КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследование представлений о критериях здоровья 23 страница
Краткий исторический обзор Исторический обзор становления сексологии как науки подробно дан в юптге известного российского сексолога И. С. Кона «Введение в сексологию» [5]. Проблемами пола люди интересовались всегда, но интересы их строго регламентировались рамками морали времени и общества. Известно, что официальная мораль буржуазного общества в XIX в. была насквозь пронизана антисоциальными установками. Не только половая жизнь, но и весь «низ» считались грязными и непристойными, о чем порядочным людям не положено думать и тем более говорить вслух. В Англии начала XIX в. считалось неприличным даже попросить соседку по столу передать цыплячью ножку, так как слово «ножка» вызывает сексуальные ассоциации. Приходя к врачу, женщина показывала, где у нее болит, не на собственном теле, а на кукле. В некоторых библиотеках книги, написанные женщинами, хранились отдельно от книг авторов-мужчин. В XIX в. свирепствует моральная цензура. По соображениям благопристойности запрещаются произведения Ронсара, Лафонтена, Руссо, Вольтера, Прево, Беранже и других авторов. В 1857 г. во Франции состоялись два судебных процесса. Автор «Госпожи Бовари» был оправдан, ибо «оскорбляющие целомудрие места», хотя и заслуживают всяческого порицания, занимают весьма небольшое место по сравнению с размерами произведения в целом, а сам «Гюстав Флобер заявляет о своем уважении к нравственности и ко всему, что касается религиозной морали». Бодлера же осудили, а цензурный запрет на 6 стихотворений из «Цветов зла» был снят только в 1949 г. То же самое происходило и в других странах. Поэтому даже сама постановка проблемы пола в этих условиях требовала большого личного мужества.
Врачи первыми занялись систематическим изучением половой жизни, и начали, они, естественно, не с нормальных, а с патологических ее форм. В числе основоположников сексологии обычно упоминаются профессор психиатрии Венского университета Рихард фон Крафт-Эбинг (1840-1902), швейцарский невропатолог; психиатр и энтомолог Август Форель (1848-1931), немецкие психиатры Альберт Молль (1862-1939) и Магнус Хиршвельд (1868-1935); австрийский психиатр, родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939); немецкий дерматолог и венеролог Иван Блох (1872-1922) и английский публицист, издатель и врач Генри Хэвлок Эллис (1859-1939). В развитии теоретической сексологии XIX - начала XX в. отчетливо проступают две тенденции: 1) постепенное ослабление жесткого биологического детерминизма в пользу более тонких и сложных психологических теорий и 2) усложнение и обогащение самого понятия нормы на основе включения в нее широкого спектра вариаций. Переориентация сексологической теории с биологии на психологию наиболее отчетливо выражена в работах Хэвлока Эллиса. Его семитомный труд «Исследование по психологии пола» (1897-1928) содержит все, что было известно в то время по психологии сексуальности. Главный пафос Эллиса — в гуманистическом стремлении понять многообразие форм человеческой сексуальности, а не безоговорочно осуждать все то, что отвечает нормам современной культуры или нашим собственным склонностям. На положения Эллиса во многом опирался известный голландский гинеколог Теодор Хендрик Ван де Вельде (1873-1937) в своей книге «Идеальный брак» (1926) — самой популярной книге по практической сексологии с середины 1920-х до начала 1960-х гг. (в 1967 г. вышло ее 77-е издание). В этой книге женщина едва ли не впервые показана не как простой объект сексуальной активности мужчины, а как его равноправный партнер, интересы которого должны строго соблюдаться.
Какими бы специальными ни казались многие проблемы сексологии, ее развитие было всегда тесно связано с общими тенденциями общественного мнения и социальными движениями. В 1921 г. Хиршфельд организовал в Берлине 1-й Международный конгресс сексуальных реформ. В 1928 г. на съезде в Копенгагене была основана Всемирная лига сексуальных реформ, первыми президентами которой последовательно были Эллис, Форель и Хиршфельд, В конце 1930-х гг. американский ученый Альфред Кинзи (1894-1956) начал исследование, которое радикально изменило наши представления о человеческой сексуальности. Кинзи прекрасно понимал значение биологических и психологических детерминант сексуальности, но главной, ключевой своей задачей он считал объективное изучение сексуального поведения. Кинзи мечтал собрать 100 тысяч сексуальных историй. Он успел провести около 19 тысяч интервью, каждое из которых содержало от 350 до 520 пунктов информации. Это была поистине титаническая работа, по сей день не имеющая равных. Ее итоги, изложенные в двухтомном труде «Сексуальное поведение мужчины» (1948) и «Сексуальное поведение женщины (1953), стали подлинной революцией в сексологии. В работах Кинзи сексология впервые получила статистическую основу, обнажив широчайший диапазон индивидуальных и социальных вариаций сексуального поведения. До 1966 г., когда вышла классическая работа американских ученых гинеколога Уильяма Мастерса и психолога Вирджинии Джонсон «Человеческая сексуальная реакция», сексологическая клиника, как правило, имела дело только с одним пациентом: врачи лечили мужчин «от импотенции», а женщин — «от фригидности», давали консультации по вопросам половой жизни, но сексуальный партнер, супруг или супруга привлекались лишь эпизодически. Как фактически происходит половой акт и каковы психофизиологические реакции партнеров друг на друга на разных стадиях копулятивного цикла ученые знали лишь по собственному опыту да по рассказам друзей и пациентов. Можно ли объективно судить о том, чего нельзя наблюдать? Особенно загадочной была психофизиология женского оргазма. Не зная его, можно ли добиться желанной согласованности мужских и женских сексуальных реакций, чтобы оба партнера получали максимальное удовлетворение? О лабораторных исследованиях полового акта мечтал уже Кинзи. Уильям Мастере заинтересовался этой проблемой еще на студенческой скамье. А в 1954 г., когда ему было 38 лет, он вместе с Джонсон приступил к осуществлению «проекта исследования пола».
Исследователи начали с того, что попросили своих друзей и университетских коллег направлять к ним людей, готовых подвергнуться сексологическому обследованию. Пришедших 1273 добровольцев детально опросили об их сексуальной жизни. Подробные интервью позволили ученым лично познакомиться с обследуемыми, установить с ними доверительный контакт. Для эксперимента были отобраны 382 женщины и 312 мужчин (296 супружеских пар, остальные — не состоящие в браке) в возрасте от 18 до 78 лет. Им помогли привыкнуть к лабораторной обстановке, а затем во время серии половых актов тщательно замеряли физиологические реакции обоих партнеров. Кроме того, проводился ряд экспериментов мастурбационного типа, например женщины мастурбировали с помощью искусственных половых членов разных размеров, а встроенная в эти приборы элект роника фиксировала тончайшие физиологические реакции гениталий. В общей сложности ученые наблюдали и сняли на пленку 7500 законченных женских и 2500 мужских сексуальных циклов. Хотя лабораторные условия сказывались на сексуальных реакциях обследуемых (у мужчин больше, чем у женщин), полученные результаты были исключительно важны. Изучение копулятивного цикла как единого процесса парного взаимодействия имело громадное значение. В конце 1970-х гг. на этой основе началось экспериментальное изучение такого важного явления, как синхронизация гормональных и психофизиологических процессов супружеской пары.
Понятие сексуального здоровья Попытки дать универсальное определение сексуального здоровья предпринимались многими исследователями. Однако большинство из них не имели успеха. Связано это с тем, что в каждой культуре существуют свои особенности в установках, представлениях и оценках сексуальности. Культурное своеобразие должно быть учтено при разработке программ санитарного просвещения, первичной профилактики сексуальных дисгармоний, психотерапевтического консультирования и лечения.
Одна из попыток, предпринятых для определения сексуального здоровья, была сделана экспертами Всемирной организации здравоохранения. Оно звучит так: Сексуальное здоровье есть комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогашаюших личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви. Понятие сексуального здоровья включает три основных элемента: 1. Способность к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики. 2. Свобода от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения. 3. Отсутствие органических расстройств, заболеваний и «недостаточностей», мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций. Более приемлемый путь определения нормы в сексуальных отношениях в настоящее время видится в выходе сексологии за пределы клиники, т. е. сексопатологии. Для того чтобы разорвать порочный круг, когда норма объясняется через патологию, а патология определяется по отношению к подразумеваемой норме, о которой достоверно ничего неизвестно, необходимо обратиться к изучению поведения, физиологии и мотивации нормальных, здоровых, обыкновенных людей в естественных условиях их жизни. Как пишет И. С. Кон, кого и что считать нормальным? Понятие нормы в биологии и медицине многозначно. Во-первых, норма понимается как норматив, т. е. нечто должное, эталон, на который нужно равняться, оценивая по нему индивидуальное поведение; таковы, например, спортивные нормы или нормы питания. Такие нормы-нормативы всегда условны и имеют значение только в определенной системе отсчета. Во-вторых, норма понимается как статистически среднее, наиболее часто встречающееся, массовое явление. В современной науке нормальное в статистическом смысле включает не только среднестатистическую величину, но и серию отклонений от нее в известном диапазоне. В-третьих, норма понимается как функциональный оптимум, подразумевающий протекание всех процессов в системе с наиболее возможной слаженностью, надежностью, экономичностью и эффективностью. Функциональная норма всегда индивидуальна, и ее нарушение определяется не величиной отклонения от статистического среднего, а функциональными последствиями. Как известно, вариативный размах крайних проявлений сексуальности определяется цифрой 1:4500. Такова чрезвычайная вариативность индивидуальных отклонений в сексуальной жизни, обнаруженных Кинзи в своих опросах. Причины такого разброса нормы: 1. биологические (тип сексуальной конституции); 2. уровень общей и сексуальной культуры (воспитание); 3. личный опыт (субъективность в оценке сексуальной практики). Как видно, кроме формально-методологических измерений понятие нормы имеет ряд содержательных параметров, Разговор о норме всегда подразумевает вопрос: «Норма чего?» Нормы морали, физиологии и психологии могут совпадать или не совпадать друг с другом, но это разные нормы, имеющие разные системы отсчета. Интенсивность половой жизни измеряется иначе, чем степень получаемого от нее удовлетворения, и т. д. К сожалению, как раз в рассуждениях о «нормальной» или «ненормальной» сексуальности эти понятия часто не уточняются; моральные нормы смешиваются с психическими или физиологическими, среднестатистические — с функциональными, количественные — с качественными и т. п. В целом, поскольку сексология представляет собой междисциплинарную науку, постольку и сексологическая норма должна представлять собой сочетание норм всех наук. Для специалиста, работающего в области психологии здоровья, одним из вариативных ориентиров в понимании сексуальной нормы могут быть предложенные К. Имелинским три категории нормы: оптимальная, принятая и терпимая [2]. К оптимальной норме следует отнести сексуальные действия и формы поведения, которые, благодаря своим особенностям, наиболее желательны с индивидуальной и социальной точек зрения. Именно по этой причине их можно пропагандировать в виде модели для полового воспитания. К принятой (признаваемой, приемлемой) норме относятся такие сексуальные действия и формы поведения, которые хотя и не являются оптимальными, но не ограничивают индивидуального развитая человека и не мешают ему налаживать тесные межчеловеческие контакты, т. е. это действия и формы поведения, не вызывающие принципиальных возражений. К терпимой (толерантной) норме следует отнести такие сексуальные действия и такое поведение, оценка которых может быть различной с точки зрения нормы или патологии и зависит от личностного, ситуационного и партнерского контек ста. Сюда относятся такие формы поведения, которые ограничивают возможности гармоничного подбора сексуального партнера и установления с ним тесных межчеловеческих связей. Однако эти ограничения не имеют абсолютно патологического характера, поскольку соответствующий сексуальный выбор может обеспечить гармоничную половую жизнь партнеров. Все указанные выше категории нормы причисляются в равной мере к сексуальной норме в клиническом понимании, т. е. не требующей никакого терапевтического вмешательства. Иначе обстоит дело с точки зрения педагогики, в которой нормой считается только оптимальный вариант, в крайнем случае — приемлемый, в то время как сексуальные действия и формы поведения в рамках терпимой нормы могут рассматриваться как нежелательные и даже выходящие за рамки. К числу критериев, определяющих сексуальное здоровье, относится совпадение «диапазонов приемлемости» партнеров. Это понятие, введенное в обиход в 1966 г. сексопатологом Н. В. Ивановым, включает все три категории сексуальной нормы. Диапазон приемлемости имеет индивидуальные рамки и относится ко всем сторонам сексуальной активности (от ласк до способов полового акта). Если диапазон приемлемости устраивает обоих партнеров, то, как правило, сексуальные отношения носят гармоничный характер, но если у одного из партнеров он предельно сужен, а у другого, наоборот, расширен, то в этих условиях возникает дисгармоничность сексуальных отношений. Причиной сужения диапазона приемлемости могут быть пуританское воспитание, искаженная информация о половых отношениях, грубость партнера и др. С возрастом и накоплением сексуального опыта диапазон приемлемости как правило, имеет тенденцию расширяться при условии, что этот процесс грубо не форсируется одним из партнеров. Подобно определенной поведенческой программе, в ходе онтогенетического развития у человека складывается свой «сексуальный сценарий». Нормативные компоненты сексуального сценария — кто, что, с кем, где, когда, как и почему должен, может или не должен и не может делать в сексуальном плане — в общих чертах задаются соответствующей культурой. Однако это не исключает больших индивидуальных различий и вариаций количественного и качественного порядка. Концепция индивидуальных различий по отношению к формам сексуального поведения долгое время отвергалась, несмотря на то, что в медицине она была принята повсеместно. В связи с этим устанавливались узкие и жесткие рамки на диапазон приемлемости, в которых должна протекать сексуальная жизнь человека, чтобы ее можно было рассматривать как «нормальную». В соответствии с критериями, разработанными Сексологическим институтом в Гамбурге, к норме можно было бы относить все формы сексуальной активности, сексуального поведения и сексуальных действий, которые имеют место между двумя зрелыми лицами разного пола, принимаются ими обоими и направлены на достижение наслаждения, которые не вредят их здоровью и не нарушают норм общежития. Характер сексуальных форм поведения и действий не имеет при этом значения для квалификации их как нормальных или патологических явлений. Это следует из сексологической концепции индивидуальных различий, которая признает за человеком право поиска собственных, индивидуальных путей для достижения наслаждения [2]. Таким образом, исходя из этого определения, можно сказать, что взрослые имеют возможность выбора таких сексуальных действий и форм поведения, которые доставляют им максимальное наслаждение, одобряются ими и при этом не наносят ущерба их здоровью и обществу. Приближение сексуальных отношений к указанным критериям партнерской нормы всегда связано с возрастающей степенью укрепления связи партнеров, что отражается, например, на благополучии отношений в браке. Сама по себе сексуальность — это важный стабилизирующий фактор супружества. Удовлетворенность супругов сексуальной жизнью непременно отражается на углублении и гармонии чувств.
Количественные основы сексуальности Нормальное психосексуальное поведение человека — это результат совместного действия природных данных и воспитания. Следовательно, необходимо различать количественную и качественную стороны сексуальности. Количественная, или энергетическая, сторона сексуальности измеряется силой, длительностью и частотой сексуальных реакций. Г. С. Васильченко, давая ее системное описание и интерпретацию, называет ее «половой конституцией индивида», которую он определяет как совокупность устойчивых биологических свойств, складывающихся под влиянием наследственных факторов и условий развития в пренатальном периоде и раннем онтогенезе; половая конституция лимитирует диапазон индивидуальных потребностей на определенном уровне половой активности и характеризует индивидуальную сопротивляемость в отношении патогенных факторов, обладающих избирательностью в половой сфере [11]. Разные типы конституции определяются в количественных терминах как «слабая», «средняя», «сильная». Понятие половой конституции существенно прежде всего тем, что оно ориентирует на индивидуальный подход, а не пытается «обуть всех людей в обувь одного размера» и зависит от многих психофизиологических и социальных факторов, о которых мы, к сожалению, знаем очень мало. В ранних теориях сексуальности все было просто. Количество сексуальной энергии считалось ограниченным. Немецкий ученый О. Эффертц в 1894 г. даже «подсчитал», что каждый мужчина обладает «запасом» в 5400 эякуляций. Давали примерно такое «расписание» для мужчин: «Если вам 20-30 лет, то положено иметь 3 сношения в неделю; от 30 до 40 — 2 раза; от 40 до 50 — 1 раз и если вам более 50 лет, то с целью поддержания здоровья Вам следует иметь одно сношение в 10 дней». Суть подобного подхода к сексуальной деятельности человека заключалась в следующем: чем раньше начинается и чем интенсивнее протекает половая жизнь, тем раньше она заканчивается импотенцией и т. д. Умозрительность таких подсчетов совершенно очевидна. Количество половых актов и частота половой жизни во многом определяются сексуальной конституцией. Если взять количественную сторону дела (частота половых сношений), то наибольшую сексуальную активность обнаруживают люди до 30 лет. Исследование У Уилсона, основанное на опросе 911 мужчин и 1370 женщин — жителей США, показывает, что сексуальная активность зависит и от возраста, и от пола, и даже от образования. В качестве иллюстрации возрастной динамики можно привести наблюдения Таллемана-Дорио. В доме одного знатного человека в определенной последовательности висели четыре гобелена. На первом была изображена молодая пара 20 лет в жарких объятиях, а внизу вышита подпись: «В любовную игру, о братья, способен день и ночь играть я!». На втором пара повзрослее, около 30 лет, а надпись гласила: «От вас, друзья, я не скрываю: когда хочу, тогда играю!». На третьем гобелене — мужчина и женщина в возрасте примерно 40 лет и надпись: «И я, друзья, от вас не скрою, частенько занят сей игрою!». И, наконец, на четвертом гобелене были изображены старик со старухой с простертыми к небу руками, а надпись гласила: «О милосердный мой творец, ужель я больше не игрец!». Вот так примерно заканчивается сексуальная активность людей. Снижение сексуальной активности с возрастом, безусловно, имеет свои биологические причины. Однако есть данные, что приблизительно 15% продолжают ее даже после 80 лет, хотя более половины мужчин и женщин прекращают половую жизнь около 60 лет. Данные о сексуальной активности группы пожилых (старше 60 лет) мужчин и женщин можно распределить на 4 типа: 1. сексуальная активность все время отсутствует (женщины — 74%, мужчины - 27%); 2. уменьшается (10% и 31% соответственно); 3. сохраняется (10% и 22%); 4. растет (6% и 20%). Чем объясняются эти вариации? Отчасти особенностями половой конституции и выработанного на ее основе индивидуального условно-физиологического ритма. Однако дело не в одной психофизиологии. Сексуальная активность супругов зависит не только от их половой возбудимости, но и от того, какую ценность они придают этой стороне жизни, т. е. какое место в иерархии ценностей, наряду с другими формами самореализации (труд, общение и т. д.), занимает этот вид человеческой деятельности. Проблема эта весьма сложна. В качестве примера можно привести слова 60-летнего мужчины, который на приеме после жалоб на снижение эрекции сказал: «Если не вылечусь — зачем жить?», в то же время мужчина 30 лет в сходной ситуации заметил: «Не вылечусь, не больно надо. Больше будет свободного времени». Известно, что женатые люди чувствуют себя в среднем гораздо увереннее и счастливее, чем холостяки, а имеющие детей,— лучше, чем бездетные. Сочетание физической и духовной близости гармонизирует эмоциональные реакции любящих, повышает их эмпатию, что проявляется и в сексуальной сфере. Среди пар, удовлетворенных браком, сексуально совместимыми оказались практически все, а среди неудовлетворенных — только 63%. При всей связанности с институтами брака и супружества сексуальность все же относительно автономна от них. Существуют достоверные данные, что сексуальная активность супругов и заинтересованность в интимной близости снижаются с их возрастом и стажем супружества. По данным ученых ГДР, средняя частота половых актов на первом году брака составляет 11 раз в месяц, на втором — 9-10, а при стаже от 4 до 10 лет — 8-9 раз. На втором году супружества обнаруживается некоторая рассогласованность желаний мужа и жены: многие женщины проявляют меньшую заинтересованность в половой жизни, нежели их мужья, что снижает у последних удовлетворенность сексуальной стороной брака, но дальнейшего снижения сексуальной удовлетворенности мужчин при брачном стаже от 4 до 10 лет не наблюдается. По-видимому, устанавливается какой-то взаимоприемлемый для обоих супругов ритм. Среди 30-40-летних супругов, обследованных профессором Л юкке Арезин (ГДР), желание более интенсивной сексуальной жизни высказали более двух третей мужчин и меньше трети женщин. В целом у женщин от 15 до 48 лет частота половых сношений с возрастом увеличивается, но в замедляющемся темпе; это соответствует традиционным представлениям о росте женской сексуальной активности. На Востоке говорят: «Женщина до 30 — это волчица, после 40 — уже тигрица». Возраст мужа на частоту половых актов влияет мало, хотя очень небольшое и медленное снижение сексуальной активности начинается уже после 17 лет. Чем продолжительнее брак, тем реже становятся половые сношения, но этот процесс не является линейным: в первые 2-3 года супружества сексуальная активность снижается, затем снова растет сначала в ускоряющемся, а потом — межд)7 6-м и 10-м годом брака — в снижающемся темпе. Однако эти процессы могут быть неодинаковыми в разных когортах. Средняя частота половых сношений у опрошенных английских мужчин составила 2,5 в неделю. Таким образом, можно сказать, что современный человек ведет более интенсивную сексуальную жизнь, чем его предки. Улучшившееся питание способствует повышению сексуальной активности, а кризис традиционных религиозных запретов и появление эффективных контрацептивов — большему, чем прежде, отделению сексуально-эротических отношений от репродуктивной функции. На регламентацию сексуальной деятельности особое влияние оказывала и оказывает культура. В Древнем Китае, например, к занятиям любовью относились как к необходимому для физического и умственного здоровья, получения здорового потомства, достижения душевного равновесия, а также для укрепления семьи. Об этом свидетельствует древнекитайский трактат «Фан чжун», или «Искусство спальни». Три основных понятия отделяют «Дао-любви»1 от других сексуальных представлений. Первое понятие состоит в том, что мужчина должен найти правильный порядок эякуляции в соответствии со своим возрастом и физическим состоянием. Вот что рекомендовал древний китайский врач Сунь-Сю-Мо (581 г. до н. э.): мужчина 20 лет может эякулировать 1 раз каждые 4 дня, 30-летний — 1 раз в 8 дней, 40 лет — 1 раз в 10 дней, 50 лет — 1 раз каждые 20 дней, а 60 лет и старше вообще может не иметь эякуляций. Второе понятие носит относительно новаторский характер. Древние китайцы учили, что эякуляция и оргазм для мужчины — это не одно и то же.
Третье понятие связано с удовлетворением женщины. Суть китайской философии любви хорошо подметил Ли-Дун-Сяня — врач XVII в.: Мужчина должен развивать способность к задержке эякуляции до полного удовлетворения партнерши... Мужчина должен открыть и развить свою собственную идеальную частоту эякуляций, и она не должна превышать 2-3 раз за 10 сношений. То есть мужчина может заниматься любовью столько раз в день или в неделю, сколько пожелает, но частота эякуляций должна регламентироваться его физическим состоянием и возрастом, а также в зависимости от сезона: Весной мужчина может позволить себе эякулировать раз в три дня. Летом и осенью — дважды в месяц. Холодной зимой должен беречь семя и не эякулировать вовсе. По последним данным сексологи делают вывод, что современный половой акт стал не только чаще, но и длительнее. Если в 1950-х гг. длительность его составляла в среднем 2 минуты, то в 1980-х — уже 10 минут. На этот счет существуют разные точки зрения: по мнению Г. С. Васильченко, нормальным половым актом можно считать акт длительностью 1 минуту, В. И. Здравомыслов говорит о 4 минутах. В данном случае речь идет о временном критерии диагностики преждевременной эякуляции. Общим мнением остается положение древних китайцев о том, что мужчина должен быть способен проводить сексуальную игру, включающую не только фрикции, до полного удовлетворения женщины, и при этом нет надобности учитывать среднестатистические данные.
Качественные основы сексуальности Верно, что норма в медико-психологическом аспекте не может определяться только критериями количественного характера (например, частотой). Как пишет К. Име-линский, «под понятием "нормальное" разумеется здоровье, т. е. состояние, необходимое для хорошего физического, а также психического и социального самочувствия, независимо от того, встречается оно редко или часто...» [2]. В описании количественной стороны сексуальной деятельности отражаются отдельные поведенческие акты. Однако сексуальная активность человека сама по себе является одной из сторон личности, описание которой всегда будет неполным без изучения жизненного мира личности как целого во взаимодействии ее с конкретными жизненными ситуациями, от которых зависят содержание и смысл ее деятельности в данный момент. В зависимости от смысла, от того, какие именно потребности удовлетворяет сексуальное поведение, интимная близость может быть: 1. Средством релаксации, разрядки полового напряжения. Это элементарная форма сексуального удовлетворения, когда акцент делается на физиологических потребностях субъекта, а качества партнера почти безразличны (можно обойтись только мастурбацией). 2. Средством прокреации — деторождения, когда важен не столько процесс, сколько его конечный результат. В чистом виде этот тип мотивации выступает в династическом браке монарха, нуждающегося в наследнике, или в поведении одинокой женщины, которая сознательно использует мужчину, чтобы родить ребенка. Эротические соображения играют здесь ничтожную роль, зато очень важны социальные или природные качества «производителя». 3. Средством рекреации — чувственного наслаждения, выступающее моцель. Рекреативная мотивация оттеняет игровые аспекты секса; * шее значение придается при этом новизне и разнообразию эротичес ники. Психологическая интимность при этом не обязательна, секс удовлетворение партнера входит в «правила игры» лишь как среде личить собственное удовольствие. 4. Средством познания, удовлетворением полового любопытства. Онс но характерно для начинающих половую жизнь подростков, обур«вопросом: «А как это вообще бывает?». У взрослых вопрос конкр* ется: «Что представляет собой данный человек в сексуальном пла» в любом случае партнер выступает прежде всего как объект позна* 5. Средством коммуникации, когда половая близость становится м< психологической близости двух личностей, выходом из одиночесп нием двоих в единое целое. Это самый сложный вид отношений, ку численные выше мотивы входят как подчиненные компоненты. К< кативная сексуальность предполагает высочайшую степень индш ной избирательности. Именно она обычно подразумевается, когда о половой любви. 6. Средством сексуального самоутверждения, когда на первый план е ет потребность индивида проверить или доказать самому себе и др> он может привлекать, нравиться, сексуально удовлетворять. Этс исключительно важен для подростков, у взрослых его гипертрофр но связана с чувством тревоги и неуверенности в себе.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |