Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование представлений о критериях здоровья 20 страница




Пятый совет. Мы люди, а не боги и не сверхчеловеки! Каждый из нас должен усвоить следующее:

♦ нельзя быть совершенством во всем: каждый из нас в чем-то силен и в чем-то слаб;

♦ не думайте, что вы лучше всех или хуже всех: цените себя реально, достой­но, с честью, не унижая себя и людей;

♦ наши возможности и даже таланты ограниченны, но они могут быть значи­тельны и разнообразны;

♦ в «разноцветий» качеств — ценность людей. Это надо видеть и ценить;


♦ узнайте свои возможности и делайте то, к чему у вас есть призвание: осталь­ное делайте в силу своих возможностей, но всегда максимально добросове­стно, честно и усердно.

Шестой совет. Не носите в себе свое горе и не ко*пите неприятности! Опыт человечества свидетельствует:

♦ не оставайтесь наедине со своими неприятностями и горем;

♦ горе, как и счастье, надо делить с людьми: исповедь облегчает горе и усили­вает радость человека;

♦ ищите человека, способного вас понять и разделить ваше горе;

♦ доброжелательных и рассудительных людей немало: они способны разде­лить и горе, и счастье;

♦ старайтесь и сами быть участливыми и сочувствующими, добрыми и чело­вечными, милосердными и мудрыми.

Вполне очевидно, что залог сохранения здоровья — здоровый образ жизни. Вполне очевидно также, что если человек не будет любить жизнь, бороться за пол­ноценное духовное и физическое долголетие, то никакая современная наука, ле­карства и рецепты не помогут. Для сохранения здоровья не следует надеяться ни на какие чудеса. Прежде всего необходима высокая культура поведения и здоро­вый образ жизни, высокая культура жизни и культура мысли.

 

Контрольные вопросы

1. Что собой представляет понятие «образ жизни»?

2. Каковы основные факторы, детерминирующие образ жизни?

3. В чем сущность понятия «здоровый образ жизни»?

4. Каковы основные составляющие и принципы здорового образа жизни?

5. В чем сущность рационального питания?

6. В чем сущность культуры питания?

7. Какое влияние оказывают гиподинамия и гипокинезия на состояние орга­низма человека?

8. Каково значение двигательной активности для поддержания здоровья?

9. В чем сущность личной гигиены и каково ее значение в сохранении состоя­ния здоровья?

10. Каковы основные правила закаливания организма?

 

Литература

1. Лгаджанян Я. А., Ананьев В. А, Андреев Ю. А. и др. Основы валеологии. Кн. 1,2,3. — Киев.: Олимпийская литература, 1999.

2. Ананьев В. А., Давиденко Д. Я, Петленко В. Я, Хомутов Г. А. Этюды валео­логии / Под общ. ред. Д. Н. Давиденко. - СПб.: СПбГТУ, БПА, 2001.


3. Валеология человека. Здоровье — любовь — красота: В 5 т. Т. 1-5. Физиче­ское и психическое здоровье. — СПб.: Петроградский и К°; Минск: Оракул, 1996-1997.

4. Волков В. Ю.у Ланев Ю. С, Петленко В. Я. и др. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни / Под общ. ред. Д. Н. Давиденко. — СПб.: СП6ГТУ,БПА, 2001.

5. Давиденко Д: Я, Зорин В. Е.у Борилкевич В. Е. и др. Социальные и биологи­ческие основы физической культуры / Отв. ред. Д. Н. Давиденко. — СПб.: СПбГУ, 2001.

6. Дадали В. А. Питание как фактор здорового образа жизни // Вестник Бал­тийской академии. Вып. 9. — СПб.: БПАД996.

7. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Наука, 1960.


Глава 11

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ1

 

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) поистине можно считать мудрой, фундаменталь­ной основой человеческого бытия в его естественно-природной проекции к духов­но-физическому совершенству каждого здравомыслящего человека.

Здоровый образ жизни заложен Законами Природы. Это органичный есте­ственный путь к взаимоусовершенствованию Человека — в Природе и Природы — в Человеке через духовное осмысление Законов Природы.

Почему так важно именно сегодня высветить проблему здорового образа жиз­ни? Причин много, они носят разный характер, но мы выделим главные, связан­ные с природой человека и его духовностью.

1. Бессилие (при ее величии) современной медицины перед обвальным рос­том хронических «болезней цивилизации».

2. Катастрофическое снижение сопротивляемости организма человека к воз­действиям окружающей среды, им же разрушаемой.

3. Осознание полной невежественности и безответственности населения по отношению к своему личному здоровью и окружающей среде, обеспечива­ющей это здоровье.

4. Понимание того, что в сознании людей отсутствует мировоззренческая по­будительная основа для естественной повседневной радости — от заботы о своем здоровье до процветания всего общества и Природы.

5. Собственно психологические проблемы, связанные с индивидуальным здо­ровьем человека, его ЗОЖ:

 

1) последовательность осмысления различных законов и механизмов здо­рового образа жизни, особенно важных в эпоху негативного воздействия психоэмоциональных факторов;

2) состояние сознания (самосознания) современного человека. Сознание позволяет тонко понимать физическое и духовное здоровье и укреплять его обратной биологической связью.

1 Новое Просвещение предполагает рассмотрение жизнедеятельности человека в контексте поосфер-ного мышления.

Субъективным аспектом всякого нового состояния сознания является чувство «Я». Самосознание указывает на связь процессов, ощущений и представлений


(чувство «Я» или чувство связи всего переживаемого). Эти элементы-представ­ления входят в наиболее близкие отношения с «Я». Они состоят из общих ощу­щений и представлений собственного тела, возникающих и выделяющихся из со­вокупности содержания сознания, чувства и представления, тесно сливающихся с чувством нашего «Я». Вундт1 назвал это качество «самосознанием». Самосозна­ние составляют элементы, входящие в него на основе наиболее близких отноше­ний, возникающих из общих ощущений и представлений собственного тела.

Согласно законам психологического развития, эту взаимосвязь элементов мож­но рассматривать в трех аспектах: связь волевых процессов, содержание волевых процессов, чувства и аффекты их сопровождения. Таким образом, шаг за шагом происходит самовосприятие самого себя, понимание того, чему отдавать предпоч­тение, чтобы быть гармоничным.

Что же приоритетно для самовосприятия в движении по пути к здоровому об­разу жизни?

♦ «Я» телесное (идентификация собственного «Я» с телом); самоидентич­ность (осознание себя как одной и той же, но меняющейся личности в тече­ние всей жизни).

♦ Обретение личной идентичности связано с полом, его проблемами и спосо­бами разрешения противоречий между сексуальными побуждениями и тре­бованиями морали, а также становлением призвания и определенных жиз­ненных целей.

♦ Самоуважение (гордость, само-любие) имеет огромное значение в жизни каждого человека, в его социальных связях, так как приобретает форму само-любия и гордости, в том числе и гордости за красивое здоровое тело, здоровый Дух.

Вот поэтому психическая жизнь и поведение приобретают одно из важнейших качеств «Я» — личную определенность, интенциональность (направленность).

В формировании здорового образа жизни эти приоритеты, не фиксированные жестко, становятся ведущими в выражении глубинной сущности «Я». Личност­ная интериоризация (направленность вовнутрь) внешних отношений, развиваю­щих чувство любви, и составляет благополучие, радость, осмысление страдания другого человека, влияя тем самым на благополучие образа жизни и здоровья се­мьи, рода, в целом — народа.

1 Вундт В. Очерки психологии. - М., 1877. - С. 261-262. 2 См.: Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности. — М., 1983. — С. 36-37; Джемс У. Психология личности. — Л., 1989.

Но личностная интериоризация внешнего мира (принятие в себя) означает расширение самости («Я») за пределы органического тела индивида. Она (инте­риоризация) имеет место тогда, когда внешние отношения становятся таким со­держанием опыта, который интегрируется на высших уровнях индивидуальной организации (самосознание) и означает участие в этом опыте личностного «Я». Этот феномен личностного «Я» получил отражение в отечественной и зарубеж­ной психологии2.


Косвенным образом названные выше причины и приоритеты влияют на все проявления человека, в том числе и на его здоровый образ жизни. Вместе с тем зеркальное «Я» — это и представление о том, как нас видят другие, и реакция на эти оценки, которая может выражаться в раздумьях, удовлетворении, чувстве сты­да, вины и т. д.

Таким образом, движение «Я» к своему здоровью в концепции индивидуального здорового образа жизни— это такой проиесс в сознании индивида, который представляет собой некую генерализованную субъективную, когнитивно-эмоциональную трансформацию реакций социальной среды на его (индивида) собственное поведение.

Этот процесс в становлении здорового образа жизни очень важен, так как за последнее тысячелетие потеряна связь поколений в передаче и в повседневном использовании человеческой мудрости, накопленной веками и сконцентрирован­ной в экосберегающих, культурно-оздоровительных и духовно-нравственных тра­дициях, духовной культуре и философском обобщении знаний человечества.

Сам же человек как часть живой природы подвергается в современном мире тяжким испытаниям, что, безусловно, отражается на его здоровье и образе жизни.

Новая эпоха и расцвет России требуют высвобождения природного потенциа­ла нации. Интеллектуальный, нравственный потенциалы здоровья (ЗОЖ) явля­ются основной характеристикой уровня развития государства, «визитной карточ­кой» культуры, а стиль жизни — прямое следствие всего этого. Здесь важно отме­тить, что взаимосвязь человека и Вселенной подчиняется объективным законам, которые были известны людям многие тысячелетия назад, и нарушение этих за­конов приводит к разрушению здоровья.

Главная идея здорового образа жизни — первичная профилактика болезней тела и души. Современное духовно-энергетическое развитие1 человека в онтоге­незе обеспечивается как на государственном уровне — через медицину, просвеще­ние, здоровую стратегию работы государственной машины, так и каждым челове­ком индивидуально через его мировоззрение, миропонимание, опирающиеся на осознание единства природы и человека, знание законов природы, управляющих не только внешней (внешний гомеостаз), но и внутренней (внутренний гомеос-таз) средой человека, его биологией, физиологией, психофизической, духовной и социальной жизнью. Попирание и незнание Законов Природы поставило челове­чество на грань экологической катастрофы.

Чтобы раз и навсегда защититься от стихии глупости и воинствующего неве­жества, бушевавшего столетия, человек должен своевременно овладевать знани­ями законов природы, понимать предложенные самой природой стратегические ориентиры, авторитет которых непререкаем, для дальнейшего продвижения к духовному здоровью.

Итак, выделим аксиомы, донесенные до третьего тысячелетия лучшими ума­ми человечества.

То есть развитие жизненного потенциала здоровья человека в кризисные периоды его жизни.

1. Стратегия природы есть эволюция всего сущего, всех форм жизни во вре­мени и пространстве на пути их бесконечного совершенствования.


2. Человек — венец белково-нуклеиново-квантовой формы жизни — облечен особым доверием Природы: свободой совершенствовать самого себя и все вокруг себя. Еще Лао Цзы (китайский ученый, IV—III вв. до н. э.) утверж­дал, что в Универсуме, где все неизменно и изменчиво, непрерывно и пре­рывно, едино и единично одновременно, наиболее полным выражением ре­альности является человек. Причем именно человек выполняет данную ему функцию: он служит картиной мира (космоса), где присутствуют всего его (космоса) элементы, все формы энергии.

Вместе с тем человек — часть социума. Именно поэтому здоровый образ жиз­ни — показатель культуры человечества, которая возникла в процессе стремления человека познать окружающий мир и сформировать свое отношение к нему, свое миропонимание.

И если мы сегодня обратимся к учителям человечества и проанализируем муд­рые знания, пришедшие к нам из глубины веков и адаптированные в последую­щие времена великими умами человечества, то откроем великое руководство для здоровой, радостной и творческой жизни каждого человека и всего человечества в целом, которое базируется на космическом, целостном понимании природы в ее единстве с человеческим естеством.

Н. Ф. Федоров, духовный учитель и наставник основоположника отечествен­ной космонавтики К. Э. Циолковского, разработал оригинальную концепцию вос­питания, сущность которой — в «научном воскресении» человека через расшире­ние своего влияния на себя и мир. Влияние действует не за счет «искусственных орудий»,, продолжающих его органы (приставки), а за счет направленной силы ума, выдумки, расчета, озарения на самого себя, на свои органы, на их «улучше­ние», на их своевременное обновление и восстановление через естественное «на­правленное тканетворение», которое осуществляется человеком сознательно, т. е. здравое творение своего образа жизни. Особенно это важно в эпоху, когда воздей­ствие психоэмоциональных факторов провоцирует пробуждение биологии челове­ка и позволяет раскрыть дремлющие жизненные резервы организма. Именно такое состояние мы называем периодом социобиологического реверса* (от лат. reversio — возврат). Но это возвращение не в смысле атавизма, а смысла возврата к биологи­ческому началу, источниками которого становятся духовно-нравственные и обще­ственно-исторические условия жизнедеятельности человека, а не наследственность.

Гипотеза социобиологической реверсии эволюции человека строится на прин­ципах социокультурной концепции здорового образа жизни нового тысячелетия и формирует культуру здравотворчества. Знания, необходимые для осмысления реверса (движение к единству человека и природы), — это прежде всего новые исследования в области энергетического взаимодействия энергетики человека и энергии вселенной (А. Е. Акимов, Н. П. Бехтерева, И. П. Волков, В. П. Казначеев, А. Н. Клизовский, А. И. Субетто, Г. И. Шипов и др.).

Татарникова Л. Г. Валеология в педагогическом пространстве. — СПб.: Крис\5ас+, 1999.

Следует отметить, что до недавнего времени наука апеллировала к четырем типам взаимодействия человека и Природы: гравитационное, электромагнитное


(дальнодействующее), а также ядерные и слабые (короткодействующие)1, кото­рые индивидуально воздействуют на здоровье человека. Была известна и эффек­тивность этих взаимодействий в разных средах. Но в практике жизни человека они не учитывались прежде всего самим человеком, несмотря на то, что здоровый об­раз жизни имеет своей целью не просто сохранение и укрепление здоровья, его развитие в соответствии с закономерностями кризисно-адаптационных периодов, но такую осмысленную его трату, которая сама стимулирует становление потен­циала здоровья и его расширенное (в рамках возможностей конкретного возраста и условий жизни) движение.

Здоровый образ жизни определяют по-разному.

Здоровый образ жизни — это сознательная и счастливая жизнь индивида, осно­ванная на понимании и толковании различных сфер жизненной реальности че­ловека на основе достаточно строгих законов, «дабы все более приблизить наши представления о вещах к их собственной природе. Так развертывается наше со­знание» [16].

Здоровый образ жизни определяется сознанием человека, вернее, его самосоз­нанием в широком смысле слова. И это в какой-то мере парадоксально. «С одной стороны, нет ничего ближе человеку его тела и его личности, своего собственного "Я", и нет ничего, казалось бы, более важного, чем познание этого своего "Я" И, с другой стороны, нет ничего более непонятного, запутанного, неустойчивого, колеблющегося от одного состояния к другому, чем "Я"» [16]. Все имеет свою при­чину, свое основание; что же касается нашего собственного «Я», то парадокс за­ключается в том, что понятность нашего «Я» — лишь представление, складываю­щееся в исходной рефлексии.

На самом же деле человек — нечто наиболее сложное в мире, поскольку челове­ческая общность (люди) не результат клонирования некоего единого образца, а громадное разнообразие уникальных сущностных характеристик.

Гегель отмечал, что познание человеком самого себя осуществляется через определенные фазы, периоды, преодоление которых есть движение к самому себе, к знанию о себе как существе, противостоящем миру и другим людям. Этот путь определяет и образ жизни.

При этом ведущим, исходным способом и мотивом самопознания человека является не абстрактное созерцание некой нейтральной сущности, а, напротив, самопостижение, совершаемое под влиянием его страстей, влечений, вожделений, за которыми стоят его потребности, определяющие здоровый образ жизни. И это не безжизненное созерцание и абстракция, а принцип самой жизни.

Интерес для нас представляет рассуждение о человеке Иоанна Сан-Францис-ского: «Человека мучает собственное тело. Тело человеческое имеет свое собствен­ное понимание счастья и горя, радости и печали. Телесные эмоции бывают для человека новым источником страданий и страхов» [11].

Крикоров В. С. — д-р техн. наук, профессор, лауреат Государственной премии, автор 8-томного из­дания «Единый Космос» (Владивосток: Дальневосточное отделение АН СССР, 1987-2001).

Иоанн Сан-Францисский говорит, что нравственное состояние человека ста­новится особенно трудным, когда его душа включается в какое-либо коллектив­


ное зло мира (наркотики, алкоголь, агрессию и т. д.). Тогда люди начинают нена­видеть друг друга и истреблять в силу внешних признаков крови, расы, класса, происхождения или в силу различных изменяющихся идей — и это также образ жизни. Вопрос только в том, как это отражается на здоровье. В коллективном зле как образе жизни нравственная извращенность имеет больше поводов для само­оправдания, хотя самооправдание психологически обычно не требует никаких поводов.

Что же разрушает здоровье, по словам Иоанна Сан-Францисского?

♦ Любовь к неверной и ничтожной славе.

♦ Любовь к неверным и быстро преходящим ценностям.

♦ Любовь к телесным наслаждениям и внешнему покою.

Эти три «пре-любви» человеческие, соединяясь в одном круге, концентриру­ются в страхе.

Здоровье человека, его образ жизни напрямую связан со страхом. Страх разру­шает, подтачивает силы человека. Исследуя пневматологию страха, архиепископ Иоанн (Шаховской) пишет: «Страх, как ветер, встречает человека на всех путях его. Чего только не страшатся люди в мире! Отошедшие от своего доверия к Творцу, они строят свою земную жизнь, окруженные тревогами, опасениями, страхом, ужасом...»

И далее: «Утеряв свою первую любовь (Откр., 11:4) и еще не научившись по­следней своей любви, человек озирался в своем огромном и холодном логовище мира и страшился. Так началась его история, которая не изжита доныне челове­чеством. Он стал истаивать очами от опасности, от неверности своей жизни и жизни другого человека. Злые силы стали мучить его, влечь к себе, дарить ему свои призрачные наслаждения, а после бить его, наслаждаясь его беззащитностью и омраченностью... [1, с. 137, 139, 140]. И человек привык (образ жизни — курсив мой. — Г. Л.)} и стало его посещать новое чувство: радость быть злым и страшным для окружающих. И чем более он живет в своей злобной усладе ненависти к дру­гому человеку, властности и гордости, тем более он страшится и опасается друго­го человека» и самого себя. Подобное состояние разрушает здоровье. Чувствуя это, человек обманывает себя, живя бездушно и бесстрашно. Обман разрушает опыт и образ жизни, делает его уязвимым.

Как бы человек ни организовывал свой образ жизни, он всегда зависит в той или иной степени от жизни других людей; но задача и цель человека в мире состо­ит в том, чтобы переходить от «низшего плана зависимости» (от всего дурного) в «высший» — Духовный.

Мы задуманы, а не только сотворены. Именно задуманы волей Божественной, предположены ее надеждой, что откликнемся лично на это творение именно об­разом жизни:

В каждом из нас есть неповторимое человеческое лицо, образ благой воли Божией, от­ражение небесной любви. И всякий раз, когда мы принимаем в себя что-то наносное для нас, это вредит нам и тормозит наш путь к цели основной [11].

Здоровый образ жизни — это и способность/потребность раскрыть присущий именно индивиду данный изначально «талант» — круг физической жизни, душев­ных способностей, духовных возможностей:


Человеку дается талант. Дается не для закапывания, но разрабатывания. Весь круг жизни человеческой может быть уподоблен «полоске земли». Не лежать на ней дол­жен человек, но разрабатывать ее — эту Божью Землю, жизнь, данную ему в управле­ние, как залог лучшей жизни, лучшей Земли. «Верный в малом и во многом верен бу­дет». И вот человеку дается лишь «малое». Как бы ни было велико для земных глаз его «малое», каким бы великим ни величали его люди, — оно остается очень малым по срав­нению с тем, образом чего оно является» [11, с. 113].

Но и это малое должно быть пущено в оборот на пользу всего мира. Вероятно, это и есть сущность образа жизни — Здорового образа, психологической логики стиля жизни.

Современный бег человечества, его интересов, его воображения и цивилиза­ции, все ускоряющееся коловращение людей в пространстве и времени выраста­ют не только и не столько из социальной и культурной связи людей, но и из страш­ного одиночества человека в мире, от одиночества, которое человек открывает у себя и других, разрушая тем самым и себя, и других.

Глубокая душевная раздвоенность, многими людьми переживаемая и сознаваемая, мо­жет быть исцелена только очищением и освящением страха, ибо уничтожить в своих переживаниях всякий признак какого-то ни было страха невозможно. Но «можно воз­высить свой страх». В том совершается духовное цветение человеческой личности [И].

Таким образом, можно сказать, что главная задача человечества на пути к здо­ровому образу жизни — «духовное цветение...» Какие же проблемы возникают на этом пути?

Человеку, пускающемуся в путь, необходимо иметь представление о том, что будет ему открываться, какие перед ним встанут задачи. Этот своеобразный «ат­лас» позволит выбрать направление движения и, возможно, учитывая свои новые знания, находить более удачные пути достижения цели, т. е. находить способ со­хранения и разумной траты здоровья в процессе активной жизни и реализации творческих замыслов, жизненного потенциала.

Жизненный потенциал определяется жизненной зрелостью (т. е. относитель­но полной готовностью человека к решению определенных жизненных задач), знанием принципов здорового образа жизни.

Выделим эти принципы.

1. Жить по законам Вселенной — первое движение к здоровому образу жиз­ни, так как в человеке изначально заложены все уникальные свойства Все­ленной.

2. Позитивное мышление, позитивное отношение к себе и другим — второй закон здорового образа жизни.

3. Человеку не нужны медикаментозные средства, потому что он создан по законам Вселенной и способен к самоисцелению; он обладает (должен об­ладать) гармонией. Но так было до тех пор, пока человек жил в гармонии со Вселенной. Сегодня следует прилагать усилия: вести здоровый образ жиз­ни, чтобы соответствовать этой гармонии.

4. Гармоническое физическое совершенство телесной оболочки человека, при­ведение ее к гармонии, к красоте за счет собственных усилий и индивиду­


альной программы здорового образа жизни — единственное условие сохра­нения человека как вида.

5. Возвращение любви к каждому человеку через осмысленную любовь к себе вернет ему гармонию с миром в широком смысле этого понятия. Когда че­ловек потерял последний дар Вселенной — любовь к ближнему (себе подоб­ному), он перестал быть Человеком. Путь к Homo valiens — здравотворяще-му свою жизнь человеку — это не борьба за существование по рецептам, прописанным извне, а достижение семи точек со-глас-ия (единство логиче­ского и интуитивного, материального и духовного, гармонии с Вселенной: согласие человека с Богом; согласие человека с природой; согласие между наукой и религией; согласие между религиями; согласие между народами; согласие людей между собой; согласие с самим собой — гармония). Достижение точек согласия — путь к истинной цивилизации и здоровому об­разу жизни, обеспечивающему человеку нахождение в этой новой цивилиза­ции, живущей по Закону Вселенского излучения энергии — Закону Любви.

6. Этот принцип интегративен — это принцип «слова — звука»; геометриче­ской формы и числа. Этим принципом определяется жизнь Вселенной.

Данные принципы обобщают новые знания, которые человек приобретает в процессе своей жизни, дополняя и совершенствуя их но мере развития науки и способности человечества освоить не только новый телефон, но и новые знания о самом себе, АВЭ-знания1.

Вместе с тем существует и седьмой принцип социобиологического реверса, который позволяет осуществить эволюцию сознания на основе витально-аксио­логической концепции личности. Мы не случайно обратились к концепции вы­дающегося русского ученого, доктора философских наук, академика Петровской Академии наук и искусств, профессора Сержантова Василия Филипповича. Рас­сматривая психологическую феноменологию личностного «Я», которая решает проблему характера, еще раз понимаешь, как сложен и непонятен человек прежде всего для себя самого. Но именно характер человека дает возможность определить движение к индивидуальному здоровому образу жизни.

Индивидуальное формирование здорового образа жизни зависит от отражен­ного зеркального «Я» и находится в зависимости от социальной среды, но глав­ным, интегрирующим компонентом системы ценностных ориентации является личностный смысл жизни (ЛСЖ). А. Платонов так определяет его:

Смысл жизни не может быть большим или маленьким. Он непременно сочетается с вселенским и всемирным процессом и изменяет его в свою особую сторону, — вот это изменение и есть смысл жизни2.

Последуем за логикой раскрытия феномена ЛСЖ.

 

Интеграция акмеологических, валеологических и экологических знаний как условие движения че­ловека, его развития в гармонии. См.: ТатарникооаЛ. Г., Гагин Ю. А. Природа и человек: два аспек­та сообразования/Учебно-исследовательская и практическая деятельность в современном экологи­ческом образовании. — СПб.: Крисмас+, 2002.

Платонов А. Государственный житель. — Минск, 1990. — С. 599-600.


Человек, находясь под воздействием той или иной национальной культуры и ассимилируя ее, формирует в себе две эндоморфные психологические структуры:

1. Усваивает культуру как определенное информационное содержание. В этот показатель входят и знания в области здорового образа жизни.

2. Это же содержание, отрефлексированное на личностном уровне, формиру­ет личностную систему ценностей (ЛСЦ). Она становится системой импе­ративов жизни и поведения. В этом случае содержание усвоенной (отреф-лексированной и принятой как индивидуально-личностной) культуры при­обретает особое, личностно-индивидуальное структурирование, становясь системой аксиологических функций личности, главная из которых есть личностный смысл жизни. Именно ЛСЖ определяет сущность здорового образа жизни индивида.

Исходя из биологических и психологических посылок, философских идей, здоровый образ жизни человека третьего тысячелетия можно было бы определить по следующим признакам:

1. ЗОЖ есть стратегическая цель жизни, обеспечивающая гармонию длитель­ных периодов индивидуальной жизни, всей жизни;

2. ЗОЖ есть личностная связь целей жизни индивида с жизнью вида (семьи, рода), народа — «сочетание с вселенским и всемирным процессом» (по А. Пла­тонову);

3. ЗОЖ, обеспечивающий гармонию смысла жизни, дан человеку как волевое движение к логической реализации индивидуальных целей и «вселенского процесса. ЗОЖ как смысл гармонического ощущения самого себя дан че­ловеку в форме, характерной для всякой культуры ценностных (аксиоло­гических) форм и проявлений».

Таким образом, психология здорового образа жизни человека реализуется на основе витально-аксиологической концепции (по Сержантову), специфических принципов-законов: жить по Законам Вселенной; позитивно мыслить, позитивно воспринимать себя и других; усиливать волевое движение к осуществимости «Я» как гармоничной сущности; соблюдать индивидуальную программу ЗОЖ; дости­гать согласия с миром и собой; соблюдать законы слова, звука, числа, цвета, света, геометрических форм — благоговеть перед жизнью.

Благоговение перед жизнью, завершающее (на данном этапе) свод законов, обеспечивающих реализацию здорового образа жизни, — сложное и противоречи­вое чувство. Диалектическая логика этого противоречия отражена отечественным философом С Франком:

...Благоговение — это высшее, центральное и объединяющее чувство, вносящее мир и успокоение в нашу душу. Благоговение есть непосредственное единство страха и лю­бовной радости. Благоговение есть страх, преодоленный любовью и насквозь пропи­танный и пр эбраженный ею (Вопросы философии. — 1990. № 6. — С. 109.

Подведем итог сказанному и выведем формулу здорового образа жизни. Психология здорового образа жизни с позиций витально-аксиологической концепции личности включает следующие компоненты: само-осознаниеу свобода




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.