Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование представлений о критериях здоровья 19 страница




В заключение отметим, что до сих пор у многих людей отсутствует культура питания. Не все соблюдают ее элементарные правила:

1. Ешь только при ощущении голода.

2. Никогда не переедай, ешь в меру,

3. Насыщай голод, а не аппетит.

4. Ешь в спокойной обстановке.

5. Пища должна приниматься молча.

6. Не ешь пищу вчерашнего дня.

7. Ешь в умеренном темпе, не ешь, если ты в расстроенных чувствах.

8. Пища должна быть приготовлена с любовью и съедаться с удовольствием.

9. Уважай пищу и благодари того, кто ее приготовил.

 

10. Не ешь во время работы.

11. Пей воду не позже чем за 10-15 минут до еды, не пей во время еды.

Энергетическая ценность пищи должна полностью покрывать расход энергии, который зависит от пола, возраста, массы тела, уровня обменных процессов, объе­ма и характера нагрузок. Качественная полноценность пищевых рационов долж­на достигаться прежде всего за счет правильного соотношения основных пита­


тельных веществ. Суточная норма белков и жиров для молодых людей должна составлять около 2 г на 1 кг массы тела, а углеводов — около 4-5 и более в зави­симости от характера двигательной деятельности человека. К существенным по­грешностям питания следует отнести недостаток в рационе пищевого белка, жир­ных кислот, витаминов, микроэлементов и избыток углеводов.

Следует помнить, что человек выше сытости тогда, когда он сыт. Но все же нельзя забывать, что «внутренняя среда» человека должна состоять из чистых мыслей, чистых желаний, чистых поступков, чистых слов, чистой пищи, чистого воздуха, чистой воды.

 

Личная гигиена и здоровье

Важное значение в сохранении здоровья имеет личная гигиена. Несоблюдение человеком элементов личной гигиены может сказаться на здоровье и других лю­дей — членов семьи, соседей, коллектива, в котором он находится. Такой чело­век может стать причиной массового распространения инфекционных заболе­ваний, например гриппа, катара верхних дыхательных путей, дизентерии, тубер­кулеза и др.

Одно из требований личной гигиены — уход за кожей. На грязной коже в боль­шом количестве поселяются микроорганизмы (бактерии и грибки), что приводит к возникновению и развитию гнойничковых и грибковых заболеваний. В резуль­тате закупорки выводных протоков потовых и сальных желез нарушается их нор­мальная деятельность, снижается кожное дыхание. Поэтому мыться следует не реже одного раза в неделю, а в некоторых случаях и чаще. Открытые части — лицо и шея — подвергаются большему загрязнению, поэтому их нужно мыть не менее двух раз в день (утром и вечером). Еще больше загрязняются руки: на руках мо­гут накапливаться микроорганизмы и яйца глистов, которые переносятся на раз­личные предметы — посуду, пищевые продукты и т. д. Руки необходимо тщатель­но мыть с мылом возможно чаще и обязательно — после посещения туалета, вы­полнения каких-либо грязных работ, а также перед едой. Необходимо учитывать, что кожа рук выделяет особые вещества, уничтожающие микроорганизмы, попа­дающие на нее. Чем чище кожа рук, тем лучше проявляется действие этих бакте­рицидных веществ. Экспериментально доказано: количество бактерий бактери­альных культур, нанесенных на кожу вымытых рук, уменьшается на 85 % уже че­рез 10 минут, а нанесенных на кожу немытых рук — только на 5 % через 20 минут. Особенно много бактерий накапливается под ногтями (примерно 95% общего их количества, находящегося на коже рук). Поэтому очень важен правильный уход за ногтями и тщательное мытье подногтевых пространств щеткой с мылом.

Редкое мытье ног, ношение грязных носков (чулок) способствуют потливости, которая, в свою очередь, становится одной из причин опрелостей, отморожений и потертостей, а также предрасполагает к развитию грибкового заболевания — эпи­дермофитии. Необходимо учитывать, что кожа стопы обильно снабжена по­товыми железами. Значительное количество пота, выделяемого этими железами, при несвоевременном его удалении смешивается с грязью, обсеменяется бактери­ями, разлагается, издает неприятный запах, раздражает кожу и ослабляет ее за­


щитные свойства. Если потливость ног не устраняется гигиеническими меропри­ятиями, необходимо обратиться к врачу для специального лечения.

Уход за волосами осуществляется путем мытья их теплой мягкой водой с мылом минимальной щелочности.

Правила личной гигиены по уходу за полостью рта предусматривают полос­кание рта после каждого приема пищи, а также специальный уход за зубами.

К личной гигиене относятся и вопросы половой гигиены, гигиены быта — поддержание чистоты в жилище, уход за одеждой, бельем, обувью и постельными принадлежностями, создание нормальных условий.для сна и отдыха. Для предот­вращения загрязнения жилых комнат и предупреждения заноса инфекции необ­ходимо изолированно хранить верхнюю одежду, надевать по возвращении домой чистую (домашнюю) одежду и обувь.

Полноценный отдых обеспечивается прежде всего спокойным и достаточно продолжительным сном. Необходимо установить и строго соблюдать время сна. Не менее важно соблюдать время подъема, учитывая при этом возможность вы­полнения всех утренних процедур без излишней поспешности. Режим питания должен соответствовать распорядку дня, связанному с трудовой (учебной) дея­тельностью, возрасту, климатическим и другим особенностям.

Личная гигиена включает и элементы закаливания организма и физической культуры.

Закаливание организма, по существу, можно рассматривать как обязательный элемент физкультурного воспитания. Сущность закаливания заключается в тре­нировке системы терморегуляции, в развитии защитных реакций организма на неблагоприятные воздействия внешней среды. В результате повышается устой­чивость организма к воздействию различных погодных факторов, таких как хо­лод, жара, влажность и др., которые могут привести к заболеваниям и понижению общей и специальной работоспособности. При закаливании обычно используют природные факторы: воздух, воду, солнце.

Воздушные закаливающие процедуры могут применяться в состоянии покоя или сочетаться с физическими упражнениями. Воздушные ванны наиболее «неж­ны» и безопасны среди арсенала средств закаливания. С них рекомендуется начи­нать систематическое проведение закаливающих процедур. Закаливание возду­хом следует начинать при 15-20°С. Продолжительность воздушной ванны — 20-30 минут. Постепенно время увеличивается ежедневно на 10 минут и доходит до 2 часов Следующий этап — воздушные ванны при 5-10°С в течение 15-20 ми­нут. В этом случае закаливанию должны сопутствовать физические упражнения, предупреждающие охлаждение тела. Холодные воздушные ванны следует закан­чивать растиранием тела и теплым душем.

Закаливание водой следует начинать с обтирания — общего или частичного. Приступая к этой водной процедуре, следует иметь в виду, что температура воз­духа должна быть не ниже 18-20°С. Для неподготовленного организма первые обтирания лучше всего проводить водой, температура которой близка к темпера­туре поверхности тела человека (33-35°С). Затем температуру следует постепен­но снижать в течение 2-3 месяцев примерно на 1-2°С в неделю. Со временем мож­но будет пользоваться водой прямо из-под крана. После обтирания кожа красне­


ет, появляется ощущение приятного тепла. Вся процедура — не более 3-5 минут Обтирание рекомендуется делать утром после гигиенической гимнастики.

Обливание — ежедневная процедура, несложная и не требующая много вре­мени. Постепенно понижая температуру воды при каждом последующем обли­вании на 1 °С, ее доводят с 33-34 до 20-22°С. При общем обливании вода долж­на равномерно стекать по всему телу. После этой процедуры необходимо сразу растереться махровым полотенцем. Наиболее сильное воздействие на организм оказывает холодный душ. Первые 2-3 недели температура воды должна быть 35-36°С, затем ее надо постепенно снижать до 25°С и ниже, в зависимости от ин­дивидуальной подготовленности. Прохладный душ хорошо освежает, вызывает чувство бодрости, повышает обмен веществ. Что касается «моржевания», то эту форму закаливания нужно использовать очень осторожно после весьма длитель­ной подготовки.

Закаливание солнцем связано с приемом воздушно-солнечных ванн. В умерен­ных дозах лучи положительно влияют на обменные процессы, благоприятно воз­действуют на развитие организма, улучшают дыхание и кровообращение, повы­шают работоспособность. Помимо этого, солнечные ванны способствуют выработ­ке тепловой выносливости. Лучше всего загорать в утреннее время с 9 до 12 часов. Не рекомендуется загорать натощак, непосредственно перед едой и сразу же после нее. Солнечные ванны можно принимать спустя 30-40 минут после завтрака, а за­канчивать не менее чем за 1 час до еды. Начинать этот вид закаливание нужно с сеансов продолжительностью 5-10 минут в день, ежедневно увеличивая их на 5-10 минут и доводя общую длительность процедуры до 2-3 часов. Обязательна пе­риодическая смена положения тела и перерывы в приеме солнечных ванн каждый час на 10-15 минут. Следует помнить, что закаливающие процедуры необходимо дозировать в зависимости от состояния здоровья и самочувствия.

 

Двигательная активность и здоровье

Здоровый образ жизни предполагает оптимальную двигательную активность че­ловека. Сокращение рабочего дня, уменьшение времени на бытовые нужды и уве­личение, соответственно, свободного времени связаны с вопросом о социальных мероприятиях, обеспечивающих здоровый образ жизни. Одновременно с этим наблюдается ситуация, когда на людей обрушиваются многочисленные неблаго­приятные факторы внешней среды, сложные жизненные проблемы, огромный по­ток информации, — это все зачастую протекает на фоне далеко не блестящих био­социальных условий жизни, уровня эмоционального напряжения при сниженной двигательной активности человека.

Как известно, предки человека развивались в условиях, когда добывание пищи, борьба с врагами и т. п. повседневно требовали значительной двигательной ак­тивности, т. е. огромных мышечных напряжений. Вследствие этого оказалось, что опорно-двигательный аппарат, функции нервной системы, органов кровооб­ращения и дыхания, деятельность желез секреции и т. д. могут полноценно раз­виваться и поддерживаться на должном уровне только при наличии достаточной систематической мышечной нагрузки.


В настоящее время в промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве все виды работ, связанных с приложением физической силы и требующих вынос­ливости в связи с длительными мышечными напряжениями, постепенно исчеза­ют благодаря механизации труда. С каждым годом все больше увеличивается чис­ло лиц, труд которых образно называется «кнопочным» управлением (в том чис­ле компьютерным) различными механизмами. Распространение общественного и личного транспорта постоянно снижает общую сумму мышечных усилий. Все это, несомненно, облегчает условия жизни человека, но вместе с тем оказывает не­благоприятное влияние, лишая организм мышечных усилий. Недостаток мышеч­ных напряжений в труде, в быту и при передвижениях следует корректировать специальными оздоровительными мероприятиями, и физические упражнения — прекрасное средство для этой коррекции. Физическое воспитание лиц всех воз­растных периодов должно восполнить тот дефицит в мышечных напряжениях, ко­торый создается в новых условиях жизни, и содействовать развитию и нормаль­ному функционированию всех органов и систем органов человека.

Значение мышечных нагрузок для организма особенно возрастает при гиподи­намии (снижении мышечных усилий) и при гипокинезии (снижении двигательной активности). Недостаточная двигательная активность сопровождается атрофией и дегенерацией скелетных мышц. Мышечные волокна становятся тоньше, вес мышц уменьшается, снижаются мышечная сила, тонус мышц и т. д.

В результате гипокинезии/гиподинамии наблюдаются существенные измене­ния в виде нарушения координации движений. Расстройство двигательных функ­ций проявляется и в виде увеличения амплитуды колебаний центра тяжести, сла­женности движений при ходьбе, что объясняется не столько изменением со­стояния самих мышц, сколько нарушением координации их деятельности нервной системой.

Продолжительная гипокинезия отражается и на функциях ряда сенсорных систем. В частности, отмечено ухудшение состояния зрительного, вестибулярно­го и двигательного анализаторов. Кроме того, наблюдаются также изменения в системе кровообращения, уменьшение размеров сердца, снижение ударного и минутного объемов крови, учащение пульса, уменьшение массы циркулирующей крови, удлинение времени ее кругооборота. Внешне дыхание в покое характери­зуется при гипокинезии уменьшением объема легочной вентиляции и снижени­ем на 5-20 % основного обмена. Во время мышечной работы экономичность ве­гетативных функций снижается, вследствие чего при тех же самых мышечных нагруз­ках увеличивается как кислородный запрос, так и кислородный долг. Наблюдается снижение функций эндокринных желез, в частности надпочечников. Однообразное малоподвижное состояние организма может приводить постепенно к сглажива­нию изменений суточного режима пульса, температуры и некоторых других фун­кций организма.

Для организма двигательная активность — это физиологическая потребность. Каждое проявление двигательной активности индуцирует образование метаболи­тов, которые необходимы для нормального функционирования организма. Без достаточного объема движений организм не может накапливать энергию, необхо­димую для нормальной жизнедеятельности и противостояния стрессу. Действи­


тельно, мышечные напряжения, контрастные температурные воздействия, сол­нечная радиация, умеренная гипоксия — все это стресс, который в определенной мере полезен, нужен организму. Иными словами, без определенного объема дви­гательной активности человек не может воспользоваться в своей жизни тем, что заложено в него природой, не может дожить до почтенной старости, не может быть здоровым и счастливым.

Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровитель­ные физические упражнения. Занятие физической культурой способствует улуч­шению координации деятельности нервных центров, более точной ориентации человека в пространстве, улучшают процессы мышления, памяти, концентрации внимания, повышают функциональные резервы многих органов и систем организ­ма. Так, регулярные занятия физическими упражнениями повышают жизненную емкость легких, минутный объем дыхания, глубину дыхания; увеличивается ко­эффициент полезного действия — снижается кислородный запрос и кислородный долг; усиливается деятельность желез внутренней секреции.

Помимо влияния на отдельные двигательные и вегетативные функции разли­чия в режиме мышечной деятельности могут отражаться и на общей резистентно­сти организма при воздействии на него различных неблагоприятных факторов внешней среды (стрессовые ситуации, гипоксия, инфекция, радиация, низкие и высокие температуры окружающей среды).

Мышечная деятельность также может быть стрессором. У лиц, для которых большие физические нагрузки являются чрезмерными, могут наблюдаться и пер­вая, и вторая стадии стресса. При длительном действии значительных напряже­ний вторая стадия стресса может перейти в третью, т. е. в стадию истощения.

Важнейшая особенность влияния мышечных напряжений заключается в том, что при постоянном увеличении нагрузок реакция тревоги проявляется слабо или даже не проявляется совсем. В организме после нескольких тренировочных заня­тий сразу же начинает возникать состояние повышенной резистентности как спе­цифически (т. е. к мышечным нагрузкам), так и неспецифически (т. е. к ряду дру­гих неблагоприятных воздействий на организм). Вместе с тем третья стадия стрес­са возникает только при чрезмерных для данного организма нагрузках. Таким образом, мышечная работа в весьма большом диапазоне нагрузок оказывает на организм только положительный эффект.

Исследования влияния мышечных напряжений показали, что если не приме­нять чрезмерных нагрузок и постепенно увеличивать длительность и интенсив­ность упражнений, то в организме не наблюдается проявлений патологических сдвигов, т. е. ни первой стадии стресса (реакция тревоги), ни третьей (истоще­ния), — наблюдается развитие только физиологической стороны стресса, связан­ной с повышением резистентности.

У лиц, систематически упражняющихся на протяжении многих лет, повышен­ная резистентность к неблагоприятным воздействиям может при вынужденных перерывах в тренировке сохраняться в той или иной мере на протяжении несколь­ких месяцев.

Физиологические механизмы, обусловливающие повышение неспецифичес­кой резистентности организма, сложны и многообразны. Во-первых, как это по­


казано Гансом Селье, при действии самых различных стрессоров развитие неспе­цифической резистентности связано с гипофиз-адреналовой системой, с секреци­ей адренокортикотропного гормона и глюкокортикоидов. Во-вторых, важное зна­чение в этих механизмах принадлежит нервной регуляции функций. Повышая устойчивость организма к действию ряда неблагоприятных факторов внешней среды, мышечная деятельность способствует снижению заболеваемости.

Важное значение имеют утренние физические упражнения. Они важны, во-пер­вых, для быстрого повышения работоспособности человека после сна; во-вторых, для укрепления здоровья и закаливания организма; в-третьих, для регулярной фи­зической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно­сосудистой, дыхательной и других систем организма и развития быстроты, вынос­ливости, силы и координированности при двигательной деятельности.

Утренние физические упражнения, сопровождаемые поступлением в централь­ную нервную систему мощного потока импульсов от рецепторов многих анализа­торов, особенно же со стороны проприоцепторов, способствуют быстрому повы­шению возбудимости центральной нервной системы и восстановлению нормаль­ной работоспособности.

Если утренняя зарядка проводится в сочетании с воздействиями на кожные рецепторы холода и водных процедур, возбудимость нервной системы восстанав­ливается еще быстрее. Действие некоторых раздражителей внешней среды (тем­пературный фактор, водные процедуры, действие свежего воздуха и солнца), на­ряду с повышением возбудимости нервной системы, также способствует закали­ванию организма. Утренние физические упражнения, благодаря вовлечению в действие мышечных групп всех частей тела, содействуют усилению лимфообра­щения и тем самым помогают быстрому устранению отечности тканей, в частно­сти вен, наблюдаемой иногда сразу же после пробуждения.

Значение утренних физических упражнений не ограничивается ликвидацией последствий предшествующего сна. Они являются наиболее часто и регулярно проводимыми мышечными упражнениями, совершенствующими такие проявле­ния двигательной деятельности человека, как сила, быстрота, выносливость и координация. Эти упражнения улучшают регуляцию центральной нервной си­стемы физических функций двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыха­тельной, выделительной и других вегетативных систем. Они поддерживают на высоком уровне резервную щелочность крови, содействуют сохранению особых специфических свойств мышц, развиваемых при систематической мышечной ра­боте, и т. д. Так как утренние физические упражнения выполняются до начала ра­бочего дня, интенсивность их, чтобы не ухудшить последующую работоспособ­ность, не должна быть чрезмерной.

Важное значение имеют физические упражнения, проводимые в течение рабо­чего дня и после его окончания. Это, в частности, обусловлено включением меха­низма активного отдыха, способствующего более быстрому восстановлению на­рушенных в результате развития утомления различных функций организма, связан­ных с производственным трудом. Эти упражнения — также эффективное средство снятия нервно-психического напряжения.


К настоящему времени с целью эффективности борьбы с гиподинамией разра­ботан и практически апробирован целый ряд авторских методик физического вос­питания. Данные методики предназначены для широкого использования. Основ­ные их достоинства — доступность, простота реализации, объяснимая и понятная эффективность. Это, прежде всего: система Купера — контролируемые беговые нагрузки; система Амосова — режим 1 ООО движений; система Лидьярда — бег ради жизни; система Моргауза — всего 30 минут спорта в неделю на фоне повседнев­ной естественной физической нагрузки (при этом учитываются правила: если можешь сидеть, а не лежать, — сиди, если можешь стоять, а не сидеть, — стой, если можешь двигаться — двигайся); скрытая изометрическая гимнастика по Томпсо­ну (произвольное поочередное сокращение мышц тела без изменения их длины в течение всей «бодрствующей» части суток) и т. д.

Среди многочисленных форм занятий оздоровительной физической культуры особое значение имеют ритмическая гимнастика, шейпинг, плавание, велосипед­ные прогулки, спортивные игры, ходьба на лыжах, бег и некоторые другие.

Естественно, что выбор того или иного способа, методики, системы соотносит­ся с реальной обстановкой, возможностями, запросами, иногда — это дело инди­видуального вкуса и интереса.

Совершенно очевидно, что сама по себе физическая активность не дает оздо­ровительного эффекта, если ею пользоваться неправильно. Физическая нагрузка должна носить оптимальный характер для каждого человека. Необходимо соблю­дать ряд принципов, которые гарантируют положительный оздоровительный эф­фект. Главные из них — постепенность и последовательность, повторность и сис­тематичность, индивидуализация и регулярность физических тренировок.

В процессе систематических занятий физическими упражнениями нарастает тренированность организма человека. Тренированный организм отличается не только и не столько размерами функциональных резервов адаптации, что само собой разумеется, сколько умением достаточно быстро и экономно включить со­ответствующие резервы в действие, обеспечивая должную их координацию.

Таким образом, тренировка, с физиологической точки зрения.— проиесс развития физических качеств путем использования функииональных резервов, а также формирования и совершенствования двигательных навыков на основе сложных комплексов условных и безусловных рефлексов. Двигательные навыки тесно связаны с физическими качествами и не могут быть реализованы без соответствующего развития физических качеств. Следует иметь в виду, что главное в тренировке— повторность и возрастание нагрузок, что дозволяет за счет обратных связей совершенствовать движения и их обеспечение на основе механизмов саморегуляции.

Физиологическими предпосылками непрерывности тренировочного процесса являются условно-рефлекторные закономерности развития тренированности. Длительные перерывы в тренировке ведут к угасанию временных связей, лежа­щих в основе двигательных навыков и физических качеств. При этом раньше дру­гих угасают связи, наиболее тонко специализированные и позднее приобретен­ные — особо тонкие моторные координации, наиболее совершенные изменения вегетативных функций.


Сдвиги в организме, наступающие под влиянием мышечной деятельности, имеют фазовый характер и сохраняются лишь некоторое время. Для развития тренированности необходимо, чтобы интервал отдыха между упражнениями не был излишне продолжительным. Важно, чтобы на «следы» предыдущей работы наслаивался эффект последующей. Оптимальная длительность отдыха между нагрузками определяется задачами данного периода тренировки, степенью общей и специальной физической подготовленности. Оптимальные интервалы отдыха, позволяющие сохранить положительные сдвиги от воздействия тренировочной нагрузки, зависят от скорости восстановления физиологических функций и энер­гетических ресурсов организма. Обычно повторную нагрузку рекомендуется вы­полнять в фазу сверхвосстановления (суперкомпенсации), однако в ряде случаев целесообразно повторять нагрузки и при неполном восстановлении, что способ­ствует развитию выносливости и адаптации организма к деятельности в услови­ях измененной внутренней среды.

 

Кодекс здоровья

1. Помни: Здоровье — не все, но все без здоровья — ничто!

2. Здоровье — не только физическая сила, но и душевное милосердие.

3. Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать, защищать.

4. Здоровье — это твоя способность удовлетворить в разумных пределах наши потребности.

5. Здоровому человеку нужен не только хлеб, но и духовная пища: не хлебом единым жив человек.

6. Здоровье — это физическая и гигиеническая культура нашего тела: нет ни­чего красивее человеческого тела.

7. Здоровье — это духовная культура человека: доброта, надежда, вера и лю­бовь к тем, кто тебя окружает.

8. Здоровье — это социальная культура человека, культура человеческих от­ношений.

9. Здоровье — это любовь и уважение к человеку: отнесись к другому так, как ты бы хотел, чтобы он относился к тебе.

 

10. Здоровье — это любовь и бережное отношение к природе: природа не брат и не сестра, а отец и мать человечества,

11. Здоровье — это стиль и образ твоей жизни; образ жизни — источник здоро­вья и источник всех бед — все зависит от тебя и твоего образа жизни.

12. Хочешь быть здоровым — подружись с физической культурой, чистым воз­духом и здоровой пищей: пользуйся всем, но ничем не злоупотребляй.

13. Помни: солнце — нам друг и мы все дети Солнца, но с его лучами не шути: загорание не должно стать сгоранием на солнце.

14. Периодически ходи по земле босиком — земля дает нам силу и отводит из тела лишнее электричество.


15. Учись правильно дышать — спокойно, неглубоко и равномерно.

16. Бежать можно от инфаркта и к инфаркту: соответствующий возрасту и уме­ренный бег — целебен, чрезмерный — болезнен.

17. Работай размеренно, спокойно, без рывков и чрезмерностей: труд должен быть радостным, тогда он будет продуктивным и целебным.

18. Семья — наша опора и наше счастье: делай в семье все так, чтобы каждый член семьи чувствовал нужность и зависимость друг от друга.

19. Выработай стиль и режим своей жизни: ты должен ему следовать всю жизнь.

20. Помни: человечество (и ты сам) ничего не потеряет, если расстанется с си­гаретой и рюмкой.

21. Будь внимательным и милосердным к детям и старикам: если можешь — помоги и не проходи мимо чужого горя.

22. Люби нашу Землю — мать и кормилицу, бережно относись к ней и ко всему живому, чему она дала жизнь. Хочешь жить — люби жизнь.

23. Человек будет все дальше и дальше проникать в Космос, но колыбель — наша Земля, и к ней мы всегда будем возвращаться.

24. Мы люди одной судьбы и все должны бороться за Мир и Солнце на Земле: без Мира не будет ни жизни, ни здоровья.

25. Здоровье — наш капитал: его можно увеличивать, его можно и прокутить: хочешь быть здоровым — будь им!

26. Стрессов в жизни не избегай, но и не ищи себе лишних: стрессы могут ук­реплять и тренировать, могут — ослаблять.

27. Если хочешь быть больным — заболей здоровьем, поверь в великие целеб­ные силы нашего тела и нашей души.

28. Красота укрепляет тело и дух, все безобразное их разрушает.

29. Лучший доктор твоего здоровья — ты сам, но цени и выполняй советы вра­ча, будь к ним внимательным и уважительным.

30. Не считай дни, проведенные в больнице, а считай дни, проведенные на при­роде.

Здесь же приведем шесть мудрых советов, проверенных опытом, жизнью мно­гих поколений.

Первый совет. Умейте на время отвлечься от забот и даже неприятностей! Для этого необходимо помнить:

♦ как бы ни были велики обрушившиеся на вас неприятности, постарайтесь избавиться от гнета тяжелых мыслей, переключаясь на другие заботы (на работе или дома);

♦ ни в коем случае не заражайте своим плохим настроением окружающих;

♦ будьте разумны и тактичны, не превращайте свою неприятность в «миро­вую катастрофу»;

♦ если окружающие доброжелательны к вам, они найдут возможность выра­зить вам сочувствие и помощь;

♦ чтобы ни случилось в жизни — помните: жизнь продолжается!


Второй совет. Гнев — плохой советчик и негодный метод в работе и отноше­ниях между людьми. Для того чтобы избежать гнева:

♦ никогда не доводите себя до гнева и не входите в него. Впадая в гнев, оста­новитесь, сделайте паузу, вспомните мудрых: «Гнев — орудие слабых»;

♦ осмыслите всю ситуацию, которая привела к гневу, и вы увидите, что вина ваша не меньше других;

♦ вспышка гнева никогда не приносит облегчения и всегда чревата новыми неприятностями;

♦ лучшая разрядка гнева — физическая работа: разряжайся не словом, а тру­дом.

Третий совет. Имейте мужество уступать, если вы не правы. Следует помнить:

♦ упрямство свидетельствует о капризности и незрелости человека;

♦ умейте внимательно выслушать своего оппонента, уважайте его точку зре­ния;

♦ будьте самокритичны к своей точке зрения: не считайте свой взгляд всегда правильным, абсолютной истиной;

♦ все взгляды относительны, и в каждой точке зрения есть доля истины;

♦ помните французскую пословицу: «Если женщина не права — извинитесь перед ней»;

♦ разумные уступки не только полезны для дела, но и вызывают уважение окружающих.

Четвертый совет. Будьте требовательны прежде всего к себе! Для этого:

♦ не требуйте от других того, на что сами неспособны;

♦ не ожидайте от других того, чего не можете дать сами;

♦ чрезмерность в требованиях всегда раздражает людей, ибо мера во всем — основа мудрости;

♦ не стремитесь переделать всех на свой манер: принимайте людей такими, какие они есть, или вообще не имейте с ними дела;

♦ старайтесь найти в каждом человеке положительное и опирайтесь на эти качества в отношениях с ним.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.