Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преподаватель в сфере последипломного медицинского образования




Нет сомнения в том, что преподаватель в системе последипломного обучения отличается от такового в обычном медицинском вузе. Если студент воспринимает сказанное из уст преподавателя как истину, поскольку, как правило, он впервые слышит эту информацию, то в системе последипломного преподавания педагог имеет дело с равным или почти равным по опыту, а иногда и по знанию предмета. При этом слушатель нередко имеет сложившееся мнение, которое иногда не совпадает с тем, что говорит педагог. Понятно, почему педагог в учреждении последипломного образования должен намного превосходить по своей профессиональной квалификации обучающегося. Врач-слушатель должен ощущать, что-то, что ему сообщают, рассказывают, показывают,— только вершина айсберга знаний, которыми располагает преподаватель, неважно ассистент ли он, доцент или профессор. Отсюда становится ясным, какие высокие требования должны предъявляться к педагогу в системе последипломного обучения. Это должен быть специалист, прошедший через горнило практики, особенно если он клиницист. Знание данных литературы не может заменить личного опыта, когда речь идет о совершенствовании в избранной специальности, нередко путем проб и ошибок и их осмысления.
Многолетний опыт показывает, что нередко более успешно проявляют себя в роли педагогов-наставников обучающихся врачей люди, ранее побывавшие на практической работе и прошедшие школу жизни. К таким достойным абитуриентам на должность преподавателя в системе последипломного обучения следует проявлять особую заинтересованность.
Большое внимание при формировании педагогического корпуса личности будущего преподавателя следует уделять его характерологическим особенностям. Следует помнить, что способность стать хорошим преподавателем дана не каждому. Некоторые люди могут быть прекрасными научными работниками, хорошими практическими врачами, но отнюдь не полноценными преподавателями. Такие люди скованы в преподавательской работе, она их тяготит. Для педагогической деятельности следует иметь
предрасположенность, которую необходимо развивать, доброжелательно относиться к людям, обладать терпимостью к чужому мнению и самое главное — хорошо усвоить процесс преподавания.
В высшей профессиональной школе условно можно обозначить 4 уровня обучения, которыми должен овладеть преподаватель.

1. Первый уровень обучения — это умение ознакомить врача с тем или иным явлением, научить опознавать его, различать среди множества других. Этот уровень условно можно назвать информационным.

2. Второй уровень обучения предусматривает научить врача воспроизвести те или иные сведения о том или ином явлении, показать освоенные технические приемы. Обычно достижения этого уровня обучения проверяются при проведении семинаров и зачетов.

3. Третий профессиональный уровень обучения, которым должен владеть педагог,— научить врача применять полученные знания на практике, использовать их для построения диагностической гипотезы и составления схемы лечебных мероприятий. Можно с уверенностью сказать, что многие беды, связанные с неправильной диагностикой, зависят от того, что при обучении не всегда учитываются различия в психологии и принципах обучения для усвоения знаний на различных уровнях. Чаще и лучше обучение проводят на первом и втором уровнях, забывая о том, что врачу придется работать на третьем уровне.

4. Однако наиболее важно, чтобы педагог овладел четвертым уровнем профессионального обучения, стимулируя обучающегося к творческому процессу, когда врач на основе полученных знаний, трансформируя уже известные данные, предлагает свою оригинальную концепцию при проведении диагностического процесса и составлении плана лечения. Недостаточно опытный педагог чаще только преподносит истину, опытный учит ее находить, и это всегда привлекательно. Надо уметь заставить врача трудиться во время обучения. Поэтому в общении с обучающимися не должно быть излишнего школярства.

Современный преподаватель должен овладеть тестовым и программированным обучением и контролем знаний. Однако следует четко представлять себе, что никакое совершенствование тестового и программированного обучения не может заменить личного общения педагога и обучающегося. Поэтому наряду с внедрением и развитием этих методов педагог, работающий в системе последипломного образования, должен думать о различных приемах индивидуализации бучения. Лишь когда между педагогом и врачом протягивается незримая нить, устанавливается доверительный контакт, возможно осуществление полноценной преподавательской работы. Педагог в системе последипломного обучения должен прослушать и закончить специальные курсы по методике преподавания, включая и освоение всех технических новшеств, что повышает его потенциал и систематизирует подготовку. В то же время если он не будет открыт для обучающихся, которые всегда чрезвычайно чутко воспринимают личность преподавателя, то контакт с ним будет лишь формальный, что заставляет задуматься о том, что при приеме на должность преподавателя в системе последипломного обучения кандидаты должны проходить психологическое тестирование и собеседование, прежде чем решится вопрос об их окончательном зачислении. В системе медицинского последипломного образования требуется индивидуальная подготовка преподавателей. Здесь не могут работать посредственные педагоги, так как речь идет об обучении и воспитании врачей, от которых зависит жизнь людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.