КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследование представлений о критериях здоровья 12 страница
Образ человека, достигшего совершенной внутренней гармонии, запечатлен в диалогах Платона, повествующих об истории осуждения и смерти Сократа. («Апология Сократа, «Критон», «Федон»). Диалоги Платона нельзя рассматривать как достоверный исторический источник: это философские и одновременно художественные произведения. К тому же они носят апологетический характер, поскольку Платон преклонялся перед своим учителем. Однако в данном контексте для нас не имеет значения, насколько точно переданы слова Сократа и отражают ли они его реальные мысли и чувства. Важно, что в этих диалогах зафиксированы пред ставления одного из влиятельнейших мыслителей в истории европейской философии о том, какие качества помогают человеку сохранить душевное равновесие и адекватность поведения перед лицом самой смерти. Именно стойкость Сократа поражает его учеников). Что же дает ему душевные силы для того, чтобы спокойно принять несправедливое осуждение и готовиться к казни? Прежде всего, уверенность в том, что он исполняет свой долг, который состоит в поиске истины и наставлении сограждан в благом образе жизни. Эту обязанность, как утверждает Сократ, он получил от богов и изменить ей не вправе. Он сравнивает свое предназначение с воинским долгом: Если бы теперь, когда меня Бог поставил в строй, обязав, как я полагаю, заниматься философией и испытуя самого себя и людей, я бы вдруг испугался смерти или еще чего-нибудь и покинул бы строй, это был бы ужасный поступок [с. 290]]. В основе речей и поступков Сократа лежит, как свидетельствуют тексты диалогов, определенная и всесторонне осмысленная система ценностей. Эти же представления о правильной жизни он стремится передать своим согражданам: Раз ты — афинянин, гражданин величайшего города, больше всех прославленного мудростью и могуществом, не стыдно ли тебе заботиться о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и почестях, а о разумности, истине и душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она была как можно лучше [с. 291]. В этой иерархии ценностей душевное совершенство имеет несомненное преимущество над материальными благами, личные достоинства — над социальным признанием, честь — над сохранением жизни любой ценой, разумное рассуждение — над чувственными впечатлениями и аффектами. Этим ценностям соответствует поведение истинного философа: неустанное стремление к познанию, отвага и мужество в отстаивании истины, воздержанность в телесных благах. Говоря это своим ученикам, сам Сократ, по их свидетельству, именно так и вел себя в жизни: пренебрегал чувственными удовольствиями, был беден, не искал славы. Таким образом, его поступки находились в полной гармонии с его убеждениями. Жизнь философа, однако, протекает в определенном социальном окружении. Как ж поступает душевно здоровый человек, если его представления о долге и правильном поведении приходят в конфликт с законами, обычаями и ожиданиями окружающих людей? Из замечаний учеников и высказываний самого Сократа видно, что его поведение часто не соответствовало общепринятому. Так, он мало обращал внимания на свой внешний облик (афиняне же, как известно, были довольно взыскательны в этом отношении). Мог остановиться на улице в раздумье и провести так несколько часов, не замечая насмешек прохожих, и т. д. Сократ уклонялся от общественной деятельности. Он объяснял это тем, что, исполняя ее, невозможно следовать представлениям о честном выполнении своего долга:
Неужели я, по-вашему, мог бы прожить столько лет, если бы занимался общественными делами, и притом так, как подобает порядочному человеку, — спешил бы на помощь правым и считал бы это самым важным, как оно и следует? Никоим образом, афиняне! Да и никому другому это невозможно. А я всю свою жизнь оставался таким и в общественных делах, насколько в них участвовал, и в частных: никогда и ни с кем я не соглашался вопреки справедливости [с. 295]. Итак, можно сказать, что уверенность в своем предназначении определяла взаимодействие философа с окружающими людьми. Она позволяла игнорировать те ожидания, которые противоречили принятой им системе ценностей, и она же заставила Сократа подчиниться приговору афинского суда. Представление о своем долге гражданина побудило Сократа отказаться от побега, которые его друзья предлагали ему совершить. Объясняя свое решение, Сократ говорил о том, что считает себя сыном Отечества, обязанным исполнять его законы: Отечество надо либо переубедить, либо исполнять то, что оно велит, а если оно приговорит к чему-нибудь, то нужно терпеть невозмутимо, — будут ли то побои или оковы, пошлет ли оно на войну или на смерть [с. 319]. В этом Сократ видел долг свободного человека: лишь «негодный раб» стремится избежать наказания, вопреки обязательствам и соглашениям. Показательно, что Сократ не обсуждает справедливость законов, обрекающих его на смерть. Важно, говорит он, что эти законы были приняты им сознательно и добровольно. Сократ напоминает, что афинские законы позволяют гражданину, не согласному с ними, покинуть Афины, сохраняя свое имущество. Тот же, кто остался и продолжает пользоваться благами государства, должен повиноваться законам, которые поддерживают общественную жизнь его граждан. Сократ следует своим убеждениям и в том, что отвергает возможность смягчить приговор, вызвав у судей сочувствие. Верный принятому на себя обязательству поучать сограждан, он поясняет это так: Долг судей — творить суд по правде, а не по произволу миловать того, кто сумеет их разжалобить, поэтому не следует приучать судей нарушать присягу. Кроме того, такое поведение лишает чести обвиняемого [с. 298]. Сократ прекрасно понимает, что его речи могут раздражать сограждан и привести к усилению наказания, о чем он и предупреждает: Возможно, что кто-нибудь из вас рассердится, вспомнив, как сам он, когда судился в суде, и не по столь важному делу, как мое, упрашивал и умолял судей с обильными слезами и, чтобы разжалобить их как можно больше, приводил сюда своих детей и множество родных и друзей, — а вот я ничего такого делать не намерен, хотя дело мое может, как я понимаю, принять опасный оборот. Быть может, подумав об этом, кто-нибудь из вас не захочет меня щадить и, рассердившись, подаст свой голос в сердцах [с. 298]. Действительно, приговор оказался максимально суровым. Этот и другие эпизоды его истории свидетельствуют: Сократ совершает поступки, которые соответствуют его жизненному кредо, даже если они угрожают его благополучию и самой жизни. Однако он делает это, полностью осознавая ближайшие и отдаленные последствия и принимая на себя ответственность за свои действия. Внимательно чтение диалогов позволяет заметить, что Сократу знаком страх смерти, Неоднократно говорит он, что сами занятия философией — это, по сути, подготовка к смерти. Значительная часть речей, с которыми Сократ обращается к своим ученикам, — не что иное, как поиск разумных аргументов против страха смерти. Различными способами обосновывает он идею бессмертия души, напоминает о непрочности земных радостей и тягости земных бедствий. Как рассказывает один из его учеников, Сократ умело исцелял их от уныния. Но одновременно он исцелялся и сам: Не присутствующих стремлюсь убедить в правоте моих слов, разве что между прочим, — но самого себя, чтобы убедиться до конца [с. 376]. Сократ не устает напоминать о том, что разум — высшее достояние человека, но разум не может дать окончательных ответов на важнейшие вопросы бытия. Отвечая пытливым ученикам, Сократ признается, что суждения о жизни и смерти опираются на первоосновы, которые человек принимает без доказательств: Хоть вы и считаете их достоверными, все же надо рассмотреть их более отчетливо. И если вы разберете их достаточно глубоко, то в этом исследовании дойдете до крайнего предела, какой доступен человеку. В тот миг, когда это станет для вас ясным, вы перестанете искать [с. 401]. Философ предостерегает от того, чтобы опираться в поисках истины на чувство. Аффекты, как он уверяет учеников, опасны тем, что препятствуют правильному рассуждению. Истина, по Сократу, умопостигаема. А страсти — это сильные проявления телесного начала; преодолеть заблуждения, в которые они ввергают, очень трудно: Нет человека, чья душа, испытывая сильную радость или сильную печаль, не считала бы то, чем вызвано такое ее состояние, предельно ясным и предельно подлинным. Хотя это и не так [с. 365]. Именно поэтому душа философа «бежит от радостей, желаний, печали и страхов, насколько это в ее силах». Каков же источник познания первооснов бытия? Откуда человек может почерпнуть уверенность в правоте своих убеждений, не доказуемых разумом? Сократ вновь и вновь повторяет, что мудрые и справедливые боги дают людям истинное знание и заботятся о них. Поэтому человеку следует слушаться божественных знамений и следовать их воле без ропота и с надеждой на лучшее: Уж если что принимать за верное, так это то, что с человеком хорошим не бывает ничего плохого ни при жизни, ни после смерти и что боги не перестают заботиться о его делах [с. 306]. Сократ признается, что много раз слышал голос бога, который он иногда также называл голосом своего демона. Этот голос отклонял его от совершения некоторых поступков, и он же указал ему долг: учить молодежь философии. После оглашения приговора Сократ говорит, что поскольку боги не препятствовали суду, позволили ему выступить так, как он выступил, и допустили смертельный приговор, это доказывает, что смерть является для него благом. Итак, Сократ, как он сам свидетельствует, в наиболее важные моменты жизни слушался голоса, который звучал из глубины его души, являлся в сновидениях и прорицаниях. Именно этот голос психолог XX в. К. Г. Юнг называл голосом Са мости. Юнг утверждал, что лишь тот, кто способен слышать этот голос и слушаться его, реализует свои истинные возможности и обретает душевное здоровье. Он говорил также о том, как труден для человека путь индивидуального самопознания и исполнения своей судьбы. Большинство людей поэтому предпочитают доверять традиционным ответам на вопросы о жизни и смерти. Сократ знает, какие ответы дает традиция. Завершая свою последнюю беседу с учениками, он рассказывает им предание о том, как устроена земля и Аид, какое посмертное существование уготовано разным душам. Душам философов, сумевших освободиться от привязанностей к земным благам, обещано общение с богами и полное блаженство. Сократ призывает учеников «употребить все усилия, чтобы приобщиться... к доблести и разуму», пока живы. Однако сразу после этого добавляет: Правда, человеку здравомыслящему не годится утверждать с упорством, будто все обстоит именно так, как я рассказал. Но что такая или примерно такая участь и жилище уготованы нашим душам — коль скоро мы находим душу бессмертной, — утверждать, по-моему, следует, и вполне решительно. Такая решимость и достойна, и прекрасна — с ее помощью мы словно зачаровываем самих себя [с. 409-410]. Интеллектуальная честность запрещает философу признавать истинным то, что он не способен знать достоверно. Однако Сократ оставляет право за человеком, даже самым рассудительным, внушить себе утешающий ответ на неразрешимый вопрос, при условии, что ответ этот соответствует его представлением о благой жизни. Наконец, надо сказать о чувстве юмора, которое не оставляет Сократа ни на суде, ни в тюрьме, ни на смертном одре. Вспомним его последние слова, обращенные к одному из учеников: «Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте». Асклепий, бог врачевания, получал петуха от вылечившихся пациентов. Сократ, шутя, намекает на то, что смерть — это не что иное, как исцеление от жизни. Аристотель, в отличие от многих античных философов, не исследует душевные страдания. В трактатах «О душе», «Никомахова этика», «Большая этика» он рассуждает о строении души, благе, добродетели, счастье. Внутренняя драма человека, охваченного противоречивыми желаниями и страстями, находится вне его внимания. В связи с этим Б. Рассел выразил упрек в адрес Аристотеля: Все, что он имеет сказать, будет полезно ограниченным людям с неразвитыми страстями; но ему нечего сказать тем, кто одержим Богом или дьяволом или кого видимое несчастье доводит до отчаяния [8«с. 183]. Однако упрек этот не вполне справедлив. За советами Аристотеля о том, как достичь счастья, можно разглядеть рекомендации, как избегнуть душевных страданий. Суть их сводится к тому, что следует развивать разумную часть души, которая способна стремиться к наилучшим идеям. Напомним, что душа, с точки зрения Аристотеля, включает следующие части. Одна — разумная — может выбрать «правильные побуждения, [обращенные] к наилучшим [целям]». Другая — неразумная — состоит из растительной и той, что подвластна влечению. Эта «стремящаяся» часть сама не участвует в суждении, но способна повиноваться разуму. У благоразумного человека неразумная часть души послушна разумной, у него все «согласуется с суждениями»1. Аристотель утверждает, что разумность человека проявляется в добродетельной жизни, высшая форма которой — созерцательная. Именно созерцание подчиняет человека божественному началу, дает длительное удовольствие, «удивительное по чистоте и непоколебимости», а также самодостаточность2. В несчастье поддержкой и утешением для человека могут стать его друзья. Однако, разделяя с ним его страдания, они страдают сами, «именно поэтому истинные мужи по своей природе остерегаются сострадания к ним самим»3. С именем Аристотеля связано и весьма важное для нашей темы понятие катарсиса — очищения, хотя этот термин использовали и другие античные философы. Обзор различных трактовок этого термина содержится в классическом труде А. Ф. Лосева, посвященном истории античной эстетики. Как показывает А. Ф. Лосев, в рассуждениях философов периода ранней классики (Гераклит, пифагорейцы, Анаксагор и др.) понятие «очищение» связывается с физической чистотой. Также в высказываниях пифагорейцев упоминается моральная чистота души и тела. Эмпе-докл полагал, что нечистота души ведет к нарушению нормальной умственной деятельности. Термин «очищение» приобретает в этот период значение магического акта, в котором физическое и духовное очищение объединены. У Платона встречается бытовое и религиозно-магическое понимание очищения. Он говорит об очищении души от страстей тела и очищении души от тела для достижения истины. Таким образом, в его рассуждениях появляется понимание очищения как достижения чистоты ума и мышления. К «чистому бытию», по Платону, относятся «истинное мнение, знание, ум, вообще всяческое совершенство»4. Однако наиболее замечательным достижением античной классики в трактовке понятия «очищение» А. Ф. Лосев считает учение Аристотеля. Речь идет не о бытовом и медицинском понимании этого слова, которое встречается в текстах Аристотеля. «Чистота в подлинном смысле слова относится у Аристотеля только к уму. А ум — это только "идея идей", то есть только смысловая область»5. В античном миросозерцании вещественные события, происходящие внутри космоса, неразрывно связаны с космическим умом: Античность констатирует все несовершенства и даже все ужасы внутрикосмического и вещественно-телесного становления. Но она убеждена в том, что все эти несовершенства и ужасы оправданы космическим умом и представляют собой не что иное, как его естественный результат. Пока человек совершает преступление, он от этого страдает, и другие люди испытывают к нему жалость и сострадание. Но вот оказывается, что совершенное человеком преступление есть, с одной стороны, его ошибка; а с другой стороны, оно уже предусмотрено в глубине космического ума. Поэтому совершивший или наблюдающий преступление, осознавший космическую заданность этого преступления, очищается не только от жалости и сострадания, но даже и от вины преступника6.
Итак, страдания человека прекращаются, когда он осознает их космическую обусловленность и, следовательно, неизбежность. Происходит очищение от стра дания — катарсис. Подготовить человека к катарсису способна трагедия. Хорошо известно определение трагедии, которое дает Аристотель в своем эстетическом трактате «Поэтика»: Трагедия есть подражание действию важному и законченному... и совершающее посредством сострадания и страха очищение (katharsis) подобных страстей1. Подробнее об аристотелевском понимании катарсиса А. Ф. Лосев пишет в «Истории античной эстетики» и более ранней работе «Очерки античного символизма и мифологии». Отметим, что существует обширная литература, трактующая духовный и психологический смысл этого феномена (Выготский Л. С. Аникст А., Флоренская Т. А.). В эпоху эллинизма (последняя треть IV в.-ЗО г. до н. э.) в греческой философии растет интерес к проблемам индивидуальной этики. Это объясняется упадком городов-государств, экономический и политической нестабильностью, распространением пессимистических настроений. Когда политическая власть перешла в руки македонцев, греческие философы... посвятили себя в большей мере проблемам индивидуальной добродетели и спасения. Они больше не спрашивали: как могут люди создать хорошее государство? Вместо этого они спрашивали: как могут люди быть добродетельными в порочном мире и счастливыми в мире страданий? [8, с. 222]. Ответы на эти вопросы давали философы, принадлежащие к разным школам. Киники, получившие название по имени места (Киносарг), где занимался с учениками основатель школы Антисфен, проповедовали независимость от общественных установлений, свободу следовать собственным желаниям. Вопрос о том, подчиняться ли в поисках душевного здоровья голосу природы или общественным установлениям, решался киниками однозначно в пользу природы. В рамках этой школы был сформулирован принцип автаркии (греч. autarkeia — самодостаточность, самоудовлетворенность), смысл которого в том, что обрести подлинное счастье можно, лишь отказавшись от привязанности к семье, собственности и освободившись от ложных обязанностей, в том числе представлений об общественном долге и чести. Обрести независимость кинику помогало и презрение к материальным благам, отказ от плотских удовольствий — хорошей пищи, одежды, жилища. Другой последователь кинизма, Диоген Синопский (400-323 гг. до н, э.), прославился тем, что последовательно воплощал эти идеи в своем образе жизни. По словам Максима Тирского, Диоген внял голосу Аполлона и стал обходить землю, уподобляясь птице, обладающей разумом, не боясь тиранов, не подчиняясь насилию законов, не обременяя себя общественными делами, не тревожась о воспитании детей, не сковывая себя браком, не занимаясь обработкой земли, не обременяя себя военной службой и не промышляя морской торговлей; напротив, он осмеивал все это2.
Можно согласиться, что душа человека, последовательно воплощающего в своей жизни принципы кинизма, становится неуязвимой для многих неблагоприят ных жизненных обстоятельств. Следует отметить, что несмотря на то что киники подвергались насмешкам, горожане с интересом слушали их речи. «Бочка» Диогена в Коринфе стала местной достопримечательностью, а самому Диогену коринфяне поставили памятник. У киников было немало последователей в III в. до н. э. Однако со временем это учение начинает деградировать: его идеи стали использоваться для оправдания эгоизма и паразитизма. Другая философская школа, в которой решалась проблема душевного здоровья, — эпикурейская. Известно, что Эпикур (342/341 — 271/270 гг. до н. э.) написал за свою жизнь немало трудов, однако до нашего времени дошли всего три письма, в которых он излагает свое учение, и отдельные высказывания, зафиксированные другими авторами. Обращаясь в своих рассуждениях к разным предметам, он неоднократно упоминает, что главная, по его мнению, цель философствования — обретение душевного здоровья. Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души [6, с. 208 ]. Эпикур называл душевное состояние, к которому должен стремиться человек, атараксией (гр. ataraxia — невозмутимость, отсутствие волнений): Благополучие и счастье — не в обилии денег, не в высоте положения, ие в должностях каких-либо или силе, но в свободе от печали, в умеренности чувств и расположении души, полагающей [всему] пределы, назначенные природой [6, с. 235-236]. Достичь здоровья души, по Эпикуру, значит прежде всего освободиться от страхов перед богами и смертью. Особое внимание Эпикура к проблеме страха смерти историки объясняют биографическими обстоятельствами. Философ с детства тяжело страдал от болезней и жил в предчувствии возможной кончины. Он пришел к выводу, что освободиться от страхов помогает «трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняющее [лживые] мнения, которые производят в душе величайшее смятение» [6, с. 212]. Благодаря рассуждениям мудрый человек понимает, что богам нет дела до людей, а «самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем» [6, с. 209]. Еще одно условие атараксии — ограничение желаний. Мудрый человек выбирает то, что удовлетворяет его насущные потребности. Удовольствие, которое он при этом получает, полезно для телесного здоровья, а привычка к скромной жизни делает его свободным от страха перед неблагоприятными случайностями: «Величайший плод довольства своим [ограничения желаний] — свобода» [6, с. 224]. Эпикур предупреждал, что общественная жизнь опасна для того, кто ищет душевного покоя, отсюда его известный призыв: «Живи незаметно!» [6, с. 236]. Не следует, однако, противоречить сложившимся обычаям. В частности, это касается жертвоприношений. Эпикур считал, что боги в них не нуждаются, однако мы... будем приносить жертвы благочестиво и правильно, по законам, нисколько не тревожа себя [обычными] мнениями относительно существ самых лучших и уважаемых... [т. е. богов]. Кроме того, мы будем свободны от всякого обвинения по отношению к высказанному мнению: ведь так можно жить согласно с природой» [6, с. 222-223]. По свидетельству современников, жизнь Эпикура соответствовала его принципам. Он владел домом и садом, в котором собирались сторонники его учения, поэтому его школу иногда называют «Садом Эпикура». Посещавшие его занятия образовали общину, куда входили не только ученики, но друзья, их дети, рабы и гетеры. Добровольные пожертвования поддерживали общину, жизнь в которой была весьма скромной. Пищей служили хлеб и родниковая вода, время проходило в мудрых беседах. Несмотря на физические страдания, Эпикур сохранял свое душевное здоровье благодаря философским занятиям. Марк Аврелий передает слова Эпикура, который утверждал, что, болея, он не вел с приходившими бесед о страданиях тела, а «продолжал вникать в природу первостепенных вещей, пользуясь случаем, следил за тем, как мысль, участвуя в таких телесных движениях, остается невозмутимой и охраняет собственное благо» (Марк Аврелий Антонин. Размышления. — СПб., 1993. — С. 53). Тема душевного здоровья становится одной из ведущих в стоической философии. Это направление возникло в Афинах в III в. до н. э., получив свое название от греческого слова stoa — галерея, или портик. Под сводами «расписного портика» произносил свои речи основатель стоицизма Зенон из Кития. Идеи греческих философов были восприняты и развиты римскими авторами. Принято выделять три этапа развития стоического учения: ♦ древняя Стоя (Ш-П вв. до н. э.; основные представители Зенон, Клеанф и Хрисипп); ♦ средняя Стоя (II—I вв. до н. э.; Панетий и Посидоний); ♦ поздняя Стоя (I-II вв. н. э.; Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Заметим, что произведения древних и средних стоиков не дошли до нас целиком. Об их взглядах можно судить по сообщениям других античных авторов. Творения же поздних стоиков дошли в виде полных книг. Несмотря на некоторые различия, можно выделить общие идеи этих мыслителей относительно того, как человек может достичь душевного покоя и невозмутимости. Стоики полагали, что миром управляет Бог, который проявляет себя как универсальный вселенский Разум (Логос), законы Природы, Необходимость, Судьба, или Рок. Бог порождает Космос и воплощается во всех его частях, поэтому Космос — одушевленный целый организм. Человек, как и все в Космосе, несет в себе частицу Бога: «Разум есть не что иное, как частица божественного дыхания, заложенная в человеческую плоть»1. Присутствие в человеке божественного Разума позволяет ему добровольно подчиняться законам, управляющим Космосом в целом и его индивидуальной жизнью в частности: ...[Высшая] цель — жить в согласии с природой — согласно своей природе и общей природе, ничего не делая такого, что запрещается общим законом, а именно правильным разумом, проникающим все [2; т. 1, с. 493].
Стоики много рассуждали о страстях, классифицируя и описывая их. Например, Зенон выделял четыре вида страстей: печаль, страх, вожделение, удовольствие. Все страсти, с позиций стоической философии, противоестественны, по скольку они «противны природе» и ^противоположны здравому смыслу». Человек, поддавшийся страстям, обречен на страдание. Причины страстей материальны. Человеческое тело — оковы его духа: оно отклоняет дух от истины и навязывает ему ложь. Душе приходится вести настоящую борьбу с отягчающим его телом, со страстями и забвением своей истинной божественной природы. Значительная часть текстов, написанных философами стоической школы, создана с целью помочь другому человеку или самому себе осознать, откуда берутся страсти, почему они препятствуют внутренней гармонии индивида и мешают установлению правильных отношений с другими людьми. Еще одна цель, неразрывно связанная с первой, — помочь в укреплении разума и обретении силы духа, правильной организации собственной жизни, чтобы она находилась в гармонии с общими законами бытия. В «Нравственных письмах к Луцилию» Сенеки и «Размышлениях» Марка Антония содержится много тонких психологических замечаний относительно природы душевных страданий и способов обретения душевного здоровья. Перечислим лишь некоторые идеи, высказанные этими авторами. Сенека исходит из положения, что истинное душевное здоровье — удел мудреца. Он учит своего адресата распознавать, насколько тот достиг желаемого состояния: Мудрец полон радости, весел и непоколебимо безмятежен... Теперь погляди на себя. Если ты не бываешь печален, если никакая надежда не будоражит твою душу ожиданием будущего, если днем и ночью состояние твоего духа, бодрого и довольного собою, одинаково и неизменно, знай, ты достиг высшего блага, доступного человеку1. Такое самочувствие может быть лишь у человека, способного ценить то, что у него есть, и не желать большего. Состояние души человека проявляется в его физическом облике и поведении. Например, некоторые ораторы заведомо допускают погрешности в речах (их слова «ничтожны, или простоваты, или бесчестны, или оскорбляют стыд чрезмерной дерзостью»...). Причина тут — тяжелый душевный недуг... Поэтому лечить надо душу: ведь от нее у нас и мысли, и слова, от нее осанка, выражение лица, походка» [с. 291]. Сенека обращает внимание на то, что душевные страдания, в отличие от телесных, могут не осознаваться человеком: Каждый чем больше ими страдает, тем меньше это чувствует... Признать свои пороки — признак выздоровления [с. 90]. Он различает страсти и душевные болезни:
Страсти — это душевные порывы, предосудительные, внезапные и безудержные; от них, если они часты и запущенны, начинаются болезни-Болезни — это пороки застарелые и упорные, вроде скупости или чрезмерного честолюбия... Болезнь есть извращенное, но упорное суждение, — например, что нужно изо всех сил добиваться того, чего стоит добиваться лишь без траты сил...[с. 144]. Человек, продвинувшийся на пути нравственного самосовершенствования, может поддаться страсти, но он недоступен для душевной болезни. Следует заботиться о своем теле настолько, насколько это нужно для поддержания его крепости: Держите тело в строгости, чтобы оно не перестало повиноваться душе: пусть пища лишь утоляет голод, питье — жажду, пусть одежда защищает тело от холода, а жилище — от всего ему грозящего [с. 14].
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |