КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследование представлений о критериях здоровья 7 страница
У лиц сенсорно-планирующего типа после здоровья на первых местах оказались «активная деятельная жизнь», «интересная работа», затем «друзья». Наименьшую ценность для них представляют такие, видимо, чересчур «высокие» понятия, как «творчество», «счастье других людей», «любовь». Среди ценностей-средств сенсорно-планирующие, в отличие от остальных, отдали предпочтение «честности» и «воспитанности» и полностью отвергли «высокие запросы». Это действительно «органически порядочные» люди, которые умеют организовать и свою, и чужую жизнь. Именно они знают и соблюдают меру во всем. Представители других типов могут на них положиться. Интуитивно-чувственные лица после здоровья на второе место поставили «друзей». Лица этого типа испытывают наибольшую потребность в других людях. Отвергаются ценности «творчества», «развлечений», «счастья других людей». Интуитивно-чувственные романтики высоко ценят «воспитанность», «широту взглядов» и пренебрегают «исполнительностью», поставив ее на последнее место в списке ценностей-средств. Представители четвертого, сенсорно-импульсивного типа в списке из восемнадцати ценностей поставили здоровье на тринадцатое место. На первом месте у них оказалась «любовь», на втором — «материально обеспеченная жизнь», на третьем — «друзья». На последние места в списке они поставили «познание», «творчество» и «счастье других людей». Такую ценность, как «семья», они ставят на пятое место — гораздо выше других типов. Среди ценностей-средств для сенсорно-импульсивных важнее всего «жизнерадостность», «аккуратность» и «независимость», а наименьшее значение имеют такие качества, как «чуткость», «ответственность», «исполнительность» и, увы, «честность». Что же, за жизнерадостность приходится платить! Таким образом, мы приходим к выводу, что каждый психологический тип имеет свои ценностные приоритеты, свои представления о счастье и жизненном успехе. «Надтипологической» ценностью можно признать только здоровье, а также индивидуализм (малая степень заботы о счастье других людей). Различие ценностных структур и мировоззрения приводят людей различных типов к специфическим психологическим проблемам. Остановимся коротко на важнейших из них, выявленных в результате группового анкетирования и подтвержденных в ходе многочисленных индивидуальных психологических консультаций. Для интуитивно-логических лиц характерна неустойчивая самооценка с резкими перепадами в сторону повышения и снижения (в 80 % случаев). Весьма часто они отмечают неумение и нежелание подчиняться, а также затруднения в неформальном общении (в том числе с противоположным полом). Сенсорно-планирующий тип отличают затруднения в неформальном общении, в целом же эти люди самоуверенны и хорошо адаптируются в любом социальном контексте. Интуитивно-чувственный тип избыточно чувствителен к эмоциональному климату в группе; эти лица весьма часто отмечают недостаточные навыки психической саморегуляции и жалуются на свои ограниченные организаторские способности. Для сенсорно-импульсивных в первую очередь характерно неумение и нежелание подчиняться. Таким образом, индивидуально-типологический подход предоставляет возможность экономным и удобным способом выявлять психологические проблемы клиента и намечать пути их оптимального решения. Наряду с обычными жизненными ситуациями выявляются также существенные типологические различия в кратковременных и длительных стрессовых ситуациях. В качестве примера кратковременного стресса приведем данные обследования группы студентов-медиков в процессе сдачи важного курсового экзамена. Использовались психологические, физиологические и эндокринологические методы для оценки форм и выраженности стресса. Заметим, что экзаменационный стресс мало поддается тренировке, человек реагирует на него в соответствии со своими природными качествами. Как и ожидалось, психологические типы реагировали в экспериментальной ситуации по-разному. Наиболее чувствительными к стрессу оказались лица интуитивно-чувственного типа. Они дали острую, но кратковременную реакцию в форме чувства тревоги, выраженного напряжения функции сердца, большого выброса в кровь гормонов надпочечников и щитовидной железы. Сходную по силе реакцию давали студенты сенсорно-планирующего типа, однако эта реакция оказалась продолжительной, приобретала инертный и даже застойный характер. Лица сенсорно-импульсивного типа реагировали на стресс относительно слабо и кратковременно. В отличие от других типов их самочувствие на экзамене заметно повысилось. Можно сказать, что для них экзамен оказался хоть и небольшим, но праздником. Повышения уровня тревоги они не испытывали. Их средний балл на данном экзамене — «удовлетворительно», в то время как у остальных — «хорошо». Студенты интуитивно-логического типа в данной выборке практически отсутствовали, что обусловлено их малой склонностью к врачебной профессии. Этому типу более свойственны профессии группы «человек-знак». Можно сделать вывод, что экзаменационная ситуация имела разную значимость для студентов трех исследованных типов. Наименьшей ценностью экзамен обладал в глазах людей сенсорно-импульсивного типа. Это наблюдение полное тью укладывается в картину их ценностных приоритетов, описанную выше. Поэтому они обошлись минимальными физиологическими затратами. Наибольшую значимость экзамен имел для лиц сенсорно-планирующего типа. Судя по конечному результату, эти студенты добросовестно готовились к испытанию своих знаний, всерьез переживали и получили заслуженные оценки, однако большой физиологической ценой. Этот факт тоже соответствует их психологическому «портрету». Что касается интуитивно-чувственных, то они реагировали весьма бурно, но быстро разгружались от стрессорных переживаний. По-видимому, это одно из проявлений их общей адаптивной стратегии. Выявлены типологические различия и в ситуациях длительного стресса. В частности, наблюдалась группа молодых людей, направленных на службу из средних широт на Крайний Север. Им приходилось приспосабливаться к суровейшему климату, жестким социальным условиям совместного проживания, новым профессиональным обязанностям. Указанные лица выступали в качестве специалистов преимущественно физического профиля деятельности. В исследовании был задействован обширный комплекс психологических, физиологических и медицинских методик. Установлено в основном следующее. Высокие широты для вновь прибывших туда лиц — экстремальная среда, требующая значительного напряжения адаптационных механизмов. Один из важных факторов, влияющих на процесс адаптации в условиях высоких широт, — это типологические особенности личности. При оценке общего состояния здоровья установлена изначально лучшая, исходя из индекса общей адаптации, приспособленность к условиям Крайнего Севера представителей сенсорно-планирующего типа, обладающих, кроме того, наибольшими резервами адаптации. Интуитивно-чувственные заняли второе место, сенсорно-импульсивные — третье, причем они обладали наименьшими возможностями для дальнейшей адаптации. Наконец, интуитивно-логический тип оказался менее всего приспособленным к условиям высоких широт. Анализ успешности профессиональной деятельности и нормативности поведения обследованных показал следующее. Наилучшими по этим двум показателям были опять же сенсорно-планирующие. На втором месте находились интуитивно-логические. Их высокий интеллектуальный потенциал оказался невостребованным ввиду преимущественно физического профиля профессиональной деятельности. Интуитивно-чувственные достаточно успешно справлялись со служебными обязанностями. В то же время нормативность их поведения была ниже среднего. Успешность профессиональной деятельности сенсорно-импульсивных была ниже среднего уровня, а нормативность поведения — ниже всех, значительно ниже среднего уровня. Лица этого типа дали большую часть грубых дисциплинарных проступков за исследуемый промежуток времени. Таким образом, психологический тип может способствовать или препятствовать как биологической, так и социальной адаптации человека в длительно действующих экстремальных условиях. На основании изложенных фактов можно сделать вывод о существовании четырех типологически обусловленных форм психического здоровья. Для каждого из четырех типов оптимальной жизненной стратегией является всемерное самораскрытие своих типологических особенностей (в выборе профессиональной и других видов деятельности и отдыха, в выборе сексуальных и брачных партнеров, друзей и знакомых и т. д.) при одновременном неуклонном развитии и тренировке приобретенных качеств, которые приближают их к представителям остальных трех типов. Нахождение оптимального баланса между указанными двумя тенденциями — поиском «истинно своего», природно предназначенного, и овладением «чужими», по необходимыми для успешной адаптации навыками — одно из важнейших условий сохранения психического здоровья. С учетом всего вышеизложенного сформулируем краткие рекомендации по психокоррекции и психологической самопомощи для представителей четырех описанных типов. Интуитивно-логический тип. Вероятные области формирования признаков невротизации: дефицит самореализации в сфере интимного общения, сложности эмоционального отреагирования в межличностных взаимоотношениях. В случае формирования патологии этот психологический тип следует расценивать как «маркер» резистентной к терапии симтоматики (в частности, с астено-адинами-ческими, астено-депрессивными, гипобулическими, обсессивными и ипохондрическими явлениями), Коррекционная работа с клиентами — представителями интуитивно-логического типа имеет следующую специфику. Ведущие психологические проблемы лиц этого типа относяся к коммуникации «близкого круга» (ближайшие друзья, сексуальные партнеры), а также связаны с нестабильностью самооценки. Это обычно проявляется в чувстве одиночества, порывистых и непродуманных попытках его преодоления, чередовании недовольства собой с самопереоценкой, заносчивостью, высокомерием. Отсюда представляется оправданным считать основными направлениями психокоррекции лиц указанного типа стабилизацию самооценки с опорой на наиболее существенные индивидуальные качества, а также развитие навыков невербальной коммуникации, экспрессивности и открытости в процессе общения. Предпочитаемый стиль взаимодействия психолога с лицами этого типа — недирективный, дискуссионный, рационально-конструктивный, акцентированно безобвинительный и безоценочный. Из психотерапевтических методик предпочтительны индивидуальные психодинамические техники в их краткосрочных вариантах в сочетании с техниками экзистенциально-гуманистической терапии. Сенсорно-планирующий тип. Учитывая высокую эмоциональную стабильность этого типа, следует иметь в виду повышенную вероятность соматизирован-ных невротических расстройств и психосоматозов. Это проявляется в форме обостренной, но скрытой чувствительности к резким переменам, недостаточной гибкости поведения, трудностей в адекватной демонстрации и передаче своих чувств. Отсюда вытекает основная цель психологической коррекции — повышение коммуникативной компетентности, развитие навыков саморегуляции в процессе общения — как делового, так и неформального. Предпочитаемый стиль проведения психологической консультации — директивный, рационально-строгий (деловой) с выдачей четких и определенных рекомендаций. Из психотерапевтических методик в первую очередь приемлемы бихевиоральные, включая прямую суггестию и эриксонианский гипноз. В качестве дополнительных эффективны также терапевтические техники в рамках гуманистического направления, способствующие росту самосознания и личностному росту, в частности экзистенциальная психотерапия. Интуитивно-чувственный тип. Данный тип способствует глубокому вовлечению личности в картину пограничного расстройства (истерические, тревожные, аффективно-шоковые, эксплозивные реакции, панические атаки) с преимущественными нарушениями в аффективной и мотивационной сферах. Это проявляется в повышенной ранимости, незащищенности от отрицательных эмоций, «застревании» на травмирующих ситуацих, вспыльчивости, излишней мечтательности в ущерб практическим делам. Основные цели психологической коррекции: формирование устойчивых навыков саморегуляции состояний, развитие волевых качеств и организаторских способностей. Предпочитаемый стиль взаимодействия психолога с клиентом — поддерживающий, недирективный, основанный на принципах гуманистического направления психотерапии (эмпатия, аутентичность, «отзеркаливание», встречная исповедь и др.). Из психотерапевтических методик предпочтительны «аффект-центрирован-ные» техники, обеспечивающие эмоциональное отреагирование (имажинативно-кататимная терапия, клиент-центрированная терапия, гештальт-терапия, арт-терапия и др.). Сенсорно-импульсивный тип. В случаях невротизации данный тип способствует ярким проявлениям патологии и возможным переходам ее в глубокие формы. Возможные области формирования невротических расстройств: конфликты и напряженность в профессиональной сфере, всевозможные ограничения свобод, внешняя регламентация различных сторон жизни. Дезадаптация проявляется в форме перевозбуждения, экзальтации, непоследовательности, хаотичности социальных связей, увлечений и интересов. Отсюда вытекает основная цель психологической коррекции — развитие и укрепление волевых качеств, повышение внутренней организованности и самодисциплины, углубление самопонимания. Предпочитаемый стиль проведения психокоррекции — игровой, спонтанный, с элементами психодрамы и эмоциональной экспрессии, общение с клиентом на короткой дистанции и в «приземленной» форме. Из психотерапевтических методик наиболее приемлемы малоструктурированные когнитивно-бихевиоральные техники с неожиданной сменой ролей, переменами «мизансцен», оживленными дискуссиями, интенсивным контактом между психотерапевтом и пациентом. Учитывая способность лиц данного типа к непроизвольному подражанию, возможно применение внушения через пример, а также иных форм внушения. В качестве дополнительных вполне приемлемы бихевиоральные техники модификации поведения. Можно сделать заключение, что понимание и учет человеком собственных типологических особенностей способствуют повышению адаптационного потенциала личности и сохранению психического и физического здоровья.
Акцентуации личности и психическое здоровье Конституционально обусловленные дисгармонии личности, влияющие на формирование многообразных психологических проблем и психических нарушений, в настоящее время особенно актуальны как для пограничной психиатрии, так и для клинической психологии. Вместе с тем эта проблема представляется недостаточно разработанной. Считается, что понятие «акцентуированная личность» было впервые введено в научный лексикон немецким психиатром К. Леонгардом в 1964 г. Автор отталкивался от представлений П. Б. Ганнушкина (1931) о латентных, или компенсированных, психопатиях. Здесь прослеживается несомненная преемственность между нозоцентризмом в оценке поведения здорового человека (латентные психопатии) и попыткой трансформировать психиатрические категории в психологические (акцентуации личности, характера, темперамента и др.). Основоположником этого весьма продуктивного подхода был Э. Кречмер, выдвинувший в 1921 г. предположение о наличии 2 типов здоровых людей — шизотимиков и циклотимиков, которые по своему поведению напоминают психопатов — шизоидов и циклоидов. Учитывая, что Э. Кречмер подразделял как шизоидов, так и циклоидов на 6-7 разновидностей, его следует считать предшественником концепции акцентуированных личностей, получившей развитие во второй половине XX в. К. Леонгард дал развернутые описания 4 типов акцентуаций характера (демонстративный, педантический, застревающий, возбудимый) и 6 типов акцентуаций темперамента (гипертимический, дистимический, аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, тревожный, эмотивный). На основе этих описаний Шмишек в 1970 г. разработал личностный опросник, предназначенный для диагностики 10 акцентуаций у взрослых людей. Попытку творческого развития концепции К. Леонгарда предпринял отечественный психиатр А. Е. Личко, выделивший 11 типов акцентуаций характера у подростков и предложивший их оригинальные психологические описания. Эти описания были проанализированы автором на основе теории отношений В. Н. Мясищева, в результате чего появился новый тест для оценки акцентуаций — патохарактерологический диагностический опросник (ПД О). Следует заметить, что сходство между концепциями А. Е. Личко и К. Леонгарда чисто внешнее, например, эпилептоидный тип первого автора напоминает возбудимый второго, истероидный сходен с демонстративным и т. д. Однако анализ психологических характеристик в обеих схемах приводит к выводу об их глубоком различии и несопоставимости. Таким образом, проблема акцентуированных личностей, как в теоретическом, так и в методическом плане остается в значительной мере открытой. Согласно одному из последних развернутых определений (Реан А. А., Лукин С. Е. 1993), акцентуация — это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях. Причем это может сочетаться с хорошими или даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях, не референтных данной акцентуации. При этом особенно следует подчеркнуть, что акцентуации никоим образом не связаны с одноименными психическими болезнями (шизофренией, параноей и т. д.). Если принять понимание акцентуаций как особенностей характера, следует отнести их, согласно традиции отечественной психологии, к трансформируемым качествам личности, формируемым исключительно внешними социальными воздействиями. Представляется, что такое одностороннее понимание уводит от сути проблемы и игнорирует давно подмеченную связь между психопатиями и акцентуациями. По всей видимости, оба этих понятия целесообразно рассматривать как различную степень личностных изменений: в первом случае тотальных и интегральных, во втором — частных, парциальных, затрагивающих те или иные подструктуры личности. Разумеется, мы при этом не исключаем возможность формирования временных акцентуированных черт, что в свое время было убедительно показано А. Е. Личко и затем подтверждено рядом других авторов. Целесообразно кратко рассмотреть методические аспекты диагностики акцентуаций с тем, чтобы формулировать теоретические предположения, основываясь на экспериментальных примерах. Обследование группы здоровых студентов первого курса педагогического вуза с помощью опросника Шмишека показало, что 83,3 % из них проявляют признаки циклотимической акцентуации, 75 % — эмо-тивной, 69,4 % — гипертимной и экзальтированной. Возникает вопрос: не отражают ли столь высокие цифры высокий уровень эмоциональной активации у практически здоровых и гармоничных юношей и девушек? Сопоставление этих результатов с аналогичными данными курсантов первых курсов военного вуза технического профиля выявило существенные различия между ними. У курсантов наиболее выражена психастеническая акцентуация, что можно расценивать как адаптивную реакцию, связанную с жестким регламентом военной службы. К третьему курсу психастенический компонент отходит на второй план, а его место занимает гипертимная акцентуация. По данным различных авторов, от 18 до 88,6 % студентов отечественных вузов имеют акцентуации. Столь большой разброс данных указывает на несовершенство как методов, так и критериев диагностики. Известно, что А. Е. Личко при повторном обследовании подростков в юношеском возрасте находил признаки акцентуаций лишь у 10% испытуемых. К. Леоигард полагал, что акцентуантами являются до 50 % взрослых людей. Очевидно, необходимы методы, позволяющие дифференцировать относительно длительные адаптационные реакции личности (они могут продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет) от истинных акцентуаций. Решение этой проблемы необходимо начинать с уточнения ее теоретических аспектов. Анализируя различные классификации психопатий (П. Б. Ганнушки-на, О. В. Кербикова, Б. В. Шостаковича и В. Ф. Матвеева и др.), мы сформировали представление о 8 исходных, ключевых формах личностных дисгармоний, представленных в табл. 6.1.
Предлагаемая классификация охватывает те формы акцентуаций, с. ттвова-ние которых подтверждается как клинической, так и психологической пра сой. Классификация является своеобразным «пересечением» наиболее широко рас проетраненных систем и их дальнейшим развитием. Акцентуации редко бывают изолированными. Наиболее часто у одного и того же субъекта сочетаются две-три формы, а иногда и больше. Таких субъектов называют акцентуантами, или акцентуированными личностями. Поскольку акцентуация (в отличие от психологического типа) не накладывает отпечаток на всю личность, не трансформирует ее, правильнее говорить не о формах, а об акцентуированных радикалах — отдельных группах черт личности. С каждым из таких радикалов правоверно cdilbcfавить характерный для него дезадаптивный паттерн поведения, вероятные проблемные зоны, стрессогенные ситуации и пути их преодоления. Шизоидная акцентуация проявляется аутическими тенденциями, уходом от реальности в мистику, оккультизм, эзотерические религии и т. д. Поведение человека характеризуется как странное, необычное, чудаковатое. Его умственная продукция отличается оригинальностью, нестандартными и неочевидными обобщениями и аналогиями. Его умозаключения и выводы представляются окружающим неожиданными, парадоксальными, что позволяет говорить об их некоторой «заумности». Со стороны аффективной сферы могут иметь место недостаток эм-патии, проявления сухости, черствости, безучастия, ошибочные оценки эмоциональных реакций у окружающих. Это нередко сочетается с повышенной чувствительностью и даже ранимостью. Для сохранения психического здоровья носителям шизоидного радикала предпочтителен узкий и стабильный круг общения, необходима возможность длительного и спокойного одиночества. Психологические проблемы и стрессовые ситуации возникают в случаях неожиданных и бесцеремонных вторжений в их тщательно оберегаемый внутренний мир, «силового» принуждения к общению (особенно в широком круге), занятиям общественной деятельностью, а также в случае насмешек над их необычными увлечениями. Подобрше попытки «раскрытия» и «приземления» шизоида ведут лишь к большей его отчужденности, уходу в себя, защитным реакциям высокомерия и даже проявлениям презрения к окружающим людям. Психологическая помощь должна быть направлена на формирование навыков социальной перцепции, сосредоточение внимания на эмоциях окружающих, активный поиск подходящих партнеров общения. Интенсивная психотравма может повлечь шизоидные (в том числе шизотипические) психопатические реакции, что требует соответствующих психотерапевтических вмешательств (когнитивных, бихевиоральных, психоаналитических и др.). Паранойяльная акцентуация отличается избыточной фокусировкой и ригидностью мышления, что способствует формированию сверхценных образований (отношений, установок, идей и др.). Это проявляется в так называемом безальтернативном, «черно-белом» мышлении и некотором фанатизме. Его оборотная сторона — недоверчивость, подозрительность, злопамятность, связанные с общей недооценкой других людей. Возможны сутяжные тенденции, уход в борьбу, сверхценные фиксации на травмирующих объектах с идеями мести. Таким образом, ригидность мышления приводит к ригидности аффектов. Очевидно, что это может стать источником серьезных психологических проблем. Стрессовые реакции при наличии паранойяльного радикала возникают чаще всего во фрустрирующих ситуациях, требующих быстрой смены психического стереотипа и ускоренной адаптации к новой ситуации. Психологическая помощь в таких случаях должна быть направлена на формирование безобвинительных объективных отношений к окружающему, многомерных и «многоцветных» оценок различных явлений, активизацию рефлексии, детализацию и уточнение самооценки, усиление доверия к людям. Интенсивная психотравма может повлечь паранойяльные и параноидные психопатические реакции, что требует соответствующих психотерапевтических вмешательств (когнитивных, суггестивных и др.). Психастенический акцентуированный радикал связан с ритуализацией жизни, введением ее в искусственные рамки, педантизмом, перфекционизмом, в основе которых лежит недостаточность инициирующих волевых механизмов. Это влечет также нерешительность, избыточную рефлексию, склонность к затяжным колебаниям и сомнениям, откладыванию исполнения и необоснованной отмене принятых решений. Факторы угрозы обычно переоцениваются, что проявляется в сверхосторожности и сверхпредусмотрительности. Недоверие к себе влечет многочисленные проверки и перепроверки результатов совершенных действий. Основными психологическими проблемами обычно являются избыток ответственности, перегруженность заботами, недостаточное противодействие психологическому давлению и манипулированию. Стрессовые ситуации возникают в результате сочетания внешнего давления и избытка ответственности, появления неожиданной и внезапной, ранее незнакомой угрозы, а также при необходимости самостоятельно действовать в «свободном поле», импульсивно принимать и исполнять решения. Психологическая помощь должна быть направлена на формирование навыков спонтанного поведения, быстрых переключений разнородных видов деятельности, тренировку волевых качеств, умения заблаговременно принимать окончательные решения и противостоять внешнему психологическому давлению. Интенсивная психотравма может повлечь обсессивно-компульсивные невротические реакции, что требует соответствующих психотерапевтических вмешательств (бихевиораль-ных, суггестивных и др.). Эксплозивный акцентуированный радикал проявляется прежде всего в агрессивном стиле преодоления препятствий и общения с окружающими. Волевой напор и сниженный самоконтроль способствуют быстрому переходу вербальной агрессии в физическую. Для таких лиц характерен поиск'разрядки напряжения в экстремальных видах спорта и профессиональной деятельности. Отношения с другими людьми строятся по конкурентной схеме, а сотрудничество дается им с трудом. Они, как правило, напряженно-энергичны, обидчивы и жестоки, а также проявляют упрямство и негативизм. Для них характерны быстрота и безапелляционность в принятии решений, незамедлительное приведение их в исполнение, вплоть до безрассудной смелости. Отсутствует чувство раскаяния в случае ошибки, в связи с чем они легко выходят за рамки социальных норм. Они также часто испытывают чувства зависти и ревности. Стрессовые ситуации возникают в случаях непреодолимых препятствий в достижении целей. Психологические проблемы связаны с необходимостью ликвидации отдаленных последствий агрессивных действий и враждебных поступков. Психологическая помощь должна быть на правлена на формирование навыков перемещения, переключения агрессивных импульсов, тренировку тормозных волевых качеств сдержанности и терпеливости, умения своевременно снимать избыточное напряжение. Интенсивная психотравма может повлечь эксплозивные, эпилептоидные, садистические психопатические реакции, что требует соответствующих психотерапевтических вмешательств (бихевиоральных, суггестивных и др.). Депрессивный акцентуированный радикал проявляется в сниженном фоне настроения, малой выраженности положительных эмоций. Такие люди выглядят серьезными, мрачными, малоразговорчивыми и труднодоступными. Это связано со слабым стремлением к установлению социальных контактов. В ходе общения обнаруживается полная сохранность коммуникативного потенциала. Повышенное чувство вины, тенденция преувеличивать значимость собственных ошибок влечет самонаказывающее, саморазрушающее и суицидальное поведение, Ангедо-низм сочетается у них с повышенным альтруизмом, готовностью любой ценой оказать помощь другим людям. Стрессовые ситуации возникают в случаях вынужденной интенсивной социальной активности, сопряженной с переживаниями (праздники, торжества, многолюдные встречи, шоу, вечеринки и т. д.), а таже различных неудач и потерь. Психологические проблемы связаны с затруднениями участия в игровой, спонтанной деятельности и общении. Психологическая помощь должна быть направлена на формирование навыков эмоциональной саморегуляции и разгрузки, активного обращения к людям, усиление экспрессивности, общее растормаживание. Интенсивная психотравма может повлечь депрессивные, самоуничижительные, мазохистические невротические и психопатические реакции, что требует соответствующих психотерапевтических вмешательств (гуманистических, экзистенциальных, психоаналитических и др.). Гипертимная акцентуация проявляется в систематически приподнятом настроении, говорливости, импульсивности, возбудимости. Повышенная психическая и двигательная активность носит, как правило, ситуативный, поверхностный, неустойчивый и малопродуктивный характер. Такие люди отзывчивы, легко дают обещания, но столь же легкомысленно относятся к их выполнению. Склонны к гедонизму, поиску развлечений, рекреативная установка (на игру и отдых) преобладает над деловой. Возможны эпизоды аддикции, импульсивные отклонения поведения. Стрессовые ситуации возникают при необходимости подчиняться и регламентировать свою деятельность. Это расценивается акцентуантами как ограничение свободы, ущемление прав и т. д. В таких случаях возможны бурные протесты, пререкания, открытое неподчинение. При этом из конфликтных и фру-стрирующих ситуаций выходят без особого труда. Психологические проблемы связаны с неспособностью доводить важные дела до конца, неудовлетворенностью своим социальным статусом, несерьезным отношением окружающих. Психологическая помощь должна быть направлена на формирование навыков последовательного и упорядоченного поведения, тренировку концентрации внимания и тормозных волевых качеств, умения осмысливать свою жизнь, устанавливать долговременные доверительные отношения, стабилизировать самооценку. Интенсивная психотравма может повлечь гипоманиакальные невротические реакции, что
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |