Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование представлений о критериях здоровья 5 страница




 

Составляющие психологической устойчивости

Психологическую устойчивость поддерживают внутренние (личностные) ресур­сы и внешние (межличностная, социальная поддержка). Ранее нами [9] были рас­смотрены ресурсы личности, поддерживающие ее психологическую устойчивость и адаптированность и тем самым способствующие возникновению и сохранению гармоничного настроения. Это довольно большой перечень факторов, относящих­ся к личностным особенностям и социальной среде. Факторы социальной среды:

♦ поддерживающие самооценку;

♦ способствующие самореализации;

♦ поддерживающие адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы орга­низма;

♦ психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная под­держка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах и т. п.).

Личность

Сознание личности:

♦ вера в разных ее формах и проявлениях (вера в достижимость поставлен­ных целей, религиозная вера, вера в общие цели);

♦ понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и пове­дения;

♦ установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью;

♦ достаточно определенное осознание социальной принадлежности к опреде­ленной группе.

Отношения личности (в том числе к себе):

♦ оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом;

♦ философское (иногда ироничное) отношение к трудным ситуациям;

♦ согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого;

♦ достаточно высокая самооценка;

♦ уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие другим.


Когнитивная сфера:

♦ понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования;

♦ рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждоний);

♦ адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов;

 

♦ структурированный опыт преодоления трудных ситуаций. Эмоциональная сфера:

♦ доминирование стеничных позитивных эмоций;

♦ переживание успешности самореализации;

♦ желаемое эмоционально насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувства сплоченности, единства.

Поведенческая (и деятельиостная) сфера:

♦ поведенческая активность;

♦ эффективная волевая регуляция;

 

♦ использование эффективных способов преодоления трудностей. Коммуникативная сфера:

♦ открытое общение, принятие других такими, какие они есть (терпимость);

♦ устойчивые, удовлетворяющие индивида межличностные роли;

♦ удовлетворяющий статус в группе и социуме;

♦ выраженное чувство общности (в адлеровском смысле).

В этом списке перечислены положительные полюсы качеств и факторов. При благоприятном влиянии факторов (положительных полюсах качеств) доминиру­ющее психическое состояние — резистентное, а доминирующее настроение — гармоничное (устойчивое, повышенное, оптимистичное). При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние — состояние дезадаптации, стрессовое или де­прессивное (апатия, уныние или высокое напряжение, тревога и т. д.) и дисгармо­ничное настроение (неустойчивое, сниженное, тревожное).

Например, если факторы социальной среды поддерживают самооценку, адап­тивные потенциалы и энергетические ресурсы организма, способствуют саморе­ализации, получению психологической поддержки, то все это в целом способ­ствует возникновению гармоничного настроения и поддержанию состояния адаптнрованности. Если же факторы социальной среды снижают самооценку, адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма, ограничивают са­мореализацию, лишают человека эмоциональной поддержки, то все это способ­ствует возникновению дисгармоничного настроения и появлению состояния де-задаптированности.

Мы считаем, что непродуктивно рассматривать настроение как один из видов состояния. Настроение — относительно устойчивый компонент психических со­стояний, основное звено взаимосвязи структур личности с различными компонен­тами психических состояний (чувствами и эмоциями, переживаниями событий,


происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психиче­ским и физическим тонусом индивида) [9].

Выше были перечислены основные составляющие психологической устойчи­вости личности. Однако они не охватывают весь базис психологической устойчи­вости. В ее поддержании так или иначе участвуют все сферы личности. На уровне темперамента особенностью, предрасполагающей к возникновению неустойчиво­сти, является повышенная эмоциональность. В эмоциональной сфере важны, кро­ме перечисленных, тревожность, склонность к агрессии, гневливость, гииотим-ность. Существенное влияние оказывает выраженность волевых качеств: настой­чивости, энергичности, умения управлять собой.

Важная составляющая психологической устойчивости — позитивный образ Я, в котором, в свою очередь, существенную роль играет позитивная групповая иден­тичность личности. Значение этого фактора нетрудно увидеть, если обратить вни­мание на стремительный рост числа разных групп и общин в период исчезнове­ния жесткого идеологического контроля со стороны государства в СССР, а затем в России (кришнаиты и хиппи, «Белое братство» и рокеры, группы духовной прак­тики и восточных оздоровительных систем и т. п.). Предпринимаются попытки возродить уничтоженные за годы советской власти общности: действуют обще­ства потомков дворян и купцов, казачество... Партии исчисляются сотнями. Эти группы с разной степенью успешности выполняют цениостио-ориентациоиную и защитную функции для большинства граждан России [19]. Часто эти объеди­нения оказываются лишь -«инсценировками групп», как называет их социолог Л. Г. Ионин [1]. Он отмечает, что в подобных группах превалируют внешние зна­ки идентификации: их члены осваивают символику одежды (сари, кожаные курт­ки, казачью форму), специфический жаргон, стиль движений и приветствий.

Для многих объединений такого рода характерна своя субкультура. В период резких социально-экономических изменений значимость опор психологической устойчивости возрастает, в частности, это проявляется в том, что обостряется по­требность в групповой принадлежности. Как и в других странах, переживающих (или переживавших) эпоху выраженной социальной нестабильности, в России удовлетворить эту потребность в наибольшей степени способны межпоколениые общности — семья и этнос.

Семья играет особую роль в жизни каждого человека. Семейные отношения имеют огромное значение для развития личности, достижения социальной зрело­сти. Семейное воспитание в значительной степени определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Оно закла­дывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструк­тивные, благоприятные межличностные отношения. Семья может оказывать це­лительное воздействие на каждого своего члена, давать эмоциональную поддерж­ку, не заменимую ничем. Но атмосфера семьи может оказывать и негативное воз­действие на душевное равновесие личности, снижать эмоциональный комфорт, усугублять внутриличностные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость.


Можно выделить индивидуальные особенности, предрасполагающие к сниже­нию устойчивости:

♦ повышенная тревожность;

♦ гневливость, враждебность (особенно подавляемые), агрессия, направлен­ная на себя;

♦ эмоциональная возбудимость, нестабильность;

♦ пессимистическое отношение к жизненной ситуации;

♦ замкнутость, закрытость.

Психологическую устойчивость снижают также затруднения самореализации, восприятие себя неудачником; внутриличностные конфликты; телесные расстрой­ства. Существенным фактором в снижении устойчивости является тип поведения Л. Врачи-исследователи Р Г. Розенман и Г. Фридман и их последователи описали два типа поведения, различающиеся степенью риска возникновения сердечно­сосудистых расстройств. Личностные особенности и стиль поведения, повышаю­щие риск, были названы типом Л, или коронарным типом, снижающие — типом Б [по 20].

Коронарному типу свойственны;

 

честолюбие;
  потребность в одобрении;
импульсивность;
нетерпеливость;
неспособность понизить активность;
  стремление все успеть;
эмоциональность;
  раздражительность;
  враждебность;
гневливость.

К числу их личностных особенностей относятся высокая мотивация достиже­ния, стремление соревноваться, дух борьбы, высокая активность даже в ситуаци­ях с низкими требованиями. Люди такого типа не всегда способны принять игро­вой аспект в подвижных играх и занятиях. Они легко находят в них новый источник стресса. Мотив соревнования позволяет им найти оценку достижений в двигатель­ных упражнениях и устремиться к повышению показателей.

Р. Г. Розенман и Г. Фридман, помимо личностных особенностей, отметили у лиц, склонных к ишемической болезни сердца, быстрый, усиленный, слышный вдох воздуха, эксплозивные интонации голоса, подчеркивание определенных слов в предложениях, напряжение мускулатуры лица и тела, частое сжимание кулаков во время обычного разговора, постоянное стремление ускорить ход обычной бе­седы, обрывая высказывания собеседника или подбадривая его говорить быстрее.

Поведение типа Л примерно в два раза увеличивает вероятность развития сер­дечно-сосудистых расстройств.


По данным американских психологов, этот тип весьма распространен, к нему может быть отнесена половина населения США.

Тип Б характеризуют более позитивные представления о себе, спокойствие, удовлетворенность жизнью, неторопливость. Они чередуют работу и отдых, им свойственна меньшая эмоциональная напряженность и другие качества, противо­положные тем, который есть у типа Л.

Тип поведения не имеет однозначной связи с жизнеспособностью. У людей, принадлежащих к типу Л, больше шансов выжить после второго инфаркта, чем у принадлежащих к типу J5. Высказывается предположение, что люди типа Л луч­ше перестраивают поведение после первого инфаркта.

Потребность получения поддержки, прежде всего со стороны близких, вполне естественна для человека. Больные коронарного типа, перенесшие инфаркт мио­карда, испытывают чувство отчуждения от социальной среды, не могут наладить контакты с людьми, которые могли бы оказать им помощь. Для людей с типом поведения Б такой контакт обычен и не зависит от состояния их здоровья.

 

Вера как опора психологической устойчивости

Вера — предмет изучения не одной лишь психологической науки. Что касается психологии, то необходимо заметить, что в ней феномен веры мало исследован. Одна из главных причин этого в том, что веру часто отождествляют исключитель­но с религиозной верой. Нельзя не заметить несколько настороженного отноше­ния к вере как к предмету психологического исследования и того, что близкие вере феномены давно и прочно заняли свое место во многих концепциях, разработан­ных в разных областях психологии. Например, широко используются понятия доверия и недоверия (другому человеку, организации, партии, подходу и т. д.) или понятие уверенности в себе (убежденности в своей правоте, уверенности в своей адекватности, точности, силе). Понятие верования обозначает разного рода ког­нитивные конструкты, не обязательно связанные с религиозной верой. Не буде. углубляться в поиск причин такого состояния вопроса, заметим лишь, что все перечисленные однокоренные слова имеют отнюдь не одно лингвистическое род­ство. И в уверенности, и в доверии, и в верованиях основой является именно вера.

Третьего декабря 2001 г. в новостях радио промелькнуло сообщение об уволь­нении учительницы одной из австралийских школ. Вряд ли этот факт мог при­влечь внимание ряда СМИ мира, если бы не причина увольнения. Учительница сказала детям младших классов о том, что Санта-Клаус — выдумка, что на самом деле он не существует. Дети вернулись домой в слезах. Администрация школы на жалобы родителей отреагировала весьма решительно. Вышестоящие инстанции рекомендовали школьным педагогам уклоняться от обсуждения подобных вопро­сов, пусть дети о Санта-Клаусе и рождественском кролике говорят с родителями.

Этот случай говорит о том, что покушение на веру человек готов принять как оскорбление, пегому как в любом возрасте у него есть нечто особо ценное, греющее душу. Реальность того, что свято, не требует доказательств, потому что святое выше реальности и ничем в ней имеющимся не может быть доказано. Более того, нередко и само предложение представить доказательства воспринимается как кощунство.


Г. Оллпорт писал:

Нужно осознать еще один важный момент: продуктивные рассуждения о проблемах пси­хического здоровья требуют владения двумя языками. Необходима как поэтическая и пророческая метафоричность религии, так и грамматическая точность науки [16, с. 116].

Трудно найти что-либо в природе человека, сопоставимое по своему значению и сложностью с верой. Это короткое слово объединяет широкий круг разнообраз­ных феноменов. Вера может выполнять функции мотива, установки и ориентира в человеческой деятельности. Вера часто сопровождается чувством уверенности и рядом других чувств. В истории философии и психологии различают три под­хода к пониманию веры:

1. вера преимущественно как эмоциональный, чувственный феномен (Юм, Джемс и др.);

2. вера как феномен интеллекта (Дж. Ст. Милль, Брентано, Гегель и др.);

3. вера как феномен воли, как атрибут воли (Декарт, Фихте и др.).

Вера — необходимый элемент индивидуального и общественного сознания, важный момент деятельности людей. Объекты веры — факты, явления, тенденции развития природной и социальной действительности — не даны субъекту чув­ственно и выступают лишь в виде возможности. При этом объект веры представ­ляется существующим в действительности, образно, причем представление сопро­вождается достаточно сильными переживаниями. [21].

Слово «вера» многозначно. Два значения выступают как основные: поклонение кому-либо, чему-либо и стойкость — спокойная уверенность в своем выборе, не требующая опоры на мнение окружающих, самодостаточная уверенность, незави­симая от точек зрения других. Если взглянуть на поклонение иначе, то у него при­чины внутренние, а не внешние. У человека религиозной веры Бог живет прежде всего в сердце, и в этом его сила. У слова «стойкость» не случайно один корень со словами «стоять, выстоять». Имея опору, больше шансов выстоять при различных испытаниях. Стойкость, устойчивость — это также способность не терять равно­весие, поддавшись той или иной страсти, тому или иному увлечению, способность сохранять спокойствие среди искушений мира.

Веру и ее производные (уверенность, оптимистический настрой, доверие — чувства, составляющие позитивную установку) мы понимаем как важную часть нерациональной сферы личности. Человек живет в ситуации постоянной неопре­деленности, осознание которой — сильный стрессор. Давление этого стрессора подкрепляет двойственность личности: ее рациональность и нерациональность — внелогическое принятие реальности. Уточним: «внелогическое» не значит про­тиворечащее или противопоставленное логике. Нерациональная часть личности функционирует вне законов логики, но это не означает, что у нее нет своих зако­нов*! закономерностей. Заметим также, что «нерациональная» не должна быть оценена как «нецелесообразная». Она действует как защитный механизм лично­сти (не в психоаналитическом, а в широком смысле) и потому выполняет важную роль: снижение тревоги, избавление от ряда страхов, переключение внимания с оценки значимости ситуации на переработку релевантной информации, обду­


мывание и принятие решения. То есть прерывает фиксированность на возмож­ных неблагоприятных последствиях развития ситуации и возвращает внимание (и фокус сознания) в рациональную плоскость — мышление по правилам, алго­ритмам и т. п.

Э. Фромм утверждает, что необходимо разграничивать иррациональную и ра­циональную веру. Иррациональная вера берет начало не в собственном опыте мышления и чувств человека, она основана на эмоциональном подчинении ир­рациональному авторитету (Богу, вождю, лидеру секты, авторитету в науке, ис­кусстве, политике). Иррациональна вера в Абсолют. Под верой в Абсолют пони­мают веру в Бога, мировой разум, в абсолютную нравственность, интуицию и т. д. Абсолют — то, что вечно, бесконечно, безусловно, совершенно, самодостаточно, не зависит ни от чего другого. Абсолют сам по себе содержит все существующее и творит его.

Если иррациональная вера признает нечто истинным, потому что так велит авто­ритет или большинство, то рациональная вера коренится в независимом убеждении, основанном на собственном плодотворном наблюдении и размышлении человека. Рациональная вера вырастает из плодотворной деятельности и опыта, свидетельству­ющего, что каждый из нас — активный обладатель дара деятельной жизни. К рацио­нальной вере Фромм относит веру в себя, в другого человека, в человечество.

Фромм упоминает, что термин «вера», как он употреблен в Ветхом Завете — «эмуна» — означает «устойчивость» и, таким образом, в большей степени обозна­чает определенное качество, черту характера, чем полноту веры во что-то. Фромм признает веру главной установкой личности. Первостепенное значение имеет она сама, а не ее предмет. Человек не может жить без веры,

В теории психосоциального развития Э. Эриксона позитивное развитие лич­ности на первой психосоциальной стадии формирует у человека способность к надежде. Эриксон замечал, что «религия веками служила возрождению через ре­гулярные интервалы времени чувства доверия в форме веры, в то же время при­давая ощутимую форму чувству зла, которое она обещает предать анафеме». Таким образом, религия и религиозная вера поддерживает развитие эго, свойствен­ное первой стадии психосоциального развития, и укрепляет «базальное доверие», позволяя избавляться от «базального недоверия». Религию могут заменить дру­гие формы социального и культурного бытия общества, они также могут поддер­живать эту силу эго (базальное доверие). К источникам веры некоторых людей Эриксон причислил «товарищество, продуктивную работу, социальные акции, научный поиск и художественное творчество» [цит. по: 2].

Религиозная вера имеет еще один рычаг поддержания душевного равновесия. Вера в Бога и любовь к Богу «настраивают» на нужную высоту чувство гордости. Для многих нелишним может быть напоминание о том, что сколь ни велика твоя власть и сила, она — ничто в сравнении с могуществом Бога. Для чувства гордо­сти может быть необходим «потолок», но может быть необходима и опора. Вспом­ним замечание Ф. М. Достоевского о том, что человек иногда верит в Бога из гор­дости. Он не соглашается поклоняться обществу, людям и поклоняется Богу как единственному источнику своей независимости и свободы от власти мира. Гор­дость проявляется в нежелании поклоняться никому и ничему, кроме Бога.


Поскольку социальная среда (макросреда и микросреда) — основная среда су­ществования личности, то принципиально важной является психологическая ус­тойчивость в межличностном взаимодействии. В плане межличностного взаимо­действия на передний план выходит уверенность (ассертивность), способность к уверенному (самоутверждающему) поведению. Уверенность проявляется в уме­нии выражать свои мысли и чувства в социально приемлемой форме, т. е. не уни­жая при этом достоинства других; в готовности принимать на себя ответственность за свои действия; в конструктивном подходе к решению проблем; в стремлении не ущемлять чужие интересы [3]. Цель уверенного поведения — самоактуализация. Уверенный человек может высказывать свои пожелания или просьбы к другому человеку изменить что-либо, он способен говорить об этом прямо и выслушивать несогласие или возражения, не теряясь.

Дефицит уверенности проявляется в агрессивности или неуверенном поведе­нии. Для агрессивного поведения характерна тенденция выражать свои мысли, чувства и желания в форме требований и приказов, обвинений и оскорблений; стремление перекладывать ответственность за свои действия на других, подавлять иные мнения и утверждать свою точку зрения как определяющую при решении проблем, делать выбор за других. Цель агрессивного поведения — принуждение и наказание. Неуверенное поведение чаще всего реализуется в форме пассивно-аг­рессивного поведения, которому свойственны:

♦ неумение или нежелание прямо выразить свои мысли и чувства;

♦ непризнание ответственности за свои действия путем избегания выбора, предоставления этого права другим;

♦ жертвование своими интересами при решении проблем;

♦ боязнь задеть чужие интересы из-за внутренней, часто неосознаваемой убеж­денности во враждебности окружающего мира.

Кроме того, целью неуверенного поведения во многих случаях становится ма­нипулирование, т. е. попытки скрыто управлять мыслями и чувствами окружаю­щих и подчинять их своим интересам. Пассивно-агрессивное поведение в межлич­ностных отношениях часто направлено на то, чтобы наказать другого человека косвенным способом, вызывая у него чувство вины. Скажем, человек не говорит прямо о своем желании, но делает это косвенно, намеками, с некоторыми опасе­ниями и тревогой либо вообще не делает попыток добиться желаемого, например молчит. Преобладание такого паттерна поведения обычно приводит человека к неудовлетворенности своими взаимоотношениями с другими людьми, он все боль­ше копит в себе невысказанные обиды. Окружающие, в свою очередь, начинают избегать контактов с ним, устав от чувства вины, — постоянного спутника взаи­моотношений с этим человеком.

Неуверенность и агрессивность не противоположные качества — это две раз­ные формы проявления дефицита уверенности в себе. Эмпирические исследова­ния показали, что пассивность и неуместная агрессивность связаны с тревогой и враждебной установкой по отношению к окружающим людям. Оба этих поведен­ческих паттерна негативно сказываются на психическом и физическом здоровье индивида, на благополучии и здоровье его семьи и другого близкого окружения [3].


Уверенный человек в определенной мере независим от окружения. Психоло­гически устойчивый человек способен удерживать баланс между силой собствен­ного влияния и чувствительностью к влиянию со стороны. Нарушение этого ба­ланса, а тем более крайности снижают эффективность межличностных контактов, устраняют возможность позитивного эмоционального насыщения от общения и тем самым снижают переживания социального благополучия. Под социальным благополучием мы понимаем удовлетворенность своим социальным статусом и состоянием общества, к которому принадлежит индивид, удовлетворенность меж­личностными связями и статусом в микросоциальном окружении. Социальное благополучие — неотъемлемая составляющая субъективного благополучия, от которого напрямую зависит здоровье индивида.

Вера в магические силы

(магическая направленность сознания)

Рациональная вера и вера в Бога, не сопровождающаяся убеждением в собствен­ном бессилии, поддерживают такие ценности, как терпение, упорство, ориенти­руют на длительные усилия и собственную активность, на принятие всей ответ­ственности за себя или хотя бы ее разделение. Вера в магические силы означает полное непринятие ответственности за себя, ожидание волшебных преображений и помощи магических сил в решении жизненных задач.

Маг или мистик принимает иррациональную веру, но lie в абсолют, а в самого себя. Он сам для себя абсолют. Фромм замечает, что для иррациональной веры психологи­чески вполне верно высказывание «Верую, ибо абсурдно». Если кто-то делает заяв­ление, звучащее разумно, он делает то, что, в принципе, может сделать каждый. Но если он осмеливается сделать заявление, абсурдное с разумной точки зрения, то са­мим этим фактом он демонстрирует, что вышел за пределы здравого смысла и, зна­чит, обладает магической силой, ставящей его над человеком среднего уровня.

Вера в магические силы освобождает от ответственности, устраняет тревогу, вызываемую возможной ошибкой при принятии решений, поскольку решения не принимаются. Жизненно важные решения предопределены судьбой. Через гадал­ку, ясновидца, астролога слышен голос судьбы, ему необходимо повиноваться.

Вера в Бога для многих мало приемлема, поскольку абстрактна, настраивает людей на длительную работу над собой, смирение, на борьбу со страстями, с гре­хом. Все это возможно, если личность направляема дальними мотивами, если есть способность двигаться к дальним целям, путь к которым долог. Люди с такими личностными особенностями составляют меньшинство.

Вера в магические силы возникает при малоразвитых, фрагментарных религи­озных представлениях, но с выраженной потребностью переживать религиозные чувства. Религиозные чувства, как и любые другие, должны иметь какой-либо энер­гетический источник. Религиозная практика той или иной традиционной конфес­сии не дает энергии для этих чувств. В ней мало новизны, щекочущей нервы не­определенности, остроты переживаний. Многое из этого человек находит в секте. Секта изолированна, поэтому более сплочена, в ней интенсивнее общение, выше требовательность к членам. Жизнь секты порождает впечатление большей напол­ненности особым смыслом, особыми трудностями.


Вера в магию связана и с ожиданием, страстным желанием чуда. Под влияни­ем самовнушения и внушения магов разного рода человек начинает чаще находить маленькие или большие чудеса.

Магическое мышление уходит корнями в язычество. В религиозном чувстве языческой веры доминирует страх перед неизведанным. В ней мало надежды. Вера в Абсолют избавила от этого и поселила в душе человека надежду. Избавила его от принижения и уменьшила страх, но оставила страх перед Богом. Этот страх не принижающий. Он не то же самое, что совесть, но идет с ней рядом.

Выбор ориентира веры обусловлен личностными особенностями, социальным окружением, характером текущей жизненной ситуации и рядом других факторов.

 

Религиозная ориентация

Г. Оллпорт настаивал на необходимости различать две формы религиозной ори­ентации: внешнюю и внутреннюю. При внешней религиозной ориентации рели­гия для многих людей — привычка или же родовое изобретение, используемое для церемоний, для удобства в семье, для личностного комфорта:

Это нечто, нужное для того, чтобы его использовать, а не для того, чтобы ради него жить. Оно может быть способом повышения статуса, поддержания уверенности в себе. Оно может быть использовано как защита от реальности, как божественное одобрение образа жизни. Подобное чувство дает мне уверенность в том, что Бог видит вещи таки­ми же, какими их вижу я. Человек с внешней религиозной ориентацией обращен к Богу, но не отстранен от себя. Этот тип религиозности по сути своей — щит для центриро­ванности на себе [16, с. 109].

Подобный тип религиозности коррелирует с наличием у человека большого количества предрассудков.

Внутренняя религиозная ориентация не является ни способом для борьбы со страхом, ни формой социабельности или конформности, ни средством реализации желаний. Все эти мотивы вторичны.

Этнические отношения, частная жизнь, личные проблемы, чувство вины, онтологическая тревога — все это регулируется всеобъемлющим обязательством, до некоторой степени интеллектуальным, но более всего фундаментально мотивационным. Это обязатель­ство целостно, оно покрывает весь опыт личности, как научный, так и эмоциональ­ный. Такая религия существует не для того, чтобы служить человеку удобным инст­рументом, скорее человек обязан служить ей [15, с. 109].

Оллпорт был уверен, что сохранению психического здоровья человека способ­ствует внутренняя, а не внешняя религиозная ориентация. Он обращал внимание на то, что

в соответствии с этой гипотезой внутренняя религиозная ориентация не может суще­ствовать для того, чтобы исполнять терапевтическую или профилактическую роль. Она не предназначена для использования. Страдалец может стремиться только к религии, а не к лечению самому по себе. Если его религиозная ориентация глубоко интериори-зирована, ей будут сопутствовать и нормальная психика, и спокойствие в отношениях с окружающими [16, с. 109].


Доминанты активности как опоры психологической устойчивости

Доминантами активности в аспекте психологической устойчивости личности могут быть все виды активности: познавательная, деятельностная, коммуникатив­ная. Каждая доминанта существует одновременно и как определенная направлен­ность сознания. Более привычным понятием, объясняющим механизм той или иной направленности сознания, является установка как готовность, предрасполо­женность к определенному отношению, реагированию, интерпретации, поведе­нию, деятельности [Куликов, 2000.].

Можно выделить следующие виды направленности.

1. Направленность на познание и самопознание. Поглощенность самопознани­ем, познанием природы человека, саморазвитием. Она проявляется в готов­ности повышать свою психологическую компетентность, находить средства для самосовершенствования, обучаться приемам саморегуляции и т. п.

2. Направленность на деятельность: трудовую, общественную, спортивную, поглощенность своим хобби. Достижения в различных видах деятельнос­ти — убедительное свидетельство успешности самореализации, они повы­шают самооценку и самоуважение. Кроме того, поглощенность деятельно­стью способствует частым и длительным состояниям вдохновения, т. е. делает это состояние устойчивым. Состояние вдохновения производит саногенное влияние на многие сферы психики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.