КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследование представлений о критериях здоровья 21 страница
воли как осознанная необходимость, совесть и творчество как условие здорового образа жизни. Движение к здоровому образу жизни связано с осуществимостью человека. Осуществимость, т. е. то, что можно привести в исполнение, воплотить в действительность — имманентное свойство живого вещества, потенциала здоровья человека, его различных качеств —...состоит: 1) в способности к возрастанию потенциала (в соответствии с принципом возрастания внешней работы живого вещества, обоснованного Э. С. Бауэром и В. И. Вернадским; 2) в самореализации потенциала... свойство осуществимости, как и явление осуществления, представляет собой двуединство становления и реализации потенциала (интеллектуального, эмоционального здоровья, индивидуальности) [4, с 86]. ЗОЖ — это способ жизни человека и его развития, проявление внутренней свободы как характерной детерминации, которая есть не что иное, как самодетерминация; ее сущностным проявлением служит творчество, порождение новаций. Поскольку свобода — модус жизни человека, то она не может не быть развитием, «творчеством» и самой личности. ЗОЖ также предполагает развитие периодов жизни как определенного рода новаций по отношению к прошлому и будущему1. Новации же, применительно к ЗОЖ — это новое качество жизни, разрыв со старым, движение к самому себе, но уже новому, осознавшему свое бытие во времени. И в заключение: здоровый образ жизни, как и личность в целом, реализуется не в отдельных актах (занятие физической культурой, сбалансированное питание и т. д.), следовании Законам, культурным и семейным установкам, находящих свое отражение в поступках и чертах характера, а осуществляется в судьбе человека, его жизненном пути, наконец — биографии.
Контрольные вопросы 1. Здоровый образ жизни человека включает такое понятие, как совесть. Вме- Совесть — это процесс и результат сличения фактического поведения индивида со структурой его личности...; совесть есть переживание состояния (удаленности) собственных личностных установок индивида... от функционирующих в данном обществе и позитивно оцениваемых систем ценностей...; совесть... представляет собой сличение реального поведения человека с общечеловеческими нравственными чувствами стыда, милосердия, благоговения.
2. Влияет ли отсутствие новых знаний в области человековедения на организацию индивидуального здорового образа жизни? Какие это знания? 3. Выделите и обоснуйте основные законы здорового образа жизни. 4. «Здоровый образ жизни с позиций современных знаний о человеке — это... Продолжите определение. 5. Попробуйте на основе рефлексии данного и дополнительного материала составить индивидуальную программу здорового образа жизни. Проследите (отрефлексируйте) изменения в жизни под воздействием этой программы.
Литература 1. Анохин П. К. Социальное и биологическое в природе человека // Соотношение биологического и социального в человеке. — М., 1975. — С. 301. 2. Бартини Р. О. Соотношение между физическими величинами // Проблемы теории гравитации и элементарных частиц. — М., 1996. 3. Бауэр Э. С. Теоретическая биология. — СПб.: Росток, 2002. 4. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. — М.: Айрис-Пресс, 2002. 5. Воскресенский В. А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков. — М.: Знание, 1987. 6. Гагин Ю. А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической акме-ологии. - СПб., 2000. 7. Гиппократ. О здоровом образе жизни // Клятва. Закон о враче. Наставление. — Минск, 1988. 8. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. — М., 1981. 9. Еремеева В. Д., Хризман Г. Я. Мальчики и девочки: два разных мира. — СПб.: Трускарора, 2000.
10. Игимуратов А. Семь этюдов о здоровье. — СПб.: ПИК, 1997. 11. Иоанн Сан-Францисский. Избранное. — Святой остров, 1992. — С. 33. 12. Книга о здоровье / Под ред. Ю. П. Лисицына. — М.: Медицина, 1988. 13. Космическое сознание: Сер. Библиотека восточно-религиозной философии. 14. Лаптев А. К. Тайна пирамиды здоровья. — СПб.: Петроградский и К°, 1998. 15. Сапунов В. Обухов В. Л. Сущность человека как мост между двумя мирами. — Основы антропоэкологии. — СПб.: Химиздат, 2000. — С. 113-128. 16. Сержантов В. Ф. Характер и судьба. — СПб.: Санкт-Петербургский философский клуб, 1997. 17. Субетто А. И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. Этюды креативной онтологии. — М.: Логос, 1992. 18. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. Генезис, тенденции развития. - 2-е изд. - СПб.: PEYROC, 1997. 19. Ухтомский А. А. Заслуженный собеседник. — Рыбинск: Рыбинское подворье, 1999. 20. Фромм Э. Искусство любви. — Минск, 1990. 21. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. Глава 12 ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ
Современные тенденции заболеваемости в развитых индустриальных обществах актуализировали идею индивидуальной ответственности человека за состояние своего здоровья. Ко второй половине XX в. в причинах смертности перестали господствовать острые, преимущественно инфекционные заболевания, их сменили гораздо более сложные по своей природе и трудно поддающиеся лечению хронические заболевания. Известный специалист в области восточной натуропатиче-ской медицины доктор Дипак Чопра считает, что для современного человека болезнь — это вопрос не необходимости, а выбора: природа не навязывает нам бактерии или вирусы, вызывающие сердечные приступы, диабет, рак, артрит или остеохондроз, они являются следствием неверных действий человека1. Э. Гюан и А. Дюссер ввели в оборот понятие «болезни цивилизации», подчеркивая, таким образом, что многие болезни, широко распространенные в настоящее время, обусловлены особенностями образа жизни человека в современном обществе. Они выделили 4 категории таких заболеваний: 1. «Болезни загрязнения» (следствие техногенной деятельности индустриал ь-ных цивилизаций: отравление почвы, воды, атмосферы). 2. «Болезни истощения» (результат физического и нервно-психического переутомления человека). 3. «Болезни потребления» (нарушение режима и структуры питания, употребление веществ, вызывающих химическую зависимость, злоупотребления лекарственными препаратами). 4. «Болезни обратной инадаптации» (вызванные рассогласованием биологических и социальных ритмов жизнедеятельности человека).
Поскольку с каждым годом доля вышеназванных болезней в общей картине заболеваемости растет, еще в начале 1970-х гг. в большинстве западных стран был осуществлен радикальный концептуальный переход в политике охраны здоровья населения от рассмотрения граждан как пассивных потребителей медицинских услуг к осознанию их первичной активной роли в создании условий, способствующих сохранению здоровья. Эта новая политика, получившая название Health promotion*, сводилась, главным образом, к стимулированию ориентированного на сохранение здоровья поведения в сочетании с широкой системой соответствующих организационных, экономических, экологических и медицинских мер поддержки. В России прогрессивные ценности, утверждающие первичную роль личности в формировании своего здоровья, значительная часть населения пока не осознает, они еще не вошли в их культуру и деятельность. Так, например, результаты массового опроса, проведенного в Санкт-Петербурге2, свидетельствуют о том, что большая часть респондентов (54 %) склонна приписывать ответственность за свое здоровье в основном внешним, не зависящим от них самих, обстоятельствам жизни. И только около 25 % опрошенных в ответ на вопрос: «От чего в большей степени зависит состояние вашего здоровья?» — отметили решающую роль собственных усилий в сохранении здоровья. Интересно, что на другой вопрос анкеты, заданный в безличной форме: «Кто несет ответственность за здоровье человека?», около 50% респондентов убежденно ответили, что именно сам человек, а не государство, врач или семья. Можно предположить, что так называемый двойной стандарт в оценке значимости личных усилий человека в сохранении здоровья объясняется тем обстоятельством, что многие люди, в целом отдавая себе отчет в собственной ответственности за свое здоровье, считают, что в современных условиях внешние обстоятельства жизни, которые они не в состбянии контролировать (экономическая нестабильность, экологические проблемы), ограничивают их способность влиять на собственное здоровье. Таким образом, отношение к здоровью вполне может быть рассмотрено как одна из основных «мишеней», на которую должно быть направлено психокоррекцион-ное воздействие специалиста, работающего в области психологии здоровья. При этом дифференцированный подход к психокоррекционной работе должен опираться на всестороннее изучение особенностей отношения человека к своему здоровью. А концепция «психология отношений», в свою очередь, может быть выбрана как теоретико-методологическая основа изучения здоровья человека, так как отношение к здоровью, с одной стороны, является отражением индивидуального опыта человека, а с другой — оказывает существенное влияние на его поведение.
Концепция «психология отношения»
«Психология отношений» как концепция зародилась в начале XX в. в школе В. М. Бехтерева. Ее первые штрихи были набросаны А. Ф. Лазурским и С. П. Франком в опубликованной ими в 1912 г. «Программе исследований личности и ее отношении к среде». Рассматривая личность как биосоциальный организм, А. Ф. Лазур ский подчеркивал в качестве ее главной основы нервно-психическую организацию'. Другой важной стороной он считал отношение личности к внешней среде (природе, людям, социальным группам, духовным ценностям и др.). Он придавал отношениям особое значение в достижении душевной гармонии личности, под которой понимал разносторонность, полноту и согласие психических функций человека. Преждевременная смерть А. Ф. Лазурского не позволила ему придать этой теории законченный вид. В дальнейшем «психология отношений» развивалась Владимиром Николаевичем Мясищевым, в творчестве которого представлена вершина разработки идеи отношений в отечественной психологии. Таков один из выводов, к которому приходит Е. В. Левченко, завершая свое обстоятельное исследование истории психологии отношений2. Одно из ключевых положений разработанной В. Н. Мясищевым концепции формулируется так: сущностью личности является отношение к действительности. А категория «отношения» — одно из центральных понятий концепции. При психологическом анализе личность, целая и неделимая по своей природе, предстает перед исследователем как система отношений; а отношения, в свою очередь, выступают как структурные первоэлементы личности. «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» [5, с. 210]. Другими словами, отношения рассматриваются как психическое выражение связи субъекта и объекта. Психологические отношения могут быть описаны и проанализированы с помощью трех компонентов, выделенных В. Н. Мясищевым, а именно эмоционального, познавательного и волевого. Следует отметить, что названные компоненты отношения соответствуют в современной психологии выделению трех сфер психического: эмоциональной, когнитивной и мотивационно-поведенческой. Компоненты отношения не являются составными частями, элементами, входящими в их структуру. Понятие «компоненты отношения» отражает возможность его научно-психологического анализа в трех разных смысловых ракурсах. В соответствии с теоретической концепцией отношение — плод индивидуального опыта и образуется по механизму временной связи. Все компоненты тесно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние на формирование каждого из них в отдельности. В литературе нет единодушного мнения относительного того, в какой последовательности формируются вышеназванные уровни в процессе индивидуального развития. Результаты ряда исследований позволяют предположить, что их формирование происходит, с одной стороны, параллельно, а с другой стороны, на каждом этапе жизнедеятельности человека какой-то уровень выходит на первый план и играет решающую роль для определения особенностей двух других, видоизменяя и развивая их.
Для анализа категории отношения также важно учитывать фактор времени. Рассмотрение отношения в проекции на ось времени представляет собой рассмот рение становления и динамики отношения. Возникшее в процессе индивидуального развития человека отношение не остается неизменным, оно непрерывно изменяется на основе нового жизненного опыта. Так как каждое отношение возникает и развивается в единстве с другими отношениями, то при изменении одного отношения меняются и все другие. Изменчивость отношения личности — это правило, а не исключение. В то же время следует обратить внимание на то, что изменчивость различных по содержанию отношений весьма не одинакова. Отношения могут быть устойчивые и неустойчивые, варьируя от моментальной ситуативной лабильности до высокой стабильности. Но стабильные отношения могут быть и инертно стойкими. Отношения, входящие в поверхностные слои структуры личности, в той или иной степени непрерывно изменяются. А чем ближе к ядру личности, тем отношения более статичны и неподатливы к изменениям в окружающей среде и во внутреннем мире человека. Важно отметить, что изменения этих глубоких отношений личности, если они происходят, вызывают значительные изменения и в других отношениях. Отношения выступают как внутренний механизм саморегуляции деятельности и поведения в той или иной области (по аналогии с психологическим механизмом самооценки), а следовательно, их изучение выявляет потенциальный план личности, ее систему внутренних механизмов поведения. Однако регуляторная функция отношения вступает в действие лишь на определенном этапе онтогенеза: по мере накопления социального и профессионального опыта регулирующая функция отношения совершенствуется. Так, по мнению В. С. Мерлина, человек проявляет себя как личность лишь в процессе осуществления сознательно поставленных целей и активного воздействия на окружающий мир. При этом индивидуальные способы действия по реализации каких-либо целей всегда обусловлены активными отношениями личности. Они проявляются в каждой индивидуальной черте характера и индивидуальном стиле деятельности человека. Если отношения как свойство сознания в целом не нарушены, то это уже само по себе позволяет человеку оставаться личностью, даже в случае поражения его основных психических процессов. И напротив, деформация отношений сознания в целом неизбежно ведет к дезинтеграции личности, даже если при этом особенности психических процессов остались в норме. Личность может деградировать или измениться, если изменяется ее отношения к людям, к труду или коллективу. Только устойчивость и постоянство активных отношений позволяет личности поддерживать собственную надежность и противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и достигать, в конечном счете, поставленных целей, осуществлять реализацию своих намерений. В настоящее время концепция «психология отношений» довольно широко применяется в различных областях психологических исследований: общей психологии, социальной психологии, психологии развития, медицинской (клинической) психологии, психотерапии. Названная концепция может быть использована и как теоретико-методологическая основа исследований в области психологии здоровья, так как проблема отношений имеет непосредственную связь с обеспечением психического здоровья и надежности личности. Отношение к здоровью Исследование проблемы отношения к здоровью предполагает определение самого понятия «отношение к здоровью». Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния. Отношение к здоровью — один из элементов самосохранительного поведения. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, оно содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и мотиваци-онно-поведенческий. Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное (повреждающее), так и позитивное (укрепляющее) влияние на здоровье человека и т. п. Эмоциональный компонент отражает переживания и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека. Мотивационно-поведенческий компонент определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности человека здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья. Следует отметить, что понятие «отношение к здоровью» еще относительно ново для психологической науки. Наряду с ним используются такие термины (или концепты), как «убеждение», «установка», «внутренняя картина здоровья» и др. Это отражает, с одной стороны, растущий интерес к данной проблематике, а с другой — многообразие принципов и путей исследования и неустойчивость концептуального аппарата, который используется в рассматриваемой области. Все это вполне естественно для нового, интенсивно развивающегося исследовательского направления, каким является в настоящее время психология здоровья. Остановимся более подробно на сравнении двух наиболее часто встречающихся в литературе понятий: «отношение к здоровью» и «внутренняя картина здоровья». Последнее было предложено В. М. Смирновым и Т. Н. Резниковой в 1983.г. по аналогии с понятием «внутренняя картина болезни». Авторы рассматривают внутреннюю картину здоровья как своеобразный эталон здоровья человека, который может иметь достаточно сложную структуру и включать как образные, так и когнитивные представления человека о своем здоровье. Ананьев В. А. определяет внутреннюю картину здоровья, с одной стороны, как совокупность интеллектуальных описаний (представлений) здоровья человека, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а также его поведенческие реакции, а с другой — как особое отношение к здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию [1, с. 62-63].
Сравнительный анализ структурных компонентов понятий «отношения к здоровью» и «внутренней картины здоровья», представленный в табл. 12.1, позволяет рассматривать их как синонимичные. Однако в теоретическом плане, как нам представляется, предпочтение следует отдать категории «отношение к здоровью», так как она наиболее обоснована с позиции теории личности. Отношение к здоровью, по сути, интегрирует все психологические категории, в рамках которых анализируется понятие внутренней картины здоровья. Это и знания о здоровье, осознание и понимание роли здоровья в процессе жизнедеятельности человека, его влияния на социальные функции, эмоциональные и поведенческие реакции. Кроме того, категория «отношения» имеет богатую историю разработки, относительно четко определенное содержание, структуру, диктует известную логику анализа. Возможно использование опыта, накопленного при изучении самоотношений, а также отношений к другим объектам окружающей действительности. Отношение к здоровью — один из центральных, но пока еще очень слабо разработанных вопросов психологии здоровья. Поиск ответа на него сводится, в сущности, к одному: как добиться того, чтобы здоровье стало ведущей, органичной потребностью человека на всем протяжении его жизненного пути, как помочь людям сформировать адекватное отношение к своему здоровью. При этом точнее говорить о степени адекватности или неадекватности, так как в реальной жизни выделение диаметрально противоположных типов отношения к здоровью — адекватного и неадекватного — практически невозможно. Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватности/неадекватно-сти отношения к здоровью могут служить: ♦ на когнитивном уровне — степень осведомленности или компетентности человека в области здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении эффективности жизнедеятельности и долголетия; ♦ па эмоциональном уровне — оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему; ♦ на мотивационно-поведенческом уровне — высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей, степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья, степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативно предписанным требованиям медицины, санитарии и гигиены; ♦ соответствие самооценки индивида физическому, психическому и социальному состоянию своего здоровья. Обобщая результаты экспериментальных исследований, следует отметить парадоксальный характер отношения к здоровью современного человека, т. е. несоответствие между потребностью человека в хорошем здоровье, с одной стороны, и его усилиями, направленными на сохранение и укрепление своего физического и психологического благополучия — с другой. По-видимому, истоки несоответствия кроются в том, что формированию адекватного отношения человека к собственному здоровью препятствует целый ряд уже обозначивших себя причин. Попытаемся ниже раскрыть их содержание. Потребность в здоровье актуализируется, как правило, в случае его потери или по мере утраты. Здоровый человека не замечает своего здоровья, воспринимает его как естественную данность, как сам собой разумеющийся факт, не видя в нем предмета особого внимания. В состоянии полного физического и психического благополучия потребность в здоровье как бы не замечается человеком, выпадает из поля его зрения. Он верит в его нерушимость и не считает нужным, поскольку и так все хорошо, предпринимать какие-то специальные действия по сохранению и укреплению здоровья. Действие механизмов психологической защиты, цель которых — оправдание нездорового поведения. В сфере здоровья наиболее распространены такие виды психологических защит, как отрицание и рационализация. Так, механизм действия психологической защиты по типу отрицания заключается в блокировании негативной информации «на входе» (например, «этого не может быть») или в стремлении избежать новой информации (например, «мне не надо проходить медицинский осмотр, так как я совершенно здоров»). Рационализация в основном используется для оправдания неадекватного отношения к здоровью на поведенческом уровне. Установка на пассивное отношение к здоровью, находящая отражение в рассуждениях типа «если человеку суждено заболеть, что бы он ни делал, все равно заболеет», обусловливает соответствующее поведение, которое рано или поздно приводит к ослаблению здоровья. Так, довольно типична ситуация, когда люди, испытывая болезненные ощущения, тем не менее не предпринимают действенных мер, не проявляют должной активности, направленной на их устранение. Одна из основных причин такой установки кроется в недостатке необходимых знаний о здоровье, о способах его формирования, сохранения и укрепления. Влияние прошлого опыта человека. Значительная часть самосохранительного поведения определяется и опосредуется представлениями (или убеждениями) человека о здоровье, которые формируются в процессе индивидуального развития. В первую очередь это обусловлено избирательностью восприятия, благодаря которой вся информация, поступающая из средств массовой информации, от специалистов-врачей или из других источников, но не соответствующая сложившимся убеждениям человека, просто не воспринимается им или подвергается критике. Следовательно, и вероятность следования рекомендациям по укреплению здоровья, которые не совпадают или расходятся с вышеназванными представлениями, будет невысокой. Эффект теории реактивности (reactance theory) проявляется при планировании, разработке и оценке эффективности рекламы здорового образа жизни, которая часто строится не на пропаганде сохраняющих здоровье формах поведения, а на запрете «нездоровых» привычек (например, «Курить опасно для вашего здоровья!»). В действительности строгий запрет опасен: чем сильнее запреты, тем больше вероятность, что они вызовут обратную реакцию и пробудят интерес к запретной теме. Основная идея теории реактивности заключается в следующем: когда люди чувствуют, что их свобода поступать по своему желанию находится в опасности, у них возникает неприятное состояние реактивности, а избавиться от него можно, лишь совершив запретный поступок (например, закурить). Особенности социального микро- и макроокружения. В рамках теории социального научения Альберта Бандуры социальное одобрение рассматривается как чрезвычайно сильный мотивирующий фактор, заставляющий людей терпеть даже физический дискомфорт, если они рассчитывают на то, что их поведение вызовет одобрение других людей, значимых для них. Примером негативного влияния социального окружения может служить ситуация, когда подросток впервые пробует курить, у него возникают крайне неприятные ощущения, но он продолжает курить, если считает, что курение поможет ему получить одобрение со стороны сверстников. Действие эффекта задержанной обратной связи — одна из главных причин негигиенического поведения людей, пренебрежения ими правилами здорового образа жизни: ♦ при рассмотрении проблемы формирования мотивации, направленной на поддержание и укрепления здоровья, этот эффект проявляется в том, что люди предпочитают не обременять ребя работой над собственным здоровьем, поскольку результат от затраченных усилий не сразу может быть заметен, очевиден. Занятия утренней зарядкой, каким-то видом оздоровительных систем, закаливанием приносят ощутимый позитивный результат далеко не сразу, а через месяцы или даже годы. Не получив быстрого эффекта от полезных для своего здоровья действий, люди часто их бросают и могут не вернуться к ним уже никогда; ♦ проблема коррекции нездорового поведения также осложняется действием вышеназванного эффекта: нездоровое поведение часто приносит мгновенное удовольствие, а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся далекими и маловероятными. Кроме того, нередко люди просто не осознают, с какой опасностью сопряжено то или иное нездоровое поведение (нарушения в сфере питания, личной гигиены, режима труда и отдыха, бытовой культуры). Отсутствие государственной политики в области здоровья. Время от времени появляется «мода» на здоровье, но нет попыток поставить задачу сохранения и укрепления здоровья в долгосрочной перспективе как государственную проблему. В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что коррекция неблагоприятных особенностей того или иного отношения, как известно, — длительный и часто болезненный для личности процесс, сопряженный с преодолением внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленное формирование правильного отношения к здоровью на ранних этапах развития личности: в процессе воспитания в семье и обучения в младшей школе.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |