устойчивость.

 

Обшее представление о психологической устойчивости

Итак, психологическая устойчивость предстает как сложное качество личности, в котором объединены:

♦ уравновешенность (равновесие), соразмерность;

♦ стойкость, стабильность (постоянство);

♦ сопротивляемость (резистентность).

Уравновешенность — это способность удерживать уровень напряжения, не выходя за границы приемлемого (не доводя до разрушительного стресса). Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации, а под стабильностью — постоянный уровень на­строения. Сопротивляемость — это способность сохранять свободу поведения и


выбора образа жизни, это самодостаточность как свобода от зависимости (хими­ческой, интеракционной или поведенческой, понимаемой как полная поглощен­ность некоторым видом активности).

В этом наборе составляющих представлены все уровни организации человека, уровни его бытия: биологическое, психологическое и социальное. Это уровни дви­жения живой материи, на которых одновременно протекает бытие человека.

Регуляция напряжения, уравновешенность (согласованность) интенсивности мотивации и организмических ресурсов, удержание напряжения в пределах гра­ниц оптимума или хотя бы приемлемости — одна из важнейших сторон биологи­ческого бытия человека.

Стойкость в преодолении трудностей, сохранение веры в себя, уверенности в себе, своих возможностях, совершенство психической саморегуляции, постоян­ный, достаточно высокий, уровень настроения — неотъемлемая часть психической жизни. Или, говоря старинным языком, жизни души. Способность сохранять по­стоянный уровень настроения без обращения к психоактивным веществам и быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, иметь разносторонние интересы, избегать одной-единственной мотивационной доминанты — также важ­ная составляющая психологической устойчивости (на этом, собственно психоло­гическом, уровне).

Наконец, нельзя не отметить постоянное межличностное взаимодействие, вклю­ченность во множество социальных связей, открытость воздействию, с одной сто­роны, а с другой — сопротивляемость излишне сильному взаимодействию. По­следнее может нарушить необходимую личностную автономность, независимость в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешает слышать свое Я, следовать своим направлением, выстраивая свой жизненный путь. Говоря другими словами, в психологическую устойчивость входит способ­ность находить баланс между конформностью и автономностью и удерживать это равновесие.

Таким образом, психологическая устойчивость —это качество личности, отдельными аспектами которого являются уравновешенность, стабильность и сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

Философское (иногда, ироничное) отношение к трудным ситуациям может быть предметом обстоятельного обсуждения, но вряд ли оно здесь уместно. Со­шлемся на авторитет Г. Оллпорта, заявлявшего:

...Я убежден в том, что психическое здоровье заключает в себе парадоксальную связь серьезности жизненной ориентации и юмора. Многие запутанные обстоятельства жиз­ни совершенно безнадежны, и у нас нет против них никакого оружия, кроме смеха. Рискну заявить, что человека нельзя считать психически здоровым, если он не спосо­бен посмеяться над самим собой, отмечая, где он просчитался, где его претензии были слишком раздуты или неправомерны. Он должен замечать, где он обманывался, где был слишком самоуверен, недальновиден и, прежде всего, где был тщеславен. Лучшее ле­карство от тщеславия, как говорил Бергсон, это смех, и вообще, тщеславие — смехо­творная слабость [16, с. 111].


Далее в этой главе будут рассмотрены опоры (основания) психологической устойчивости личности. К ним мы относим доминанты веры и активности лич­ности. Говоря о доминантах, мы имеем в виду доминанты сознания и активно­сти личности. Направленность сознания на ту или иную сторону жизни в зна­чительной степени определяет его содержание, делает доминантными одни мыс­ли, образы и переживания и устраняет или уводит в тень другие. Основными доминантами в аспекте психологической устойчивости личности являются вера и один или несколько видов активности (познавательной, деятельностной, ком­муникативной).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.