Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование представлений о критериях здоровья 1 страница




Интересные перспективы в разработке проблемы критериев здоровья связаны с выявлением субъективных представлений и соответствующих предпочтений по этому поводу. Можно предположить, что на особенности их формирования будут оказывать влияние такие факторы, как возраст, пол, профессиональная принад­лежность. Понимание связанных с этим процессом тенденцией, закономерностей позволит более целенаправленно и своевременно осуществлять профилактику здорового поведения личности, коррекцию нежелательных отклонений в ее раз­витии. Эти же знания откроют дополнительные возможности в поиске наиболее эффективных путей по формированию должного отношения к здоровому образу жизни и потребность в нем, осознанному пониманию роли гармоничной представ­ленности биографического, психологического и социального в обеспечении здо­ровья человека. По данной теме под нашим руководством на специальном факуль­тете психологии Санкт-Петербургского госуниверситета было выполнено четы­ре дипломных исследования. Остановимся на полученных результатах.

В дипломной работе Э. А. Федичкиной (1995) изучалось представление школь­ников о том, с помощью каких признаков можно охарактеризовать психическое здоровье человека, т. е. вопрос был сформулирован в открытой форме. Исследо­вание проводилось на базе трех средних школ Санкт-Петербурга. В нем приняли


участие 20 шестиклассников (10 мальчиков, 10 девочек), 28 девятиклассников (11 мальчиков, 17девочек) и27учащихся 11-гокласса(11 мальчиков, 16девочек). Основные результаты проведенного исследования сводятся к следующему.

Анализ полученных от школьников ответов позволил выделить 8 основных критериев психического здоровья, которым они отдают предпочтение:

1. благоприятные эмоциональные черты характера;

2. благоприятные эмоциональные состояния;

3. способность к волевым усилиям;

4. способность к установлению душевного контакта с окружающими;

5. интеллектуальные черты характера;

6. способность к регуляции своего поведения;

7. принятие себя;

8. адекватность восприятия.

Значение этих критериев неодинаково и меняется с возрастом. Например, школь­ники младших классов (и мальчики, и девочки) особую роль в обеспечении психи­ческого здоровья отводят благополучию в эмоциональной сфере. С другой стороны, учащиеся 11-го класса в 6 раз чаще по сравнению с 6-м называют способность регу­лировать свое поведение в качестве критерия психического здоровья.

Затем эксперимент был продолжен в иной форме. Ученикам давали список из 95 личностных свойств и просили выбрать из него те, которые, по их мнению, соот­ветствуют психически здоровому человеку. В 6-м классе было названо 38 таких свойств, в 9-м их оказалось уже 68, а в 11-м — 80. Ученики 11-го, выбравшие наи­более широкий спектр черт характера, вместе с тем по ряду свойств не оказали ни одного предпочтения. Тем самым они как бы очертили набор признаков психи­ческого нездоровья, на свой взгляд. В него вошли: агрессивность, частое обраще­ние за помощью, стыдливость, недостаток настойчивости в преодолении трудно­стей, шаблонность, отсутствие цели, невозможность владеть своими действиями, неумение подчинять свои действия правилам общежития, трусость, малодушие.

В дипломной работе О. А. Фурсовой (1996) в исследовании приняли участие ученики двух 11-х классов средней школы г. Кировска (15 мальчиков и 28 девочек). Учащимся предлагалось (без ограничения) назвать те признаки, которые, на их взгляд, характеризуют психическое здоровье человека. Всего было названо 179 при­знаков. Они распределились таким образом (данные представлены в табл. 2.1):

 

Таблица 2.1
Критерии психического здоровья Количество выборов
Эмоциональная уравновешенность  
Адекватное восприятие и реагирование на окружающее  
Общительность, контактность  
Воспитанность, тактичность, культура  
Умение контролировать свое поведение  
Умение отвечать за свои поступки  
Поведение в пределах допустимого  

Окончание таблицы 2.1
Критерии психического здоровья Количество выборов
Спокойная речь .5
Умение трезво смотреть на жизнь, на ситуацию  
Умение здраво мыслить  
Умение отдыхать  
Невозможность совершить физическое насилие  
Проявление нормальных потребностей  
Наличие моральных принципов  
Умение вести себя в коллективе  
Правильная сексуальная ориентация  
Умение сочувствовать чужому горю  
Способность к деятельности  
Общее развитие, кругозор, широта интересов  
Нормальная внешность  
Рассудительность  
Ясный взгляд  
Спокойный сон  
Еще 22 признака, в том числе: умение мыслить ло­гично, иметь свою точку зрения, быть рациональ­ным, быть самокритичным, представлять свое предназначение на Земле, умение слушать, отсут­ствие комплексов, умение концентрировать вни­мание, хорошая память По одному выбору

Характерно, что девочки значимо больше отдавали предпочтение призна­кам, отражающим состояние эмоциональной сферы. Так, признак «эмоциональ­ная уравновешенность» назвали все принявшие в эксперименте девочки (28 че­ловек), а среди мальчиков его отметили 11 человек. Такие признаки, как воспи­танность, тактичность, наличие моральных принципов, называли только девочки.


В этом же исследовании приняли участие 9 преподавателей психологии (док­тор медицинских наук и 8 кандидатов психологических наук, которые по роду своей деятельности и сфере профессиональных интересов имели непосредствен­ное отношение к проблеме психического здоровья). Им тоже было предложено в свободной форме выразить свое представление о критериях психического здоро­вья. Как и следовало ожидать, полученные ответы характерным образом отлича­лись от того, что показала «школьная» выборка. Всего преподаватели назвали 45 критериев, а в содержательном плане они распределились так (табл. 2.2):


Окончание таблииы 2.2
Критерии психического здоровья Количество выборов
Самореализация, самоактуализация  
Следование христианским заповедям  
Адекватная самооценка  
Адекватная реакция на ситуацию  
Контроль над эмоциями  
Чувство удовлетворенности, надежды и счастья  
Общительность; целостность восприятия мира; гармоничность отношений с окружающей средой; оптимистичность; адекватная возрасту эмоцио­нально-волевая, познавательная зрелость; спо­собность самоуправления поведением; хорошая ориентация во времени и др. По одному выбору

В исследовании И. В. Дворко (2000) испытуемыми были учащиеся 6-х (55 чело­век, из них 30 мальчиков и 25 девочек) и 11-х классов (52 человека, из них 15 мальчи­ков и 37 девочек) двух общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Методика эксперимента была изменена. Школьников просили написать шесть признаков (критериев) здоровья, которые, по их мнению, являются самыми важными. Когда это задание было выполнено, их просили проранжировать уже названные призна­ки здоровья: присвоить № 1 самому важному из шести, № 2 — самому важному из пяти оставшихся и т. д. Были получены следующие результаты.

Всего шестиклассники назвали 330 признаков здоровья. На первое место они поставили физическое здоровье (67,9%), затем — психическое здоровье (18,5%), на третьем месте — социальйое здоровье (13,6%). Сравнение представлений о здоро­вье у мальчиков и девочек показало, что девочки отдают физическому здоровью значимо меньшее предпочтение, уделяя больше внимания критериям психическо­го и социального здоровья, Процедура ранжирования в целом только подтвердила выявленную тенденцию. Содержательный анализ показал, что в плане психическо­го здоровья мальчики отдают предпочтение интеллектуальным критериям, а девоч­ки — эмоциональным. В социальном здоровье мальчики на первый план выводят здоровый образ жизни, здоровые семейные отношения, а девочки — внешний вид.

Учащиеся 11-го класса назвали 312 признаков здоровья. Их внутреннее рас­пределение принципиально не изменилось по сравнению с тем, что было выявле­но у шестиклассников. На первом месте опять оказались критерии физического здоровья (65,7%), на втором — психического (18,6%) и на третьем — социального (15,7%). Как и в предыдущем случае, девочки значимо чаще по сравнению с маль­чиками называли критерии психического и социального здоровья. Причем эта тенденция выражена у них еще более заметно, чем у девочек 6-го класса. В выборе критериев психического здоровья у девочек по-прежнему доминирует эмоцио­нальная сфера, а у мальчиков — интеллектуальная.

Итак, исследование И. В. Дворко показало, что представление школьников о критериях здоровья носит несбалансированный, негармоничный характер. В нем явно смещен акцент в сторону физического здоровья, т. е. имеет место «соматиза-ция» понятия здоровья. Вместе с тем на этом общем фоне девочки обнаруживают


большее понимание роли психических и социальных признаков в оценке здоро­вья человека.

Выборку испытуемых в исследовании О. П. Марголиной (2000) составили 30 врачей-нейрохирургов со стажем работы по специальности более 5 лет и 30 кли­нических ординаторов-нейрохирургов первого года работы. Исследование прово­дилось в Российском научно-исследовательском нейрохирургическом институте им. проф. А. Л. Поленова. Группа врачей состояла из 6 женщин и 24 мужчин; груп­па клинических ординаторов — из 11 женщин и 19 мужчин. Применялась та же методика исследования, что и в предыдущей дипломной работе.

Названные врачами признаки здоровья распределились следующим образом: 53% пришлось на физическое здоровье, 39% — на психическое и 7% — на социаль­ное. Наибольшее число выборов среди критериев психического и социального здо­ровья принадлежит женщинам-врачам. Естественно, что профессиональная при­надлежность испытуемых отразилась и на самЬм характере предпочитаемых ими критериев здоровья. Данные представлены в табл. 2.3.

Таблииа 2.3

 

Критерии психического здоровья Количество выборов
  Мужчины Женщины
Хорошее самочувствие    
Хорошее функционирование пищеварительной системы    
Хорошие физические и физиологические показатели    
Здоровый сон    
Физическая активность    
Сексуальная активность    
Здоровая кожа    
Устойчивость к физическим нагрузкам    
Иммунитет    
Толерантность к алкоголю    
Здоровые зубы    

Обратите внимание, что ведущая роль отдана критерию «хорошее самочув­ствие». Среди психологических критериев здоровья предпочтение отдавалось хо­рошему настроению, интеллектуальной активности (примечательно, что его назы­вали только представители мужского пола), гармонии с собой, желанию работать (в подавляющем большинстве его назвали женщины-врачи), стрессоустойчивос­ти, психологической адаптации, позитивному отношению к окружающим. К со­циальным критериям здоровья были отнесены: социальная адаптация, адекватное поведение, интерес к окружающему миру, моральный комфорт.

В отличие от врачей клинические ординаторы показали достаточно сбаланси­рованный выбор критериев физического (45%) и психического (48%) здоровья. Что же касается социального здоровья, то отношение к нему, в сущности, не из­менилось (те же 7% выбора относящихся к нему признаков). Можно предполо­


жить, что проявленное ими понимание роли равновесия физического и психиче­ского в обеспечении здоровья человека обусловлено пока еще их общей теорети­ческой осведомленностью по этому вопросу и не обременено накопленным опы­том практической работы. В остальном ситуация сохранилась. Это выразилось и в том, что женщины-ординаторы по сравнению со своими коллегами мужчинами сделали больше выборов не только психологических, но и социальных критериев здоровья. Не изменился принципиально и сам состав выбираемых критериев здо­ровья применительно к физическому, психическому и социальному уровням рас­смотрения.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте анализ известных подходов к определению здоровья.

2. Раскройте понятие «здоровье» как системное.

3. Покажите взаимосвязь уровней рассмотрения здоровья и болезни.

4. Назовите критерии психического и социального здоровья и дайте их содер­жательную характеристику.

 

Литература

1. Абрамова Г. С, Юдчиц Ю. А. Психология в медицине: Учебное пособие. — М., 1998.

2. Гарбузов В. И, Человек, жизнь, здоровье. (Древние и новые каноны медици­ны). - СПб., 1995.

3. Гурвич И. Н. Социологическое исследование общего и нервно-психическо­го здоровья молодежи // Социология молодежи. Кн, III. — М., 1995.

4. Калью П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. — М, 1988.

5. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.

6. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. — СПб., 1996.

7. Семичев С. Б. Предболезненные психические расстройства. — М., 1987.


Раздел II

ФИЗИЧЕСКОЕ, ПСИХИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ


Глава 3

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

 

Понятие «физическое здоровье»

Физическое здоровье — важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологи­ческой системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клет­ки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Кроме того, организм обладает способностью сохранять индивидуальное суще­ствование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению.

Самообновление связано с постоянным взаимным обменом организма с внеш­ней средой веществом, энергией и информацией. Организм человека — это систе­ма открытого типа. В процессе самообновления организм поддерживает свою упо­рядоченность и препятствует своему разрушению.

Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегули­рованию. Совершенная координация всех функций — следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция со­ставляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свой­ство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на опреде­ленном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели (константы), например постоянство темпе­ратуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д. Поддержание степени упорядоченности проявляется в относительном динамичес­ком постоянстве внутренней среды организма — гомеостазисе (homeostasis; греч. homoios — подобный, сходный + stasis — стояние, неподвижность).

Более 100 лет тому назад выдающийся французский ученый Клод Бернар впер­вые поставил вопрос о значении гомеостазиса (хотя сам термин был введен по­зднее В. Кэнноном). В своих первых работах по гомеостазису В. Кеннон отметил, что живые существа представляют собой открытую систему, имеющую множество связей с окружающей средой. Эти связи осуществляются через посредство ды­хательного и пищеварительного трактов, поверхностных кожных рецепторов, нервно-мышечных органов и костных рычагов. Изменения в окружающей среде прямо или опосредованно воздействуют на указанные системы, вызывая в них


соответствующие изменения. Однако эти воздействия обычно не сопровождают­ся большими отклонениями от нормы и не вызывают серьезных нарушений в физиологических процессах благодаря тому, что автоматическая саморегуляция ограничивает возникающие в организме колебания в сравнительно узких преде­лах. Для обозначения этого относительного постоянства можно было бы приме­нять термин «равновесие», или «уравновешивание». Этот термин вполне приго­ден для относительно простых физических или физико-химических процессов. Однако в сложно устроенном живом организме, кроме процессов уравновешива­ния, обычно включается и интегративная кооперация ряда органов и систем. Так, например, когда создаются условия, меняющие срстав крови и вызывающие на­рушение дыхательных функций, быстро реагируют мозг и нервы, сердце, легкие, почки, селезенка и т. д. Для обозначения таких явлений, по мнению Кеннона, тер­мин «уравновешивание» недостаточен, так как координация физиологических реакций — сложный и весьма специфический процесс. Именно для этих состоя­ний и процессов, обеспечивающих устойчивость организма, Кеннон и предложил термин homeostasis — «гомеостазис».

В толковании этого термина В. Кеннон подчеркивал, что слово stasis подразу­мевает не только устойчивое, иммобильное, или застойное, состояние, но и усло­вие, очевидно, ведущее к этим явлениям. Слово homeo указывает не на тождествен­ность (same), т. е. не на какое-то постоянно фиксированное или ригидное состоя­ние, а на сходство и подобие явлений (like or similar). В. Кеннон указывал, что в механике принят термин statics, характеризующий устойчивое состояние, возни­кающее под влиянием определенных сил. Однако он умышленно отказывался от слова «статика», считая его неподходящим, поскольку в явлениях гомеостазиса физиологические механизмы так специфичны и так многообразны, что не имеют ничего сходного с применяемым в технике термином «статика».

Таким образом, термин «гомеостазис» не обозначает простого постоянства хи­мических или физико-химических свойств организма. Этим термином В. Кеннон прежде всего обозначал физиологические Механизмы, обеспечивающие устойчи­вость живых существ. Эта особая устойчивость характеризуется нестабильностью процессов — они постоянно меняются, однако в условиях «нормы» колебания фи­зиологических показателей ограничены сравнительно узкими пределами. Явления гомеостазиса могут служить хорошим биологическим примером диалектического единства противоположностей: постоянства и изменчивости.

Давая характеристику исторической основы учения о гомеостазисе, следует сказать, что явление гомеостазиса. по существу, представляет собой эволюционно выработавшееся, наследственно закрепленное адаптационное свойство приспо­собления организма к обычным условиям окружающей среды. Однако эти усло­вия могут кратковременно, а иногда и относительно длительно выходить за пре­делы «нормы». В таких случаях явления адаптации характеризуются не только восстановлением обычных свойств внутренней среды, но и кратковременным из­менением функциональной активности (например, учащением ритма сердечной деятельности и увеличением частоты дыхательных движении при усиленной мы­шечной деятельности). При длительных или повторных воздействиях могут воз­никать более стойкие и даже структурные изменения, например в виде гипертро­


фии миокарда при повышенной рабочей нагрузке сердца. При повреждении ка­ких-либо органов включаются механизмы компенсации или возникают викарные функции с участием других систем организма (например, усиление функции по­товых желез при снижении функции почек). Подобные процессы также представ­ляют собой адаптацию к необычным или чрезвычайным условиям внешней или внутренней среды организма. Таким образом, можно различать явления кратков­ременной и долговременной адаптации.

Биологическая характеристика гомеостазиса определяется не только длитель­ностью адаптационных процессов, но и их значимостью. Реакции, обеспечиваю­щие гомеостазис, могут быть направлены на поддержание известных уровней стационарного состояния, на координацию комплексных процессов для устране­ния или ограничения действия вредносных факторов, на выработку или сохране­ние оптимальных форм взаимодействия организма и среды в изменившихся усло­виях его существования. Все эти процессы и определяют адаптацию.

Мы уже отметили, что самоорганизация биологической системы проявляется и в способности к самовосстановлению. Это качество обусловлено, прежде всего, регенерацией, а также наличием множественных параллельных регуляторных влияний в организме на всех уровнях его организации. Компенсация недостаточ­ных функций за счет этих параллелей позволяет выжить организму в условиях повреждения, мера компенсации при этом отражает уровень жизнеспособности — его физическое здоровье.

Физическое здоровье — текущее состояние структурных элементов целостного организма (клеток, тканей, органов и систем органов человеческого тела), характер их взаимодействия и взаимосодействия между собой. Материальную основу фор­мирования физического здоровья составляет биологическая программа индивиду­ального развития организма человека. Она опосредована базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах индивидуального развития орга­низма (онтогенеза). Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым ме­ханизмом биологического развития человека (формирование его физического здо­ровья), а с другой — обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

В самом общем виде физическое здоровье — это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам сре­ды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной под­готовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

 

Факторы физического здоровья

К основным факторам физического здоровья человека относятся:

1) уровень физического развития,

2) уровень физической подготовленности,

3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению фи­зических нагрузок,

4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.


Вполне очевидно, что физическое здоровье обусловливает жизнеспособность организма индивида.

Физическое развитие — это биологический процесс становления и изменения естественных морфологических (от греч. morphe — форма) и функциональных (от nar.functio — исполнение, совершение, осуществление) свойств организма чело­века в течение его жизни (рост, Масса тела, окружность грудной клетки, жизнен­ная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, вынос­ливость, гибкость, ловкость и др.).

Физическое развитие управляемо. С помощью подобранных и организованных соответствующим образом мероприятий с использованием физических упражне­ний, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха и т. д. можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении приведен­ные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Однако следует иметь в виду следующее.

Физическое развитие в известной мере обусловливается законами наследствен­ности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, на­оборот, препятствующие физическому совершенствованию человека.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступен­чатости. Вмешиваться в этот процесс с целью управления возможно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций организма, старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и сре­ды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Эти законы определяют выбор средств и методов физического воспитания.

Физическое развитие, как уже указывалось выше, тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не толь­ко гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профес­сии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составля­ет общее жизненное благополучие.

Физическая подготовленность — внешнее проявление уровня физической активности: уровня развития физических качеств (силы, быстроты, выносливос­ти, гибкости, ловкости) и степени владения двигательными умениями и навыка­ми, необходимыми для успешного осуществления определенного рода деятельно­сти человека (профессиональный труд, воинская служба, спорт и т. д.).

Тот или иной уровень физической подготовленности достигается в результате физической тренировки, называемой физической подготовкой.

Физическая подготовка и ее результат — физическая подготовленность — мо­гут носить как общий характер (общая физическая подготовка или подготовлен­ность — ОФП), так и направленный на определенный вид деятельности (специ­альная физическая подготовка или подготовленность).

Общая физическая подготовка направлена на достижение определенного уров­ня развития основных физических качеств, на овладение жизненно необходимы­


ми умениями и навыками и является одной из основных составляющих процесса физического воспитания.

На основе общей физической подготовленности строится специальная физи­ческая подготовка, в частности спортивная и профессионально-прикладная фи­зическая подготовка (ППФП), — не менее важные составляющие процесса физи­ческого воспитания.

Спортивная физическая подготовка направлена на целенаправленное развитие тех физических качеств и совершенствование тех двигательных умений и навы­ков, которые обеспечивают успех в определенном виде спорта.

Профессионально-прикладная физическая подготовка обеспечивает развитие и совершенствование профессионально важных физических и психофизиологиче­ских качеств, а также повышение общей и неспецифической устойчивости организ­ма к условиям неблагоприятной среды. В арсенале физкультурной и спортивной деятельности накоплено достаточно эффективных средств, развивающих физи­ческие и психические качества и свойства личности, необходимые для высоко­профессионального труда. Опыт освоения разнообразных умений и навыков и укрепления здоровья в процессе физического воспитания ускоряет овладение трудовыми двигательными навыками, повышает сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности. Не менее важным в процессе ППФП является и овладение рекреационными (физкультурные пау­зы, активный отдых, подвижные игры, психорегуляция) и реабилитационными (лечебная физкультура, использование естественных сил природы) средствами физической культуры, позволяющими восстанавливать работоспособность и бо­роться с профессиональными заболеваниями.

Физическая неподготовленность не только снижает эффективность труда, но может привести и к потере здоровья, без которого даже прекрасная профессио­нальная подготовленность оказывается невостребованной. Поэтому ППФП — важная составляющая общей готовности специалиста к высокопроизводительно­му труду, и в масштабах общества может дать большой экономический эффект.

Функциональная подготовленность организма к физической нагрузке. Внещ-ние проявления физической подготовленности человека обеспечиваются дея­тельностью (функционированием) костно-мышечной, дыхательной, сердечно­сосудистой, нервной и других систем организма. При этом организм в целом вы­полняет определенную работу, расходуя ту или иную энергию, и испытывает соответствующую физическую нагрузку. Состояние систем организма, их реакция на испытываемую физическую нагрузку определяют функциональную подготов­ленность (приспосабливаемость) организма к физической нагрузке.

Функциональную подготовленность отдельной системы организма оценивают с помощью так называемых функциональных проб, основная задача которых за­ключается в проверке функций (деятельности) системы с учетом ее реакции на воздействия определенной, дозируемой физической нагрузки на организм.

В процессе рациональной физической тренировки, с одной стороны, повыша­ется уровень функциональных резервов организма, а с другой — экономпзация их использования. Оценка функциональных резервов может быть осуществлена при предельных и дозированных нагрузках.


Адаптационные резервы организма

Человеческий организм, представляя собой сложную биосоциальную систему, обладает большими возможностями приспособления к окружающей среде. Чело­век может адаптироваться к значительным физическим нагрузкам, к условиям измененной газовой среды, к высокой и низкой температуре, повышенной влаж­ности, пониженной и повышенной освещенности и т. д. Хорошо известно, что адаптированный организм легче, чем неадаптированный, переносит воздействия различных неблагоприятных факторов внешней среды, а под влиянием чрезвы­чайного усилия, эмоционального напряжения или при высокой мотивации дея­тельности организм человека способен продемонстрировать функциональную активность, недоступную для него в спокойном состоянии. Все это говорит о том, что организм человека обладает скрытыми возможностями (резервами) и что адаптированный человек обладает большими резервами и умеет их лучше исполь­зовать в процессе адаптации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.