Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и методы обучения взрослых в системе последипломного медицинского образования




Особенности психических функций взрослых людей.

Общеизвестно, что в отличие от учащегося школы или студента вуза, память взрослого человека в среднем менее объемна, он быстрее утомляется, ему труднее долгое время концентрировать внимание. С другой стороны, взрослый человек обладает существенным преимуществом, которого, как правило, нет у молодых людей, а именно - хорошо развитыми навыками мышления. Именно поэтому программа обучения взрослых требует гораздо большей четкости и строгости в определении понятий, структурированности учебного материала, системной представленности отдельных элементов курса. Продуманная и практически обоснованная структура учебной программы дает возможность максимизировать эффект обучения именно за счет включения наиболее сильных сторон взрослых слушателей в работу по усвоению учебного материала.

Форма обучения - это совокупность приемов и методов, используемых преподавателем в целях лучшего понимания и усвоения слушателями учебного материала. Метод обучения - это способ воздействия на слушателей для достижения поставленных в каждом конкретном случае целей занятия.
Часто в педагогике разделяют методы, ориентированные на преподавателя и ориентированные на слушателей. Такое разделение помогает в рациональном выборе метода. Это связано с тем, что, в действительности, регулярная смена формы обучения также важна, как и сам выбор такой формы. Для нашей системы последипломного образования наиболее традиционны такие методы обучения, как лекция и лекция-беседа. Очевидно, что они ориентированы, в основном, на преподавателя. Ими часто пользуются в школе и вузах. Воспринимать, а, главное, усваивать информацию, подаваемую в таком виде, достаточно сложно. Нам трудно слушать, длительное слушание утомляет. Так много информации запомнить трудно и, если говорить честно, порой просто невозможно. Поэтому если прочитать несколько укороченных лекций, перемежающихся другими формами обучения, эффект будет значительно выше.
Недостаток этих методов в том, что ориентация на преподавателя практически полностью отводит участнику роль пассивного слушателя. Люди обучаются лучше, если они активны в этом процессе, если они самостоятельно работают над материалом, размышляют над путями и способами его использования в своей работе, осознанно его перерабатывают для практической деятельности. При формах обучения, ориентированных на слушателя собственная активность участников не дает им выйти из учебной проблемы, заставляет вспоминать свой жизненный опыт, толкает к высказываниям и проговариванию только что услышанного. Новые знания, передаваемые преподавателем, становятся частью собственных мыслей участников, их собственными высказываниями, а новая информация—прочно усвоенной. На это нацелены такие формы обучения как тренинги, деловые игры, которые предполагают работу с партнером и работу в группе. Такие формы работы вовсе не означают, что преподавателю больше нечего делать. Наоборот, разработка заданий и материалов зачастую занимают больше времени, чем подготовка лекции. Во время проведения занятия преподаватель тоже должен находиться в распоряжении слушателей как консультант. содержание профессиональной деятельности и воспроизводил его в учебной программе.

По мнению Ф.Е, Вартанян и В.А. Алексеева (2000), наиболее успешными стратегиями обучения в медицине являются мультидисциплинарный, или интегративный подход, проблемное обучение и мультипрофессиональное обучение.

1. Мультидисциплинарная, или интегративная стратегия строится таким образом, что в процессе обучения объединяются дисциплины, которые обычно преподаются самостоятельно, на отдельных кафедрах (вариант модульной системы). Конкретные нозологические формы заболеваний, клинические случаи или иные профессиональные ситуации в медицинской практике рассматриваются одновременно с позиций разных дисциплин, позволяя обучающимся воспроизвести всеобъемлющую картину происходящего. Эта положительно зарекомендовавшая себя стратегия формирует и совершенствует профессиональное клиническое мышление, воспитывает глубокое понимание сущности патологических и иных процессов и создает устойчивую базу для принятия врачом эффективных решений.

2. Проблемное обучение подразумевает такую организацию учебного процесса, когда слушатели обучаются в процессе разрешения конкретной профессиональной проблемы. Они учатся не только решать ее, но и прогнозировать результат, глубоко понимая природу и механизм происходящего процесса. Это достаточно сложная педагогическая стратегия, которую практически невозможно отразить в единой программе. Достаточно заметить, что при анализе клинической проблемы привлекаются необходимые сведения из анатомии, физиологии, патофизиологии, внутренней медицины, хирургии, фармакологии и т. п. В результате такого подхода формируются профессионалы-специалисты, что особенно важно в последипломном образовании, обладающие всесторонними представлениями о процессах, происходящих в организме человека в конкретной ситуации, а, следовательно, и умением принимать адекватные, а часто и единственно возможные решения.

3. Мультипрофессиональное обучение подразумевает организацию образовательного процесса, когда медицинские работники с разной базовой подготовкой (а это реальность последипломного образования) обучаются в одной группе, на одном цикле или декаднике. Такая стратегия позволяет готовить специалистов, обладающих умением эффективно сотрудничать при решении задач, требующих, как нередко бывает в медицине и здравоохранении, коллективных усилий. Подобная стратегия возможна практически только в системе последипломного образования и применима при подготовке не только в таких областях, как медицинский менеджмент, социальная и медицинская психология, организация и экономика здравоохранения, медицинская экология, но и во многих сугубо клинических областях.

Приведенные стратегии, помимо прочего, обладают одним общим достоинством, они способствуют ликвидации разрыва, который традиционно складывается межу образованием и практикой; они предполагают освоение профессиональных умений, необходимых в повседневной работе, а не простое накопление знаний, которые их обладатель не всегда умеет правильно применить.
Ф.Е. Вартанян и В.А. Алексеев в книге «Последипломное медицинское образование на современном этапе» (2000г) формулируют следующие
рекомендации относительно современной стратегии медицинского образования:

§ от знаний о том, что делать, переходить к знаниям, как делать

§ от пассивного обучения переходить к активному

§ от простой передачи информации переходить обучению решать проблемы; материала

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.