КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследование представлений о критериях здоровья 11 страница
♦ экономическая (материальная) депривация больших групп населения, приводящая к обнищанию, сопряженному с нехваткой средств на полноценное питание, одежду, лекарства, средства личной гигиены, оплату жилья; ♦ неспособность институтов контроля нейтрализовать негативное влияние социальных изменений на общественное здоровье в своих сферах деятельности (экономика, право, промышленность и пр.). Факторы, действующие на здоровье населения в условиях социокультурной трансформации общества, вызывают у больших масс населения состояние, полу чившее название стресса социальных изменений. В нем можно выделить морально -психологическую и экономическую составляющие. Для периодов социокультурных трансформаций характерна утеря регулятивного значения социальных норм (аномия по Э. Дюркгейму). Прежние социальные нормы теряют свою адаптивную функцию, а новые еще не сформировались или не усвоены (не интернализованы) большинством членов общества. По словам М. Оплера, существует параллелизм между социодинамическими процессами в обществе и психодинамическими процессами в индивидуальной психике. Отсюда быстрые социальные изменения приводят к состоянию деморализации широких слоев населения. Показано, что такие социальные катастрофы, как, например, войны, дают менее деморализующие эффекты, чем социальные изменения. Это связано с тем, что социальным изменениям присуще резкое имущественное расслоение населения, тогда как в условиях социальных катастроф возникает феномен «разделенного горя». Подавляющему большинству людей свойственно негативное отношение к социальным изменениям, — «консервативный синдром», — и не только из-за угрозы социально-профессиональному и материальному статусу, но и из-за нарушения чувства исторической и культурной преемственности. Поэтому формирование в процессе первичной социализации готовности к жизни в условиях изменений выступает важным фактором резистентности к повреждающему воздействию стресса социальных изменений. Ориентацию на стабильность, присущую российской культуре воспитания, в отличие от американской ориентации на изменения, подчеркивает Т. Парсонс. Воспринимаемое экономическое положение само по себе служит основным, внутренним для общества источником изменений и проявляется в политическом давлении, оказываемом обществом на правительство. Согласно модели Б. Штрюм-пеля, под влиянием такого давления правительства начинают экономические реформы. Поскольку подобные реформы всегда требуют структурных макроэкономических изменений, в том числе и перераспределения ресурсов общества из сферы потребления в сферу производства, возникает высокий уровень экономического стресса населения. Люди могут либо согласиться, либо не согласиться переносить экономический стресс, чем и обусловлена успешность реформ. Неуспешные экономические реформы еще больше повышают уровень экономического стресса. На социальной структуре общества социальные изменения отражаются следующим образом. Часть представителей высокостатусных групп сохраняют и укрепляют свои позиции. Кроме них в элите оказываются представленными и некоторые прежде низкостатусные группы меньшинств — религиозных и/или национальных. Материальные трудности, как показывают исследования, тяжелее всего переживают, с точки зрения состояния здоровья, представители высших классов, поскольку, в отличие от представителей низших классов, у них нет навыков жизни в бедности. Распределение внутрисемейных ролей меняется в направлении аболиционизма, т. е. освобождения женщин от неквалифицированного домашнего труда и равного распределения властных функций в семейной группе. Снижается социальный престиж представителей старшей возрастной группы, поскольку младшие поколения утрачивают ценности жизненного и социального опыта, приобретенного в иных общественных условиях. Наиболее ярко социальные изменения проявляются в территориальных общностях, поскольку они выступают основным видом социальных общностей, где реализуются изменения. Глубокие трансформации претерпевают социальные организации; даже сравнительно небольшие социокультурные изменения требуют крайне выраженных изменений в организациях. Несмотря на столь тяжелые популяционные эффекты социальных изменений, исторический анализ показывает удивительно быстрое восстановление численности и здоровья популяции после реализации необходимых для общества изменений. В последнее десятилетие специалисты Всемирной организации здравоохранения говорят о возможности избежать негативных последствий вестернизации на здоровье населения путем аккультурации, т. е. сбалансированного сочетания элементов западной и собственной (нативной) культуры.
Система здравоохранения как институт социального контроля Некоторые функции социального контроля, выполняемые системой здравоохранения, в социологическом плане очевидны. Это: ♦ Легитимизация статуса больного и его документальное закрепление в виде больничных листов, справок, свидетельств об инвалидности. ♦ Государственный контроль над потенциально повреждающими здоровье населения факторами в сферах воспитания и образования, питания, расселения, промышленного производства, лечения заболеваний. ♦ Превентивные и коррекционные мероприятия в отношении душевнобольных, демонстрирующих социально опасное (антисоциальное) девиантное поведение (госпитализация, диспансерное динамическое наблюдение, лечение психотропными препаратами). Однако система здравоохранения выполняет и ряд неочевидных функций социального контроля (так называемый «мягкий контроль»). Поддержание социальной дифференциации здоровья в обществе. Содержание этой функции определяется неодинаковой доступностью профессиональной медицинской помощи представителям различных социальных классов. Любые известные системы организации медицинской помощи, включая социалистическую, предоставляют более своевременную, качественную и квалифицированную помощь представителям высших социальных классов по сравнению с представителями низших классов. Внедрение в общественное сознание профессиональных медицинских представлений. Усвоенные населением, такие представления влияют на поведение людей в основных сферах их жизнедеятельности. Примерами могут служить рациональное питание, использование контрацептивов для ограничения рождаемости, проведение досуга — активный отдых, применение непрописанных психотропных средств и т. п. Важно подчеркнуть, что система здравоохранения часто предоставляет не только информацию, но и технологии изменения социального поведения (например, обучение релаксационным техникам). «Этикетирование» личности в результате постановки медицинского диагноза. Постановка медицинского диагноза «этикетирует» личность, определяя реакции на нее со стороны социального окружения. Все поведенческие проявления человека трактуются как признаки заболевания и ведут к ужесточению социальной реакции на девиантное поведение в виде репрессивных мер. Так формируется «девиантная карьера», в результате которой в случае психиатрического диагноза человек становится хроническим душевнобольным (Шефф). Закономерности «девиантной карьеры» обнаружены и в формировании криминального поведения — рецидивизма (Лемерт), только здесь «этикетирующие» функции выполняет правоохранительная система, устанавливающая статью, по которой назначается наказание. Итак, сравнительный анализ состояния здоровья в различных обществах, между структурными элементами одного и того же общества, а также на стадиях стабильного развития и резких социальных изменений в обществе убедительно показывает базисное, определяющие значение социальных аспектов жизнедеятельности человеческих сообществ для здоровья их членов.
Контрольные вопросы 1. Почему здоровье может рассматриваться как социальный феномен? 2. Раскройте сущность девиантологического подхода к общественному здоровью; охарактеризуйте связи социологического и психологического подходов к изучению здоровья общества. 3. Изложите основные конкретно-методологические подходы к социологическому изучению здоровья. 4. Дайте определение понятия классового градиента здоровья. Приведите основные теоретические модели, объясняющие классовый градиент. 5. Как влияют на здоровье образование, материальное положение, должностная позиция? 6. Дайте определение статусной неконгруэнтности (неконсистентности). Опишите ее влияние на здоровье. 7. Охарактеризуйте показатели здоровья тендерных групп. Назовите теоретические модели, объясняющие различия в состоянии здоровья в зависимости от пола. 8. Охарактеризуйте влияние семьи на здоровье мужчин и женщин. В чем причины различий в этом влиянии? 9. Каковы основные механизмы влияния возраста на здоровье? Покажите соотношение влияния социальных и биологических факторов на процесс старения. 10. Опишите факторы, влияющие на здоровье мужчин и женщин в течение жизненного пути. 11. По каким критериям определяются территориальные общности? Охарактеризуйте содержание социально-экологического подхода к здоровью членов территориальной общности. 12. Перечислите показатели социальной дезорганизации территориальных общностей. Как они позволяют охарактеризовать городскую территорию? 13. Опишите связь здоровья с территориальными перемещениями населения. 14. Дайте определение социальных организаций. Перечислите механизмы влияния социальных организаций на здоровье общества. 15. Дайте определение организационной патологии, перечислите ее признаки. 16. Что позволяет выделять в обществе профессиональные группы и говорить о профессиональном здоровье? 17. Охарактеризуйте основные теоретические модели, описывающие соотношение трудовой деятельности и досуговой активности. 18. Охарактеризуйте основные механизмы действия стресса социальных изменений на здоровье популяции и общества. 19. Приведите функции социального контроля, очевидно и неочевидно выполняемые системой здравоохранения.
Литература 1. Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными болезнями). Ежегодник / Под ред. Б. М. Левина. — М.: Ин-т социологии РАН, 1995. 2. Гилинский Гурвич И., Русакова М. и др. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. — СПб.: Социологический ин-т РАН, 2001. 3. Гилинский Я. И., Юнацкевич П. И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологии: Учеб. пособие. СПб.: СПб филиал Ин-та социологии РАН, 1999. 4. Гурвич И. #., Фомин Э. А., Хлопушин Р. Г., Лисовский А. В. Деятельность благотворительных фондов и социальные изменения в современном российском обществе: опыт эмпирического исследования социальной эффективности деятельности Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) в Северо-Западном регионе России // Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования / Под ред. О. Лейкинда. — СПб.: Лики России, 2001.-С. 131-184. 5. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление / Под ред. Я. И. Гилинского. — СПб.: Але-тейя, 2000. 6. Демография и экология крупного города / Под ред. Н. А. Толоконцева, Г. М. Романенковой. — Л.: Наука, 1980. 7. Здоровый образ жизни и борьба с социальными болезнями / Под ред. Б. М. Левина, Л. Н. Рыбаковой. — М.: Ин-т социологии АН СССР, 1988. 8. Изуткин А. М., Петленко В. П., Царегородцев L Я. Социология медицины. — Киев: Здоров'я, 1981. 9. Качество населения Санкт-Петербурга / Под ред. Б. М. Фирсова, С. И. Голода, Н. Л. Русиновой. — СПб.: СПб филиал Ин-та социологии РАН, 1993.
10. Леей Л., Андерсон Л. Народонаселение, окружающая среда и качество жизни. — М: Экономика, 1979. 11. Проблемы социального развития крупных городов: Человек и общество. Выпуск XIX. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. 12. Профессиональная гигиена: контроль за состоянием производственной среды и здоровьем человека: Доклад Комитета экспертов ВОЗ. — Женева: ВОЗ, 1975. 13. Социальное планирование в промышленности и проблемы его эффективности: Человек и общество. Вып. XVIII. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. 14. Социальные отклонения. — 2-е изд. — М.: Юридическая литература, 1989. 15. Социологические исследования в медицине и здравоохранении: Сборцик научных статей / Под ред. В. В. Канепа, Г. Я. Орлеана, Г. С. Попова и д£. — Рига: РМИ, 1981. 16. Томилин С. А. Демография и социальная гигиена. — М.: Статистика, 1973. Глава 8 ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ И КУЛЬТУРА
Представления о душевном здоровье в истории европейской философии Душевные страдания изначально сопровождали человека. Они возникали при встрече со смертью, болезнями, предательством, одиночеством, несчастной любовью. Но род людской не мог допустить, чтобы горести жизни лишали индивида желания жить и трудиться. Развитие науки, технический прогресс и социальные преобразования способствовали созданию более комфортных условий существования. Однако они были бессильны перед многими обстоятельствами, порождавшими душевные му|<и. Человеческий ум искал способы внутренней защиты индивида от страданий. Характеристику человека, которая определяет его способность справляться со сложными (главным образом неблагоприятными) обстоятельствами своей жизни, сохраняя оптимальный эмоциональный фон (или достаточно быстро возвращаясь к нему после пережитого аффекта) и адекватность поведения, мы обозначаем как душевное здоровье. Это понятие будет раскрыто и обосновано далее в данной главе. В этом же разделе мы сделаем краткий обзор представлений о душевном здоровье и путях его обретения, сложившихся в истории европейской философии. Прежде всего следует отметить, что выражение «душевное здоровье» часто упоминается греческими философами для обозначения идеального и нормального состояния человеческой психики. Проводя аналогию между здоровьем телесным и душевным, античные мыслители утверждали, что философия способна избавить человека от душевных мук; более того, именно в этом состоит ее предназначение. Вот как говорил об этом Эпикур: Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души [6, с. 232]. Человеческая душа, ее внутреннее устройство, отношение к эмпирической реальности и трансцендентному миру традиционно является сферой философских размышлений. Трактовка этих предметов закономерно связна с общими представлениями об устройстве мира и месте человека в нем, принятыми в той или иной философской системе. В отличие от науки, которая стремится добыть объектив ное знание, философия не ограничивается этой целью. Она пытается помочь человеку найти жизненные ориентиры, выстроить свое поведение. Эту же задачу решают мифология и религия. Б. Рассел так определяет специфику философии: Философия... является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или Откровения [8, с. 9]. К приведенному высказыванию хотелось бы добавить следующее. Предметы, находящиеся в ведении религии, непостижимы в принципе, а не «до сих пор». Это делает философию и психологию — наследницу философии в поисках экзистенциальных ориентиров — открытыми тому опыту, который добывался мистическим созерцанием и непосредственным переживанием реальности человеческого бытия. Значение религии для решения проблемы душевного здоровья особое. Христианская религия — одна из важнейших основ европейской культуры — помогала в прошлом и помогает сегодня многим верующим в обретении душевного здоровья. Но это, если можно так сказать, побочный результат ее миссии. Ведь главная задача религии — не излечивать душу, а спасать ее. Об этом, в частности, писал В. Франкл [10, с. 334-337]. В настоящее время психологи практически помогают людям укреплять душевное здоровье и исследуют содержание этого процесса в теоретических разработках. Совершенствованию этой деятельности помогает знание исторического опыта решения проблемы душевного здоровья. Чтобы написать сколько-нибудь полную историю философских воззрений на душевное здоровье, потребуются усилия многих исследователей и немалое время. Поэтому мы наметим лишь некоторые контуры этой работы. При этом особое внимание будет уделено взглядам античных мыслителей, поскольку в их рассуждениях, как нам кажется, представлены все основные проблемы, которые в дальнейшем становились предметом размышлений европейских философов. Родиной философии принято считать античную Грецию. На развитие древнегреческой, а затем европейской философии, а также на создание некоторых мистических учений и христианства оказал огромное влияние культ Диониса. Корни этого культа уходят в древнейшие обряды плодородия, в дальнейшем Дионис стал богом вина и виноделия. На празднике, посвященном ему, полагалось переживать состояние экстаза. Оно выражалось в буйных танцах, беспорядочных сексуальных контактах и совершении поступков, немыслимых в повседневной жизни, например разрывании на части и поедании мяса диких животных. В совершении этого культа активно участвовали женщины, которые обычно вели весьма скромный затворнический образ жизни. Дионисийские праздники позволяли снять эмоциональное напряжение, возникавшее из-за подавления в повседневной жизни естественных инстинктивных влечений. Однако они имели и более глубокий смысл. Подчинение нормам поведения, обязательным в любом сообществе, делает возможным сосуществование людей, обеспечивает им относ^ельную безопасность, однако оставляет субъективное ощущение несвободы, скуки и бессмысленности жизни. Следуя своим глубинным желаниям, участники дионисии переживали «энтузиазм» (enthusiasmos) — так называлось чувство единства с богом, которое они в эти моменты испытывали. Оба этих состояния — добровольное подчинение требованиям культуры и нарушение их — оказываются необходимыми для полноценной человеческой жизни. Психологическое объяснение этой двойственности дал К. Г. Юнг в своей концепции индивидуации. Под влиянием культа Диониса в VI в. до н. э. в Греции возникает орфизм — религиозно-философское учение, основателем которого, по преданию, был Орфей, легендарный пророк и музыкант, способный своей игрой на лире завораживать богов и людей, укрощать диких животных. Он был растерзан вакханками, но голова его продолжала пророчествовать и творить чудеса. Последователи нового религиозного учения считали, что Орфей научился тайной мудрости в Египте. И действительно, в концепции орфизма есть немалое сходство с восточными мистическими учениями. В основе орфизма лежит дуалистическая концепция мира и человека: свету противостоит тьма, порядку — хаос, мужскому началу- женское. Есть в орфизме и идея верховного Единства — это обожествленная стихия: она выступает в разных текстах как мировое Лоно или Хронос. В орфизме разработана космогония и теогония, которая повествует о борьбе враждующих начал в пределах единого мироздания. Человек появляется в результате этой борьбы и несет в самом себе противоречие. По преданию, человек возник из пепла, в котором была перемешана божественная природа — прах сожженного Диониса — и титаническая. Таким образом, природа человека для орфиков изначально двойственна. Титаническое начало пробуждает в человеке стихийное начало, подчиняет его плоти, а Дионисова сущность делает свободным его дух. Эта трагическая дисгармония, как сказано в «Орфических гимнах», есть «многострадальных людей начало и первоисточник»1. Последователи орфического учения видели возможность обрести гармонию в том, чтобы слушаться голоса божества и развивать в себе Дио-нисово начало. Для этого были учреждены тайные мистерии, содержание которых остается скрытым до сих пор. Орфическая теософия строго разделяла душу и тело, причем все материальное и телесное считалось нечистым. Повседневная жизнь приверженцев этого учения подчинялась строгим правилам. Орфик был обязан вести неустанную борьбу с титанизмом в своем сердце, блюсти заветы добра в поступках. Запрещалось употреблять животную пищу, предписывалось соблюдать принципы аскезы. Б. Рассел пишет, что «благодаря влиянию этих сообществ возникла концепция философии как образа жизни» [8, с. 37].
В этот же период творит Пифагор, чья мудрость была столь прославлена, что некоторые современники считали его потомком самого Аполлона. В наше время о нем пишут как о великом ученом, философе и мистике. В наследии Пифагора причудливо сочетаются строгие математические расчеты и суеверия. Его учение носило эзотерический характер; последователи давали обет не разглашать содержание его бесед, и текстов после себя он не оставил. Восстановить доктрину Пифагора позволяют высказывания его современников и потомков. Его идеи имеют непосредственное отношение к душевному здоровью, поскольку основным предметом размышлений Пифагора была гармония, которую он находил в устройстве мироздания, соотношении чисел, музыкальных созвучиях и человеческой душе. Пифагор первый использовал слово «космос», называя так Вселенную. Гармония Вселенной, по Пифагору, возникает благодаря согласованию враждующих сил, таких как свет и тьма, предел и беспредельное, покой и движение, хорошее и дурное, чет и нечет, мужское и женское и т. п. Как свидетельствует Аристотель, пифагорейцы «говорят, что душа есть некая гармония, а гармония есть смешение и сочетание противоположностей» [2, т. 1, с. 286]. Слушая «гармонию сфер», душа человека настраивается на высший порядок, присущий Космосу. Другой путь приобщения к гармонии мироздания — занятия математикой, поскольку погружение в мир чисел открывает человеческому интеллекту гармонию бытия, недоступную чувствам. Также для настройки души в лад с космическим порядком человек должен был стремиться к просветленности, соблюдать меру в мыслях, чувствах и действиях, воспитывать в себе целомудрие, сдержанность, миролюбие, уважение к древним учениям, отказаться от убийства животных1. В южноиталийском полисе Кротон Пифагор основал свою школу. Это был замкнутый союз ученых, куда принимали лишь после длительных испытаний. Его члены имели общее имущество, пищу, распорядок дня, в который были включены занятия науками, гимнастикой и музыкой. Пифагорейский союз подвергся жестокому разгрому. Дом, где собирались члены общины, был подожжен. В нем погибли многие последователи учения Пифагора, оставшиеся в живых бежали в другие города Италии и Греции. Просуществовала пифагорейская школа два столетия — с последней трети VI по вторую половину IV в. до н. э. Авторитет пифагорейской школы был столь высок, что и после того, как она прекратила свое существование, появлялись сочинения, в которых излагались взгляды, приписывавшиеся древним пифагорейцам, и складывались представления о пифагорейском образе жизни. В этот же период создается текст, который в IV в. н. э. получил название «Пифагорейские Золотые стихи». Как полагают исследователи, он включает разнородные отрывки, считавшиеся ко времени создания пифагорейскими. Они содержатпрактические наставления в духе пифагорейского учения, предписывают умеренность, заботу о физическом здоровье, соблюдение пищевых запретов, благоразумное поведение, почитание родителей и богов: Прежде всего почитай бессмертных богов, соблюдая Их старшинство согласно закону, и верным будь клятве, Славных героев, подземных демонов чти по закону, Мать и отца уважай, проявляй внимание к ближним, С теми, кто доблестью всех превосходит, поддерживай дружбу. Делать старайся полезное людям и следуй советам. Не обижайся, сколь можешь, на друга за мелкий проступок... И не предавайся обжорству,
Сон ограничь, научись обуздывать гнев и желанья. Не совершай ни сам, ни с другими постыдных деяний, Пусть — что важнее всего — твоим главным судьей станет совесть. Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым И никогда старайся себя не вести безрассудно, Но запомни, что неотвратима для смертных кончина И что богатство то прибывает, то убывает. Смертным по воле богов могут выпасть на долю страданья — Ропот смири на судьбу, каким бы ни был твой жребий, И утешенье себе постарайся найти, если можешь...1 Соблюдая правила поведения и благодаря рассудку, человек может постичь «мирозданья бессмертных и смертных устройство», поскольку «божественный род присутствует в смертных». Перед тем, кто руководствуется подлинным знанием, открывается благая перспектива: «Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь», а покинув тело, «Станешь нетленным и смерти не знающим богом». Как пишет современный исследователь и переводчик «Пифагорейских Золотых стихов», подобные сборники назидательных изречений, касающихся самых разных сторон жизни, от этики и религиозных заповедей до бытовых предписаний, были широко распространены в эпоху античности. Обычно такие наставления представляли собой афоризмы, выраженные в стихотворной форме — так называемые гномы. «Эта гномическая литература была народной формой философствования, заимствовавшей известные выражения у авторов, но в еще большей степени использовавшей народную мудрость, заключенную в пословицах»2. В составлении сборников афоризмов принимали участие известные поэты, такие как Солон, Феогнид и Фокилид. К VI в. до н. э.относятся сведения о первых натурфилософских системах. Рассуждая о природе, философы мыслили ее в единстве с человеком. Гераклит, описывая мироздание как упорядоченный всеобщим логосом космос, утверждал, что людям следует стремиться к познанию природы вещей и руководствоваться этим знанием в своей жизни. Природа логоса, по Гераклиту, — огненная, и такой же становится душа человека, который подчиняется космическим законам: Пьяный, ведомый ребенком, шатается \\ не замечает, куда идет, ибо влажна его душа... Сухая, сияющая огненная душа — мудрейшая и наилучшая [2, т. 1, с. 67].
Антифонт из Афин, живший во вт|орой половине V в. до н. э., размышляя о соотношении природных и социальных законов, утверждал, что хотя общественные законы полезны и соблюдать их следует, более важны для человека законы природы, поскольку общественные предписания произвольны и установлены людьми, а требования природы «суть самовозникшие (врожденные начала)». В то же время «многие [предписания, признаваемые] справедливыми по закону, враждебны природе [человека]...[В поступках, противоречащих природе], заключается [причина] того, что люди страдают больше, когда можно было бы меньше страдать, и испытывают меньше удовольствий, когда можно было бы больше наслаждаться, и [чувствуют себя] несчастными, когда можно не быть таковыми» Поэтому «человек будет извлекать для себя наибольше пользы из применения справедливости, если он в присутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко их чтя, оставаясь же наедине, без свидетелей, [будет следовать] законам природы» [2; т. 1, с. 320-321]. Так за двадцать пять веков до 3. Фрейда была высказана одна из основополагающих идей его революционного учения. Уместно также вспомнить рассуждения психолога второй половины XX в., а именно А. Маслоу, о «сопротивлении аккультурации», свойственном душевно здоровому человеку, и о необходимости «подчиняться глупостям своей культуры», когда это требуется. Совпадение позиций свидетельствует, по-видимому, о том, что этими мыслителями зафиксированы закономерности, которые носят достаточно общий, если не универсальный, характер. В высказываниях Демокрита, жившего в V-IV вв. до н. э., можно найти описание состояния душевного здоровья в его субъективной данности. Демокрит называет это состояние разными словами, и среди них — euthumia, что переводится как «благое состояние духа». «Оно не тождественно наслаждению, как превратно толковали его некоторые. Это такое состояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страхами, суевериями и другими переживаниями»1. Благое состояние духа Демокрит называет счастьем, а также уравновешенностью, гармонией, соразмерностью, безмятежностью; он считает, что возникает оно «в результате разграничения и отбора радостей», а также «благодаря умеренности в наслаждениях и умеренной жизни». Кроме того, «тот, кто стремится к благому состоянию духа, не должен сверх меры заниматься ни частными, ни общественными делами, а в своей деятельности не брать на себя ничего сверх своих сил и природных способностей». Еще одно важное проявление и условие душевного здоровья — то, что современные психологи называют адекватной самооценкой и самодостаточностью личности, умением доверять себе и полагаться на себя. Человек, который доволен собой, себя не презирает, а радуется и любит себя за то, что он одновременно и свидетель, и созерцатель прекрасного; это показывает, что разум уже питается и пускает корни внутри него самого и... он приучается получать удовольствие от самого себя2.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |