Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование представлений о критериях здоровья 11 страница




♦ экономическая (материальная) депривация больших групп населения, при­водящая к обнищанию, сопряженному с нехваткой средств на полноценное питание, одежду, лекарства, средства личной гигиены, оплату жилья;

♦ неспособность институтов контроля нейтрализовать негативное влияние социальных изменений на общественное здоровье в своих сферах деятель­ности (экономика, право, промышленность и пр.).

Факторы, действующие на здоровье населения в условиях социокультурной трансформации общества, вызывают у больших масс населения состояние, полу­


чившее название стресса социальных изменений. В нем можно выделить мораль­но -психологическую и экономическую составляющие.

Для периодов социокультурных трансформаций характерна утеря регулятив­ного значения социальных норм (аномия по Э. Дюркгейму). Прежние социальные нормы теряют свою адаптивную функцию, а новые еще не сформировались или не усвоены (не интернализованы) большинством членов общества. По словам М. Оплера, существует параллелизм между социодинамическими процессами в обществе и психодинамическими процессами в индивидуальной психике. Отсю­да быстрые социальные изменения приводят к состоянию деморализации широ­ких слоев населения.

Показано, что такие социальные катастрофы, как, например, войны, дают менее деморализующие эффекты, чем социальные изменения. Это связано с тем, что со­циальным изменениям присуще резкое имущественное расслоение населения, тог­да как в условиях социальных катастроф возникает феномен «разделенного горя».

Подавляющему большинству людей свойственно негативное отношение к со­циальным изменениям, — «консервативный синдром», — и не только из-за угро­зы социально-профессиональному и материальному статусу, но и из-за нарушения чувства исторической и культурной преемственности. Поэтому формирование в процессе первичной социализации готовности к жизни в условиях изменений вы­ступает важным фактором резистентности к повреждающему воздействию стресса социальных изменений. Ориентацию на стабильность, присущую российской куль­туре воспитания, в отличие от американской ориентации на изменения, подчер­кивает Т. Парсонс.

Воспринимаемое экономическое положение само по себе служит основным, внутренним для общества источником изменений и проявляется в политическом давлении, оказываемом обществом на правительство. Согласно модели Б. Штрюм-пеля, под влиянием такого давления правительства начинают экономические ре­формы. Поскольку подобные реформы всегда требуют структурных макроэко­номических изменений, в том числе и перераспределения ресурсов общества из сферы потребления в сферу производства, возникает высокий уровень экономи­ческого стресса населения. Люди могут либо согласиться, либо не согласиться пе­реносить экономический стресс, чем и обусловлена успешность реформ. Неус­пешные экономические реформы еще больше повышают уровень экономическо­го стресса.

На социальной структуре общества социальные изменения отражаются следу­ющим образом. Часть представителей высокостатусных групп сохраняют и укреп­ляют свои позиции. Кроме них в элите оказываются представленными и некото­рые прежде низкостатусные группы меньшинств — религиозных и/или нацио­нальных. Материальные трудности, как показывают исследования, тяжелее всего переживают, с точки зрения состояния здоровья, представители высших классов, поскольку, в отличие от представителей низших классов, у них нет навыков жиз­ни в бедности.

Распределение внутрисемейных ролей меняется в направлении аболициониз­ма, т. е. освобождения женщин от неквалифицированного домашнего труда и рав­ного распределения властных функций в семейной группе. Снижается социальный


престиж представителей старшей возрастной группы, поскольку младшие поко­ления утрачивают ценности жизненного и социального опыта, приобретенного в иных общественных условиях.

Наиболее ярко социальные изменения проявляются в территориальных общ­ностях, поскольку они выступают основным видом социальных общностей, где реализуются изменения. Глубокие трансформации претерпевают социальные организации; даже сравнительно небольшие социокультурные изменения требу­ют крайне выраженных изменений в организациях.

Несмотря на столь тяжелые популяционные эффекты социальных изменений, исторический анализ показывает удивительно быстрое восстановление численно­сти и здоровья популяции после реализации необходимых для общества измене­ний. В последнее десятилетие специалисты Всемирной организации здравоохра­нения говорят о возможности избежать негативных последствий вестернизации на здоровье населения путем аккультурации, т. е. сбалансированного сочетания элементов западной и собственной (нативной) культуры.

 

Система здравоохранения

как институт социального контроля

Некоторые функции социального контроля, выполняемые системой здравоохра­нения, в социологическом плане очевидны. Это:

♦ Легитимизация статуса больного и его документальное закрепление в виде больничных листов, справок, свидетельств об инвалидности.

♦ Государственный контроль над потенциально повреждающими здоровье населения факторами в сферах воспитания и образования, питания, рассе­ления, промышленного производства, лечения заболеваний.

♦ Превентивные и коррекционные мероприятия в отношении душевноболь­ных, демонстрирующих социально опасное (антисоциальное) девиантное поведение (госпитализация, диспансерное динамическое наблюдение, лече­ние психотропными препаратами).

Однако система здравоохранения выполняет и ряд неочевидных функций со­циального контроля (так называемый «мягкий контроль»).

Поддержание социальной дифференциации здоровья в обществе. Содержа­ние этой функции определяется неодинаковой доступностью профессиональной медицинской помощи представителям различных социальных классов. Любые известные системы организации медицинской помощи, включая социалистиче­скую, предоставляют более своевременную, качественную и квалифицированную помощь представителям высших социальных классов по сравнению с представи­телями низших классов.

Внедрение в общественное сознание профессиональных медицинских пред­ставлений. Усвоенные населением, такие представления влияют на поведение лю­дей в основных сферах их жизнедеятельности. Примерами могут служить рацио­нальное питание, использование контрацептивов для ограничения рождаемости,


проведение досуга — активный отдых, применение непрописанных психотропных средств и т. п. Важно подчеркнуть, что система здравоохранения часто предостав­ляет не только информацию, но и технологии изменения социального поведения (например, обучение релаксационным техникам).

«Этикетирование» личности в результате постановки медицинского диагно­за. Постановка медицинского диагноза «этикетирует» личность, определяя реак­ции на нее со стороны социального окружения. Все поведенческие проявления человека трактуются как признаки заболевания и ведут к ужесточению социаль­ной реакции на девиантное поведение в виде репрессивных мер. Так формируется «девиантная карьера», в результате которой в случае психиатрического диагноза человек становится хроническим душевнобольным (Шефф). Закономерности «девиантной карьеры» обнаружены и в формировании криминального поведе­ния — рецидивизма (Лемерт), только здесь «этикетирующие» функции выполня­ет правоохранительная система, устанавливающая статью, по которой назначает­ся наказание.

Итак, сравнительный анализ состояния здоровья в различных обществах, меж­ду структурными элементами одного и того же общества, а также на стадиях ста­бильного развития и резких социальных изменений в обществе убедительно по­казывает базисное, определяющие значение социальных аспектов жизнедеятель­ности человеческих сообществ для здоровья их членов.

 

Контрольные вопросы

1. Почему здоровье может рассматриваться как социальный феномен?

2. Раскройте сущность девиантологического подхода к общественному здоро­вью; охарактеризуйте связи социологического и психологического подхо­дов к изучению здоровья общества.

3. Изложите основные конкретно-методологические подходы к социологиче­скому изучению здоровья.

4. Дайте определение понятия классового градиента здоровья. Приведите ос­новные теоретические модели, объясняющие классовый градиент.

5. Как влияют на здоровье образование, материальное положение, должност­ная позиция?

6. Дайте определение статусной неконгруэнтности (неконсистентности). Опишите ее влияние на здоровье.

7. Охарактеризуйте показатели здоровья тендерных групп. Назовите теорети­ческие модели, объясняющие различия в состоянии здоровья в зависимо­сти от пола.

8. Охарактеризуйте влияние семьи на здоровье мужчин и женщин. В чем при­чины различий в этом влиянии?

9. Каковы основные механизмы влияния возраста на здоровье? Покажите со­отношение влияния социальных и биологических факторов на процесс ста­рения.


10. Опишите факторы, влияющие на здоровье мужчин и женщин в течение жизненного пути.

11. По каким критериям определяются территориальные общности? Охарак­теризуйте содержание социально-экологического подхода к здоровью чле­нов территориальной общности.

12. Перечислите показатели социальной дезорганизации территориальных общ­ностей. Как они позволяют охарактеризовать городскую территорию?

13. Опишите связь здоровья с территориальными перемещениями населения.

14. Дайте определение социальных организаций. Перечислите механизмы вли­яния социальных организаций на здоровье общества.

15. Дайте определение организационной патологии, перечислите ее признаки.

16. Что позволяет выделять в обществе профессиональные группы и говорить о профессиональном здоровье?

17. Охарактеризуйте основные теоретические модели, описывающие соотно­шение трудовой деятельности и досуговой активности.

18. Охарактеризуйте основные механизмы действия стресса социальных изме­нений на здоровье популяции и общества.

19. Приведите функции социального контроля, очевидно и неочевидно выпол­няемые системой здравоохранения.

 

Литература

1. Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными бо­лезнями). Ежегодник / Под ред. Б. М. Левина. — М.: Ин-т социологии РАН, 1995.

2. Гилинский Гурвич И., Русакова М. и др. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. — СПб.: Социологический ин-т РАН, 2001.

3. Гилинский Я. И., Юнацкевич П. И. Социологические и психолого-педагоги­ческие основы суицидологии: Учеб. пособие. СПб.: СПб филиал Ин-та со­циологии РАН, 1999.

4. Гурвич И. #., Фомин Э. А., Хлопушин Р. Г., Лисовский А. В. Деятельность бла­готворительных фондов и социальные изменения в современном россий­ском обществе: опыт эмпирического исследования социальной эффективно­сти деятельности Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) в Севе­ро-Западном регионе России // Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования / Под ред. О. Лейкинда. — СПб.: Лики Рос­сии, 2001.-С. 131-184.

5. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление / Под ред. Я. И. Гилинского. — СПб.: Але-тейя, 2000.

6. Демография и экология крупного города / Под ред. Н. А. Толоконцева, Г. М. Романенковой. — Л.: Наука, 1980.


7. Здоровый образ жизни и борьба с социальными болезнями / Под ред. Б. М. Левина, Л. Н. Рыбаковой. — М.: Ин-т социологии АН СССР, 1988.

8. Изуткин А. М., Петленко В. П., Царегородцев L Я. Социология медицины. — Киев: Здоров'я, 1981.

9. Качество населения Санкт-Петербурга / Под ред. Б. М. Фирсова, С. И. Го­лода, Н. Л. Русиновой. — СПб.: СПб филиал Ин-та социологии РАН, 1993.

 

10. Леей Л., Андерсон Л. Народонаселение, окружающая среда и качество жиз­ни. — М: Экономика, 1979.

11. Проблемы социального развития крупных городов: Человек и общество. Выпуск XIX. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

12. Профессиональная гигиена: контроль за состоянием производственной сре­ды и здоровьем человека: Доклад Комитета экспертов ВОЗ. — Женева: ВОЗ, 1975.

13. Социальное планирование в промышленности и проблемы его эффектив­ности: Человек и общество. Вып. XVIII. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.

14. Социальные отклонения. — 2-е изд. — М.: Юридическая литература, 1989.

15. Социологические исследования в медицине и здравоохранении: Сборцик научных статей / Под ред. В. В. Канепа, Г. Я. Орлеана, Г. С. Попова и д£. — Рига: РМИ, 1981.

16. Томилин С. А. Демография и социальная гигиена. — М.: Статистика, 1973.


Глава 8

ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ И КУЛЬТУРА

 

 

Представления о душевном здоровье в истории европейской философии

Душевные страдания изначально сопровождали человека. Они возникали при встре­че со смертью, болезнями, предательством, одиночеством, несчастной любовью. Но род людской не мог допустить, чтобы горести жизни лишали индивида жела­ния жить и трудиться. Развитие науки, технический прогресс и социальные пре­образования способствовали созданию более комфортных условий существова­ния. Однако они были бессильны перед многими обстоятельствами, порождавшими душевные му|<и. Человеческий ум искал способы внутренней защиты индивида от страданий. Характеристику человека, которая определяет его способность справ­ляться со сложными (главным образом неблагоприятными) обстоятельствами своей жизни, сохраняя оптимальный эмоциональный фон (или достаточно быст­ро возвращаясь к нему после пережитого аффекта) и адекватность поведения, мы обозначаем как душевное здоровье. Это понятие будет раскрыто и обосновано далее в данной главе. В этом же разделе мы сделаем краткий обзор представлений о душевном здоровье и путях его обретения, сложившихся в истории европейс­кой философии.

Прежде всего следует отметить, что выражение «душевное здоровье» часто упоминается греческими философами для обозначения идеального и нормально­го состояния человеческой психики. Проводя аналогию между здоровьем телес­ным и душевным, античные мыслители утверждали, что философия способна избавить человека от душевных мук; более того, именно в этом состоит ее пред­назначение. Вот как говорил об этом Эпикур:

Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от фи­лософии, если она не изгоняет болезни души [6, с. 232].

Человеческая душа, ее внутреннее устройство, отношение к эмпирической ре­альности и трансцендентному миру традиционно является сферой философских размышлений. Трактовка этих предметов закономерно связна с общими представ­лениями об устройстве мира и месте человека в нем, принятыми в той или иной философской системе. В отличие от науки, которая стремится добыть объектив­


ное знание, философия не ограничивается этой целью. Она пытается помочь че­ловеку найти жизненные ориентиры, выстроить свое поведение. Эту же задачу решают мифология и религия. Б. Рассел так определяет специфику философии:

Философия... является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точ­ное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает ско­рее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или Откро­вения [8, с. 9].

К приведенному высказыванию хотелось бы добавить следующее. Предметы, находящиеся в ведении религии, непостижимы в принципе, а не «до сих пор». Это делает философию и психологию — наследницу философии в поисках экзистенци­альных ориентиров — открытыми тому опыту, который добывался мистическим созерцанием и непосредственным переживанием реальности человеческого бытия.

Значение религии для решения проблемы душевного здоровья особое. Хрис­тианская религия — одна из важнейших основ европейской культуры — помогала в прошлом и помогает сегодня многим верующим в обретении душевного здоро­вья. Но это, если можно так сказать, побочный результат ее миссии. Ведь главная задача религии — не излечивать душу, а спасать ее. Об этом, в частности, писал В. Франкл [10, с. 334-337].

В настоящее время психологи практически помогают людям укреплять душев­ное здоровье и исследуют содержание этого процесса в теоретических разработ­ках. Совершенствованию этой деятельности помогает знание исторического опы­та решения проблемы душевного здоровья. Чтобы написать сколько-нибудь пол­ную историю философских воззрений на душевное здоровье, потребуются усилия многих исследователей и немалое время. Поэтому мы наметим лишь некоторые контуры этой работы. При этом особое внимание будет уделено взглядам антич­ных мыслителей, поскольку в их рассуждениях, как нам кажется, представлены все основные проблемы, которые в дальнейшем становились предметом размыш­лений европейских философов.

Родиной философии принято считать античную Грецию. На развитие древне­греческой, а затем европейской философии, а также на создание некоторых мис­тических учений и христианства оказал огромное влияние культ Диониса. Корни этого культа уходят в древнейшие обряды плодородия, в дальнейшем Дионис стал богом вина и виноделия. На празднике, посвященном ему, полагалось переживать состояние экстаза. Оно выражалось в буйных танцах, беспорядочных сексуальных контактах и совершении поступков, немыслимых в повседневной жизни, напри­мер разрывании на части и поедании мяса диких животных. В совершении этого культа активно участвовали женщины, которые обычно вели весьма скромный затворнический образ жизни. Дионисийские праздники позволяли снять эмоци­ональное напряжение, возникавшее из-за подавления в повседневной жизни ес­тественных инстинктивных влечений. Однако они имели и более глубокий смысл. Подчинение нормам поведения, обязательным в любом сообществе, делает воз­можным сосуществование людей, обеспечивает им относ^ельную безопасность, однако оставляет субъективное ощущение несвободы, скуки и бессмысленности


жизни. Следуя своим глубинным желаниям, участники дионисии переживали «энтузиазм» (enthusiasmos) — так называлось чувство единства с богом, которое они в эти моменты испытывали. Оба этих состояния — добровольное подчинение требованиям культуры и нарушение их — оказываются необходимыми для пол­ноценной человеческой жизни. Психологическое объяснение этой двойственно­сти дал К. Г. Юнг в своей концепции индивидуации.

Под влиянием культа Диониса в VI в. до н. э. в Греции возникает орфизм — религиозно-философское учение, основателем которого, по преданию, был Ор­фей, легендарный пророк и музыкант, способный своей игрой на лире заворажи­вать богов и людей, укрощать диких животных. Он был растерзан вакханками, но голова его продолжала пророчествовать и творить чудеса. Последователи нового религиозного учения считали, что Орфей научился тайной мудрости в Египте. И действительно, в концепции орфизма есть немалое сходство с восточными ми­стическими учениями. В основе орфизма лежит дуалистическая концепция мира и человека: свету противостоит тьма, порядку — хаос, мужскому началу- женское. Есть в орфизме и идея верховного Единства — это обожествленная стихия: она выступает в разных текстах как мировое Лоно или Хронос. В орфизме разработа­на космогония и теогония, которая повествует о борьбе враждующих начал в пре­делах единого мироздания. Человек появляется в результате этой борьбы и несет в самом себе противоречие. По преданию, человек возник из пепла, в котором была перемешана божественная природа — прах сожженного Диониса — и титаниче­ская. Таким образом, природа человека для орфиков изначально двойственна. Ти­таническое начало пробуждает в человеке стихийное начало, подчиняет его пло­ти, а Дионисова сущность делает свободным его дух. Эта трагическая дисгармо­ния, как сказано в «Орфических гимнах», есть «многострадальных людей начало и первоисточник»1. Последователи орфического учения видели возможность об­рести гармонию в том, чтобы слушаться голоса божества и развивать в себе Дио-нисово начало. Для этого были учреждены тайные мистерии, содержание которых остается скрытым до сих пор. Орфическая теософия строго разделяла душу и тело, причем все материальное и телесное считалось нечистым. Повседневная жизнь приверженцев этого учения подчинялась строгим правилам. Орфик был обязан вести неустанную борьбу с титанизмом в своем сердце, блюсти заветы добра в поступках. Запрещалось употреблять животную пищу, предписывалось соблю­дать принципы аскезы. Б. Рассел пишет, что «благодаря влиянию этих сообществ возникла концепция философии как образа жизни» [8, с. 37].

1 Цит по: МеньА. В, История религии; В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. Т. 4. — M.f 1991 — 1992.-С. 52.

В этот же период творит Пифагор, чья мудрость была столь прославлена, что некоторые современники считали его потомком самого Аполлона. В наше время о нем пишут как о великом ученом, философе и мистике. В наследии Пифагора причудливо сочетаются строгие математические расчеты и суеверия. Его учение носило эзотерический характер; последователи давали обет не разглашать содер­жание его бесед, и текстов после себя он не оставил. Восстановить доктрину Пи­фагора позволяют высказывания его современников и потомков. Его идеи имеют


непосредственное отношение к душевному здоровью, поскольку основным пред­метом размышлений Пифагора была гармония, которую он находил в устройстве мироздания, соотношении чисел, музыкальных созвучиях и человеческой душе. Пифагор первый использовал слово «космос», называя так Вселенную. Гармония Вселенной, по Пифагору, возникает благодаря согласованию враждующих сил, таких как свет и тьма, предел и беспредельное, покой и движение, хорошее и дур­ное, чет и нечет, мужское и женское и т. п. Как свидетельствует Аристотель, пи­фагорейцы «говорят, что душа есть некая гармония, а гармония есть смешение и сочетание противоположностей» [2, т. 1, с. 286]. Слушая «гармонию сфер», душа человека настраивается на высший порядок, присущий Космосу. Другой путь при­общения к гармонии мироздания — занятия математикой, поскольку погружение в мир чисел открывает человеческому интеллекту гармонию бытия, недоступную чувствам. Также для настройки души в лад с космическим порядком человек дол­жен был стремиться к просветленности, соблюдать меру в мыслях, чувствах и дей­ствиях, воспитывать в себе целомудрие, сдержанность, миролюбие, уважение к древним учениям, отказаться от убийства животных1. В южноиталийском полисе Кротон Пифагор основал свою школу. Это был замкнутый союз ученых, куда при­нимали лишь после длительных испытаний. Его члены имели общее имущество, пищу, распорядок дня, в который были включены занятия науками, гимнастикой и музыкой. Пифагорейский союз подвергся жестокому разгрому. Дом, где соби­рались члены общины, был подожжен. В нем погибли многие последователи уче­ния Пифагора, оставшиеся в живых бежали в другие города Италии и Греции. Просуществовала пифагорейская школа два столетия — с последней трети VI по вторую половину IV в. до н. э.

Авторитет пифагорейской школы был столь высок, что и после того, как она прекратила свое существование, появлялись сочинения, в которых излагались взгляды, приписывавшиеся древним пифагорейцам, и складывались представ­ления о пифагорейском образе жизни. В этот же период создается текст, кото­рый в IV в. н. э. получил название «Пифагорейские Золотые стихи». Как пола­гают исследователи, он включает разнородные отрывки, считавшиеся ко време­ни создания пифагорейскими. Они содержатпрактические наставления в духе пифагорейского учения, предписывают умеренность, заботу о физическом здо­ровье, соблюдение пищевых запретов, благоразумное поведение, почитание ро­дителей и богов:

Прежде всего почитай бессмертных богов, соблюдая

Их старшинство согласно закону, и верным будь клятве,

Славных героев, подземных демонов чти по закону,

Мать и отца уважай, проявляй внимание к ближним,

С теми, кто доблестью всех превосходит, поддерживай дружбу.

Делать старайся полезное людям и следуй советам.

Не обижайся, сколь можешь, на друга за мелкий проступок...

И не предавайся обжорству,

1 Мень А. В. Указ. соч. Т. 4. С. 64.

Сон ограничь, научись обуздывать гнев и желанья.


Не совершай ни сам, ни с другими постыдных деяний,

Пусть — что важнее всего — твоим главным судьей станет совесть.

Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым

И никогда старайся себя не вести безрассудно,

Но запомни, что неотвратима для смертных кончина

И что богатство то прибывает, то убывает.

Смертным по воле богов могут выпасть на долю страданья —

Ропот смири на судьбу, каким бы ни был твой жребий,

И утешенье себе постарайся найти, если можешь...1

Соблюдая правила поведения и благодаря рассудку, человек может постичь «мирозданья бессмертных и смертных устройство», поскольку «божественный род присутствует в смертных». Перед тем, кто руководствуется подлинным зна­нием, открывается благая перспектива: «Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь», а покинув тело, «Станешь нетленным и смерти не знающим богом».

Как пишет современный исследователь и переводчик «Пифагорейских Золо­тых стихов», подобные сборники назидательных изречений, касающихся самых разных сторон жизни, от этики и религиозных заповедей до бытовых предписа­ний, были широко распространены в эпоху античности. Обычно такие наставле­ния представляли собой афоризмы, выраженные в стихотворной форме — так называемые гномы. «Эта гномическая литература была народной формой фило­софствования, заимствовавшей известные выражения у авторов, но в еще боль­шей степени использовавшей народную мудрость, заключенную в пословицах»2. В составлении сборников афоризмов принимали участие известные поэты, такие как Солон, Феогнид и Фокилид.

К VI в. до н. э.относятся сведения о первых натурфилософских системах. Рас­суждая о природе, философы мыслили ее в единстве с человеком. Гераклит, опи­сывая мироздание как упорядоченный всеобщим логосом космос, утверждал, что людям следует стремиться к познанию природы вещей и руководствоваться этим знанием в своей жизни. Природа логоса, по Гераклиту, — огненная, и такой же становится душа человека, который подчиняется космическим законам:

Пьяный, ведомый ребенком, шатается \\ не замечает, куда идет, ибо влажна его душа... Сухая, сияющая огненная душа — мудрейшая и наилучшая [2, т. 1, с. 67].

Гиерокл. Пифагорейские Золотые стихи с комментарием философа Гиерокла. — М., 1996. — С. 29-31. 2 Петер И. Предисловие // Пифагорейские Золотые стихи с комментарием философа Гиерокла. — М., 1996.-С. 12.

Антифонт из Афин, живший во вт|орой половине V в. до н. э., размышляя о со­отношении природных и социальных законов, утверждал, что хотя общественные законы полезны и соблюдать их следует, более важны для человека законы при­роды, поскольку общественные предписания произвольны и установлены людь­ми, а требования природы «суть самовозникшие (врожденные начала)». В то же время «многие [предписания, признаваемые] справедливыми по закону, враждеб­ны природе [человека]...[В поступках, противоречащих природе], заключается [причина] того, что люди страдают больше, когда можно было бы меньше страдать,


и испытывают меньше удовольствий, когда можно было бы больше наслаждать­ся, и [чувствуют себя] несчастными, когда можно не быть таковыми» Поэтому «человек будет извлекать для себя наибольше пользы из применения справедли­вости, если он в присутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко их чтя, оставаясь же наедине, без свидетелей, [будет следовать] законам природы» [2; т. 1, с. 320-321]. Так за двадцать пять веков до 3. Фрейда была высказана одна из основополагающих идей его революционного учения. Уместно также вспомнить рассуждения психолога второй половины XX в., а именно А. Маслоу, о «сопротив­лении аккультурации», свойственном душевно здоровому человеку, и о необходи­мости «подчиняться глупостям своей культуры», когда это требуется. Совпадение позиций свидетельствует, по-видимому, о том, что этими мыслителями зафик­сированы закономерности, которые носят достаточно общий, если не универсаль­ный, характер.

В высказываниях Демокрита, жившего в V-IV вв. до н. э., можно найти описа­ние состояния душевного здоровья в его субъективной данности. Демокрит назы­вает это состояние разными словами, и среди них — euthumia, что переводится как «благое состояние духа».

«Оно не тождественно наслаждению, как превратно толковали его некоторые. Это такое состояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страхами, суевериями и другими переживаниями»1.

Благое состояние духа Демокрит называет счастьем, а также уравновешеннос­тью, гармонией, соразмерностью, безмятежностью; он считает, что возникает оно «в результате разграничения и отбора радостей», а также «благодаря умереннос­ти в наслаждениях и умеренной жизни». Кроме того, «тот, кто стремится к благо­му состоянию духа, не должен сверх меры заниматься ни частными, ни обществен­ными делами, а в своей деятельности не брать на себя ничего сверх своих сил и природных способностей». Еще одно важное проявление и условие душевного здоровья — то, что современные психологи называют адекватной самооценкой и самодостаточностью личности, умением доверять себе и полагаться на себя.

Человек, который доволен собой, себя не презирает, а радуется и любит себя за то, что он одновременно и свидетель, и созерцатель прекрасного; это показывает, что разум уже питается и пускает корни внутри него самого и... он приучается получать удовольствие от самого себя2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.