КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследование представлений о критериях здоровья 15 страница
В наше время ущербность социально запрограммирована до такой степени, что более не воспринимается массовым сознанием как нечто презренное или даже раздражающее. Нынче нередко можно встретить человека, действующего и думающего подобно автомату. Он ведет себя целиком и полностью так, как, ему кажется, он должен себя вести, — в соответствии с ожиданиями окружающих; официальные улыбки заменяют искренний смех, бессмысленная болтовня — задушевную беседу, а тупая безысходность — искреннюю печаль. О таком человеке можно сказать следующее. Первое — что он страдает от недостатка искренности и индивидуальности, что, по-видимому, невосполнимо. В то же время он ничем, по существу, не отличается от тысяч таких же, как он. Культурные модели с запрограммированными в них социальными изъянами предохраняют большинство из них от массовых неврозов. Некоторые не вписываются в эти культурные модели; тогда нарушения у них проявляются в виде более или менее тяжелых неврозов. Тот факт, что в этих случаях культурные модели не в состоянии предохранить от проявления неврозов, оказывается результатом интенсивного действия либо патологических сил, либо сил здоровья, которые сопротивляются влиянию культурных стандартов даже тогда, когда в этом нет необходимости [12, с. 171]. В этом отрывке Фромм критикует современную западную культуру как противоречащую человеческим задаткам. Однако и другие реально существовавшие культуры упоминаются им, как правило, для демонстрации того, как они ограничивают способность человека к самореализации. В исследовании «Человек для себя» Фромм проанализировал различные типы ценностных ориентации в связи с общественно-культурными условиями, стимулирующими их возникновение. Он выделяет четыре варианта «неплодотворных ориентации»: рецептивную, эксплуататорскую, стяжательскую, рыночную — и показывет, как они ограничивают способность человека к реализации своего жизненного предназначения. При этом оказывается, что каждая из этих ориентации закономерно возникает на том или ином этапе общественно-культурного развития. Таким образом, культура предстает в работах Фромма главным образом как источник опасностей для душевного здоровья человека. Душевное здоровье было предметом размышлений Г, Оллпорта. Его подход принципиально отличался от того, который реализован в работах психоаналитиков. Имевшие дело с людьми, нуждавшимися в психологической, а зачастую и медицинской помощи, Фрейд и его последователи прежде всего фиксировали истоки и признаки утраты душевного здоровья. Оллпорт же полагал, что клинический опыт мало что дает для понимания здорового человека, которого он характеризовал как зрелую личность. По Оллпорту, в течение всей жизни человек переживает процесс становления. В отличие от незрелой, или невротичной, зрелая личность функционирует автономно, т. е. ее мотивы обусловлены не прошлым, а настоящим, оци осознанны и уникальны. Оллпорт выделил шесть черт, характеризующих зрелую личность: 1) широкие границы «Я», активное и увлеченное участие в трудовых, семейных и социальных отношениях; 2) способность к теплым, сердечным социальным контактам, в том числе дружеской интимности и сочувствию; 3) самоприятие и умение справляться с собственными эмоциональными трудностями без ущерба для окружающих; 4) реалистическое восприятие людей, объектов и ситуаций, постановка реалистических целей; 5) «самообъективность» — четкое представление о своих собственных сильных и слабых сторонах, чувство юмора; 6) наличие системы ценностей, содержащей главную цель и придающей смысл всему, что делает человек1. Оллпорт отмечает связь душевного здоровья человека с его отношением к религии. Он выделяет два типа религиозности — внутреннюю и внешнюю. Внешняя — это привычка или традиция, которая используется для достижения каких-либо целей, например поддержания статуса, уверенности в себе и т. д. Внутренняя религиозность пронизывает все человеческое существование, она мотивирует человека к достижению идеального жизненного единства. Внешняя религиозность, как полагает Оллпорт, характерна для незрелой личности, человека с эгоцентрическими установками. Она разрушается, если жизненные обстоятельства слишком противоречивы, и не дает надежной психотерапевтической защиты. Внутренняя же религиозность, напротив, поддерживает человека в самых трудных обстоятельствах, хотя она не может существовать ради того, чтобы играть терапевтическую или профилактическую роль... Страждущий может стремиться только к религии, а не к лечению. Если его религия глубоко интриоризирована, психическое здоровье и спокойствие будет ему сопутствововать [7, с. 123]. Оллпорт отмечает, что оба типа религиозной ориентации распространены среди приверженцев разных религий — католиков, протестантов, иудеев, мусульман, индуистов. «Психическое здоровье приверженца любой конфессии будет зависеть от того, какой ориентации — внешней или внутренней — он придерживается» [7, с. 123]. Таким образом, Оллпорт высказывает важную мысль о том, что культурные традиции могут наполняться различным психологическим содержанием, и именно это наполнение, общая ориентация определяют степень зрелости, т. е. душевного здоровья личности.
Суждения Оллпорта о наличии у человека системы ценностей как важнейшем условии душевного здоровья близки взглядам В. Франкла, который утверждает, что человек, помимо прочих потребностей, обладает глубочайшим внутренним стремлением придать своей жизни как можно больше смысла. Эта «воля-к-смыс-лу» — специфически человеческое явление, у животных ее заменяют инстинкты. Смысл жизни каждого человека уникален и меняется на разных этапах его существования. Сама реальность ставит перед человеком задачи, которые могут составить смысл его жизни. Важно, чтобы человек увидел эти задачи и нашел среди них те, которые позволяют ему «актуализировать свою собственную жизнь в ее уникальных и единственных возможностях»(Frankl V., 1973, р.44) Чувство утраты смысла своей жизни Франкл определяет как экзистенциальный вакуум, или экзистенциальную фрустрацию. Подобно тому как фрустрация иных потребностей может вести к клиническим неврозам, экзистенциальная фрустрация порождает специфический тип ноогенного невроза (от греч. noos — дух, ум, смысл). Существование таких неврозов подтверждено экспериментально. По данным, полученным с помощью специально разработанного опросника, около 20% пациентов клиник имеют ноогенный невроз по происхождению (Frankl V The Doctor and the Sole. From Psyhotherapy to Logotherapy. — Bantam books. Toronto-N-Y.-L., 1971 — P. XI), a 55% опрошенных не только среди пациентов, но и среди медперсонала переживают в той или иной степени экзистенциальную фрустрацию или экзистенциальный вакуум (Frankl V., 1973, р. 50). Причину этого Франкл видит в том, что «традиции, которые некогда поддерживали его [человека. — О. Д.] поведение, резко уменьшили свое значение, по крайней мере в отношении моральных обязательств» ((Frankl V., 1973, p.5). Настороженное отношение к культуре характеризует психологов гуманистического направления. Истоки его в том, что на Западе, как писал А. Маслоу, сложилась исторически детерминированная тенденция негативно оценивать потребности человеческого существа, которые имеют так называемую животную природу. Как следствие, многие культурные институты устанавливаются для контроля, сдерживания, запрещения и подавления этой первоначальной природы человека (Maslow A. Psychological Data and Value Theory //New Knowledge in Human Values. — N-Y., 1959, p. 133-134). Напротив, именно в самореализации личности, раскрытии заложенных от природы задатков и стремлений видят гуманистические психологи важнейшее условие душевного здоровья человека. А. Маслоу назвал эту потребность и соответствующую ей деятельность самоактуализацией. Он отождествлял самоактуализацию со зрелостью и душевным здоровьем человека и постулировал врожденную направленность на достижение этого состояния. Наблюдая за реальными людьми, А. Маслоу выявил характеристики, присущие, по его мнению, душевно здоровым людям: ясное восприятие реальности; открытость новому опыту; интегрированность, целостность, единство личности; спонтанность, экспрессивность; полное, продуктивное функционирование; бодрость; реальность Я, прочная идентичность, автономия, уникальность; объективность, беспристрастность; креативность; способность к любви. Субъективными переживаниями, сопровождающими процесс самоактуализации, являются интерес к жизни, счастье, ясность, радость, спокойствие, ответственность, уверенность в собственной способности справляться с проблемами. Напротив, признаками душевного неблагополучия являются тревога, отчаяние, неспособность радоваться, чувство вины и стыда перед самим собой, отсутствие цели, опустошенность, утрата идентичности (Маслоу Л. Мотивация и личность. — СПб., 1999). В адрес гуманистической психологии выражалась претензия (в частности, Франк-лом), будто концепция самоактуализации настраивает человека замыкаться на себя, видеть смысл жизни в реализации своей самости, что она девальвирует мир и его объекты, рассматривая их как средства для самоактуализации. Этот упрек вряд ли можно признать справедливым. Важнейшим свойством самоактуализирующихся личностей Маслоу считает то, что все они вовлечены в конкретное дело, составляющее их призвание и служащее важнейшим «ценностям бытия» и некоторым другим. Служение этим ценностям составляет «самотрансценденцию», которая выступает, таким образом, необходимым условием самоактуализации. Маслоу не отрицает необходимости приспособления человека к требованиям реальности — обществу и другим людям, в том числе в активной форме — как преобразования среды, активного овладения ею. Однако он подчеркивает, что душевно здоровый человек внутренне независим от окружения, он сам свободно решает, стоит ли ему противостоять среде, пренебрегать ею или адаптироваться к ней (Maslow A. Health as a Transcendence of Environment // Essues in Human Behaviour. A Best of XIP Reader for Introductory Psychology. - Toronto, 1975. - P 251-255). Культура выступает для Маслоу как среда, которая позволяет в той или иной степени реализовать потенции, заложенные в индивиде от рождения. Именно поэтому признаком здорового человека становится сопротивление «аккультурации», способность отстоять собственные тенденции развития от влияния культуры. Итак, Маслоу делает акцент на репрессивном влиянии требований культуры на развитие индивида и возможность реализации его врожденных потенциалов. Однако культура, как будет показано ниже, участвует в формировании способностей и стремлений человека и не только ограничивает возможность реализации индивидуальных задатков, но стимулирует их проявление. Заметим, что качества, которые Маслоу приписывает самоактуализирующемуся, душевно здоровому человеку, имеют конкретно-историческую природу. Очевидно, что перечисленные выше признаки душевно здорового человека характеризуют индивида, принадлежащего к современной западной культуре, основанной на протестантских ценностях — активность, предприимчивость, ответственность, успех, трудолюбие, рациональность. Таким образом, его модель душевно здорового человека ограничена рамками собственной культуры. Идеи А. Маслоу внесли огромный вклад в понимание психологических процессов становления душевно здорового человека в современном обществе и стали основой для разработки практических методов социально-психологического тренинга, как и работы его единомышленников, прежде всего К. Роджерса (Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994; Клиентоцентрированная терапия. — М.; К., 1997; Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практический работы. — М., 1999) и Ф. Перлза (Опыты психологии самопознания (практикум по гештальт-терапии). — М., 1993; Внутри и вне помойного ведра. — СПб., 1995). В ходе занятий участники тренинга подводятся к осознанию культуры как усвоенного ими набора стереотипных моделей сознания, чувств и поведения, который можно отрефлексировать и, сделав ревизию, отказаться от непродуктивных способов деятельности. Отметим, что та же установка по отношению к культуре заложена в таких весьма авторитетных и продуктивно работа ющих подходах, как рационально-эмоциональная психотерапия А. Эллиса, тран-зактный анализ Э. Берна, нейролингвистическое программирование и др. Большое внимание проблеме соотношения культуры и душевного здоровья уделяет К. Г. Юнг [15,16 и др.]. Его взгляды будут представлены здесь в конспективной форме. Важнейшей характеристикой душевного здоровья человека является для Юнга внутренняя гармония (в его терминах — целостность) психики, которая проявляется как согласованность сознания и бессознательного. Нарушение этой целостности происходит на разных уровнях, в том числе на уровне психических функций, личного бессознательного, коллективного бессознательного. Регулируя общественную жизнь, культура провоцирует нарушение целостности психики, создавая диссоциацию между сознанием и бессознательным. Культура,побуждает человека эксплуатировать одни функции и оставлять в небрежении другие, которые из-за этого деградируют; заставляет вытеснять не поощряемые обществом переживания, обусловленные его личным опытом; препятствует осознанию человеком смысла и истоков переживаний, обусловленных актуализацией архетипов коллективного бессознательного. Заботясь о психическом благополучии индивида, культура вырабатывает пути согласования сознания и бессознательного, в том числе: подавления бессознательного (который Юнг связывает с традицией европейского рационализма); подавления сознания (он видит его в восточных религиозно-философских идеях и практиках, главным образом йоги); параллельного развития и согласования сознания и бессознательного. Первые два пути ограничены тем, что один из них провоцирует рост неконтролируемых импульсов бессознательного, а второй затрудняет приспособление к окружающему миру. Третий путь открывает наиболее благоприятные перспективы для обретения душевного здоровья. Культура вырабатывает способы осуществления согласования (интеграции) сознания и бессознательного (трансцендентной функции, по Юнгу). Основным инструментом осуществления ее является символ. Символическую природу имеют средства восстановления целостности человеческой психики, выработанные в истории культуры: мифы и ритуалы, религиозные системы, произведения искусства визионерского типа. Символ также является важнейшим инструментом психотерапевтического процесса, направленного на согласование сознания и бессознательного. Из работ Юнга следует, что душевное здоровье есть результат процесса индиви-дуации; что душевно здоровым может стать лишь человек, которого он наделяет званием личности, т. е. тот, кто самостоятельно осуществляет трансцендентальную функцию; тот, кто осмеливается погрузиться в глубины собственной души и интегрировать актуализированные переживания из сферы коллективного бессознательного с собственными установками сознания. Путь к душевному здоровью как процесс индивидуации Юнг противопоставляет другому способу регуляции психики — подчинению различного рода общественным установлениям: моральным, социальным, политическим, религиозным конвенциям. Польза конвенций состоит в том, что они защищают отдельных людей и общество от опасностей, которые таит в себе проявление человеческой Самости. Юнг подчеркивал, что хотя подчинение конвенциям было закономерным для общества, в котором преобладает групповая жизнь и самосознание каждого человека как индивидуальности не развито, в настоящее время следование общественным стереотипам несет потенциальную опасность и для внутреннего мира человека, и для его способности к адаптации. Юнг полагал, что перед культурой стоит важнейшая задача — помочь человеку в обретении душевного здоровья через развитие его сознания, интеграцию сознания и бессознательного, актуализацию Самости и осуществление процесса индивидуации. Нам представляется, что концепция Юнга, весьма продуктивная для понимания соотношения культуры и душевного здоровья человека, не лишена некоторой противоречивости. Так, Юнг определял душевное здоровье как проявление процесса индивидуации и противопоставлял ему путь следования религиозным, социальным и прочим конвенциям. Однако он же много писал о целительных возможностях мифов, ритуалов и религий. Далее, если согласиться с идеей Юнга, что душевное здоровье можно обрести лишь развивая в себе способность слышать голос Самости и учитывать его, пришлось бы сделать вывод, что душевно здоровых людей не было в традиционных обществах, где развитие индивидуальности не поощрялось. Наконец, трудно предположить, что человек, осуществляющий индивидуацию, не нуждается в какие-то периоды своей жизни в обращении к конвенциям. Проблему соотношения культуры и душевного здоровья человека в рамках юнгианской парадигмы решают культурологи, психологи и практикующие терапевты. Психотерапевтические функции мифов и ритуалов в традиционных обществах стали предметом изучения многих авторов, например; Э. Ноймана (Происхождение и развитие сознания. — М.; К., 1998), Дж. Кэмпбелла (Тысячеликий герой. — М.; К., 1997), М. Элиаде (Священное и мирское. — М., 1994; Аспекты мифа. — М., 2000), Э. Эдингера (Эго и архетип. Индивидуация и религиозная проекция психического. — М., 2000), К. Наранхо (Песни Просвещения. — СПб., 1997). Другое направление исследований — роль мифа в жизни современного человека — разрабатывают не только теоретики, но и практики психологической помощи. Так, Дж. Хиллман (Архетипическая психология. — СПб., 1996; Исцеляющий вымысел. — СПб., 1997) рассматривает душу как архетипические образы. Процесс «созидания души» он трактует как создание мифа, направляющего человеческую жизнь, а задача психотерапевта, по его мнению, состоит в том, чтобы помочь человеку изменить травмирующий миф или миф, слишком жестко определяющий цели его жизни. Задача социальной адаптации и индивидуализации в работах Хиллмана не ставится как таковая. Хиллман настраивает человека на игры со своими фантазиями. Никаких критериев выбора внутренней позиции не устанавливается, поскольку не принимается во внимание существование внешней реальности, которой позиция личности может соответствовать или не соответствовать. Более реалистичной представляется точка зрения другого последователя Юнга — А. Гуггенбюль-Крейга (Наивные старцы. Анализ современных мифов. — СПб., 1997). Он также полагает, что миф отражает реальное душевное переживание и демифологизировать сознание в принципе невозможно. Однако он выделяет конструктивные и деструктивные мифы. Последние провоцируют неадекватное поведение индивида и общественные бедствия. Эти мифы должны быть развенчаны или уравновешены мифами с амбивалентным содержанием. Поскольку индивидуальные мифы являются частным вариантом коллективных, долг психологии, как полагает Гуггенбюль-Крейг, — выкристаллизовать ведущие мифы современности, продемонстрировать их тенденциозность и попытаться их уравновесить. Итак, в концепции Юнга и его последователей раскрывается противоречивый характер влияния культуры на душевное здоровье человека и разрабатываются практические пути исцеления его внутреннего мира с опорой на богатое культурное наследие человечества.
Душевное здоровье и его культурная детерминация: динамическая концепция Излагаемая здесь концепция душевного здоровья опирается на разработанную Б. Г. Ананьевым теорию индивидуальности как системной целостности в неразрывности физических, психических и духовных ее проявлений. Индивидуальность, по Ананьеву, это относительно замкнутая система, «встроенная» в открытую систему взаимодействия с миром. Здесь «образуется взаимосоответствие тенденций и потенций человека, самосознание и "я" — ядро человеческой личности» [1, с. 328]. В то же время именно согласованность мотивов, целей, ценностей человека с требованиями окружающей среды и внутренними возможностями самого человека рассматривается в философии и психологии как условие и проявление душевного здоровья. Б. Г. Ананьев подчеркивал, что внутренний мир человека активно взаимодействует с окружением, перерабатывая опыт, полученный извне, формируя собственные позиции и убеждения, пути самоопределения, а затем в процессе эксте-риоризации «человек вносит свой собственный вклад в материальную и духовную культуру своего общества и человечества» [1, с. 328]. Таким образом, состояние внутреннего мира человека, то, что мы называем душевным здоровьем, зависит от культуры, в которой он формируется и живет. Весьма выразительно говорил о роли культуры Л. фон Берталанффи: культура есть «не просто игрушка человека как животного или роскошь интеллигенции; она настоящий спинной хребет общества и, кроме многого другого, важнейший психогигиенический фактор» (Вег-talanffy L. von. Human Values in a Changing World // New Knowledge in Human Values. - N.-Y., 1959. P. 65-74). Уточним смысл, в котором здесь употребляется слово «культура». Существует множество определений и подходов к изучению культуры. Наиболее продуктивна в данном контексте интерпретация культуры как специфически человеческого способа деятельности. Эта трактовка получила название технологической, или деятельностной. Она преобладает в трудах таких ведущих отечественных и зарубежных культурологов, как Л. Уайт [9], К. Клакхон и В. Келли, Э. С. Марка-рян, М. С. Каган, Э. В. Соколов и др. По смыслу весьма близким понятию «способ деятельности»- являются концепты «паттерн поведения» и «культурный стереотип», используемые Э. Сепиром, Р. Бенедикт (1935), К. Гирцем и многими другими авторами. Влияние культуры на душевное здоровье можно понять, лишь рассматривая ее как сложную систему, различные подсистемы которой соотносятся с функциями, выполняемыми культурой в жизни человека и общества. Основываясь на классических трудах Л. Уайта, выделим три подсистемы культуры (мы даем им несколько иные названия) — жизнеобеспечивающую, социально-коммуникативную и смыслообразующую. Все эти подсистемы оказывают влияние на душевное здоровье человека, создавая, с одной стороны, внешние условия его жизнедеятельности, т. е. культурную среду, а с другой — формируя его внутренний мир. Жизнеобеспечивающая подсистема ориентирована на преобразование физической среды обитания человека как существа телесного, обладающего витальными потребностями, а «изнутри» создает в человеке специфические для каждой культуры привычки питания, ухода за своим телом и отправления иных биогенных потребностей. В зависимости от степени и характера развития жизнеобеспечивающей подсистемы индивид получает возможность сохранять свое физическое и душевное здоровье. Реальная сложность состоит в том, что культура не только совершенствует физическую среду обитания человека, но создает новые, «техногенные» опасности для индивида в виде загрязнения воздуха, воды, суши, шума и иных неблагоприятных последствий научно-технического прогресса. Социально-коммуникативная подсистема создает и преобразует социальную среду обитания в различных ее проявлениях — от первичных групп до социальных институтов. На личностном плане этой подсистеме соответствуют социальные установки, регулирующее поведение человека. Качество социальной среды проявляется в том, какие отношения складываются между людьми под влиянием культурных моделей поведения, какое воздействие на его жизнь оказывают организации и глобальные социальные процессы. Социальные установки могут предотвращать или провоцировать внешние и внутренние конфликты, Смыслообразующая подсистема содержит в себе картину мира и систему ценностей, принятую в обществе, с одной стороны, и соответствующую им систему ценностных ориентации во внутреннем мире человека, с другой стороны. Оба проявления смыслообразующей подсистемы содержат в себе потенциал, гармонизирующий личность или разрушающий ее. Выделение в системе культуры трех ее подсистем и двух способов ее воплощения (общественно-исторического и индивидуального) позволяет обнаружить причины утраты душевного здоровья в противоречии между содержанием различных форм существования культуры. Дисгармония внутреннего мира может быть порождена противоречием между уровнем развития материальной культуры, способами организации социальной жизни и духовными ориентирами, принятыми в обществе. Она проявляется на уровне субъекта как противоречивость диспозиционной концепции человека. Вторая причина, провоцирующая утрату душевного здоровья, — несоответствие между ранее сформированными в человеке диспозициями и реальными обстоятельствами жизни. Она порождает явление, описанное в науке как культурный шок. Для того чтобы подробнее рассмотреть, каким образом культура оказывает влияние на душевное здоровье человека, представим здесь динамическую концепцию душевного здоровья1. Она основывается на понимании человека как сложной саморазвивающейся системы, что предполагает стремление к тем или иным целям и адаптацию к окружающим условиям (включая взаимодействие с внешним миром и осуществление внутренней саморегуляции) (Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. — М., 1974; Анохин П. К. Теория функциональной системы как предпосылка к построению физиологической кибернетики // Биологические аспекты кибернетики. — М., 1975. — С. 74-97; Эшби У. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. — М., 1962; и др.). Душевное здоровье — это динамическая характеристика индивидуальности; она отражает и обусловливает способность человека ставить принципиально достижимые смыслообразующие цели и реализовывать их, осуществляя саморегуляцию и согласовываясь с требованиями социокультурной и природной среды. При таком понимании душевное здоровье оказывается не константой, раз и навсегда определяющей человека, но характеристикой, изменяющейся на протяжении жизни и имеющей некоторый исходный уровень. Можно говорить о состоянии душевного здоровья человека аналогично тому, как говорят о состоянии его телесного, соматического здоровья, отмечая, например, что человек под влиянием условий своей жизни и деятельности утрачивает или укрепляет свое здоровье. Мера душевного здоровья человека — его способность к продуктивному преодолению сложных жизненных ситуаций. Критериями, или показателями, душевного здоровья являются: ♦ адекватность деятельности человека социокультурным требованиям и природному окружению; ♦ оптимальная саморегуляция, выражающаяся в переживании внутренней гармонии (верность себе, соответствие желаний и возможностей, ощущение сообразности целей и средств, свобода от тревоги, психоэнергетический баланс); ♦ благоприятный прогноз, т. е. возможность человека сохранять адекватность деятельности и оптимальность саморегуляции в широкой временной перспективе. Последний критерий полезен тем, что позволяет отделить от истинно продуктивных решений такие, которые обеспечивают удовлетворительное состояние человека в настоящее время, однако чреваты негативными последствиями в будущем. Аналогом может быть, например, «подстегивание» организма с помощью разнообразных стимуляторов. Ситуативное повышение активности может обеспечить повышенный уровень функционирования и хорошее самочувствие. Однако в перспективе неизбежно истощение возможностей организма и, как следствие, снижение сопротивляемости вредоносным факторам и ухудшение здоровья. Критерий благоприятного прогноза позволяет понять негативную оценку
См.: Даниленко О. И. Душевное здоровье как культурно-исторический феномен // Психол. журнал. — 1988. — Т. 9. — № 2. — С. 108-117; [3]; Даниленко О. И. Душевное здоровье в контексте культуры: Автореф. дне.... докт. культурологии. — СПб., 2000. роли защитных механизмов по сравнению со способами совладающего поведения. Защитные механизмы опасны тем, что создают благополучие за счет самообмана. Этот самообман может быть безобидным или неизбежным (например, когда правду осознавать уже поздно, так как сделать ничего нельзя), но может быть вредоносным, если он закрывает человеку перспективу дальнейшего полноценного развития. Душевное здоровье в динамической концепции рассматривается как результат более или менее продуктивного разрешения человеком задач, которые можно назвать психогигиеническими, или психопрофилактическими. В процессе жизнедеятельности человек решает эти задачи внерефлективно, не формулируя их специально, не задумываясь о сохранении душевного здоровья. Возникающие размышления о необходимости сохранить душевное здоровье свидетельствуют, как правило, о трудности жизненной ситуации. Священник, психотерапевт, ближайшее социальное окружение могут стать реальными помощниками в решении психогигиенических задач. Для многих людей мощным фактором психогигиены выступают литература и искусство. Среди широкого круга психогигиенических задач важнейшими являются следующие: ♦ коррекция целеполагания; ♦ оптимизация взаимодействия с социокультурной и природной средой; ♦ повышение уровня саморегуляции. Рассмотрим эти задачи подробнее. Главная из них — коррекция целеполагания — предполагает ревизию жизненных устремлений и поиск таких целей, которые могли бы создать у человека ощущение осмысленности собственного существования. Определяющая роль наличия смыслообразующих жизненных целей для душевного здоровья человека показана В. Франклом [10]. В соответствии с его теорией и практикой логотерапии смысл жизни каждого человека уникален и меняется на разных этапах его существования. Сама реальность ставит перед индивидом задачи, которые могут составить смысл его жизни. Важно, чтобы человек увидел эти задачи и нашел среди них те, которые позволяют ему «актуализировать его собственную жизнь в ее уникальных и единственных возможностях» (Frankl V., 1973, р. 44). Однако, как показывает жизненный и клинический опыт, далеко не каждому это удается. Чувство утраты смысла жизни В. Франкл называет экзистенциальной фрустрацией. Он утверждает, что значительная часть современных людей страдает от этого недуга. Причину этого ученый видит в том, что некогда, в самом начале человеческой истории, у человека были подавлены глубочайшие животные инстинкты, а затем «традиции, которые поддерживали его поведение, резко уменьшили свое значение, по крайней мере в отношении моральных обязательств» (Ibid, р.5).
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |