КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследование представлений о критериях здоровья 3 страница
1. Нагрузка должна быть такой, чтобы можно было не только измерить проделанную работу, но и в дальнейшем точно ее повторить. 2. Должна существовать возможность изменения интенсивности нагрузки (темп упражнения) в нужных пределах. 3. В работу должна вовлекаться по возможности большая масса мышц. Таким образом обеспечивается необходимая интенсификация системы транспорта кислорода и снижается нежелательное влияние локального мышечного утомления. 4. Тестовая нагрузка должна быть достаточно простой и доступной, не требующей особых навыков или высокой координации движений. Сложная и незнакомая задача вызывает ненужную нервозность, мешает равномерному ритму выполнения упражнения и искажает результаты обследования 5. Преимущество следует отдать таким видам нагрузки, при которых регистрация показателей возможна непосредственно во время выполнения физической работы. В нагрузочном тестировании обычно используется велоэргометр, ступеньки, тредбан (бегущая дорожка) или ручной эргометр. Велоэргометр. Важное преимущество велоэргометрии по сравнению с другими способами дозированной нагрузки — относительная неподвижность головы и рук при педалировании. Это позволяет легко изучать разные физиологические показатели. Кроме того, при работе на велрэргометре мощность нагрузки может быть строго дозирована. Особенно удобны в применении электромеханические велоэргометры. Преимущество их заключается в том, что в процессе работы не нужно строго следить за темпом педалирования, так как изменение последнего в определенных пределах не влияет на мощность нагрузки. Недостаток велоэрго-метрии — локальное утомление мышц и боли в мышцах нижних конечностей, лимитирующие работу при тяжелых или длительных нагрузках. Ступеньки. Степэргометрия — простой способ дозирования нагрузки. В основу его положено модифицированное восхождение по лестнице, позволяющее выполнять нагрузку в лабораторных условиях при минимальном перемещении обследуемого — он в определенном темпе ритмически поднимается и опускается по маленькой лестнице. Разные авторы предлагают одно-, двух-, трехступенчатые и более высокие лестницы, отличающиеся и высотой отдельных ступенек. Мощность работы регулируется изменением высоты ступенек или темпом восхождения. Темп восхождения задается метрономом, ритмичным звуковым или световым сигналом. Недостатком степэргометрии — невысокая точность в дозировании нагрузки, особенно при расчете мощности нагрузки, приходящейся на работу, связанную со спуском со ступени. Тредбан (бегущая дорожка). Прибор позволяет моделировать локомоции — ходьбу, бег в лабораторных условиях. Обследуемый только незначительно перемещается по вертикали, что позволяет проводить прямую регистрацию физиологических показателей. Мощность нагрузки дозируется путем изменения скорости и наклона скользящей ленты. Однако следует иметь в виду, что при работе с субмаксимальной скоростью возможно падение обследуемого. Тестирование на тредбане требует предварительной подготовки исследуемых. Недостаток тредбана — невозможность точно измерить работу. Анализ различных видов дозированных физических нагрузок убедительно показывает, что велоэргометрия — наиболее удобный и точный метод тестирования. Наиболее распространены следующие виды нагрузок, используемые при нагрузочном тестировании: 1. Непрерывная нагрузка равномерной интенсивности. Мощность работы может быть одинаковой для всех обследуемых или устанавливаться в зависимости от пола, возраста и физической подготовленности. 2. Ступенеобразно повышающаяся нагрузка с интервалами отдыха после каждой «ступени». 3. Непрерывная работа при равномерно (или почти равномерно) повышающейся мощности с быстрой сменой последующих ступеней без интервалов отдыха. 4. Непрерывная ступенеобразно повышающаяся нагрузка без интервалов отдыха, при которых кардиореспираторные показатели достигают устойчивого состояния на каждой ступени. Интегральная количественная оценка физического здоровья может осуществляться путем регистрации ряда физиологических, антропометрических показате лей и показателей физической подготовленности с последующим приведением к обобщенной балльной оценке. По этому принципу Г. Л. Апанасенко (1993) разработан метод оценки физического здоровья, в основе которого лежит характеристика энергопотенциала индивида на основании следующих первичных данных: рост, вес, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), пульс в покое (ЧСС), сила кисти, уровень систолического давления (АДс) и время восстановления пульса после пробы (20 приседаний за 30 с). Уровень здоровья человека оценивается в баллах независимо от того, в каком промежутке альтернативы «здоров — болен» он находится. При этом оценка уровня здоровья осуществляется по так называемой шкале здоровья (табл. 3.3 и 3.4), имеющей следующие градации: 1) низкий, 2) ниже среднего, 3) средний, 4) выше среднего, 5) высокий. Широкая апробация шкалы здоровья показала ее высокую эффективность.
Подсчитывается число неблагоприятных для анкетируемого ответов на 27 вопросов, в дальнейшем прибавляется 1, если на последний вопрос дан ответ «плохое», «очень плохое». Итоговая оценка дает количественную самооценку здоровья, равную 0 при «идеальном» и 28 — при «очень плохом» самочувствии.
Контрольные вопросы 1. Каковы основные черты организма человека как сложной биологической системы? 2. В чем сущность понятия «физическое здоровье»? 3. Каковы основные факторы физического здоровья? 4. В чем сущность понятия «физическое развитие»? 5. Какие законы определяют уровень физического развития? 6. В чем сущность понятия «физическая подготовленность»? 7. В чем сущность понятия «функциональная подготовленность»? 8. Что представляют собой адаптационные резервы организма? 9. Какова структура системы функциональных резервов адаптации организма?
10. Какое значение имеет двигательная активность для формирования состояния физического здоровья? 11. Каковы методические подходы к объективной оценке уровня физического здоровья? 12. В чем суть метода самооценки физического здоровья?
Литература 1. Агаджанян Я А., Ананьев В. А., Андреев Ю. А. и др. Основы валеологии. Кн. 2. — Киев: Олимпийская литература, 1999. 2. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. — М.: ФиС, 1987. 3. Ананьев В. А., Давиденко Д. Я, Петленко В. Я, Хомутов Г. А. Этюды валеологии / Под общ. ред. Д. Н. Давиденко. - СПб.: СПбГТУ, БПА, 2001. 4. Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. — СПб.: Петрополис, 1992. 5. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. — Киев.: Здоров'я, 1998. 6. Билич Г. Я., Назарова Л. В. Основы валеологии. — СПб.: Водолей, 1996. 7. Валеология человека. Здоровье — любовь — красота: В 5 т. Т. 3. Физическое и психическое здоровье. — СПб.: Петроградский и К°; Минск: Оракул, 1996. 8. Войтенко В. П. Здоровье здоровых. — Киев: Здоров'я, 1991. 9. Волков В. Ю., Ланев Ю. С, Петленко В. П. и др. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни / Под общ. ред. Д. Н. Давиденко. — СПб.: СПбГТУ, БПА, 2001. 10. Давиденко Д. Я., Зорин В. Борилкевич В. Е, и др. Социальные и биологические основы физической куЛьтуры / Отв. ред. Д. Н. Давиденко. — СПб.: СПбГУ, 2001. Глава 4 ГАРМОНИЯ ЛИЧНОСТИ
Здоровье и гармония И весь мир, и мир человека построены на равновесии движущих сил, на взаимодействии противоположностей. Большинство явлений могут быть определены по тем или иным характеристикам, имеющим противоположные полюса. В сопоставлении с противолежащим изучаемое явление может открыться с новых сторон. Это относится и к здоровью — оно часто анализируется в сравнении с расстройствами и болезнями. Связанные со здоровьем понятия (и стоящие за ними явления) — адаптация, психологическая устойчивость, гармония — имеют антонимы: дезадаптация, психологическая неустойчивость, дисгармония. В этой диалектике отражена не одна лишь стройность и строгость понятийного аппарата, но и наиболее частое состояние конкретного человека: единство признаков здоровья и нездоровья, устойчивости и неустойчивости, гармонии и дисгармонии одновременно, некоторое их сочетание с перевесом в ту или другую сторону. Здоровье связывали с равновесием и гармонией уже в античные времена. Алк-меон трактовал здоровье как гармонию или равновесие противоположно направленных сил (различных состояний, теплого и холодного, активного и неподвижного и т. п.). Болезнь наступает как следствие единовластия одного из таких элементов над остальными. Гиппократ утверждал, что здоровье возможно при соразмерном смешении основных первоэлементов тела (крови, флегмы, желтой и черной желчи) [1]. Согласно Платону, здоровье, как и красота, определяется соразмерностью, требует «согласия противоположностей» и выражается в соразмерном соотношении душевного и телесного. О дисгармонии личности психологи и психотерапевты пишут чаще, чем о гармонии. Возможно, это от того, что состояние гармонии единственное, а дисгармоний много. Это аналогично тому, что состояние здоровья также одно, а расстройств много. Изучение гармонии личности актуально по меньшей мере по двум причинам. Во-первых, многие расстройства психики начинаются с различной глубины дисгармонии личности. Поскольку исходным и желанным (для возврата) состоянием является гармония, то необходимы по возможности наиболее точные знания о ней. Не имея ясных представлений о цели, очень легко пройти мимо нее. Во-вторых, поскольку сравнение — основной прием научного анализа, природу дисгармонии личности познать глубоко можно лишь в сопоставлении с гармонией. Понятие гармонии личности В обсуждаемой области широко используются разные понятия: общенаучные (равновесие, целостность, интегрированность и т. д.), естественнонаучные (например, адаптация, здоровье), гуманитарные (благополучие, социальная зрелость, личностная зрелость, душевное равновесие и т. д.). В большинстве случаев понятие гармонии раскрывается через понятия согласованности и стройности. «Согласованный» означает достигший единства, «стройный» — имеющий правильное соотношение между своими частями. Гармония — более высокий уровень интегрированное™ личности по сравнению с устойчивостьЮ'Личности, а устойчивость — более высокий уровень интегрированное™ личности по сравнению с адаптированностью. Интегрированность личности — это ее целостность (в соответствии с этимологией термина «интеграция»). Понятия гармонии и интегрированное™ довольно тесно связаны, но не эквивалентны. Личность может быть интегрированной и негармоничной, но не может быть гармоничной и неинтегрированной. В плане психологической устойчивости личности гармонию можно рассматривать как равновесие между отдельными опорами устойчивости, согласованность между ними, равновесие их значимости. Акцент на одной опоре может давать устойчивость, но это несовершенная устойчивость, хотя она может быть крепкой и длительной. Душевное равновесие следует понимать и как равновесие веры в себя, в свои силы и в силы окружения. В частности, это равновесие между силой воздействующей причины и силой отклика. Гармония личности — это также правильное соотношение между основными сторонами бытия личности: пространством личности, временем и энергией (потенциальной и реализуемой), точнее, между объемом пространства личности, скоростью времени и уровнем энергии. Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности по объему, их достаточно тесная связанность; соотнесенность внешнего (событийного) и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов. Гармония — это и равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности, например, в адлеровском смысле. К личности применимы общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в трех планах ее бытия: биологическом, психологическом, социологическом. Так как здоровый взрослый человек — одновременно индивид, субъект психической активности и член общества, то структура личности может быть описана в понятиях биологического, психологического и социального пространства, времени и энергии. В биологическом плане человек — живой организм и субъект поведения, в психологическом — носитель психики, субъект целесообразного поведения и деятельности, в социальном — член микро-и макросоциума, включенный во множество социальных связей, образующих социальное пространство. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из сторон личностной гармонии — согласованность трех планов ее бытия: биологического, психического, социального. Таким образом, понятие гармонии как понятие высокого уровня обобщенности необходимо рассматривать в разных аспектах. К основным мы относим: соразмерное существование внешнего и внутреннего бытия личности; телесного, психического и духовного бытия; существования в разных средах — природной, предметной, социальной.
Гармония внешнего и внутреннего пространства личности Анализировать гармонию можно и нужно в разных плоскостях, поскольку бытие человека многомерно, как мы уже говорили. Человек существует одновременно в разных средах, мирах — мире вещей и предметов (как физическое тело), мире живой природы (как живое существо), мире людей (как член определенного общества, как единица определенной общности). Существование в этих трех мирах находит свое отражение в личности каждого человека, в протекающих в личности процессах. Те события внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство личности. Оно не может быть только лишь географическим, поскольку наполнено событиями и политическими, и экономическими, и культурными. Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. В биологическом аспекте внешнее и внутреннее пространство человека разделены достаточно отчетливо: внутреннее пространство — это пространство тела, а все, что лежит за кожными покровами тела, является внешним пространством. Но поскольку человек — живое существо особого рода, одним биологическим планом его существование не ограничивается. Человек наделен способностью к рефлексии, в ходе развития и усложнения у личности возникает самосознание. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, самоотношение и саморегуляция, жизненные цели и планы — все это составляет внутреннее пространство личности (внутренний, субъективный мир личности). Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, во внешней активности личности, в деятельности, в общении так или иначе отражается внутренняя жизнь личности. Таким образом, внешнее и внутреннее пространство личности — это не разделенные, а пересекающиеся пространства. Именно по этой причине точнее говорить не только о различных частях личностного пространства, но и о множестве его измерений. Присущая человеку активность может быть разделена на два потока — экстраактивность и интроактивность. Когда активность, направленная вовне, встречает какие-либо преграды, она не реализуется полностью. Неудовлетворенность результатами проявления внешней активности приводит к накоплению отрицательных оценок собственных достижений. Это постепенно снижает мотивацию к самореализации себя в делах, в социальном взаимодействии и влиянии. Происходит перераспределение энергии в сторону большей внутренней активности, что проявляется в усилении стремления к самоизменению и самосовершенствованию, в повышенном внимании к своему внутреннему миру. Происходящие в нем события приобретают большее значение. В этой сфере личность автономна от окружающей социальной среды и поэтому потенциально имеет широкие возможности для проявления активности. Закономерности телесной и психической жизни индивида, связи между ними часто выступали и выступают предметом исследований. Этого не скажешь о духовной жизни как предмете психологического исследования. Разумеется, духовное бытие, духовность человека — предмет междисциплинарного исследования, а не одного лишь психологического. Однако усвоенная личностью духовная культура, принятые ею гуманистические ценности, каноны духовной жизни, способность переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством — все это факторы, обусловливающие жизненно важные выборы личности. В связи с этим рассмотрение основ личности будет явно неполным, если не коснуться вопросов ее духовного бытия. Пространство духовного бытия — особое. Если можно определить хотя бы некоторые параметры внешнего пространства и отношений личности (социальных, экономических, правовых и т. д.), которые его составляют, в координатах физического или географического пространства, то пространство духовного бытия таких координат не имеет. Найти сколько-нибудь отчетливые пространственные границы гуманистических ценностей или духовных традиций невозможно. И смысл бытия человечества, и смысл жизни каждого отдельного человека не имеет эквивалентов в физических пространственных измерениях. Это явления, одновременно принадлежащие и внутреннему пространству личности, и ее внешнему пространству и пространству социума. Духовность как явление общечеловеческого масштаба не могла бы существовать, если бы у отдельной личности не было ее внутреннего мира и ее собственного смысла жизни или желания обрести таковой.
Гармония личности как гуманитарная проблема Актуальность тезиса «Человек есть мера всей вещей» достаточно хорошо осознана во многих цивилизованных странах. Но реализация этого принципа явно идет с трудом. Рассмотрим подробнее конфликт между тремя мирами: природным, предметным (рукотворным, техногенным) и социальным. Гармонию личности невозможно обсуждать, обращаясь к личности как к чему-то, что может существовать вне среды, вне связей с миром. Стремясь определить суть происходящего в современном мире, следует выбрать в качестве исходной точки анализа основные составляющие, основные измерения человеческого мира. Таковыми, на наш взгляд, являются: мир природный (и неживая и живая природа), мир социальный (мир людей, наций, этносов, обществ, групп разного масштаба) и мир предметный (рукотворный, инструментальный, техногенный). Заметим, что все они составляют как бытие отдельного конкретного человека, так и человечества в целом. Существенно важно то, что настоящий период развития человечества характеризуется конфликтом между тремя названными мирами. Под конфликтом здесь понимается выраженная рассогласованность этих трех миров, трех сторон человеческого бытия, человеческой деятельности — рассогласованность, наносящая вполне ощутимый ущерб каждому из трех миров. Становление предметного мира шло параллельно развитию социального мира. Не касаясь всех аспектов взаимосвязей между этими мирами, отметим, что предметный мир недостаточно управляем, в нем нет необходимой подчиненности миру социальному. Например, современные СМИ, прежде всего электронные, превратились в монстра, практически не контролируемого социумом. Немногие, обладающие властью над СМИ, к сожалению, не отражают и не представляют всех потребностей общества в этой сфере. С особенной силой это проявляется в России, свободной не только от многих необходимых контролирующих механизмов, но и регулирующих. В шквал плохо структурированной или вовсе не структурированной информации, обрушивающейся на человека и явно превышающей возможности его отражающей системы, вклинивается огромный поток рекламной информации. В России не учитывается характер воздействия СМИ на настроения, эмоциональные состояния зрителей и слушателей. Для поддержания гармоничного настроения имеет значение общий тон информации о разных сторонах жизни в той стране, в которой человек проживает, важно соотношение позитивной и негативной информации, а также оценка социально-экономической ситуации, интерпретация действий центральных и местных властей, сообщения об успехах или неуспехах в различных сферах жизни страны. В настоящее время в нашей стране многие политики и политологи, каналы СМИ состязаются в том, чтобы нарисовать самую мрачную картину завтрашнего дня, победить конкурентов в этом дурном соревновании по запугиванию населения. Результат этого — разнообразные негативные последствия, в том числе и в аспекте душевного здоровья. Человеку нужны не только верные представления о жизни, но еще и вера в то, что жизнь может быть иной. Вера в будущее, гордость за свою страну, чувство единства — это тот настрой, без которого невозможно наладить эффективное производство, строить ровные дороги, теплые и красивые дома й т. д. Именно эти черты общественного сознания помогли в свое время преодолеть США Великую депрессию, ФРГ — восстановить после войны экономику и жилищную сферу. Еще один момент контроля за СМИ: демонстрация сцен насилия, фильмов ужаса (монстров, чудовищ) и подобных сюжетов без предварительной информации о характере фильма или телепередачи. Негативно воздействует на личность и реклама. Дело не только в том, что усиленная громкость рекламных роликов на телевидении и радио просто мешает смотреть передачу или фильм, а также заставляет часто регулировать громкость. Более значимо разрушительное воздействие рекламы на сознание. Рекламные клипы делают красочными, броскими, динамичными. Независимо от характера рекламируемого товара или услуги они в большинстве случаев вызывают эротические ассоциации, тем самым глубже уходят в эмоциональную память. Отдельные клипы по вполне понятным причинам никак логически не связаны друг с другом. Их появление в фильме или других программах, имеющих собственную сюжетную логику и продуманную создателем временную композицию, нарушает гештальт-переживания у зрителя, снижает его включенность и эмпатию. По этим и некоторым другим причинам произведение искусства не вызывает эффекта катарсиса (очищения). Затруднена и когнитивная переработка воспринятого, трудно удерживать целостный образ просмотренного фильма, спектакля или спортивного поединка. Перечисленные характеристики рекламных интервенций приводят к диссоциации сознания (разъединению, разделению). Яркость рекламных клипов не позволяет образной и эмоциональной памяти легко освободиться от них. Поскольку они содержательно не связаны с текущей жизненной ситуацией субъекта, то не поддаются связыванию, структурированию или какой-либо другой форме переработки. Частое цитирование текстов рекламных роликов в речи людей (нередко в слабой связи с основным контекстом разговора) представляет собой попытку ассимилировать эти чужеродные для сознания включения. Навязанные множественными повторами фразы не могут выполнять тех функций, которые выполняют поговорки в языковой ткани сознания. Ситуация неблагоприятна еще и тем, что в личности отсутствуют необходимые защитные механизмы, ограждающие от этого явления. Мы не утверждаем изначальной, корневой враждебности предметного мира. Разумеется, этого нет. Предметный, инструментальный мир помогал человеку не только пользоваться богатствами природного мира, но и противостоять ему в тех случаях, когда это было необходимо (природа и на стихийные бедствия богата). Именно благодаря возможности использовать инструменты, благодаря оснащенности и защищенности предметами человеческий вид достиг столь большой численности. С другой стороны, с помощью инструментального мира человек покорял (а часто просто уничтожал) природу. С этим связан еще один конфликт. Природа человека двойственна: биологическая и социальная. Число человеческих особей стало настолько огромным, что специалисты разных наук все чаще говорят о перегруженности планеты биомассой, о неизбежном сокращении ресурсов, которые дают пищу, позволяют удовлетворять витальные потребности. Может ли инструментальный мир ликвидировать этот конфликт — вопрос открытый. Другой аспект хорошо известен, но и его надо упомянуть: вредоносное воздействие промышленности, транспорта и многих других областей практической деятельности человека на природу (загрязнение, техногенные катастрофы, парниковый эффект и т. п.). К настоящему времени предметный мир достиг значительного развития и достаточно сложен. Он все больше вторгается и перестраивает не только образ жизни, но и многие душевные и телесные процессы. К последствиям такой «перестройки» мы относим: ♦ ускорение ритма жизни; ♦ гигантское увеличение производства и потребления психоактивных лекарств (снотворных, седативных, тонизирующих, стимулирующих и т. п.); ♦ увеличение производства и потребления психоактивных наркотизирующих веществ (алкоголя, наркотиков, токсикантов). Ускорение ритма жизни привело к существенному повышению стрессовой нагрузки. Наиболее печальные последствия этого: значительное увеличение психических расстройств, суицидов, психогенных заболеваний. Увеличение продолжительности жизни в ряде развитых стран достигнуто, скорее всего, не за счет укрепления психического здоровья и переживания благополучия (измерения социального мира), а за счет новых лекарств, медицинских приборов (измерения инструментального мира). Порой инструментальный мир начинает дублировать, замещать или заслонять мир природный. Кроме того, инструментальный мир чрезвычайно богат возможностями построения иллюзий. Так, возникла виртуальная компьютерная реальность и новые виды психологической зависимости (поглощенность компьютерными играми, Интернет-зависимость). Таким образом, все противоречия разных миров человеческого бытия так или иначе негативно отражаются на психическом здоровье, на благополучии человека. Добавим к этим проблемам невротическое стремление человека все переделать в природном мире, причем как можно скорее. Что позволяет человеку сохранять душевное равновесие, обретать душевный покой, усмирять страсти или вдохновляться будущими подвигами? Это дает психологическая устойчивость личности [2], В число основных опор устойчивости входят доминанты активности: доминанта познания и самопознания, доминанта деятельности, доминанта интеракции. Итак, психическое здоровье, внутренняя гармония и гармония с окружающим миром редко даны человеку от природы сполна, чаще для этого требуются старания и соответствующая работа. К этому невозможно прийти без активного творческого отношения к собственной жизни. Отсутствие мотивации к самопознанию, саморегулированию и саморазвитию создает основу для ослабления психологической устойчивости, а затем и к болезням как следствию образа жизни, как расплате за свое невежество. Отсутствие соответствующей психологической компетентности может быть причиной того, что человек не осознает связи между эмоциональным дискомфортом, углубляющейся дисгармонией личности и соматическим расстройством. Люди западной культуры сильнее, чем восточной, склонны драматизировать свои личные и семейные проблемы, что в некоторой степени создает более благоприятную почву для психосоматических расстройств. Высокий уровень социальной напряженности, характерный для нашей страны, может быть снижен на основе комплексного подхода. Это требует использования разнообразных средств и методов. Большую роль должно сыграть развитие и распространение психологической культуры и психогигиены среди всех слоев населения. Гармония личности не может быть типовой, но только — уникальной. Социализация, считает А. А. Реан, протекает в единстве с другим процессом — индивидуализацией [3]. Он подчеркивает, что социализация не есть антипод индивидуализации, якобы ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот: в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Распространенная в психологии личности (и в науках о личности в целом) парадигма «от социального к индивидуальному», несомненно, имеет серьезные основания и глубокий смысл. Однако ее прямолинейное понимание и соответствующее развитие лишают человека субъектного начала или же рассматривают его как незначимое.
Гармония отношений личности Личность — феномен одновременно и индивидного, и социального бытия. Внутренняя гармония невозможна без гармоничных связей с социальным окружением, без удовлетворяющего личность социального бытия. В свою очередь, гармония межличностных отношений предполагает согласие индивида с самим собой, настроенность (а не расстроенность) внутреннего мира личности.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |