КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследование представлений о критериях здоровья 1 страница
Интересные перспективы в разработке проблемы критериев здоровья связаны с выявлением субъективных представлений и соответствующих предпочтений по этому поводу. Можно предположить, что на особенности их формирования будут оказывать влияние такие факторы, как возраст, пол, профессиональная принадлежность. Понимание связанных с этим процессом тенденцией, закономерностей позволит более целенаправленно и своевременно осуществлять профилактику здорового поведения личности, коррекцию нежелательных отклонений в ее развитии. Эти же знания откроют дополнительные возможности в поиске наиболее эффективных путей по формированию должного отношения к здоровому образу жизни и потребность в нем, осознанному пониманию роли гармоничной представленности биографического, психологического и социального в обеспечении здоровья человека. По данной теме под нашим руководством на специальном факультете психологии Санкт-Петербургского госуниверситета было выполнено четыре дипломных исследования. Остановимся на полученных результатах. В дипломной работе Э. А. Федичкиной (1995) изучалось представление школьников о том, с помощью каких признаков можно охарактеризовать психическое здоровье человека, т. е. вопрос был сформулирован в открытой форме. Исследование проводилось на базе трех средних школ Санкт-Петербурга. В нем приняли участие 20 шестиклассников (10 мальчиков, 10 девочек), 28 девятиклассников (11 мальчиков, 17девочек) и27учащихся 11-гокласса(11 мальчиков, 16девочек). Основные результаты проведенного исследования сводятся к следующему. Анализ полученных от школьников ответов позволил выделить 8 основных критериев психического здоровья, которым они отдают предпочтение: 1. благоприятные эмоциональные черты характера; 2. благоприятные эмоциональные состояния; 3. способность к волевым усилиям; 4. способность к установлению душевного контакта с окружающими; 5. интеллектуальные черты характера; 6. способность к регуляции своего поведения; 7. принятие себя; 8. адекватность восприятия. Значение этих критериев неодинаково и меняется с возрастом. Например, школьники младших классов (и мальчики, и девочки) особую роль в обеспечении психического здоровья отводят благополучию в эмоциональной сфере. С другой стороны, учащиеся 11-го класса в 6 раз чаще по сравнению с 6-м называют способность регулировать свое поведение в качестве критерия психического здоровья. Затем эксперимент был продолжен в иной форме. Ученикам давали список из 95 личностных свойств и просили выбрать из него те, которые, по их мнению, соответствуют психически здоровому человеку. В 6-м классе было названо 38 таких свойств, в 9-м их оказалось уже 68, а в 11-м — 80. Ученики 11-го, выбравшие наиболее широкий спектр черт характера, вместе с тем по ряду свойств не оказали ни одного предпочтения. Тем самым они как бы очертили набор признаков психического нездоровья, на свой взгляд. В него вошли: агрессивность, частое обращение за помощью, стыдливость, недостаток настойчивости в преодолении трудностей, шаблонность, отсутствие цели, невозможность владеть своими действиями, неумение подчинять свои действия правилам общежития, трусость, малодушие. В дипломной работе О. А. Фурсовой (1996) в исследовании приняли участие ученики двух 11-х классов средней школы г. Кировска (15 мальчиков и 28 девочек). Учащимся предлагалось (без ограничения) назвать те признаки, которые, на их взгляд, характеризуют психическое здоровье человека. Всего было названо 179 признаков. Они распределились таким образом (данные представлены в табл. 2.1):
Характерно, что девочки значимо больше отдавали предпочтение признакам, отражающим состояние эмоциональной сферы. Так, признак «эмоциональная уравновешенность» назвали все принявшие в эксперименте девочки (28 человек), а среди мальчиков его отметили 11 человек. Такие признаки, как воспитанность, тактичность, наличие моральных принципов, называли только девочки.
В исследовании И. В. Дворко (2000) испытуемыми были учащиеся 6-х (55 человек, из них 30 мальчиков и 25 девочек) и 11-х классов (52 человека, из них 15 мальчиков и 37 девочек) двух общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Методика эксперимента была изменена. Школьников просили написать шесть признаков (критериев) здоровья, которые, по их мнению, являются самыми важными. Когда это задание было выполнено, их просили проранжировать уже названные признаки здоровья: присвоить № 1 самому важному из шести, № 2 — самому важному из пяти оставшихся и т. д. Были получены следующие результаты. Всего шестиклассники назвали 330 признаков здоровья. На первое место они поставили физическое здоровье (67,9%), затем — психическое здоровье (18,5%), на третьем месте — социальйое здоровье (13,6%). Сравнение представлений о здоровье у мальчиков и девочек показало, что девочки отдают физическому здоровью значимо меньшее предпочтение, уделяя больше внимания критериям психического и социального здоровья, Процедура ранжирования в целом только подтвердила выявленную тенденцию. Содержательный анализ показал, что в плане психического здоровья мальчики отдают предпочтение интеллектуальным критериям, а девочки — эмоциональным. В социальном здоровье мальчики на первый план выводят здоровый образ жизни, здоровые семейные отношения, а девочки — внешний вид. Учащиеся 11-го класса назвали 312 признаков здоровья. Их внутреннее распределение принципиально не изменилось по сравнению с тем, что было выявлено у шестиклассников. На первом месте опять оказались критерии физического здоровья (65,7%), на втором — психического (18,6%) и на третьем — социального (15,7%). Как и в предыдущем случае, девочки значимо чаще по сравнению с мальчиками называли критерии психического и социального здоровья. Причем эта тенденция выражена у них еще более заметно, чем у девочек 6-го класса. В выборе критериев психического здоровья у девочек по-прежнему доминирует эмоциональная сфера, а у мальчиков — интеллектуальная. Итак, исследование И. В. Дворко показало, что представление школьников о критериях здоровья носит несбалансированный, негармоничный характер. В нем явно смещен акцент в сторону физического здоровья, т. е. имеет место «соматиза-ция» понятия здоровья. Вместе с тем на этом общем фоне девочки обнаруживают большее понимание роли психических и социальных признаков в оценке здоровья человека. Выборку испытуемых в исследовании О. П. Марголиной (2000) составили 30 врачей-нейрохирургов со стажем работы по специальности более 5 лет и 30 клинических ординаторов-нейрохирургов первого года работы. Исследование проводилось в Российском научно-исследовательском нейрохирургическом институте им. проф. А. Л. Поленова. Группа врачей состояла из 6 женщин и 24 мужчин; группа клинических ординаторов — из 11 женщин и 19 мужчин. Применялась та же методика исследования, что и в предыдущей дипломной работе. Названные врачами признаки здоровья распределились следующим образом: 53% пришлось на физическое здоровье, 39% — на психическое и 7% — на социальное. Наибольшее число выборов среди критериев психического и социального здоровья принадлежит женщинам-врачам. Естественно, что профессиональная принадлежность испытуемых отразилась и на самЬм характере предпочитаемых ими критериев здоровья. Данные представлены в табл. 2.3. Таблииа 2.3
Обратите внимание, что ведущая роль отдана критерию «хорошее самочувствие». Среди психологических критериев здоровья предпочтение отдавалось хорошему настроению, интеллектуальной активности (примечательно, что его называли только представители мужского пола), гармонии с собой, желанию работать (в подавляющем большинстве его назвали женщины-врачи), стрессоустойчивости, психологической адаптации, позитивному отношению к окружающим. К социальным критериям здоровья были отнесены: социальная адаптация, адекватное поведение, интерес к окружающему миру, моральный комфорт. В отличие от врачей клинические ординаторы показали достаточно сбалансированный выбор критериев физического (45%) и психического (48%) здоровья. Что же касается социального здоровья, то отношение к нему, в сущности, не изменилось (те же 7% выбора относящихся к нему признаков). Можно предполо жить, что проявленное ими понимание роли равновесия физического и психического в обеспечении здоровья человека обусловлено пока еще их общей теоретической осведомленностью по этому вопросу и не обременено накопленным опытом практической работы. В остальном ситуация сохранилась. Это выразилось и в том, что женщины-ординаторы по сравнению со своими коллегами мужчинами сделали больше выборов не только психологических, но и социальных критериев здоровья. Не изменился принципиально и сам состав выбираемых критериев здоровья применительно к физическому, психическому и социальному уровням рассмотрения.
Контрольные вопросы 1. Дайте анализ известных подходов к определению здоровья. 2. Раскройте понятие «здоровье» как системное. 3. Покажите взаимосвязь уровней рассмотрения здоровья и болезни. 4. Назовите критерии психического и социального здоровья и дайте их содержательную характеристику.
Литература 1. Абрамова Г. С, Юдчиц Ю. А. Психология в медицине: Учебное пособие. — М., 1998. 2. Гарбузов В. И, Человек, жизнь, здоровье. (Древние и новые каноны медицины). - СПб., 1995. 3. Гурвич И. Н. Социологическое исследование общего и нервно-психического здоровья молодежи // Социология молодежи. Кн, III. — М., 1995. 4. Калью П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. — М, 1988. 5. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984. 6. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. — СПб., 1996. 7. Семичев С. Б. Предболезненные психические расстройства. — М., 1987. Раздел II ФИЗИЧЕСКОЕ, ПСИХИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ Глава 3 ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Понятие «физическое здоровье» Физическое здоровье — важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование. Кроме того, организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению. Самообновление связано с постоянным взаимным обменом организма с внешней средой веществом, энергией и информацией. Организм человека — это система открытого типа. В процессе самообновления организм поддерживает свою упорядоченность и препятствует своему разрушению. Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Совершенная координация всех функций — следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели (константы), например постоянство температуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д. Поддержание степени упорядоченности проявляется в относительном динамическом постоянстве внутренней среды организма — гомеостазисе (homeostasis; греч. homoios — подобный, сходный + stasis — стояние, неподвижность). Более 100 лет тому назад выдающийся французский ученый Клод Бернар впервые поставил вопрос о значении гомеостазиса (хотя сам термин был введен позднее В. Кэнноном). В своих первых работах по гомеостазису В. Кеннон отметил, что живые существа представляют собой открытую систему, имеющую множество связей с окружающей средой. Эти связи осуществляются через посредство дыхательного и пищеварительного трактов, поверхностных кожных рецепторов, нервно-мышечных органов и костных рычагов. Изменения в окружающей среде прямо или опосредованно воздействуют на указанные системы, вызывая в них соответствующие изменения. Однако эти воздействия обычно не сопровождаются большими отклонениями от нормы и не вызывают серьезных нарушений в физиологических процессах благодаря тому, что автоматическая саморегуляция ограничивает возникающие в организме колебания в сравнительно узких пределах. Для обозначения этого относительного постоянства можно было бы применять термин «равновесие», или «уравновешивание». Этот термин вполне пригоден для относительно простых физических или физико-химических процессов. Однако в сложно устроенном живом организме, кроме процессов уравновешивания, обычно включается и интегративная кооперация ряда органов и систем. Так, например, когда создаются условия, меняющие срстав крови и вызывающие нарушение дыхательных функций, быстро реагируют мозг и нервы, сердце, легкие, почки, селезенка и т. д. Для обозначения таких явлений, по мнению Кеннона, термин «уравновешивание» недостаточен, так как координация физиологических реакций — сложный и весьма специфический процесс. Именно для этих состояний и процессов, обеспечивающих устойчивость организма, Кеннон и предложил термин homeostasis — «гомеостазис». В толковании этого термина В. Кеннон подчеркивал, что слово stasis подразумевает не только устойчивое, иммобильное, или застойное, состояние, но и условие, очевидно, ведущее к этим явлениям. Слово homeo указывает не на тождественность (same), т. е. не на какое-то постоянно фиксированное или ригидное состояние, а на сходство и подобие явлений (like or similar). В. Кеннон указывал, что в механике принят термин statics, характеризующий устойчивое состояние, возникающее под влиянием определенных сил. Однако он умышленно отказывался от слова «статика», считая его неподходящим, поскольку в явлениях гомеостазиса физиологические механизмы так специфичны и так многообразны, что не имеют ничего сходного с применяемым в технике термином «статика». Таким образом, термин «гомеостазис» не обозначает простого постоянства химических или физико-химических свойств организма. Этим термином В. Кеннон прежде всего обозначал физиологические Механизмы, обеспечивающие устойчивость живых существ. Эта особая устойчивость характеризуется нестабильностью процессов — они постоянно меняются, однако в условиях «нормы» колебания физиологических показателей ограничены сравнительно узкими пределами. Явления гомеостазиса могут служить хорошим биологическим примером диалектического единства противоположностей: постоянства и изменчивости. Давая характеристику исторической основы учения о гомеостазисе, следует сказать, что явление гомеостазиса. по существу, представляет собой эволюционно выработавшееся, наследственно закрепленное адаптационное свойство приспособления организма к обычным условиям окружающей среды. Однако эти условия могут кратковременно, а иногда и относительно длительно выходить за пределы «нормы». В таких случаях явления адаптации характеризуются не только восстановлением обычных свойств внутренней среды, но и кратковременным изменением функциональной активности (например, учащением ритма сердечной деятельности и увеличением частоты дыхательных движении при усиленной мышечной деятельности). При длительных или повторных воздействиях могут возникать более стойкие и даже структурные изменения, например в виде гипертро фии миокарда при повышенной рабочей нагрузке сердца. При повреждении каких-либо органов включаются механизмы компенсации или возникают викарные функции с участием других систем организма (например, усиление функции потовых желез при снижении функции почек). Подобные процессы также представляют собой адаптацию к необычным или чрезвычайным условиям внешней или внутренней среды организма. Таким образом, можно различать явления кратковременной и долговременной адаптации. Биологическая характеристика гомеостазиса определяется не только длительностью адаптационных процессов, но и их значимостью. Реакции, обеспечивающие гомеостазис, могут быть направлены на поддержание известных уровней стационарного состояния, на координацию комплексных процессов для устранения или ограничения действия вредносных факторов, на выработку или сохранение оптимальных форм взаимодействия организма и среды в изменившихся условиях его существования. Все эти процессы и определяют адаптацию. Мы уже отметили, что самоорганизация биологической системы проявляется и в способности к самовосстановлению. Это качество обусловлено, прежде всего, регенерацией, а также наличием множественных параллельных регуляторных влияний в организме на всех уровнях его организации. Компенсация недостаточных функций за счет этих параллелей позволяет выжить организму в условиях повреждения, мера компенсации при этом отражает уровень жизнеспособности — его физическое здоровье. Физическое здоровье — текущее состояние структурных элементов целостного организма (клеток, тканей, органов и систем органов человеческого тела), характер их взаимодействия и взаимосодействия между собой. Материальную основу формирования физического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития организма человека. Она опосредована базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах индивидуального развития организма (онтогенеза). Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом биологического развития человека (формирование его физического здоровья), а с другой — обеспечивают индивидуализацию этого процесса. В самом общем виде физическое здоровье — это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.
Факторы физического здоровья К основным факторам физического здоровья человека относятся: 1) уровень физического развития, 2) уровень физической подготовленности, 3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, 4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания. Вполне очевидно, что физическое здоровье обусловливает жизнеспособность организма индивида. Физическое развитие — это биологический процесс становления и изменения естественных морфологических (от греч. morphe — форма) и функциональных (от nar.functio — исполнение, совершение, осуществление) свойств организма человека в течение его жизни (рост, Масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.). Физическое развитие управляемо. С помощью подобранных и организованных соответствующим образом мероприятий с использованием физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха и т. д. можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Однако следует иметь в виду следующее. Физическое развитие в известной мере обусловливается законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в этот процесс с целью управления возможно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций организма, старения. Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда. Эти законы определяют выбор средств и методов физического воспитания. Физическое развитие, как уже указывалось выше, тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие. Физическая подготовленность — внешнее проявление уровня физической активности: уровня развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) и степени владения двигательными умениями и навыками, необходимыми для успешного осуществления определенного рода деятельности человека (профессиональный труд, воинская служба, спорт и т. д.). Тот или иной уровень физической подготовленности достигается в результате физической тренировки, называемой физической подготовкой. Физическая подготовка и ее результат — физическая подготовленность — могут носить как общий характер (общая физическая подготовка или подготовленность — ОФП), так и направленный на определенный вид деятельности (специальная физическая подготовка или подготовленность). Общая физическая подготовка направлена на достижение определенного уровня развития основных физических качеств, на овладение жизненно необходимы ми умениями и навыками и является одной из основных составляющих процесса физического воспитания. На основе общей физической подготовленности строится специальная физическая подготовка, в частности спортивная и профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), — не менее важные составляющие процесса физического воспитания. Спортивная физическая подготовка направлена на целенаправленное развитие тех физических качеств и совершенствование тех двигательных умений и навыков, которые обеспечивают успех в определенном виде спорта. Профессионально-прикладная физическая подготовка обеспечивает развитие и совершенствование профессионально важных физических и психофизиологических качеств, а также повышение общей и неспецифической устойчивости организма к условиям неблагоприятной среды. В арсенале физкультурной и спортивной деятельности накоплено достаточно эффективных средств, развивающих физические и психические качества и свойства личности, необходимые для высокопрофессионального труда. Опыт освоения разнообразных умений и навыков и укрепления здоровья в процессе физического воспитания ускоряет овладение трудовыми двигательными навыками, повышает сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности. Не менее важным в процессе ППФП является и овладение рекреационными (физкультурные паузы, активный отдых, подвижные игры, психорегуляция) и реабилитационными (лечебная физкультура, использование естественных сил природы) средствами физической культуры, позволяющими восстанавливать работоспособность и бороться с профессиональными заболеваниями. Физическая неподготовленность не только снижает эффективность труда, но может привести и к потере здоровья, без которого даже прекрасная профессиональная подготовленность оказывается невостребованной. Поэтому ППФП — важная составляющая общей готовности специалиста к высокопроизводительному труду, и в масштабах общества может дать большой экономический эффект. Функциональная подготовленность организма к физической нагрузке. Внещ-ние проявления физической подготовленности человека обеспечиваются деятельностью (функционированием) костно-мышечной, дыхательной, сердечнососудистой, нервной и других систем организма. При этом организм в целом выполняет определенную работу, расходуя ту или иную энергию, и испытывает соответствующую физическую нагрузку. Состояние систем организма, их реакция на испытываемую физическую нагрузку определяют функциональную подготовленность (приспосабливаемость) организма к физической нагрузке. Функциональную подготовленность отдельной системы организма оценивают с помощью так называемых функциональных проб, основная задача которых заключается в проверке функций (деятельности) системы с учетом ее реакции на воздействия определенной, дозируемой физической нагрузки на организм. В процессе рациональной физической тренировки, с одной стороны, повышается уровень функциональных резервов организма, а с другой — экономпзация их использования. Оценка функциональных резервов может быть осуществлена при предельных и дозированных нагрузках. Адаптационные резервы организма Человеческий организм, представляя собой сложную биосоциальную систему, обладает большими возможностями приспособления к окружающей среде. Человек может адаптироваться к значительным физическим нагрузкам, к условиям измененной газовой среды, к высокой и низкой температуре, повышенной влажности, пониженной и повышенной освещенности и т. д. Хорошо известно, что адаптированный организм легче, чем неадаптированный, переносит воздействия различных неблагоприятных факторов внешней среды, а под влиянием чрезвычайного усилия, эмоционального напряжения или при высокой мотивации деятельности организм человека способен продемонстрировать функциональную активность, недоступную для него в спокойном состоянии. Все это говорит о том, что организм человека обладает скрытыми возможностями (резервами) и что адаптированный человек обладает большими резервами и умеет их лучше использовать в процессе адаптации.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |