Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры




От издательства

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

Натуральная Гигиена

Краткий исторический очерк (А. А. Владимирский)

Философия. Принципы. Приемы (А. А. Владимирский)

Краткое слово о Г.М. Шелтоне

Герберт М. Шелтон - биографические сведения (А. А. Владимирский)

Предисловие

Ортопатия — физиологическая закономерность

Болезнь — это жизненный процесс

Единство организма и его связь с лечением

Токсемия

Корни инфекции

Здоровье прежде всего

Компромиссы науки

Аллергия

Обманчивость диагноза

Рациональный уход за больными

Реформа и лечение

Как избежать простуды и вылечить ее

Что вызвало болезни миндалин у девочек семейства Квинтс?

Бронхит

Синусит

Бронхиальная астма

Сенная лихорадка

Беспроточные железы

Расширение щитовидной железы

Колит

Пептическая язва

Сахарный диабет

Артрит — ревматизм — подагра

Высокое кровяное давление

Угри (воспаление сальной железы)

Прощай, невралгия!

Неврит

Детский паралич

Голодание для детей

Голодание при болезнях сердца

Голодные боли

Обжорство и невроз

Голодание и зубы

Надуманные возражения против голодания

Физические упражнения и сердце

Сочетание кислот с белками

Самоисчезающие опухоли

Подчинение жизни закону

Вместо заключения

Предисловие к книге Г. М. Шелтона «Натуральная Гигиена. Праведный образ жизни человека»

© Шелтон Г., 2001

© Оформление. Издательство «Советский спорт», 2001

2006 Copy: Максим (maxfire)

www.golodanie-usa.narod.ru

golodanie@rambler.ru

 

Интерес к здоровью и здоровому образу жизни закономерен для России. Забота о здоровье берет начало в народной культуре. Как народная песня не утеряла свое­го значения для современного музыкального творчества, так и самобытные народ­ные подвижные игры, развлечения, пляски, русская закаливающая баня и купа­ние занимали определенное место в системе физического воспитания. Народная мудрость вошла в такие памятники отечественной медицины и педагогики, как «Поучение» Владимира Мономаха (XI в.), «Домострой» (XV-XVI вв.), «Граждан­

ство обычаев детских» Епифания Славинецкого (XVII в.), «Юности честное зер­цало, или Показание к житейскому обхождению» (1717), «Регламент, или Устав духовной коллегии» Феофана Прокоповича (1721). Например, в «Регламенте» указано, что «школы следует размещать не в городе, но в стороне, чтобы в уречен-ные часы всяк делал что должно», чтобы «на всяк день два часа определить на гуляние... по обеди и по вечери... с играми честными и телодвижными».

Однако лишь с середины XVIII в. из-за высокой детской смертности и забо­леваемости вопросы здоровья начинают занимать особое место в отечественной медицине и педагогике.

Впервые на государственное значение вопроса охраны здоровья и здорового образа жизни обратил внимание М. В. Ломоносов. В письме к И. И. Шувалову в 1761 г. он ставит этот вопрос так:

...Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением Россий­ского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства. А в регламентах московской и академической гимназий мы находим указания М. В. Ломоносова по организации правильного режима питания и его полноцен­ности, распорядку дня и расписанию занятий, о медицинской помощи учащимся.

Вопросами охраны здоровья активно занимались первые русские профессора-энциклопедисты (С. Г. Зыбелин, Н. М. Максимович-Амбодик, С. Ели, А. П. Про­тасов). В своих работах они заложили основы физического воспитания и закалива­ния, питания и гигиены детей. В образовательных учреждениях их идеи развивали такие общественные деятели, как И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев. И действительно, это было здоровое поколение.

Так, И. И. Бецкой выдвинул идею о закрытых учебных заведениях, где были бы созданы все необходимые условия для развития ребенка. Под его непосред­ственным руководством были открыты Московский и Петербургский воспита­тельные дома, Смольный институт благородных девиц и учебные заведения для кадетов. В планах, разработанных И. И. Бецким для этих учреждений, даны сове­ты по организации питания, сна, выбору одежды, содержанию жилища, закалива­нию и физическому воспитанию.

Н. И. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей для распростране­ния общеполезных знаний и всеобщего благополучия» (1788) ставит вопрос о гармоническом сочетании умственного и физического образования и их объеме в зависимости от возраста ребенка.

А. Н. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» обращает внимание не только на просвещение русского народа, но и на охрану здоровья подрастаю­щего поколения. Он дает ценные советы по питанию детей, личной гигиене, фи­зическому воспитанию, закаливанию, физическому труду.

С конца XVIII — начала XIX в. большое значение приобретает практическая деятельность врачей закрытых детских учреждений. Они не только занимались лечением больных учащихся, но и проводили гигиенические мероприятия, следи­ли за режимом дня, питанием, физическим воспитанием детей, условиями обуче­ния и проводили мероприятия по борьбе с заразными болезнями, тем самым про­кладывая первые пути здорового образа жизни.

середине XIX в. отечественная медицина и педагогика продолжают разви­ваться в том же направлении. Имеющиеся данные свидетельствуют, что в этот период охрана здоровья учащихся включала пропаганду знаний о здоровье и здо­ровом человеке и практические меры по организации здорового образа жизни в образовательных учреждениях.

Наиболее яркие представители науки и практики второй половины XIX в. — Э. Бок, Г. А. Захарьин, С. П. Боткин, Ш. Отто, С. Ф. Хотовицкий, Н. И. Быстров, К. А. Раухфус, И. М. Сеченов, Н. И. Пирогов, Н. К. Добролюбов, Ф. Шольц. Их деятельность способствовала выдвижению проблематики здорового образа жиз­ни на первый план, стали более широко рассматриваться понятие «здоровье» и вопросы влияния на организм человека факторов окружающей среды, стихийных сил природы, Космоса. Так, появились исследования о способах адаптации орга­низма к изменяющимся внешним условиям и космическим воздействиям. Труды ученых привлекли внимание различных слоев российского общества к проблеме здоровья нации, в том числе подрастающего поколения, и обозначили приорите­ты в отечественной науке на рубеже веков.

На рубеже XIX-XX вв. выпускается очень много научно-популярной литера­туры, посвященной пропаганде здорового образа жизни, санитарно-гигиениче­ским аспектам здорового образа жизни, вопросам гармонии человека с самим собой и миром (Ш. Северин, 1901; Гоппе-Зейлер, 1905; Л. И. Ляховский, 1910; Л. Гдан-ский, 1910; Т. С. Клеустон, 1910; С. Ершов, 1911; П. И. Орлов, 1912; 3. Бертух, 1912; П. Зиттлер, 1914; А. Гамалей, 1915; О. Бронштейн, 1918 и др.).

В 1898 г. в России впервые переводится учебное пособие «Первые понятия о том, как живет наше тело, что для него вредно и полезно», которое ориентирует учащих­ся на изучение собственного организма. Проблемам антиалкогольного воспитания учащейся молодежи были посвящены работы Г. Ф. Маркова (1912), Л. Линдрума (1913) и др. В первой российской Сергиевской школе в тот период проводилась ап­робация предлагаемых учеными воспитательных приемов, создавались первые педагогические рекомендации по методике обучения трезвости. Создание здоровой атмосферы в учебных заведениях издавна рассматривалось как неотъемлемая и важ­нейшая предпосылка формирования здорового образа жизни населения. В 1914 г. С. Успенский написал «Школу трезвости. Популярный учебник трезвости для на­чальных училищ». Это были популярные беседы, конечная цель которых — закре­пить в сознании учащихся гибельные последствия потребления спиртных напит­ков и положительные качества трезвости. Введение к элементарному курсу алко-голеведения освещало такие вопросы: для чего человек ест; давались краткие сведения о существе полезных (вода, молоко) и вредных веществ (алкоголь, спирт, которые изготовители, не стесняясь, «сдабривали ядовитыми маслами и составами, лишь бы достичь желанного вкуса и цвета»).

Приводилось большое количество народных пословиц и поговорок, например «Дружба с хмелем до добра не доводит», «Хмель головой высок, а ногами жидок», «Кто водку любит, тот сам себя губит» и др. Знание, доводимое до сознания ребенка, выполняло двойную роль: формировало, с одной стороны, психологию неприятия губительных «возможностей» алкоголя, а с другой — мир здоровой семьи (через де­тей). Особый интерес представляет сборник задач противоалкогольного содержания.

 

Так, в работе В. Бехтерева «Личность и условия ее развития и здоровья» крас­ной нитью проходит мысль о зависимости здоровья детей от условий работы в школе. Ученый делает вывод, что «рациональное воспитание должно развивать в ребенке тот бодрый дух, который столь необходим в борьбе с житейскими невзго­дами». Следовательно, уже на рубеже нового века существовала научно обосно­ванная точка зрения на роль школы и учебных заведений в создании условий для воспитания в ребенке бодрости духа, что немаловажно для формирования здоро­вого образа жизни в целом, ибо, как говорит народная мудрость, здоровый дух присущ именно здоровому телу.

Исследователь В. Фармаковский (1895) особо подчеркивал, что...школа должна быть приятно и эстетически обставлена, чтобы влиять на добрые нра­вы и вкусы детей, а поэтому она должна напоминать не аравийскую пустыню, а биб­лейский эдем.

Иными словами, в школе должны создаваться все условия для душевного ком­форта, а также для эстетического развития детей, и занятия следует проводить в атмосфере благожелательности, тем самым прививая детям основы этики взаимо­отношений — «добрые нравы». В рекомендациях В. Фармаковского, безусловно, просматриваются попытки побудить учителей к воспитанию неотъемлемых прин­ципов здорового образа жизни — такими средствами, чтобы дети сами стремились к красоте, ко всему нравственному.

Исследователи В. Рахманов (1904), А. А. Соловьева (1910), В. И. Бывальневич (1912) и др. разрабатывали основные вопросы семейного воспитания и его влия­ния на формирование потребности в здоровом образе жизни у детей.

М. И. Покровской (1901) была предпринята попытка привлечь внимание учи­теля к необходимости формирования здоровых привычек у школьника, что долж­но содействовать его воспитанию в духе принципов здоровья, а И. П. Мюллер (1911) разработал естественную систему укрепления здоровья детей и предотв­ращения их заболеваний.

Особое значение имеют работы П. Ф. Лесгафта. Создавая свою систему физи­ческого воспитания, он исходил из положения «о постоянной потребности орга­низма изменять свои формы в определенном направлении в зависимости от уп­ражнений». В «Руководстве по физическому образованию детей школьного возра­ста» (1904) П. Ф. Лесгафт изложил систему физического воспитания, где предлагал использовать упражнения, которые обеспечивали активное участие всех групп мышц и благотворно влияли на растущий организм. Из этого принципа впослед­ствии исходили В. В. Гориневский и В. Е. Игнатьев, создавая собственную систе­му физического воспитания детей.

Новый этап развития науки в обозначенной области приходится на 20-е гг. на­шего столетия и на предвоенный период. Увеличивается количество научно-по­пулярных изданий, посвященных влиянию на здоровье различных факторов окру­жающей среды, изучаются адаптационные механизмы человеческого организма в условиях изменяющейся биосреды: В. Р Эккодт(1922), Саркизо-Серазини (1925), М. Бронт (1930), И. Л. Баумгольц (1936), П. Г. Мезерницкий (1937). Однако по­лученные данные не нашли отражения в методической литературе для учебных заведений педагогического профиля.

Тот же период отмечен появлением работ, в которых рассматривается зависи­мость процесса формирования здорового образа жизни школьников от уровня развитости их сознания, от фактора воли (И. Т. Назаров, 1929; А. Е. Адрианова, 1941 и др.). В этом плане особенно интересны разработки И. Т. Назарова. В своей публикации «Культура воли. Система самовоспитания здоровой личности» (Л.: Труженики печати, 1929) ученый отводит учителю роль ответственного за воспи­тание в ребенке силы воли, которая, по мнению автора, является необходимым условием как для формирования положительных целевых установок личности в отношении здорового образа жизни, так и для совершенствования адаптационных возможностей организма, помогающих сохранять здоровье в экстремальных ус­ловиях, т. е. «приспосабливаться в любой среде обитания».

И. Т. Назаровым пред­ложены рекомендации по укреплению нервной системы ребенка, в частности че­рез специально подобранную систему активных гимнастических упражнений, улучшающих координацию, повышающих работоспособность, доводящих почти до автоматизма реакцию нервной системы организма на изменение ситуации. Несомненная ценность этой работы И. Т. Назарова состоит в том, что в ней пред­лагаются довольно интересные пути и средства воспитания здоровой личности с «идеальной» нервной системой.

Однако в отечественной медицине и педагогике этого периода не ставились вопросы морали и нравственности и их влияния на психосоматику индивида, формирование личности и индивидуальности.

Педагогические идеи Вл. Соловьева о воспитании личности в сопричастности с миром, о помощи человеку в духовной адаптации не только в сфере межчелове­ческих отношений, но и в сфере взаимоотношений с природой и космосом, о вос­питании ответственности за все сферы мировой жизнедеятельности и осознании своего места и роли во вселенной, а также принципы образования (В. В. Розанов определял их как принцип индивидуальности, целостности и единства) стали осмысливаться и претворяться в различных интегрированных курсах (например, валеология) только в современной школе. Но на Западе еще в довоенное время эти идеи нашли отражение в трудах эмигрировавших российских философов и педагогов, таких как С. Л. Франк, В. В. Зеньковский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердя­ев и др.

В частности, С. Л. Франк говорил о воспитании личности в коллективе, осно­вываясь на ее общественной ценности, уважении к личности независимо от наци­ональной, расовой, религиозной принадлежности; о решении в области образова­ния и воспитания общечеловеческих проблем, связанных с болью и заботой обо всем человечестве (например, экологический кризис); о построении педагогиче­ских отношений, способных противостоять насилию тоталитарной идеологии и направленных на создание «одушевленного общества». Он разрабатывал идеи Вл. Соловьева в области антропологии. «Только Франк договорил до конца, до­вел до предельной четкости учение о человеке в рамках системы Всеединства, и в этом его громадная заслуга», — писал о нем В. В. Зеньковский (Психология дей­ства. — Екатеринбург: Деловая книга, 1995).

Причины кризисов в рамках взаимоотношений общества с природой русский философ видел в отказе от ответственности за судьбы мира, в забвении нравствен­ого долга человека перед природой, что в современной системе хозяйствования привело к хищническому истреблению среды существования.

С. Н. Булгаков в работе «Основные проблемы теории прогресса» [ Соч.: В 2 т. — М.: Наука, 1993] критикует идею достижения всеобщего счастья, «купленного чу­жим потом и кровью», через удовлетворение материальных потребностей и вы­двигает собственную теорию прогресса. Он формулирует основные посылки теории прогресса, разрабатывает проблемы свободного развития личности как идеала об­щественного развития; нравственной свободы личности как условия автономной нравственной жизни; абсолютной ценности личности и идеальной природы чело­веческой души, добра как нравственного миропорядка. Психолого-педагогическая значимость работ С. Н. Булгакова в том, что он выделил тему гармонии развития человеческой личности, природы и общества, проблемы взаимоотношения чело­века с его хозяйственной деятельностью; рассматривал пути развития общества и общественных ценностей, проблемы нравственной свободы и самоограничения личности.

Тема гармоничного развития природы и общества волновала и Н. А. Бердяева. Гармония в природе и обществе — объективная закономерность движения и раз­вития материи как всеобщей субстанции. Однако она постоянно нарушается. В отличие от природы, которая хотя и медленно, но восстанавливает нарушенное общество, индивиды подчас могут играть резко отрицательную роль, поэтому ис­ключительно важная черта духовного развития личности — воспитание чувства гармонии, стремление к ней в решении проблем содержания общечеловеческих ценностей, соотношения нравственности и политики, национального и интерна­ционального.

В наиболее зрелой, поздней работе «Самопознание» (Бердяев Н. А. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 2. — Париж, 1985) автор разрабатывал темы о природе чело­веческого существования и смысле жизни человека; о гармонии человека и сре­ды, о свободе и ответственности человека перед миром, о путях к достижению лич­ностью целостного образа, о любви как основе духовного смысла жизни.

Во второй половине 1940-х и в начале 1950-х гг. все более прочные позиции в системе отечественных воспитательных и образовательных учреждений завоевы­вает гигиенический аспект здорового образа жизни, что диктовалось, надо при­знать, суровой объективной необходимостью того периода. И. И. Мильман, осно­воположник советской системы гигиенического воспитания учащихся, еще в 1920-е гг. приступил к разработке уроков здоровья, так как считал учителя глав­ной фигурой в процессе обучения всех школьников «технике выполнения гигие­нических навыков». Его учениками и последователями была написана серия учеб­ных пособий, разъясняющих роль личной и социальной гигиены, а также практиче­ской области ее применения — санитарии — в деле сохранения работоспособности и здоровья человека, предупреждения болезней и увеличения продолжительности жизни. Среди авторов более позднего периода следует отметить И. И. Шувалова (1959), С. А. Аптаева (1964), В. А. Холодову, Т. В. Благодарову (1971), В. Н. Ку-динова (1974) и др. Во многих публикациях значительная роль в привитии детям навыков здорового образа жизни отводится воспитанию их в семье, подчеркива­ется необходимость создания условий для здорового быта, но авторами не разра­отаны ни концепция, ни конкретный механизм формирования здорового образа жизни школьников.

В многочисленных исследованиях этого периода делается попытка привлечь внимание работников просвещения к вопросу о необходимости создания оздорав-ливающей атмосферы в школах и иных воспитательно-образовательных учреж­дениях (М. А. Антропова, 1958; А. А. Гджанский, 1965; В. К. Шурухина, В. В. Вол­ков, 1964 и др.).

В конце 1980-х и в 1990-е гг. колоссально меняются как количественные, так и качественные параметры исследований, посвященных здоровью и вопросам орга­низации здорового образа жизни детей и учащейся молодежи, детально разраба­тывается и широко освещается в печати целый ряд непривычных или, точнее, ра­нее неприемлемых для нашей научной литературы тем и проблем, которые прежде либо стыдливо замалчивались (вопросы полового воспитания), либо нивелирова­лись, низводились до уровня «отдельных проявлений», совершенно «нетипичных для советского образа жизни». Считалось, что в нашем обществе «нет гносеоло­гических корней» для «язв капитализма»: детской преступности, детской нарко­мании, алкоголизма и т. п.; что среди наших школьников, которым обеспечено «счастливое детство», нет проблемы таких заболеваний, как туберкулез, астма, онкологические заболевания, как болезнь беспризорных и неустроенных детей — педикулез, свалившаяся «вдруг» на миллионы детских головок в дошкольных учреждениях и школах. Наступившее отрезвление, осознание всей глубины и се­рьезности громадного количества проблем, ставящих под угрозу будущее наших детей и юношества, заставило ученых во весь голос заговорить о неблагополучии в этой области воспитания и образования, о необходимости не только искать, но и находить пути и средства для выхода из сложившейся ситуации.

Однако без участия самого человека эти проблемы не решить.

Проблемам сохранения психического здоровья учащихся, методам коррекции психофизических отклонений, резервам повышения резистентности организма и устойчивости психики, нервной системы детей, активизации защитных механиз­мов детского организма, повышению работоспособности школьников, профи­лактике вредных привычек и другим не менее важным вопросам посвящены труды целого ряда ученых: К. В. Динейки, Г. Г. Демиргогляна, В. Ф. Матвеева, А. А. Гройсана, В. Г. Запорожченко, Г. Г. Мусалова, В. П. Дядичкина, А. А. Коз­лова, В. Ф. Базарного и др.

Особый интерес представляют работы С. Б. Мельникова (1989), Ю. Е. Дво­рянина (1991) и В. И. Аверкова (1991), в которых рассматриваются проблемы формирования психофизической защиты организма, индивидуальные програм­мы тренировок, направленных на раскрытие оздоровительных возможностей че­ловека и на саморегуляцию, но, к сожалению, эти работы остаются лишь в поле зрения специалистов.

Также с сожалением приходится констатировать, что при всем многообразии на­учных разработок и большом количестве проведенных исследований их результа­ты, выводы и рекомендации фактически не нашли отражения в содержании про­грамм, учебных планов и квалификационных характеристиках педагогических вузов, не послужили толчком к радикальному пересмотру существующей практики подготовки педагогических кадров, не привели к созданию единой и стройной системы «вуз — школа — семья», в рамках которой удалось бы обеспечить преем­ственность и взаимодействие составляющих в столь важном и общем деле оздо­ровления нации. Настал момент истины: здоровый образ жизни — это новая пси­хология человека третьего тысячелетия, именно поэтому сущность и функции здорового образа жизни отличаются от традиционных представлений о здоровье индивида. Обеспечить его может только сам человек.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 3009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.